Мировая Авиация 247
-
МиГ-21бис, 5-я Воздушная армия, Киевский военный округ, 1973-1974 годы. Изображен самолет (б/н 34 красного цвета) с истребительно-бомбардировочным вооружением - под крылом подвешены две УР "воздух-воздух" К-13 и два блока НАР, на подфюзеляжном узле подвески закреплен сбрасываемый топливный бак. Пиктограмма со стилизованным изображением самолета наносилась на истребители, которые наземный экипаж поддерживал в отличном техническом состоянии.
МиГ-21бис 921-й полк ВВС ДРВ, авиабаза Ной Бай. Большинство северовьетнамских МиГ-21 летали неокрашенными, хотя камуфлированные истребители редкостью не являлись. Гораздо реже верхние и нижние поверхности планера окрашивали в один темно-зеленый цвет (как на рисунке); нижние поверхности не окрашены и имеют цвет натурального металла.
МиГ-21МФ из 41-го истребительного авиаполка ВВС Польши, Познань. Изображен польский МиГ-21МФ, полностью окрашенный в светло-серый цвет, типовой для истребителей ПВО. Несмотря на принятие на вооружение МиГ-23 и МиГ-29, МиГ-21 в польских ВВС массово эксплуатировались до конца 1990-х годов, а последние самолеты данного типа сняли с вооружения только в 2002 году.
МиГ-21ПФ, Московский военный округ, 1964 год. Вторым массовым вариантом МиГ-21 стал "ПФ". Изображен самолет дислоцированного в Кубинке 234-го ИАП; нестандартную окраску имели самолеты полка, задействованные на показах. Рисунок выполнен в 1970-е годы по черно-белой фотографии, поэтому верхние поверхности ошибочно показаны окрашенными в зеленый цвет, хотя на самом деле они были красные.
МиГ-21ФЛ из 1-й эскадрильи "Tigers" ВВС Индии, авиабаза Гвалиор, 1971 год. Фотографии данного МиГ-21ФЛ с камуфляжем в виде "тигровых полос" темно-коричневого цвета часто публиковались в СМИ. Данный камуфляж самолетов использовался в индо-пакистанскую войну 1971 года. Под фюзеляжем подвешен контейнер с 23-мм пушкой ГШ-23.
МиГ-21ФЛ ВВС Индии, 1970 год. Наиболее броско окрашенными индийскими МиГ-21ФЛ являлись четыре истребителя, на которых в 1970-е годы выступала пилотажная группа ВВС Индии "Red Archers". Планер самолета цвета натурального металла частично окрасили в цвет фламинго.
МиГ-21ФЛ из 8-й эскадрильи "Eighth Pursoots" ВВС Индии, 1971 год. Камуфлированный МиГ-21ФЛ ("изделие 77") постройки фирмы "Hindustan" принимал участие в индо-пакистанской войне 1971 года. В носовой части фюзеляжа изображена эмблема эскадрильи в виде звезды и кондора.
МиГ-21ПФ ВВС КНДР. В 1966-1974 годах ВВС КНДР получили не менее 174 МиГ-21. Если судить по немногочисленным фотографиям, большинство северокорейских МиГ-21ПФ эксплуатировалось неокрашенными. Изображен самолет в камуфлированной окраске из полос темно-зеленого и песочно-коричневого цветов, близкой камуфляжу МиГ-21 ВВС Египта.
МиГ-21Р из 21-й эскадрильи ВВС Объединенной Арабской Республики, авиабаза Салихия, 1973 год. Подобный камуфляж наносили на самолеты ВВС ОАР, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях. Изображен разведчик МиГ-21Р с установленной в фюзеляжном отсеке фотоаппаратурой и подвешенным контейнером с разведывательным оборудованием.
МиГ-21Ф-13 ВВС Румынии, 1975 год. На вооружение ВВС Румынии поступили МиГ-21Ф-13 производства ЧССР; в 1962-1963 годах было поставлено 24 истребителя, которые эксплуатировались до 1976 года. Самолеты не окрашивались, бортовые номера наносились красной краской.
С 1936 года СБ-2, получившие прозвище "Катюшка", применялись республиканцами в Испании. СБ за счет своих высоких скоростных качеств легко уходил от истребителей-бипланов националистов CR.32 и He 51.
An SB-2M-100A bomber of the Spanish Republican air arm which took delivery of its first aircraft of this type within months of the SB achieving operational status in the Soviet Union.
Ту-22М3 останется на вооружении ВВС РФ минимум до 2020 года. В 2013 году в ВВС имелось 105 Ту-22М3.
Чехословацкая CSA стала единственным иностранным эксплуатантом Ту-104. Чешские Ту-104А начали выполнять полеты на линии Прага - Москва в декабре 1957 года. На фотографии - самолет с собственным именем "Praha".
Ту-114, скоростной, вместительный, с огромной для своего времени дальностью полета, стал символом научно-технических достижений Советского Союза. Этот самолет (СССР-76482) - один из трех Ту-114Д, построенных специально для беспосадочных полетов на Кубу. Первый полет самолет выполнил в январе 1963 года, в 1969-1970 годах его доработали под размещение 220 пассажиров и стали использовать на внутренних авиалиниях.
Tupolev Tu-114 long-range passenger transport aircraft) four 14,795 shp Kuznetsov NK-12M turboprop engines)
Финляндия в дополнение к полученным от Германии СБ-2 отремонтировала восемь советских самолетов, выполнивших вынужденные посадки на финской территории во время войны 1939-1940 годов. Финские СБ использовались как морские патрульные самолеты и бомбардировщики.
22 сентября 1992г.: первый полет совершил AV-8B Harrier II+ с РЛС APG-65.
С 1993 года самолеты T-38A состоят на вооружении 509-го бомбардировочного авиакрыла с авиабазы Уайтмен, Миссури, входящего в состав авиационного боевого командования ВВС США. Talon используют для тренировочных полетов летчики самолетов B-2A.
F-16C Block 25В из 177-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии штата Нью-Джерси выполняет боевое патрулирование в рамках операции "Noble Eagle", октябрь 2001 года. F-16 из 177-го авиакрыла были в числе первых истребителей, приступивших к патрулированию воздушного пространства США после террористической атаки. 11 сентября 2001 года самолеты безуспешно пытались перехватить два захваченных террористами авиалайнера.
Великолепная маневренность F-16 сделала его идеальным самолетом для имитации истребителей вероятных противников. Такие самолеты состоят на вооружении 18-й эскадрильи "Agressor" ВВС США, дислоцированной в Йельсон на Аляске. На фотографии: F-16C Block 40 и двухместный F-16D из "Blue Foxes" подходят к танкеру KC-135 на учениях "Red Flag-Alaska", октябрь 2008 года.
Четверка F-16C ВВС и Национальной гвардии США выполняет патрульный полет над Ираком в рамках операции "Northern Watch", март 2003 года. На переднем плане - Block 30C с контейнером LANTIRN, 227-кг КАБ GBU-12, под фюзеляжем подвешен контейнер РЭБ AN/ALQ-119.
F-16C остается одним из основных тактических истребителей ВВС США, в 2013 году на вооружении состояло 855 F-16C, наиболее совершенными из которых являются Block 50/52. На фотографии, сделанной в 2008 году, изображен F-16C Block 50D из 23-й истребительной эскадрильи с подвешенными JDAM с лазерным наведением. 23-я эскадрилья входила в состав 52-й оперативной группы, дислоцированной в Германии на авиабазе Шпангдалем до своего расформирования в 2010 году.
Бельгийский F-16AM патрулирует над Афганистаном, декабрь 2008 года. Истребитель подходит для приема топлива к заправщику - открывается створка топливоприемника на верхней поверхности фюзеляжа. Впервые F-16 ВВС Бельгии перебросили в Афганистан в 2005 году. Бельгийские F-16 также принимали участие в боевых действиях против Югославии (1999 год) и Ливии (2011 год), а также в "полицейских" операциях над Балтийским морем.
F-16AM Block 15 ВВС Бельгии, Дании и Норвегии с 2002 года принимали участие в боевых действиях на территории Афганистана. На фотографии: пара бельгийских F-16AM, на самолетах подвешено по две КАБ с лазерным наведением GBU-12.
Индонезия продолжает эксплуатацию десяти уцелевших из 12 поставленных в 1989 году F-16A/B Block 150CU. Самолеты отличаются упрощенным составом бортового оборудования, лишены современных целевых систем и обладают ограниченными возможностями в части поражения наземных целей.
Иордания в 1998-2011 годах получила 64 самолета F-16A/B, включая 28 перехватчиков F-16A Block 15ADF, ранее состоявших на вооружении Национальной гвардии США, и 18 одноместных F-16AM, доработанных до уровня MLU. В числе поставленных самолетов были истребители, ранее состоявшие на вооружении ВВС Голландии и Бельгии.
Летчик F-16C из 510-й истребительной эскадрильи ВВС США готовится к ночному полету, авиабаза Авиано, Италия. F-16 проектировался как истребитель для ведения маневренного воздушного боя. Самолет отличается сравнительно простой конструкцией, он эволюционировал от преимущественно дневного истребителя завоевания превосходства в воздухе к многоцелевому всепогодному круглосуточному самолету.
General Dynamics F-16A. Изображен перехват парой F-16A Block 15 из 177-й группы истребителей-перехватчиков авиации Национальной гвардии США морского разведчика Ту-95РЦ в конце 1980-х годов. В годы холодной войны самолеты Ту-95 отслеживали перемещения кораблей ВМС США в Атлантике. В ходе таких полетов Ту-95 часто выполняли посадки на Кубе. Разведчики являлись "типовыми" целями для эскадрильи "Jersey Devils". На роль перехватчика F-16 подходил плохо в силу недостаточной продолжительности пролета, отсутствия аппаратуры дальней связи и ракет класса "воздух-воздух" средней и большой дальности. Главным пунктом модернизации F-16A Block 15 в варианте ПВО стала интеграция в СУВ сначала УР AIM-7 Sparrow, а позже - AIM-120 AMRAAM.
F-16C Block 40 Fighting Falcon
Внешне Ту-4 мало отличим от B-29, вариантом которого, по сути, является. Основными отличиями Ту-4 от американского оригинала были вооружение и силовая установка.
Повреждения YF-22 без возможности восстановления. 22 апреля 1992г.: единственный летный прототип Lockheed Martin YF-22 из-за отказа системы управления потерпел аварию в испытательном полете с авиабазы Эдвардс в Калифорнии. Летчик-испытатель "Lockheed" Том Моргенфельд из-за ухудшения погоды прекратил выполнение задания, но при заходе на посадку из-за отказа системы управления возникли самоколебания отклоняемых сопел двигателя и дифференциального стабилизатора. Самолет столкнулся с землей и загорелся.
Ту-95РЦ предназначался для обнаружения и отслеживания военных кораблей. В большом обтекателе под самолетом размещена поисковая РЛС. Кроме того, Ту-95РЦ имел оборудование для радиотехнической разведки.
Ту-95К-22 "Кама" эксплуатировались до середины 1990-х годов. Внешними отличительными особенностями Ту-95К-22 являются подкрыльевые контейнеры и конусообразная оконечность фюзеляжа.
Ту-95КМ
Болгарская компания "Balkan" в 1967-1971 годах получила три Ту-134, став первым зарубежным заказчиком самолетов данного типа. Этот Ту-134, LZ-TUB, по неустановленной причине разбился в марте 1978 года. Еще один Ту-134А компании "Balkan" при выполнении полета в сложных метеоусловиях разбился в январе 1984 года недалеко от Софии.
Комфортабельно оборудованные Ту-134 широко использовались в ВВС для перевозки штабных офицеров. На фотографии - самолет командующего Западной группой войск, сфотографирован в Шперенберге, ГДР, снимок начала 1990-х годов.
1 апреля 1992г.: самолет A340-200, укороченный собрат Airbus A340-300, выполнил первый полет.
В системе ПВО СССР дальние Ту-128 отлично дополняли ЗРК и обычные перехватчики.
Этот снимок Ту-128 обошел многие авиационные справочники мира
МиГ-21УМ из HavLLv 31 ВВС Финляндии, 1981 год. Финляндия закупила в дополнение к 26 самолетам МиГ-21бис шесть спарок МиГ-21УМ. МиГ-21 состояли на вооружении 31-й истребительной эскадрильи, дислоцированной в Куопио-Риссала на юге Финляндии. МиГ-21бис/УМ эксплуатировались финскими ВВС в 1978-1998 годах.
Первый опытный образец Ил-114 (СССР-54000) совершил свой первый полет 29 марта 1990 года. Повторно обозначенный в 1992 году как RA-54000, теперь самолет находится в Жуковском на хранении, с него сняты двигатели.
В пассажирском варианте Ил-114 способен перевозить до 64 человек при шаге кресел 76 см. Над крылом имеются аварийные выходы, самолет оборудован кухней и туалетом, над креслами расположены багажные полки.
Один из двух предсерийных Ил-114, поступивших в 1994 году в "Uzbekistan Airways". Полеты обоих бортов прекратили после налета ими 300 часов из-за необходимости ремонта двигателей. Узбекистан остается основным эксплуатантом Ил-114.
Первый Ил-114-100 демонстрировался на авиасалоне ILA в Берлине в 2000 году. Установка ТВД Pratt & Whitney Canada PW127H позволила увеличить дальность полета и повысить летно-технические характеристики, однако возросла и стоимость самолета, из-за чего построено всего несколько Ил-114.
Самолет Ил- 114, подобно BAE Systems ATP, послужил основой для грузового варианта Ил-114Т. В хвостовой части фюзеляжа Ил-114Т по левому борту имеется грузовой люк. В грузовой кабине предусмотрена укладка настила с роликами; максимальная взлетная масса Ил-114Т составляет 23 500 кг.
RA-91003 - это модернизированный Ил-114, который используется для испытаний систем ПВО разработки НПО "Радар" из Санкт-Петербурга. Под фюзеляжем подвешены съемные контейнеры.
В вооруженных силах более 20 стран Ту-154 использовались для VIP-перевозок. Изображен редкий Ту-154Б-2, один из четырех самолетов, арендованных у "Air Koryo" ВВС КНДР. На вооружении ВВС Китая состоят четыре Ту-154М/Д, доработанные в самолеты радиотехнической разведки.
На протяжении десятилетий Ту-154 оставался основным среднемагистральным самолетом СССР, России и стран СНГ. В 1990 году Ту-154 перевезли половину всех пассажиров "Аэрофлота" и его дочерних компаний. На фотографии - Ту-154 авиакомпании "Россия" выполняет посадку в аэропорту Хитроу, июль 2007 года.
Фотография сделана во время испытаний седьмого Ту-2 первой производственной серии, эти самолеты известны также как АНТ-61.
"81"-й на заводских испытаниях.
Первым Westland Sea King (G-ATYU/XV370) был вертолет Sikorsky SH-3D, несколько доработанный под базирование на кораблях. Три последующих вертолета использовались для испытаний противолодочного оборудования британского производства. Поставки серийных HAS.Mk 1 ВМС Великобритании начались в мае 1969 года.
Sea King остается основным транспортным и поисково-спасательным вертолетом вооруженных сил Великобритании. На снимке: транспортно-штурмовой Commando HC.Mk 4 во временной зимней камуфляжной окраске.
Вертолет Sea King AEW.Mk 2A предназначен для обеспечения радиолокационного дозора кораблям британского флота. Модификация получилась очень удачной, вертолет способен обнаруживать корабли и ракеты противника за пределами дальности РЛС кораблей ВМС Великобритании.
Бельгийские Mk 48 в целом близки британским HAR.Mk 3. В их конструкции сочетаются фюзеляжи от германских и норвежских вертолетов с двигателями и хвостовыми винтами от HAS.Mk 2. В 1983 году "Westland" модернизировала вертолеты, установив на них новое навигационное оборудование и FLIR.
Старший летчик-испытатель компании "Westland" Слим Сирз выполняет первый полет на первом из четырех SH-3D, поставленных "Sikorsky", в доках Эвонмута, Йовил, октябрь 1966 года. Первый Sea King HAS.Mk 1 постройки "Westland" выполнил первый полет только через три года.
Внешне германские Sea King Mk 41 похожи на HAS.Mk 1 ВМС Великобритании, но отличаются бортовым оборудованием и увеличенным объемом грузовой кабины, вмещающей 21 пассажира. Первый Mk 41 передали в подразделение MFG 5 морской авиации ФРГ, дислоцированное в Киле, 6 марта 1972 года.
Deliveries will begin soon of the Westland Sea King 41, ordered by the Marineflieger for operation in the search and rescue role. This version of the Sea King is specially equipped for long-range all-weather search missions, and can pick up 12 survivors at a range of 225 naut mls (415 km) or up to 35 at short range. The Marineflieger has ordered 22.
Редкий вариант Sea King - Mk 47 ВВС Египта. По оборудованию и назначению Mk 47 аналогичен британскому HAS.Mk 2, но эксплуатируется вместе с десантно-штурмовыми вариантами.
Ту-124, внешне похожий на Ту-104, но на 25% меньший по размерам, предназначался для эксплуатации в аэропортах с относительно короткими ВПП. Первым зарубежным эксплуатантом Ту-124 была чехословацкая CSA.
В "CSA" Ту-124 заменил Ил-14 и стал первым в этой авиакомпании самолетом с ТРДД. В свою очередь, на смену Ту-124 в "CSA" пришел Ту-134.
Банкротство компании TWA. 10 января 1992г.: после года рецессии, поразившей мировые авиаперевозки, и событий, вызванных войной в Персидском заливе, компания "Transcontinental and Western Air, Inc." (TWA) с 62-летней историей объявила себя банкротом. Рейсы из Балтимора и Филадельфии в Лондон перешли к авиакомпании "USAir", 45% акций предполагалось разделить между тремя основными подразделениями компании, а 55% передать кредиторам. После масштабной реорганизации и переноса в 1994 году штаб-квартиры из Нью-Йорка в Сент-Луис компания TWA вернулась в ряды ведущих трансатлантических авиаперевозчиков. В ноябре 1997 года TWA первой в США стала выполнять беспосадочные полеты в Амман, Иордания. В настоящее время самолетный парк TWA включает Airbus A318, Boeing 717, 757 и 767.
Ту-126 являлся одним из самых секретных советских военных самолетов. Построено восемь серийных Ту-126.
The Tu-126 airborne warning and control system (AWACS) aircraft, known to NATO as "Moss"
Ту-142МС можно идентифицировать по обтекателю аппаратуры РЭБ в носовой части фюзеляжа и штанге магнитометра на киле.
Учебно-тренировочный самолет УТБ-2 П. О. Сухого представлял собой упрощенный и облегченный Ту-2 с менее мощными моторами. Построено порядка 500 самолетов, 100 из которых сразу после войны передали ВВС Польши.
В ВВС СССР Ту-22 прозвали "Шило". Как бомбардировщик самолет себя не оправдал, но на основе бомбардировщика были созданы удачные ракетоносец, разведчик и постановщик помех.
Ту-16К-10-26 (на рисунке) и Ту-16К-26 являлись носителями крылатых ракет К-26, дальность боевого применения ракет К-26 составляла 300-700 км.
(?) Ту-16 с ракетой КСР-5
(?) Ту-16-11-16 можно опознать по обтекателю РЛС наведения ракет, помещающемуся под фюзеляжем в районе передней кромки крыла.
(?) Ту-16КСР-2-5-11, оснащенный станцией "Рубин-1М"
(?) Ту-16К-26 стал одной из самых главных модификаций Ту-16, модернизацию в данный вариант прошли порядка 250 самолетов. Штатно Ту-16К-26 авиации ВМФ несли две ракеты К-26, но учебно-тренировочные полеты выполнялись, как правило, с одной ракетой. Перед бомбоотсеком размещена под обтекателем антенна РЛС наведения ракет.
Ту-16 обладал не столь футуристическим, как его американский аналог B-47, обликом, однако оказался куда более удачным и долговечным.
Tupolev Tu-16 reconnaissance bomber with nose radome and flight refuelling equipment in port wing-tip extension
26 марта 1992г.: впервые взлетел Saab 2000, сочетавший в себе скоростные качества реактивного лайнера с экономичностью турбовинтового.
Летчики-испытатели и бортинженеры-испытатели проходят обучение на T-38 в школе летчиков-испытателей на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. T-38 используются командованием снабжения ВВС США для испытания различного бортового оборудования и вооружения.
T-38 из 12-го учебно-тренировочного авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Рэндольф в Техасе. Это единственное в ВВС США авиакрыло, где готовят летчиков-инструкторов.
Модернизация T-38C повысила эффективность использования самолета в качестве учебного, выше стали летные данные и надежность. Доработку прошли также форсажные камеры двигателей. На снимке - Talon с авиабазы Вэнс.
Представлены самолеты, которые использовались на авиабазе Вэнс (кодировка "VN") в 2005 году для учебно-тренировочных полетов. На заднем плане - T-38 из 25-й учебно-тренировочной эскадрильи, перед ним - T-1A Jayhawk из 32-й учебно-тренировочной эскадрильи, далее - T-6A Texan II из 8-й эскадрильи и T-37B Tweet из 33-й эскадрильи. T-37 сняты с вооружения ВВС США в 2009 году.
Самолеты AT-38B представляли собой модернизированный и вооруженный вариант Talon, некоторые из них использовались для обучения курсантов азам боевого применения в истребительной авиации до 1993 года, когда обучение боевому применению включили в основную программу повышенной подготовки летчиков. На камуфлированном в три цвета AT-38B подвешен контейнер с практическими бомбами.
Самолет T-38 (предположительно, T-38A), на котором в 2011 году временно летал командир 1-го истребительного авиакрыла, вооруженного самолетами F-22. T-38 используются для поддержания летных навыков летчиков таких самолетов, как F-22, U-2 и B-2, стоимость летных часов которых очень велика.
Обновленное приборное оборудование кабины T-38C. В центре приборной доски установлен большой многофункциональный индикатор. ИЛС установлен только в передней кабине. Ряд кнопок и тумблеров управления бортовыми системами перемещены на РУД и РУС.
2 ноября 1992г.: успешный первый полет выполнил дальнемагистральный A330.
20 августа 1992г.: первый полет выполнил прототип перспективного легкого вертолета Hindustan Aeronautics Limited ALH.
Beech Jayhawk для ВВС США. 17 января 1992г.: на церемонии на заводе "Beech Aircraft Beechjet" в Уичите начальнику Учебно-тренировочного командования ВВС США генерал-лейтенанту Джозефу Эшби представили первый учебный T-1A Jayhawk. Самолет представляет собой военный вариант корпоративного Beechjet 400A и предназначен для подготовки летчиков транспортных C-5 Galaxy и C-17 Globemaster III, заправщиков KC-135 и KC-10 Extender.
Два F/A-18F из эскадрильи VFA 32 "Swordsmen" с выпущенными тормозными крюками готовятся к посадке на авианосец "Гарри С. Трумен" в Персидском заливе. Апрель 2008 года, операция "Enduring Freedom". Текущим планом предусматривается эксплуатация самолетов F/A-18E/F в ВМС США вплоть до 2030-х годов.
Самолет F/A-18F из эскадрильи VFA 102 с окрашенными в красный цвет килями подходит для дозаправки к двухместному Super Hornet, учения в Индийском океане, 2007 год. 102-ю эскадрилью перевооружили на самолеты F/A-18F Block II с РЛС APG-79 с АФАР. 102-я эскадрилья, одна из пяти эскадрилий Super Hornet авианосца "Джордж Вашингтон", базируется в Ацуги, Япония.
Кроме всего прочего, Super Hornet принял на себя и обязанности самолета-заправщика, выполнявшиеся ранее S-3B Viking.
F/A-18F из эскадрильи VFA-2 "Bounty Hunters" взлетел с авианосца "Авраам Линкольн", июль 2012 года. В это время авианосец входил в состав американского 5-го флота.
15 апреля 1992г.: первый полет AH-64D, оснащенного РЛС, ознаменовал начало новой эры в развитии боевых вертолетов. В состав системы Longbow входит надвтулочная РЛС и УР Longbow Hellfire.
8 мая 1992г.: министр правительства Новой Зеландии Денис Маршал объявил о начале в районе потухшего вулкана Норт Хед (недалеко от военно-морской базы Девонпорт) работ по поиску двух первых самолетов Boeing. Два гидросамолета якобы находятся в разобранном состоянии в одном из туннелей, куда они попали после перелета из Окленда в 1919 году. Поиски успехом не увенчались.
F/A-18E/F. Многоцелевой Super Hornet является основным палубным самолетом авиации ВМС США. Одноместный F/A-18E заменил истребители-бомбардировщики Hornet, а двухместный F/A-18F является дальним многоцелевым ударным самолетом. Оба варианта Super Hornet неоднократно принимали участие в боевых действиях. Изображен F/A-18E из эскадрильи VFA-14 "Tophatters". Это самолет командира 11-й авиагруппы, которая в 2003 году во время проведения операции "Iraqi Freedom" базировалась на авианосце "Нимиц".
F/A-18E из эскадрильи VFA 105 "Gunslingers" заходит на посадку, авианосец "Гарри С. Труман". На снимке - самолет командира палубного авиакрыла.
В конструкцию и оборудование Q400 NextGen внесено множество изменений, однако силовая установка доработкам не подвергалась.
Способность Q400 развивать на высоте 6100 м крейсерскую скорость 667 км/ч сделала его самым скоростным региональным турбовинтовым самолетом. На маршрутах протяженностью порядка 600 км Q400 конкурирует с турбореактивными авиалайнерами.
В авиакомпании "Air Berlin" доминируют реактивные авиалайнеры, однако в ее парке имеются и десять турбовинтовых DHC-8-402Q, конфигурированных для перевозки 76 пассажиров. Максимальная дальность полета DHC-8-402Q составляет 2522 км. Первый самолет для "Air Berlin" сфотографирован до передачи заказчику с канадской регистрацией.
"Jazz Air", образованная в 2002 году, стала одной из крупнейших в мире региональных авиакомпаний. "Jazz Air" выполняет полеты в более чем 80 городов Канады и США. В парке компании доминируют Dash 8 - 21 Q400, 28 Dash 8-300 и 36 Dash 8-100. Самолеты NextGen конфигурированы для перевозки 74 пассажиров.
Самолет Q400, аэродинамически вылизанный, скоростной, с мощной силовой установкой, отлично продается на мировом рынке. Несмотря на недавнее снижение объема поставок, перспективы авиалайнера самые радужные. На снимке: один из четырех Q400, летавших до 2011 года в авиакомпании "Aires". В настоящее время самолет эксплуатирует "LAN Colombia".
В 2002 году парк австралийской региональной авиакомпании "Qantaslink" насчитывал пять Dash 8-200 и 29 Q400 (на снимке). В 2011 году компания получила первые NextGen, отличающиеся от предшественников повышенным комфортом для пассажиров.
Французская авиакомпания "Securite Civile" располагает двумя специально доработанными Q400MR. Самолеты ранее использовались для пассажирских перевозок, но теперь переделаны в противопожарные машины, хотя могут использоваться и в качестве транспортных.
Обычно салон Q400 вмещает от 70 до 78 пассажиров. Использование светодиодного освещения и иллюминаторов увеличенной площади приближает комфорт салона Q400 к комфорту салонов турбореактивных самолетов.