Мировая Авиация 157
-
Первые Boston Mk III доставили в Британию морем осенью 1941 года. Они заменили во 2-й группе бомбардировщики Blenheim, а некоторые доработали в ночные истребители-бомбардировщики.
Сброс четырех 227-кг бомб со средней высоты из внутреннего отсека Boston Mk III. Самолеты чаще наносили удары с малых высот, чтобы избежать обнаружения вражескими РЛС.
Все DB-7 Boston Mk II конвертировали в ночные Havoc Mk l. На фотографии - самолет, эксплуатировавшийся в 23-й эскадрилье с апреля 1941 года.
На Средиземноморье действовали две южноафриканские эскадрильи, 12-я и 24-я, вооруженные Boston Mk III. Вместе с Boston британских ВВС они громили противника от Африки до Сицилии.
BZ403 - четвертый из 165 самолетов A-20J, поставленных британским ВВС как Boston Mk IV. Самолеты оснащались пулеметными турелями с приводами и могли нести на подкрыльевых держателях до четырех бомб - помимо боевой нагрузки в бомбоотсеке.
Another variant of the Douglas A-20 family used by the RAF was the A-20J Boston IV shown with underwing bombs.
В британских ВВС самолеты Boston III использовались как ночные штурмовики. Их стандартное вооружение дополнили подфюзеляжной установкой с четырьмя 20-мм пушками.
Ночной истребитель Havoc нес вооружение из четырех носовых пулеметов и одного пулемета Vickers "K" на турели Fairey.
"Aero Personal" - одна из компаний, специализирующихся на VIP-перевозках на вертолетах Dauphin. Dauphin, безопасный, скоростной и с относительно невысоким уровнем шума в кабине, позволяет перевозить VIP-персон с привычным им комфортом.
На вооружении ВМС Франции состоят 11 вертолетов Dauphin. Недавно они выполняли полеты с авианосца "Шарль де Голль" для поддержки войск в Афганистане.
По уровню комфорта салон Dauphin в VIP-варианте не уступает салону самолетов бизнес-класса.
Представление "истребителя-невидимки" Lockheed. 10 ноября 1988г.: Минобороны США положило конец циркулировавшим несколько лет слухам о необычном самолете, обнародовав официально информацию по "истребителю-невидимке" Lockheed F-117. На пресс-конференции, собранной после инаугурации президента Джорджа Буша-старшего, помощник министра обороны Дж. Дэниэл Ховард (на снимке) продемонстрировал одну фотографию F-117. Снимок был плохого качества и не позволил получить какого-либо представления об особенностях машины, а хорошо выбранный ракурс и неизвестное расстояние, с которого выполнялась съемка, затрудняло определение размеров самолета и породило новую волну предположений. Эксплуатация F-117 началась в 1981 году, а в 1983 году "невидимки" достигли состояния боеготовности. Для обеспечения секретности полеты F-117 выполнялись только ночью, что стало одной из причин двух катастроф. Публично F-117 впервые продемонстрировали 21 апреля 1990 года.
Выжившие в Перл-Харборе. Изображен один из двух F4F-3A из 6-й истребительной эскадрильи, уцелевших при обстреле собственными зенитками. Во время атаки японцев шесть Wildcat выполняли перелет с авианосца "Энтерпрайз" на остров Форд, но американские зенитчики перепутали их с японцами и открыли огонь, когда Wildcat уже заходили на посадку. На изображенной машине летал энсин Джеймс Дэниэлс.
Ас Санта-Круз. В сражении при Санта-Круз 26 октября 1942 года энсин Джордж Вренн из 72-й истребительной эскадрильи с АВ "Хорнет" взлетел на изображенном F4F-4 на перехват противника. В одном вылете Вренн сбил пять Nakajima B5N "Kate". Его авианосец "Хорнет" был потоплен, и Вренну пришлось садиться на АВ "Энтерпрайз".
Тучный Wildcat по маневренности и скорости уступал японскому Zero, но отличался большей прочностью и более сильным вооружением. К тому же летчики Wildcat действовали в воздушных боях тактически более грамотно, чем японцы.
Два звена Wildcat в тренировочном полете. Правильно выбранная тактика боевого применения, когда самолеты действовали парами и четверками, давала летчикам ВМС и КМП США преимущество в воздушных боях с более маневренными A6M Zero.
Данный F4F-4, сохранивший окраску начального периода войны, был передан 41-й истребительной эскадрилье (АВ "Рейнджер"). В ноябре 1942 года эскадрилья приняла участие в операции "Torch" - высадке союзников в Северной Африке.
Большая часть Wildcat была построена компанией "General Motors", хотя первые самолеты (включая данные Martlet Mk I для британских ВМС) собирались на заводе "Grumman" в Бетпейдже.
Grumman F4F Wildcat production line.
Над Грецией Hs 126 показал себя достаточно успешно. Изображен самолет из 31-й эскадрильи 2-й группы ближней разведки (2.(H)/31), принимавшей участие в апреле 1941 года в греческой кампании. Желтая маркировка самолета обозначает Европейский ТВД.
Hs 129B из 8-й эскадрильи 2-й штурмовой эскадры. Эль-Алуин, Тунис, февраль 1943 года.
Первый полет A 109 выполнил в 1971 году, показав высокую скорость и простоту пилотирования, что особенно важно для аппаратов, сертифицированных для полетов по приборам с одним пилотом.
Итальянский поисково-спасательный A 109 на фоне заснеженных гор. Шасси снабжены лыжами.
В настоящее время AW109 LUH является самым продаваемым легким военным вертолетом в мире. На снимке - AW109 LUH Армии Швеции. Вертолет камуфлирован по характерной для ВС Швеции темными и светлыми зелеными пятнами геометрической формы.
19 сентября 1988г.: Хайнц Фрик выполнил первый полет на первом прототипе (ZA195, фото) Sea Harrier FRS.Mk 2 в Дансфолде.
Ан-24РВ. В гражданской авиации Китая эксплуатируются и Ан-24Б, и Ан-24РВ. Изображен Ан-24РВ, B-424. В 1985 году регистрацию изменили на B-3403, а в 1992 году его списали.
Под крылом самолета 64-14246 подвешен окрашенный в черный цвет контейнер системы AN/ALQ-133; отсутствие РЛС бокового обзора дает основание предположить, что изображен RV-1D.K моменту снятия в 1996 году RV-1D с вооружения миниатюризация электроники сделала возможным размещение аппаратуры радио- и радиотехнической разведки на самолете Beech RC-12K/N/P Guardrail.
Первый OV-1B Mohawk (59-2621) сфотографирован в полете с открытыми воздушными тормозами, а под крылом подвешены дополнительные топливные баки.
Первым вариантом Mohawk с РЛС бокового обзора стал AO-1B (позже OV-1B); построен 101 самолет. Для компенсации массы и лобового сопротивления контейнера с РЛС размах крыла AO-1B увеличили до 14,6 м, в то время как размах крыла AO-1A составлял 12,8 м. Эта фотография третьего AO-1B, 59-2623, сделана вскоре после завершения постройки самолета. В районе стыка крыла и фюзеляжа установлены контейнеры с ИК-ловушками.
На закате карьеры самолеты OV-1D Армии США получили однотонную серую окраску. В 2001 году Аргентина осталась единственным эксплуатантом самолетов данного типа - девять OV-1D использовались до 2009 года.
Один из 37 построенных OV-1D, 69-16998, сфотографирован вскоре после поставки заказчику. В конце 1980-х годов самолеты предполагалось модернизировать по программе MSIP (Multi-Stage Improvement Program), направленной на повышение эффективности бортовых систем самолета. Было выделено финансирование на доработку двух машин в прототипы OV-1D(E), один из них даже поднялся в воздух, но от программы отказались в связи с окончанием холодной войны.
Специалисты по вооружению готовят 127-мм НАР к подвеске на OV-1C, Вьетнам. На самолете имеются дополнительные подкрыльевые пилоны, на снимке - JOV-1A.
В 1990-е годы парк Mohawk существенно сократился, высвободившиеся самолеты выставили на продажу. OV-70D, лишенные контейнеров с РЛС бокового обзора, сфотографированы в ожидании отправки в Аргентину. В ФРГ и Франции проводились оценочные испытания OV-1B и OV-1C, но ни одна из этих стран не закупила Mohawk. Израиль в 1970-е годы получил в лизинг два OV-1D. В 1980-е годы интерес к самолету проявляли Пакистан и Филиппины, но до поставок дело не дошло.
До 1962 года прототипы Mohawk обозначались YAO-1A. На фотографии первый прототип, 57-6463, оклеенный пучками нитей для визуализации обтекающего самолет воздушного потока.
OV-1C (нa переднем плане) в полете с OV-1B. Первый оснащен не очень чувствительной ИК-системой AN/UAS-4 Red Haze, требовавший пролета на малом расстоянии от цели.
На переднем плане - ранний OV-1C, далее - два OV-1B. Установленная на OV-1C тепловизионная аппаратура позволяла вести разведку ночью и в плохую погоду.
OV-1 - сравнительно простой самолет, строившийся по традиционным для авиастроения технологиям. В верхней средней части фюзеляжа полумонококовой конструкции размещен единственный топливный бак, хотя запас топлива можно было увеличить за счет установки подкрыльевых баков. Воздушные тормоза с гидроприводами установлены по бортам хвостовой части фюзеляжа. Усиленное шасси оптимизировано для эксплуатации с грунтовых полевых аэродромов. Отличную маневренность самолету обеспечили крыло малого относительного удлинения и трехкилевое оперение. Большая часть БРЭО размещена в хвостовой части фюзеляжа.
Для оценки использования самолета Mohawk по решению задачи вооруженной разведки и обеспечения непосредственной авиаподдержки два OV-1A модернизировали в JOV-1A, установив дополнительные подкрыльевые пилоны (рассчитаны на нагрузку по 227 кг). В кабине установлены прицел и органы управления вооружением, смонтирована бронезащита. Ассортимент подвесного вооружения включал контейнеры с 12,7-мм пулеметами, 70- и 127-мм НАР FFAR, 127-мм НАР HVAR, бомбы калибра 114,227 и 454 кг, зажигательные бомбы и УР "воздух-воздух" Sidewinder.
Программа создания OF-1 для морской пехоты не продвинулась дальше постройки макета, который отличался Т-образным хвостовым оперением, предусмотренным в исходном проекте самолета. Т-образное оперение изменили на трехкилевое еще до постройки прототипа - оно обеспечивало лучшую путевую устойчивость.
So true to scale are this mock-up that the casual observer might be forgiven in mistaking it for the real thing, but in fact this is only model. Grumman AO-1 Mohawk, a twin turboprop observation aircraft for the United States Army. It is the Grumman Company's first aircraft for the Army, and the first turboprop-powered, fixed-wing machine to enter Army service. Pantobase operations will be able to be carried out with the aid of skis, which enable the Mohawk to land and take-off from unprepared fields, snow and water. It will also be produced for the Marine Corps, under the designation OF-1.
OV-1D Mohawk. Этот 66-18905 был построен для Армии США как вариант OV-1C и вошел в число 17 самолетов OV-1B и 63 OV-10C, модернизированных в OV-10D в дополнение к 37 машинам, вновь построенным. В конце 1980-х годов самолет базировался в Штутгарте, ФРГ, и состоял на вооружении 73-й роты военной разведки 2-го батальона военной разведки Армии США в Европе.
OV-1D Mohawk
Отличительной внешней особенностью вертолетов семейства UH-12 (изображен UH-12E) является сильно отклоненная вверх хвостовая балка. Наклонно к ней, а затем и поверх этой балки проходит вал рулевого винта.
Голландские ВВС с 1955 года приобрели 36 вертолетов OH-23B, с вооружения их сняли в 1965 году.
С ангольских Ми-17, пилотировавшихся экипажами ЕО, сняли задние створки, установили приемник GPS. В хвостовом грузовом проеме и правой двери грузовой кабины на двух машинах поставили по одному 7,62-мм пулемету ПКМ, а на третьем вертолете - один 12,7-мм пулемет ДШК.
Пока южноафриканские летчики реактивных самолетов переучивались в Луанде на МиГ-23, отряды UNITA атаковали базу ЕО. Ангольская охрана разбежалась, один сотрудник ЕО погиб, два вертолета Ми-17 были уничтожены.
Целый ряд источников считают самолет L-15 нелицензионной копией Як-130. Интерес к машине проявили Египет, Венесуэла и Пакистан.
29 апреля 1988г.: "British Airways" выполнила первый рейс на Airbus A320 на маршруте Гатвик, Лондон, - Женева. A320 были заказаны "British Caledonian".
8 августа 1988г.: British Aerospace 146STA (Small Tactical Airlifter), военный вариант хорошо известного авиалайнера с коротким взлетом и посадкой, выполнил первый полет.
MA60 аэродинамически более совершенен, чем Ан-24, а использование ТВД PW127J позволило существенно повысить его летные данные.
На 2011 год на MA60 было получено 90 заказов от 23 эксплуатантов, включая ВВС Шри Ланки, Ганы и Эквадора. Оборудованный западной авионикой, MA60 наследует славные традиции Ан-24.
Авиакомпания "Air Zimbabwe" эксплуатирует три самолета MA60 в конфигурации салона на 52 пассажира.
Компания "Air Zimbabwe" вошла в число первых покупателей MA60. На снимке - первый самолет авиакомпании, поставленный в мае 2005 года и названный "Nyami-Nyami" в честь местного речного бога.
Выкатка MA600 состоялась в июне 2008 года, сертификат летной годности получен в мае 2010 года. MA600 отличается от MA60 улучшенным бортовым оборудованием и встроенными трапами.
Первый прототип Н.Р.80 Victor в фирменной окраске. Прототип отличался короткой носовой частью фюзеляжа, узким и высоким килем.
Второй серийный Victor B.Mk 1, XA918, поднялся в воздух в марте 1956 года и на протяжении всей карьеры использовался для разных испытаний. Будучи одним из четырех первых серийных машин, самолет полностью был окрашен в серебристый цвет, но позже получил белую "противоатомную" окраску.
Высокой крейсерской скорости при сравнительно небольших посадочной скорости и скорости отрыва конструкторам Victor удалось добиться, прежде всего, за счет использования серповидного в плане крыла.
Данная модель использовалась для продувок в 1947 году в аэродинамических трубах для исследования стреловидного крыла. Ранний вариант компоновки самолета с вертикальными законцовками на крыле и хвостовым оперением очень небольшой площади.
26 августа 1988г. состоялся первый полет летающей лаборатории HS.125, предназначенной для испытаний РЛС Blue Vixen. РЛС Blue Vixen обеспечила Sea Harrier FRS (F/A, затем FA) Mk 2 возможность ведения воздушного боя на средних дистанциях без визуального наблюдения противника и применения УР "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM.
Поначалу командование ВВС Анголы не допускало южноафриканцев к полетам на Су-22М-4, доверив ветеранам ВВС ЮАР только PC-7. PC-7 прикрывали вертолеты Ми-17, вели разведку и решали задачи передового авианаводчика.
15 июля 1988г.: совершил первый полет Boeing 757-200M, способный выполнять пассажирские, грузопассажирские или чисто грузовые перевозки.
14 июля 1988г.: первый полет TBM 700, самолета бизнес-класса с герметизированной кабиной и вместимостью 6-8 человек; разработан совместно "Моопеу" (США) и SOCATA (Франция).
Летчикам ЕО нравилась пушка истребителя МиГ-23МЛ за высокую точность и отличный поражающий эффект при стрельбе по наземным целям. Применялись также баки с напалмом, 250- и 500-кг бомбы и НАР, но самым эффективным оружием считались советские 500-кг разовые бомбовые кассеты РБК, накрывавшие площади в радиусе 300 м.
Бывший летчик-инструктор истребителей Mirage и Cheetah ВВС ЮАР подполковник "П" стал одним из четырех пилотов ЕО, летавших на реактивных самолетах ВВС Анголы, - на МиГ-23 он выполнил 25 боевых вылетов против UNITA.
На H.P.88 установили крыло от Victor - масштабно уменьшенное с коэффициентом 0,4. В конструкции самолета использован фюзеляж Supermarine Attacker, стабилизатор выполнен цельноповоротным, крыло снабжено элевонами и закрылками Крюгера. Единственный экземпляр H.P.88 разбился 26 августа 1951 года.
Первый полет Hiller X-18 выполнил 24 ноября 1959 года. Для лучшего управления на малых скоростях применялись струйные рули - два сопла находились в хвостовой части фюзеляжа.
The one-off Hiller X-18, 57.3078, was built to prove the applicability of tilt wing technology to future large VTOL transport aircraft. Powered by two 55,850eshp Allison XT40-A-14 turboprops, the X-18 first flew on 20 November 1959. As seen here, the X-18 is flying with 20 degrees of wing tilt, readily verified by the prominent test marks. Although the X-18's wing could be tilted to a maximum of 90 degrees, the machine was never flown with more than 35 degree of tilt, ensuring that all take-off and landings be made in the conventional manner. Flight testing of the X-18 was looking very promising up until its twentieth flight in July 1961. During this flight, with the wing at a 25 degrees tilt, one of the powerful turboprop propellers' pitch control failed, causing the aircraft to promptly roll onto its back. This all occurred at 10,000 feet, from where the inverted X-18 commenced to spin down. The two test pilots aboard chose to stay and managed to recover from the inverted spin at very low altitude. The X-18 never flew again.
Этот G-AEHJ - последний из трех монопланов Heston Type I Phoenix с моторами de Havilland Gipsy VI Series I. Его убирающееся шасси было очень необычно.
Hillson Praga с британской регистрацией сфотографирован вскоре после окончания Второй мировой войны. Видны элероны самолета, снабженные роговыми компенсаторами, подножка для заправки крыльевых топливных баков и трубка Вентури.
Самолеты повышенной летной подготовки HS-42 и HA-43 предшествовали созданию HA-100. На фотографии - HS-42-B.
16 апреля 1988г.: первый полет учебно-тренировочного самолета для ВМС США McDonnell Douglas/BAe T-45 Goshawk - радикально модернизированный Hawk.
На фотографии - первый Hondajet стандартной серийной конфигурации, выполнивший первый полет в декабре 2010 года. Начало серийного производства запланировано на 2012 год.
Обычно FH-1100 перевозит трех пассажиров, но при необходимости способен взять на борт и четверых пассажиров.
Несмотря на агрессивную рекламу объем продаж Karakorum на внешнем рынке сравнительно невелик. На фотографии - один из прототипов, показанных на авиасалоне в Париже в 1999 году.
30 марта 1988г.: ВВС Франции получили первый Mirage 2000N, способный нести ракеты ASMP с ядерной боевой частью.
HA-200 стал развитием удачной конструкции Вилли Мессершмитта. Данный самолет летает до сих пор и имеет немецкую гражданскую регистрацию.
Подобно Djinn и Ultra Light, вертолет HJ-1 получился неудачным, но вошел в историю как единственный американский вертолет с ПВРД, установленными на законцовках лопастей несущего винта.
Один из предсерийных YROE-1, данный экземпляр проходил в 1960-е годы испытания в НАСА.
6 мая 1988г.: первый полет нового ночного ударного самолета F/A-18D, созданного для замены A-6E Intruder в авиации КМП США.
14 июня 1988г.: первый полет в Элмира, Нью-Йорк, выполнил вертолет Schweizer 330 (летчик - Роберт Голден).
15 октября 1988г.: выполнил первый полет прототип MBB BO 108, ставший известным как Eurocopter ЕС 135.
Этот Hs 130E-0 демонстрирует установку HZ-Anlage - в носовой части фюзеляжа был размещен воздухозаборник для третьего мотора, смонтированного в середине фюзеляжа и приводящего в действие турбонагнетатели.
Высотный экспериментальный самолет Hs 128 был предшественником разведчика Hs 130A. На фотографии представлен Hs 128 V2 (D-ARHD).
Самолет Hs 132 V1 весной 1945 года почти подготовили к проведению летных испытаний, но провести их не успели из-за стремительного наступления советских войск.
Последней моделью компании "Heston" стал построенный под техническое задание Министерства авиации самолет-разведчик. Единственный прототип демонстрировался на выставке Общества британских аэрокосмических компаний (SBAC) в Радлетте в 1947 году.
Схожесть японских летающих лодок Hiro H1H и британских British Felixstowe F.5 хорошо видна на этой фотографии варианта H1H1.
Несмотря на установку моторов на стойках и подкосах над крылом, летающая лодка Hiro H4H1 отличалась хорошей аэродинамикой.
Только один Hirtenberg HS.9 был импортирован Великобританией - HS.9A, регистрация G-AGAK, с мотором de Havilland Gipsy Major мощностью 120 л. с. Самолет был поставлен в июле 1939 года и летал до февраля 1958 года, пока не разбился в Хэмпшире.
Этот Hirth Acrostar снят во время чемпионата мира по высшему пилотажу в Халлавингтоне в 1972 году. Самолет отличает толстое крыло с симметричным профилем. Конструкция топливной системы позволяет выполнять пилотаж с отрицательными перегрузками.
Для ВВС Испании построено 40 серийных HA-100.
T.2 создавался как гражданский учебный самолет, но использовался в качестве экспериментального.
[HS.8/29] Данный Hopfner HS.829 эксплуатировался в 1930 году в летной школе Tilag Fliegerschule в Граце.
Четыре планера Horten Ho IV принимали участие в довоенных соревнованиях планеристов. После войны два таких планера проходили испытания в Великобритании.
Самолет Ho VII создавался как двухместный для подготовки летчиков перспективных истребителей. Изначально было заказано 20 самолетов Ho VII, однако Министерство авиации утратило интерес к самолету после получения первых двух.
Облик Go 229 необычен даже по современным меркам и весьма напоминает облик самолетов, созданных по технологии стелс. Из него мог получиться великолепный истребитель.
29 апреля 1988г.: совершил полет авиалайнер Boeing 747-400 - самый тяжелый пассажирский самолет на тот момент (394 632 кг).
К поздним конструкциям "Hopfner" относят и этот HS.1335.
27 октября 1988г.: первый полет в Тулузе, Франция, выполнил ATR72 - удлиненный вариант ATR42.