Piper PA-23 Apache и Aztec
Прототип нового двухмоторного самолета Piper PA-23 Twin-Stinson выполнил первый полет 2 марта 1952 года. PA-23 - цельнометаллический двухкилевой низкоплан с крылом консольного типа, убираемым шасси с носовой опорой, закрытой четырехместной кабиной и двумя моторами Avco Lycoming O-320 мощностью по 150 л. с. (112 кВт). Двухкилевое оперение вскоре заменили обычным однокилевым. В обновленном виде машину в 1954 году запустили в серию как PA-23 Apache. Построено 2166 самолетов, в том числе 1231 первой серийной модификации. За исходным вариантом в 1958 году последовал PA-23 Apache 160 с моторами O-320-B мощностью 160 л.с. и измененным интерьером кабины, которая стала четырех-/пятиместной; построено 816 самолетов. В 1962 году появился PA-23 Apache 235 со стреловидным хвостовым оперением и 235-сильными 6-цилиндровыми моторами O-540-B1A5; построено 119 машин.
Когда объем продаж Apache сократился, компания "Piper" разработала улучшенный шестиместный вариант с моторами O-540 мощностью 250 л.с. В серию его запустили как PA-23-250 Aztec. В 1959-1960 годах ВМС США закупили 20 таких самолетов под обозначением UO-1 (в 1962 году изменено на U-11A) для использования в качестве многоцелевых. Вариант Aztec выпускался до 1982 года. Одной из последних его модификаций был самолет PA-23-250 Aztec F. Также строился PA-23T-250 Turbo Aztec F с моторами TIO-540, снабженными турбонагнетателями Garrett.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
PA-23T-250 Turbo Aztec F
Тип: легкий шестиместный самолет общего назначения
Силовая установка: два 6-цилиндровых ПД Avco Lycoming TIO-540-C1A мощностью по 250 л. с. (186 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5640 м - 407 км/ч; практический потолок 7315 м; максимальная дальность с полной заправкой 2120 км
Масса: пустого 1507 кг; максимальная взлетная 2359 кг
Размеры: размах крыла 11,37 м; длина 9,52 м; высота 3,07 м; площадь крыла 19,23 м2
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 215
В конструкции самолета Aztec учтен опыт производства и эксплуатации его предшественника - Apache. Изображенная на рисунке машина была построена в 1976 году, ее эксплуатировали во Франции до 2012 года.
-
Мировая Авиация 215
Этот Piper PA-23-250E Aztec принадлежал ВВС Испании.
-
Мировая Авиация 200
Последней базовой серийной моделью семейства PA-23 стал Aztec F, выпущенный в 1976-1981 годах в количестве 714 экземпляров.
-
Мировая Авиация 200
Aztec F отличался удлиненной на 30,5 см и более острой носовой частью фюзеляжа, которая появилась впервые на Aztec E. Изображенный самолет - прототип "F" во время первого полета 15 апреля 1975 года в Лок Хевене.
-
Мировая Авиация 200
Военные "индейцы". В феврале 1960 года ВМС США получили 20 самолетов Piper Aztec, которые использовались в качестве транспортных. Самолеты получили обозначение UO-1, представляли собой стандартные Aztec с короткой носовой частью и оснащались двигателями Lycoming O-540-A1A. Вариант для ВМС отличался от гражданских моделей установкой противообледенительной системы воздушного винта, наличием кислородной системы и дополнительного радиосвязного оборудования. В 1962 году самолеты в ВМС США получили обозначение U-11A (на фото), а начиная с середины 1960-х годов, новые и бывшие в эксплуатации Apache и Aztec для использования в роли учебных и связных приобрели также Испания и ряд других стран. Сегодня PA-23 эксплуатируют Аргентина, Боливия, Камерун, Коста-Рика, Мадагаскар, Мексика и Венесуэла.
-
Air Pictorial 1957-02 / Air Pictorial's photo-review
Piper PA-23 Apache (N1000P) four/five-seater also utilises O-320 engines and Tri-Pacer colours, but with additional "Dakota black'-trim.
-
Мировая Авиация 215
С килем исходной формы Apache выглядел несколько устаревшим. Этот PA-23 Apache 160 разбился при посадке в 1976 году.
-
Мировая Авиация 200
PA-23 Apache помог компании "Piper" занять на рынке нишу, где компания доминировала в 1960-1980-х годах.
Piper PA-23 Apache 160. -
Air Pictorial 1988-01 / G.Roberts - The A.A. - Courtesy and Care
Previous aircraft used by the A.A. - Piper PA-23 Apache 160G G-APZE (1963-71).
-
Air Pictorial 1958-01
Four/five-seater twins of two generations are housed together at Bankstown, Sydney. Monospar ST-12, VH-UTH (c/n. 36), owned by L. G. Taylor, was delivered in 1935, while the Peel River Mining Co.'s Apache, VH-PKA, is of 1957 vintage.
-
Air Pictorial 1957-12
We have seen all types of oil paintings in places ranging from the National Gallery to those hanging in the old fashioned parlour, but never thought to see one on the side of an aircraft. The owner of this Piper Apache must either like the view or is trying to hide something.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Latest version of the Vecto Geronimo conversion of the Piper Apache 160
-
Air Pictorial 1976-03 / J.Wegg - Saudia - Saudi Arabian Airlines /Airline History/
One of the Saudia Charter Division's Piper Apache 235s, HZ-AFB, in the original colour scheme at Dhahran
-
Air Pictorial 1977-01
A Woolsington visitor on 11/11/76 was Aztec D F-BUTF in the distinctive livery of Brittany Air International.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Самой мощной версией в семействе Apache стал PA-23-235, впервые превысивший скорость более 322 км/ч. Впрочем, ввиду перехода на модель Aztec, было выпущено всего 118 таких машин.
Piper Apache 235 tour five-seat transport (two 235 hp Lycoming O-540-B1A5 engines) -
Air Pictorial 1961-12 / The Managing Editor - Piper Aztec
Climbing away on one engine - the other was stopped just as the aircraft left the ground - Aztec G-APYX is carrying a full load and started its take-off only 400 yards from this point
-
Air Pictorial 1961-12 / The Managing Editor - Piper Aztec
The standard Aztec is a five-seater with a baggage capacity of 35 lb. per person. Entrance is through a door on the starboard side
-
Air Pictorial 1961-12 / The Managing Editor - Piper Aztec
The "stabilator", an all-moving tailplane, has a trim tab which acts both as an anti-servo tab and as an adjustable pilot-controlled fore-and-aft trim tab
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Piper PA-23-250 Aztec B (two 250 hp Lycoming O-540 engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Piper PA-23-250 Aztec C (two 250 hp Lycoming IO-540-C4B5 engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Piper PA-23 Aztec 250
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Piper PA-23-250 Aztec E six-seat cabin monoplane (two 250 hp Lycoming IO-540-C4B5 engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Piper Turbo Aztec F.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / B.Martin - Britain's civil aircraft register
Piper E23 Aztec, G-BBOM, seen at Biggin Hill in March 1974.
-
Aeroplane Monthly 1978-01 / B.Martin - Britain's civil aircraft register
Also seen at Humberside was Boston Deep Sea Fisheries' Piper Aztec F, G-BOST.
-
Air Pictorial 1977-04
One of the latest out-of-sequence registrations: Aztec 250F G-SHIP, c/n. 27-7754015, delivered to the Shetland Shipping Line via Castle Donington 21/1/77 and shown at Shannon 3/2/77
-
Air Pictorial 1986-01 / J.Cook - Airlines of the World
Air Martinique's Piper Aztec, F-OGGU, at St. Vincent in March 1983, with the tail of Islander F-OGGP visible behind
Другие самолёты на фотографии: Britten-Norman BN-2 Islander - Великобритания - 1965
-
Мировая Авиация 200
Военные "индейцы". В феврале 1960 года ВМС США получили 20 самолетов Piper Aztec, которые использовались в качестве транспортных. Самолеты получили обозначение UO-1, представляли собой стандартные Aztec с короткой носовой частью и оснащались двигателями Lycoming O-540-A1A. Вариант для ВМС отличался от гражданских моделей установкой противообледенительной системы воздушного винта, наличием кислородной системы и дополнительного радиосвязного оборудования. В 1962 году самолеты в ВМС США получили обозначение U-11A (на фото), а начиная с середины 1960-х годов, новые и бывшие в эксплуатации Apache и Aztec для использования в роли учебных и связных приобрели также Испания (на фото) и ряд других стран. Сегодня PA-23 эксплуатируют Аргентина, Боливия, Камерун, Коста-Рика, Мадагаскар, Мексика и Венесуэла.
Piper Turbo Aztec in Spanish Air Force insignia -
Air International 1980-06 / J.Serrano - Iberian air cover upgraded
The Beech B55 Baron (background) and the Piper PA-23 Aztec currently equip a refresher unit, Escuadron 423.
Другие самолёты на фотографии: Beechcraft Model 55/58 Baron - США - 1960
-
Air Pictorial 1978-01
Traffic at Warton reflects B.A.C.'s extensive workload on Tornado production for the Services and overseas governments as well as liaison with other British Aerospace factories. Visitors 17/11/77 were (left to right): Aztec G-BCEX from B.A.C.. Weybridge; Heron G-ANUD, British Nuclear Fuels; Aztec G-BADE, Marconi-Elliott; Basset. A. & A.E.E., Boscombe Down; Learjets D-COCO and D-COSA from the German MBB company; Cessna 402B G-BADT, Warton comms. aircraft to London; Basset XS770, also from Boscombe Down; German F-104G; R.A.F. Canberra in for refurbishing.
Другие самолёты на фотографии: Beagle Basset / B.206 - Великобритания - 1961Cessna 411/401/402/421/414/404 - США - 1962De Havilland Heron / D.H.114 - Великобритания - 1950English Electric / BAE Canberra - Великобритания - 1949Learjet Learjet 35 / 36 - США - 1973Lockheed F-104G Starfighter - США - 1959
-
Мировая Авиация 200
Компании "Melridge Aviation" и "Jobmaster" предлагали вариант Aztec с поплавковым шасси Edo 4930. Самолет назвали Aztec Nomad, на фотографии - первая переоборудованная таким образом машина, отличавшаяся дополнительной дверью по левому борту.
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Robertson STOL conversion of the Piper Aztec, showing drooped ailerons and cambered wingtips
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Robertson STOL conversion of the Piper Aztec, showing drooped ailerons and cambered wingtips
-
Air Pictorial 1961-12 / The Managing Editor - Piper Aztec
Flight instruments and electrical controls are on the port side; the centre panel carries the radio; and engine instruments are on the starboard panel
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Interior of a Piper Apache 235.
- Фотографии