Мировая Авиация 156
-
На фотографии одной из авиабаз в Афганистане видны самолеты и вертолеты, вероятней принадлежащие афганским ВВС. Среди них можно видеть истребители МиГ 21 и военно-транспортные самолеты Ан-24.
Инструктаж проходят молодые афганские летчики - пилоты истребителей МиГ-21, которые активно применялись в ходе войны в Афганистане.
В первой половине 1980 года в Афганистан были направлены два опытных Су-25, результаты боевого применения которых были высоко оценены советскими военными - в следующем году для участия в афганской войне была сформирована первая штурмовая эскадрилья. Всего же там воевали 118 штурмовиков, оказавших ощутимую помощь своим войскам.
Советские авиабазы в Афганистане периодически подвергались атакам со стороны душманов, которые обычно использовали реактивные снаряды, запускавшиеся с примитивных переносных пусковых установок. Во время удара по аэродрому Кабула 24 июня 1988 года были уничтожены несколько самолетов.
Швейцария получила в годы войны дюжину Bf 109G-6, затем еще две машины, принадлежащие Люфтваффе были интернированы. Построенные же заново машины были невысокого качества, их карьера была недолгой.
Этот незадачливый учебный Bf 109G-12 служил в югославских ВВС, хорошо виден измененный фонарь задней кабины.
Первым чехословацким послевоенным истребителем стал Avia S 99 - фактически это был оснащенный двигателем DB 605AS вариант истребителя Bf 109G-14.
В период с мая 1986 года по ноябрь 1988 года пилоты пакистанских F-16, как утверждается, сбили в районе афгано-пакистанской границы не менее восьми советских и афганских самолетов - все они, по их данным, нарушили ее. Семь были сбиты ракетами AIM-9 Sidewinder, один - разбился при вынужденной посадке, а один самолет записан как вероятно сбитый.
HA-1112-M1L Buchon (C.4K). Первые C.4K поступили в 71-ю истребительно-бомбардировочную эскадрилью 7-й авиагруппы в Табладе, а затем - в 72-ю эскадрилью, входившую в состав 7-го авиакрыла. Впоследствии 72-ю эскадрилью расформировали, а 71-я в середине 1965 года была переформирована в 471-ю эскадрилью (7-я группа стала 47-м авиакрылом). Еще одним эксплуатантом этих самолетов стала 364-я эскадрилья в Гандо, Канарские острова.
В 1942 году Испания договорилась с Германией о поставке 200 самолетов Bf 109G-2, из которых 175 должны были строиться на заводе "Hispano". Поскольку двигателей DB 605 для них не было, испанцы вначале использовали моторы Hispano-Suiza 12Z 89 - такие машины получили обозначение HA-1109-J1L (первый полет - 2 марта 1945 года). После того, как закончились и эти двигатели, завод стал выпускать истребители HA-1109-K1L с двигателями 12Z 17 (на фото), из которых 24 самолета поступили в испанские ВВС под обозначением C.4J. В последующем были созданы опытные модификации HA-1109-K2L и -K3L.
HA-1109-K1L был вооружен двумя 20-мм пушками и реактивными снарядами - новая машина стала обозначаться HA-1112-K1L. Вскоре после того, как HA-1112-K1L поступил на вооружение, стало ясно, что его боевой потенциал весьма невысок. Единственным реальным вариантом осталось переоснащение его на двигатель Rolls-Royce Merlin - в 1953 году была заказана партия моторов Merlin 500-45, а первый модернизированный самолет, обозначенный как HA-1109-M1L, поднялся в воздух 30 декабря 1954 года. Но самолет все же не был достаточно скоростным для истребителя - его использовали больше в качестве штурмовика. Серийные самолеты обозначались HA-1112-M1L, а в ВВС они получили обозначение C.4K (на фото), хотя неофициально их называли Buchon.
Были выпущены также две спарки HA-1110-K1L. Оба учебных самолета переоснастили на новые двигатели, после чего они стали обозначаться HA-1112-M4L (фото).
Этот самолет входил в партию из 12 He 112B-0, заказанных Японией, но до поставки конечному заказчику был временно включен в состав Люфтваффе во время Судетского кризиса в августе 1938 года.
Начиная с 1939 года, порядка 30 самолетов He 112B разных вариантов были поставлены Румынии.
Этот He 177A-5, оборудованный РЛС FuG 200 Hohentwiel для поиска надводных целей, принадлежал II группе 40-й бомбардировочной эскадры, дислоцированной в Бордо-Мериньяке. Он несет пару противокорабельных ракет Hs 293A, хотя такие самолеты могли также нести бомбы SC 50, SC 250 и SC 500 во внутреннем бомбоотсеке, а также мины LMA III, торпеды LT 50 или управляемые авиабомбы Fritz-X на внешней подвеске.
Heinkel He 177A-5/R6
Алеутские острова - одетый в теплую зимнюю форму авиатехник наблюдает за одним из P-40K, вооруженным шестью 12,7-мм пулеметами. Обратите внимание на подвешенный под фюзеляжем 197-литровый ПТБ.
P-40E (P-40K ???) прибыли на Дальний Восток в конце марта 1942 года и действовали вместе с Hawk 81 вплоть до июля 1942 года, когда Американская добровольческая группа была переформирована в 23-ю истребительную группу ВВС Армии США.
В районе Китай - Бирма - Индия действовала еще одна истребительная группа ВВС Армии США на P-40 - это 51-я истребительная группа. Этот 42-104589 Sue - ранний серийный P-40N, принадлежал 51-й группе, и сфотографирован здесь после сброса 227-кг бомб на японские позиции в Бирме в 1943 году.
Часть S/CS 99 ремоторизировали под стандарт 199-й модели (внизу). Самолеты, названные Mezec, эксплуатировались до 1954 года.
S-199 в составе израильских ВВС. Вопреки устоявшемуся мнению, чешские "стодевятые" представляли собой вполне добротные машины, на которых правда нужно было уметь летать, а хороших летчиков у евреев было мало.
Израиль эксплуатировал 25 самолетов (на фото). Израильские Bf 109 из 101-й эскадрильи приняли боевое крещение 19 мая 1948 года. Им удалось сбить несколько египетских самолетов, но в 1949 году эти машины стали заменять на Spitfire и Mustang.
The IAF purchased ten Avia S-199 fighters from Czechoslovakia in May 1948. These licence-built Messerschmitt Bf 109Gs were powered by the 1,350 h.p. Junkers Jumo 211F engine.
Avia S 499/CS 199 - чехословацкий выпуск. После войны Чехословакия решила для оснащения своих ВВС продолжить выпуск Bf 109, так как на авиационном заводе, занимавшемся сборкой этих истребителей в годы войны, осталось множество недостроенных самолетов Bf 109G. Вскоре удалось собрать 20 истребителей Bf 109G-14, получивших обозначение Avia S 99, и два учебных Bf 109G-12 (Avia CS 99), Дальнейший выпуск самолетов осложнился из-за пожара на складе готовых двигателей DB 605, поэтому вместо них решили ставить моторы Jumo 211F или 211H. Первый модифицированный таким образом самолет, получивший обозначение S 199 (CS 199 - двухместный вариант, на снимке), был облетан 25 марта 1947 года, продемонстрировав не особо хорошие характеристики. Впрочем, самолет строился в относительно большом количестве - выпустили 58 истребителей CS 199, поставлявшихся в ВВС с 1948 года.
Данный британский Gazelle AH.Mk 1 вооружен 7,62-мм пулеметом, установленным в проеме двери кабины, что было оперативно сделано в ходе фолклендской войны 1982 года.
Ирак приобрел в 1970-1980-е годы большой парк вертолетов SA 342L Gazelle, которые активно применялись в ходе ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Вертолеты были вооружены ПТУР HOT, как показано на данном рисунке, и применялись для уничтожения бронетехники противника.
Gazelle был основным боевым вертолетом французской армии во время операции "Daguet". В общей сложности боеспособными тогда оказались 88 Gazelle французской армейской авиации, включая 14 машин SА 341F, использовавшихся в качестве связных, 14 вертолетов SA 341F/Canon (на снимке) - вооруженных разведчиков, а также 60 противотанковых SA 342M, вооруженных ПТУР HOT.
Вертолет SA 342L/M Gazelle, принадлежащий французской армейской авиации, выполняет стрельбу ПТУР Euromissile HOT. Операция "Буря в пустыне", февраль 1991 года. В той операции французские вертолеты выпустили 328 ракет HOT.
Кроме операции в Персидском заливе в 1991 году, французские Gazelle активно "поработали" в Чаде в 1980 году, Джибути - в 1991-1992 годах, Сомали - в 1993 году, бывшей Югославии, а также в Конго и в Республике Берег Слоновой Кости (ныне Кот-д'Ивуар).
Вертолеты Gazelle британской Армии часто направляются в "заграничные командировки" для обеспечения действий своих экспедиционных сил. Кроме Косово в Европе, в список "командировок" вошли Белиз и Гонконг (на снимке).
Марокко получило 24 вертолета SA 342L, вооруженных 20-мм пушкой и ПТУР HOT, в 1980-е годы они использовались в операциях против отрядов Фронта Полисарио (Народный фронт за освобождение Сегиет- элк-Хамра и Рио-де-Оро) в районе Западной Сахары.
Часть вертолетов SA 341 и SA 342 строилась по лицензии в бывшей Югославии компанией SOKO, а вариант Gama представлял собой местную модификацию ударного вертолета на базе Gazelle, основной задачей которой были поиск и уничтожение танков противника. Данная модификация могла нести четыре УР "Фаланга".
В ходе гражданской войны в бывшей Югославии вертолеты Gazelle применялись почти всеми воюющими сторонами. На снимке запечатлен вертолет, вооруженный ПЗРК "Стрела-2".
Маркетингом S-55T занималась компания "Aviation Specialties". На фотографии - прототип вертолета, приобретенный "Helitec Corporation".
Португалия. Авиация португальских ВМС приобрела 15 Mk X, выведенных из боевого состава британских ВВС в марте - апреле 1945 года, а чуть позже получила еще две машины. Один из самолетов был возвращен Великобритании в 1965 году и помещен в музей британских ВВС в Хендоне.
Доминиканская Республика. Данный самолет был одним из десятка Beaufighter TF.Mk X, проданных Доминиканской Республике в 1948 году. Все ранее служили в британских ВВС и имели крепления для PC, но были лишены возможности применения торпедного оружия.
Британские ВВС. Данный TT.Mk 10 в период 1949-1951 годов принадлежал 34-й эскадрилье буксировщиков мишеней, которая привлекалась для обеспечения боевой подготовки расчетов ПВО. Яркая раскраска самолета служила для того, чтобы зенитчики не спутали буксировщик с мишенью.
Этот Beaufighter Mk X попал в Израиль в 1948 году через "черный ход", как и многие самолеты авиации молодого государства.
Доминиканские Beaufighter (серийные номера 306-315) имели удлиненный форкиль. Последние три машины списали в 1954 году.
TT.Mk 10, номер RD850/L, запечатлен на аэродроме Такали, Мальта, в 1958 году. Это типичный буксировщик мишеней. Последняя машина была списана в 1960 году.
Этот A8-1 - первый Beaufighter австралийской постройки (Mk 21). В июне 1944 года он был передан австралийским ВВС, за ним последовали 363 самолета, последний поставлен в 1946 году. Хорошо видны пусковые направляющие для реактивных снарядов и обтекатель перед фонарем кабины, где размещалась аппаратура автопилота марки Sperry.
Без обтекателей, с "чистыми" стойками и колесами шасси, Hs 123 мог эксплуатироваться даже с залитых водой и покрытых грязью полевых аэродромов на советско-германском фронте. Данный самолет принадлежал 2-й штурмовой эскадре, воевавшей зимой 1942-1943 годов на южном секторе советско-германского фронта.
Опознавательный знак 1-й истребительной эскадры - красная стрела - нанесен на носовой части этого He 162A-2, который также имеет знак 3-й эскадрильи. В данную эскадрилью была переведена часть опытных пилотов самолетов Ju 188 из III группы 30-й бомбардировочной эскадры, хотя многие так и не успели завершить переучивание на He 162.
Heinkel He 162 Salamander
Перу, Сомали и Таиланд - заказчики военной модификации Super Courier. Изображена перуанская машина - она несет армейский камуфляж, хотя взята в аренду у ВВС.
Считается, что это первая фотография Condor в полете - на ней изображен Fw200 V1 после вылета из аэропорта Бремена во время своего первого полета 27 июля 1937 года. На тот момент машина еще не была окрашена.
Focke-Wulf Fw 200 V3 "Immelmann III" был определен в Люфтваффе как персональный самолет Гитлера и имел отличительную окраску.
На завершающем этапе войны в Пакистан "залетали" и афганские летчики-дезертиры - такой "герой" доставил на пакистанский аэродром и этот Су-22М4.
Новозеландская "Mount Cook Airlines" использовала Cessna Model 185 для туристических полетов в новозеландских Южных Альпах. Данный Model 185D несет под крылом лыжи для туристов.
Model 185F Skywagon
Воздух на установленный на He 178 турбореактивный двигатель HeS 3B подавался посредством воздухозаборника в носовой части машины. Первый полет самолета оказался коротким - двигатель забарахлил сразу после взлета, так как в воздухозаборник попала птица.
He 280 был первым реактивным самолетом, с самого начала проектировавшимся как истребитель, но из-за различных проблем он в итоге уступил место Me 262. Тем не менее построенные девять самолетов использовались для решения различных исследовательских задач, включая, например, первое испытание с отстрелом катапультного кресла.
Изображенный Hawk 81-A2 принадлежал 3-й истребительной эскадрилье Американской добровольческой группы и базировался в 1942 году в Куньмине. На самолет нанесены китайские опознавательные знаки и отличительные знаки "Летающих тигров", включая акулью пасть.
"Томахок" из состава AVG на авиабазе Кунмин
Климатические условия в Китае, особенно вне базы в Куньмине, стали суровым испытанием для P-40 и их пилотов. Пыль и жара летом, грязь и снег зимой - техникам приходилось работать не покладая рук.
Китайские рабочие на предприятии в Лойвэйнге, где осуществлялся ремонт самолетов Американской добровольческой группы. На снимке - ожидающие ремонта Hawk 81.
Model 175 представлял собой фактически Model 172, оснащенный 175-сильным двигателем, но проиграл на рынке модернизированному Model 172 с новым двигателем. Изображена базовая модель 175-го (1958 год).
На снимке изображен последний серийный вариант - R182 Skylane RG II. Обратите внимание на убирающееся шасси.
Model 182G
Изображенный He 219A-5/R1 принадлежал 1-й эскадре ночных истребителей и дислоцировался осенью 1944 года в Мюнстере. Обратите внимание на выхлопные патрубки с пламегасителями.
He 119 был примечательным самолетом с хорошими аэродинамическими характеристиками, но программа его развития пострадала из-за технических недоработок конструкции. На фотографии - пятый прототип.
Этот МиГ-23 принадлежал майору Анатолию Степанюку во время его командировки в Афганистан в 1987 году. Победы летчика можно подсчитать по нанесенным белым значкам на фюзеляже под фонарем кабины.
Последняя летающая лодка Solent компании TEAL, ZK-AMO, была передана в Новозеландский музей транспорта и технологий в Окленде, где она находится в экспозиции рядом с одним из последних Sunderland Mk 5 новозеландских ВВС.
Шведские He 114B-1 были поставлены заказчику в 1939-1940 годах и вошли в состав 2-й флотилии, но в скором времени были заменены на гидросамолеты Saab S 17BS.
Данный He 115C был вооружен 20-мм пушкой MG FF, установленной внизу носовой части. Самолет мог нести торпеду LT F5 или LT F6b, либо мину LMB III или LMA III.
Heinkel He 115B-1
Fw 200C-0. В 1940 году Люфтваффе получили четыре транспортных Fw 200C-0, которые имели капоты новой формы, трехлопастные воздушные винты и двухколесные основные опоры шасси. Показан X8+BH на период его нахождения в составе KGrzbV 200 в ходе Сталинградского воздушного моста, январь 1943 года.
Fw 200C-6. Данный Fw 200C-6 принадлежал 9-й эскадрилье 40-й эскадры, он оснащен носовыми антеннами РЛС FuG 200 Hohentwiel, позволявшей выполнять "слепое" бомбометание, и несет под крылом пару противокорабельных ракет Henschel Hs 293A.
Fw 200C-8/U10. Последний из подвариантов Condor, Fw 200C-8/U10, изначально строился как ракетоносец - на внешних мотогондолах можно было подвесить две противокорабельные ракеты Henschel Hs 293A. Изображен один из последних самолетов-ракетоносцев, поставленный в январе-феврале 1944 года. На нем еще сохранилась заводская четырехбуквенная маркировка. Отличительные особенности данного варианта - большая стрелковая установка HDL 151, увеличенная нижняя гондола и поисковая РЛС FuG 200 Hohentweil.
Летчики 40-й эскадры на фоне своего Condor изучают карту с маршрутом предстоящего полета, авиабаза Бордо-Мериньяк.
Вид вблизи на Fw 200C-3/U2 - хорошо заметны измененные мотогондолы, в которых установлены новые двигатели BMW-Bramo Fafnir, вновь установленная над кабиной башенка Fw 19, а также шасси Condor. Также видна носовая часть нижней гондолы, в которой размещались бомбоприцел Lofte 7D и 13-мм пулемет MG 131.
Экипаж Fw 200C-1 осуществляет гонку двигателей BMW-Bramo перед испытательным полетом. С внешней стороны внешних мотогондол видны бомбодержатели - они стояли на всех C-1, кроме двух первых машин.
Running up its BMW engines, a Fw 200C-1 believed to be from 1/KG 40. Note bomb rack adjacent to outer nacelle, machine-gun in ventral gondola and twin main wheels.
Fw 200C-1 первыми поступили в 40-ю бомбардировочную эскадру, но по разным причинам во второй половине 1940 года имелось лишь 6-8 боеготовых машин.
Fw 200C-3/U2 легко опознаваем по обтекателю в гондоле для бомбоприцела Lofte 7D, установка которого потребовала перестановки вооружения в подфюзеляжной гондоле.
Считается, что этот Fw 200C-3/U2, F8+GH, из состава I группы 40-й бомбардировочной эскадры сфотографирован в Греции в 1942 году. Но с другой стороны, на нем нет традиционной белой полоски - символа самолетов Средиземноморского ТВД.
С середины 1941 года в войска стали поступать самолеты Fw 200C-3, отличавшиеся усиленными задним лонжероном крыла и хвостовой частью фюзеляжа, а также наличием более мощных двигателей BMW-Bramo.
Большая, оборудованная гидравлическим приводом башня HDL 151 с 15-мм пушкой устанавливалась начиная с варианта Fw 200C-3/U1. Самолет готовится к вылету - на него подвешены бомбы SC250, идет прогрев двигателей.
C-8 стал последним вариантом Condor, строившимся серийно. Это был ракетоносец - под внешними мотогондолами он мог нести две противокорабельные ракеты Hs 293A. На фотографии - Fw 200C-8/U10, имевший удлиненные внешние мотогондолы, РЛС Hohentwiel и верхнюю носовую стрелковую установку HDL 151.
Этот Fw 200C-4/U1 оборудован для перевозки высших чинов рейха и являлся личной машиной рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Салон был рассчитан на 11 пассажиров, а Гиммлер имел отдельный салон с бронированным креслом и аварийным люком в полу. Самолет несет британские опознавательные знаки - после войны он испытывался в Фарнборо.
Такая судьба ожидала большинство Fw200, которым приходилось выполнять боевые задачи на малых высотах в условиях сильного противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии противника. Изначально спроектированный как авиалайнер, самолет не мог похвастаться высокой прочностью конструкции, даже несмотря на постоянные попытки усилить ее, так что на посадке часто происходили аварии.
Fw 200C-1 Condor. Изображен самолет F8+AH из I группы 40-й бомбардировочной эскадры (I./KG 40) IV воздушного корпуса 3-го Воздушного флота Подразделение в 1940 году дислоцировалось на авиабазе Бордо-Мериньяк (Франция). Кроме эмблемы 40-й эскадры, он несет и свое собственное название - белая надпись на носовом обтекателе, а также отметки о победах на киле. Данная машина принадлежала оберст-лейтенанту Эдгару Петерсену, командиру 40-й эскадры.
Fw 200C-4/U3
He 116B-0 был, в общем-то, опытным самолетом, его использовали для составления фотокарт местности и различных экспериментальных работ.
Два самолета He 118 были поставлены Японии, получив обозначение DXHe, и послужили основой для создания двухместного пикирующего бомбардировщика и разведчика Yokosuka D4Y.
Три из семи предсерийных самолета варианта Hs 122B-0.
Hs 127 V1 - первый прототип скоростного бомбардировщика от компании "Henschel". Совершивший первый полет в конце 1937 года, самолет быстро остался не у дел и закончил свою карьеру, участвуя в испытаниях по аварийной посадке на воду.
Внизу: последний Solent 4 компании TEAL эксплуатировался до 1960 года - в последнее время он обслуживал только маршрут Фиджи - Таити. На снимке - ZK-AMO Aranui в районе Сувы, столицы Фиджи.
"Tasman Empire Airways" (TEAL) выявила склонность установленных на ее Sandringham моторов Twin Wasp к перегреванию и заменила эти самолеты на четыре новых Solent 4. ZK-AML стал первым из них и был назван в честь одной из первых купленных компанией летающих лодок семейства "Empire" - RMA Aotearoa II.
Единственный прототип Heinkel He 274 был достроен уже в освобожденной Франции, где он получил обозначение AAS 01A.
Model 205 - не совсем успешная попытка построить более вместительный самолет на базе фюзеляжа Model 210 и с неубирающимся шасси.
На снимке - появившийся в 1979 году вариант Model T210N. Начиная с Model 210F, все Cessna 210 могли поставляться с двигателями с турбонаддувом (на это указывал префикс "Т" в названии).
Ранние Model 210 весьма существенно отличались от более поздних вариантов. На снимке - модель C210A, появившаяся в 1961 году.
Вариант P210 с герметизированной кабиной имел небольшие круглые иллюминаторы. На снимке - вариант Model P210N, с установленным под крылом контейнером с метео-РЛС.
Model 210K
Эта машина с регистрационным номером G-AAEY стала единственным самолетом типа H.S.F.II Gadfly I.
GADFLY AT BROOKLANDS, with the old racing track in the background, G-AAEY was the first prototype of the Henderson & Glenny H.S.F. II - a single-seat ultra-light powered by a 40-h.p. ABC Scorpion. A second Gadfly, G-AARK had a 40-h.p. Salmson motor. Other 1929 British ultra-light contemporaries included: the A.B.C. (Motors) Robin (G-AAID); Nick Comper's C.L.A.7 Swift (G-AARX; 40-h.p. Scorpion) and the Hendy 281 Hobo (G-AAIG; Scorpion). Gadfly (Scorpion); 91 m.p.h. at a.u.w. 750 lb. Span 25 ft. 10 in.;
length 17 ft. 10in.
На фотографии - H.S.F.1 и Gadfly I. Конструктор обоих самолетов подполковник Хендерсон погиб в катастрофе в 1930 году.
Компания "Reseau Aerien Interinsulaire" эксплуатировала этот Sandringham Mk 7, принадлежавший ранее BOAC, на маршрутах между островами Таити, Общества и Туамоту в Тихом океане.
"Tasman Empire Airways Ltd" заказала четыре прошедших ремонт и модификацию Sandringham Mk 4 для замены парка летающих лодок семейства "Empire". В 1946 году был поставлен второй самолет - изображенный здесь ZK-AMD Australia.
Пассажиры Sandringham компании TEAL на причале гидроаэродрома на острове Вануа-Леву, втором по величине острове Фиджи. В сентябре 1951 года Sandringham все еще обслуживали острова Кука и Таити.
После войны самолеты Hythe, Sandringham и Solent вновь стали предоставлять пассажирам комфортабельный сервис, как и на довоенных летающих лодках семейства "Empire".