Мировая Авиация 58
-
Защищенный мощной броней и обладающий широкой номенклатурой вооружения, A-10 является одним из наиболее эффективных самолетов поля боя в мире. Тактика применения, отработанная в Ираке и Афганистане, позволила еще больше расширить потенциал этой машины.
A-10 великолепно справляется с задачами непосредственной поддержки войск, что было доказано сначала в Ираке, а затем в Афганистане. Представленный на снимке A-10C, вооруженный JOAM, отправляется на очередное задание.
A-10 из 442-го истребительного крыла взлетает с авиабазы Баграм в Афганистане. Под правой плоскостью крыла самолета подвешен контейнер целеуказания Litening.
A-10 из 74-го истребительного крыла взлетает с иракской авиабазы Аль-Асад, 2007 год. Самолет несет четыре КАБ GBU-12 с лазерным наведением и ракету AGM-65 Maverick.
Даже в эпоху высокоточного оружия, пушки продолжают играть важную роль. Установленное на A-10 орудие GAU-8 Avenger способно внушить страх любому противнику разрушительной силой и точностью своей стрельбы.
Майор Эрик Кнауф занимает свое место в кабине "Hog",авиабаза Багарам. Пистолет, входящий в комплект оснащения аварийного жилета, - дань опасному характеру полетов в Афганистане.
Техники изучают крыло A-10, получившее боевые повреждения. Прочная конструкция самолета делала его идеальным средством для подавления средств ближней ПВО противника. Хотя в ходе войны были потеряны два A-10 и два OA-10, эти цифры выглядят крайне незначительными на фоне числа боевых вылетов, совершенных штурмовиками.
Harrier из эскадрильи VMA-311 пролетает над горящими кувейтскими нефтяными скважинами. В конфликте также принимали участие вооруженные Harrier эскадрильи VMA-231, VMA-331 и звено "В" эскадрильи VMA-513.
С огромными подвесными баками для перегоночных полетов под крылом этот AV-8B производит дозаправку на пути к Персидскому заливу. В качестве заправщиков обычно использовались KC-130 авиации КМП США.
"Нассау" (LHA-4) стал первым американским универсальным десантным кораблем, с которого самолеты отправлялись в бой. Во время операции "Буря в пустыне" на его борту базировались AV-8B эскадрильи VMA-331 и вертолеты AH-1W эскадрильи HMLA-269.
Основным оружием Harrier во время операции "Буря в пустыне" были бомбы серии Mk 80 (фото), кассетные бомбы (обычно Rockeye) и ракеты Sidewinder. Позднее, кода исчезла угроза со стороны иракской авиации, AIM-9 уступили место на пилонах бомбам.
Из-за потребностей собственной ПВО Великобритании и относительной недоведенности Harrier GR Mk 7 RAF, самолеты этого типа не участвовали в военных действиях. Но в Персидском заливе действовали AV-8B авиации КМП США, например, этот самолет из эскадрильи VMA-513, несущий перегоночные подвесные топливные баки.
Основным оружием Harrier во время операции "Буря в пустыне" были бомбы серии Mk 80, кассетные бомбы (обычно Rockeye) и ракеты Sidewinder (фото). Позднее, кода исчезла угроза со стороны иракской авиации, AIM-9 уступили место на пилонах бомбам.
Состыковавшийся с KC-135 Stratotanker, B-52D дозаправляется на пути к целям в Северном Вьетнаме в ходе операции "Linebacker II". Созданным для доставки ядерного оружия, самолетам B-52 в ходе этой войны пришлось использовать обычные бомбы.
Вооруженные бомбами с лазерным наведением и оснащенные навигационной системой LORAN (антенна системы установлена на гаргроте), F-4D использовались для нанесения высокоточных ударов.
Во время битвы за Бугенвиль 20 февраля 1942 года, О'Хара сбил в одном вылете шесть G4M1 "Betty" из 4-й ударной авиагруппы. В то время О'Хара летал на истребителе F4F-3 в составе эскадрильи VF-3 на авианосце "Лексингтон".
Снимок сделан в районе Гавайев 10 апреля 1942 года. Командир эскадрильи VF-3 Джон С. Так на F4F с номером F-1 летит в строю с О'Хара (самолет с номером F-13). В начале войны Так и О'Хара снискали славу самых метких стрелков среди пилотов ВМС США.
После своего знаменитого боя О'Хара был награжден медалью Конгресса США и повышен в звании сразу на две ступени.
О'Хара позирует на фоне нового истребителя F4F Wildcat вскоре после того, как в составе эскадрильи VF-3 он попал на авианосец "Энтерпрайз". На заднем плане виден самолет Vought OS2U Kingfisher на колесном шасси.
Хотя французские самолеты сохранили возможность нести Sidewinder, предпочтение при использовании ракет с тепловым наведением отдавалось MATRA Magic (на рисунке). Изображен самолет из эскадрильи 12F.
Для упрощения обслуживания двигателя хвостовая часть фюзеляжа Crusader была сделана отъемной, как видно на примере этого F-8P. Французские самолеты оснащались TPД J57-P-20.
Складывающееся крыло Crusader стало большим плюсом для самолетов, поскольку французские авианосцы были меньше своих американских собратьев. В 1979 году часть F-8E(FN) получила крыло от F-8J.
Хотя расположение маркировок и опознавательных знаков французских Crusader оставалось неизменной, в конце их карьеры на смену американской серо-белой окраске пришел красивый сине-серый камуфляж. Он был более эффективен при полетах над тусклыми водами Северной Атлантики.
Филиппинские F-8H Crusader представляли собой внушительную боевую силу, пока климат этой страны не начал негативно сказываться на их конструкции.
Crusader ВМС Франции и ВВС Филиппин первоначально были окрашены согласно схеме, принятой в ВМС США. Позднее самолеты PAF получили двухтоновый серый камуфляж. На снимке хорошо заметно крыло Crusader в поднятом положении.
Самолеты A-6E Intruder и F/A-18A/C Hornet авиации КМП США занимались поддержкой сухопутных сил, осуществляя воздушное прикрытие, подавление средств ПВО и нанося штурмовые удары.
AV-8A: поставки и служба. 6 января 1971г.: в Дансфорде (Суррей) на аэродроме фирмы "Hawker Siddeley" представители КМП США официально приняли первый Hawker Siddeley AV-8A Harrier. Это был первый боевой СВВП, принятый на вооружение американской авиации.
Вооруженные ракетами TOW, вертолеты Lynx AH.Mk 7 британской армии при поддержке разведывательных вертолетов Gazelle в ходе короткой сухопутной операции уничтожили значительное количество иракской бронетехники.
22 января 1971г.: Lockheed P-3C Orion ВМС США с экипажем под командованием Дональда Лилиенталя (четвертый слева) установил новый мировой рекорд дальности полета - 11 282 км - в Классе С Группы II ФАИ (турбовинтовые самолеты наземного базирования).
Воздушное наступление было столь беспощадным, что, когда сухопутные силы коалиции стали вступать в столкновения с иракскими войсками, последние часто сдавались без боя даже одиночным вертолетам как, например, этому кувейтскому Aerospatiale Gazelle.
Единственной противорадиолокационной ракетой RAF была ALARM, которая к началу операции "Буря в пустыне" еще не прошла полностью программу испытаний. Тем не менее в ходе конфликта была выпущена 121 ракета этого типа.
Вертолеты AH-64 успешно использовались во время войны в Персидском заливе. Им удалось уничтожить свыше 1000 единиц бронетехники ценой потери одной машины.
4 августа 1971г.: совершил первый полет один из трех прототипов вертолета общего назначения Agusta А 109 Hirundo, построенных фирмой в частном порядке. Машина могла перевозить двух членов экипажа и до семи пассажиров.
30 ноября 1971г.: поднялся в воздух первый из заказанных авиакомпанией "Lufthansa" Boeing 747-200F - транспортный вариант самолета семейства Model 747 (D-ABYE). Машина имела откидывающийся вверх погрузочный люк в носовой части и механизированную систему погрузки. Самолет получил сертификат летной годности 7 марта 1972 года и в том же месяце был передан "Lufthansa".
28 мая 1971г.: поднялся в воздух первый из двух прототипов (F-WTCC) среднемагистрального двухдвигательного пассажирского самолета Dassault Mercure.
С февраля F-111F, используя бомбы с лазерным наведением, начали борьбу против иракской бронетехники. До этого темпы уничтожения бронированных машин были ниже планировавшихся, и F-111 быстро увеличили победный счет, чему в немалой степени способствовало практическое отсутствие к тому времени у иракцев средств ПВО.
Истребитель S.61/2 состоял на вооружении 2-го, 3-го, 4-го и 11-го истребительных полков польских ВВС. Польские S.61/2 заняли второе место в гонке на кубок "Capitaine Echard", проводившейся в 1927 году во время воздушных состязаний в Цюрихе.
Bleriot-Spad 61 prototype.
Bleriot-SPAD S.61/2
Самолет F-WUAB - первый прототип A300B1 - совершил первый полет 28 октября 1972 года. Лайнер оказался удачным, хотя некоторое время казалось, что "Airbus" не удастся достичь высокого уровня продаж. Однако кооперация европейских производителей, достигшая небывалых масштабов, позволила обеспечить успех программе.
Использование трехщелевых закрылков считалось стандартом для больших авиалайнеров. Для увеличения надежности и ремонтопригодности "Airbus" отказалась от этой традиции, отдав предпочтение закрылкам фаулера, отличающимся более простой конструкцией.
First prototype Airbus A-300B1 short/medium-range transport aircraft
Британия остается в стороне. Авиакомпании "Air Frances и "Lufthansa" стали первыми покупателями европейского авиалайнера. Великобритания вышла из программы на ранней стадии разработки, оставив фирму "Hawker Siddeley" работать в частном порядке, так что рассчитывать на заказы от компании "British Airways" (ВА) не приходилось, фирма "Boeing" была главным поставщиком самолетов для ВА. Да и "Lufthansa" с трудом отказывалась от самолетов "Boeing". "Air France" начала эксплуатацию A300B2 23 мая 1974 года, a "Lufthansa"- 1 апреля 1976 года.
Second of two Airbus Industrie A-300B2 development aircraft, shown in the insignia of Air France, with whom this version entered service in 1974
Британия остается в стороне. Авиакомпании "Air Frances и "Lufthansa" стали первыми покупателями европейского авиалайнера. Великобритания вышла из программы на ранней стадии разработки, оставив фирму "Hawker Siddeley" работать в частном порядке, так что рассчитывать на заказы от компании "British Airways" (ВА) не приходилось, фирма "Boeing" была главным поставщиком самолетов для ВА. Да и "Lufthansa" с трудом отказывалась от самолетов "Boeing". "Air France" начала эксплуатацию A300B2 23 мая 1974 года, a "Lufthansa"- 1 апреля 1976 года.
Компании "DHL Worldwide Express" принадлежит крупный пакет акций "Air Hongkong", которая приобрела несколько новых грузовых аэробусов серии Airbus A300-600F. Авиакомпания "Air Hong Kong" начала эксплуатацию A300 лишь в 2006 году. В марте 2003 года она заказала шесть грузовых A300-600F. Последний построенный A300-600 поднялся в воздух 18 апреля 2007 года. Самолеты моделей -600 и -600F позволяли продолжать производство A300, сохраняя их конкурентоспособность с более современными лайнерами фирмы "Airbus".
Индо-пакистанская война. 3-17 декабря 1971г.: скоротечная и ожесточенная индо-пакистанская война за суверенитет Восточного Пакистана привела к появлению независимого государства Бангладеш. Согласно отчетам, ВВС Индии и Пакистана потеряли 72 и 94 самолета соответственно. На снимке представлен тип самолетов собственного производства, применявшийся индийцами в ходе боев: HAL Marut, ведущий огонь из пушек на полигоне.
Typhoon Mk IB. На рисунке представлен Typhoon Mk IB в своем окончательном варианте, которому соответствовали почти все выпущенные самолеты, за исключением первых 105 машин. Четырехлопастный винт стали использовать в 1943 году, но не все ранее построенные машины получили его. Представленный самолет принадлежал 181-й эскадрилье 2-й тактической Воздушной армии, ведущей бои во Франции в июне 1944 года.
Потрепанный Typhoon MN363 с каплевидным фонарем - самолет "Y" из 247-й эскадрильи (которая два года спустя первой получила на вооружение реактивные Vampire Mk I). В таком виде, с "полосами вторжения" и ракетами, эта машина действовала с передовой базы в Коломбелле в июне 1944 года. К этому времени на многих Typhoon был установлен четырехлопастный винт de Havilland.
Редкий цветной снимок времен войны - Typhoon, который, судя по более светлому цвету отдельных панелей, прошел ремонт. Обратите внимание на закрашенный серийный номер самолета в хвостовой части фюзеляжа.
Загруженная выпуском истребителей Hurricane, фирма "Hawker" не могла развернуть массовый выпуск Typhoon. Поэтому производство самолета поручили фирме "Gloster", входившей в промышленную группу "Hawker-Siddeley". На снимке хорошо видна бронеплита, установленная сразу за обтекателем винта. Поставки самолетов Typhoon ВВС Британии срывались из-за забастовок рабочих фирмы "Gloster", требовавших повышения зарплаты в связи с высокой сложностью постройки истребителей этого типа.
Четвертый серийный Typhoon Mk IА - характерный представитель самолетов раннего выпуска, с непрозрачным обтекателем за кабиной и жесткой мачтой антенны. Из-за нехватки механизмов подачи патронов Chatellerault самолеты модификации Mk IA получили вместо стандартных четырех 20-мм пушек Hispano 12 пулеметов калибра 7,7-мм.
Первый крупный заказ на 250 экземпляров Typhoon Mk I был выдан в 1939 году. Первые 110 серийных Typhoon Mk IA (на снимке - четвертый самолет) были вооружены пулеметами.
Внушительные размеры Typhoon можно оценить по этому снимку, со стоящими на крыле техниками RAF. Британские пилоты поначалу весьма скептически относились к самолету как к истребителю-перехватчику, но в роли штурмовика машина оказалась очень удачной.
Вооруженные 226-кг бомбами, Typhoon (в газетах того времени называвшиеся "Bombphoon") наносили удары по аэродромам Люфтваффе и другим целям. На снимке: самолет из 181-й эскадрильи на пути к датскому побережью. Удары по судоходству были еще одной важной задачей Typhoon.
Снимок Typhoon Mk IB без внешних подвесок позволяет оценить элегантные обводы самолета. Для улучшения аэродинамики машина получила каплевидный фонарь и обтекатели на стволах пушек, что позволило увеличить максимальную скорость.
The Napier company was a major supplier of high performance engines up to the end of World War II, notably with the Sabre for the Typhoon (on picture) and Tempest.
Этот Typhoon, уже сбросивший бомбы, делает еще один проход над германским конвоем. Пара 20-мм пушек в каждой консоли крыла, с боезапасом по 140 снарядов на ствол, была грозным оружием, хорошо зарекомендовавшим себя при высадке в Нормандии.
Typhoon Mk IB со всеми характерными признаками самолетов позднего выпуска - каплевидным фонарем, штыревой антенной, обтекателями на стволах пушек и усиливающими накладками на хвостовой части фюзеляжа. Самолет принадлежал 181-й эскадрилье, атаковавшей цели во Франции, и в августе 1944 года был сбит зенитным огнем в районе Дювилля.
В ходе напряженной боевой работы, последовавшей за выездкой в Нормандии, группы вооружения RAF работали с величайшим напряжением. На снимке двое техников подвешивают 27-кг ракету с фугасной боевой частью под крыло Typhoon. В это время третий специалист пополняет боезапас четырех 20-мм пушек Hispano, установленных в крыле.
Typhoon в Нормандии. Во время наступления в Европе одним из главных сторонников Typhoon был вице-маршал авиации сэр Гарри Бродхерст, который командовал 20 эскадрильями этих самолетов, входивших в состав 83-й и 84-й групп 2-й тактической Воздушной армии. По мере продвижения армий союзников в Европе Typhoon продолжали наносить удары по коммуникациям нацистов. На фотографии зафиксирован удар по железной дороге в Нормандии. Самолет в правом верхнем углу снимка уже выходит из атаки, в то время как вторая машина только выполнила залп ракетами, дымные следы которых хорошо заметны. В правом нижнем углу виден взрыв - ракета поразила цель.
Typhoon Mk IB. На рисунке изображен самолет из 175-й эскадрильи, входившей в состав 2-й тактической Воздушной армии. Пилот выпускает пару ракет по цели, Нормандия, август 1944 года. Известный как "The Seven-Ton Brute" ("Семитонный Брут" в честь первого легендарного короля Британии), Typhoon отлично справлялся с ролью штурмовика, нанося удары по немецким аэродромам, линиям коммуникаций, железным дорогам, кораблям и судам противника. Часто пилотам пары самолетов ставили задачу атаковать цели на свое усмотрение, если не было конкретных "заказов" от сухопутных войск - такие вылеты получили кодовое наименование "Rhubarbs". В ходе таких вылазок пилоты проявляли завидную инициативу по нанесению максимального урона Третьему рейху. Вероятно, самым известным случаем стала атака самолетами 609-й и 198-й эскадрилий штаб-квартиры Роммеля, располагавшейся в замке на мысе Шербура, накануне высадки в Нормандии. Но Роммель, командовавший немецкими силами, противостоящими вторжению, покинул свой штаб незадолго до налета. Если бы он немного задержался, шансов уцелеть у него было бы мало. Однако несколько недель спустя, в июле, британские самолеты (вероятно Typhoon из 193-й эскадрильи) атаковали автомобиль Роммеля, в результате чего он получил ранения, поставившие крест на его военной карьере.
Typhoon Mk IB
F-105G Thunderchief, известные как Wild Weasel, поддерживали B-52 в финальном налете на Ханой, уничтожая позиции ЗРК. Самолеты F-105 также участвовали в обычных бомбардировочных налетах.
Хотя к началу конфликта в Персидском заливе были развернуты две эскадрильи F-15E, для них имелось только пять контейнеров с лазерной системой целеуказания. Поэтому большинству самолетов пришлось использовать обычные бомбы. Но главной задачей F-15E была "охота" за ракетами Scud, лучшим оружием для поражения которых оказались кассетные бомбы, так что отсутствие контейнеров не слишком повлияло на результативность их действий.
8 мая 1971г.: после потери экспериментального истребителя с изменяемой геометрией крыла Dassault Mirage G, случившейся 13 января 1971 года, программа была продолжена на двухдвигательном Mirage G8, впервые взлетевшем 8 мая в Истре.
26 марта 1971г.: первый полет прототипа двухдвигательного транспортного самолета УКВП CASA С.212 Aviocar, предназначенного для замены в испанских ВВС самолетов CASA 207 Azors, Douglas C-47 и Ju 52/3m местной постройки.
Самолет MB.150 с двигателем 14N-07 был оснащен винтом с постоянной скоростью вращения, который имел очень длинный вал, что потребовало установки нового капота увеличенной длины.
MB.131R4 в полете. К началу войны МВ.131 состояли на вооружении шести разведывательных групп во Франции и одной в Северной Африке. По характеристикам эти самолеты значительно уступали Messerschmitt Bf 109 и английским истребителям.
30 сентября 1971г.: взлетел первый противолодочный Hawker Siddeley Shackleton AEW.Mk 2 (WL745, на снимке). Двенадцать машин этого типа были переделаны из MR.Mk 2 и несли службу вместе с противолодочными самолетами Gannet AEW.Mk 3 ВМС Великобритании.
14 июля 1971: первый полет прототипа (D-BABA) двухдвигательного ближнемагистрального пассажирского самолета VFW 614-C1.
Bleriot 110 имел высокорасположенное крыло большого размаха с прямой передней и задней кромками и округлыми законцовками. Узкий фюзеляж в сечении был скруглен сверху, а внизу сужался в своего рода киль, к которому крепилось шасси.
За время разработки было создано множество вариантов Bleriot 111. У представленного на снимке самолета двигатель и убирающееся шасси варианта 111/4 сочетаются с открытой кабиной.
У Bleriot 127 одна стрелковая точка размещалась в носовой части фюзеляжа, а две для обеспечения практически круговой зоны обстрела в задней полусфере - в задних частях мотогондол. Попасть в них из фюзеляжа можно было через лаз в крыле, имевшем большую высоту.
Оба Bleriot 165, получившие имена "Leonard de Vinci" и "Octave Chanute", использовались авиакомпанией "Air Union".
Изображен S.33, в 1933 году использовавшийся французской авиакомпанией CIDNA ("Compagnie Internationale de Navigation Aerienne"). Самолеты этого типа составляли основу парка компании, эксплуатировавшегося на европейских авиалиниях.
Один экземпляр Bleriot-SPAD S.51/4 был продан Турции, еще один - СССР. S.51/4 являлся последней модификацией этого типа истребителя, но построили только 10 машин.
Оба истребителя, S.60 (на снимке) и S.70, оказались неудачными и от их разработки отказались.
S.81, как и многие другие французские истребители и гоночные самолеты 1920-х годов, был оснащен сдвоенными радиаторами Lamblin.
Истребитель S.91 представлял собой одностоечный биплан с крыльями одинакового размаха и хорды, фюзеляжем овального сечения, свободнонесущим горизонтальным оперением и трехстоечным шасси с хвостовым костылем.
Этот S.570 в октябре 1939 года служил в эскадрилье местной ПВО ERC 4/561 в районе Гавра, поскольку биплан уже не мог противостоять современным ему истребителям-монопланам.
Bleriot-SPAD S.510
Индо-пакистанская война. 3-17 декабря 1971г.: скоротечная и ожесточенная индо-пакистанская война за суверенитет Восточного Пакистана привела к появлению независимого государства Бангладеш. Согласно отчетам, ВВС Индии и Пакистана потеряли 72 и 94 самолета соответственно. На снимке представлен тип самолетов собственного производства, применявшийся индийцами в ходе боев: HAL Ajeet, сфотографированный стоящим под маскировочной сеткой.
Ветеран многих войн, F-4 Phantom, сыграл важную роль во время операции "Буря в пустыне". Его модификация F-4G "Wild Weasel", вооруженная ракетами HARM, использовалась для подавления системы ПВО иракцев.