Dewoitine D.520
Страна: Франция
Год: 1938


Одноместный истребитель
Описание:
D.520
Dewoitine D.520
Фотографии

D.520

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ объединения SNCAM под руководством Р.Костелло. Опытный образец D.520-01 впервые поднялся в воздух 2 октября 1938 г. Серийное производство начато на заводе SNCAM (позднее SNCASE) в Тулузе. Всего изготовлено 610 экз.
Двигатель HS12Y45, вооружение 1x20+4x7,5.
Самолет состоял на вооружении во Франции с января 1940 г., в Румынии - с середины 1942 г., Болгарии, Италии и Германии - с начала 1943 г. На поздних сериях D.520 введены эжекторные выхлопные патрубки, измененный воздухозаборник карбюратора.
Боевое применение во Франции с мая 1940 г.
С сентября 1942 г. - основной истребитель французских ВВС. С конца 1943-го по февраль 1945 г. на D.520 воевала "группа Доре" из заводских летчиков SNCASE. В Болгарии D.520 использовался в ПВО в 1943 - 1944 гг. В конце 1944 г. применялся против немцев. В Германии, Италии и Румынии служил только как учебный.
Самолет выпускался с перерывами до июня 1944 г. Снят с вооружения во Франции с сентября 1953 г.


D.520||
Размах:||10,25 м
Длина:||8,75 м
Моторы, количество х мощность:||1x910 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2790 кг
Максимальная скорость:||527 км/ч
Практический потолок:||11000 м
Дальность:||1250 км

Dewoitine D.520

После того как работы по не оправдавшему надежд истребителю D.513 были прекращены, Девуатин, используя полученный в ходе его проектирования опыт, создал более совершенный самолет D.520, первый из трех прототипов которого поднялся в воздух 2 октября 1938 года. Он представлял собой свободнонесущий низкоплан, частично схожий с предшественником D.513 - задняя часть самолета, после кабины, была практически идентичной ему. Однако до кабины фюзеляж был спроектирован заново, крыло - также новое, измененной в плане формы, с увеличенным поперечным "V". Последний из трех прототипов поднялся в воздух 5 мая 1939 года, но еще до этого Девуатин получил первый заказ на 200 одноместных истребителей D.520 (класс C.1), а через два месяца объем заказов возрос до 710 машин.
   К тому времени все замечания, выявленные в ходе испытаний прототипов, уже были устранены, проведены дополнительные доработки, и самолет был готов к серийному выпуску. При этом серийные машины, получившие обозначение D.520C.1, планировалось оснащать двигателем Hispano-Suiza 12Y-45 с нагнетателем Szydlowski. Первый такой самолет поднялся в воздух 31 октября 1939 года.
   Вне всякого сомнения, D.520C.1 стал лучшим истребителем национальной французской разработки в годы Второй мировой войны, но к середине июня 1940 года в строевые части были поставлены только около 300 самолетов. На момент подписания 25 июня 1940 года перемирия с Германией в войсках числилось 403 самолета данного типа. Впрочем, выпуск D.520 был продолжен уже при правительстве Виши - всего были построены 474 истребителя, которые - наравне с недостроенными машинами - после оккупации Франции германскими войсками в ноябре 1942 года были переданы союзникам рейха - Болгарии, Италии и Румынии, а также использовались Люфтваффе в качестве учебных самолетов.


Варианты

   D.521: один D.520, получивший V-образный двигатель Rolls-Royce Merlin III мощностью 1030 л.с. (768 кВт); планировался серийный выпуск данной модификации, но затем он был отменен, а установка на машину еще более тяжелого двигателя Merlin себя не оправдала
   D.524: обозначение, присвоенное D.521 после замены двигателя Merlin на мотор Hispano Suiza 12Z мощностью 1200 л.с. (895 кВт); дальнейшие работы по самолету были прекращены после падения Франции в июне 1940 года


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Dewoitine D.520C.1

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один V-образный Hispano-Suiza 12Y-45 мощностью 935 л.с. (967 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 5500 м - 534 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 370 км/ч; набор высоты 4000 м - за 5 мин 48 с; практический потолок 10 500 м; дальность 1530 км
   Масса: пустого 2036 кг; максимальная взлетная 2677 кг
   Размеры: размах крыла 10,20 м; длина 8,60 м; высота 2,57 м; площадь крыла 15,97 м'
   Вооружение: одна 20-мм пушка HS-404, установленная в развале цилиндров двигателя, и четыре 7,5-мм пулемета MAC 34 M39 в крыле
На D.520 ле Глоан 15 июня 1940 года сбил за один вылет пять самолетов противника. Обратите внимание на нанесенную по диагонали "ленту аса", на фоне которой нарисована белая цифра "6". После этого вылета личный счет ле Глоана вырос до 11 побед, сделав его лучшим асом авиаполка и вторым летчиком, добившимся такого успеха в годы Второй мировой войны. Африканская маска на киле - эмблема 5-й эскадрильи III полка 6-й эскадры, а желтые кили несли большинство самолетов ВВС вишистской Франции во время Сирийской кампании 1941 года.
Dewoitine D.520 командира 2-й АЭ GC II/3. Аэродром Оран-ля-Сенья, июль 1940г.
Пример окраски французских истребителей D-520 до и после капитуляции
D.520. Боевая карьера D.520, всеми признанного лучшего французского истребителя времен Второй мировой войны, разделена на два основных этапа. После капитуляции Франции множество машин попало в Северную Африку. Некоторые из них участвовали в сирийской кампании 1941 года против войск Великобритании и "Свободной Франции". Вместе с немецкими истребителями D.520 вели бои с бывшими союзниками во время их высадки в ходе операции "Torch" в ноябре 1942 года. После ряда побед союзников к ним перешли многие пилоты истребителей D.520, включая лучшего аса Франции во Второй мировой войне Пьера ле Глоана. Он сбивал немцев и итальянцев во время битвы за Францию, а позже воевал уже против британцев в Сирии. Пилот разбился 13 августа 1943 года на истребителе P-39.
D.520 из 2/6-го орляка, аэродром Враждебна, декабрь 1943г.
Dewoitine D.520. Трофейные французские истребители этого типа служили в немецких и итальянских ВВС. Этот D.520 из 164-й эскадрильи 160-й отдельной истребительной группы базировался в Реджио-ди-Калабрия в мае 1943 года. Летчикам союзников итальянские D.520 попадались очень редко.
После капитуляции Франции выпуск истребителя D.520 был продолжен. Самолеты поступили в ВВС Германии, Венгрии, Италии и вишистской Франции. Данный истребитель принадлежал 105-й истребительной эскадре, дислоцированной в мае 1944 года в Шартре.
Самолет D.520 (серийный номер 408) был передан заказчику два дня спустя после падения Франции и впоследствии воевал в составе вишистских ВВС. В 1977-1980 годах его восстановили до летного состояния.
Девуатины D-520 вишистских ВВС на аэродромах в р-не Дакара. Именно здесь до перехода на сторону Шарля де Голля служили многие будущие летчики «Нормандии». 1941-1942 гг.
Сохранилось несколько истребителей Dewoitine D.520, включая этот музейный экземпляр. Перекрашенный в цвета подразделения 1AC, он хранится в Музее морской авиации Франции, Рошфор.
При всем многообразии типов французских истребителей производство любого из них сталкивалось с неритмичностью поставок комплектующих. Лишь D-520 направляли в строевые авиачасти в полностью комплектном состоянии, но при этом отставание от графика поставок готовых самолётов носило поистине катастрофический характер.
D520C-1
The Dewoitine D.520 which is said to lend itself well to rapid quantity production.
Марсель Доре сфотографирован 8 октября 1938 года во втором полете самого первого самолета D.520. С укороченным килем самолет выглядит почти как гоночный, а не боевой.
2 октября 1938г.: в воздух поднялся первый прототип Dewoitine D.520. К моменту прекращения производства в августе 1944 года был выпущен 891 самолет.
The new Dewoitine D.520 which is capable of 330 m.p.h.
Второй опытный экземпляр истребителя D.520-02 на испытаниях, февраль 1939 г.
Пьер ле Глоан за штурвалом своего D.520 с бортовым номером "277". На самолете видны опознавательные знаки, применявшиеся после подписания летом 1940 года "второго перемирия" с Германией. Ле Глоан летал на этом самолете чуть более года, одержав за это время 10 побед - после очередного вылета он был списан.
Лучшим французским истребителем был без сомнения "Девуатин"520 оказавшийся опасным противником для немецкого Bf109, однако к началу немецкого вторжения этими машинами была оснащена только одна авиагруппа.
Photograph of the newly restored French Dewoitine D.520 No 408 (previously displayed by the Musee de l’Air). Piloted by Cmdt Bove of the Centre d'Essais en Vol., the D.520 made its first flight in 27 years from Aulnat Air Base on August 28, 1980.
Девуатин D.520 французских ВВС из группы GCII/7 "Черная пантера", 1940 г.
После боев с превосходящими силами немецких Bf 109 в период проигранной битвы за Францию истребителям D.520 пришлось сражаться вместе с прежними противниками против бывших союзников в Северной Африке.
Бомбардировщиков вишистской Франции в рейдах на Гибралтар сопровождали истребители Curtiss H-75A и Dewoitine D.520 (фото)
Dewoitine D.520 из группы GCII/3, осуществлявший ПВО базы Мерс-эль-Кебира
Although the French Dewoitine D.520 was inferior to its German adversary in terms of pure performance, its excellent manoeuvrability and substantial firepower - a single 20mm cannon firing through the propeller hub and four wing-mounted 7-5mm machine-guns - gave the Armee de I’Air a fighter capable of holding its own against the Bf 109E. Unfortunately there were too few on strength in the spring of 1940 to make a difference to the outcome of the Battle of France.
Photograph of the newly restored French Dewoitine D.520 No 408 (previously displayed by the Musee de l’Air). Piloted by Cmdt Bove of the Centre d'Essais en Vol., the D.520 made its first flight in 27 years from Aulnat Air Base on August 28, 1980.
Хотя подавляющее большинство французских истребительных групп было оснащено устаревшими самолетами, в ходе битвы за Францию два подразделения получили на вооружение новейшие истребители Dewoitine D.520. Этот самолет, оснащенный мотором Hispano-Suiza 12Y и вооруженный одной пушкой и четырьмя пулеметами, по своим характеристикам не уступал, а порой и превосходил Bf 109.
Звено Dewoitine D.520 готово к отражению воздушных атак
A Luftwaffe officer inspects a line of Vichy Air Force aircraft prior to their disposal. The aircraft are, from left to right, Potez 63.11 reconnaissance aircraft, two Morane 230s and a Dewoitine D.520 fighter.
Dewoitine D.520.
Dewoitine D 520 No 862, seen at Base Aerienne 116 in Luxeuil, France, is now undergoing restoration to airworthy condition.
D520 No 862 as it is today
D520 No 862 as it is today
The Hispano engine running smoothly on June 20, 1976
Капитан Альберт Литольф (в центре) на фоне Девуатина D-520 ВВС «Свободной Франции». Аэродром Раяк, Ливан, 1941 г.
Хотя производство новых истребителей D-520 стремительно нарастало, отставание от первоначального графика программы выпуска этих остро необходимых самолетов во многом обесценило работу французских авиаконструкторов.
Only a few D.520 fighters were in service with the French Air Force when France collapsed. Several saw service with the Luftwaffe and were painted, as this photograph shows, brown on top with light blue/grey undersurfaces.
Широкое использование D.520 при подготовке летчиков-истребителей - свидетельство сложного положения, в котором германские Люфтваффе оказались в конце войны.
В послевоенных ВВС Франции D.520 успели послужить в качестве учебных истребителей. В 704-й учебной группе в Туре использовались несколько самолетов D.520DC с двухместной кабиной.
Существовало несколько экспериментальных истребителей D.520, включая гидросамолет HD.780, D.521 с мотором "Merlin" и скоростной D.550. На фотографии - вариант D.520Z с модифицированной системой охлаждения и новым шасси.
Dewoitine D.520
Dewoitine D.520C.1