Туполев Ту-104
Варианты:
Туполев - Ту-104 - 1955 - Россия
Страна: Россия
Год: 1955


Среднемагистральный реактивный авиалайнер
Описание
Фотографии:

Цветные фото (45)
Ту-104

   В начале 1950-х годов ОКБ А. Н. Туполева начало проектирование самолета согласно требованиям "Аэрофлота" к современному скоростному авиалайнеру большой пассажировместимости и с большой дальностью полета. Результатом работ стал Ту-104, спроектированный на основе бомбардировщика Ту-16. В новом фюзеляже слегка увеличенного диаметра разместили герметизированный салон на 50 пассажиров. Силовая установка - два ТРД АМ-3 конструкции ОКБ А. А. Микулина тягой по 66,18 кН.
   Первый из двух прототипов впервые поднялся в воздух 17 июня 1955 года, а летом следующего года самолеты начали поступать в "Аэрофлот".
   Первые рейсы Ту-104 стали выполнять на линии Москва - Омск - Иркутск, время полета из Москвы в Иркутск сократилось почти вдвое. Аналогичная трансформация произошла и на других маршрутах средней дальности. На Ту-104 поздней постройки и Ту-104А устанавливались ТРД РД-3М тягой по 85,29 кН. Пассажировместимость Ту-104А довели до 70 человек. Шесть Ту-104А в конфигурации на 81 пассажира передали чехословацкой авиакомпании CSA.
   Фюзеляж Ту-104Б (построено 94) удлинили на 1,21 м, что позволило довести пассажировместимость до 100 человек; эксплуатация Ту-104Б началась в апреле 1959 года.
   Серийный выпуск Ту-104 завершился в 1960 году; всего построено 199 Ту-104 всех модификаций, включая один Ту-107. В "Аэрофлоте" Ту-104 летали до 1981 года.
   Обозначение Ту-104Д (-85) и Ту-104В получили самолеты Ту-104А, доработанные без удлинения фюзеляжа под размещение, соответственно, 85 и 100 пассажиров. В 1959 году было построено два 122-местных Ту-104Е. Также собрано пять Ту-104А-ТС и шесть грузовых Ту-104Б-ТС. Военно-транспортный Ту-107А спроектирован на базе Ту-104А для перевозки грузов массой до 10 т. В серийное производство Ту-107 не передавался. Под обозначением Ту-110 велось проектирование четырехдвигательного авиалайнера на базе Ту-104. Первый полет Ту-110 с четырьмя ТРД АЛ-7П КБ А. М. Люльки выполнил в марте 1957 года. Затем построили еще три Ту-110А, однако необходимости в таком самолете не возникло, и программу закрыли.
   "Аэрофлот" прекратил массовую эксплуатацию Ту-104 в 1979 году, однако небольшое количество Ту-104, прежде всего военных, летало гораздо дольше. К военным вариантам относятся самолет тренировки космонавтов в искусственной невесомости Ту-104АК, учебно-штурманский Ту-104Ш, а также летающие лаборатории Ту-104ЛЛ. Обычные Ту-104 использовались министерством обороны для пассажирских перевозок. Один самолет был доработан для исследований атмосферы.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ту-104Б

   Тип: среднемагистральный реактивный авиалайнер
   Силовая установка: два ТРД АМ-3М500 тягой по 95,10 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10 000 м - 950 км/ч; практический потолок 11500 м; дальность с максимальной полезной нагрузкой 2650 км
   Масса: пустого 41600 кг; максимальная взлетная 76 000 кг
   Размеры: размах крыла 35,54 м; длина 40,05 м; высота 11,90 м; площадь крыла 183,50 м2
   Полезная нагрузка: до 100 пасс.
Пассажирский самолет Ту-104 (завод. N 6350101). В 1956-59гг. эксплуатировался в 200-м отряде реактивных самолетов Московского управления ГВФ и находился в распоряжении тогдашнего Председателя Верховного Совета СССР К.Е.Ворошилова
Ту-104
Ту-104Б (зав. № 820105) Ленинградского управления. Аэропорт Ле Бурже, 2 августа 1974 г.
Ту-104Б СССР-42403 в новой окраске. Аэропорт Цюриха (Швейцария), 1975/76гг.
Ту-104Б СССР-42403 в новой окраске "Аэрофлота"
Самолет Ту-104Б в аэропорту Гатвик (Лондон) в 1974г.
Ту-104Б (зав. № 920403) Ленинградского управления. Середина 1970-х годов
Самолет Ту-104Б в аэропорту Гатвик (Лондон) в мае 1973г.
Ту-104Б СССР-42419.
Ту-104Б СССР-42419 в аэропорту Гамбурга.
Посадка в авиалайнер в аэропорту Пулково. Ту-104Б СССР-42425.
Ту-104Б СССР-42430 в Пулково.
Ту-104Б СССР-42434 в старой аэрофлотовской окраске. Аэропорт Цюриха (Швейцария), 1975/76гг.
На снимке хорошо видно крыло Ту-104 и участок салона над лонжеронами центроплана, выделяющийся тремя поднятыми относительно основного ряда иллюминаторами.
Ту-104Б СССР-42442 в аэропорту Амстердама.
Ту-104Б СССР-42448 в аэропорту Пулково.
Ту-104Б СССР-42459 в аэропорту Арланда (Стокгольм), июль 1971г.
Ту-104Б СССР-42460 в аэропорту Арланда (Стокгольм), июль 1972г.
Тот же самолет после списания в 1979г. передан Рыбинскому горисполкому и установлен на постамент.
Ту-104А (зав. № 06602002). Аэропорт Стокгольм-Арланда 1 июля 1966 г.
Ту-104Б СССР-42487.
Ту-104Б СССР-42493 в аэропорту Арланда (Стокгольм), ноябрь 1972г.
West meets East - BOAC Comet 4 G-APDD and Aeroflot Tupolev Tu-104 CCCP-42493 go head to head in July 1962. The Soviet jetliner had made its first flight in June 1955, and, in the wake of the grounding of the Comet after the tragic series of crashes, the Tu-104 was the world’s sole jet-powered airliner operating commercial routes.
Ту-104Б СССР-42505 в аэропорту Лондона.
Ту-104Б - наиболее совершенная модификация самолета пассажировместимостью 100 человек - имел удлиненный фюзеляж. Хвостовая пята выпускалась только на взлете и посадке.
Ту-104 в аэропорту Гатвик (Лондон) в 1974г.
Ту-104Б (зав. №021403) приземляется во Внуково. Он начинал свою летную карьеру в Симферополе, а закончил в Борисполе
Автограф А.Н.Туполева на фото Ту-104 с благодарностью 200-му отряду Внуково
Наш вполне достойный ответ «мировому империализму» - стюардесса «Аэрофлота и реактивный авиалайнер Ту-104. Начало 1960-х гг.
Реклама рейсов Ту-114 «Аэрофлота» по маршруту Нью-Йорк - Москва (правда, на фото стюардесса снята на фоне Ту-104) в начале 1960-х гг. Обратите внимание на цены - в те невозвратные времена официальный курс доллара составлял всего 60 копеек...
Ту-104
Чехословацкая CSA стала единственным иностранным эксплуатантом Ту-104. Чешские Ту-104А начали выполнять полеты на линии Прага - Москва в декабре 1957 года. На фотографии - самолет с собственным именем "Praha".
Чешский Ту-104А OK-LDA в аэропорту Арланда (Стокгольм), ноябрь 1970г.
Ту-104А OK-NDF авиакомпании CSA в аэропорту Арланда (Стокгольм), май 1971г.
Ту-104А OK-NDF чехословацкой авиакомпании CSA в аэропорту Орли (Париж), 5 июня 1971г.
Ту-104А «Прага» (зав. № 76600503). чехословацкой авиакомпании CSA. Аэропорт Стокгольм-Арланда, 1 ноября 1970 г.
The Tupolev Tu-104A was known as the “Brontosaurus” in Czechoslovakian service.
CSA’s third “Brontosaurus”, OK-LDC, at Nicosia, Cyprus, in 1971.
Retired in September 1973, OK-LDA was donated to the Kbely Aviation Museum, Prague, where it spent more than 30 years deteriorating in open storage. It is seen here in 1995. Happily, the historic jetliner was restored to pristine condition in 2007, in the CSA colours in which it spent most of its career. It remains on display at Kbely.
Ту-104А «Пльзень» (зав. № 96601803) чехословацкой авиакомпании CSA. Аэропорт Цюрих-Клотен, сентябрь 1969 г.
Looking remarkably pristine for an aircraft of 15 years’ service, OK-LDA is seen here at Zurich-Kloten in December 1972. The typically Soviet anhedral of the wings is noticeable here, as are the four-wheel bogies of the main undercarriage units.
INSET: An extract from the CSA timetable for the winter schedule of 1967-68, using a stylish Tu-104A motif.
Fitted only with Fowler-type flaps and no other low-speed wing devices, the Tu-104A’s landing speed was high, Flight reporting that it “certainly seemed fast, though not hot, with quite hard braking causing expensive-sounding noises in the mid-ships galley”. Here OK-LDC initiates the flare on landing at Heathrow on June 30, 1968.