Туполев Ту-154
Варианты:
Туполев - Ту-154 - 1968 - Россия
Страна: Россия
Год: 1968


Среднемагистральный авиалайнер
Описание
Фотографии:

Цветные фото (64)
Ту-154

   Ту-154, пассажирский среднемагистральный самолет с тремя двигателями, предназначался для замены Ил-18 и Ту-104. Самолет получился удачным, в нем сочетались хорошие летные данные с высокой для своего времени экономичностью и хорошими эксплуатационными показателями. Лайнер может эксплуатироваться с относительно плохих ВПП, типичных для большинства аэропортов СССР и стран СНГ.
   По заданию "Аэрофлота" в ОКБ А.Н.Туполева начали проектирование самолета, сохранившего компоновочные особенности Ту-134, но оснащенного новым крылом с развитой механизацией, включающей предкрылки, трехщелевые закрылки, элероны и четырехсекционные интерцепторы. В удлиненном фюзеляже увеличенного диаметра стало возможным установить кресла по шесть в ряд; максимальная вместимость самолета 167 пассажиров (нормальная 128-158 пассажиров). Помимо двух двигателей, установленных как на Ту-134 на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, в хвостовой части фюзеляжа разместили третий ТРДД, воздухозаборник которого находился перед килем.
   Прототип выполнил первый полет 4 октября 1968 года, а эксплуатация Ту-154 в "Аэрофлоте" началась 9 февраля 1972 года. В 1975 году в серию пошел Ту-154А с измененной конфигурацией пассажирского салона, увеличенной емкостью топливных баков, обновленным БРЭО и двигателями НК-8-2У. В 1977 году Ту-154А в серии сменил улучшенный Ту-154Б с более прочным крылом, "Б" строился в вариантах Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2, последний имел большую пассажировместимость. Несколько Ту-154Б конвертировали в грузовые Ту-154С - перед крылом в борту фюзеляжа был оборудован грузовой люк, а в салоне установили ролики для упрощения перемещения грузов.
   Испытания модернизированного Ту-154М начались в 1982 году. На Ту-154М установили новые двигатели Д-30КУ-154-II, изменили горизонтальное оперение, модернизировали закрылки, увеличили площадь интерцепторов, а вместимость довели до 180 пассажиров. Эксплуатация Ту-154М в "Аэрофлоте" началась в декабре 1984 года.
   На основе Ту-154 было разработано несколько специальных вариантов, включая самолет для VIP-перевозок Ту-154 Люкс, самолет для тренировок космонавтов Ту-154М-ЛК-1 и самолет для выполнения полетов по программе "Открытое небо" Ту-154М-ОН.
   Массовое производство Ту-154 прекратили в 1997 году, хотя последний достроенный из задела Ту-154М был передан ВВС России весной 2013 года. Всего построено более 1000 Ту-154.
   Ту-154 экспортировались во многие страны мира. Самолет завоевал репутацию надежного и безопасного. "Аэрофлот" прекратил эксплуатацию Ту-154 в декабре 2009 года. В 2013 году в эксплуатации, главным образом в России и странах СНГ, находилось порядка 100 Ту-154.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ту-154М

   Тип: среднемагистральный авиалайнер
   Силовая установка: три ТРДД Д-30КУ-154-II ПНПП "Авиадвигатель" тягой по 103,95 кН
   Летные характеристики: крейсерская скорость на высоте 11900 м - 950 км/ч; практический потолок 12 500 м; дальность с полной заправкой и полезным грузом массой 5450 кг - 6600 км
   Масса: пустого снаряженного 55 300 кг; макс. взлетная 100 000 кг
   Размеры: размах крыла 37,55 м; длина 47,90 м; высота 11,40 м; площадь крыла 201,45 м2
   Полезная нагрузка: запас топлива 39 750 кг; максимальная масса полезной нагрузки 18000 кг
Опытный Ту-154 (борт СССР-85000) летит во Францию для участия в авиасалоне "Ле Бурже-69".
Предсерийный Ту-154 (зав. N 70M006). Самолет эксплуатировался в Московском транспортном управлении ГА СССР, а также в Ульяновской ШВЛП. В 1983 г. он стал наглядным пособием Московского института инженеров ГА
"Аэрофлот" активно эксплуатировал Ту-154 на протяжении 1980-1990-х годов. Этот Ту-154Б был поставлен в 1977 году и несет специальную окраску, приуроченную к проведению Олимпийских Игр 1980 года в Москве.
В 1970-1980-е годы Ту-154 являлся основным авиалайнером "Аэрофлота" и строился в весьма большом количестве - к 1991 году авиакомпания получила 612 самолетов Ту-154 различных модификаций.
"Аэрофлот - Международные авиалинии" (фото) эксплуатировала свыше 40 Ту-154, и последний плановый полет этого самолета на службе компании состоялся 31 декабря 2009 года на маршруте Екатеринбург - Москва. "Аэрофлот" заменил 23 своих оставшихся Ту-154 на Airbus A320.
Ту-154Б-2 (зав. №81A482) 222-го летного отряда Украинского управления ГА СССР. Киев, Борисполь, 1991 г.
Самолету Ту-154 40 лет
Ту-154 (зав. № 73A052) из 75-го ОСАП, входившего в состав ГК НИИ ВВС
В 1997 году была создана компания "IRS Аего", которая использовала Ил-18 и этот Ту-154 (фото) для пассажирских и грузовых перевозок, базируясь в Москве.
Украина
Ту-154Б-2 (зав. №81A482) авиакомпании «Авiалiнii Украiни». Прага, аэропорт Рузине, 2 ноября 1996 г.
Ту-154Б-2 (зав. №81A499) авиакомпании «Авiалiнii Украiни». Киев, Борисполь, 4 августа 1995 г.
Ту-154Б-2 (зав. № 82A561) «Украинской авиатранспортной компании». Киев, Борисполь, 16 марта 2008 г.
Ту-154Б-2 (зав. № 80A445) из 15-й авиабригады ВВС Украины. Надпись на борту самолета появилась после 1998 г., уже в период хранения на территории аэропорта Борисполь
Беларусь
Tupolev's Tu-154 first took to the air on October 3, 1968 and production continued until June 2006 by which time 935 aircraft had been built. This Belavia aircraft is a B-2 variant that could seat up to 180 passengers.
Таджикистан
Distinctive triple domes of Sharjah International Airport with a Tajikistan Airlines Tu-154 at the terminal to the left and an Indian Airlines A320 just visible behind. Originating as a remote stopover for Imperial Airways in the 1930s, the airport has seen fluctuating fortunes, although since construction of the new terminal in 1974 there has been steady expansion. Today Sharjah is a major Middle Eastern cargo crossroads for both CIS and Western operators, while there is also considerable passenger traffic from the CIS countries to take advantage of the cheap duty free goods.
Румыния
Из 62 самолетов Ту-154А/Б, поставленных на экспорт, румынская "Tarom" получила 12 лайнеров модификации Ту-154Б-2 (поставлены в 1976 году).
Болгария
Tu-154Bs, such as LZ-BTG (illustrated), are near the end of their 20-year-plus career. The airline’s new owner, Zeevi Group, announced in late 1999 that it intends to replace the Tu-154s with leased Boeing 737-300s in early 2000.
Чехия
A number of airforces have had Tu-154s in their inventories, mostly in the transport role. This aircraft when photographed in 1995 was operated by the Czech Air Force. The air arm still has two of the type in service.
Tupolev Tu-154B-2
Ту-154М
From the outside, the Tu-154M in-flight simulator appears similar to an Aeroflot airliner.
Ту-154М
Judged on the criterion of passenger miles flown for a given fleet size, the Tupolev Tu-154 is arguably the most productive airliner ever flown. It is still an important part of Aeroflot's current fleet, particularly within Russia and the CIS.
"Тушки" много не бывает! Лет 20-30 тому назад подобные кадры были бы обыденными.
Ту-154М (зав. № 89A825) российской авиакомпании Аэрофлот. Симферополь. 30 апреля 2008 г.
Ту-154
На съемках фильма
Between November 28 and December 2, 2016, the Russian Federation operated one of its Tupolev 154M-LK1s from Getafe, Madrid. The aircraft, registered RF-85655 and wearing a new colour scheme, flew one Open Skies Treaty flight over Spain on November 30. The aircraft is seen taking-off from Getafe on December 2 on its way back to Kubinka Airport, Russia.
На протяжении десятилетий Ту-154 оставался основным среднемагистральным самолетом СССР, России и стран СНГ. В 1990 году Ту-154 перевезли половину всех пассажиров "Аэрофлота" и его дочерних компаний. На фотографии - Ту-154 авиакомпании "Россия" выполняет посадку в аэропорту Хитроу, июль 2007 года.
Two visitors to London Heathrow on March 12, 2013 were Russian Air Force Tupolev Tu-154M RA-85155 (c/n 10A1000), seen arriving after a flight from Moscow-Chkalovsky Airport, and Tu-204-300 RA-64057 (c/n 1450742864047) of Rossiya, which arrived from Moscow-Vnukovo International Airport. Both aircraft were supporting the UK visit of Russian Foreign Minister Sergei Lavrov and Defense Minister Sergei Shoigu to hold talks with their British counterparts William Hague and Philip Hammond on March 13. The Tu-154M is a relatively new airframe, having been handed over to the Russian Air Force on April 29, 2010.
Zhukovsky Flight Research Institute's wholly-owned commercial subsidiary Moscovia Airlines operates four Tu-154s, including this Tu-154M RA-85743, Yuri Sheffer. It was photographed at Skopje International Airport, Macedonia on November 15, 2006, where it had transported Russia's national football team. (Yuri Sheffer was a Russian pilot, cosmonaut and director of the LII test pilot-school from 1999 to 2001, who suffered a heart attack whilst flying an aircraft from the Zhukovsky Flight Research Centre and was killed.)
On approach to Antalya Airport in Turkey on May 25, 2013 was Tupolev Tu-154M RA-85833 (c/n 01A1020) of Tartarstan Aircompany. The airliner was previously flown by Ural Air before entering storage by March 2012 and being transferred to Tartarstan at the end of last year.
The sole Tupolev Tu-154M medium-range airliner operated by Donbass Air Lines of Ukraine (1999)
Конец монополии "Аэрофлота". Развал Советского Союза в начале 1990-х годов привел к открытию воздушных трасс и лишению "Аэрофлота" монополии на воздушные перевозки. "Аэрофлот" начал быстро избавляться от части своих самолетов, и молодые компании получили возможность покупать их по очень низким ценам. К концу 1993 года только в России были зарегистрированы свыше 100 авиакомпаний, и еще множество - в других бывших советских республиках. Компания "AJT Air International", сформированная в 1993 году, на начальном этапе эксплуатировала один Ту-154М (фото) и один Ил-86, купленные у "Аэрофлота". "AJT", выполнявшая рейсы из Внуково, а позднее из Шереметьево-1 и -2, была первой новой авиакомпанией, бросившей вызов монополии "Аэрофлота". Многие из новых компаний не выдержали острой конкуренции на рынке и обанкротились, другие пошли по пути слияний и рационализаций. "Аэрофлот" постепенно отходил от своей роли единственного авиаперевозчика, уступая новым компаниям.
Беларусь
Ту-154М (зав. № 92A924) авиакомпании «Белавиа». Аэропорт Минск-2, май 2013 г.
Узбекистан
Ту-154М (зав. № 91А887) узбекской авиакомпании Uzbekistan Airways. Москва, аэропорт Домодедово, 1 февраля 2008 г.
Казахстан
Ту-154М (зав. № 87A754) казахской авиакомпании Aerotur KZ Airlines. Москва, аэропорт Домодедово, 27 августа 2008 г.
Ту-154М (зав. №91А889) авиации Пограничной службы Казахстана
Ту-154 СВО Казахстана
Азербайджан
Ту-154М (зав. № 92A914) азербайджанской авиакомпании Imair. Баку, международный аэропорт им. Гейдара Алиева, 19 сентября 2009 г.
Для обеспечения воздушных перевозок Азербайджан организовал собственную авиакомпанию - "Imair" (фото), базирующуюся в Баку и эксплуатирующую один Ту-154М; в случае необходимости дополнительные самолеты арендовались.
Болгария
Начиная с 1985 года, авиакомпания "Balkan" использовала не менее 20 Ту-154М (некоторые были арендованы) в дополнение к своим Ту-154Б и Б-2. Самолеты продолжали служить и в 1990-х годах, несмотря на приобретение западных лайнеров, таких как Boeing 737-500 и 767-200ER.
Tu-154Ms are still the principal medium-range aircraft, utilised mainly for Near/Middle East and African routes. LZ-BTH is seen taking-off from Bourgas Airport, providing charter services from West Europe to the Black Sea holiday towns in the Summer season.
A large number of airlines offer charter flights from Manchester to holiday destinations all over the world. Among the more interesting types operating such flights are the Tupolev Tu-154Ms of Bulgarian carrier Balkan Holidays Airlines, pictured making a spirited departure from Manchester.
Германия
Германская Демократическая Республика заказала два Ту-154М в VIP-варианте, поставленных в 1989 году и служивших в эскадрилье TG-44 национальных ВВС. После объединения Германии в 1990 году эти самолеты были выведены из состава Люфтваффе.
Ту-154М ВВС ФРГ, переоборудованный в самолет наблюдения для участия в программе "Открытое небо". На этой машине в августе 1995г. выполнен пробный наблюдательный полет над территорией Украины.
Польша
Ту-154М (зав. № 90A862) из 36-го транспортного полка ВВС Польши
Prominently bearing the tongue-twister name (to English or French-speakers, at least) of the Polish Republic on its forward fuselage, this Tupolev TU-154M Lux belongs to the 36 SPLT (Specjalny Pulk Lotniktwa Transportwego). It is typical of many ex-Soviet transports serving in the VVIP role with former Warsaw Pact members and former USSR republics.
Чехия
With everything hanging out, CSA Tupolev Tu-154M OK-SCA, named Mesto Piest’any, comes in to land in May 1989. The handsome tri-jet served as something of a workhorse for CSA through the late 1980s and 1990s until the type’s retirement in 2000.
Словакия
In June 1985, the final version of the Tu-154 entered service with Aeroflot. Among the improvements to the Tu-154M were more powerful and fuel-efficient engines, plus clamshell-type thrust reversers on the outboard engines. About to touchdown at Corfu is Slovak Airlines Tu-154M, OM-AAA.
Tupolev Tu-154M Careless OM-BYO (c/n 89A803) departing Stansted on September 5, 2014 for Cardiff in Wales. The Slovakian Government Flying Service (GFS) aircraft was in the UK transporting delegates to the recent NATO Summit. It is the last of its kind in service with the GFS, as OM-BYR (c/n 98A1012) has become a source of spares at Bratislava Airport, where the unit is based.
Иран
A number of Iranian airlines operate Tupolev Tu-154s, including Caspian Airlines, which has four of the type and is based in Tehran.
The nose section of RF-5A 2-7212 was installed on the vertical stabiliser of a Tu-154M to test the Sarir ejection seats for Project Simorgh in 2011
Пакистан
A rare operator, even for Sharjah, Pakistani airline Shaheen Air International was thought to operate only a single Boeing 737 leased from MAS, but has now added this Tupolev Tu-154M, RA-85816, which arrived at Sharjah on the night of January 21, 2000, leaving the following night. The aircraft was last reported with Ufa-based BAT-Bashkirian Airlines, from which it is probably leased, as it has retained its Russian registration.
Никарагуа
Никарагуанская компания "Aeronica" получила единственный Ту-154М в декабре 1989 года. Он использовался в течение трех лет, после чего был поставлен на прикол из-за финансовых проблем и трудностей с приобретением запчастей.
Китай
Китай оказался крупнейшим зарубежным рынком для Ту-154М. В общей сложности 43 самолета эксплуатировались семью китайскими компаниями. Машина на снимке служила в "Civil Aviation Administration of China" (CAAC) до своей передачи компании "China Xinjiang Airlines" в 1991 году.
Китайский самолет радиоэлектронной разведки Tu-154M/D (зав. № 90А856)
Tu-154M/Ds patrolled the ADIZ on it being established.
Китайский разведывательный Ту-154