RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1963

Вертолет

Легкий вертолет с экипажем из одного человека

Hughes (McDonnell Douglas) OH-6 Cayuse/Model 500

   В 1960 году Армия США подготовила тактико-технические требования к новому легкому разведывательному вертолету (LOH - Light Observation Helicopter), который должен был заменить состоящие на вооружении машины марок Bell и Hiller. Одними из основных требований стали высокие характеристики, наличие турбовального двигателя, простота в эксплуатации и низкая закупочная цена. Свои предложения прислали почти все ведущие компании, но на завершающую стадию тендера вышли только три модели: Bell YHO-4, Hiller YHO-5 и Hughes YHO-6. 26 мая 1965 года заказчик выбрал YOH-6A Cayuse, совершивший первый полет 27 февраля 1963 года, официально названный HO-6 (позже OH-6) и на службе затем получивший прозвище "Loach" (от названия задачи - LOH).
   На тот момент "Hughes" имела незначительный опыт в области проектирования вертолетов - ее Model 269 тогда находился лишь в начальной стадии производства. Тем не менее Cayuse (фирменное обозначение Model 369) оказался весьма удачной машиной, отличавшейся хорошей маневренностью. Кабина вертолета обеспечивала размещение экипажа из двух человек. В задней части она имела два складывающихся сиденья, которые в сложенном виде открывали пространство для перевозки четырех полностью экипированных солдат или достаточно тяжелого (экономически целесообразного) груза.
   Первые поставки Армии США были осуществлены в сентябре 1965 года, первоначально контракт предусматривал поставку 714 вертолетов. Но на момент окончания производства были выпущены 1434 машины в трех немного отличающихся друг от друга модификациях. Вертолеты OH-6A активно использовались во Вьетнаме, 658 машин были потеряны в боевых условиях и еще 297 - во время различных аварий. Однако затем Армия США объявила новый тендер на вертолет LOH, победителем в котором стал Bell OH-58 Kiowa - он обошел OH-6D (последнее обозначение затем использовалось в отношении японского варианта). После этого все вертолеты OH-6A были переданы в подразделения Резерва Армии США и Национальную гвардию. В результате модернизации авионики, трансмиссии и отдельных элементов конструкции появилась модель OH-6B (или Series IV). Данные вертолеты получили двигатель T63-A-720 мощностью 420 л.с, оснащенный экранно-выхлопным устройством "Black Hole", и могли оснащаться ИК-камерой переднего обзора, устанавливаемой в носовой части, и посадочной фарой. Прототип совершил первый полет в мае 1988 года.
   Для Сил специальных операций выпускались модификации MH-6B и MH-6C, а под обозначением EH-6B - машина управления, радио- и радиотехнической разведки. Выпускался также легкий ударный вертолет AH-6C. 23 вертолета MH-6B были построены заново, из них три позже переоборудовали в MH-6C. Построили также четыре EH-6B, два затем переоборудовали в MH-6B, а один - в вариант AH-6C. Было построено 14 ударных AH-6C, плюс три - переоборудованы из MH-6B и один из EH-6B. Все спецназовские H-6 оснащались двигателями Allison 250-C20 мощностью 400 л. с., с ЭВУ типа "Black Hole", но сохранили V-образное хвостовое оперение. Данные машины также предусматривали использование летчиками приборов ночного видения, в носовой части могли устанавливаться ИК-камеры переднего обзора. MH-6B и MH-6C имели внешние пилоны для подвески двух пушечных контейнеров, вместо них могли устанавливаться специальные платформы, на которых могли размещаться до четырех бойцов. AH-6C обычно вооружался пушкой M27 на левом борту и блоком на семь НАР Mk 66 или Hydra - на правом, но мог нести еще два пушечных контейнера, четыре блока НАР или четыре ПТУР BGM-71 TOW. Ранние спецназовские варианты уже давно сняты с вооружения, хотя несколько MH-6B эксплуатировались до 1992 года.
   Вертолеты OH-6 также находились в эксплуатации ряда федеральных и иных органов власти и правопорядка, включая Пограничную охрану США и Госдепартамент.

   Кроме того, во время выпуска OH-6A для Армии США гражданским заказчикам вертолет предлагался компанией "Hughes" под обозначением Hughes 500. Базовая модель, Model 500, представляла собой не просто гражданский вариант OH-6, это был вертолет "двойного назначения", и его с удовольствием брали в эксплуатацию различные силовые ведомства. 500-я модель отличалась в основном наличием более сильного ТВаД Allison 250-C18A мощностью 317 л. с., увеличенным запасом топлива и обновленным интерьером салона. Для экспорта была создана модель Model 500C.
   Первым экспортным военным вариантом стал Model 500M Defender - первой в 1968 году его получила Колумбия. Данная модификация также строилась по лицензии японской "Kawasaki" под обозначением OH-6J для Сухопутных сил самообороны Японии, а также итальянской компанией "Nardi" - под обозначениями NH500M и NH500MC (оптимизирована для больших высот и тропического климата). Испания приобрела вертолеты модификации Model 500M/ASW с магнитометром и возможностью применения противолодочных торпед.
   Компания "Hughes" продолжала работы над машиной, вскоре был выпущен вариант, прозванный "The Quiet One" и представлявший собой базовый OH-6A, оснащенный пятилопастным несущим винтом, четырехлопастным рулевым винтом и двигателем с ЭВУ. Скорость возросла на 37 км/ч, масса полезной нагрузки - на 272 кг, а результаты испытаний показали, что уровень шумности машины был существенно ниже, чем у предшественника (скорость вращения несущего винта была снижена и составила 67% от показателя обычного несущего винта, использовавшегося ранее). Новую машину показали в апреле 1971 года, а второй образец в 1982 году оснастили системой снижения вибраций с автоматическим управлением. Позже второй ранний OH-6A был переоборудован в вариант OH-6C с двигателем Allison 250-C20 повышенной до 400 л. с. мощности, с модифицированным Т-образным хвостовым оперением и пятилопастным несущим винтом. Вертолет развивал скорость 322 км/ч, но ни один из этих двух вариантов в серию так и не пошел, хотя примененные в них системы и технологии позже нашли воплощение в модификациях Model 500, 520 и 530.
   Следующим базовым вариантом стал гражданский вертолет 500D, оснащенный пятилопастным несущим винтом с меньшей скоростью вращения и Т-образным хвостовым оперением. Японская "Kawasaki" выпускала данную модель по лицензии для Сухопутных сил самообороны Японии под обозначением OH-6D. Вертолет также строился по лицензии в Аргентине, Италии и Корее. На базе 500D были созданы различные военизированные варианты вертолета, основным из которых стал 500MD Defender с бронированием и ЭВУ. Военный вариант поставлялся в нескольких модификациях, каждая имела собственное обозначение: 500D Scout Defender имел возможность подвески пушечных контейнеров или блоков НАР; 500MD/ASW Defender оснащался смонтированной в носовой части поисковой РЛС (смещена на левый борт), буксируемым магнитометром и модифицированным шасси, позволявшим подвешивать противолодочную торпеду; 500MD/TOW Defender - противотанковый вариант с ПТУР TOW и смонтированным в носовой части прицелом; 500MD/MMS-TOW Defender - с тем же комплексом ПТУР, но прицел смонтирован на втулке несущего винта; 500MD Quiet Advanced Scout Defender - с тем же вооружением, но четырехлопастным малошумным рулевым винтом.
   В августе 1985 года обозначение вертолета с Model 500 было изменено на MD 500 - в результате покупки вертолетного бизнеса компании "Hughes" корпорацией "McDonnell Douglas". Спецназовские вертолеты состояли на вооружении 160-го авиаполка специального назначения в Форт-Кэмпбелле - считается, что это были машины, созданные на базе MD 500D и MD 500MD и оснащенные двигателями 250-C30, как на модели MD 530F. Данные вертолеты имели обозначения EH-6E, MH-6E и AH-6F, в дополнение к ним, как считается, поступили восемь MD 500E - их передали Армии США в 1985 году. Вертолеты EH-6E (четыре новых, один позже переоборудован в MH-6E) являлись машинами управления, радио- и радиотехнической разведки. Вертолеты MH-6E (15 новых и еще один переоборудован из EH-6E) и AH-6F (девять построены заново, один передан на испытания в ВВС США) создавались, соответственно, на базе 500D и 500MD. AH-6F имел надвтулочный прицел и возможность установки одноствольной 30-мм пушки M230 Chain Gun. Можно было подвешивать и несколько управляемых ракет Stinger класса "воздух-воздух". Вертолет Model 500MD Defender II представлял собой усовершенствованный вариант - он был доступен во всех трех вышеуказанных специальных модификациях, но отличался более малошумным четырехлопастным рулевым винтом с меньшей скоростью вращения. Следующее поколение возглавил вариант Model 500E (позже MD 500E, выпускался компанией "MD Helicopters"), отличавшийся измененной носовой частью фюзеляжа, модифицированными концевыми шайбами хвостового оперения, более вместительной кабиной и установкой двигателя Allison 250-C20B. Специализированные военизированные модификации, созданные на базе данной модели, получили обозначение 500MG (затем MD 500MG) Defender.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   McDonnell Douglas Helicopters MD500

   Тип: легкий вертолет с экипажем из одного человека
   Силовая установка: один ТВаД Rolls-Royce Allison 250-C18A номинальной мощностью 317 л. с. (236 кВт), но взлетная обеспечена на уровне 278 л. с. (207 кВт), тогда как мощность на установившемся режиме - 243 л. с. (181 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 305 м - 244 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 217 км/ч; начальная скороподъемность 218 м/мин; динамический потолок 4390 м; статический потолок с учетом влияния земли 2500 м, а без учета влияния земли - 1615 м
   Масса: пустого 493 кг; максимальная взлетная 1361 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 8,03 м; длина с вращающимися винтами 9,24 м; высота по втулку несущего винта 2,48 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 50,60 м2
   Полезная нагрузка: до 6 пассажиров или двое носилок с одним сопровождающим медиком, или груз в кабине

Показать полностью
  • Описание
  • Air International 2022-11 / D.Mattozzi - Hughes takes a bow

    ‘Volpe 91’ breaks formation over Casalazzara

  • Air International 2022-11 / D.Mattozzi - Hughes takes a bow

    Formation flight inbound to Pratica di Mare

  • Air International 2008-09 / P.van den Hurk, E.Roelofs - Italy's Guardians - the Guardia di Finanza /Military/

    Floats and its 'T-tail' differentiate the Breda Nardi Hughes NH.500MD from the NH.500MC.

  • Мировая Авиация 162

    Итальянская финансовая гвардия сохраняет большой парк вертолетов NH-500M, NH-500MC и NH-500MD (на снимке) для охраны морских и сухопутных границ, а также проведения полицейских операций.

  • Air International 2002-07 / Talkback

    Italian Guardia di Finanza NH 500MD MM81067 ‘GdiF-109’ seen at Stresa, on the shores of Lake Maggiore, northern Italy, on April 28, 2002 was acting as a camera ship and rescue helicopter during a power boat race on the lake, with a diver at the ready should there be any problems.

  • Air International 2022-11 / D.Mattozzi - Hughes takes a bow

    ‘Volpe 113’ turning left over Casaro near Rome

  • Air International 2012-04 / E.Roelofs - Italy's Flying Foresters /Paramilitary/

    NH-500D CFS11 and CFS04 await their next flight outside the large CFS hangar at Rome-Urbe airfield.

  • Aeroplane Monthly 1977-05

    A fine study of the first T-tailed Hughes 500D on the British Register, G-BEJY, photographed by TOM HAMILL of Flight on February 20, 1977.

  • Мировая Авиация 204

    Подразделения ООН эксплуатируют различную авиационную технику, арендуемую у членов организации для тех или иных миротворческих и других операций. На фотографии - как раз такой арендованный вертолет Model 500D.

  • Air International 1987-11 / P.Jackson - Royal Jordanian Air Force: Air Power at Three-continent Crossroads

    Model 500D использовался иорданскими ВВС в качестве учебно-тренировочного вертолета.
    The training role of the Hughes 500Ds of No 5 Squadron at the King Hussein Air College is indicated by their high-visibility red-and-white finish.

  • Мировая Авиация 218

    Hughes 500D стал самым продаваемым вариантом в семействе, эти вертолеты особенно популярны у полиции разных стран. На фотографии - вертолет дорожно-патрульной службы Калифорнии.

  • Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-05 - AIRCRAFT - ROTARY-WING - MILITARY/CIVIL

    Kawasaki (MDH) OH-6D light helicopter of the JMSDF (1998)

  • Air International 2015-10 / S.Rivas - Fighting Colombia's Drugs War /Paramilitary/

    Colombia's police force uses this type to support anti-drug trafficking and guerilla operations.

  • Air International 1986-07 / H.Sixma, J.Laukkanen - Far Northern Air Force: The Finnish Air Arm Today

    One of the two Hughes 500D helicopters (HH-5) included in the inventory of the Helicopter Flight of the Transport Squadron

  • Air International 1999-05 / Airscene

    Updating the recent review of the Croatian Air Force, that report neglected to mention the MDH MD 500D helicopter, at least two of which have been confirmed as now in service for rotary-wing and observation training, including H-452 seen here at Zadar/Zemunick in June 1996. They were acquired second-hand on the commercial market and it is possible a few more may also have been acquired but the exact number in service is unconfirmed.

  • Мировая Авиация 218

    Вертолеты MD Helicopter замечательны высокой скоростью полета, прочностью и пригодностью к эксплуатации в условиях жары и высокогорья. Model 500 в 1970-1980-х годах хорошо продавалась частным лицам.

  • Мировая Авиация 204

    Учебная подготовка - одна из важнейших задач, которые решают вертолеты OH-6D японской армейской авиации. На фотографии - вертолеты пилотажной группы "Akeno Rainbows" из летного училища, находящегося на авиабазе Акено.

  • Мировая Авиация 204

    FAH 903 - один из трех MD500D, находившихся в 2000 году на вооружении ВВС Гондураса. Сегодня вертолетная эскадрилья ВВС эксплуатирует несколько Bell 412SP и один UH-1H.

  • Мировая Авиация 204

    Вертолеты H-6 из состава Сил специальных операций Армии США известны под названием "Little Birds" ("пташки") и не часто попадают в кадр. Вертолеты закупаются в двух вариантах - легкий боевой AH-6 и многоцелевой MH-6. На фотографии - многоцелевой MH-6H, вероятно, один из 14 машин, переоборудованных из более ранних вертолетов EH- и MH-6E (варианты Hughes Model 500D) и оснащенных, в числе прочего, двигателями по типу Model 500E или MD530F. "Little Birds" - последние вертолеты H-6/Model 500, находящиеся в эксплуатации Вооруженных сил США, на сегодня в их распоряжении осталось 49 машин.

  • Air International 2021-08 / S.Gourley - Special Sustaining ooperations

    Eventually, the MH-6 could be upgraded to Block 3 configuration

  • Air International 2021-08 / S.Gourley - Special Sustaining ooperations

    The MH-6 Little Bird is a SOF-unique helicopter that was developed to provide fast, agile combat support

  • Мировая Авиация 204

    ВВС Кении получили 48 вертолетов Model 500 - они использовались авиаотрядом кенийской армии в Найроби. Этот вертолет с номером 518 стал первым из 15 вертолетов Model 500MD/TOW Defender, поставленных в 1981 году.

  • Мировая Авиация 158

    Кения использует 500MD/TOW Defender в качестве противотанкового вертолета, имеет страна и другие модификации 500-й серии.

  • Мировая Авиация 162

    Вертолеты 500MD TOW Defender были основным воздушным средством борьбы с бронетехникой у Израиля вплоть до принятия на вооружение AH-1 и AH-64. Позднее их стали использовать для обучения экипажей.

  • Мировая Авиация 204

    Высокая маневренность - одно из главных достоинств вертолетов семейства Model 500, сделавшее их столь популярными. Данный MD500 TOW Defender несет ПТУР TOW и пулеметный контейнер.

  • Мировая Авиация 204

    Model 500MD/ASW Defender с поисковой РЛС в носовом обтекателе и магнитометром ASQ-81. Полозковое шасси выполнено более высоким для обеспечения подвески под фюзеляжем двух торпед.

  • Мировая Авиация 151

    Концепция NOTAR (NO TAil Rotor) испытывалась на вертолете OH-6A, 65-12917, в 1982 году. Вместо рулевого винта вертолет имел специальную хвостовую балку с нагнетанием воздуха от вентилятора с приводом от двигателя. Воздух выходил через паз шириной 8,5 мм, проходящий по всей длине хвостовой балки, создавая тягу, противостоящую крутящему моменту несущего винта. Преимущества концепции - малая шумность, повышенная безопасность и низкая стоимость техобслуживания.

  • Мировая Авиация 57

    17 декабря 1981г.: первый полет выполнил экспериментальный вертолет Hughes, оснащенный вместо хвостового винта реактивной системой стабилизации NOTAR (no tail rotor), работающей на сжатом воздухе.

  • Мировая Авиация 153

    OH-6A Cayuse. Изображенный вертолет Cayuse принадлежал 11-й группе воздушной кавалерии, где служил Джонатан Фергюсон. Прозвище "Loach" вертолет получил от аббревиатуры LOH (Light Observation Helicopter), а другое прозвище - "Яйцо" - за характерную форму фюзеляжа.

  • Мировая Авиация 204

    Kawasaki OH-6J. Этот OH-6J, JG-1107, в середине 1980-х годов принадлежал авиагруппе Восточной армии Сухопутных сил самообороны Японии и в числе 117 машин был приобретен в 1969-1979 годах. Вертолет являлся вариантом Hughes OH-6A/Model 500M и по лицензии собирался на заводе "Kawasaki". В войсках он использовался в качестве легкого разведывательного и учебного. В последующем компания "Kawasaki" перешла на выпуск модели OH-6D (Model 500D), было собрано 62 машины. По состоянию на 2012 год, на вооружении армейской авиации оставалось некоторое количество вертолетов данного типа - учебные и разведчики для противотанковых подразделений. Несколько вертолетов каждого типа в качестве учебных использовались в Военно-морских силах самообороны Японии. Военные Model 500 также выпускались в Аргентине (компания RACA), Италии (компания "Nardi") и Южной Корее (подразделение "Korean Air Lines" - KAL-ASD).

  • Мировая Авиация 204

    Model 500MD TOW Defender

  • Air International 1981-09 / Airdata File

    The Hughes 600X, based on the highly successful Model 500D.

  • Фотографии