Airspeed AS.51 и AS.58 Horsa
В декабре 1940 года фирма "Airspeed" получила спецификацию Х.26/40 Министерства авиации на десантный планер, имевший почти вдвое большую грузоподъемность, чем американский Waco CG-4A Hadrian. После того, как проект Airspeed AS.51 был одобрен, Министерство заказало семь прототипов: два были собраны фирмой "FAIREY" для летных испытаний и еще пять машин, построенных на заводе "Airspeed" в Портсмуте, - для грузовых испытаний британской армией.
Конструкция AS.51 состояла из 30 отдельных узлов, выпускавшихся разными деревообрабатывающими предприятиями (в основном, мебельными фабриками). Планеры собирали и испытывали в подразделениях обслуживания (MU, Maintenance Units) Королевских ВВС. Подобным образом было изготовлено около 3000 этих аппаратов. Лишь около 700 планеров AS.51 были изготовлены, собраны и испытаны в одном месте - на предприятии "Airspeed" в Крайстчерче в Гэмпшире.
Одновременно с AS.51, получившим обозначение Horsa Mk I, выпускался планер AS.58 с откидывающейся носовой частью фюзеляжа, что позволяло загружать в него автомобили и пушки. Эта модификация получила обозначение Horsa Mk II.
Планер Horsa имел деревянную конструкцию с фанерной обшивкой. Под каждой консолью высокорасположенного крыла был установлен воздушный тормоз. Фюзеляж, состоящий из трех секций, вмещал экипаж из двух человек и до 25 десантников. Трехстоечное шасси с носовым колесом было неубирающимся. В случае посадки на сильнопересеченной местности основные стойки могли сбрасываться. При этом приземление производилось на переднюю стойку и лыжу под центральной частью фюзеляжа. AS.58 имел сдвоенные колеса передней стойки шасси.
Прототип AS.51, буксируемый бомбардировщиком Armstrong Whitworth Whitley, впервые поднялся с аэродрома Грейт Уэст 12 сентября 1941 года, а вскоре серийные планеры стали поступать на вооружение RAF.
Боевое крещение планера Horsa состоялось 10 июля 1943 года, когда 27 планеров, отбуксированных из Великобритании в Северную Африку, были задействованы при вторжении на Сицилию. Позднее эти планеры, использовавшиеся как RAF, так и ВВС США, сыграли важную роль при вторжении в Нормандию в июне 1944 года, вторжении в южную Францию в августе, в сентябре - в Арнхеме и в ходе форсирования Рейна в марте 1945 года.
Помимо семи прототипов, фирма "Airspeed" изготовила 470 планеров Mk I и 225 Mk II, фирма "Austin Motor Company" - 300 штук Mk I и 65 штук Mk II, а еще 1461 Mk I и 1271 Mk II пришлось на долю различных субподрядчиков, самым крупным из которых был изготовитель мебели Харрис Лебьюс. Таким образом, общее количество построенных машин составляет 3799 экземпляров.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Airspeed AS.51 and AS.58 Horsa
Тип: транспортно-десантный планер
Летные характеристики: максимальная скорость буксировки 241 км/ч; нормальная скорость планирования 161 км/ч
Масса: пустого 3797 кг; максимальная взлетная 7031 кг (Horsa Mk I) и 7144 кг (Horsa Mk II)
Размеры: размах крыла 26,82 м; длина 20,42 м (Horsa Mk I) и 20,70 м (Horsa Mk II); высота 5,94 м (Horsa Mk I) и 6,20 м (Horsa Mk II); площадь крыла 102,56 м2
- Описание
Фотографии
-
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
Регистрационный номер: LF724 "Хорса" с опознавательными знаками раннего образца, Великобритания, 1941г.
-
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
Регистрационный номер: LF915 Английский "Хорса" - участник операции "Оверлорд", Нормандя, лето 1944г.
-
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
Американский "Хорса" - участник операции "Оверлорд", Нормандя, лето 1944г.
-
Мировая Авиация 20
Регистрационный номер: DG597 [4] Планер с бортовым номером DG597 - прототип AS.51 Horsa. Снимок сделан в сентябре 1941 года, незадолго до первого полета. Видны выпущенные посадочные щитки.
-
Aeroplane Monthly 1979-10 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (1)
Регистрационный номер: DG597 [4] The Horsa, DG597, in September 1941.
-
Aeroplane Monthly 1979-10 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (1)
Регистрационный номер: RN310 [2] View of Airspeed-built Horsa II RN310, taken in August 1944.
-
Aeroplane Monthly 1979-10 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (1)
Регистрационный номер: RN310 [2] View of Airspeed-built Horsa II RN310, taken in August 1944.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Airspeed Horsa I Troop and Freight-carrying Glider.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1984-02
Регистрационный номер: DG597 [4] The prototype Airspeed Horsa fitted with RATOG packs at Farnborough.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1984-02
Регистрационный номер: DG597 [4] The aircraft is a prototype Horsa DG597 taken on 15 July 1942 at Farnborough.
The rocket packs appear to be of the same type as appear attached to a Hamilcar and it is known that preliminary tests were carried out on a Horsa with a Whitley tug.
The crosses are for calibration purposes when film is taken of trial flights but the rear fuselage has been treated in some way aft of the rocket packs which are carried on tubular mountings attached to the rear undercarriage strut. Possibly it is some form of insulation against heat from the rockets when fired. So far, no trial report has been located. -
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v1
Airspeed Horsa Mk II.
-
Air Enthusiast 1972-04 / ??? - The Rise and Demise of a Weapon (2)
The Airspeed Horsa II was the most-used of Britain's transport gliders developed at short notice during the war, and it remained operational with the RAF until the 'fifties.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (3)
Регистрационный номер: HS103 Horsa I HS103 is readied for towing to the runway.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (3)
Massed Horsas at the RAF Transport Command Training Station, Netheravon, Wiltshire, late in 1945.
-
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
Подготовка к открытию второго фронта в Европе: американские десантные планеры "Вако" (на переднем плане) и английские "Хорсы" (на заднем) сосредотачивались на базах хранения в Великобритании. Деревянные аппараты стоят прямо под открытым небом - значит, ждать приказа осталось недолго...
Другие самолёты на фотографии: WACO CG-4A Hadrian - США - 1942
-
Air-Britain Aeromilitaria 1978-04
Since this issue contains an article on Brize Norton, a photograph of that airfield seemed appropriate. This was taken in May 1946 and close scrutiny will reveal 26 Dakotas and 166 Horsas strewn around. Comparison with the plan on page 95 will reveal the major changes that have taken place during the development of the airfield to cater for long-range transports.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Мировая Авиация 68
Десантные планеры Airspeed Horsa и General Aircraft Hamilcar перед вторжением на континент были сосредоточены на британской авиабазе Тарант-Раштон, графство Дорсет. Также видны самолеты Halifax Mk V из 298-й и 644-й эскадрилий - буксировщики данных планеров.
General Aircraft Hamilcar tank-carrying gliders with their Halifax tugs lined-up in readiness for the invasion of Europe. -
Aeroplane Monthly 1982-05 / J.Sproule - Pioneering Search and Rescue
Sikorsky Hoverfly I KK995 flying over Thruxton from RAF Andover in July 1945. Note the rows of Airspeed Horsa gliders below. Parts of KK995 and KK110 were used to construct the RAF Museum’s Hoverfly I, currently displayed at Hendon.
Parts of this aircraft and KL110 were used to construct the RAF Museum's Hoverfly, currently displayed at RAF Hendon.Другие самолёты на фотографии: Sikorsky R-4 Hoverfly - США - 1942
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (3)
Horsas and Dakotas in Italy ready for the Allied landings in southern France, 1944.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Aeroplane Monthly 1974-11 / A.Johnston - Operation Market Garden
A tractor brings a Horsa up to be connected;
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (3)
Invasion-striped Horsas await the call to duty.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 01 - A review of the world's air power during the years 1944-45
Airspeed Horsa troop-carrying gliders lined up on June 6, 1944, in readiness for the invasion of Normandy.
-
Aeroplane Monthly 1982-10 / R.Williams - Armstrong Whitworth's night bomber (3)
The Whitley played an important role as a glider tug from 1941. The example here, seen landing over a line of Airspeed Horsas, is Whitley V BD661.
Другие самолёты на фотографии: Armstrong Whitworth Whitley / A.W.38 - Великобритания - 1936
-
Air Enthusiast 1997-03 / A.Pelletier - Paper Darts to Deltas
Payen designed and built an Airspeed Horsa replica for the making of the movie ‘The Longest Day’.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 01 - A review of the world's air power during the years 1944-45
Airborne Infantry emplaning in an Airspeed Horsa I glider of the type which was used in the airborne invasions of Sicily, Southern France and Normandy.
-
Aeroplane Monthly 1979-10 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (1)
The hinged nose of a Horsa II admits a jeep.
-
Aeroplane Monthly 1974-11 / A.Johnston - Operation Market Garden
A jeep is loaded aboard a Horsa Mk.2.
-
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
Самым распространенным вариантом загрузки "Хорсы" являлись американские джипы "Виллис" с различными прицепами.
-
Aeroplane Monthly 1974-11 / A.Johnston - Operation Market Garden
A view from the second pilot’s seat as take off commences.
Другие самолёты на фотографии: Short Stirling IV/V - Великобритания - 1943
-
Мировая Авиация 142
Stirling Mk IV 295-й эскадрильи со свеженанесенными "полосами вторжения" взлетает 6 июня 1944 года с авиабазы Харуэл с планером Horsa на буксире.
Другие самолёты на фотографии: Short Stirling IV/V - Великобритания - 1943
-
Мировая Авиация 118
"День Д" (высадка в Нормандии). 5-6 июня 1944г.: высадка союзников во Франции была запланирована вначале на 1943 год, но затем - по настоянию Великобритании - перенесена. К июню 1944 года более 250 тыс. солдат, моряков и летчиков были готовы к началу одной из самых грандиозных десантных операций. 5 июня в 23:03 шесть Armstrong Whitworth Albemarle Mk I покинули Харвелл, графство Оксон, и взяли курс на Орн (Франция), а полчаса спустя в небо поднялись еще 14 Albemarle. В общей сложности в районе Орн-Див выброску воздушного десанта осуществляли 108 самолетов Dakota, а артбатарею в Мервиле атаковала группа, высаженная с шести планеров Airspeed Horsa, отбуксированных к цели самолетами Short Stirling.
Другие самолёты на фотографии: Short Stirling IV/V - Великобритания - 1943
-
Мировая Авиация 78
В 1943 году бомбардировщикам Whitley поручили буксировку планеров. На снимке Whitley Mk V из 21-й учебной авиагруппы, тянущий планер Horsa над авиабазой Брайз-Нортон. Whitley буксировали планеры только в учебных полетах, а в боевых вылетах для этого применялись бомбардировщики Halifax.
Другие самолёты на фотографии: Armstrong Whitworth Whitley / A.W.38 - Великобритания - 1936
-
Aeroplane Monthly 1982-10 / R.Williams - Armstrong Whitworth's night bomber (3)
A Whitley V towing an Airspeed Horsa troop glider in mid-1943.
Другие самолёты на фотографии: Armstrong Whitworth Whitley / A.W.38 - Великобритания - 1936
-
Air-Britain Aeromilitaria 1978-04
Whitley Vs of the Heavy Glider Conversion Unit, Brize Norton, towing Horsas
Другие самолёты на фотографии: Armstrong Whitworth Whitley / A.W.38 - Великобритания - 1936
-
Aeroplane Monthly 1991-06 / J.Havers - Field of endeavour (2)
A Whitley towing an Airspeed Horsa. Designed as a long-range night bomber, the Whitley was relegated to glider towing work but was not used operationally. Most were used at No 21 Heavy Glider Conversion Unit at RAF Brize Norton. Brian Field became quite a dab hand at flying the Christchurch-based Whitley used for initial towing of early Horsas.
Другие самолёты на фотографии: Armstrong Whitworth Whitley / A.W.38 - Великобритания - 1936
-
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
"Хорса" Mk.I (хорошо виден двойной буксировочный трос) с "полосами вторжения" взлетает за бомбардировщиком "Халифакс", чтобы взять курс к побережью Нормандии, июнь 1944г.
Другие самолёты на фотографии: Handley Page Halifax A/C / Halton - Великобритания - 1942
-
Aeroplane Monthly 1974-11 / A.Johnston - Operation Market Garden
Транспортный «Галифакс» буксирует десантный планер «Хорса». 1944 г.
A Halifax tows off a Horsa Mk.I, using the divided cable tow. Note the landing skid beneath the Horsa's fuselage.Другие самолёты на фотографии: Handley Page Halifax A/C / Halton - Великобритания - 1942
-
Aeroplane Monthly 1979-11 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (2)
A Halifax at minimum airspeed gives a tow to a Horsa.
Другие самолёты на фотографии: Handley Page Halifax A/C / Halton - Великобритания - 1942
-
Aeroplane Monthly 1979-11 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (2)
A Halifax tows off a Horsa of No 295 Squadron (Airborne) in June 1943.
Другие самолёты на фотографии: Handley Page Halifax A/C / Halton - Великобритания - 1942
-
Aeroplane Monthly 1974-11 / A.Johnston - Operation Market Garden
Другие самолёты на фотографии: Handley Page Halifax A/C / Halton - Великобритания - 1942
-
Aeroplane Monthly 1979-11 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (2)
The picture, depicting a Horsa of the 1st Allied Airborne Army en route to Arnhem in September 1944, was taken over the shoulder of a Stirling’s rear gunner by Flight photographer John Yoxall.
Другие самолёты на фотографии: Short Stirling IV/V - Великобритания - 1943
-
Aeroplane Monthly 1979-11 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (2)
A Horsa under tow, as seen from the gunner’s position of an Armstrong Whitworth Albemarle.
Другие самолёты на фотографии: Armstrong Whitworth Albemarle / A.W.41 - Великобритания - 1940
-
Aeroplane Monthly 1979-11 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (2)
The shot shows the line falling away at the moment of release.
Другие самолёты на фотографии: Armstrong Whitworth Albemarle / A.W.41 - Великобритания - 1940
-
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
Регистрационный номер: DP726 [2] "Хорса" Mk.I в полете на буксире.
-
Air Enthusiast 1972-04 / A.Johnston - The Saxon's Return ... flying the Airspeed Horsa /Viewed from the Cockpit/
Регистрационный номер: DP726 [2] -
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
"Хорса" Mk.I: вид спереди. Хорошо виден один из буксировочных тросов, крепящийся к крылу.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (3)
A Horsa displays the black and yellow underside of a glider trainer.
-
Aeroplane Monthly 1979-10 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (1)
Планер Horsa Mk I с "полосами вторжения" на фюзеляже заходит на посадку. Между основными опорами шасси хорошо видна посадочная лыжа.
A fine Charles E. Brown study of a Horsa II on finals. The wheels not been released, so the central will not be needed. -
Aeroplane Monthly 1979-11 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (2)
Another view of a massed Horsa landing during an exercise. Note the full landing flap on the nearest glider.
-
Aeroplane Monthly 1979-10 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (1)
A Horsa displays its enormous flap area in the 80° setting, which greatly reduced approach and landing distance. Photographed in July 1943, this aircraft was flying with the Heavy Glider Conversion Unit, KAF Netheravon, and had just made a training flight.
-
Air International 1988-12 / In print
An unusual view of an Airspeed Horsa on the approach. This photograph was taken in late 1944 on the occasion of the first press visit to the Glider Pilot Regiment, which had first gone into action in Sicily.
-
Aeroplane Monthly 1979-11 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (2)
The massed arrival of Horsa gliders at an airfield “somewhere in England” during a training exercise.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1981-03
The sky rains Horsas in this view of Great Sampford facing east from the watch office with the recovery crews on hand.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (3)
Голландия, сентябрь 1944 года: операция "Маркет Гарден" в полном разгаре. Висящие на стропах парашютов и суетящиеся на летном поле английские десантники еще не знают, что большинству из них через несколько дней суждено погибнуть или понуро брести под конвоем в колоннах военнопленных...
Paratroops land on the outskirts of Arnhem, amid de-tailed Horsa IIs. -
Aeroplane Monthly 1979-12 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (3)
Horsas of the main force of the 6th Airborne Division scattered over their landing zone in Normandy.
-
Aeroplane Monthly 1988-03 / P.Lamboit - Images of War (5)
Airspeed Horsa troop-carrying gliders photographed shortly after the Allied airborne landings near Caen. In most cases their rear fuselages have been detached to speed unloading.
-
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
Площадка десантирования "Хорс" в районе Арнема. Хорошо заметны разбросанные по всему полю тормозные и грузовые парашюты, а также - отстыкованные для ускорения разгрузки хвостовые части фюзеляжей планеров.
-
Aeroplane Monthly 1974-11 / A.Johnston - Operation Market Garden
Three Horsas unloading at Arnhem. Note the detached rear fuselages and damaged wing tips.
-
Aeroplane Monthly 1974-11 / A.Johnston - Operation Market Garden
Another group of Horsas at Arnhem, photographs by a PR Spitfire.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1981-03
The identity letters 'GS' reveal the location of this landing zone during Exercise 'Riff-Raff' in March 1945. One of the Horsas appears to have collided with vehicles parked beside the square and an ambulance is being loaded with a casualty.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1981-03
Sixteen Horsa IIs await retrieval after landing at Great Sampford on Exercise 'Riff Raff' in March 1945.
-
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
"Синий Хорса" Mk.II с откинутой на шарнире кабиной экипажа. Планер доставил во Францию джип с 20-миллиметровой автоматической зенитной пушкой "Эрликон" на облегченном лафете.
-
Aeroplane Monthly 1994-11 / J.Maynard - John Cunningham (3)
In order to check visibility from the Comet airliner in torrential rain, a Comet nose profile was grafted on to an Airspeed Horsa troop glider. Cunningham flew the Horsa under tow from a Halifax.
-
OS 1 / H.Cowin - X-Planes
A new viewpoint on a 'wooden wonder'. One interesting, if offbeat research tool was this re-nosed Airspeed Horsa used to check the effective crew visibility out of the yet to be built De Havilland DH 106 Comet. Modified to take the new nose in January 1947, flight testing of this wooden construction hybrid was undertaken by John Cunningham, whose tug was a Handley Page Halifax A 7. In order to experience worst case conditions, much of the testing, necessarily, was undertaken in rain or snow. That not all modification work is done inside heated hangars is evident from the inset picture of a snow covered Hatfield aerodrome during one of the bleakest British winters on record.
-
Air Pictorial 1955-12 / Photos by request
AIRSPEED HORSA WITH COMET NOSE. In a paper delivered to the Royal Institution (Vol. 35, p. 38), Mr. C. T. Wilkins, O.B.E., F.R.Ae.S., the chief designer of the de Havilland Comet, stated: "Considerable doubt was expressed in the early days, of the degree of visibility which would be obtained through such a windscreen, particularly in rain.To prove this point, a mock-up nose and flight deck were fitted to a Horsa glider which was then towed through rain."
The accompanying photographs show (top) the Comet-nose Airspeed Horsa II compared with a standard A.S.51 Horsa I. The test flights, with Chief Test Pilot John Cunningham at the controls, took place in January 1947, the tug being a Handley Page Halifax A.Mk.7 (PP389). Note the twin nosewheels and central landing skid on the Horsa II, which also had wing attachment lugs in place of the single tow point on the nosewheel of the Horsa I. -
Aeroplane Monthly 1976-09 / J.Sproule - The silent service
L to r, Lt Reilly USN, the author and Capt Figley USMC in front of the Horsa at Philadelphia.
-
Aeroplane Monthly 1979-10 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (1)
"Хорсы" выпускались с заводов в разобранном виде и монтировались непосредственно на аэродромах базирования.
The 30 component parts of a Horsa ready for assembly. -
Aeroplane Monthly 1986-01 / 1986 UK Aircraft Collections and Museums Guide
Регистрационный номер: TL659 [2] View of the fuselage of Airspeed Horsa TL659;
-
Aeroplane Monthly 1982-06 / P.Jarrett - Grapevine
External and internal views of the Mosquito Aircraft Museum's Horsa fuselage.
-
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
Фюзеляж "Хорсы", сохранившийся в одной из частных британских коллекций. Обратите внимание, что из дерева выполнены даже сиденья пилотов и каркас остекления фонаря кабины.
-
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
Интерьер пилотской кабины "Хорсы" Mk.I - прекрасный обзор и минимально необходимый комплект приборов.
-
Aeroplane Monthly 1984-02 / L.Coombs - Cockpits of the RAF (5)
The Horsa cockpit.
-
Aeroplane Monthly 1974-11 / A.Johnston - Operation Market Garden
The Horsa cockpit. 1. Nut for wheel removal; 2. air-pressure bottle; 3. dash lamp; 4. A.S.I.; 5. towing-cable angle indicator; 6. altimeter; 7. turn and bank indicator; 8. airbrake levers (not used); 9. towing-cable release; 10. flap control; 11. undercarriage jettison; 12. landing lamps; 13. compass; 14. compressed air storage brakes; 15. wing nut for rudder bar removal and alternative spindle for pilot's leg adjustment; 16. brake regulator valve; 17. Very pistol tube; 18 compressed air storage, flaps; 19. beam approach holder; 20. dimmer switch for cockpit lights.
-
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
Интерьер десантно-грузовой кабины. Хорошо видны массивные деревянные шпангоуты и лавки вдоль бортов, на одной из которых сидит манекен английского десантника.
-
Aeroplane Monthly 1986-01 / 1986 UK Aircraft Collections and Museums Guide
Регистрационный номер: TL659 [2] View of the fuselage of Airspeed Horsa TL659;
-
Aeroplane Monthly 1999-10 / D.Lang - All-Weather Mac /Masters of the air/ (2)
A ditched Horsa glider 30 miles off Clacton, with its crew in a dinghy which had just been dropped by Mac, CO of 280 Sqn, flying an ASR Warwick on patrol with another ASR Warwick flown by Fg Off Ayres. A High Speed Launch was called up to complete the rescue. This was the only glider to come down in the sea while bound for Arnhem on September 17, 1944. The photograph was taken from a 280 Sqn ASR Warwick.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (3)
After its use since 1948 as a garage and workshop by her father, Marilyn Pettifer of Banbury donated a Horsa II forward fuselage to the Mosquito Aircraft Museum at Salisbury Hall late in 1975. Although the cockpit section, top, parted from the remainder, bottom, it eventually reached its new home.
-
АвиаМастер 2003-02 / К.Кузнецов, Г.Минский - Деревянный конь британских десантников: десантный планер Эйрспид "Хорса" /Монография/
Для многих американских и английских десантников первый боевой вылет заканчивался так: разбитый "Хорса" и трупы его команды на одной из посадочных площадок в Нормандии.
-
Air Pictorial 1977-06
The 1/72nd-scale Revell/Italeri model of the Airspeed Horsa glider
-
Aeroplane Monthly 1997-02 / J.Maynard - Drawn to the skies (1)
Airspeed Horsa gliders lie abandoned where they landed at Caen during the attack on Pegasus Bridge.
-
Aeroplane Monthly 1979-10 / D.Middleton - Airspeed's Silent Warhorse (1)
Airspeed A.S.51 Horsa
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Airspeed Horsa Transport Glider.
- Фотографии