RU

/

EN
burger-menu
airplane photo

Страна : Россия

Год : 1957

Средний транспортный самолет с экипажем из шести человек

Ан-12

   Невозможно переоценить значение самолета Ан-12 для вооруженных сил и народного хозяйства СССР. Прототип Ан-12 поднялся в воздух с заводского аэродрома ОКБ Антонова в Гостомеле (Украина) в 1958 году. До прекращения производства в 1973 году киевский авиазавод построил более 900 самолетов Ан-12 разных модификаций. Фактически Ан-12 стал первым массовым советским военно-транспортным самолетом. В Китае Ан-12 выпускался по лицензии под обозначением Shaanxi Y-8.
   Изначально Ан-12 проектировался как военно-транспортный и гражданский транспортный самолет с хвостовой рампой и оперением по типу Ан-8. Грузовая кабина не герметизирована, но за кабиной экипажа сделан герметизированный отсек на 14 пассажиров. Большинство серийных самолетов вместо рампы оснащались створками.
   Эксплуатация самолета Ан-12 началась в 1959 году. Самолет выпускался во многих модификациях, основной из которых являлась военно-транспортная (западное обозначение "CUB-A"). В 1963 году в серию пошел Ан-12П с дополнительными топливными баками под полом грузовой кабины. Ан-12Т оптимизирован для перевозки жидкостей. На Ан-12УД предусмотрена возможность установки бака емкостью 4000 л в грузовой кабине.
   С 1961 года строился Ан-12А с двигателями АИ-20А мощностью по 4000 э.л.с. и запасом топлива во внутренних баках, увеличенным до 16000 л (четыре дополнительных бака в крыле). Подвариантом данной модификации является Ан-12АП с баками под полом грузовой кабины, как у Ан-12П. Два самолета Ан-12ПЛ предназначались для эксплуатации в арктических условиях.
   Основной с 1963 года стала модификация Ан-12Б, оснащенная вспомогательной силовой установкой, расположенной в обтекателе левой основной опоры шасси. Наличие ВСУ сделало самолет более независимым от аэродромной инфраструктуры, в частности, стал возможным автономный запуск основных двигателей. Емкость топливных баков на Ан-12Б довели до 19500 л.
   Финальным серийным вариантом стал Ан-12БК, производство которого началось в 1967 году. Ан-12БК стал дальнейшим развитием Ан-12Б.

   Замена Ан-12 самолетами Ил-76 началась в 1974 году, однако более тяжелый и дорогой Ил-76 относится к другому классу транспортных самолетов. Полноценной замены Ан-12 нет до сих пор. К концу 2008 года в ВВС России еще числилось примерно 100 самолетов Ан-12. Снятые с вооружения ВВС РФ самолеты проходят капитальный ремонт и продаются частным компаниям, главным образом - африканским. Летают в Африке на Ан-12 экипажи, уволившиеся из военно-транспортной авиации России и Украины.


Варианты Ан-12Б

   Ан-12МГА: гражданский транспортный вариант и Ан-12БП с дополнительными баками под полом грузовой кабины
   Ан-12БМ: самолет, доработанный для испытания приемной аппаратуры спутника связи "Молния-1"
   Ан-12ПС: конверсионные и вновь построенные самолеты поставлялись заказчикам с 1969 года, оснащены дополнительными антеннами
   Ан-12Б-И: транспортные самолеты, доработанные в "промежуточный" вариант постановщика помех, эксплуатируются с 1964 года
   Ан-12БШ: конверсия в учебно-штурманский самолет Ан-12БЛ: самолет, предназначенный для изучения возможности нанесения ударов противорадиолокационными ракетами
   Ан-12Б "Кубрик": летающая лаборатория для отработки инфракрасных систем
   Ан-12ВКП "Зебра": конверсия 1970 года, воздушный командный пункт
   Ан-12РКР: конверсия для мониторинга атмосферы на предмет радиохимического и биологического заражения


Основные варианты Ан-12БК

   Ан-12БКБ: бомбардировщик с внешними бомбодержателями; появился после использования транспортных Ан-12 в качестве бомбардировщиков в ходе индо-пакистанской войны 1971 года
   Ан-12БК-ВКП "Зебра": воздушный командный пункт
   Ан-12БКШ: учебно-штурманский самолет
   Ан-12БК-ИС: дальнейшая модернизация самолета Ан-12Б-И
   Ан-12ПП: постановщик помех, оснащенный мощным электрогенератором и различными станциями постановки помех; внешне легко идентифицируется по большому количеству антенн и хвостовой части фюзеляжа оживальной формы; пушечное вооружение отсутствует
   Ан-12БК-ППС: постановщик помех; внешне идентифицируется по гондолам-обтекателям в передней и хвостовой частях фюзеляжа.
   Ан-12БКТ: самолет-заправщик для дозаправки самолетов на аэродромах
   Ан-12БКК: самолет для VIP перевозок
   Ан-12БКТ "Циклон": самолет для метеоисследований


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ан-12БК

   Тип: средний транспортный самолет с экипажем из шести человек
   Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя ЦМКБ "Прогресс" (Ивченко) АИ-20М мощностью 4252 э.л.с.
   Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 780 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 600 км/ч; практический потолок 10500 м; дальность полета с полной заправкой 6800 км; дальность полета с максимальной нагрузкой 3600 км
   Массы: пустого 35 500 кг; максимальная взлетная 61000 кг
   Размеры: размах крыла 38,00 м; длина 33,10 м; высота 10,53 м; площадь крыла 121,70 мг
   Вооружение: две пушки калибра 23 мм на кормовой турели
   Полезная нагрузка: 100 десантников или груз массой 20 000 кг

Показать полностью
  • Описание
  • Авиация и Время 2020-04 / О.Черников - Ан-12 в гражданской авиации Украины
    Регистрационный номер: СССР-11359   [4]

    Ан-12Б (зав. № 402804) в демонстрационной аэрофлотовской ливрее, в которой он был показан на авиасалоне в Ле Бурже в 1965 г. и ряде зарубежных стран. После этого "гастрольного" турне самолет поступил в 87-й летный отряд.

  • Aviation Historian 12 / T.Newdick - A Paris avec les Soviets
    Регистрационный номер: СССР-11359   [4]

    Looking handsome in its Aeroflot scheme, the Antonov An-12 was one of the three Soviet transports that participated in the flying display at Paris. The other two were the An-24 and the Tu-134, along with the Mi-6, Mi-8 and Mi-10 helicopters.

  • Air International 1995-09 / Airscene Headlines
    Регистрационный номер: Z3-AFA

    Illustrating the relatively new Macedonian registration prefix is Antonov An-12B Cub Z3-AFA, a new addition to the Skopje-based Avioimpex fleet, seen here landing at Ostend Airport, Belgium, on June 13, 1995.

  • Мировая Авиация 44
    Регистрационный номер: YI-AEP

    Ирак использовал в качестве транспортных 40 самолетов Ан-12 компании "Iraqi Airways". Один неопознанный иракский транспортный самолет был уничтожен войсками коалиции, около 40 различных машин были отправлены в Иран, Мавританию или Тунис, Иран забрал все полученные самолеты - в качестве "компенсации за разрушения во время ирано-иракской войны".

  • Мировая Авиация 53
    Регистрационный номер: BL742   [2]

    Индия стала одним из крупнейших импортеров самолетов Ан-12, которые использовались в индийских вооруженных силах на протяжении 30 лет в качестве военно-транспортных, воздушных командных пунктов и даже как бомбардировщики. Последний Ан-12 снят с вооружения ВВС Индии в 1993 году. Замена самолету пока так и не найдена. Изучался вопрос о закупке партии из 24 самолетов C-130, но к марту 2004 года поступил заказ лишь на шесть C-130J-30. В настоящее время транспортные перевозки в ВС Индии выполняют, главным образом, самолеты Ил-76 и Ан-32.

  • Мировая Авиация 71
    Регистрационный номер: L646

    Индия очень активно применяла самолеты Ан-12. 32 года они служили в индийских ВВС в качестве транспортных машин и даже бомбардировщиков. Индийские ВС списали свой последний Ан-12 в 1993 году.

  • Air International 1982-06 / ??? - Egypt: an air power in transition (3)
    Регистрационный номер: SU-APA

    The Antonov An-12 was, for many years, the heavy logistic support backbone of the EAF, 30 having originally been procured from the Soviet Union. This Soviet type has now virtually dis­appeared from the inventory, having been succeeded by the C-130H Hercules which now equips the heavy lift force based at Cairo East.

  • Мировая Авиация 53
    Регистрационный номер: SU-AOI

    Иногда самолеты Ан-12 ВВС Египта летали с гражданской регистрацией, как представленный на фото "SU-AOI".

  • Мировая Авиация 53

    Порядка 15 самолетов Ан-12 получила Эфиопия, в 2009 году продолжало летать девять из них. Предполагалось, что после поставки в 1998 году Эфиопии четырех самолетов C-130B, эксплуатация Ан-12 в этой стране прекратится полностью, но этого не произошло.
    Эфиопские Ан-12 помимо применения по прямому назначению неоднократно использовались и как бомбардировщики.

  • Air International 2000-02 / Airscene
    Регистрационный номер: 4R-EXC

    Another anonymous-looking visitor to Sharjah on November 13, 1999, Antonov An-12V 4R-EXC (c/n 08345507, ex RA-12956) still wears basic Aeroflot scheme and is now operated by Colombo, Sri Lanka-based Expo Aviation.

  • Авиация и Космонавтика 2010-07 / И.Приходченко, В.Марковский - Военно-транспортный самолет Ан-12 (2)

    Ан-12Б чехословацких ВВС. Помимо ЧССР из стран Варшавского Договора эти самолеты получили также вооруженные силы Болгарии и Польши

  • Мировая Авиация 53

    Один из двух Ан-12, состоявших на вооружении 1-го военно-транспортного авиаполка ВВС ЧССР, который базировался в Мошнове. Борт "2105" сфотографирован в 1991 году во время визита самолета в Великобританию. После распада Чехословакии в 1993 году данный самолет отошел ВВС Чехии.

  • Air Pictorial 1991-09

    After visiting the International Air Tattoo at Fairford in support of the MiG-29s, An-12 2105 of 1 Dopravni Squadron, Czech Air Force, took part in RAF Chivenor Air Day on 24 July 1991.

  • Мировая Авиация 9

    В ходе войны обе стороны широко использовали военно-транспортную авиацию. Самолеты снабжали войска на фронте круглосуточно. На фотографии - один из шести самолетов Ан-12 "Cub-As" ВВС Ирака, использовавшихся для перевозки солдат и техники.

  • Мировая Авиация 53

    На момент начала в 1991 году войны в Персидском заливе на вооружении ВВС Ирака состояло несколько Ан-12, еще примерно 40 машин эксплуатировала авиакомпания "lraqi Airways". Большинство иракских Ан-12 были уничтожены в той войне.

  • Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
    Регистрационный номер: LZ-BAB   [4]

    Antonov An-12 rear-loading transport (four 4,000 ehp Ivchenko AI-20K turboprop engines) of Bulair

  • Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - 2. World Directory of Airlines
    Регистрационный номер: LZ-BAA   [2]

    Balkan Bulgarian Airlines Antonov An-12.

  • Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
    Регистрационный номер: LZ-BAA   [2]

    Antonov An-12 rear-loading transport (four 4,000 eshp Ivchenko AI-20K turboprop engines) in the insignia of Bulair

  • Air Pictorial 1976-03
    Регистрационный номер: LZ-BAB   [4]

    Antonov AN-12 LZ-BAB of Balkan-Bulgarian Airlines during a recent visit to Heathrow.

  • Air Pictorial 1977-02
    Регистрационный номер: LZ-BAB   [4]

    Balkan Bulgarian Airlines Antonov An-12B LZ-BAB shortly after arrival at Marshalls Airport, Cambridge, on 3rd December. It had come to collect 15 tons plus of Pye Telecommunications equipment which is being supplied to the Bulgarian civil aviation authorties under a L350.000 contract. Some of the communications equipment will be sited on mountain tops for maximum contact distances and the rest will be installed at major airports, including Sofia, Burgas and Varna

Тип фотографий

  • Все фото (455)
  • Боковые проекции (31)
  • Цветные фото (95)
  • Ч/б фото (279)
  • Кабина (21)
  • Обломки (18)
  • Модели, рисунки, схемы, чертежи (11)