Камов Ка-50 Черная акула
Варианты:
Камов - Ка-50 Черная акула - 1982 - Россия
Страна: Россия
Год: 1982
Вертолет

Одноместный боевой вертолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (72)
Ка-50 "Черная акула" и Ка-52 "Аллигатор"

  Ка-50 (обозначение НАТО - "Hokum-A") - это специально спроектированный боевой авиационный комплекс, включающий вооружение, систему управления огнем и пилотажно-навигационные средства и предназначенный для борьбы с танками и другими бронированными целями и для огневой поддержки наземных войск.
  Специалисты ОКБ Камова при определении облика новой боевой машины проработали несколько вариантов, но в конечном итоге, принимая во внимание опыт, полученный при работе над вертолетами Ка-25Ф и Ка-29, выбор был сделан в пользу традиционной для фирмы соосной схемы, причем вертолет было решено делать одноместным.
  Фюзеляж вертолета состоит из трех частей, соединенных двумя технологическими разъемами: передней, включающей носовой отсек, кабину пилота, переднюю опору шасси; средней силовой части и хвостовой части, на которой установили хвостовое оперение самолетного типа. К средней части крепится крыло, основные опоры шасси, силовая установка (два ТВаД ТВ3-117ВМА, ВСУ АИ-9, главный редуктор ВР-80, два промежуточных редуктора ПВР-800 и др.), несущая система и ограниченно подвижная пушечная установка.
  В носовом отсеке размещены блоки обзорно-поисковой и прицельной системы. Кабина - бронированная и герметизированная, оснащена катапультным креслом типа К-37. Броня образована разнесенными стальными и алюминиевыми листами, включенными в силовую схему. Крыло - трапециевидной формы в плане, с прямой передней кромкой, под его консолями размещены четыре балочных держателя для подвески средств поражения и пусковые устройства УР "воздух-воздух". В концевых частях крыла размещены обтекатели с кассетами ложных тепловых целей. Шасси - убирающееся, трехопорное, с одноколесными основными опорами и двухколесной носовой опорой. Общая емкость топливной системы - 1875 л.
  Первый полет опытный вертолет выполнил 17 июня 1982 года. По результатам продолжительных сравнительных государственных испытаний предпочтение вначале было отдано вертолету В-80 (Ка-50).

  В течение 1982-1990 годов фирмой "Камов" было построено пять опытных экземпляров вертолета, в 1990 году выдается разрешение на постройку установочной партии из 12 машин, а в 1991 году Ка-50 был передан в серийное производство на ААК "Прогресс" в городе Арсеньев на Дальнем Востоке, где эти 12 вертолетов и построили. Указ Президента РФ о принятии Ка-50 на вооружение был подписан 28 августа 1995 года, однако массовые поставки вертолетов в войска так и не начались. Серийное производство Ка-50 возобновлено в Арсеньеве в 2006 году, к 2009 году достроено еще пять машин, остальные же достраиваются в варианте Ка-52.
  Разработано несколько вариантов вертолета Ка-50: базовый вариант - одноместный боевой вертолет - штурмовик Ка-50 с обзорно-прицельным комплексом "Шквал-В" дневного действия; Ка-50Ш - одноместный боевой вертолет круглосуточного действия, выполнивший первый полет 4 марта 1997 года и оснащенный комплексами "Шквал-В" и "Самшит-50" (последний - это обзорно-прицельная тепловизионная система, которая и обеспечивает вертолету всесуточность боевого применения); Ка-50-2 "Эрдоган" - двухместный, по схеме тандем, боевой вертолет с БРЭО израильского производства, созданный в 1999 году для участия в тендере на боевой вертолет, объявленный МО Турции.
<...>
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ка-50 "Черная акула"

  Тип: одноместный боевой вертолет
  Силовая установка: два ТВаД ТВ3-117ВМА мощностью по 2200 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость 315 км/ч; крейсерская скорость 270 км/ч; скороподъемность - не менее 8 м/с; динамический потолок 5500 м; статический потолок 4000 м; практическая дальность полета 545 км
  Масса: пустого 7700 кг; максимальная взлетная 10 800 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14,50 м; длина по фюзеляжу 14,20 м; длина с вращающимися винтами 16,00 м; высота 4,93 м
  Вооружение: одна ограниченно подвижная 30-мм пушка 2А42, плюс до 2000 кг полезной нагрузки на четырех внешних узлах подвески - ПТУР "Вихрь" (4х3), контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушками, УР "воздух-воздух", блоки НАР разного калибра и др.
Второй опытный В-80
Второй опытный В-80 после перекраски
Окно станции «Меркурий» на опытном вертолете В-80
Ка-50Ш, первый вариант размещения ГОЭС-640
Этот же вертолет на выставке в Абу-Даби
Новое положение «Самшит-50» на вертолете Ка-50Ш
«Борт 018» в ходе дальнейшей модернизации был оборудован системами «Самшит-50» и ТОЭС-520
Ка-50Ш в полете
Четвертый опытный Ка-50, дооборудованный в ночной вариант
Первый серийный Ка-50 в исходной конфигурации в небе над Словакией
Ка-50 в небе над Словакией
Были построены лишь несколько Ка-50 (на снимке) и всего один Ка-52. Вертолеты Ка-50 поступили в 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации (Торжок, Тверская область).
На данном Ка-50 хорошо вида оптико-электронная система, оборудование которой установлено в носовой части. 30-мм пушка смещена вправо и может отклоняться на 15° по азимуту (по другим данным - на 11°) и на 30° по углу возвышения.
"Краса и гордость" российской авиации - пара Ка-50, прибывших в Чечню из торжокского ЦБП, на стоянке аэродрома Ханкала близ Грозного.
Камовцы и арсеньевцы у Ка-50 на аэродроме Грозный (Северный). Четвертый слева - старший группы В.В. Зарытов
Миссия завершена. Снимок на память
Обслуживание двигателя ТВ3-117ВМА
Сборка редуктора
А.С. Папай (в центре в летном светлом комбинезоне) среди камовцев после первого вылета
«Наш» киргизский АПА
Ка-50 в Сызранском ВВАУЛ
Ка-50 отличается высоким боевым потенциалом, хотя споры о качествах одноместного боевого вертолета до сих пор не утихают в экспертном сообществе.
В 1992 году на авиашоу в Фарнборо был показан проект УР 9М120 в версиях 9М120М или 9М121 "Вихрь-М" (также сообщалось о версии АТ-Х-16 или АТ-16). Вероятно, у новой ПТУР средней дальности с лазерным наведением и трубчатой ПУ радиус действия больше, чем у УР 9М120. Длина ПТУР 2,8 м, масса 45 кг. Предполагается, что УР 9М120М, часто подвешиваемая в контейнерах на пилонах ударного вертолета Ка-50 (фото), может пробивать броню толщиной более 1000 мм. Считается, что масса боеголовки УР около 8 кг. Ракета оснащается сложными неконтактными и контактными взрывателями и может использоваться также против воздушных целей.
Российские военные располагают небольшим количеством Ка-50, но они успели принять участие в боевых действиях. Планируется, что Ка-50/52 будут действовать в интересах подразделений спецназа, а основным боевым вертолетом станет Ми-28.
Серийный Ка-50, принимавший участие в военных учениях "Рубеж-2004", проходивших на высокогорном полигоне "Эдельвейс" в Киргизии. Данный вертолет имеет наюболее совершенную на настоящий день конфигурацию из всех одноместных машин семейства
Ка-50 - первый и пока единственный в мире одноместный боевой вертолет. Такая машина по размерам меньше двухместного, но нагрузка на одного члена экипажа в боевом вылете очень высока.
Ка-50 с установленным БКО. Видны «глаза» станции предупреждения о ракетной атаке и «шары» СОЭП в районе основных стоек шасси. Датчики СПЛО и устройства выпуска ложных целей - на законцовках крыла
Ка-50 с установленным БКО. Видны «глаза» станции предупреждения о ракетной атаке и «шары» СОЭП в районе основных стоек шасси. Датчики СПЛО и устройства выпуска ложных целей - на законцовках крыла
Ка-50 уходит на полигон
Вспышка под фюзеляжем - работает СОЭП
Ка-50 перед полетом в Словакию
Кадр из фильма: «Я знаю, ты справишься» (разговор конструктора с машиной)
Also making its debut at Farnborough, Kamov’s Ka-50 'Hokum', in an overall black scheme with 'Werewolf' titling on the fin, did not achieve the expected impact at the Show due to being relegated to static display only throughout the week.
Первый выезд за рубеж. Демонстрация Ка-50 на выставке в Фарнборо, 1992 г.
Ка-50 с полным комплектом вооружения
Серийный Ка-50 - участник ряда международных авиасалонов, в том числе в Фарнборо в сентябре 1996г., ЛеБурже в июне 1997г. и Чжухае в ноябре 2000г.
Кадр из фильма «Черная акула»
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Вертолет Ка-50 стали называть "Черная акула" после того, как окрашенная в черный цвет машина снялась в одноименном рекламном фильме. Ка-50 отличается высокими летными данными, хорошей бронезащитой и мощным вооружением.
Во время выступления на авиашоу в Дубае в 1993 году новейший ударный вертолет Ка-50 наглядно продемонстрировал высокую маневренность и способность к высшему пилотажу.
Групповой снимок со словацкими пилотами
Последние Ка-50 на аэродроме в Торжке
Начало производства вертолетов Ка-50
Приостановка производства Ка-50. На переднем плане - вертолеты Ми-34С
Ка-50 находился в опытном производстве фирмы "Камов". Серийное производство было поручено заводу "Прогресс" в городе Арсеньев.
Сборочный цех опытного завода
Надпись на опытном В-80 с итоговыми показателями испытательных полетов