Туполев Ту-2
Варианты:
Туполев - Ту-2 - 1941 - Россия
Страна: Россия
Год: 1941


Средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
Описание:
Ту-2
Ту-2
Фотографии

Ту-2

Пикирующий бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 4 человека. Спроектирован в КБ-29 НКВД под руководством А.Н.Туполева. Опытный образец "103" (АНТ-68) впервые взлетел 29 января 1941 г. Серийное производство начато весной 1942 г.
Выпускался не заводах #166 в Омске и # 23 в Москве. Всего построено 1216 экз. (в основном после войны). Моторы М-82, вооружение 2x20 + 3x12,7, бомбы до 2000 кг.
Во время войны состоял на вооружении только в СССР - с сентября 1942 г.
В ходе производства с серии 3 внедрена металлическая обшивка носовой части фюзеляже, с серии 44 - большой блистер в хвостовой части (вместо трех маленьких окошек), металлический хвостовой кок.
С сентября 1942 г. на Калининском фронте проводились войсковые испытания самолетов установочной серии "103В". Применялись они в основном как разведчики. В 1943 г. Ту-2 появились на Воронежском и Степном фронтах, участвовали в Курской битве. В 1944 - 1946 гг. новые бомбардировщики применялись в Прибалтике, Польше, Германии, в т.ч. при взятии Берлина. В августе 1946 г. Ту-2 действовали и против Японии.
Снят с производства в 1947 г., снят с вооружения в СССР в 1963 г.


ТУ-2С||
Размах:||18,86 м
Длина:||13,8м
Моторы, количество х мощность:||2x1850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||13500 кг
Максимальная скорость:||547 км/ч
Практический потолок:||9500 м
Дальность:||2100 км

Ту-2

Свою родословную лучший советский двухмоторный поршневой бомбардировщик Ту-2 ведет от машины, известной как "самолет 103", или АНТ-58. Прототип АНТ-58 выполнил первый полет 29 января 1941 года, улучшенный вариант АНТ-59 ("самолет 103У") впервые поднялся в воздух 18 мая того же года. В ходе испытаний моторы жидкостного охлаждения АМ-37 мощностью по 1400 л. с. заменили звездообразными АШ-82. Упрощенный для массового производства вариант обозначался АНТ-60 ("самолет 103В", получивший прозвище "Верочка"), Была построена очень небольшая серия "103В", с ноября 1942 года эти самолеты появились на фронте, в начале 1943 года бомбардировщик получил обозначение Ту-2.
  Первым массовым серийным вариантом стал Ту-2С, с моторами АШ-82ФНВ и вооруженный 12,7-мм пулеметами. На Ту-2С вернули установленные на прототипе тормозные решетки. Фактически, серийное производство Ту-2 было развернуто только в 1944 году; до конца войны построили 1100 Ту-2 и Ту-2С, что для СССР совсем немного. С учетом послевоенного выпуска количество построенных Ту-2 достигло 2527 единиц. По своим летным данным фронтовой бомбардировщик Ту-2 был очень близок к одноместным истребителям. Ту-2С использовались в корейской войне, состояли на вооружении ВВС Китая, Польши и Югославии. После войны на основе Ту-2 было разработано несколько новых самолетов (в том числе Ту-8 и Ту-10), ни один из которых не строился большой серией.


Варианты

  АНТ-62Т: торпедоносец, первый полет и начало серийного производства в 1947 году; первый прототип обозначался Ту-2Т
  АНТ-67: дальний бомбардировщик с дизелями АЧ-39 и экипажем из пяти человек
  Ту-1 (АНТ-63П): дальний трехместный истребитель сопровождения на основе Ту-10; первый полет в конце 1946 года
  Ту-2Д (АНТ-62): вариант с увеличенной дальностью полета; изменена носовая часть фюзеляжа, крыло увеличенного размаха, два летчика размещены в кабине бок о бок
  Ту-2ДБ (АНТ-65): проект дальнего бомбардировщика с двигателями АМ-44ТК мощностью по 2200 л. с.
  Ту-2Ф (АНТ-64): фоторазведчик
  Ту-2Г: доработанный скоростной транспортный самолет; груз крепился на внешней подвеске
  Ту-2М (АНТ-61М): предположительно, обозначение серийных самолетов с моторами АШ-83 мощностью по 1900 л. с.
  Ту-2Н: летающая лаборатория для испытаний ТРД, в том числе ТРД Rolls-Royce Nene
  Ту-2Р: разведчик
  Ту-2РШР: прототип с 57-мм пушкой РШР в носовой части фюзеляжа
  Ту-2К: два самолета для испытаний катапультных кресел
  Ту-2Ш: опытные штурмовики для отработки различного оборудования; разработаны в 1944 году
  Ту-2 "Параван": два самолета для испытаний системы прорыва аэростатов заграждения, оснащены ножами для резки тросов аэростатов
  Ту-2104: всепогодный перехватчик с РЛС; проходил испытания в 1944 году
  Ту-6: разведчик
  Ту-8 (АНТ-69): финальный вариант дальнего бомбардировщика, конец 1946 года; вооружен пятью пушками Б-20, некоторые из них дистанционно управляемые
  Ту-10 (АНТ-68): прототип бомбардировщика, 1945 год; два мотора АМ-39ФН мощностью по 1850 л.с.; после войны построено не менее 50 самолетов с моторами АМ-42 мощностью по 2000 л. с.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ту-2С

  Тип: средний бомбардировщик с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: максимальная скорость 550 км/ч; практический потолок 9500 м; дальность 1400 км
  Масса: пустого снаряженного 7474 кг; максимальная взлетная 11360 кг
  Размеры: размах крыла 18,86 кг; длина 13,80 м; высота 4,55 м; площадь крыла 48,80 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки, три 12,7-мм пулемета, до 4000 кг бомб
Ту-2Р "4 белый", 1-я АЭ, весна 1945г.
Торпедоносец Ту-2 (вероятно - 52-го мтап) ВВС ТОФ, конец 1945г. К началу боевых действий против Японии в ВВС ТОФ имелись лишь 6 Ту-2 в 50-м рап и еще 14 поступили из состава ЧФ уже в ходе боевых действий.
Ту-2Т 25-го минно-торпедного авиаполка болгарских ВВС (1949 год)
Самолет №10053915 с пушечной установкой ВЭУ-1 - последняя серийная модификация Ту-2. Май 1949 г.
Монино 2004
Постройка "самолета 103" (группа Туполева в структуре ЦКБ-29 была зашифрована как КБ-103) началась 1 марта 1940 года, к этому времени Туполева с товарищами перевели из Болшево в здание родного КБ в Москве на улице Радио, но из заключения не освободили. Выкатка "103" состоялась 3 октября 1940 года, прототип собрали на заводе № 156, затем перевезли для испытаний на Чкаловский аэродром, в НИИ ВВС. Поскольку Туполев оставался "врагом народа", обозначение АНТ прототип тогда не получил. Серийное производство началось в 1941 году, но в том же году и завершилось, так как приоритет отдали выпуску истребителей Яковлева. Серию возобновили в 1943 году, к этому времени бомбардировщик обозначался Ту-2.
Опытный "103В"
Серийный бомбардировщик Ту-2
Tupolev Tu-2.
Серийный Ту-2
Один из первых серийных Ту-2 на войсковых испытаниях в 3-й ВА, сентябрь 1942г.
Основным бомбардировщиком советской авиационной группировки на Ляодуне был Ту-2
Ту-2Д
Второй самолет "62"
Ту-2С поздней постройки существенно отличались от самолетов ранней постройки. На машинах 20-й серии уменьшили диаметр капотов двигателей, изменили обводы носовой части фюзеляжа. На Ту-2 50-й серии ввели фонарь кабины стрелка-радиста, на Ту-2 44-й серии внедрили убираемую посадочную фару, на Ту-2 46-й серии установили улучшенную верхнюю пулеметную турель Лу-68 и увеличили площадь остекления носовой части фюзеляжа, а на Ту-2 48-й серии ставились новые пулеметные турели в кабине штурмана.
Фотография сделана во время испытаний седьмого Ту-2 первой производственной серии, эти самолеты известны также как АНТ-61.
Ту-2 47-го гвардейского АДПР ГК КА выруливает на старт
Аэродром Белая. Подготовка к перегону самолетов Ту-2
"103У" - второй прототип Ту-2 с приподнятой кабиной пилота и штурмана и удлиненным под размещение четвертого члена экипажа фюзеляжем; установлен люковый пулемет ШКАС. Под крылом предусмотрена подвеска десяти PC.
Самолет N 716 - эталон Ту-2с
Ту-2Д (N 718) (первый самолет "62")
Серийный Ту-2 N 04/07 на испытаниях
Разведчик Ту-2Р
Ту-2 на Дальнем Востоке
Ту-2 именной эскадрильи "Москва"
А.Н.Туполев у самолета Ту-2, 1943г.
Андрей Николаевич Туполев (в шляпе) осматривает Ту-2 фронтового авиаполка. Туполева в 1937 году репрессировали, но он продолжал работать по специальности в ЦКБ-29 НКВД ("шарашка") вместе с другими авиационными специалистами, объявленными "врагами народа". Макет "самолета 103" (будущего Ту-2) строился в лесу рядом с местом заключения авиаконструкторов.
Техник самолета Ту-2 Шамыгин докладывает командиру эскадрильи о готовности самолета к полету, 1947г.
Командир учебного авиационного полка Герой Советского Союза полковник И.Ф.Кованев, штурман учебного полка капитан Трунин и старший штурман Курхов, полковник А.И.Вылегжанин уточняют маршрут учебного полета на самолете Ту-2, 1947г.
Д.Никишин (второй справа) у самолета Ту-2. Аэродром под Веной, 1945г.
Первые Ту-2Р, попавшие в полк осенью 1942г., отличались от последующих машин. Командир 1-й эскадрильи капитан А.С.Дрыгин ставит экипажу задачу на воздушную разведку войск противника
Бомбардировщики Ту-2 поступили на вооружение до начала операции «Багратион»
Летный и технический состав после выполнения боевого задания, 1945г.
Польша, апрель 1945г. - один из двух оставшихся Ту-2Р 1-й АЭ.
Самолет Ту-2 на аэродроме Шауляй
9 лет после окончания войны на вооружении 47 ОГРАП состояли Ту-2Р. Эта дарственная машина была передана ком. 1 эск. гв.м-ру Дрыгину в Андреаполе в 1946г.
Регулировка мотора на самолете Ту-2
Механик по радио гв. сержант Вознесенский за проверкой радиостанции РСИ-6К. Ту-2, аэр. Клоково (Тула), конец 40-х гг.
АФА перед установкой на самолет Ту-2
Варианты вооружения Ту-2. Ту-2 вмещал во внутреннем отсеке до 1500 кг бомб, еще 2270 кг бомб мог нести на внешней подвеске под центропланом. В бомбоотсеке подвешивалось от одной 1000-кг бомбы ФАБ-1000 до девяти 100-кг ФАБ-100 (на снимке).
Бомбардировщик Ту-2 впервые переоборудовали в разведчик в полевых условиях в 1943 году. Разведчики Ту-2 несли три-четыре фотоаппарата. В 1946 году были разработаны специализированные разведчик Ту-2Р (фото) и фоторазведчик Ту-2Ф с крылом увеличенного размаха для полетов на большой высоте. В фюзеляжном отсеке монтировались три-четыре фотоаппарата. Под обозначением Ту-6 фоторазведчики строились малой серией. Ту-2Р проходил испытания с октября 1946 по апрель 1947 года. Экспериментальный Ту-2Р был оснащен РЛС, установленной в обтекателе под носовой частью фюзеляжа.
Перед полетом, экипаж Н.М.Лысый/И.Т.Псел. Тула, 1950г.
Опытный торпедоносец 62Т на базе Ту-2 на испытаниях
Торпедоносец Ту-2Т
"103" изначально предполагалось использовать и как торпедоносец, что было реализовано в варианте Ту-2Т - два прототипа Ту-2Т собрали в 1945-1946 годах. Под корнями крыла смонтировали по пилону для подвески торпед 45-36-АН (по одной на пилон), усилили шасси, запас топлива был увеличен путем установки дополнительных баков. Дальность полета Ту-2Т достигала 3800 км. В серийное производство торпедоносец запустили в 1947 году. В авиации ВМФ Ту-2Т заменили Ил-4Т и эксплуатировались до середины 1950-х годов.
Ту-2Т с подвеской двух торпед
Ту-2Т ВВС Черноморского флота
Один из первых Ту-2Т авиации Тихоокеанского флота
Торпедоносцы Ту-2 (по всей вероятности - 52-го мтап) ВВС ТОФ, конец 1945г. В годы Великой Отечественной войны бомбардировщики данного типа в авиацию флота практически не поступали. К началу боевых действий против Японии в ВВС ТОФ имелось лишь 6 Ту-2 в 50-м рап и еще 14 поступили из состава ЧФ уже в ходе боевых действий.
Торпедодержатели ТД-44 на Ту-2Т
Торпеда 45-36АНУ со стабилизатором СН-45 для Ту-2Т
Автоматная платформа в бомболюке Ту-2Ш.
Автоматная платформа опущена для перезарядки.
В 1947 году проходил испытания опытный штурмовик Ту-2ШР, вооруженный установленной в носовой части фюзеляжа 57-мм противотанковой пушкой РШР.
Ту-2РШР с 57-мм пушкой
Два Ту-2С в 1944 году доработали в вариант "Параван", оснастив устройствами для резки тросов аэростатов заграждения - стальные тросы одним концом крепились к законцовкам крыла, другим - к 6-метровой штанге из дюралюминия, смонтированной в носу фюзеляжа. Кроме того, на законцовках крыла смонтировали дополнительные ножи.
Ту-2 "Параван"
Ту-2 на воздушном параде в Тушино, 18 августа 1945 г.
Ту-2 был более совершенной машиной, чем Пе-2, но получив достаточно мощное оборонительное и наступательное вооружение, он ненамного превзошел Пе-2 по скоростным характеристикам, а потому без поддержки истребителей сопровождения мог действовать только в благоприятных условиях.
Ту-2С 326 бад на показе боевых самолетов 20 августа 1944г.
Бомбардировщики Ту-2 (послевоенный воздушный парад)
Самолеты Ту-2 в полете над Москвой
Испытания на Ту-2 и Як-15 макетной системы дозаправки Шелеста-Васятина
Ту-2 китайских ВВС
Летный состав, участвовавший в бомбардировках островов Хэдао, у бомбардировщика Ту-2
"Запасник" музея. Обратите внимание на такие редкие машины, как американские истребители P-61 "Черная вдова", P-47 "Тандерболт", советские Ла-9, МиГ-9, Як-17УТИ, Як-11, Ту-2. Например, Ла-9 в наших музеях нет
The well-preserved Tupolev Tu-2 in these three views was photographed recently by American Aeroplane reader Samuel V. Smith at the War Eagles Air Museum in Santa Teresa, New Mexico, just north west of El Paso, Texas. Seen here in Chinese markings and with parts of its serial (apparently 20465) still visible, the Russian-built attack bomber had yet to have its nose section reassembled on to the rest of the airframe. Smith notes that the cockpit still had about half of its instruments intact.
Изображен самолет Ту-2 (АНТ-61), принимавший участие в параде в честь Дня Воздушного флота в Москве 18 августа 1945 года. Существовало несколько схем камуфляжной окраски Ту-2, но обычно верхние поверхности окрашивались в один темно-зеленый цвет, а нижние - в голубой цвет. Опознавательные знаки в виде пятиконечных звезд наносили на крыло и кили. Первые три самолета 103ВС (будущий Ту-2) проходили войсковые испытания на Калининском фронте в конце апреля 1942 года, но на фронт лучший советский фронтовой бомбардировщик поступил только в 1944 году. На вооружении частей первой линии советских ВВС Ту-2 оставался до 1950 года. Ту-2 экспортировался в Китай, КНДР, страны Варшавского договора. Самолет принимал участие в корейской войне, тогда Ту-2 пилотировали китайские экипажи.
Ту-2С
Схема подвески 16Х на самолет Ту-2
Ту-2С
Ту-2С 49 серии
103Д (проект)
"62Т"
Ту-2Т