Поиск по сайту:
Ан-10 "Украина"
На базе Ан-8 параллельно разрабатывалось сразу два самолета - пассажирский Ан-10 и транспортный Ан-12. В теории пассажирский Ан-10 (обозначение НАТО "Cat") мог конвертироваться в Ан-12, но на практике такой опыт провели лишь однажды. Рассчитанный на перевозку 75 пассажиров Ан-10 предполагалось эксплуатировать в том числе и с грунтовых аэродромов.
Прототип выполнил первый полет 7 марта 1957 года. От Ан-8 лайнер Ан-10 отличался увеличенным фюзеляжем круглого сечения с герметизированной пассажирской кабиной и ниже расположенным хвостовым оперением. Как показали испытания, новое оперение не обеспечивало должной путевой устойчивости, поэтому на концах стабилизатора со временем стали монтировать вертикальные шайбы. Крыло Ан-10 похоже на крыло самолета Ан-8, но внешние части крыла отогнуты вниз. На предсерийные машины ставились турбовинтовые двигатели Кузнецова НК-4 мощностью по 2940 л.с, а серийные машины, которые "Аэрофлот" начал получать летом 1959 года, оснащались турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-20. Штатный экипаж состоял из пяти человек, самолет был способен перевозить до 85 пассажиров.
Эксплуатация "Аэрофлотом" увеличенной в размерах модификации Ан-10А началась в феврале 1960 года. В фюзеляж Ан-10А была сделана вставка длиной 2 м, за счет чего в салоне удалось разместить еще два ряда кресел, доведя общее количество пассажиров до сотни. На большинстве Ан-10А шайбы на концах стабилизатора, характерные для Ан-10, не ставились, взамен монтировались подфюзеляжные кили.
В общей сложности было построено примерно 200 Ан-10 и Ан-10А. Серийный выпуск завершился в первой половине 1960-х годов. На Ан-10А в 1960-1961 годах было установлено несколько мировых рекордов дальности полета с полезной нагрузкой. Самолеты довольно интенсивно использовались "Аэрофлотом", но в 1972 году их сняли с эксплуатации после ряда летных происшествий, вызванных недостаточной прочностью планера. Самолеты Ан-10 и Ан-10А получили наименование "Украина", поскольку ОКБ Антонова было размещено в Киеве.
Экспериментальный самолет еще большей пассажировместимостью, чем Ан-10А, получил обозначение Ан-10В ("фирменное" обозначение Ан-16). Разработка Ан-16 началась в 1958 году. Первый полет состоялся в 1963-м. Самолет мог перевозить 132 пассажира, для чего фюзеляж удлинили на 3 м. Изготовили единственный прототип. В то же время, пассажировместимость Ан-10А за счет более плотного размещения кресел в салоне была доведена до 110 мест; такие самолеты использовались с 1968 года на линиях "Аэрофлота" на Украине и в Молдавии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ан-10А "Украина"
Тип: средний пассажирский лайнер
Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя Ивченко АИ-20 мощностью по 4000 э.л. с.
Характеристики: максимальная крейсерская скорость на оптимальной высоте 680 км/ч; практический потолок 12000 м; дальность полета с полной заправкой 4075 м; максимальная дальность с максимальной полезной нагрузкой 1200 км
Массы: пустого 29 800 кг, максимальная взлетная 56100 кг
Размеры: размах крыла 38,00 м; длина 34,00 м; высота 9,83 м; площадь крыла 119,50 м2
Полезная нагрузка: 100 пассажиров или груз массой 14 500 кг
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Первый экземпляр Ан-10 на момент начала испытаний. Киев, весна 1967г.
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Первый серийный Ан-10. Воронеж, ноябрь 1957г.
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Ан-10А, находившийся в распоряжении ОКБ О.К.Антонова. Гостомель, первая половина 1961г.
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Ан-10А в позднем варианте окраски. В настоящее время этот самолет - экспонат Музея ВВС России в Монино. Лайнер эксплуатировался в Коми управлении ГА СССР (г. Сыктывкар)
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Опытный экземпляр Ан-10 в исходной конфигурации. Весна 1957г.
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Опытный Ан-10 после доработки хвостового оперения
-
Авиация и Космонавтика 2007-03 / Знаменательные даты марта
7 марта 1957 года - первый полет пассажирского самолета Ан-10 "Украина"
-
Авиация и Космонавтика 2010-06 / И.Приходченко, В.Марковский - Военно-транспортный самолет Ан-12 (1)
Главный конструктор О.К.Антонов и ведущий летчик-испытатель по самолету Я.И.Верников. На период испытаний Ан-10 и Ан-12 Верников был откомандирован в ОКБ от ЛИИ
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Летчик-испытатель Я.И.Верников и О.К.Антонов
-
Air Pictorial 1957-08
First photograph showing the starboard side of the Antonov AN-10 Ukraina turboprop transport. Note the Hercules-type undercarriage containers and the double-wheel forward landing gear. Absence of doors on the forward gear is due to censorship on the original photograph.
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Торжественная выкатка первого серийного Ан-10 на Воронежском авиазаводе
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Загрузка Ан-10 во время эксплуатационных испытаний в аэропорту Запорожье
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Ан-10 (сер. N 12-02) дозаправляется в аэропорту Тбилиси во время технического рейса. Май 1959г.
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Сотрудники киевского аэропорта Жуляны встречают Ан-10 (сер. N 12-02), вернувшийся из первого технического рейса. 28 мая 1959 г.
-
Мировая Авиация 175
Ан-10 киевского 86-го отряда на перроне аэропорта Внуково.
Элегантный Ан-10 создавался на базе Ан-8, причем в 1962 году в классе турбовинтовых машин он установил мировой рекорд - на замкнутом 500-км маршруте развил среднюю скорость 730 км/час. -
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Ан-10, выставленный для показа на ВДНХ УССР. Первая половина 1960-х гг.
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Пассажиры первого регулярного рейса "десятки" Киев-Москва садятся в самолет. Жуляны, 1959г.
-
Авиация и Время 2018-02 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации (1)
Во время первого в истории Ан-10 пассажирского рейса. Внуково 21 июля 1959 г.
-
Авиация и Время 2018-03 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации
Пассажиры во время посадки на киевский Ан-10. В начале 1960-х годов самолет уже вывели из регулярной эксплуатации
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
На следующий день самолет прибыл в аэропорт Симферополь
-
Авиация и Время 2018-03 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации
Летчики 87-го отряда обсуждают очередной рейс Аэропорт Харьков (Основа), 1960-е годы
-
Авиация и Время 1995-01 / А.Совенко, В.Заярин - Ан-12: портрет в зрелом возрасте /Монография/
Самолеты-братья Ан-10 и Ан-12
Другие самолёты на фотографии: Антонов Ан-12 - Россия - 1957
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Ан-10 и Ан-12 - наглядное воплощение концепции универсального самолета
Другие самолёты на фотографии: Антонов Ан-12 - Россия - 1957
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Ан-10А (сер. N 20-02) во время испытательного полета с имитацией отказа трех двигателей
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Antonov An-10A Ukraina medium-range airliner (four 4,015 hp Ivchenko AI-20 turboprop engines)
-
Авиация и Время 2018-02 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации (1)
Самолет Ан-10А из бориспольского 208-го отряда до доработки хвостового оперения
-
Авиация и Время 2018-02 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации (1)
Грузовой Ан-10 из 87-го отряда во время очередного «фруктового» рейса
-
Авиация и Время 2018-03 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации
Техники 87-го отряда моют один из своих Ан-10А. Харьковчане получили этот самолет во второй половине 1960-х годов
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Курортники прибыли на Ан-10А в Симферополь
-
Авиация и Время 2018-02 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации (1)
Самолет Ан-10А из бориспольского 208-го отряда после доработки хвостового оперения
-
Авиация и Время 2018-03 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации
Лайнер 87-го отряда на перроне аэропорта Харьков (Основа)
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
На перроне аэропорта Внуково
-
Мировая Авиация 175
На этом серийном самолете хорошо видны вертикальные шайбы, размещенные на стабилизаторе, и киль увеличенной площади.
-
Авиация и Время 2018-02 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации (1)
Ан-10 и Ту-104 из состава 208-го отряда в родном аэропорту Борисполь
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-104 - Россия - 1955
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Ан-10А из состава 86-го авиаотряда на перроне аэропорта Жуляны
-
Авиация и Время 2018-03 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации
Ан-10А из состава 87-го отряда во время одного из последних техобслуживаний. 18 мая 1972 г. этот лайнер потерпел катастрофу при возвращении в родной Харьков
-
Авиация и Время 2018-03 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации
Техники 208-го отряда во время работы с двигателями грузового Ан-10 (борт СССР-11137)
-
Авиация и Время 2018-02 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации (1)
Обслуживание двигателя на Ан-10А (СССР-11205) 87-го отряда в харьковском аэропорту
-
Авиация и Время 2018-03 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации
Замена воздушного винта на самолете 88-го отряда. Львов, начало 1970-х годов
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Прогрев двигателей перед запуском с помощью специального устройства
-
Авиация и Время 2018-03 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации
Запуск двигателей на самолете 208-го отряда. Борисполь, начало 1970-х годов
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
"Десятка", взлетевшая из внуковского аэропорта
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Antonov An-10A four-turboprop airliner in its latest form, with large ventral fins replacing the former auxiliary fins
-
Мировая Авиация 28
На фотографии хорошо видны особенности хвостового оперения Ан-10А с двумя подфюзеляжными килями. Застекленная носовая часть фюзеляжа типична для советских многомоторных самолетов 1950-1960 годов.
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Ан-10А завершил очередной рейс в аэропорту Адлер
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Ан-10А разгружается в аэропорту Жуляны
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Замена колеса основной опоры шасси на Ан-10А в кишиневском аэропорту. Начало 1960-х гг.
-
Авиация и Время 2018-03 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации
Львовский самолет на перроне аэропорта Сочи. Начало 1970-х годов
-
Авиация и Космонавтика 2005-11 / М.Никольский - 12-я дивизия ВТА
Пассажирские Ан-10 также использовались военно-транспортной авиацией
-
Авиация и Время 2018-03 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации
Самолет с увеличенной пассажировместимостью Ан-10Б. Гостомель, 1962г.
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Ан-10Б на галечном аэродроме у озера Иссык-Куль. 1964г.
-
Авиация и Время 2007-05 / Т.Кузнецова - От моториста до летчика-испытателя
Возле самолета Ан-10Б после посадки на галечный аэродром у озера Иссык-Куль. Сидят в центре И.Е.Давыдов и О.К.Антонов. 1964г.
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Транспортно-санитарный самолет Ан-10ТС.1958г.
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Воздушно-командный пункт Ан-10КП. 1970г.
-
Авиация и Время 2018-02 / О.Черников - Ан-10 в Украинском управлении гражданской авиации (1)
Самолеты на летном поле аэропорта Жуляны. Начало лета 1960 г.
-
Авиация и Время 2016-05 / Р.Мараев - "Золушка", не ставшая принцессой
Перелет журнала «Смена». Борт СССР-Л5860 встретил в Краснодаре линейный Ан-10. 13 августа 1961г.
Другие самолёты на фотографии: Антонов Ан-14 Пчелка - Россия - 1958
-
Авиация и Время 2019-02 / О.Черников - Самолеты "Аэро" в Украинском управлении гражданской авиации
Встреча «Супер-Аэро» и Ан-10А
Другие самолёты на фотографии: Aero Ae.45 Kocsag - Чехословакия - 1947
-
Мир Авиации 2004-01 / У.Унгер - Ту-104: лидер реактивного века /Крупным планом/ (1)
Типичная для начала 1960-х годов картина аэропорта. На переднем плане Ан-2, дальше - Ту-104, на заднем плане - Ан-10 и другие Ту-104. Хабаровск.
Другие самолёты на фотографии: Антонов Ан-2 - Россия - 1947Туполев Ту-104 - Россия - 1955
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Н.С.Хрущев во время посещения ОКБ Антонова. На втором плане - А.Я.Белолипецкий и Н.С.Трунченков. Июль 1959г.
-
АэроХобби 1994-01 / Ю.Киржнер - Визит Н.С.Хрущева /Глазами очевидца/
Осмотр шасси Ан-10. Слева направо: О.И.Иващенко, Н.С.Хрущев, О.К.Антонов, Н.В.Подгорный.
-
АэроХобби 1994-01 / Ю.Киржнер - Визит Н.С.Хрущева /Глазами очевидца/
Никита Сергеевич поясняет, как сделать кольцо вокгруг фюзеляжа Ан-10. Слева заместитель главного конструктора А.Я.Белолипецкий.
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
"Пояс Хрущева" - попытка уменьшить шум в салонах Ан-10
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Погрузка рысака в кабину грузо-пассажирского Ан-10АС
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Хвостовое оперение серийного Ан-10 и доработанного Ан-10А (N 20-02)
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Все Ан-10 доработали, установив по два подфюзеляжных гребня
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Постановка фюзеляжа Ан-10 в гидробассейн для ресурсных испытаний
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Передняя опора шасси
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Левая основная опора шасси
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Дополнительнах хвостовая опора
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Раскапотированный двигатель АИ-20
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
"Пластинчатые элероны" - характерная особенность Ан-10
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
"Тепляки", предназначенные для работ на двигателях Ан-10 в холодную погоду
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Кабина экипажа Ан-10, слева - рабочее место командира
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
В заднем пассажирском салоне Ан-10. Справа - пассажирское кресло с индивидуальным светильником
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Опытный Ан-10 после аварии на аэродроме Святошино 21 февраля 1958г.
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Аварийная посадка на снег Ан-10А, сер. N 17-01. Сыктывкар, 10 января 1969г.
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Совершившего посадку "на брюхо" Ан-10 поднимают с помощью пневмодомкратов
-
Авиация и Время 2007-02 / В.Заярин, А.Совенко - Народный лайнер Антонова
Макет "изделия У"
-
Air Pictorial 1957-10
Provisional drawing of the Antonov AN-10 Ukraina turboprop transport.
- Фотографии