BAe Harrier GR Mk.5     Великобритания
McDonnell Douglas AV-8B Harrier II     США
Варианты:
BAe - Harrier GR Mk.5 - 1979 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1979


Одноместный штурмовик корабельного и аэродромного базирования (СВВП)
Описание
Фотографии:

Цветные фото (207)
McDonnell Douglas/British Aerospace Harrier II

   Высокий интерес к самолету Harrier со стороны авиации КМП США привел к решению в 1968 году приобрести оригинальные британские самолеты. Однако оценочные испытания показали наличие множества недостатков, совершенно не устраивающих КМП США, поэтому командование последнего выступило с инициативой разработать на базе данной машины модернизированный самолет, более приспособленный под решение задач морской пехоты. Новый вариант получил обозначение McDonnell Douglas/BAe AV-8B и отличался возможностью применения более широкого набора вооружения, а также имел большую дальность и продолжительность полета.
   В то же время британская "British Aerospace" сконцентрировалась на разработке усовершенствованной модификации Harrier - с увеличенным крылом из новых сплавов, которое можно было бы ставить на уже выпущенные машины. Бывший "младший партнер" американцев по программе разработки AV-8A решил заняться созданием нового самолета, более маневренного и оснащенного новым крылом увеличенной подъемной силы со сверхкритическим профилем и наплывом у передней кромки. Кроме того, широкое применение получили композиционные материалы - за счет этого удалось на 150 кг уменьшить массу машины. Самолет получил новую кабину с органами управления, скомпонованными по принципу HOTAS, и приподнятым расположением пилота, плюс усилили шасси и установили дополнительные пилоны для вооружения (их стало шесть). Силовая установка при этом осталась прежней.
   9 ноября 1978 года был облетан опытный самолет YAV-8B, который представлял собой 11-й AV-8A, оборудованный новым крылом. После испытаний двух прототипов YAV-8B и четырех предсерийных AV-8B авиация КМП США в 1983 году получила свой первый серийный самолет. Как и четыре предсерийные машины, первые 12 серийных самолетов оснащались двигателем F402-RR-404, но последующие машины получили двигатель F402-RR-406 (Pegasus 11-21) тягой 95,41 кН - эквивалент Pegasus Mk 105, использовавшегося на британских самолетах. Начиная с 44-го серийного самолета, одноместные AV-8B и двухместные TAV-8B стали оснащаться цифровой системой управления двигателем, а с 197-го серийного самолета стали устанавливать двигатель F402-RR-408 (Pegasus 11-61) тягой 105,87 кН.
   Всего было построено 280 самолетов, но после операции "Буря в пустыне" был размещен заказ еще на шесть машин - для восполнения потерь. В данное число не входят двухместные TAV-8B.
   Британская программа Harrier II испытывала неоднократные задержки, связанные с определенными требованиями со стороны командования британских ВВС, но 23 апреля 1985 года Harrier GR.Mk 5 наконец-то поднялся в воздух. В целом он был схож с AV-8B, но имел усиленную конструкцию. Всего британские ВВС заказали 62 самолета Harrier GR.Mk 5.
   Начиная со 167-й серийной машины, все самолеты для КМП США оснащались ИК-системой переднего обзора GEC, усовершенствованным индикатором на лобовом стекле, новым индикатором на приборной доске и цифровой движущейся картой местности. К данным машинам часто применятся неофициальное обозначение Night Attack Harrier II или Night Attack AV-8B. Первые самолеты 15 сентября 1989 года поступили в 214-ю штурмовую эскадрилью морской пехоты.
   Harrier GR.Mk 7 - вариант "ночного ударного" AV-8B для британских ВВС, на нем применялось практически то же оборудование и авионика. Впрочем, на этом варианте отсутствовали устанавливаемые на американских машинах в хвостовой части фюзеляжа автоматы отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей. Данный вариант легко отличить от AV-8B и Harrier GR.Mk 5 по двум расположенным внизу в носовой части антеннам системы радиоэлектронного противодействия Marconi Zeus. Приборное оборудование кабины GR.Mk 7 позволяло использовать очки ночного видения - британцы применяли очки Ferranti Night-Owl, а американцы - GEC Cat's Eyes. Пилот получил в свое распоряжение цифровую цветную карту компании GEC.
   Первые 34 самолета GR.Mk 7 были заказаны в 1988 году, после чего заказ британских ВВС на Harrier II вырос до 94 машин (плюс два опытных/предсерийных самолета).
   Высокие боевые возможности GR.Mk 7 привели к тому, что вскоре было решено модернизировать под данный стандарт все британские Harrier II. В итоге самолеты с 42-го по 60-й, предназначавшиеся для эскадрилий, были выпущены как GR.Mk 5A с обеспечением возможности установки авионики по типу GR.Mk 7 и после выпуска с завода направлены на базу хранения - для ожидания модернизации, которая началась в декабре 1990 года.
   Парк GR.Mk 7 испытывал проблемы с поставкой важных систем, включая разведывательное оборудование, пушку Aden и систему предупреждения о ракетной атаке Plessey MAWS (Missile Approach Warning System). Предполагалось заменить 30-мм пушку Aden на 25-мм Royal Ordnance Factory ADEN, но данное решение затем отменили. Зато была обеспечена возможность применения УР Sidewinder для ближнего воздушного боя.
   1-я эскадрилья получила GR.Mk 7 в конце 1992 года. Вскоре машины были модернизированы - получили возможность подвески прицельного контейнера TIALD с лазерным целеуказателем. Около 40 самолетов GR.7 довели до стандарта GR.7A - они получили двигатели Mk 107 Pegasus с тягой на 13 кН больше.
   Британские ВВС приобрели 13 учебно-боевых самолетов Harrier T.Mk 10 - варианта американского TAV-8B, оснащенного двигателем Pegasus Mk 105 и сохранившего стандартную авионику Harrier GR.Mk 7. Первый Harrier T.Mk 10 был облетан 7 апреля 1994 года, поставки были начаты в 20-ю эскадрилью в 1995 году. Часть GR.Mk 7 и 7A прошли модернизацию до стандартов GR.Mk 9 и GR.Mk 9A, соответственно. Они получили возможность применения УР AGM-65, разведывательного контейнера Digital Joint Reconnaissance Pod (DJRP) и прицельного контейнера Sniper. Британские самолеты Harrier сняли с вооружения в 2010 году, 72 машины поступили в авиацию КМП США.
   После ввода в 1989 году в боевой состав испанского флота авианосца "Принц Астурийский" его авиагруппа получила 12 самолетов EAV-8B (VA.2 Matador II). Двухместный TAV-8B был заказан в марте 1992 года. Самолеты AV-8B также поставлялись ВМС Италии, а два TAV-8B были приобретены у КМП США и поставлены в августе 1991 года.
   Испания, Италия и КМП США приняли участие в программе AV-8B Harrier II Plus (испанцы приобрели его под обозначением EAV-8B Matador II Plus). Модернизированный самолет был в целом схож с "ночным ударным" вариантом Harrier II американской морской пехоты, но оснащался многорежимной РЛС APG-65, что позволило применять УР AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM, а также ПКР AGM-84 Harpoon.
   Harrier II Plus сохранил аппаратуру ИК-системы переднего обзора, установленную в носовой части, и в целом внешне схож с поздними серийными AV-8B.
   205-й серийный AV-8B для КМП США стал первым полностью оснащенным новым оборудованием самолетом и первым полноценным прототипом для новой машины. Свой первый полет он совершил 22 сентября 1992 года. Последние 27 самолетов из заказа КМП США должны были строиться по данному стандарту, но затем их количество сократили до 24 машин, из которых три передали Италии. Первый AV-8B Plus был передан заказчику в начале 1993 года, а все имевшиеся на тот момент 73 самолета прошли модернизацию по данному стандарту - у них сохранились только прежние крыло, хвостовое оперение и шасси.
   В июле 1991 года Италия заказала и получила первую партию из трех AV-8B Harrier II Plus, предназначавшихся ранее для КМП США, после чего в ноябре 1992 года она получила еще 13 самолетов. Испанские ВМС также заказали в ноябре 1992 года 13 самолетов Harrier II Plus, но затем заказ сократили до восьми машин. Первые поставки прошли в конце 1995 года. Пять оставшихся EAV-8B тоже были модернизированы до этого стандарта.
   Семь самолетов AV-8B были потеряны в операции "Буря в пустыне" в 1991 году - в основном поражены ЗРК.
   Самолеты КМП США, а затем и британского флота, активно применялись в Афганистане в 2001-2010 годах. Harrier также использовались в Ираке, начиная с 2003 года. Самолеты AV-8B авиации КМП США участвовали в операции во время "арабской весны" 2011 года в Ливии, они, в частности, обеспечивали эвакуацию сбитого американского летчика.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   McDonnell Douglas/British Aerospace AV-8B Harrier II

   Тип: одноместный штурмовик корабельного и аэродромного базирования (СВВП)
   Силовая установка: один ТРДД Rolls-Royce F402-RR-406A тягой 95,42 кН или - на самолетах, поставлявшихся с декабря 1990 года, - один ТРДД F402-RR-408 тягой 105,87 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1065 км/ч; начальная скороподъемность 4485 м/мин; практический потолок - более 15 240 м; дальность полета по схеме "большая высота - малая высота - большая высота" с семью 227-кг авиабомбами при укороченном взлете - 1001 км
   Масса: пустого 6336 кг (включая пилота и резервное топливо); максимальная взлетная при укороченном взлете 14061 кг, максимальная взлетная при вертикальном взлете 8596 кг
   Размеры: размах крыла 9,25 м; длина 14,12 м; высота 3,55 м; площадь крыла 22,18 м2, включая два наплыва в корневой части крыла площадью по 0,40 м2 или - на самолетах, поставлявшихся с декабря 1990 года, - 22,61 м2, включая два наплыва по 0,62 м2
   Вооружение: одна 25-мм пятиствольная пушка General Electric GAU-12/A Equaliser с вращающимся блоком стволов и боезапасом 300 снарядов в двух подфюзеляжных контейнерах, плюс при вертикальном взлете - до 3062 кг авиационных средств поражения, а при укороченном взлете - до 4899 кг - при двигателе F402-RR-406A, либо 6003 кг - при двигателе F402-RR-408
AV-8B
9 ноября 1978г.: впервые взлетел СВВП McDD YAV-8B Advanced Harrier (158394) с повышенной массой полезной нагрузки и увеличенным радиусом действия.
Первый полет FSD AV-8B Harrier II. 5 ноября 1981г.: первый из четырех предсерийных СВВП AV-8B выполнил первый полет. Корпус морской пехоты США планировал закупить 257 машин AV-8B, а 25 июня ВВС Великобритании анонсировали закупку еще 60 таких самолетов под обозначением Harrier GR.Mk 5. Фирма "BAe" планировала развернуть производство в Великобритании СВВП Harrier II, но изменение политики правительства и сложности во взаимоотношениях с фирмой "McDonnell Douglas" не позволили выполнить задуманное.
Крыло из углеродного волокна, разработанное "McDonnell Douglas", обеспечило большую подъемную силу, увеличило внутреннюю емкость топливной системы и дало возможность установить два дополнительных пилона. Прототип YAV-8B был окрашен в патриотический красно-бело-синий цвет.
A McDonnell Douglas AV-8B equipped with four 300 US gal drop tanks, giving a ferry range of 2,000 miles or 2,500 miles if the tanks are dropped when empty.
FSD 2, here seen refuelling from a KC-130F Hercules of VMGR-352, was given this distinctive finish for its trial flights.
Последний из летавших 880-х, UC-880, принадлежал ВМС США и служил в испытательном центре в Патаксент-Ривер, штат Мэриленд. Самолет в основном использовался для испытаний средств дозаправки в воздухе и был списан в 1993 году.
Carrying drop tanks, the first of the FSD AV-8Bs (distinguished by the long nose probe) hooks up to the US Navy s UC-880 tanker, a converted Convair 880.
The first and third FSD AV-8Bs are seen here in company with the second of the YAV-8B prototypes. The first FSD aircraft is here shown fitted with LERX, not used for the initial series of flight tests.
Первый "полноценный" AV-8B поднялся в воздух 5 ноября 1981 года. Он характеризовался измененной конструкцией воздухозаборника и новой передней частью фюзеляжа, изготовленной из углеродного волокна. В носовой части установили длинную штангу с приборно-измерительным оборудованием.
The first FSD AV-8B Harrier II seen at the time of its roll-out at St Louis in October 1981. Flight testing was immi­nent at the time of closing for press.
The first of four full-scale development examples of the McDonnell douglas AV-8B Harrier II, now in flight test at St Louis
The illustration clearly show the new features of the AV-8B, including the raised cockpit and the new wing with two more strongpoints. Also shown are the lift-improvement devices (LIDs) that control circulation of the exhaust efflux around the aircraft when taking off and landing.
During its operational lifetime McDonnell Douglas AV-8B Harrier II, BuNo 161396 Salty Dog 623, made a total of 746 flights. It was the first full-scale development test aircraft (B1) to support flying qualities, performance and shipboard trials, and it first flew on November 5, 1981.
McDonnell Douglas AV-8B Harrier II, BuNo 161396, still displays the logo of the Strike Aircraft Test Directorate, with which it served for seven years.
A Hughes AGM-65E laser-guided version of the Maverick air-to-surface missile beneath the wing of a McDonnell Douglas AV-8B Harrier II on test at NAS Patuxent River, Md.
The third FSD AV-8B Harrier II carrying six Mk 82 bombs and two 300 US-gal (1136-l) drop tanks.
A McDonnell Douglas/British Aerospace AV-8B (actually the third full-scale development aircraft) on test, with a load of seven 985-lb (447-kg) Mk 83 bombs.
The third FSD AV-8B Harrier II, in the standard US Marine Corps finish that is now being applied to the aircraft of the pilot production batch.
В виде Harrier II американская морская пехота получила самолет с большими возможностями и лучшими характеристиками, чем исходный AV-8A. Здесь AV-8B несет небольшую боевую нагрузку - четыре 226-кг бомбы Snakeye и две УР AIM-9 Sidewinder класса "воздух-воздух" для самообороны.
Разработки второго поколения Harrier. Январь-июль 1985г.: 30 января введено в строй первое действующее подразделение Корпуса морской пехоты VMA-331, укомплектованное самолетами AV-8B и дислоцированное на базе в Черри-Пойнт, Северная Каролина (фото). Боеготовность достигнута в августе. Второе подразделение Морской пехоты (VMA-231) начало получать AV-8B осенью.
Harrier из эскадрильи VMA-311 пролетает над горящими кувейтскими нефтяными скважинами. В конфликте также принимали участие вооруженные Harrier эскадрильи VMA-231, VMA-331 и звено "В" эскадрильи VMA-513.
AV-8B МП США с бомбами CBU-58 взлетает для выполнения последней боевой задачи, поставленной перед Harrier. Эти самолеты в основном использовались для уничтожения иракских танков.
Корпус морской пехоты США, активно поддержавший программу создания Harrier II, в 1982-1992 годах принял 286 машин AV-8B. На этом самолете нанесены обозначения эскадрильи VMA-223 "Бульдоги", ставшей третьим подразделением КМП, освоившим эти машины.
The fourth of the FSD Harrier IIs was finished in an experimental scheme of medium grey overall. First flown in June 1983, this aircraft has been used primarily for the development of production aircraft acceptance criteria, and also to train pilots.
AV-8B из эскадрильи VMA-223 "Bulldogs" запускает ракету с полуактивной лазерной головкой самонаведения. Эта эскадрилья последней на восточном побережье США эксплуатировала A-4M Skyhawk.
С огромными подвесными баками для перегоночных полетов под крылом этот AV-8B производит дозаправку на пути к Персидскому заливу. В качестве заправщиков обычно использовались KC-130 авиации КМП США.
AV-8B Harrier из 262-й (усиленной) авиаэскадрильи садится на борт авианосца "Эссекс" во время учений "Cobra Gold" в 2006 году.
"Нассау" (LHA-4) стал первым американским универсальным десантным кораблем, с которого самолеты отправлялись в бой. Во время операции "Буря в пустыне" на его борту базировались AV-8B эскадрильи VMA-331 и вертолеты AH-1W эскадрильи HMLA-269.
Эскадрилья VMA-311, ранее летавшая на Tomcat и размещенная на авиабазе Юма, штат Аризона, стала первой из четырех эскадрилий МП с AV-8B, участвовавших в операции "Буря в пустыне". Она действовала с авиабазы им. короля Абдулы Азиза.
Framed by the Su-27P are some of US military aircraft exhibited at the show: a McDonnell Douglas AV-8B, McDonnell Douglas F/A-18D, Lockheed Martin F-16C and McDonnell Douglas F-15C. Facing them is a Beechjet 400A.
A USMC AV-8B Harrier II pilot from the 11th Marine Expeditionary Unit(MEU) prepares to take off during an air power demonstration.
Испанские AV-8B действуют с авианосца "Принсипе де Астуриас" (R-11), который оснащен установленным под углом 12° трамплином. Всего на вооружении морской авиации стоит 12 СВВП AV-8B, первый - поставлен в 1987 году; позже все AV-8A Matador проданы Таиланду. В 1996-1997 годах Испания закупила восемь Harrier II Plus.
It is believed that the ten surviving AV-8Bs of 9a Escuadrilla will be upgraded to the AV-8B Plus standard.
AV-8A and AV-8B Harrier II of the Arma Aerea de la Armada
A pair of AV-8B from 9° Escuadrilla operating from the Italian aircraft carrier Giuseppe Garibaldi during the annual NATO Southern Region exercise Display Determination in October 1990. 9° Escuadrilla has ten AV-8Bs on strength - eight radar-equipped AV-8B Plus will be delivered in 1996.
The 16,700 tonne Principe de Asturias represents the hub of Battle Group Alpha, which comprises escort frigates and a supply ship, and has the capacity to operate 29 aircraft and helicopters.
Mk 5
Хвостовая часть фюзеляжа и оперение прототипа Harrier GR.Mk 5 (ZD318) были окрашены в желтый цвет. Самолет собрали из компонентов задела 20-го Harrier II, вместо пушечных контейнеров установлены фальшкили, улучшающие рециркуляцию воздуха на режиме висения. По требованию ВВС Великобритании на GR.Mk 5 установлены дополнительные пилоны для УР AIM-9 Sidewinder.
Разработки второго поколения Harrier. Январь-июль 1985г.: Harrier GR.Mk 5 для британских ВВС (ZD318) впервые взлетел 30 апреля (фото). Второй GR.Mk 5 полетел 31 июля. О начале производства AV-8B и GR.Mk 5 было объявлено в августе 1981 года, когда поступил первоначальный заказ на 257 машин для Морской пехоты и 60 машин для британских ВВС. К 1989 году планировалось оснастить AV-8B три подразделения Морской пехоты, одно учебное (VMAT-203) и пять подразделений, летающих на А-4.
Один GR.Mk 5 британских ВВС имел окраску, характерную для ударного самолета, и использовался во время 36-часового полета для испытания двигателя Pegasus 11-61. Позд нее он был доработан до стандартной конфигурации и отправлен в 1-ю эскадрилью. Самолет установил ряд рекордов скороподъемности.
Самолет ZD402 отдавали в аренду компании "Rolls-Royce" в июне 1989 года для 36-часовых летных испытаний двигателя Pegasus 11-61 (американское обозначение F402-RR-408). Максимальная продолжительная тяга Pegasus 11-61 составляет 105,87 кН, на 15% больше, чем у более ранних вариантов. На 11-61 увеличили степень сжатия с 2,3 до 2,6, установили новую камеру сгорания, улучшили охлаждение, использовали монокристаллические лопатки турбины, межремонтный ресурс доведен до 1 000 летных часов. Pegasus 11-61 запустили в производство под обозначением Pegasus Mk 107; этими двигателями оснащены поздние варианты Harrier II.
Этот GR.Mk 5 принадлежал 1-й эскадрилье и сфотографирован на регулярных учениях морской пехоты в Норвегии. Самолет камуфлирован легкосмываемой белой краской; аналогичный временный камуфляж наносился и на переброшенные на учения в Норвегию Jaguar британских ВВС. На самолете подвешены два больших перегоночных ПТБ, под фюзеляжем висит багажный контейнер.
Harrier GR.Mk 5 из эскадрильи 1(F) во временном зимнем камуфляже, учения в Норвегии. Перед подобными учениями на Harrier монтировали полуубираемые топливоприемники системы дозаправки в воздухе.
Camouflage is a traditional means of concealing aircraft and its effectiveness may be judged from this photograph of two Harrier GR.5s exercising in northern Norway. For short-term deployments during peacetime, temporary camouflage schemes such as this have been found to appreciably reduce the risk of detection from marauding fighters.
A 3 Squadron GR.5 blasts off from a forward operating site in West Germany. The RAF Germany Harrier Force spent many weeks each year operating in the field, using the Harrier's extreme tactical capability to its optimum.
1-я эскадрилья начала переход на GR.Mk 5 с 23 ноября 1985 года, но достигла полной боеготовности только 2 ноября 1989 года. Вскоре после этого эскадрилья была отправлена в Норвегию.
Случайное катапультирование. В программе GR.Mk 5 постоянно возникали проблемы. Одной из причин стал эпизод с внезапным срабатыванием катапультного кресла на шестом серийном самолете, в результате чего летчик был выброшен из кабины. Самолет пролетел 805 км и был замечен американским С-5 Galaxy. После своего необычного полета этот Harrier упал в Ирландское море.
Первый британский GR.Mk 5 (ZD318) взлетел с аэродрома Дансфолд, графство Хемпшир, 30 апреля 1985 года. О создании первой британской авиаэскадрильи, вооруженной GR.Mk 5, официально объявили 2 ноября 1989 года.
Harrier GR.Mk 5 из эскадрильи 3(F), дислоцированной в Западной Германии. На борта фюзеляжей и законцовки килей самолетов 3-й эскадрильи были нанесены полосы зеленого и желтого цвета. В носовой части фюзеляжа иногда изображали эмблему эскадрильи.
Harrier GR.5 in original green livery
Очевидными отличиями нового поколения Harrier стал увеличенный размер воздухозаборников двигателя. На этой фотографии GR.Mk 5 хорошо видна установленная в носовой части комбинированная лазерно-телевизионная система, определяющая настильный угол и расстояние до цели.
Deliveries of the British Aerospace/McDonnell Douglas Harrier GR Mk 5 to the RAF began recently, introducing a new weapon, the 25-mm Aden, and yet another calibre of gun, to join those of 20-mm, 27-mm and 30-mm already in service. The Harrier GR Mk 5 (to become the GR Mk 7 when given night capability in the early ’nineties) is a candidate for new air-to-surface missiles, the need for which the author argues in this article.
Harrier GR.Mk 5 из оперативно-тренировочного подразделения 223 OCU, снимок сделан вскоре после поступления GR.Mk 5 в войска. Первые Harrier окрашивались по европейской серо-зеленой схеме. Самолеты смотрелись как окрашенные в один темно-зеленый цвет, поскольку цвет краски на нижних поверхностях был лишь немного светлее, чем на верхних.
Королевские ВВС заменили свои Harrier GR.Mk 3 на "тупоносые" Mk 5, аналогичные американским AV-8B. Самолет на снимке несет кассетные бомбы Hunting BL755.
GR.Mk 5, использовавшийся для испытаний на применение вооружения. Под крылом и фюзеляжем подвешены семь кассетных бомб Hunting BL755 и две УР "воздух-воздух" AIM-9C Sidewinder.
На фотографии хорошо видны переделанная носовая часть и большое крыло самолета GR.Mk 5 из состава 1-й эскадрильи с запускаемой УР AIM-9 Sidewinder.
A Harrier GR.5 ofl Squadron lets loose a Sidewinder. Due to various improvements, the newer generation of the famous V/STOL aircraft could carry double the payload or fly twice the range of its predecessors.
Дозаправка в воздухе имела большое значение, поскольку Harrier был включен в состав сил быстрого реагирования. Поэтому над воздухозаборником двигателя на левом борту была установлена убираемая приемная штанга. На снимке три самолета Harrier принимают топливо от самолета-заправщика VC10 из состава 101-й эскадрильи.
Mk 7, 9
В начале XXI века наиболее успешно и эффективно для авиационной поддержки наземных войск применялись самолеты Harrier II.
An AV-8B Night Attack Harrier on the VMAT-203 flightline. The unit still has one Day Attack Upgrade Aircraft, an old AV-8B Day Attack with the bigger F402-RR-408 engine.
The AV-8B now uses the BRU-70 digital improved triple ejector rack (DITER) that enables the aircraft to carry three GPS-guided weapons on a single station. A DITER can be fitted to the outer pylons (as shown) giving the aircraft four GPS-guided compatible stations.
An AV-8B Night Attack Harrier performing its final checks before taxiing out for a training flight with VMAT-203. The aircraft is carrying an AAQ-28(V) Litening Generation IV targeting pod.
Основным оружием Harrier во время операции "Буря в пустыне" были бомбы серии Mk 80 (фото), кассетные бомбы (обычно Rockeye) и ракеты Sidewinder. Позднее, кода исчезла угроза со стороны иракской авиации, AIM-9 уступили место на пилонах бомбам.
Смешанный вариант вооружения из неуправляемых и управляемых авиационных средств поражения обеспечивает высокую гибкость боевого применения Harrier II. Идет подготовка самолета к боевому вылету на палубе УДК "Пелилью", операция "Enduring Freedom".
The legacy - a McDonnell Douglas/Boeing AV-8B Harrier II of VMA-231 leaps off the deck of amphibious assault ship USS Kearsarge (LHD-3) somewhere in the Atlantic in October 2014. The Harrier has played a major role in all USMC combat operations since its entry into service in 1971 and continues to be a vital asset for the US Marine Corps.
2005 год. AV-8B из VMA-211 садится на палубу авианосца "Тарава" (LHA-1) во время проведения учений по выполнению специальных операций.
Fourteen AV-8Bs from the USMC's VMA-542 embarked aboard HMS Illustrious to participate in Operation Bold Step, an exercise held off the US East Coast in late July 2007.
Начиная с F-104, большая часть американских истребителей-бомбардировщиков вооружается пушками с вращающимся блоком стволов. Harrier II несет 25-мм пушку Equalizer в левом подфюзеляжном обтекателе, а боезапас размещен в правом обтекателе.
A Dust Devils’ AV-8B Harrier II passes through a canyon close to China Lake during a mission.
The AV-8B Harrier Night Attack variant.
An AV-8B Night Attack in clean configuration during an evening training flight over the Atlantic Ocean off the coast of North Carolina.
The AV-8B Night Attack Harrier will remain in service until 2026 when all Harriers will have been replaced by the F-35B Lightning II.
A mix of AV-8B Night Attack jets, like this aircraft, and AV-8B+ Radar aircraft is taken on board during a Marine Expeditionary Unit deployment.
Из-за потребностей собственной ПВО Великобритании и относительной недоведенности Harrier GR Mk 7 RAF, самолеты этого типа не участвовали в военных действиях. Но в Персидском заливе действовали AV-8B авиации КМП США, например, этот самолет из эскадрильи VMA-513, несущий перегоночные подвесные топливные баки.
Основным оружием Harrier во время операции "Буря в пустыне" были бомбы серии Mk 80, кассетные бомбы (обычно Rockeye) и ракеты Sidewinder (фото). Позднее, кода исчезла угроза со стороны иракской авиации, AIM-9 уступили место на пилонах бомбам.
"McDonnell Douglas" поставила 10 000-й самолет. 10 февраля 1994г.: завод "McDonnell Douglas" в Сент-Луисе поставил свой 10 000-й боевой реактивный самолет. Юбилейной машиной стал F/A-18C Hornet, переданный 137-й истребительно-штурмовой эскадрилье авиации ВМС США (авиабаза Лемур, штат Калифорния). Компания ведет историю реактивного авиастроения с McDonnell FH Phantom (для ВМС США), за которым последовали F2H, F-101, F-4, AV-8, F-15 и T-45. По данному случаю был организован пролет группы самолетов (на фото).
"McDonnell Douglas" переделала один AV-8B в прототип ночного штурмовика. В носовой части самолета установили ИК-систему переднего обзора производства "GEC Sensors", интегрированную с приборами ночного видения летчика.
Предполетный осмотр выпущенной штанги для дозаправки в воздухе. На ночном штурмовике AV-8B с авиабазы Аль-Асад в Ираке подвешены топливные баки, контейнер Litening II, 227-кг бомба GBU-38 JDAM и пушка GAU-12 Equalizer.
Английский истребитель-бомбардировщик "Харриер" - активный участник югославской войны.
Harrier GR.7 on readiness at Gioia del Colle. Initially plagued by bad weather, which aborted a number of missions. Harriers have been reported dropping RBL755 cluster bombs during the last few days.
Британский Harrier готовится к вылету на авиабазе Джойя-дель-Колле, одной из ближайших к Косово итальянских баз, поддерживавшей высокий темп самолето-вылетов.
Lockheed Martin's AN/AAQ-33 Sniper advanced targeting pod has just been selected by the UK MoD as a UOR to enhance the capabilities of the Harrier GR.7/9 ground-attack aircraft deployed in Afghanistan. The project also includes a datalink to allow joint terminal attack controllers on the ground to remotely view pod imagery in real-time.
Marconi’s Zeus integrated airborne radar warning and jamming system on the Harrier GR.7 is characterised by the twin prongs of the forward hemisphere sensors under the nose. Other sensors are mounted in wing tip bulges and in the tail cone to provide all-round coverage in C-J band. The system is capable of automatically selecting the appropriate jamming response to a given threat and will also tell the pilot how many chaff and flare rounds remain in the dispensers. The majority of the processing units are installed within a flush-mounted Aden gun pod, exemplifying the advances made in the miniaturisation of complex electronic systems.
In response to SR(A) 1238, the UK requirement for a new air-launched anti-tank missile, GEC Marconi is proposing Brimstone, a derivative of the US Hellfire missile. Guidance is via a sophisticated millimetre-wave seeker able to autonomously identify armoured fighting vehicle targets. This BAe Harrier GR.7 is carrying no less than 18 rounds.
Британские Harrier в первый день операции осуществляли непосредственную поддержку войск, используя обычные 454-кг бомбы. При патрулировании самолеты обычно несли кассетные бомбы CBU-87 или 454-кг фугасные бомбы (на снимке).
Палубный штурмовик AV-8B "Харриер".
ОЧКИ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ GEC-MARCONI NIGHTBIRD. Очки ночного видения GEC-Ferranti Nightbird стали удачным дополнением к ИК-системе переднего обзора, позволив пилоту в ночном вылете и сложных метеоусловиях хорошо видеть обстановку не только впереди по курсу, но и вне зоны видимости ИК-станции. В обычном состоянии пилот поднимал очки, имевшие шарнирное крепление к шлему, вверх.
Newer-style of 4 Squadron badge as applied to the unit's GR.7s. The badge features a sun in splendor divided per bend by a flash of lightning. The red and black segmented sun suggests round-the-clock operations, while the lightning flash is a reference to the squadron's early use of wireless telephony for artillery co-operation
No.3 Squadron badge on a GR.7. On a monolith, the badge features a cockatrice and was approved by King George VI in September 1937. The cockatrice was chosen because in mythology it was the first creature to fly.
No. 1 Squadron badge, featuring a winged numeral '1'. It was approved by King Edward VII in July 1936 as the authorised version of a badge which had originated during World War One, featuring a wreathed roundel from which sprouted a pair of Royal Flying Corps wings and on which the figure '1' was superimposed
Harrier GR.7 ZD408 of 4 Squadron as it appeared on May 7, 2003, the day of its return to Cottesmore, Leics, from deployment to the Gulf as part of Operation Iraqi freedom. Shark's mouths and mission marks were applied to several of the unit's Harriers.
ИК-СИСТЕМА ПЕРЕДНЕГО ОБЗОРА, СПО И СИСТЕМА БОМБОМЕТАНИЯ. От своего предшественника GR.Mk 5 самолет Harrier GR.Mk 7 можно было отличить по выпуклому носовому обтекателю, под которым находилась ИК-система переднего обзора компании "GEC Avionics". Две антенны внизу носовой части самолета - датчики передней полусферы комплекса РЭБ Marconi Defence Systems Zeus, включавшего модернизированную систему предупреждения о радиолокационном облучении и станцию помех разработки "Northrop". Под прозрачным обтекателем в носовой части находилось оборудование лазерно-телевизионной системы бомбометания Hughes ASB-19(V) - 2 Angle Rate Bombing System, включавшей комбинированный блок - лазерный дальномер и ТВ-камеру. В дневное время лазерный дальномер не использовался.
The three 41 (T&E) Sqn Harrier pilots prior to stepping into the aircraft at RAF Coningsby for the last time. From left: Sqn Ldr Steve Riley, Flt Lt Lee ‘Flash’ Gordon and Sqn Ldr Steve 'Raz' Berry. 'Raz' converted to the Tornado, then the Typhoon, and eventually became the OC of 41
Эти бомбы уже упали на белград. Куда полетят следующие?
Даже в эпоху "умного" оружия обычные авиабомбы не утратили своего значения - это простое и эффективное средство поражения противника.
Подвеска управляемых авиабомб под крыло "Харриера".
Операция "Deny Flight" была попыткой реализации резолюции ООН по предотвращению конфликтов в бывшей Югославии. Когда противоборствующие стороны начали нарушать гуманитарные нормы, началась операция "Deliberate Force", во время которой и получили боевое крещение британские Harrier GR.Mk 7.
ROYAL AIR Force Harrier GR.9A ZG479 '69A', seen at Kandahar, Afghanistan, on January 30, 2007, is one of two that departed for the base from RAF Cottesmore, Rutland, on January 23, routing via Cyprus and the Middle East to become the first GR.9s to be operationally deployed in Afghanistan.
Harrier GR7A ZD408/ '37A’ of the Naval Strike Wing crashed at Ashwell in Rutland, after a suspected engine failure.
Fierce fighting occurs daily in Afghanistan, consequently several nations have deployed attack aircraft to support ground troops. This RAF Harrier GR7A is shown just prior to departing on a mission from Kandahar loaded with a 1,000lb dumb bomb. This aircraft has obviously seen a lot of action judging by the mission marks on the nose.
Harriers on the flight line at RAF Cottesmore on December 15, 2010, the day a legend died
IV британская эскадрилья непосредственной поддержки наземных войск летает на Harrier GR.Mk 7 с сентября 1990 года. Ее самолеты первыми приняли участие в боевых вылетах во время операций против сербов в Боснии.
Since September 2004 RAF Harriers have been flying combat missions supporting ground forces in Afghanistan. Pilots are regularly attacking Taliban forces as well as performing reconnaissance. A Harrier GR 7 taxies out for a sortie from Kandahar carrying a 688lb bomb on the outer pylon and a CRV-7 rocket pod next to it.
Помимо ударных задач британские Harrier занимались разведкой (обратите внимание на контейнер GP(1)) и могли оказывать непосредственную поддержку войскам в случае вооружения обычными бомбами. Истребители-бомбардировщики Jaguar, оснащенные контейнерами TIALD, осуществляли подсветку целей КАБ с лазерным наведением, которые несли Harrier.
BAE Systems development Harrier GR.9A ZG477 seen at Warton, Lancashire, on March 21, 2007 with a Lockheed Martin AN/AAQ-33 Sniper Advanced Targeting Pod (ATP) mounted on the port underfuselage weapons station as part of continuing integration trials with the pod. Lockheed Martin UK confirmed on February 26 that the Sniper ATP had been selected to equip the RAF Harrier GR.9 under an Urgent Operational Requirement for Afghan operations, although the number ordered has not been released. Announced on the same day were plans to deploy four more GR.9As to Afghanistan by mid-year, bringing the total in theatre to ten. Sniper ATP deliveries commenced in March and full capability deployment should be achieved in June.
Harrier GR.Mk 7 был схож с Night Attack Harrier II, состоявшим на вооружении Корпуса морской пехоты США. Хотя ни один из них не был в действительности самолетом всепогодного и всесуточного применения, наличие ИК-системы переднего обзора и очков ночного видения существенно повысило их боевые возможности. В ночных полетах ИК-система переднего обзора выдавала летчику картинку впереди по курсу самолета, а очки ночного видения обеспечивали летчику возможность видеть все, что творится вокруг. Однако такие полеты требуют и соответствующей подготовки.
Британские Harrier GR.Mk 7 являлись важной составляющей частью авиапарка Королевских ВВС Великобритании. Самолет оказался способен решать задачи как истребителя и "дальнего" истребителя-бомбардировщика, так и самолета непосредственной поддержки войск. Хотя, конечно, в роли истребителя-бомбардировщика он уступает Tornado GR.Mk 4.
As AIR International went to press this month, Joint Force Harrier was preparing for the cessation of flying. On December 15, 2010 a ceremony to mark the event was due to be held at RAF Cottesmore, Rutland. In addition to specially marked aircraft from Nos 1(F) and 4(R) Squadrons of the RAF and No.800 NAS of the Fleet Air Arm, to mark the end of flying operations by the type Harrier GR9 ZG506 has been painted in a 'retro' scheme reminiscent of the original colours applied to the GR1s when they entered service. The aircraft, seen here at its home base on December 13, also carries the titles 'Nov 1960 - Dec 2010' on its tail, recording the flying career of the type. (The Hawker P.1127 first flew on November 19, 1960, and was produced for operational evaluation as the Kestrel FGA1 before it was adopted for frontline service with the RAF as the Harrier.) Following the ceremony, the Harrier fleet will be stored at RAF Cottesmore until their final fates are decided.
Runner-up for the Best Folio by a Photographic Unit was RAF Wittering, whose prize was accepted by SAC Ritchie Mills.
Базировавшиеся в Иордании и Кувейте самолеты британских Королевских ВВС Harrier GR. Mk 7 применяли ракеты Maverick с инфракрасной головкой наведения для поражения иракской бронетехники, артиллерии и пусковых установок ракет класса "земля - земля".
Основные авиабазы, имеющие большие и хорошо оборудованные ВПП, защищенные укрытия для самолетов, склады ГСМ и боеприпасов, являются главными объектами удара на случай начала войны. Впрочем, вне таких авиабаз может действовать лишь небольшое количество боевых самолетов, включая и Harrier. Самолет может осуществлять вертикальный взлет и посадку (VTOL), однако более часто используется укороченный взлет и вертикальная посадка (STOVL), что позволяет брать больше полезной нагрузки. Фактически самолет может совершить посадку и взлететь с любой автодороги, автостоянки у супермаркета или другой более или менее подходящей площадки.
Harrier GR.Mk 7 резко взмывает вверх после взлета с коротким разбегом. Harrier II оснащен множеством устройств, которые значительно увеличивают подъемную силу, даже несмотря на то что Pegasus развивает примерно ту же тягу, что и на самолетах первого поколения.
Lt Cdr James Blackmore is the last to leave, accelerating along Ark Royal's deck in Harrier GR9 ZG477.
With the threat of an air strike on Iraq imminent as AIR Pictorial closed for press, this appropriate shot shows an RAF Harrier GR.7 taking off from HMS Invincible, and won for the photographer, Cpl John Cassidy, the RAF PR Photo of the Year.
BAE Systems Harrier GR.9 development aircraft ZD320 is seen here at Warton, Lancashire, on February 14, 2007 carrying a total of 12 Brimstone anti-armour missiles during weapons integration trials. The weapon, which first entered. RAF service on the Tornado GR.4 in April 2005, had only previously been carried on the Harrier by GR.7A and T.10 development aircraft. Without the 250 Imp gal drop tanks seen here, the GR.9 could add a further three Brimstones on each inner pylon, allowing carriage of a maximum of 18. Trials with the weapon are being undertaken as part of capability increment D of the GR.9 Capability Improvement Programme and Brimstone has yet to see operational service on the Harrier.
GR.7A ZD404 tucks up its gear during a hover at Wittering. The re-engined GR.7A is fitted with a more powerful Pegasus 107. They can be easily identified by the addition of an 'A' after their tail codes. Note also that 20(R) Squadron jets still bear traces of the 233 OCU badge on their tails
Впервые GR.Mk 7 приняли участие в боевых действиях в ходе операции "Warden", выполняя патрульные полеты над северными районами Ирака с турецкой базы Инкирлик.
Вихревые жгуты позволяют выполнять самолету BAe Harrier GR.Mk 7 виражи на малых высотах с малыми радиусами и большими перегрузками. Наличие наплывов крыла почти всегда указывает на хорошую маневренность самолета.
RAF Harrier GR.7A ZD461 ‘51A’ flies over the mountains of Afghanistan during a recent sortie. Deployed to Kandahar since September 2004, the detachment of six Harriers is currently manned by 3 Squadron, which recently returned to Afghanistan for a second tour of duty. Operating in support of both the International Security Assistance Force and Operation Enduring Freedom, the Harriers dropped live ordnance for the first time on May 3, attacking Taliban forces at an unspecified location. In many cases, a 'show of force' flying low and fast over enemy positions has been sufficient deterrent and as of August 10, munitions had been deployed on fewer than 14 missions.
British ground troops in Afghanistan can call upon RAF Harrier GR.7s based at Kandahar to provide close air support in response to Taliban attacks. To improve ground-to-air communication, the Harriers were recently modified to receive satellite telephone calls from ground troops in the absence of the required radios. This Harrier is pictured carrying two Enhanced Paveway bombs over some of the country's beautiful, but challenging, terrain.
A 1(F) Squadron Harrier GR.9 flies through a snowy valley in Wales at low-level. This, the latest variant in RAF service, first flew in May 2003 and was first used on combat missions in Afghanistan in February 2007
НАПЛЫВ В КОРНЕВОЙ ЧАСТИ КРЫЛА (LERX). Harrier GR.Mk 5 оснащались простыми "плоскими" наплывами площадью 0,45 м2. Начиная с самолета ZG506 (17-й новый серийный GR.Mk 7), машины британских ВВС стали оснащаться наплывами большего размера (размеры этих наплывов полностью соответствовали тем, что были изначально разработаны для модернизации GR.Mk 3). Площадь новых наплывов составляла 0,7 м1, они имели изогнутую форму и выполнялись на одном уровне с верхней поверхностью консоли крыла (на снимке - самолет с простым наплывом). После установки новых наплывов в корневой части крыла пришлось внести соответствующие изменения в систему улучшения устойчивости и управляемости самолета Honeywell AN/ASW-46(V)2.
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕЙНЕР VINTEN GP-1. Контейнер Vicon 18 Series 601 GP-1 включал один аэрофотоаппарат Type 690 (F.144) с фокусным расстоянием 450 мм, а также один панорамный аэрофотоаппарат Type 900B (F.152). Первоначально для ВВС приобрели восемь контейнеров GP-1, из которых шесть предназначались для Tornado GR.Mk 1 и GR.Mk 1A, а два - для самолетов Harrier. Позже для самолетов Jaguar приобрели еще четыре контейнера.
Harrier в двухтоновой серой окраске сфотографирован над Балканами в одном из полетов в ходе операции "Deny Flight". Символика подразделения на самолете отсутствует. Под фюзеляжем подвешен разведывательный контейнер W. Vinten Ltd Type 18 Series 601 GP(1).
Harrier GR.7s of 1 Squadron en route to Norway on January 23, 2004, ready to participate in Exercise SNOW falcon. The modern arctic camouflage can be compared with the older style in the earlier picture showing the unit's GR.3s.
Взаимодействуя с оснащенными лазерной аппаратурой Jaguar, самолеты Harrier GR.Mk 7 наносили удары по сербским целям КАБ с лазерным наведением.
As the RAF approaches its 90th anniversary, the service faces budget pressures despite being heavily committed to operations in Iraq and Afghanistan. However, money is still being found to boost the capabilities of the aircraft pictured - Harrier GR.9, Tornado GR.4 and Typhoon F.2. The four aircraft in this photo are from 1 (F), II (AC), 3(F) and IV (AC) Squadrons, all of which will celebrated their 95th anniversaries in 2007, having been formed in 1912 as part of the Royal Flying Corps prior to the formation of the RAF in 1918.
Superb comparison shot with a 4 Squadron GR.7 in the foreground joined by one of the unit’s GR.3s. The GR.7 wears the then new but now obsolete two-tone green paintwork, while the GR.3 sports wrap-round grey/green camouflage. No.4 received its first GR.7 in September 1990, with nine of the new variants being on strength by the end of the year. The last GR.3 sortie with the unit was flown in December 1990 while 4 Squadron was still based in West Germany as part of the RAF Germany Harrier Force.
Two weeks after the announcement to axe the Harrier, No 41 (R) Test and Evaluation Sqn lost its three Harrier GR9As. On November 4, 2010, they departed RAF Coningsby in Lincolnshire for the last time
Hawker Siddeley Harrier первого поколения поступили в британские ВВС в 1969 году. Самолеты наряду с рядом достоинств (взлетно-посадочные характеристики и пр.) имели и ряд недостатков, включая малые дальность полета и боевую нагрузку, возможность применения лишь в дневных условиях. Данные недостатки частично были устранены на Harrier второго поколения. Впрочем, британские самолеты уже сняты с вооружения, а замены им пока так и нет.
RAF Harriers in Afghanistan are providing vital close air support to British troops fighting the Taliban Pictured is a 3 (F) Squadron aircraft, this unit deployed to Afghanistan before transitioning to the Eurofighter Typhoon earlier this year. With its new aircraft the unit will still perform the ground attack role as the RAF is equipping its latest fighter with air-to-ground weapons.
Канадские НАР "воздух-поверхность". НАР CRV7 разработана фирмой "Bristol-Aerospace" для совместимости с американскими сериями 70-мм ПУ. Она используется боевой авиацией США и НАТО (изображен Harrier GR.Mk 7). НАР CRV7 с 4,5-кг боеголовкой развивает скорость до 4506 км/ч, а при установке БЧ массой 3,3 кг скорость достигает 5391 км/ч. Дальность полета ракеты 6490 м.
Помимо КАБ и обычных бомб, действовавшие в Боснии Harrier широко применяли скоростные ракеты CRV-7. Обратите внимание - серая краска местами уже начала отслаиваться.
GR.Mk 7 безупречно показал себя над Боснией, где британские ВВС получили первый боевой опыт применения данного типа самолета. Удары наносились бомбами CPU-123 Paveway II с лазерным наведением. Сейчас Harrier GR.Mk 7/9 может использовать более современные и точные Paveway IV, что расширяет его боевые возможности.
A final salute and the Harriers depart for RAF Cottesmore.
СВВП Harrier GR.Mk 9 с КАБ Paveway IV на внешней подвеске выполняют патрульный полет над Афганистаном. Несмотря на отсутствие бортового стрелкового оружия, британские Harrier зарекомендовали себя эффективным средством оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам.
Вооруженный КАБ с лазерным наведением Harrier GR.Mk 9 дозаправляется в воздухе от танкера KC-10 ВВС США.
Британские GR.Mk 9/9A активно применялись в Афганистане (даже несмотря на отсутствие пушки), но не пережили сокращения военного бюджета и в 2010 году были списаны.
В ходе операции "Deliberate Force" авиация НАТО действовала ударными группами, выполнявшими до пяти вылетов в день и включавшими самолеты различных типов. Например, Jaguar и два Harrier действовали совместно с парой F-16 ВВС США, четверкой F/A-18 ВМС или КМП США и двумя F-16 голландских ВВС. Группу по очереди возглавляли пилоты каждой из стран.
Помимо регулярного обеспечения учебных полетов и развертываний британских ВВС самолеты VC10 неоднократно участвовали в испытаниях по дозаправке новых самолетов. На снимке: VC10 K.Mk 2 заправляет Harrier GR.Mk 7 во время испытаний в 1997 году.
Отстреляв тепловые ловушки, Harrier GR.Mk 9 британских ВВС отходит от топливозаправщика и готовится вернуться к боевому патрулированию. Он несет контейнер Sniper с аппаратурой целеуказания для ведения специальной, детальной и обзорной разведки (NTISR). Самолет готов по запросу оказывать непосредственную поддержку наземным войскам: на внешних пилонах крыла подвешены две 227-кг бомбы GBU-12 с лазерным наведением, на внутренних - кассеты с ракетами CRV-7. Под крылом он также несет контейнер с аппаратурой РЭБ и подвесные баки, а под фюзеляжем (по правому борту, чтобы уравновесить контейнер Sniper) - контейнер с разведывательной аппаратурой.
Flt Lt Richard 'Heapy' Heap lands a Harrier for the last time on the HMS ‘Ark Royal’ on November 19, 2010
Lt Chris ‘Casper’ Roy landing his Harrier GR9A on the deck of HMS 'Ark Royal', with his infamous 'For Sale' sign visible in the cockpit. He went on to fly AV-8Bs with the USMC at MCAS Yuma
RAF Harriers regularly operate from Royal Navy carriers as pictured here. These aircraft are on HMS Illustrious off the coast of Scotland
A Sea King records the final movements of Harriers aboard a Royal Navy ship.
Featuring upgraded avionics, the first GR.9 to enter service was ZGS11, Cottesmore in November 2005, of 1 Squadron.
Новейший ударный СВВП британских Королевских ВВС Harrier GR9A
Newly rolled out from the paint shop, RAF/4 Squadron Harrier GR.9 ZD410 is seen on the ramp at RAF Cottesmore, Rutland, on June 5, 2007, resplendent in 95th anniversary colours. It is still three months to the actual anniversary, as the squadron was originally formed in September 1912 at Farnborough, Hampshire, flying an assortment of aircraft. The unit deployed to Kandahar, Afghanistan, over the weekend of June 9-10, taking its turn on Operation Herrick duties.
Harrier II+
Первый вылет Харриера II PLUS (164129) 22 сентября 1992г.
Seen during its first flight on September 22, 1992, is the first Harrier II Plus, 164129, wearing the flags of its three customer nations on the nose. Note also the additional new 'bump' on the upper rear fuselage side, visible just above the wingtip, which presumably houses further new equipment although details are unknown.
22 сентября 1992г.: первый полет совершил AV-8B Harrier II+ с РЛС APG-65.
Эскадрилья VMA-513 КМП США, оснащенная AV-8B Harrier II+, с октября 2002 по сентябрь 2003 года находилась на авиабазе Баграм в Афганистане, выполнив 1250 боевых вылетов. В 2006-м эта эскадрилья в течение полугода размещалась на авиабазе Аль-Асад в Ираке.
РЛС APG-65 увеличила массу базового самолета AV-8B на 454 кг, но так как все Harrier II+ оснащались более мощным двигателем F402-RR-408A, это мало сказалось на его характеристиках. Другие изменения Harrier II+ включали применение крыла с наплывом в корневой части передней кромки и наличие четырех подвесок с каждой стороны фюзеляжа, включая возможную установку пилонов под ракеты класса "воздух-воздух" у законцовок крыла.
VX-31 recently completed testing and integration of two modifications for the AV-8B Harrier II: an improved AIM-120 AMRAAM missile weapons engagement zone model, and the MIL-STD-1760 cable to the aircraft's outboard stations to enable carriage of smart weapons.
The Dust Devils are responsible for all AV-8B Harrier performance, flying qualities, structures, mission system software and weapons testing for the US Marine Corps. The squadron flies two variants: the AV-8B Harrier II Plus equipped with the APG-65 radar (on photo) and the AV-8B Harrier Night Attack variant.
Marine Attack Squadron 542 (VMA-542) ‘Tigers' based at Marine Corps Air Station Cherry Point, North Carolina, has AV-8B+ BuNo 165354/WH00 painted with a black and yellow tail featuring a tiger's head. The aircraft is seen at Cherry Point in late April 2016.
Harrier II+ отличается великолепным вооружением: четыре неуправляемые бомбы Мк82 (в данном случае учебные), пара пусковых установок для Sidewinder и два подфюзеляжных контейнера, связанных с пушечной системой GAU- 12/U калибра 25 мм. Самолет обладает широкими возможностями для поражения любых наземных целей, сочетая в себе универсальность самолета AV-8B(AN) и возможность ведения воздушного боя первых F/A-18 Hornet.
231-я штурмовая эскадрилья Морской пехоты с A-8B Harrier II+ являлась частью MAW-2. В августе 1996 года она размещалась на борту авианосца "Нассау" в составе 26-го экспедиционного корпуса Морской пехоты. Летчики эскадрильи принимали участие в боевых действиях в Албании, Боснии и Заире. "Пиковые тузы" вернулись в море в 1999 году для выполнения боевых операций в составе объединенных вооруженных сил НАТО, они бомбили цели на территории бывшей Югославии.
После установки РЛС APG-65 самолет получил новый носовой обтекатель, заметно изменивший конфигурацию носовой части Harrier II Plus.
Многие доработки, выполненные на AV-8B Harrier II Plus, стали результатом опыта, приобретенного в операции "Буря в пустыне". Новый стандарт включал установку РЛС AN/APG-65, аналогичную используемой на F/A-18 Hornet, что существенно расширило возможности Harrier II Plus.
During the first year of Operation Shader, Tornado GR4s conducting missions over Iraq were refuelled by coalition tankers including Royal Australian Air Force KC-30s.
Первым зарубежным серийным самолетом, на который была установлена электронно-цифровая система управления двигателя, стал Harrier II.
Эмблема на хвостовом оперении этого Harrier II+ из VMA-502 говорит о возвращении к универсальным обозначениям парка машин Морской пехоты. "Летающие тигры" являются самым долголетающим на A-8A подразделением, летчики пересели на них с F-4B в июне 1970 года. Изображенный самолет только что сбросил 227-кг учебную бомбу Mk 82R с замедленным падением с хвостового держателя B5U-86.
Июль 2009 года. Harrier II+ совершает посадку на борт авианосца "Кливленд" (LPD-7). На его киле видны литеры "YX", показывающие, что он входит в состав 166-й вертолетной эскадрильи КМП (HMM-166), базирующейся на Окинаве.
AV-8B Harrier II+ возвращается на свой корабль после учебного полета с контейнером AAQ-28 Litening II на внутреннем пилоне правой плоскости. На среднем пилоне висят две синие учебные бомбы BDU-33.
An AV-8B Harrier assigned to the 26th Marine Expeditionary Unit returns to the amphibious assault ship USS Kearsarge (LHD 3) on March 21, 2011 for fuel and ammunition resupply while conducting air strikes supporting Operation Odyssey Dawn.
A Boeing AV-8B Harrier II+ attack aircraft is cleared for take-off from the amphibious assault ship USS Wasp. According to custom, this Harrier of VMA-542 was temporarily assigned to Marine Medium Helicopter Squadron 266 for the duration of the deployment.
An AV-8B Harrier of Marine Attack Squadron 214 (VMA-214) ‘Black Sheep’ launching from the USS Bonhomme Richard during Talisman Saber 2013.
Marine Attack Squadron 214 (VMA-214) ‘Black Sheep’ AV-8Bs on the USS Bonhomme Richard during certification exercises in 2013.
На авианосцах Испании и Италии базируются AV-8B Harrier II+. Италия заказала 16 самолетов Harrier II+ (планируется закупить еще восемь). Первые три поступили 20 апреля 1994 года из партии, от которой отказалась Морская пехота США. Итальянские Harrier окрашены в необычный двухтональный серый цвет, верхние поверхности намного темнее нижних. (Обозначения нанесены светлым цветом, национальные символы уменьшены в размере. На переднем обтекателе сопла одноместных машин изображен якорь, некоторые из них несут обозначения и на руле направления. Самолеты базируются на авианосце "Джузеппе Гарибальди".
An AH-1W and AV-8B together, showing the flexibility of the assets at an MEU’s disposal.
US Marine Corps/VMA-542 AV-8B+ Harrier IIs 165004 'YM-52' and 166288 'YM-54' taxi at Sarajevo Airport, Bosnia and Herzegovina, on June 26, 2006. The aircraft paid a one-day visit to Sarajevo to support the country's aspirations to join the NATO Partnership for Peace programme. The aircraft are currently assigned to HMM-365 (Reinforced), which is supporting the 24th Marine Expeditionary Unit and embarked on board the amphibious assault ship USS Iwo Jima (LHD 7) in the Mediterranean Sea.
A US Marine Corps AV-8B Harrier II Plus, 165430/YP-54, assigned to composite squadron HMM-163 (reinforced) on the deck of the Peleliu.
Едва заметный на фотографии контейнер с аппаратурой целеуказания Litening II, установленный на внутреннем крыльевом пилоне по правому борту, идентифицирует и подсвечивает цель лазером для удара по ней 227-кг бомбой с лазерным наведением GBU-12, подвешенной на левом внутреннем подкрыльевом пилоне.
Live ordnance is used whenever possible during WTI to provide the most realistic combat experience. Here an AV-8B Harrier II from Marine Attack Squadron 211 (VMA-211) ‘Wake Island Avengers' is armed with two 1,000lb Mk83 bombs.
Marine Attack Squadron 311 (VMA-311) AV-8B Harrier II BuNo 165573/WL02 on the taxiway at its home base of Marine Corps Air Station Yuma, Arizona prior to a four-ship training mission. The squadron’s F-35B transition slot has been taken by F/A-18C-equipped VMFA-122 because of the better health of the force.
A Marine Attack Squadron 214 (VMA-214) ‘Black Sheep’ AV-8B Harrier has its wings attached aboard the USS Bonhomme Richard during Talisman Saber 2013.
This AV-8B Harrier II Plus, 164566/YP-55, carries the unit’s 'Evil Eyes’ just visible above the code as well as a shark's mouth and gills. On the canopy rail are five bomb symbol mission marks along with an explosion symbol.
If the F-35B is cancelled, then the US Marine Corps would have to operate the AV-8B Harrier for longer, posing a big viability question.
Пилот из 542-й эскадрильи КМП США занимает место в кабине Harrier перед очередным боевым вылетом, авиабаза Эль-Асад, Ирак. На момент развертывания СВВП КМП США база никак не могла считаться современной, но со временем она стала настоящим домом для Harrier.
Harrier II+ из 542-й эскадрильи "Flying Tigers" КМП США сфотографирован на палубе одного из кораблей, принимавших участие в операции "Enduring Freedom". Данная эскадрилья действовала в Ираке в 2007-2008 годах.
КМП США потратил большие средства для оснащения AV-8B Harrier II+ ракетами AMRAAM и APG-65, но в недавних конфликтах не возникало необходимости их применять. Этот Harrier Plus сфотографирован в Ираке.
As well as operating from their mother ship, the Giuseppe Garibaldi, three Italian Navy AV-8B Harrier IIs were deployed to Decimomannu. Note the Litening targeting pod on the starboard inner underwing pylon.
A Marina Militare AV-8B on short finals as two Eurofighters arrive in Amendola’s pattern, This shot reflects the mix of legacy aircraft participating in the TLP 2018-04 course.
Commander Paolo Treu taxies out in the first Italian Aviazione per la Marina Militate AV-8B Harrier II Plus, MM71991 '1-03' which was delivered on April 20, 1994 and is one of three now in use for crew training at MCAS Cherry Point, North Carolina. The beginning of operational use by the Italians was celebrated in a ceremony there on June 30 and after working-up in the USA the first three aircraft will deploy aboard the carrier Guiseppe Garibaldi in December.
На руле направления итальянского Harrier II Plus изображены отпечатки лап волка, волк - эмблема авиагруппы. Италия закупила 16 СВВП Harrier II Plus, в то время как "спарки" TAV-8B переоснастили новыми двигателями.
На авианосцах Испании и Италии базируются AV-8B Harrier II+. В соответствии с трехсторонним протоколом о намерениях от 1990 года Испания заказала восемь новых Harrier II+ и двухместный TAV-8B и заявила, что 11 имеющихся самолетов AV-8B будут доведены до стандарта Harrier II+. Окончательную сборку указанных восьми машин осуществляла испанская фирма CASA. Самолеты поступили в 9-ю эскадрилью на авианосец "Принц Астурийский". Стандартное вооружение включает AIM-9M Sidewinder и AIM-120 AMRAAM. 9-я эскадрилья была сформирована 29 сентября 1987 года в Роте из самолетов EAV-88, которые поставлялись с октября 1987-го по сентябрь 1988 года. Фирма "McDonnell Douglas" использовала обозначение EAV-8B, но в Испании их именовали VA.2 Matador II. В 1989 году эскадрилья летала на стандартных VA.2, но часть летчиков до получения Harrier II+ откомандировали в ВВС для получения опыта полетов на F/A-18 Hornet и изучения РЛС APG-65.
GRUPAER Harriers deploy twice a year for three-week periods to train aboard the aircraft carrier Giuseppe Garibaldi. The squadron and ship have been involved in a number of operations, including Allied Force over Kosovo and, more recently, over Lebanon in August last year, in support of United Nations forces.
An AV-8B+ Harrier operated by the Armada's 9 Escuadrilla formed part of the Red force which were integrated into combined air operations with Ejercito del Aire aircraft
Positioned on the flight deck tram line of the Juan Carlos I amphibious assault ship, an AV-8B+ Harrier Plus prepares to take off for an offensive counter air mission.
Although there has been no official statement made, the Armada's preference for a replacement for the AV-8B+ Harrier is the F-35B Lightning II. Is there any other choice?
A GRUPAER AV-8B banks away from the camera ship, revealing its impressive array of weapons. From port to starboard, they are: an AIM-9L, GBU-12, GBU-32, ALQ-164 jamming pod, Litening II targeting pod, AGM-65F Maverick and another AIM-9L.
A GRUPAER AV-8B Harrier II Plus carrying an impressive array of stores, comprising AIM-9L Sidewinders, AGM-65F Maverick, Litening II targeting pod, ALQ-164 jamming pod, GBU-32, and GBU-12 laser-guided bomb.
Итальянские Harrier II в ходе операции "Enduring Freedom" действовали с авианосца "Джузеппе Гарибальди". Снимок сделан во время выполнения тренировочного полета совместно с F/A-18C авиации ВМС США.
Six AV-8B+ Harriers from 9 Escuadrilla in formation as part of the events commemorating the centenary of the Arma Aerea de la Armada.
An AV-8B comes into the hover to land at its home base of Grottaglie. Note the paw prints on the rudder, derived from the squadron's name of The Wolves. The port drop tank also carries the name.
ALE-47 dispensers on an AV-8B Harrier II at the base of the tail-fin. Up to 120 cartridges can be loaded in four modules.