Мировая Авиация 57
-
Основным скоростным бомбардировщиком британских ВВС до появления Mosquito являлся Boston Mk III, по скорости не уступавший истребителю Hurricane Mk IA.
Вскоре после окончания Второй мировой войны бомбардировщики B-17 вновь оказались на войне, на сей раз - в Корее. Фактически, именно SB-17G 25 июня 1950 года выполнил первый боевой вылет на корейской войне.
Бригадному генералу Баркусу, когда он был командующим 5-й Воздушной армией, часто приходилось летать на VB-17G (44-83546).
VB-17G штаба Дальневосточных ВВС, самолет сфотографирован в Сувоне в 1951 году.
Самолеты VB-17 выполняли чартерные рейсы между авиабазами в Корее, а также между Кореей и Японией. В днище фюзеляжа этого самолета сделан дополнительный люк. VB-17 не несли вооружения.
Своей конфигурацией этот самолет больше похож на модификацию PB-1W, однако необычны антенны на нижней поверхности и маркировка ВВС США.
На этом B-17 в Европе летал генерал Кэннон. Фотография сделана в 1947 году на базе Нейбиберг в Западной Германии.
Самолеты PB-1W ВМС США также не имели вооружения, но у них сохранялась возможность установки верхних турелей с пулеметами. Под бомбоотсеком смонтирован обтекатель антенны поисковой РЛС AN/APS-20.
PB-1W из эскадрильи VW-1. Самолеты этой эскадрильи вели поиск советских подводных лодок на подступах к базе ВМС США Барбер-Пойнт, Гавайские острова. Под крылом подвешены дополнительные топливные баки, очень похожие на подкрыльевые баки истребителя P-38 Lightning.
Messerschmitt Bf 109E-3. Командир JG 26 Адольф Галланд летал на этом самолете осенью 1941 года. На руль направления нанесены отметки о 62 сбитых самолетах противника. Позже Галланд сражался на Bf 109F (на вооружение JG 26 "F" поступили в марте 1941 года). В конце 1942 года он стал генералом.
Главной ударной силой истребительных частей Люфтваффе во время греческой кампании были BF109E. Серьезного противодействия со стороны греческих и британских ВВС они не встретили. Немецкие самолеты, действовавшие на Балканах, имели желтую маркировку.
Истребительные части, воевавшие в пустыне, немцы быстро перевооружили на Bf 109F, однако в качестве истребителей-бомбардировщиков они продолжали использовать Bf 109E. На снимке: Bf 109E-4/В из 210-й эскадрильи скоростных бомбардировщиков III группы.
По вооружению Bf 109F уступал Bf 109E, но пилоты любили "F" за отменную маневренность. На снимке: результат удачной атаки британским истребителем самолета Bf 109F.
Bf 109G-6/R6. Истребитель с красным бортовым номером "13", на котором в сентябре 1943 года с аэродрома Каламаки в Греции летал фельдфебель Генрих Бартельс. На руле направления изображены отметки о 56 сбитых самолетах. Всего Бартельс одержал 99 побед и стал кавалером Рыцарского креста.
В ноябре 1942 года е Африку в составе эскадр JG 51 и JG 53 (на снимке - самолет из JG 53, Тунис, начало 1943г.) прибыло несколько высотных истребителей Bf 109G-1 с гермокабинами. Их отличительным признаком являлось кварцевое заполнение между двойным остеклением кабины.
Bf 109G-6 из 7./JG 27 в патрульном полете над Адриатикой. Истребители этой группы тогда базировались в Греции. Самолет на переднем плане доработку не прошел, но на двух других установлены противопыльные фильтры и подкрыльевые пушечные гондолы; такие самолеты немцы называли "Kanonenboote".
18 июня 1981г.: в обстановке строгой секретности на авиабазе в пустыне Невада поднялся в воздух самолет Lockheed F-117.
Focke-Wulf Fw 190A-2. В числе первых Fw 190 на фронте появились истребители модификации А-2. Изображен самолет адъютанта группы II./JG 26, которая в конце 1941 года базировалась в Морей, затем в Вевельгхеме, а в начале 1942 года - в Эббвилле. 12 февраля 1942 года группа прикрывала прорыв немецких линкоров через Ла-Манш, а в августе приняла участие в ожесточенных воздушных боях над Дьеппом.
Превосходство истребителя Fw 190 в воздушных боях стало шоком для британского командования. Снимок раннего Fw 190A сделан из кабины самолета Fw 189 Uhu.
Fw 190A-2 из состава JG 26. Компактный, прочный и спроектированный на основе последних достижений германской науки Fw 190 со временем стал главным тактическим ударным самолетом Люфтваффе, заменив в этой роли Ju 87.
Впервые англичанам удалось сфотографировать Fw 190 в сентябре 1941 года. Новый противник быстро продемонстрировал свое превосходство над британскими истребителями.
Уцелевший прототип YAV-8A "704" и стандартный AV-8A "718" (на фотографии) находятся в пригодном к полетам состоянии в НАСА. Самолеты окрашены в традиционные для НАСА бело-голубые цвета.
На семи узлах подвески, включая три подфюзеляжных, Harrier способен нести до 2268 кг боевой нагрузки. В набор вооружения входят кассетные бомбы Hunting BL755 или блоки НАР на 19 ракет MATRA SNEB калибра 68 мм.
На авиашоу 1968 года в Фарнборо были продемонстрированы проходивший оценочные испытания в КМП США СВВП Harrier и один из первых тренировочных Т.Mk 2. По результатам испытаний американцы заказали 110 самолетов. Все они были построены в Англии, так как по экономическим причинам налаживать производство СВВП в США посчитали нецелесообразным. Тесные взаимоотношения с фирмой McDonnell Douglas самым благоприятным образом отразились на совершенствовании СВВП Harrier.
В Испании Harrier состоял на вооружении единственной эскадрильи - Escuadrilla 008. Ее личный состав проходил обучение в США с декабря 1976 года. Эскадрилья дислоцировалась на военно-морской базе Рота и была приписана к авианосцу "Дедало".
Некоторые Harrier GR.Mk 3 из эскадрильи № IV (АС) в последние годы службы летали с цветными килями. Первым броскую окраску получил киль самолета командира по случаю 75-летия эскадрильи. Считалось, что яркая окраска килей снизит вероятность столкновения самолетов на малых высотах.
Две дислоцированные в Германии эскадрильи с СВВП Harrier (на снимке - GR.Mk 3 из 3-й эскадрильи) являлись важной частью сил НАТО на центрально-европейском направлении. СВВП в период угрозы можно было легко рассредоточить по замаскированным площадкам. В 1982 году в ассортимент подвесного вооружения включили корректируемые бомбы CPU-123/В Paveway II.
Пара СВВП Harrier GR.Mk 3 из 3-й эскадрильи в полете над Германией. Самолет ведомого окрашен по экспериментальной камуфляжной схеме в зеленый цвет. Данная схема позже стала стандартной окраской СВВП GR.Mk 5.
Три СВВП Harrier GR.Mk 3 из 3-й эскадрильи британских ВВС. 3-я эскадрилья была последней британской эскадрильей СВВП, сформированной в Германии.
Harrier GR.Mk 3 из 3-й эскадрильи выполняет залповый пуск неуправляемых ракет SNEB. Во время фолклендской войны такие ракеты использовались с достаточно большим эффектом, но с вооружения базирующихся в Европе частей их сняли довольно рано. В конце 1980-х годов учебные пуски таких ракет выполняло только дислоцированное в Белизе 1417-е звено.
Боевое крещение в Южной Атлантике первыми прошли СВВП Harrier из 1-й эскадрильи (снимок сделан на острове Вознесения). Самолеты наносили удары по позициям аргентинских войск на Фолклендских островах.
Самолеты Harrier GR.Mk 3 из 1-й эскадрильи временно на период учений в Норвегии перекрашены по зимней камуфляжной схеме. Пушечные контейнеры и подкрыльевые баки также окрашены в белый цвет.
СВВП Harrier GR.Mk 3 британских ВВС и СВВП Sea Harrier FRS.Mk 1 британских ВМС на палубе авианосца "Гермес" во время фолклендской войны, 1982 год. Sea Harrier предназначались для решения задач ПВО, СВВП Harrier GR.Mk 3 осуществляли непосредственную авиационную поддержку сил вторжения. Несколько GR.Mk 3 было сбито.
Harrier GR.Mk 3. Изображенный самолет GR.Mk 3 входил в состав 1-й эскадрильи, дислоцированной в Уиттеринге. Там же базировалась и 233-я эскадрилья, на базе которой велась подготовка летчиков для СВВП Harrier. В 1-й эскадрилье машины Harrier GR.Mk 3 в марте 1989 года заменили на самолеты более совершенной модификации GR.Mk 5, а позже эскадрилью перевооружили на Harrier II GR.Mk 7.
Harrier GR.Mk 3
Аден являлся ключевым опорным пунктом британских владений на Ближнем и Среднем Востоке, но здесь активно действовали террористические группы, желавшие добиться независимости. На снимке - Hunter FGA.Mk 9 наносит ракетный удар по йеменским террористам.
Новый самолет-заправщик ВВС США. 17 марта 1981г.: новейшим самолетом-заправщиком ВВС США стал McDonnell Douglas KC-10, разработанный на базе авиалайнера DC-10. Самолет предназначен для дозаправки в воздухе, прежде всего, самолетов фронтовой авиации, но при необходимости способен перевозить грузы массой до 76 700 кг на расстояние 7030 км. В ВВС США самолеты KC-10 дополнили заправщики KC-135.
К моменту получения истребителя Mustang Mk III Зумбах уже не рисовал на своих самолетах Дональда Дака. На фюзеляж истребителя нанесены отметки о 13,5 победах, одержанных Зумбахом в воздушных боях, а также флажок командира авиакрыла британских ВВС.
Командир авиакрыла Зумбах летал на истребителе Mustang Mk III HB866 с индивидуальной маркировкой "JZ" - Jan Zumbach. 303-я эскадрилья получила самолеты Mustang в апреле 1945 года, подо окончания войны успела выполнить на них всего два боевых вылета.
C-130 используются также в качестве самолетов-заправщиков. В ВВС США дозаправку в воздухе способны выполнять самолеты HC-130 (на снимке) и MC-130. В первую очередь они предназначены для дозаправки в воздухе вертолетов HH-60 (на снимке) и HH-53.
Supermarine Spitfire Mk VB. На самолете "Bazyli Kuick" в 1941 году с аэродрома Эксетер летал Станислав Бржеский из 317-й "польской" эскадрильи. Бывший пилот польских ВВС Бржеский сбил Bf 109F и повредил Fw 190 в одном бою над Ла-Маншем. Всего же он сбил семь самолетов противника.
Spitfire Mk VB (BM144/RF-D) Яна Зумбаха с изображением утенка Дональда Дака. Рядом с утенком нарисована эмблема 303-й эскадрильи, повторяющая эмблему эскадрильи имени Тадеуша Костюшко времен советско-польской войны 1920 года.
Самолет Spitfire Mk VB (EN951) с кодировкой Зумбаха, "RF-D", и изображением утенка.
Ян Зумбах в кабине истребителя Spitfire Mk VB (BM144/RF-D). Все самолеты Spitfire Mk VB, на которых летал Зумбах, несли на фюзеляжах изображения мультипликационного утенка Дональда, причем известны четыре варианта этого рисунка. На снимке - утенок в первой версии (использовался с апреля 1942 года).
Venom FB.Mk 4. С 1948 года 8-я эскадрилья базировалась на аэродроме Хормаксар в Адене, в 1955-1960 годах на вооружении эскадрильи состояли самолеты Venom FB.Mk 4. Эмблема эскадрильи в виде арабской сабли символизирует долгую службу этой части на Аравийском полуострове.
Грузы на поддонах могут сбрасываться с самолета на парашютах двумя параллельными потоками. C-130 оборудован системой LAPES для сброса грузов на парашютах с малых высот. Раскрытый парашют вытягивает груз с рампы на высоте всего нескольких десятков метров над землей.
Одной из малоизвестных функций C-130 является борьба с пожарами. Четыре подразделения ВВС США эксплуатируют эти самолеты, которые могут быть оборудованы модульной системой пожаротушения.
"Fat Albert" ("Толстый Альберт") - C-130T пилотажной группы "Blue Angels" Корпуса морской пехоты США. Самолет выполняет взлет с ракетными ускорителями JATO - это отдельный номер в показательных выступлениях группы. На практике ракетные ускорители на самолетах C-130 использовались лишь в исключительных случаях.
Многие годы ВМС США обеспечивали проведение научных исследований в Антарктике, прежде чем эта работа была передана в ведение авиации Национальной гвардии США. В Антарктиде использовалось несколько самолетов Hercules, первыми из которых стали LC-130F/R. Ныне там эксплуатируются самолеты LC-130H.
Став знаменитым после перелета через Ла-Манш, самолет Bleriot XI строился в больших количествах и в нескольких вариантах. В Bleriot XI-3 три человека размещались тандемом, а двигатель на нем стоял более мощный, чем на базовом Bleriot XI.
Вариант с высокорасположенным крылом Bleriot XI Brevet Goulin обеспечивал летчику лучший обзор вниз при выполнении разведывательных полетов. На снимке: самолет вооруженных сил Великобритании.
Май 1981: выполнил первый полет патрульный самолет Dassault Atlantique 2, предназначенный для замены патрульного самолета Atlantique. Новый самолет внешне очень похож на предшественника, но на нем установлено новое бортовое оборудование.
Два прототипа Atlantique (на фотографии - первый) были построены на базе серийных старых Atlantic 1. Внешние отличия новой машины - контейнеры на законцовках крыла, измененная носовая часть и др.
26 сентября 1981г.: выполнил первый полет 210-местный авиалайнер Boeing 767, предназначенный для замены самолетов Airbus A300 и A310.
Хотя Bristol Blenheim безнадежно устарел, его модификация Mk IV продолжала использоваться в боевых действиях. На снимке: Blenheim Mk IV из 105-й эскадрильи стартует в очередной дневной рейд на оккупированную немцами Европу.
B9976 был передан заказчику в мае 1918 года, это один из 19 серийных самолетов Kangaroo. Самолеты данного типа предназначались для борьбы с подводными лодками и ночных бомбардировок, но в качестве бомбардировщиков их не использовали.
17 декабря 1981г.: первый полет выполнил экспериментальный вертолет Hughes, оснащенный вместо хвостового винта реактивной системой стабилизации NOTAR (no tail rotor), работающей на сжатом воздухе.
3 сентября 1981г.: BAe 146, вскоре получивший прозвище Whisper jet, пролетел над урбанизированной местностью, продемонстрировав очень низкий уровень шума.
В каждой из трех эскадрилий первой линии, вооруженных СВВП GR.Mk 3, было не менее одной спарки Т.Mk 4, которые использовались для тренировок, восстановления летных навыков после перерывов в полетах, воздушного фотографирования и даже для катания пассажиров. Двухместный Т.Mk 4 обладал всеми боевыми возможностями одноместной машины. На снимке: Т.Mk 4 из эскадрильи № 1(F), которая базировалась в Уиттеринге.
Выкатка первого DH.125 состоялась в июле 1962 года, всего через 15 месяцев после начала разработки. Первый полет он выполнил 13 августа под управлением летчика-испытателя Кэппера.
Самолет Series 1А (N575DU) стал 21-м экземпляром DH.125, поставленным компании "Atlantic Aviation" в марте 1965 года. Успешным продажам самолетов в Северной Америке во многом способствовало рекламное турне, предпринятое в 1964 году.
DH.125 выдержал серьезную конкуренцию на американском рынке. Успешные продажи позволили фирме "Hawker Siddeley" заключить соглашение о маркетинге этих лайнеров с фирмой "Beechcraft".
Большинство поставленных на экспорт самолетов HS.125 эксплуатировалось корпорациями и частными лицами в индустриальных регионах, таких как Европа (на снимке датский самолет) и Средний Восток.
В 1963 году ВВС Великобритании заказали 20 самолетов Н5.125 Series 2, близких Series 1В, но оснащенных двигателями Viper 520 меньшей тяги. Самолет, получивший обозначение Dominie T.Mk 1 (фото), впервые взлетел 30 декабря 1964 года. С 1966 года он стал стандартным учебно-штурманским самолетом британских ВВС. Военный вариант отличается от гражданских удлиненным до линии задней кромки крыла форкилем, в котором были размещены антенны радионавигационных систем Doppler и Decca. В салоне оборудованы рабочие места для двух курсантов и инструктора. В 1983 году сохранившиеся Dominie модернизировали с целью улучшения навигационной подготовки курсантов в полетах на малых высотах. Тогда же самолеты перекрасили по "тренировочной схеме" повышенной заметности: верхние поверхности - черные, нижние - белые.
В 1971 году британские ВВС закупили первые четыре HS.125 СС.Mk 1 (на базе Series 400), предназначенные для транспортных перевозок и ретрансляции радиопереговоров. В конце 1970-х годов было закуплено два CC.Mk 2 (фото), построенных на базе Series 600. В 1980-е годы на вооружение британских ВВС поступили шесть CC.Mk 3 (вариант Series 700). В 2009 году эксплуатировались только самолеты CC.Mk 3 из 32-й (Королевской) эскадрильи.
Торпедоносец/бомбардировщик Ripon мог нести на внешней подвеске 457-мм торпеду, на фотографии - Ripon Mk IIC.
Морскую разведку в регионе Среднего Востока в 1957-1967 годах вели самолеты Shackleton MR.Mk 2 из 37-й эскадрильи, которая базировалась в Хормаксаре, Аден.
28 марта 1981г.: взлетел Do 228, на котором использован фюзеляж от Do 128; новый 15-местный пассажирский самолет широко поставлялся на экспорт.
10 апреля 1981г.: взлетел разработанный в инициативном порядке реактивный УТС Agusta (позже SIAI-Marchetti) S.211, позднее УТС принял участие в конкурсе на самолет JPATS.
1 января 1981г.: в Рино (штат Невада) выполнил первый полет Lear Fan 2100. Конструктор самолета Билл Лир скончался пятью годами ранее, но его жена Майя смогла довести проект до реализации, выделив на разработку 100 млн долларов из собственных средств.
Летающая лодка Sydney, выполнившая первый полет в серебристой окраске, получила в ноябре 1930 года темно-серую окраску.
The Blackburn "Sydney" (3 Rolls-Royce "Kestrel") monoplane Flying Boat.
Вместо 37-мм пушки в носовой части корпуса летающей лодки Perth установлен 7,7-мм пулемет Lewis.
Blackburn Perth
Предкрылок типа Handley-Page устанавливался на самолеты Т.2 с 1928 года. Английские моряки вручную откатывают Dart на палубе авианосца, снимок 1932 года.
Blackburn Dart
В отличие от Dart, Velos проектировался как двухпоплавковый гидроплан. Управляемость на воде у него была превосходная.
Установленный на Cubaroo двухлопастный деревянный винт позже заменили трехлопастным металлическим. Проектировались двухмоторные варианты самолета с двигателями Rolls-Royce Condor III и безредукторным Condor IV.
Летчики не любили самолеты ТВ за недостаточную прочность конструкции и за склонность к пожарам, так как при запуске двигателя бензин нередко попадал на поплавки, а потом загорался от собственного выхлопа двигателя. Вооружение было откровенно слабым - только 32 кг стальных стрел.
Очередная конструкция майора Бампуса, TR.1 Sprat, была оснащена неубираемым трехопорным шасси с хвостовым костылем. Колеса основных опор могли меняться на дюралюминиевые поплавки.
Prototype of the Blackburn Sprat (N.207) shown here in land version.
Фотография сделана на закате карьеры самолета Blackburn Triplane. На машине установлен мотор Monosoupape мощностью 100 л. с. с двухлопастным винтом.
Blackburn Triplane
Еще одна необычная роль C-130 - самолет для ведения психологической войны. EC-130E Rivet Rider фактически является летающей теле- и радиостанцией, вещающей на территорию противника.
Meteor FR.Mk 9. Изображен Meteor FR.Mk 9 из 208-й эскадрильи, которая в 1951-1958 годах базировалась в зоне Суэцкого канала, на Мальте и на Кипре. Эскадрилья действовала в интересах британских войск на Среднем и Ближнем Востоке.
1 августа 1981г.: на аэродроме Палмдейл (штат Калифорния) выполнил первый полет самолет TR-1, последний в семействе разведчиков U-2; внешне TR-1 почти не отличается от ER-2.