Britten-Norman BN-2 Islander
Варианты:
Britten-Norman - BN-2 Islander - 1965 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1965


Самолет местных авиалиний
Описание
Фотографии:

Цветные фото (28)
Britten-Norman BN-2 Islander

  История самолета Britten-Norman BN-2 Islander началась в 1964 году, когда Десмонд Норман и Джон Бриттен приступили к проектированию нового легкого пассажирского/транспортного самолета для местных авиалиний, рассматривавшегося в качестве замены уже порядком устаревшему de Havilland Dragon Rapide и другим самолетам подобного назначения. Проект вызвал живой интерес у потенциальных заказчиков, и в сентябре 1964 года была начата постройка первого прототипа машины, получившей обозначение BN-2 Islander, а уже 13 июня 1965 года самолет совершил первый полет Машина была оснащена двумя двигателями Rolls-Royce/Continental IO-360-B мощностью по 210 л. с. По результатам испытаний в конструкцию машины были внесены отдельные усовершенствования, наиболее существенными из которых стали увеличение размаха крыла на 1,22 м и установка новых двигателей - Avco Lycoming O-540-E мощностью 260 л. е., ставших после этого стандартными на самолетах данного типа.
  BN-2 Islander первой производственной партии представлял собой цельнометаллический высокоплан с фюзеляжем прямоугольного сечения, однокилевым хвостовым оперением и неубирающимся трехстоечным колесным шасси со спаренными колесами на основных стойках. Самолет был рассчитан на пилота и девятерых пассажиров, которые располагались в пассажирском салоне шириной всего 1,09 м. Причем кресла располагались в ряд "от борта до борта", без межкресельного прохода - посадка осуществлялась через две двери, расположенные на левом борту, и одну - на правом борту (каждая дверь была рассчитана на свой ряд кресел). Первый серийный самолет поднялся в воздух 24 апреля 1967 года, а 13 августа того же года первая машина данного типа поступила в коммерческую эксплуатацию. В середине 1969 года на смену BN-2 пришел модернизированный BN-2A, отличавшийся лучшей аэродинамикой и новейшим оборудованием, а также получивший новое приспособление для загрузки багажа с борта. С 1978 года в серию пошла модификация BN-2B Islander II, которая отличалась от предшественников преимущественно большей максимально допустимой посадочной массой, улучшенным внутренним дизайном салона и воздушными винтами уменьшенного диаметра (это должно было снизить уровень шума в кабине и салоне).
  По ходу эксплуатации были разработаны различные образцы оборудования, существенно повысившие эффективность их использования для решения различных задач. Сначала машины получили поршневые двигатели Avco (Textron) Lycoming IO-540-K1BS мощностью по 300 л. с., а затем - турбовинтовые двигатели Allison 250-BI7C эффективной мощностью на валу 320 л. с. (такие самолеты получили обозначение BN-2T Turbine Islander). Кроме того, имелась возможность удлинения носовой части самолета для увеличения объема перевозимого багажа; запас топлива был увеличен за счет оборудования двух концевых топливных баков, а двигатель затем стали оснащать системой турбонаддува Rajay. Имелась возможность размещения под крылом двух дополнительных топливных баков емкостью по 227 л каждый.
  Кроме пассажирской модификации имелись транспортный вариант(пассажирские кресла складировались в заднем багажном отделении) и санитарный самолет (с размещением трех носилок и двух сопровождающих). Самолет мог использоваться также для решения разнообразных вспомогательных задач. Были спроектированы и построены военизированные версии данной машины: Defender и Maritime Defender, которые могли применяться в качестве санитарно-эвакуационного, патрульного, транспортного и поисково-спасательного.
  Коммерческий успех самолетов данного семейства подтвержден на практике - по многочисленным контрактам для заказчиков из 120 стран мира было построено 1280 самолетов, причем около 760 из них до сих пор находятся в эксплуатации. Значительное количество самолетов было построено по лицензии в Румынии, 35 машин собраны на Филиппинах из компонентов, поставленных "Britten-Norman".
  Однако в 1972 году по финансовым причинам контроль над компанией перешел к "Fairey Group". В следующем году сборочная линия Islander была перенесена из Бембриджа в Госсели (Бельгия), но в 1977 году "Fairey Group" сама уже прекратила свое существование, а подразделение "Britten-Norman" было продано швейцарскому концерну "Oerlikon- Buhrle", владевшему тогда компанией "Pilatus". В итоге продолжателем программы Islander стала компания "Pilatus Britten-Norman Ltd", перенесшая линию окончательной сборки на остров Уайт. 21 июля 1998 года компания "Pilatus" продала британское подразделение "Britten-Norman", после чего компания возродилась под своим первоначальным названием и продолжила постройку самолетов семейства Islander. В настоящее время компания принадлежит семье Завави, выходцам из Омана, и по состоянию на конец 2008 года предлагала потенциальным заказчикам самолеты модификаций BN-2B и BN-2T. Кроме того, ведется проектирование модификации BN-2C Islander, отличающейся новыми кабиной, авионикой и серповидными воздушными винтами. Часть из внедренных усовершенствований могут быть реализованы и на самолетах предыдущих моделей. В продуктовой линейке компании также имеется самолет Defender 4000, оснащенный турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce 250, электронным пилотажным индикатором и специальным оборудованием, предназначенным для решения различных задач в интересах военных.


Варианты

  Defender: многоцелевая военная модификация, предназначена для решения широкого круга задач - противоповстанческий, передовой авианаводчик, медико-эвакуационный, патрульный, легкий транспортный и пр. Основное отличие от гражданской модификации - наличие четырех подкрыльевых узлов подвески, на которых возможна подвеска груза массой до 1134 кг, в т. ч. контейнеров с пулеметами и НАР, бомб, ракет, ПТБ или контейнеров РЭБ
  Maritime Defender: патрульная модификация, предназначенная для патрулирования прибрежных районов, ведения поисково-спасательных операций и защиты эксклюзивной экономической зоны; продолжительность полета 8 ч, в носовом обтекателе установлена РЛС, полезная нагрузка - спасательное оборудование (плотики и пр.) или вооружение на подкрыльевых узлах


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Britten-Norman BN-2B Islander II

  Тип: самолет местных авиалиний
  Силовая установка: два поршневых двигателя с горизонтальным расположением цилиндров Avco Lycoming O-540-E4C5 мощностью по 260 л. с. (194 кВт)
  Характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 2135 м - 257 км/час; экономическая крейсерская скорость на высоте 3660 м - 241 км/час; практический потолок 4450 м; дальность при полете с экономической крейсерской скоростью при полной нагрузке 1400 км
  Масса: пустого снаряженного 1638 кг; максимальная взлетная 2994 кг
  Размеры: размах крыла 14,94 м; длина 10,86 м; высота 4,18 м; площадь крыла 30,19 м2
Pilatus Britten-Norman BN-2 Islander.
Taurama Industries, a timber investments company is one of the many logging concerns operating their own aircraft, in this case, a BN Islander P2-TFI.
Cook Island Air's Britten-Norman BN-2A Islander, ZK-KHB, c/n. 511, at Rarotonga from which it operates a regular service to Aitutaki
A well-travelled BN-2B-20 Islander, 8P-TAG of Trans Island Air, photographed by Roger Kunert at Bridgetown, Barbados. With c/n 2208, it was first registered as G-BPLP in May 1989 before moving to China as B-3903, then to Florida as N32GM, before sale to its present owner in 1995.
Air Caraibes BN2 Islander F-BTGO at Antigua Airport.
While the clouds gather around the tree tops, villagers view the turnround of Vanair Islander P2-VAB at Bitnan.
The Toucan band after all their equipment had been loaded on board, pictured with the author.
Carib Air's BN2 V2-LCL at Antigua.
Montserrat Airways home base.
Первым самолетом "Air Atlantique", использующимся для борьбы с загрязнениями, был Islander, но он не удовлетворял все растущим запросам. Эта машина применялась в интересах Береговой охраны Фолкстона. Она продолжала службу и в 2012 году, но уже находясь в собственности фирмы "Reconnaissance Ventures Ltd".
Britten-Norman's BN-2 Islander is perfectly suited for operating from rugged landing strips around the Falkland Islands.
VP-FBN takes off from a snowy airfield on a regular passenger flight.
VP-FPN was built by Britten-Norman in 1990 and continues to serve with the FIGAS. The aircraft is dedicated to passenger service and air ambulance flying when required.
FIGAS largely dedicates VP-FBO to fishery patrol missions.
Islander стал классическим транспортным самолетом местных авиалиний. Изображенный здесь BN-2B компании "Loganair" является типичным представителем семейства этих машин, обслуживавших региональные маршруты.
Another day in the office - a typical view from the cockpit of a Britten-Norman Islander, on this occasion while en route from Whitehorse in Canada’s Yukon to Anchorage, Alaska, in 1977. Continuing the Norman connection, Janet ferried the Norman Aeroplane Company’s first production NAC-6 Field­master from Cardiff to Singapore in January 1988.
Семь Islander AL.Mk 1 заменили в британской Армии самолеты DHC Beaver. Они служат в учебном звене в Миддл Уаллопе и в 1-м авиазвене в Северной Ирландии (на снимке). Самолеты CC.Mk 2 и CC.Mk 2A используются авиазвеном ВВС в Нортхолте.
Army Air Corps Islander AL1 ZG845 is one of three set to be transferred to the Royal Air Force in 2018.
One of the three MBB BO 105 helicopters assembled by the National Aero Manufacturing Corporation so far delivered to the 205th Airlift Wing is seen here with rocket armament, with a Navy Islander in the background.
Прочность, надежность и простота обслуживания BN-2 сделали его привлекательным для вооруженных сил стран третьего мира. Эти невооруженные машины принадлежат Белизу, где они в основном применяются для борьбы с наркоторговцами.
Турбовинтовой вариант BN-2T, оснащенный ТВД Allison 250-B17C, был разработан с расчетом на увеличение мощности при одновременном сокращении массы силовой установки. Около 70 BN-2T, -2T4R и -2T4S были проданы нескольким странам, в основном в варианте Defender.
Самолеты позволяют полиции сразу перевозить много людей и грузов с большой скоростью. Федеральная полиция Мексики, к примеру, располагает тактическими транспортными самолетами CN.235. Полиция Большого Манчестера в Великобритании широко использует BN-2T-4S Defender 4000 (модификация Islander).
Организация "Channel Islands Air Search" (CIAS). Базирующаяся на острове Гернси, CIAS была создана четырьмя добровольцами в 1980 году для поисково-спасательных работ и борьбы с загрязнениями в районе Нормандских островов. Ее единственный самолет - модифицированный Islander - носит имя "Lions Pride". Он был приобретен в 1993 году и оснащен поисковой РЛС с дальностью обнаружения 39 км, ИК-системой, поисково-навигационной системой и оборудованием ночного видения.
Resprayed at Shoreham during September 1992 in this attractive search-and-rescue scheme, Channel Islands Air Search's PBN BN-2B-21 Islander G-CIAS, complete with elongated radar nose, is seen here after return to its Guernsey base. The aircraft will shortly replace CIAS's veteran PA-E23-250 Aztec E G-BBWM.
Defender с РЛС CASTOR MTI использовался в качестве летающей лаборатории британской Армии. Позднее программу сделали совместной с ВВС, и для испытаний новой РЛС ASTOR уже использовался самолет Gulfstream V.