RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Италия

Год : 1971

Вертолет

Восьмиместный легкий многоцелевой вертолет

Варианты

Agusta Westland AW 109

   В ходе лицензионного производства вертолетов иностранных конструкций итальянская фирма "Agusta" приобрела опыт, позволивший ей самостоятельно разработать и начать производство вертолета Agusta А 109. Эта машина стала первым вертолетом фирмы, выпущенным массовой серией. Вертолет А 109 разработан, прежде всего, под требования гражданского сектора рынка, но его также закупили вооруженные силы некоторых стран. Отличиями А 109 стали убираемое трехопорное шасси с носовой опорой, четырехлопастный алюминиевый несущий винт с обшивкой из материала Nomex и стреловидный киль с двухлопастным хвостовым винтом, установленным с левой стороны.
   Изначально на А 109 ставился один газотурбинный двигатель Turbomeca Astazou XII мощностью 690 л. с, но в 1967 году его заменили двумя значительно более надежными газотурбинными двигателями Allison 250C14 мощностью по 370 л. с.
   Параллельно с гражданским вариантом велось проектирование многоцелевой военной модификации вертолета, но в 1969 году работы по ней прекратили. Все усилия были сосредоточены на доводке гражданского восьмиместного варианта А 109C Hirundo. Первый из трех прототипов поднялся в воздух 4 августа 1970 года, но поставки серийных вертолетов, получивших обозначение A109A, начались лишь в 1976 году. Первый серийный вертолет итальянской конструкции имел коммерческий успех не только как легкая пассажирская машина, но и как санитарная, транспортная и поисково-спасательная.
   В ограниченном количестве вертолеты А 109 закупили вооруженные силы ряда стран для использования в качестве связного и легкого транспортного. Четыре вертолета закупила армия Аргентины (два из них в 1982 году захватили британские войска на Фолклендах), позже Аргентина приобрела еще две машины. Трофейные аргентинские вертолеты поступили на вооружение 2-го полка авиационного корпуса британской армии и применялись, главным образом, для обеспечения действий бойцов SAS (Special Air Service - британский спецназ).
   С сентября 1981 года выпускается базовая гражданская модификация А 109A Mk II с усиленным редуктором, новым валом хвостового винта, измененными конструкциями хвостовой балки и кабины пилотов. В 1989 году появился "широкофюзеляжный" вариант А 109C, на котором вновь доработали редуктор, а пассажирскую кабину сделали более просторной и комфортабельной. Один такой вертолет поступил на вооружение 31-го авиаполка ВВС Италии, он использовался в качестве президентской машины.
   В конце 1980-х годов стало ясно, что вертолет более привлекателен для военных, чем предполагалось на стадии проектирования, и что его можно применять для разведки, эвакуации раненых и даже для нанесения ударов по наземным целям. По заказу армейской авиации Италии было построено 24 вертолета А 109EOA в варианте с двумя двигателями Allison 250-C20R мощностью по 450 л. с. Все вертолеты поступили к заказчику в 1988 году В отличие от более ранних машин, двери на А 109EOA были выполнены сдвижными, а не откидными. На крышах кабин монтировались прицелы SFIM M334-25 и лазерные дальномеры CILAS, на двух пилонах предусматривалась подвеска широкого ассортимента вооружения. К другим отличиям вертолета А 109EOA следует отнести неубираемое шасси, аппаратуру радиоэлектронной борьбы и топливную систему, более безопасную в случае аварийной посадки.
   На базе А 109EOA был разработан вариант А 109CM с расширенным составом бортового оборудования, комплектация которого определялась заказчиком. Армейская авиация Бельгии заказала 46 вертолетов А 109CM, 18 - в разведывательном варианте и 28 - в противотанковом. В бельгийской армии они получили обозначения A109HO и A109HA. Вертолеты A109BA собирались в Бельгии фирмой SABCA.
   Под требования вероятных заказчиков из Африки и Латинской Америки был разработан многоцелевой вертолет А 109K, оптимизированный для эксплуатации в условиях жары и высокогорья. На нем установили другие двигатели, усилили трансмиссию, удлинили носовую оконечность фюзеляжа, внедрили ряд других конструктивных изменений. Первый полет А 109K выполнил в апреле 1983 года. В числе первых поступили заказы на 16 вертолетов А 109K2 для горноспасательной службы Швейцарии и на три аналогичные машины для полиции Дубая. Дальнейшим развитием военного варианта стали модификации А 109KM с неубираемым шасси и сдвижными дверями для сухопутных войск и A 109KN для морской авиации, обладавший возможностью палубного базирования.
   Военные вертолеты А 109 вооружены пулеметом калибра 7,62 или 12,7 мм на турели, установленной в проеме двери грузопассажирской кабины. Количество узлов подвески вооружения увеличено до четырех (по сравнению с двумя узлами подвески вертолета А 109EOA). На пилоны возможна подвеска контейнеров с 7,62 или с 12,7-мм пулеметами, блоков неуправляемых ракет калибра 70 или 80 мм, до восьми ПТУР TOW, ракет "воздух-воздух" Stinger. А 109 также способен нести легкие БПЛА, а в морском варианте - противокорабельные ракеты.
   К поздним модификациям вертолета относятся вариант А 109G для береговой охраны с двигателями Allison 250-C20R и А 109 Power с силовой установкой значительно большей мощности (два газотурбинных двигателя Pratt & Whitney PW206C мощностью по 640 л.с.) и усиленной трансмиссией.
   Фирма "AgustaWestland" продолжила совершенствование вертолета, который получил новое обозначение AW 109. Серийный выпуск модификации AW 109 Power предполагалось продолжать до 2009 года. На основе базовой модели было разработано еще несколько модификаций, в том числе AW 109 Elite с салоном повышенной комфортабельности и усовершенствованным приборным оборудованием, а также AW 109 Power HPS, предназначенный для использования администрацией морских портов. На вертолетах серии Power предусмотрена возможность установки медицинского, полицейского, поисково-спасательного, противопожарного и другого специализированного оборудования. Вертолет AW109 Grand является увеличенным вариантом базовой модели, он предназначен для VIP-персон и оснащен двумя газотурбинными двигателями PW207C взлетной мощностью по 735 л.с.
   Ныне все военные варианты вертолета AW 109 строятся на основе модификации AW 109LUH.
   Восемь вертолетов А 109 приобрела береговая охрана США, где они эксплуатируются под обозначением MH-68A Stingray. В середине 2008 года польская фирма "PZL Swidnik", которая делает по итальянскому заказу фюзеляжи AW 109, сдала фирме "AgustaWestland" 500-й фюзеляж. В 2005 году в Китае было образовано предприятие "Janghxi Changhe Agusta" для лицензионной сборки вертолетов AW 109, получивших местное обозначение Changhe СА 109.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Agusta A109KM

   Тип: восьмиместный легкий многоцелевой вертолет
   Силовая установка: два газотурбинных двигателя Turbomeca Arriel IK взлетной мощностью по 700 л. с. (мощность на продолжительном режиме работы 585л.с.)
   Характеристики: максимальная скорость 281 км/ч; максимальная крейсерская скорость 264 км/ч; скороподъемность без внешней подвески 530 м/мин; практический потолок 6095 м; статический потолок с учетом влияния земли 5640 м; статический потолок без учета влияния земли 3350 м; дальность полета 537 км
   Массы: пустого 1595 кг; максимальная взлетная 2850 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 11,00 м; длина с вращающимися винтами 13,04 м; длина фюзеляжа 11,11 м; высота 3,30 м; площадь, ометаемая несущим винтом 95,03 м:
   Вооружение: смотри текст

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 181

    Вертолеты Stingray из Береговой охраны США в ожидании ремонта в своем ангаре во Флориде. Эскадрилья вооруженных вертолетов оказала содействие в предотвращении ввоза в США наркотиков на сумму более 8 млн долларов.

  • Мировая Авиация 109

    Вертолеты обеспечивают быстрое перемещение между центром города и удаленными аэропортами. Салон таких машин, как Agusta A 109 (на снимке), имеет роскошную отделку.

  • Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-05 - AIRCRAFT - ROTARY-WING - MILITARY/CIVIL

    Third production Agusta A 109 Power conducting demonstrations in the USA (1999)

  • Мировая Авиация 164

    Рекорд. 18 августа 2008 года Скотт Каспрович и Стив Шейк завершили кругосветный перелет на вертолете Grand, продолжавшийся 11 дней 7 часов 2 минуты. Летчики побили существовавший на тот момент рекорд, улучшив его почти на 6 суток. Средняя скорость во время перелета - 137 км/ч, включая время, затраченное на остановки, а средняя скорость на маршруте - 276 км/ч. Особенно впечатляет, что это был обычный серийный вертолет. Во время перелета летчики побывали в 18 странах, преодолев 38893 км, а на участке Нью-Йорк-Лондон они установили новый рекорд скорости (им потребовалось немногим более 40 часов).

  • Air International 2020-01 / Focus: Rotary, Business, Technology

    Intermountain Life Flight provides helicopter emergency medical services in the western United States.

  • Air International 1995-11 / D.Allport - Worldwide Army Aviation Census

    Belgian Army Agusta A109HO H04 is one of 18 scout versions in service and features a roof-mounted Saab Helios stabilised observation sight. Belgium also has 29 A109HA anti-tank variants with roof-mounted Saab/ESCO HeliTOW 2 sight and Hughes TOW-2A missiles on lateral pylons.

  • Air International 2008-08 / News: Headline, Military, Civil, Airshow, Accidents

    A.109BA Hirundo H06 crashed into a field near the village of Vecmont in the Belgian Ardennes on June 27, 2008. At the time of the accident, the helicopter was providing medical support to marchers commemorating the Battle of the Ardennes that took place in World War Two. It is depicted at Bierset Airbase during the Belgian Helidays event on June 6, 2005.

  • Air International 2007-02 / News: Headline, Military, Civil, Accidents

    Macedonian Air Force (MAF)/Transport Helicopter Squadron Mi-8MT 307 flies in formation with Belgian Armed Forces Air Component/17 Squadron medevac-configured Agusta A109BA H06 on September 28, 2006 near Mostar-Ortejes Air Base, Bosnia and Herzegovina, where both have been deployed since summer 2006 as part of European Union mission Operation Althea. On December 27 that Macedonian Parliament approved a further six-month extension to Macedonia's Bosnian operation. Between July 14 and December 31, 2006, the Macedonian helicopter detachment of two Mi-8/17s there had accumulated over 340 flying hours in what was the first ever foreign mission for the MAF.

    Другие самолёты на фотографии: Миль Ми-8МТ / Ми-17 - Россия - 1975

  • Air International 2006-08 / News: Headline, Military, Civil, Accidents, Airshow

    Exercise Steadfast Jaguar was held in the Cape Verde Islands, off the coast of West Africa, from June 15-28, 2006 as a major test for NATO's Response Force (NRF). The exercise was the largest deployment of NRF forces to date and Cape Verde was selected because it is a strategic distance from mainland Europe, enabling the NRF to be tested over long supply lines with only limited host nation support. The majority of the air component that was deployed for the exercise was based at Sal/Amilcar Cabral International Airport, an exception however was the Belgian Air Component Agusta A109BA detachment, which performed medevac duties from a base at San Pedro Airport on Sao Vicente Island. One of the medevac A109BAs, H-02, is seen here at San Pedro on June 22 awaiting its next mission.

  • Air International 2012-07 / News

    Belgian Air Component Agusta A109BA H-24 (c/n 0324) is seen at Florennes AB on May 22, 2012. The helicopter is the solo A109 display aircraft for the 2012 season and has been painted with representations of the badges of 17 and 18 Squadrons on its rear fuselage. Both are based at Beauvechain and assigned to the 1st Wing. In addition, the helicopter carries inscriptions recording the fleet's 100,000 flight hours during its 20 years of service from 1992.

  • Авиация и Космонавтика 2017-11 / В.Морозов - Авиация Австрии: 1919-2017гг. (2)

    Камуфлированные и вооруженные пулеметами «Миниган» австрийские вертолеты OH-58B «Кайова» на совместных учениях. На заднем плане видны вооруженные вертолеты A109 армейской авиации Бельгии. 2016 г.

    Другие самолёты на фотографии: Bell Model 206 Jet Ranger / OH-58 Kiowa - США - 1966

  • Air International 2007-06 / News: Headline, Military, Civil, Accidents

    AgustaWestland A109C 600, seen here at Farke Air Base on April 23, 2007, is a new addition to the Albanian Air Force inventory. The helicopter was delivered earlier in the month as a new VIP transport, replacing Bell 222UT ZA-HOV, which crashed in the Adriatic Sea on July 16,2006, during a medevac flight, killing all six on board.

  • Мировая Авиация 246

    Agusta Westland AW 109 Power - типичный современный полицейский вертолет. Скоростная и универсальная машина оснащена двумя двигателями, что повышает летные данные и безопасность полетов. На вертолете установлено специальное оборудования, включая FLIR и прожектор. Машина способна выполнять широкий круг задач, от поиска и спасения до преследования уголовных элементов. На фотографии: вертолет полиции Словении.

  • Air International 2008-01 / News: Headline, Military, Civil, Accidents

    Seen displayed at the second Libyan Aviation Exhibition (LAVEX 2007) at Metiga Air Base, Tripoli, Libya, on October 29, 2007, AgustaWestland A109E Power 5A-DTB is one of two recently delivery to Libya's General Security Police. A further eight are to be assembled locally at the new Libyan Italian Advanced Technology Company facility as Libya attempts to start an embryonic aerospace industry.

  • Мировая Авиация 246

    "AgustaWestland" поставляет свои вертолеты органам внутренних дел Китая. Вертолеты AW139 (на заднем плане) закупила полиция провинции Гуанси в дополнение к AW109 Power. AW139 используются органами внутренних дел Шеньяна и Пекина.

    Другие самолёты на фотографии: Agusta Westland AW.139 / AW.149 - International - 2001

  • Air International 2012-03 / News

    AgustaWestland AW109SP GrandNew JA01 KG (c/n 22256) is the first example of the variant delivered in Japan. It was delivered to Kagoshima International Aviation on December 26, 2011. It's seen here parked next to AW109E Power JA02KG (c/n 11090, ex G-WNAA).

  • Air International 2008-06 / News: Headline, Military, Civil, Accidents

    Seen here displayed at the FIDAE air show at Arturo Benitez International Airport, Santiago, Chile, on March 30, 2008 is Carabineros de Chile AgustaWestland A109E Power C-21 (c/n 11696). The helicopter is one of four of the type that were delivered to the para-military Carabineros last year.

  • Мировая Авиация 14

    Результатом начавшихся в 1998 году переговоров между промышленными группами "Finmeccanica" и GKN стало образование совместного венчурного предприятия "Agusta Westland". Новая фирма продолжила совершенствование вертолетов семейства А 109. Теперь все военные варианты выпускаются на базе модификации AW109LUH.

  • Мировая Авиация 164

    AW109 LUH - скоростной военный вертолет, хорошо приспособленный для работы в жарких условиях и на большой высоте. Машина может вооружаться ПТУР TOW и Hellfire, 70-мм НАР и 7,62-мм/12,7-мм пулеметами. Живучесть обеспечивается протектированными топливными баками, бронекреслами и средствами самообороны.

  • Air International 2006-11 / News: Headline, Military, Civil, Accidents, Airshow

    A formal ceremony took place at Linkoping on September 14, 2006 to officially induct the AgustaWestland A109 Light Utility Helicopter into service with the Swedish Armed Forces, with which it is designated the HKP.15. A total of 20 HKP.15s are on order.

  • Мировая Авиация 157

    В настоящее время AW109 LUH является самым продаваемым легким военным вертолетом в мире. На снимке - AW109 LUH Армии Швеции. Вертолет камуфлирован по характерной для ВС Швеции темными и светлыми зелеными пятнами геометрической формы.

  • Air International 2015-03 / News

    Swedish Armed Forces Hkp15B 15039/‘39’ arriving at Maritime Air Station De Kooy in the Netherlands, prior to its departure on board HNLMS Johan de Witt for its participation in Operation Atalanta.

  • Мировая Авиация 164

    Военные 109-е. Военные и военизированные A/AW109 поступили на вооружение: Албании (ВВС); Аргентина (Армия); Австралия (ВМС); Бангладеш (ВМС); Бельгия (Армия и ВВС); Бенин; КНР (CA109 - лицензионный вариант, собираемый компанией "Changhe Aircraft Industries Group"); Чили (карабинеры); Гана; Греция (ВВС); Италия (Армия); Новая Зеландия (ВВС, заменили ими старые Bell 47); Латвия; Малайзия (Армия и Агентство морской безопасности Малайзии / MMEA); Мексика; Нигерия; Парагвай (ВВС - президентский транспортный); Перу; ЮАР; Швеция (на фото); Великобритания (ранее - для спецназа, использовались вертолеты, захваченные в Аргентине; сегодня вертолеты эксплуатируются в Школе летчиков-испытателей и в качестве VIP транспортного); Венесуэла и Береговая охрана США (MH-68A Stingray, их сменили MH-65C). Сегодня все новые военные версии вертолета созданы на платформе LUH.

  • Air International 2015-08 / News

    The Operation Atalanta flagship HNLMS Johan de Witt had a Swedish Hkp 15B and Combat Boat 90 assault craft on board.

  • Air International 2015-08 / News

    A Swedish Armed Forces Hkp15B assigned to ME04, equipped with emergency flotation gear off the Horn of Africa.

  • Air International 2015-08 / News

    A Swedish Hkp 15B is prepared for lift-off from the Johan de Witt’s heli-deck.

  • Air International 2015-08 / News

    The Hkp 15B ME40 detachment had the luxury of working in a hangar on the HNLMS Johan de Witt.

  • Air International 2020-12 / News: Commercial, Military

    New production Leonardo AW109E Power CSX81393 (c/n 11840) test flying at Venegono, Italy, on October 13, 2020. The helicopter is the first of four destined for the Cameroon Air Force. The other three are CSX81934 (c/n 11841), CSX81935 (c/n 11842) and CSX81936 (c/n 11843). All four have been test flying in Italy for around two years, but none have yet been delivered, for reasons unknown.

  • Air International 2011-09 / News

    AgustaWestland AW109 Light Utility Helicopter (LUH) AG45 was noted at Malpensa, Italy, in late June 2011. The helicopter is believed to be one of 25 of an order finalised in the second quarter of 2010. Ten will be delivered to the Unite Aerienne de la Surete Nationale (National Police Aviation Unit) and the other 15 (including this example) will be delivered to the Gendarmerie Nationale Border Protection Force. AG45 carries a comprehensive communication suite, and what appears to be emergency floatation gear under the cockpit and rear of the fuselage.

  • Air International 2007-09 / News: Headline, Military, Civil, Accidents

    Newly acquired Royal Australian Navy (RAN) A109E Power N42-510 (c/n 11510, ex VH-NPZ, I-PAWR, '92' Swedish AF) currently retains this overall gloss black colour scheme, whereas the other two helicopters that have been delivered are in more traditional RAN overall grey colours.

  • Air International 2012-05 / News

    The three A109Es during their final mission on March 9, 2012. The helicopters are N42-501 (front, c/n 11501, ex VH-NPY), -505 (right, c/n 11505, ex F-GLEI) and -510 (left, c/n 11510, ex VH-NPZ).

  • Мировая Авиация 164

    Военные 109-е. Военные и военизированные A/AW109 поступили на вооружение: Албании (ВВС); Аргентина (Армия); Австралия (ВМС); Бангладеш (ВМС); Бельгия (Армия и ВВС); Бенин; КНР (CA109 - лицензионный вариант, собираемый компанией "Changhe Aircraft Industries Group"); Чили (карабинеры); Гана; Греция (ВВС); Италия (Армия); Новая Зеландия (ВВС, заменили ими старые Bell 47; на фотоснимке); Латвия; Малайзия (Армия и Агентство морской безопасности Малайзии / MMEA); Мексика; Нигерия; Парагвай (ВВС - президентский транспортный); Перу; ЮАР; Швеция; Великобритания (ранее - для спецназа, использовались вертолеты, захваченные в Аргентине; сегодня вертолеты эксплуатируются в Школе летчиков-испытателей и в качестве VIP транспортного); Венесуэла и Береговая охрана США (MH-68A Stingray, их сменили MH-65C). Сегодня все новые военные версии вертолета созданы на платформе LUH.