Антонов Ан-2
Варианты:
Антонов - Ан-2 - 1947 - Россия
Страна: Россия
Год: 1947


Легкий транспортный самолет общего назначения с экипажем из одного-двух человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (82)
Ан-2, Ан-3 и Ан-4 конструкции О. К. Антонова

  Интерес к планеризму Олег Константинович Антонов проявлял еще со школьной скамьи. Карьеру авиаконструктора О. К. Антонов начал с проектирования планеров и гидросамолетов, в годы Великой Отечественной войны занимался производственными вопросами в КБ А. С. Яковлева. После войны Антонов сумел создать собственное конструкторское бюро, перед которым поставили задачу спроектировать самолет, способный взлетать и садиться где и когда угодно. Такой самолет был создан. Он называется Ан-2 (западное наименование "Colt"). Изначально знаменитый биплан обозначался СХ-1 (Сельскохозяйственный первый). Прототип СХ-1 выполнил первый полет 31 августа 1947 года.
  Одномоторный подкосно-расчалочный биплан снабжен двойным управлением. Конструкция планера практически полностью выполнена из металла. Обшивка крыльев за передним лонжероном и стабилизатора полотняная. Крупноразмерный фюзеляж полумонококовой конструкции, оснащен подогревом и системой вентиляции. Стабилизатор снабжен подкосами. Шасси - усиленной конструкции, трехопорное с хвостовой опорой. Вместо колес с пневматиками низкого давления возможна установка лыж или поплавков.
  На прототипе был установлен звездообразный мотор воздушного охлаждения АШ-21 мощностью 760 л.с. Серийные самолеты оснащались двигателями мощностью 1000 л.с. АШ-62Р.
  С 1960 году основным заводом по выпуску самолетов Ан-2 стало польское предприятие WSK-PZL. На самолеты польской сборки ставились лицензионные моторы АШ-62Р, также изготовленные в Польше. Ан-2 собирался по лицензии в Китае, где получил обозначение Shijiazhuang Y-5 (Yunshuji-5). В общей сложности было построено порядка 18 500 самолетов Ан-2, включая 11 950 машин, изготовленных в Польше.


Варианты (советской постройки)

  Ан-2Ф: экспериментальный артиллерийский корректировщик с застекленной средней частью фюзеляжа, люковой пулеметной установкой и двухкилевым оперением, построен в 1948 году
  Ан-2Л: противопожарный вариант, оснащенный стеклопластиковыми контейнерами для химических реагентов под крылом и фюзеляжем
  Ан-2П (пассажирский): базовый вариант общего назначения, рассчитанный на перевозку 12 пассажиров или груза массой 1200 кг
  Ан-2П (противопожарный): противопожарный вариант самолета Ан-2В, разработанный в 1964 году, в поплавковые баки вмещает 1240 л воды
  Ан-2С: сельскохозяйственная модификация самолета Ан-2П с оборудованием для распыления химических реагентов, шасси снабжены амортизаторами с увеличенным ходом штоков
  Ан-2В: гидросамолет (см. ниже)
  Ан-23А: см. Ан-6
  Ан-3: первое упоминание о самолете Ан-3 относится к началу 1972 года, когда появилась информация о разработке в ОКБ Антонова специализированного сельскохозяйственного самолета. Более подробная информация появилась лишь в 1979 году - самолет Ан-2 с переделанной носовой частью фюзеляжа под установку модернизированного турбовинтового двигателя ТВД-1 ОБ (Изделие "20" ОМКБ) мощностью 940 л.с. Оснащен воздушным винтом большего диаметра, но с меньшей частотой вращения для большей безопасности полетов на малых высотах с малыми скоростями. Емкость баков для химических реагентов увеличена на 40% по сравнению с баками самолета Ан-2С
  Ан-4: гидросамолет; заводское обозначение модификации, известной в серии как Ан-2В (водный). Вместо колесного шасси установлено два легких металлических поплавка с управляемыми рулями на концах. Самолет Ан-2В строился в значительных количествах
  Ан-6: заводское обозначение серийного самолета Ан-23А, предназначенного для высотных метеорологических исследований. Перед килем оборудована застекленная кабина для наблюдателя. "ЗА" расшифровывается как "зондирование атмосферы". На самолет установлен мотор АШ-62Р с турбокомпрессором, позволяющим сохранять двигателю мощность до высоты 10000 м. Кок на винт не устанавливался для лучшего охлаждения двигателя набегающим потоком воздуха. Построено несколько самолетов данной модификации


Варианты (польской постройки)

  Ан-2 "Геофизика": вариант для геофизических исследований
  Ан-2М: двухпоплавковый вариант самолета Ан-2Т аналог советского Ан-2В
  Ан-2П: пассажирский вариант с уменьшенным, в сравнении с Ан-2П советской постройки, уровнем шума в кабине и усовершенствованным воздушным винтом
  Ан-2ПК: пятиместный самолет для VIP перевозок
  Ан-2П "фото": самолет для выполнения фотограмметрической съемки
  Ан-2ПР: телевизионный ретранслятор
  Ан-2Р: сельскохозяйственный вариант, строившийся с 1961 года с герметизированной кабиной экипажа, хвостовым оперением увеличенной площади; емкость бака - 1960 л жидкого реагента или 1350 кг сыпучего реагента
  Ан-2С: санитарный вариант, способный перевозить шестерых больных на носилках и одного медработника
  Ан-2Т: базовый вариант общего назначения
  Ан-2ТД: десантный самолет вместимостью 12 парашютистов
  Ан-2ТП: грузопассажирский вариант самолета Ан-2ТД
  Lala-1: экспериментальный вариант 1972 года двухбалочной схемы с укороченным фюзеляжем-гондолой и двухкилевым хвостовым оперением. В хвостовой части гондолы-фюзеляжа установлен турбовинтовой двигатель. Самолет использовался в качестве лаборатории по отработке конструктивных решений сельскохозяйственного самолета PZL М-15 Belpchegor


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ан-2П (производства WSK-PZL Mielec)

  Тип: легкий транспортный самолет общего назначения с экипажем из одного-двух человек
  Силовая установка: один звездообразный 9-цилиндровый поршневой двигатель воздушного охлаждения PZL Kalisz (АШ-62Р) мощностью 1000 л. с.
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 1750 м 250 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 185 км/ч; скороподъемность на уровне моря 210 м/мин; практический потолок 4400 м; дальность полета с грузом массой 500 кг - 900 км
  Массы: пустого 3450 кг; максимальная взлетная 5500 кг
  Размеры: размах крыла 18,18 м; длина по строительной оси (с поднятой хвостовой частью) 12,74 м; высота с поднятой хвостовой частью 6,10 м; площадь крыльев 71,52 м2
  Полезная нагрузка: 12 пассажиров или груз эквивалентной массы
Россия
Часто на Ан-2 дверь по левому борту снимают - для облегчения и ускорения выброски парашютистов.
Ан-2 (регистрационный номер RA 07489) авиации Авиалесоохраны РФ
Посадка в самолет перед вылетом на авиапатрулирование лесов. Самолет в раскраске корпорации Авиалесоохрана, конец 2000 гг.
Ан-2 перед вылетом на авиапатрулирование. 2009 г. Петровск-Забайкальское авиаотделение
Обнаружен лесной пожар. Экипаж приступает к осмотру и подбору площадки для высадки парашютистов-пожарных
Слив огнетушащей жидкости на кромку лесного пожара
Демонстрация тушения пожара. Самолет (заводской N 1G181-33) дооборудован специальным устройством для сброса воды. Аэродром Владимир-Семиязино, 18 мая 2006 года
Ан-2 авиации ВДВ
Прыжок парашютистов-пожарных из самолета Ан-2
Для желающих овладеть более "продвинутыми" навыками в прыжках с парашютом организуются прыжки со свободным падением - в течение 5, 10, 15 или 20 секунд, и с раскрытием парашюта вручную.
При прыжках на стабилизацию - для новичков - сразу после отделения парашютиста от самолета происходит автоматическое раскрытие стабилизирующего парашюта, а через 2-3 секунды уже выполняется раскрытие основного парашюта.
Antonov An-2s litter Spilve in large numbers, tied down, their engines covered with tarpaulins.
Аэропорт Балахта Красноярского края, 1991 г. Укладка парашютов. Парашютистов только что привезли с ликвидированного пожара, 40 минут стоянки - и на патруль!
Парашютисты укладывают противопожарное имущество перед вылетом. Оно будет сброшено на грузовом парашюте с высоты 100 м. Аэропорт Красноярск (Северный), 1991 г.
Ан-2 приземлился на летном поле села Лопшеньга
Туман, туман. Седая пелена...
Ан-2 - он как велосипед. Главное - чтобы дорогу было видно...
Над взлетной полосой села Лопшеньга туман рассеивается. Начальник сельского аэродрома Илья Иконников и второй пилот Владимир Савченко раскручивают винт самолета
Курс на Летнюю Золотицу
Ан-2
Ан-2 предназначался, прежде всего, для использования в сельском и лесном хозяйстве СССР как замена самолету По-2. На фотографии: "Аннушка" распыляет пестициды над одним из колхозных полей.
Украина
Ан-2 авиакомпании "Авиалинии Украины". Полтава, 22 мая 1993г.
Единственный в украинской военной авиации ветеран Ан-2 входит в состав Сакской морской авиационной бригады. Используется для парашютной подготовки летного состава и высадки штатных спасательных парашютно-десантных групп
This An-2 is on display at the headquarters building of the Kiev Aviation Plant
9 сентября 2004г. на территории КиГАЗ "Авиант" состоялось открытие памятника самолету Ан-2. Событие было приурочено к 55-летию начала серийного выпуска этой знаменитой машины
Ан-2Т (сер. № 1G237-44) Федерации аэробатики Украины - участник 2-го фестиваля малой авиации Украины. Аэропорт Киев «Жуляны», 26 сентября 2014 г.
Молдова
Ан-2 ВВС Молдовы. Аэродром Дечебал, 2007-2010 гг.
Справа - один из пяти молдавских Ан-2. Маркулешты, сентябрь 2007 г.
Ан-2 на прошлогоднем авиашоу на аэродроме Дечебал
Ан-2 ВВС Молдовы. Авиабаза Дечебал, 2019 г.
Ан-2 ПМР
Армения
Ан-2
Кыргызстан
Киргизские Ан-2
Казахстан
Ан-2 и Ми-8 ПС КНБ РК
Таджикистан
Ан-2 ВВС Таджикистана
Польша
Польский авиазавод "PZL-Mielec" выпускал и Ан-2 - один такой самолет изображен на фотографии с опознавательными знаками польских ВВС. После развала Варшавского блока многие страны списали свои Ан-2, но Польша и Румыния еще эксплуатировали их некоторое время.
Пожарный Ан-2 "Cobra Air" (заводской N 1G17301), принадлежащий варшавской фирме Flugtechnik. Самолет был переоборудован в 2001г. из сельскохозяйственного Ан-2Р, имевшего бортовое регистрационное обозначение SP-TCB. Снимки сделаны 18 августа 2002г. в районе польского города Зелена-Гура.
Болгария
Изображенный Ан-2Р принадлежит болгарской компании "Air Mizia" и используется в качестве сельскохозяйственного самолета. Он оборудован цистерной, вмещающей до 1300 кг химикатов.
Ан-2 еще остается на службе в Болгарии, в основном для подготовки парашютистов военнослужащих всех видов и родов войск Болгарской армии
Литва
Ан-2 ВВС Литвы
Этот Ан-2 (LY-BIG), названный "Baltic Bear" ("Балтийский медведь"), принадлежит литовской компании "Air Unique" и является частым гостем на различных выставках и авиашоу в Западной и Восточной Европе.
Ан-2, переоборудованный в 2000г. на Каунасском авиаремонтном заводе для заказчика из Швеции. Новый хозяин дал самолету имя "Голубой тигр"
Латвия
Ан-2 ВВС Латвии в ранней окраске
Эстония
Венгрия
Группа "Utterly Butterly Exhibition Flyers". Самолет Bub, так называется биплан Ан-2 группы "Utterly Butterly Exhibition Flyers", был построен в Польше в 1981 году. До 1995 года, после снятия с эксплуатации, биплан хранился под открытым небом, пока его не купила "Utterly Butterly". Самолет прошел восстановительный ремонт в Венгрии и сегодня является звездой многочисленных авиашоу, неизменно приковывая к себе внимание зрителей, как самый большой одномоторный самолет-биплан в мире. Одномоторный Ан-2 выглядит настоящим гигантом в сравнении с самым маленьким в мире двухмоторным самолетом - Cri-Cri, который также принадлежит "AeroSuperBarics". На авиашоу Ан-2 демонстрирует отличную маневренность на малых скоростях полета, короткие взлет и посадку, проходы на малой высоте со скоростью 240 км/ч, но самыми зрелищными являются проходы на малой высоте с предельно малой скоростью - всего 56 км/ч!
Ан-2ТП (HA-MKF) венгерской компании "Trener Air" был построен польским авиазаводом PZL (город Мелец). Последний самолет семейства Ан-2 компания передала заказчику в 2002 году.
Formerly used for cartography, An-2P Colt HA-YHC (c/n 1G18145) is now used to celebrate mass, weddings and funerals! Reflecting its religious role, a yellow cross is painted on the cabin door and the lower wing undersurface. Operated by Air Church, the aircraft is based at Kaposujlak, Hungary.
Румыния
Across the old Iron Curtain countries there were plenty of well-known aircraft to be seen. This Romanian An-2 YR-PBT was pictured at Craiova.
Югославия
Среди эксплуатантов Ан-2 была и Югославия - часть машин летала и в конце 1990-х годов.
Албания
Devoid of national markings, a Chinese Y-5 of No 1 Sqn at Tirana is one of a small number used for agricultural flying. Since delivery in 1963-4, only two Y-5s have been lost in accidents.
ВВС Албании
Германия
Этот Ан-2 (D-FJKA) построен в 1958 году и принадлежит сегодня ганноверской авиакомпании "Hanseflug", которая использует его для туристических полетов из Ганновера на острова Зильт и Фёр в Северном море. Вместимость самолета - 9 пассажиров.
Civilianised former DDR An-2 . Tony Morris confirms none were built in East Germany
German civilian PZL Mielec An-2 in gloss red colour scheme and with exotic artwork (1999)
Индонезия
Кое-какая советская авиатехника в Индонезии все еще на ходу. Этот ярко-красный Ан-2 используется для подготовки парашютистов.
Китай
Y-5B(K) civil transport (1998)
Y-5C - китайский вариант Ан-2
Latest Chinese military version of the An-2 is the 'tipsailed' Y-5C for the PLA Air Force (1997)
Wingtip vanes on the Y5B-100 (1999)
КНДР
Ан-2 (или L-2) в "Музее Армии" в Сеуле, 2013г.
Вьетнам
Ан-2 ВВС ДРВ из военного музея в Ханое. Блоки НАР УБ-16 появились на вьетнамских самолетах этого типа позднее, в конце 1960-х гг, когда Ан-2 попытались применять для ночных ударов по наземным целям и речным плавсредствам
Непал
Экспорт самолетов Ан-2 был очень успешным, но покупали эти машины в основном дружественные СССР страны. На фотографии: два Ан-2 с гражданской регистрацией Непала.
Куба
Ан-2 широко экспортировались в зарубежные страны, где активно использовались на регулярных авиалиниях.