Варианты
Ту-104
В начале 1950-х годов ОКБ А. Н. Туполева начало проектирование самолета согласно требованиям "Аэрофлота" к современному скоростному авиалайнеру большой пассажировместимости и с большой дальностью полета. Результатом работ стал Ту-104, спроектированный на основе бомбардировщика Ту-16. В новом фюзеляже слегка увеличенного диаметра разместили герметизированный салон на 50 пассажиров. Силовая установка - два ТРД АМ-3 конструкции ОКБ А. А. Микулина тягой по 66,18 кН.
Первый из двух прототипов впервые поднялся в воздух 17 июня 1955 года, а летом следующего года самолеты начали поступать в "Аэрофлот".
Первые рейсы Ту-104 стали выполнять на линии Москва - Омск - Иркутск, время полета из Москвы в Иркутск сократилось почти вдвое. Аналогичная трансформация произошла и на других маршрутах средней дальности. На Ту-104 поздней постройки и Ту-104А устанавливались ТРД РД-3М тягой по 85,29 кН. Пассажировместимость Ту-104А довели до 70 человек. Шесть Ту-104А в конфигурации на 81 пассажира передали чехословацкой авиакомпании CSA.
Фюзеляж Ту-104Б (построено 94) удлинили на 1,21 м, что позволило довести пассажировместимость до 100 человек; эксплуатация Ту-104Б началась в апреле 1959 года.
Серийный выпуск Ту-104 завершился в 1960 году; всего построено 199 Ту-104 всех модификаций, включая один Ту-107. В "Аэрофлоте" Ту-104 летали до 1981 года.
Обозначение Ту-104Д (-85) и Ту-104В получили самолеты Ту-104А, доработанные без удлинения фюзеляжа под размещение, соответственно, 85 и 100 пассажиров. В 1959 году было построено два 122-местных Ту-104Е. Также собрано пять Ту-104А-ТС и шесть грузовых Ту-104Б-ТС. Военно-транспортный Ту-107А спроектирован на базе Ту-104А для перевозки грузов массой до 10 т. В серийное производство Ту-107 не передавался. Под обозначением Ту-110 велось проектирование четырехдвигательного авиалайнера на базе Ту-104. Первый полет Ту-110 с четырьмя ТРД АЛ-7П КБ А. М. Люльки выполнил в марте 1957 года. Затем построили еще три Ту-110А, однако необходимости в таком самолете не возникло, и программу закрыли.
"Аэрофлот" прекратил массовую эксплуатацию Ту-104 в 1979 году, однако небольшое количество Ту-104, прежде всего военных, летало гораздо дольше. К военным вариантам относятся самолет тренировки космонавтов в искусственной невесомости Ту-104АК, учебно-штурманский Ту-104Ш, а также летающие лаборатории Ту-104ЛЛ. Обычные Ту-104 использовались министерством обороны для пассажирских перевозок. Один самолет был доработан для исследований атмосферы.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ту-104Б
Тип: среднемагистральный реактивный авиалайнер
Силовая установка: два ТРД АМ-3М500 тягой по 95,10 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10 000 м - 950 км/ч; практический потолок 11500 м; дальность с максимальной полезной нагрузкой 2650 км
Масса: пустого 41600 кг; максимальная взлетная 76 000 кг
Размеры: размах крыла 35,54 м; длина 40,05 м; высота 11,90 м; площадь крыла 183,50 м2
Полезная нагрузка: до 100 пасс.
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2003-05 / ??? - Музей открыт! /Панорама/
Пассажирский самолет Ту-104 (завод. N 6350101). В 1956-59гг. эксплуатировался в 200-м отряде реактивных самолетов Московского управления ГВФ и находился в распоряжении тогдашнего Председателя Верховного Совета СССР К.Е.Ворошилова
-
Авиация и Время 2017-05 / С.Дроздов, О.Черников - Сказание о "Серебряной стреле"
Ту-104Б (зав. № 820105) Ленинградского управления. Аэропорт Ле Бурже, 2 августа 1974 г.
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Ту-104Б СССР-42403 в новой окраске. Аэропорт Цюриха (Швейцария), 1975/76гг.
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Ту-104Б СССР-42403 в новой окраске "Аэрофлота"
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Самолет Ту-104Б в аэропорту Гатвик (Лондон) в 1974г.
-
Авиация и Время 2017-05 / С.Дроздов, О.Черников - Сказание о "Серебряной стреле"
Ту-104Б (зав. № 920403) Ленинградского управления. Середина 1970-х годов
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Самолет Ту-104Б в аэропорту Гатвик (Лондон) в мае 1973г.
-
Мир Авиации 2005-01 / Р.Мюрель - Линейный Ту-104 в Шенефельде /Крупным планом/
Ту-104Б СССР-42419 в аэропорту Гамбурга.
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Посадка в авиалайнер в аэропорту Пулково. Ту-104Б СССР-42425.
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Ту-104Б СССР-42430 в Пулково.
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Ту-104Б СССР-42434 в старой аэрофлотовской окраске. Аэропорт Цюриха (Швейцария), 1975/76гг.
-
Мировая Авиация 108
На снимке хорошо видно крыло Ту-104 и участок салона над лонжеронами центроплана, выделяющийся тремя поднятыми относительно основного ряда иллюминаторами.
-
Мир Авиации 2005-01 / Р.Мюрель - Линейный Ту-104 в Шенефельде /Крупным планом/
Ту-104Б СССР-42442 в аэропорту Амстердама.
-
Мир Авиации 2005-01 / Р.Мюрель - Линейный Ту-104 в Шенефельде /Крупным планом/
Ту-104Б СССР-42448 в аэропорту Пулково.
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Ту-104Б СССР-42459 в аэропорту Арланда (Стокгольм), июль 1971г.
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Ту-104Б СССР-42460 в аэропорту Арланда (Стокгольм), июль 1972г.
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Тот же самолет после списания в 1979г. передан Рыбинскому горисполкому и установлен на постамент.
-
Авиация и Время 2017-05 / С.Дроздов, О.Черников - Сказание о "Серебряной стреле"
Ту-104А (зав. № 06602002). Аэропорт Стокгольм-Арланда 1 июля 1966 г.
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Ту-104Б СССР-42493 в аэропорту Арланда (Стокгольм), ноябрь 1972г.
-
Aviation Historian 41 / K.Hayward - The De Havilland Comet & the British Government. Back in business (3)
West meets East - BOAC Comet 4 G-APDD and Aeroflot Tupolev Tu-104 CCCP-42493 go head to head in July 1962. The Soviet jetliner had made its first flight in June 1955, and, in the wake of the grounding of the Comet after the tragic series of crashes, the Tu-104 was the world’s sole jet-powered airliner operating commercial routes.
Другие самолёты на фотографии: De Havilland Comet 3 / 4 - Великобритания - 1954
-
Мир Авиации 2005-01 / Р.Мюрель - Линейный Ту-104 в Шенефельде /Крупным планом/
Ту-104Б СССР-42505 в аэропорту Лондона.
-
Мировая Авиация 108
Ту-104Б - наиболее совершенная модификация самолета пассажировместимостью 100 человек - имел удлиненный фюзеляж. Хвостовая пята выпускалась только на взлете и посадке.
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Ту-104 в аэропорту Гатвик (Лондон) в 1974г.
-
Авиация и Время 2018-01 / О.Черников - Ту-104 в Украинском управлении гражданской авиации
Ту-104Б (зав. №021403) приземляется во Внуково. Он начинал свою летную карьеру в Симферополе, а закончил в Борисполе
-
Авиация и Космонавтика 2004-08 / А.Вульфов - Ту-104
Автограф А.Н.Туполева на фото Ту-104 с благодарностью 200-му отряду Внуково
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / В.Морозов - Принцессы пятого океана
Наш вполне достойный ответ «мировому империализму» - стюардесса «Аэрофлота и реактивный авиалайнер Ту-104. Начало 1960-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2020-03 / В.Морозов - Отчаянное время, отважные женщины
Реклама рейсов Ту-114 «Аэрофлота» по маршруту Нью-Йорк - Москва (правда, на фото стюардесса снята на фоне Ту-104) в начале 1960-х гг. Обратите внимание на цены - в те невозвратные времена официальный курс доллара составлял всего 60 копеек...
-
Мировая Авиация 247
Чехословацкая CSA стала единственным иностранным эксплуатантом Ту-104. Чешские Ту-104А начали выполнять полеты на линии Прага - Москва в декабре 1957 года. На фотографии - самолет с собственным именем "Praha".
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Чешский Ту-104А OK-LDA в аэропорту Арланда (Стокгольм), ноябрь 1970г.
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Ту-104А OK-NDF авиакомпании CSA в аэропорту Арланда (Стокгольм), май 1971г.
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Ту-104А OK-NDF чехословацкой авиакомпании CSA в аэропорту Орли (Париж), 5 июня 1971г.
-
Авиация и Время 2017-05 / С.Дроздов, О.Черников - Сказание о "Серебряной стреле"
Ту-104А «Прага» (зав. № 76600503). чехословацкой авиакомпании CSA. Аэропорт Стокгольм-Арланда, 1 ноября 1970 г.
-
Aviation Historian 30 / M.Jindra - OK-JET! The Tupolev Tu-104A in Czechoslovakia
The Tupolev Tu-104A was known as the “Brontosaurus” in Czechoslovakian service.
-
Aviation Historian 30 / M.Jindra - OK-JET! The Tupolev Tu-104A in Czechoslovakia
CSA’s third “Brontosaurus”, OK-LDC, at Nicosia, Cyprus, in 1971.
-
Aviation Historian 30 / M.Jindra - OK-JET! The Tupolev Tu-104A in Czechoslovakia
Retired in September 1973, OK-LDA was donated to the Kbely Aviation Museum, Prague, where it spent more than 30 years deteriorating in open storage. It is seen here in 1995. Happily, the historic jetliner was restored to pristine condition in 2007, in the CSA colours in which it spent most of its career. It remains on display at Kbely.
-
Авиация и Время 2017-05 / С.Дроздов, О.Черников - Сказание о "Серебряной стреле"
Ту-104А «Пльзень» (зав. № 96601803) чехословацкой авиакомпании CSA. Аэропорт Цюрих-Клотен, сентябрь 1969 г.
-
Aviation Historian 30 / M.Jindra - OK-JET! The Tupolev Tu-104A in Czechoslovakia
Looking remarkably pristine for an aircraft of 15 years’ service, OK-LDA is seen here at Zurich-Kloten in December 1972. The typically Soviet anhedral of the wings is noticeable here, as are the four-wheel bogies of the main undercarriage units.
INSET: An extract from the CSA timetable for the winter schedule of 1967-68, using a stylish Tu-104A motif. -
Aviation Historian 30 / M.Jindra - OK-JET! The Tupolev Tu-104A in Czechoslovakia
Fitted only with Fowler-type flaps and no other low-speed wing devices, the Tu-104A’s landing speed was high, Flight reporting that it “certainly seemed fast, though not hot, with quite hard braking causing expensive-sounding noises in the mid-ships galley”. Here OK-LDC initiates the flare on landing at Heathrow on June 30, 1968.
Тип фотографий
- Боковые проекции (7)
- Цветные фото (45)
- Ч/б фото (136)
- Кабина (22)
- Обломки (16)
- Модели, рисунки, схемы (13)