Handley Page Halifax A/C / Halton
Варианты:
Handley Page - Halifax A/C / Halton - 1942 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1942


Транспортный самолет
Описание:
Halifax A/C / Halton
Handley Page H.P.57, Н.Р.59, H.P.61, H.P.63, H.P.70 и H.P.71 Halifax и Halton
Фотографии

Halifax A/C / Halton

Тяжелый бомбардировщик "Галифакс" имел целый ряд специализированных модификаций: для высадки воздушных десантов, буксировки планеров, перевозки грузов. Этот четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси был создан в КБ фирмы "Хэндли-Пейдж" под руководством Г. Волкерта. Опытным образцом бомбардировщика являлся самолет НР.57, совершивший первый полет 25 октября 1939 г. С октября 1940 г. "Галифакс" строился на различных заводах.
Первый транспортный вариант, B.II(Spec) (он же "тип 398"), предназначенный для специальных операций по сбросу групп разведчиков и грузов в тылу врага, был изготовлен летом 1942 г. и поднялся в воздух 15 августа. Он являлся переделкой бомбардировщика В.II сер.1 и отличался затупленной неостекленной носовой частью, отсутствием верхней турели и пламегасителями на выхлопных коллекторах двигателей. С осени 1942 г. велась переделка самолетов типов В.II и B.V в аналогичные B.II(Spec) и B.V(Spec). Носовые обтекатели изготовляла фирма "Толлертон эйркрафт сервисиз". Несколько позже в частях начали разоружать изношенные бомбардировщики и использовать их как грузовые самолеты. Так появились модификации С.Ill, C.VI и C.VII (на 8 -9 мест) на базе соответствующих бомбардировочных вариантов "Галифакса". И, наконец, на заводах начали строить специальные десантные и грузовые модели. Их выпускали заводы "Рутс" в Спике, "Фэйри" в Стокпорте, "Хэндли-Пейдж" в Рэдлетте и Криклвуде и "Инглиш электрик" в Сэмлсбюри. Всего построили 498 таких самолетов (не считая переделок).
Экипаж - 5 чел., 8 - 16 пассажиров или груз до 3630 кг. Моторы в зависимости от модификации, так же как и вооружение.
Серийно выпускались:
   - "Галифакс" В.II (Spec), переделка из В.II, моторы "Мерлин" ХХ/22, вооружение 4x7,69;
   - "Галифакс" В. V (Spec), переделка из B.V, аналогичная В.II (Spec), верхняя турель снята;
   - "Галифакс" GT.V, аналогичная предыдущему типу переделка из B.V с установкой устройства для буксировки десантных планеров;
   - "Галифакс" A.III, десантный самолет на 12 мест, с моторами "Геркулес" VI/XVI, нижним прыжковым люком, вооружение 6x7,69;
   - "Галифакс" A.VII, аналог A.III с моторами "Геркулес" XV и увеличенным вертикальным оперением.
   - "Галифакс" A.IX, десантный самолет на базе бомбардировщика B.VI с моторами "Геркулес" 100, увеличенным запасом горючего, имел 16 мест, вооружение 3x12,7;
   - "Галифакс" C.VIII, грузовой самолет без вооружения с моторами "Геркулес" 100, имел съемный грузовой контейнер под фюзеляжем.
С осени 1941 г. варианты Spec начали использоваться для сброса грузов партизанам. С ноября они появились над Польшей, с октября 1942 г. - над Францией. С февраля 1943 г. подобные операции проводились в Югославии и с июня - с баз Ближнего Востока. В июне 1944 г. сброшенная с "галифаксов" диверсионная группа серией взрывов вывела из строя пропеллерный завод "Ратье" во Франции. В ноябре 1942 г. при высадке в Алжире "галифаксы" буксировали грузовые планеры. Это был первый боевой планерный десант союзников. В июле 1943 г. "галифаксы" перегоняли планеры в Африку. Эти планеры затем использовали при высадке на Сицилии и в Южной Франции. В июне 1944 г. много "галифаксов" выбрасывало парашютистов в Нормандии. Они привлекались также во время высадок под Арнемом и при пересечении Рейна. В мае 1945 г. посадочные десанты высадили в Копенгагене (Дания), Осло, Ставангере и Кристиансанде (Норвегия). Самолеты типа А.VII использовались также в операциях против японцев с баз в Индии. Грузовые C.VIII поступили в части в июне 1945 г. и в войну использовались мало. Часть C.VIII после победы над Японией переделали в гражданские "гальтоны". Самолеты модификации А.IX эксплуатировались только в послевоенный период.
Транспортные "галифаксы" участвовали в перевозках в Западный Берлин в июле-октябре 1948 г.
Выпуск транспортных модификаций "Галифакса" прекратили в ноябре 1946 г. С вооружения последним сняли тип А. IX - в декабре 1947 г.


"Галифакс" C.VIII||
Размах:||31,6 м
Длина:||22,44 м
Моторы, количество х мощность:||4x1675 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||29480 кг
Максимальная скорость:||515 км/ч
Практический потолок:||7325 м
Дальность:||5650 км

Handley Page H.P.57, Н.Р.59, H.P.61, H.P.63, H.P.70 и H.P.71 Halifax и Halton


<...>
   Аналогичным образом Транспортное командование британских ВВС приобрело самолеты Halifax C.Mk III, C.Mk VI и C.Mk VII для эвакуации раненых, грузовых перевозок и перевозок личного состава. Малоизвестной была работа в военное время 138-й и 161-й эскадрилий специального назначения, которые забрасывали агентов и грузы на вражескую территорию.
   Другим важным применением самолета было его использование британскими воздушно-десантными войсками под обозначениями Halifax A.Mk III, A.Mk V и A.Mk VII. Самолет оказался единственным, способным буксировать планеры General Aircraft Hamilcar. И вскоре после этого самолеты были использованы в операции по атаке на юге Норвегии немецкого завода по производству тяжелой воды - к бомбардировщику крепились два планера Airspeed Horsa, которые тот буксировал через Северном море к месту проведения операции.
<...>
   Послевоенные варианты включали в себя транспортный Halifax C.MkVIII (H.P.70), который мог вмещать 3629 кг полезной нагрузки в съемном контейнере под фюзеляжем, и транспортно-десантный Halifax A.Mk IX (H.P.71) для использования воздушно-десантными войсками. Было собрано 230 самолетов этих двух модификаций, а всего было построено 6178 самолетов Halifax, причем некоторые образцы оставались в эксплуатации в британских ВВС до конца 1947 года. Когда число самолетов Halifax C.MkVIII в Транспортном командовании превысило военные потребности, 10 из них были переделаны в 10-местные гражданские транспортные самолеты Halton Mk I (H.P.70) для использования в британской авиакомпании "British Overseas Airways Corporation" (BOAC). Впоследствии около 80 гражданских самолетов были произведены по контракту разными компаниями.
Буксировщик планеров Хендли Пейдж "Галифакс" A.Mk.II
G-AHDN - один из 12 самолетов Halton, использовавшихся в авиакомпании BOAC. Он был назван "Flamborough" и изначально строился как бомбардировщик Halifax C.Mk 8 компанией "Handley Page". В компании BOAC самолет начал эксплуатироваться в марте 1947 года, был утилизирован в ноябре 1950 года.
После удаления верхней и кормовой стрелковых установок Halifax C.Mk VIII приобрел более обтекаемые формы. Он был разработан на базе B.Mk VI и использовался в качестве транспортного самолета. Имелась возможность установки съемного подфюзеляжного контейнера для перевозки груза весом до 3636 кг, а внутри фюзеляжа могли перевозиться грузы, пассажиры, десантники или раненые на носилках.
Pannier-equipped Handley Page H.P.70 Halifax CVIIl military transport PP285, c/n 1358, powered by four Bristol Hercules 100 engines, was photographed by CHARLES E. BROWN early in 1945. Although many Halifax transports joined the civil register, PP285 served only in the RAF.
While the production of brand-new types for BOAC would take time to gear up after the end of the war, the Corporation would need interim aircraft to maintain its services. This led to the conversion of military types, including 12 Handley Page Halifax C.VIIIs, the first of which, G-AHDU, named Falkirk, became BOAC’s first Halton.
G-AHDU Falkirk, the first Handley Page HP70 Halton conversion for BOAC, at Radlett in 1946.
Halifax A
H.P. Halifax A VII, NA425, over Hertfordshire.
Radlett-built A.IX RT796 served initially with 47 Squadron before joining 295 Squadron (illustrated). It was destroyed when the undercarriage collapsed during a heavy landing at Fairford on February 3, 1948.
Десантные планеры Airspeed Horsa и General Aircraft Hamilcar перед вторжением на континент были сосредоточены на британской авиабазе Тарант-Раштон, графство Дорсет. Также видны самолеты Halifax Mk V из 298-й и 644-й эскадрилий - буксировщики данных планеров.
A well-used but memorable aerial view of Tarrant Rushton on the evening of June 6, 1944. More than 30 Halifaxes are positioned to tow out a similar number of Hamilcars, plus a couple of Horsas, for the D-Day landings. The Germans expected the Hamilcars to be carrying troops until they saw the first arrivals land and unload!
"Хорса" Mk.I (хорошо виден двойной буксировочный трос) с "полосами вторжения" взлетает за бомбардировщиком "Халифакс", чтобы взять курс к побережью Нормандии, июнь 1944г.
Транспортный «Галифакс» буксирует десантный планер «Хорса». 1944 г.
A Halifax tows off a Horsa Mk.I, using the divided cable tow. Note the landing skid beneath the Horsa's fuselage.
A Halifax tows off a Horsa of No 295 Squadron (Airborne) in June 1943.
A Halifax at minimum airspeed gives a tow to a Horsa.
"Галифакс" GT.V буксирует десантный планер "Хорса"
Hamilcars and Halifaxes lined up on March 24, 1945, about to take part in the Rhine crossings.
A Hamilcar and its Halifax tug.
A Halifax tows a Hamilcar out over Blandford Camp heading west out of Tarrant Rushton, with Duncliffe Hill in the distance.
This photograph of a Hamilcar being towed by a Halifax was taken from General Aircraft’s ST-25 Monospar G-AGDN in June 1944.
A Halifax bomber tows the first General Aircraft GAL 56 tailless glider, the “Medium V”, which had a sweep of 28-4° at one quarter chord.
The Handley Page Halifax A.Mk.IX Airborne Forces Transport (four Bristol Hercules XVI engines).
"Галифакс" A.IX одной из первых серий
In addition to Lancasters, the REAF procured nine refurbished Halifax A Mk IXs but these aircraft saw only limited Egyptian service.
Handley Page Halifaxes on the Gardarmoen airfield near Oslo. These aircraft landed thousands of tons of supplies in the early stages of the R.A.F.'s bloodless invasion to liberate Norway.
Halifax A Mk 9 RT763, alias Lot 147, was purchased by Aviation Traders at Southend in June 1949 and sold to Bond Air Services Ltd who operated the aircraft on the Berlin Airlift. G-ALON was scrapped at Southend in June 1950.
Halifax A Mk 9 RT787 served with 1361 Flt before passing on to Nos 521 and 518 Squadrons. After disposal from the RAF RT787 was registered G-ALOO and sold to the Egyptian Air Force via Aviation Traders Ltd in February 1950. The EAF serial number was 1158.
Halifax A Mk 9 RT846 originally served with 1 FU. After disposal from the RAF it was registered G-ALOP to Aviation Traders at Southend. In February it was ferried to the Egyptian Air Force with the Arabic serial number 1155.
Halifax A Mk 9 RT873 served with 47 Squadron, and on disposal from the RAF was acquired by Aviation Traders Ltd and delivered to Southend in night camouflage and white lettering. It was scrapped there in January 1950.
Another Halifax A Mk 9 destined for the Egyptian Air Force was RT793, seen here at Southend before delivery in January 1950. Previously RT793 served with Nos 47 and 113 Squadrons before moving to 1332 HTCU.
Halifax A Mk 9 RT888 served with 1 FU and then the MEDME before being acquired by Aviation Traders and registered G-ALOR in April 1949. This too was delivered to the Egyptian Air Force in February 1950. EAF serial number was 1157.
Halifax A Mk 9 RT937 seen at Southend with the temporary registration letters G-ALOS. On the fin is painted Lot 145. Lot 145 eventually flew on the Berlin Airlift with Bond Air Services and was later scrapped.
Handley Page Halifax A.IX RT788 also seen at Kasfareet, was No 113 Sqn aircraft on a visit from Aqir, Palestine. This Halifax later appeared on the British civil register as G-ALVH. Initially registered to Aviation Traders, 'VH was delivered to the Egyptian Air Force in May 1950 with the arab serial number 1163.
A Handley Page Halifax A Mk 9 of the type used in 1947 for parachute training and troop exercises at the School of Air Support, Old Sarum.
Halifax C
Pannier-equipped C.VIII PP225 under flight test from Radlett in July 1945. It served at Boscombe Down and then with 301 (Polish) Squadron before being struck off charge in December 1949.
The Handley Page Halifax VIII Transport (four Bristol Hercules 100 engines).
Halifax больше подходил для роли транспортного самолета, чем Lancaster. В грузовой вариант C.Mk VIII было переоборудовано около 100 машин - каждая могла нести до 3630 кг различных грузов.
Halifax C Mk 8 PP245 was registered G-AIWR to London Aero Motor Services (South Africa) Ltd but soon took up South African markings ZS-BUL for operating pilgrim flights between Istanbul, Nairobi and Jeddah. Its short civil life came to an end at Port Sudan after a crash landing in November 1947.
Halifax C Mk 8 PP317 was registered to BOAC in September 1946 and transferred back to the RAF in April 1947. In January 1948 it was restored to the register to Anglo French Distributors Ltd.
Halifax C Mk 8 PP329 awaiting conversion in 1948. The code letters GR-P are still visible denoting that the aircraft is a 301 (Polish) Squadron Halifax. Registered G-AKBR this aircraft had several owners and flew on the Berlin Airlift with Skyflight Ltd from September 1948. After this it was sold to Eagle Aviation Ltd in August 1949 and scrapped the following year.
Halifax C Mk 8 PP324 waiting in vain for conversion for civil use. The 301 (Polish) Squadron markings GR-V are still visible. Registered G-AKGO this Halifax was registered to Airtech Ltd and delivered to Stansted still in RAF markings in May 1948, but was never converted.
Halifax C Mk 8 PP311 with roundels painted out and the civil registration G-AHYI applied just forward of the tailplane. This aircraft was registered to BOAC in September 1946 but was returned to the RAF as PP311 in July 1947. In January 1948 it was registered again, this time to Anglo French Distributors Ltd, and was delivered to Gatwick with daubed civil markings. In March 1949 'HYI was bought by Skyflight Ltd but was scrapped the same year.
The HDM.105 is the second aircraft within recent years to receive a dead registration, enabling significant initials to be used for publicity. The authentic G-AHDM was the former Westminster Airways Halton (c/n. 1312, ex-PP228), disfigured at Blackbushe in 1950 to become the bogus "Reindeer G-AFOH" for the film "No Highway".
HP.70 с другого ракурса
Заметную роль в обеспечении Берлина сыграли модернизированные английские бомбардировщики "Галифакс" британской авиакомпании BOAC
12 транспортных Halifax C.Mk 8 были переделаны фирмой "Handley Page" под обозначением НР.70 Halton для авиакомпании BOAC. Компания "Short & Harland" из Белфаста переделала их для размещения 10 пассажиров. В бортах прорезали прямоугольные иллюминаторы, а в непрозрачной носовой части оборудовали багажный отсек.
The Handley Page Halton Civil Transport (four Bristol Hercules 100 engines).
Shortly after the Second World War, Short & Harland at Belfast converted a batch of 12 Halifax C.Mk 8s into ten-seat passenger transports for BOAC. Redesignated H.P.70 and named Halton I, the first aircraft, G-AHDU, ex PP310 and named Falkirk, flew on its proving flight to Cairo in August 1946, returning to Heathrow on August 8. This aircraft is seen on the ground. 'DU later passed to Aviation Traders and Bond Air Services Ltd, with whom it flew 363 return missions on the Berlin Airlift, and was finally scrapped at Southend in July 1950.
Хендли Пейдж HP.70 «Хэлтон» авиакомпании B.O.A.C на аэродроме Хартум (Британский Судан). Август 1946 г.
BOAC's H.P. Halton G-AHDU immediately after christening at Radlett on July 18, 1946.
Charles Sims’ photograph of the BOAC H. P. Halton G-AHDU Falkirk during a proving flight in August 1946.
Shortly after the Second World War, Short & Harland at Belfast converted a batch of 12 Halifax C.Mk 8s into ten-seat passenger transports for BOAC. Redesignated H.P.70 and named Halton I, the first aircraft, G-AHDU, ex PP310 and named Falkirk, flew on its proving flight to Cairo in August 1946, returning to Heathrow on August 8. This picture was taken as Falkirk passed over the pyramids at Gizeh
Halifax C.Mk.8 G-AIAP, owned by Eagle Aviation Ltd, made the last civil flight of the Air Lift on August 15, 1949.
Lancashire Aircraft Corporation Ltd’s Halifax G-AIHY, the aircraft the author flew in during his tour of the airlift. ’HY was damaged in a taxying accident at Le Bourget in December 1949.
Halifax G-AIWP of London Aero and Motor Services Ltd, operated on the Berlin Airlift by Skyflight Ltd, was sold for scrap in March 1950.
Halifax C.Mk 8 G-AIZO shortly before the accident.
"Галифакс" C.VIII с гражданскими обозначениями, участвовавший в "воздушном мосту" в Западный Берлин, аэропорт в Гамбурге, 1949 г.
The Lancashire Aircraft Corporation's H.P. Halifax C.Mk.8, G-AKEC, ex PP282, was entered for the 1950 Daily Express Air Race. It is seen here straining for the off, only to come 24th at a speed of 267 m.p.h.
Eagle Aviation’s Halifax C.Mk.8 G-ALEF was previously registered to the Norwegian airline Vingtor Airways as LN-OAT.
Halifax C.Mk 8 LN-OAS at Radlett in August 1947. This aircraft was sold to Vingtor Luftveier in Oslo, Norway, the same month, but was returned to Britain a year later, registered G-AJCG and operated by Bond Air Services Ltd. The registration was cancelled in September 1949 following clandestine disposal to Israel.
The first Handley-Page Halifax C.8 (probably 1147) to be delivered to Egypt during the Palestine War. It is understood to have arrived during one of the UN Truces and went on to form part of the REAF’s new 8 Bomber Squadron. Gp Capt Miqaati is on the left of the group of three standing officers.
Списанные транспортные «Галифаксы» RAF на свалке. Конец 1940-х гг.
The famous Southend graveyard seen on August 6, 1952. Halifax Mk IX RT816/G-AMCG and a sister aircraft await the scrap-man's attentions.
Halton
H.P.70 Halton ZS-BTA at Luqa, Malta, in 1948. Originally PP336 with the RAF, this Halton first saw civil use with British American Air Services Ltd as G-AGZP until sold to Alpha Airways (Pty) Ltd in April 1947, taking up the registration ZS-BTA. In August 1949 the Halton was restored to the British register, serving with the Lancashire Aircraft Corporation Ltd. It was eventually scrapped at Bovingdon in 1953.
Handley Page Halton.
Дополнительный грузовой отсек HP.70
A photograph of Halton G-AGZP’s port outer engine, signed by the relieved crew.
The morning after. G-AIZO lies in a field at Studham, reduced to component sections: a familiar characteristic of the Halifax after sudden and violent contact with the ground.
Handley Page Halifax B.V (Spec)
The Handley Page Halifax VIII Transport.