Morane-Saulnier MS.230
Двухместный учебный MS.230 был одним из наиболее известных французских самолетов такого класса в период между двумя мировыми войнами. Прототип этого надежного моноплана с подкосным крылом типа парасоль, с фюзеляжем круглого сечения и большой колеей шасси совершил первый полет в феврале 1929 года. Машину создали на базе самолета Type AR времен Первой мировой войны. Курсант сидел в открытой кабине позади выреза в задней кромке крыла, а сразу за ним располагалось место инструктора.
За первым заказом ВВС на 500 самолетов MS.230 последовали другие военные контракты, а также заказы от гражданских летных школ и частных владельцев и из-за рубежа. Помимо "Morane-Saulnier" выпуском этих самолетов занимались фирмы SFAN (59 машин) и "Levasseur" (80), 18 самолетов из заказа от компании "Levasseur" были достроены после войны. Экспортные варианты MS.233 и MS.236 строились фирмами OGMA (Португалия) и SABCA (Бельгия), соответственно. Помимо обучения, машина использовалась для решения широкого круга задач, включая связь, разведку, обучение стрелков, буксировку мишеней и планеров, а также демонстрации высшего пилотажа. В последнем амплуа особенно преуспели участники пилотажной группы из центральной авиашколы ВВС в Этампе, три MS.230 которой, покрашенные в зеленый и белый цвета, были постоянными участниками авиационных состязаний в предвоенной Франции.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Morane-Saulnier MS.230
Тип: двухместный учебный самолет
Силовая установка: один радиальный ПД Salmson 9Ab мощностью 230 л. с. (172 кВт)
Летные характеристики: макс. скорость 205 км/ч; потолок 5000 м
Масса: пустого снаряженного 829 кг; максимальная взлетная 1150 кг
Размеры: размах крыла 10,70 м; длина 6,98 м; высота 2,80 м; площадь крыла 19,70 м2
- Описание
Фотографии
-
Air Enthusiast 1972-08 / H.Linsday - Gallic verve - vintage style /Veteran & Vintage/
Регистрационный номер: G-AVEB [9] The MS 230 disporting over the English countryside.
-
Aeroplane Monthly 1977-06
Регистрационный номер: G-AVEB [9] Morane Saulnier MS230 Et 2 G-AVEB, built as an advanced trainer by the Societe Vasseur at Villacoublay in 1948/49, is now the only airworthy example of the type. Owned by The Hon Patrick Lindsay since 1966, it is maintained by Personal Plane Services at Booker, and was photographed by AIR PORTRAITS.
-
Air Enthusiast 1972-08 / H.Linsday - Gallic verve - vintage style /Veteran & Vintage/
Регистрационный номер: G-AVEB [9] -
Air Enthusiast 1972-08 / H.Linsday - Gallic verve - vintage style /Veteran & Vintage/
Регистрационный номер: G-AVEB [9] MS 230 is seen landing on the grass at Le Bourget against the backdrop of the 1971 Paris Air Show exhibits.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v4
Регистрационный номер: G-AVEB [9] Morane-Saulnier MS.230.
-
Мировая Авиация 113
Регистрационный номер: F-AZAK Один из наиболее популярных учебных самолетов фирмы "Morane-Saulnier" межвоенного периода - моноплан-парасоль MS.230 - отличался высокими летными характеристиками, но им было трудно управлять. F-AZAK принадлежал к маленькой партии из пяти машин, оснащенных радиальным двигателем Salmson 9Aba мощностью 280 л. с. (209 кВт).
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / М.Никольский - Музей в Ле Бурже /Музей/
Моран-Солнье MS.230
-
Мировая Авиация 198
Один из двух MS 229, построенных для швейцарских ВВС. В отличие от стандартных MS.230 эти самолеты оснащались рядным двигателем Hispano-Suiza 8Ac.
-
Flight 1930-06 / Flight
AT VINCENNES: Morane-Saulnier machine: The type 230 (230 h.p. Salmson) is shown here, and was flown by Detroyat.
-
Мировая Авиация 198
Регистрационный номер: G-AVEB [9] Самолет G-AVEB числился в британском гражданском регистре до 1996, когда его передали в США.
-
Air Enthusiast 1972-08 / H.Linsday - Gallic verve - vintage style /Veteran & Vintage/
Регистрационный номер: G-AVEB [9] Scarcely the most elegant of aeroplanes, the Morane Saulnier MS 230 with its uncowled Salmson 9Ab radial engine is at least easily recognisable. Its characteristic appearance is captured in the photographs.
-
Air Enthusiast 1972-08 / H.Linsday - Gallic verve - vintage style /Veteran & Vintage/
Регистрационный номер: G-AVEB [9] -
Flight 1931-06 / Flight
Michael Detroyat and his Morane Saulnier 230 on which he gave demonstrations of aerobatics.
-
Flight 1933-10 / Flight
Michel Detroyat's Morane-Saulnier parasol monoplane
-
Flight 1934-05 / Flight
Регистрационный номер: F-AJTP [4] THE WINNER - ONLY JUST! The Morane Saulnier flown by Detroyat in the Aerobatics Contest.
-
Aeroplane Monthly 1988-09 / Personal album. Civil
Регистрационный номер: F-AJTP [4] The handsome Morane-Saulnier MS.234 F-AJTP flown by Michel Detroyat. The aircraft advertised the forthcoming 1937 Paris Exposition. Detroyat upset the American racing fraternity by winning most of the air racing prizes during the Nationals, coming away with £3,000 prize money. Flying his blue Caudron C.460, Detroyat's racing speed was nearly 50 m.p.h. more than that of the nearest rival.
-
Aeroplane Monthly 1988-09 / Personal album. Civil
Регистрационный номер: F-AJTP [4] -
Aeroplane Monthly 1988-09 / Personal album. Civil
Регистрационный номер: F-AJTP [4] -
Air Pictorial 1955-06 / D.McKay - The Morane-Saulnier Story (2)
The M.S.230 which is still flying today.
-
Aeroplane Monthly 1982-10 / Personal album
A Luftwaffe officer inspects a line of Vichy Air Force aircraft prior to their disposal. The aircraft are, from left to right, Potez 63.11 reconnaissance aircraft, two Morane 230s and a Dewoitine D.520 fighter.
Другие самолёты на фотографии: Dewoitine D.520 - Франция - 1938Potez Potez 63.11 - Франция - 1938
-
АвиаМастер 2005-07 / М.Жирохов - Красные крылья Франции /Из истории воздушных войн/
Регистрационный номер: F-AIKD Учебно-тренировочный "Моран-Солнье" MS.233 на аэродроме "Ла Рибера", январь 1937г. На самолете гражданский регистрационный код F-AKID сочетается с военными ОЗ республиканской Испании
-
Air Enthusiast 1998-01 / R.Niccoli - Atlantic Sentinels
Получив четыре MS.133, Португалия решила обзавестись более совершенными MS 233. Но на этот раз все 16 MS.233 были построены в Португалии фирмой OGMA.
The OGMA/Morane-Saulnier MS.233-Et2 was licence-built from 1931 and used for fighter training at the base at Tancos. -
Мировая Авиация 198
Один MS 234 был продан американскому послу в Париже и летал с обозначениями авиакорпуса Армии США. Этот самолет был потерян в катастрофе 1 мая 1935 года.
-
Мировая Авиация 198
Бельгия, как и Португалия, решила наладить лицензионный выпуск самолетов семейства MS.230. Фирма SABCA построила 19 машин под обозначением MS.236, оснащенных двигателем Armstrong-Siddeley Lynx 4C.
-
Flight 1930-12 / Flight
The Morane-Saulnier 230 is an advanced training machine. Behind it may be seen the Breguet "Question Mark."
Другие самолёты на фотографии: Breguet Br.19GR Grand Raid / Br.19TF Super Bidon - Франция - 1925
-
Aeroplane Monthly 1987-06
THE LINDSAY AIR FORCE OVER FOLLY FARM, HUNGERFORD. The aircraft collection of the late Hon Patrick Lindsay. "This was a truly wonderful assignment, which took over a year to complete. One reason for this was that I so enjoyed clambering over and studying Patrick's aeroplanes that I was in no hurry to complete the painting Because every machine had a special significance for its owner, I wanted each to be seen clearly, hence I drew them in this close formation The collection in 1983 was, from left to right Sopwith Triplane; S E.5a, Hawker Fury, Fiat G.46; Fieseler Storch; Spitfire IA; Harvard, Great Lakes 2T-1A, Morane MS 230, Pilatus P.2; Stampe SV-4. The S.E.5a and Fury were unfinished while I was working on the picture, so the markings are fictitious. The following year, 1984, I completed an even more complicated painting, of Patrick Lindsay's automobile collection, in which I included the Spitfire, the Morane and the Manning-Flanders Monoplane replica which Patrick flew across the Channel in 1984 to commemorate Bleriot's historic first crossing in 1909". Philip Castle
Другие самолёты на фотографии: FIAT G.46 - Италия - 1947Fieseler Fi.156 Storch - Германия - 1936Great Lakes 2-T-1 - США - 1929Hawker Fury - Великобритания - 1931North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935Pilatus P-2 - Швейцария - 1945RAF S.E.5 - Великобритания - 1916Sopwith Triplane - Великобритания - 1916Stampe et Vertongen SV-4 - Бельгия - 1933Supermarine Spitfire - Великобритания - 1936
- Фотографии