Поиск по сайту:
Варианты
- Сухой - Су-25 Грач - 1975 - Россия
- Сухой - Су-25УБ - 1981 - Россия
- Сухой - Су-25Т / Су-39 - 1984 - Россия
- Сухой - Су-25УТГ - 1988 - Россия
Су-25
Осенью 1969 года проект Т-8 ОКБ П.О. Сухого (будущий Су-25 "Грач") был признан победителем в конкурсе на штурмовик нового поколения для советских ВВС (главным конкурентом Т-8 был штурмовик Ил-102). Причем с самого начала работ по перспективному штурмовику разработчик пошел по пути создания простого в производстве и неприхотливого в обслуживании боевого самолета, способного работать по оперативным вызовам Сухопутных войск и приспособленного к эксплуатации минимально подготовленным летным и наземным составом.
Первый летный прототип, Т-8-1 (Т-8-0 предназначался для прочностных испытаний), был облетан 22 февраля 1975 года, а в декабре того же года был достроен и приступил к испытаниям второй прототип Т-8-2, отличавшийся сварной кабиной из титановой брони. Позже на него установили бесфорсажные двигатели Р-95Ш (ранее - бесфорсажный РД-9Б), причем для исключения возникавших вибраций хвостовой части машины реактивные сопла двигателей отклонили вниз на 3°, а горизонтальное хвостовое оперение поставили под углом поперечного V в +5° (модификация Т-8-2Д). Следующим шагом стала переработка крыла, которое получило уступы на передней кромке и контейнеры на законцовках, в хвостовой части которых разместили тормозные щитки, и усовершенствование системы управления. К началу госиспытаний прототип был оснащен доработанной прицельно-навигационной системой по типу Су-17М3, позволяющей применять различные образцы управляемого вооружения, а пушечный контейнер заменили на 30-мм двуствольную пушку АО-17А (ГШ-2-30).
18 июня 1979 года был облетан первый предсерийный самолет Т-8-3, собранный на тбилисском авиазаводе, на котором были реализованы все концептуальные решения, заложенные ранее разработчиком в проект нового штурмовика. В апреле - июне 1980 года опытные самолеты Т-8-1Д и Т-8-3 прошли опытную эксплуатацию в Афганистане, продемонстрировав свой высокий боевой потенциал, а 30 декабря была завершена программа госиспытаний - акт был подписан в марте 1981 года, но официально на вооружение Су-25 был принят только в 1987 году. При этом уже в апреле 1981 года Су-25 стали поступать в строевые части, дислоцированные в Афганистане, а с июня они активно принимали участие в боевых действиях. В 1982 году на Су-25 впервые использовали вооружение с лазерной системой наведения - ракеты Х-25МЛ и Х-29Л.
Начиная с предсерийного Т-8-11, штурмовики оснащались бустерным управлением, а с 1987 года стали устанавливать двигатели Р-195 - вариант Р-95Ш со сниженным уровнем теплового излучения (внешнее отличие - размещенные в хвостовой части мотогондолы дополнительные воздухозаборники для охлаждения реактивной струи и затурбинные стекатели, частично экранирующие тепловое излучение лопаток).
Восемь лет боевого применения Су-25 в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. По данным разработчика, за это время летчиками-штурмовиками было выполнено 139 пусков управляемых ракет, из которых 137 (!) поразили назначенные цели, а всего Су-25 совершили около 60 000 боевых вылетов, в которых было потеряно 23 самолета.
<...>
На экспорт предлагались боевые Су-25К (Болгария, Ирак, КНДР и ЧССР) и Су-25ТК, а также учебно-боевые Су-25УБК. Су-25БМ - вариант с двигателями Р-195, оборудованный для буксировки воздушных мишеней ТЛ-70 под левой консолью и способный нести на крыльевых пилонах пороховые ракеты-мишени. Выпущено 50 самолетов.
Всего выпущено около 1300 самолетов семейства Су-25, большинство из которых после распада СССР осталось в России, и в настоящее время они проходят модернизацию под стандарт Су-25СМ. Су-25 разных модификация также достались военным Беларуси, Грузии и Украины, а также поставлялись в Гамбию, Демократическую Республику Конго, Иран, Македонию, Перу, Судан, Чад, Экваториальную Гвинею, Эритрею, Эфиопию и др. Грузия совместно с израильскими компаниями разработала модернизированный вариант Су-25КМ "Скорпион" (прототип облетан в 2001 году).
Варианты вооружения
Су-25 вооружен встроенной двухствольной 30-мм пушкой ГШ-30-2 (с левой стороны внизу фюзеляжа; боезапас 250 снарядов), а также может нести на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески различные средства поражения в контексте суммарной нормальной/максимальной массы боевой нагрузки 1400/4400 кг. На внешних узлах - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; на внутренних и средних узлах - подвесные топливные баки; на всех, кроме внешних, - различные УР классов "воздух-поверхность" (включая "воздух - РЛС"), обычные и управляемые авиабомбы, блоки НАР калибров 57 (максимум 256 ракет), 80 (160), 122 (40), 240 или 266 мм (по 8 ракет последних двух калибров), контейнеры малогабаритных грузов и пр., а на двух внутренних пилонах с каждой стороны - пушечные контейнеры СППУ-22 и СППУ-687.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Су-25
Тип: одноместный штурмовик
Силовая установка: два ТРД Р-195 максимальной тягой 44,13 кН
Летные характеристики: максимальная скорость с нормальной боевой нагрузкой 950 км/ч; практический потолок 7000 м; боевой радиус 300 км; практическая дальность с нормальной боевой нагрузкой на высоте без ПТБ - 640 км, а с четырьмя ПТБ - 800-1250 км; разбег на бетонной/грунтовой ВПП - 550/600 м; пробег на бетонной/грунтовой ВПП - 600/700 м
Масса: пустого 9315 кг; снаряженного 11600 кг; нормальная взлетная 14600 кг; максимальная взлетная 17600 кг
Размеры: размах крыла 14,36 м; длина с ПВД 15,36 м; высота 4,8 м; площадь крыла 30,1 м2
Вооружение: см. текст
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2015-07 / В.Проклов - П.О.Сухой. К 120-летию со дня рождения
Первый опытный самолет Т8-1 - будущий Су-25
-
Мировая Авиация 88
Перекрашенный и полностью восстановленный один из ранних предсерийных самолетов Т8 демонстрируется на российской авиабазе. Ясно виден более тонкий профиль носовой части и воздухозаборник малого сечения, присущий ранней версии "Грача". В ходе испытаний в авариях разбились два Т8. В одном из них погиб летчик-испытатель, Ю.А. Егоров.
-
Мировая Авиация 229
В первую чеченскую войну середины 1990-х годов Су-25, наряду с Су-17М и Су-24, являлся основным ударным самолетом группировки российских войск на Кавказе. Су-25 выполнили тогда более 5000 боевых вылетов;удары наносились в основном неуправляемыми ракетами и обычными бомбами.
-
Мировая Авиация 104
Этот Су-25 раннего выпуска, хранящийся в авиационном музее в Монино, возможно, воевал в Афганистане. Предсерийные Т8 впервые появились на афганской авиабазе Шинданд в 1982 году, прибыв туда для испытаний на боевое применение. Ко времени ухода СССР из Афганистана в 1989 году Су-25 базировались в Баграме под Кабулом.
-
Мир Авиации 2003-03 / В.Морозов - Воздушные рабочие войны /Война в воздухе/
Ведущий пары Су-25 (б/н 01 красный) заруливает на стоянку после завершения полета. Самолет недавно прошел капремонт и имеет свежий камуфляж. Под крылом подвесные топливные баки и блоки Б-8. Буденновск, февраль 2002г.
-
АвиаПарк 2008-04 / Н.Черемухин - Осетинский экзамен: Авиация и ПВО в "пятидневной войне"
Первая серийная шестерка Су-25СМ во дворе 121-го АРЗ, декабрь 2006г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (8)
Стоянка 1 аэ 378 ошап. Баграм, 1987г.
-
Авиация и Космонавтика 2020-07 / С.Дроздов - Военная авиация Кыргызстана
В 2017 г. одному из российских Су-25 с авиабазы Кант присвоено имя Героя Советского Союза Исмаилбека Таранчиева
-
Мировая Авиация 110
Су-25 способен нести на 10 подкрыльевых узлах подвески широкий ассортимент боевой нагрузки. В Афганистане обычно подвешивали две или четыре НАР С-24 на внешних пилонах и бомбы - на внутренних.
-
АвиаМастер 2002-06 / М.Жирохов, В.Марковский - Вторая чеченская... /Кавказский фронт/
"Красные псы" - самолеты одной из штурмовых эскадрилий 4-й Воздушной армии.
-
Мир Авиации 1999-04 / ??? /Галерея/
Су-25 конца 90-х. 4-я Воздушная армия.
-
Авиация и Космонавтика 2013-08 / Д.Пичугин - Из истории 226-го авиационного полка
Су-25 412-й авиабазы. Аэродром Домна, июнь 2013 г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-08 / Д.Пичугин - Из истории 226-го авиационного полка
Плановые полеты 266-го ШАП. Аэродром Степь, июнь 2010 г.
-
Air International 2014-01 / P.Butowski - Russia's Vision 2025 /Military/
A tender for the preliminary design of the PSSh attack aircraft has been won by Sukhoi with an upgrade of its two-seat Su-25UBM Frogfoot.
-
Авиация и Космонавтика 2020-12 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств на территории Таджикистана
Российские Су-25 на учениях в Таджикистане в 2017г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (10)
Стоянка 1 аэ. На переднем плане Су-25 № 05 зав. № 25508109078. Баграм, 1988 г.
-
Air International 2017-05 / A.Mladenov - Fighting Workhorse /Military/
The newly-installed avionics of the Su-25SM has increased automation and self-test capability, making possible a reduction in the aircraft’s pre- and post-flight servicing of some 25 to 30%.
-
Air International 2017-05 / A.Mladenov - Fighting Workhorse /Military/
Frontline attack squadrons equipped with the Su-25 have an active fleet of 12 single-seat plus two to three two-seat aircraft; the attack regiments consist of two squadrons. This example is from the 368th ShAP.
-
Мировая Авиация 111
ВВС РФ доработали часть своих старых штурмовиков до стандарта Су-25СМ. Эти самолеты получили комплекс бортового оборудования "Пантера" и РЛС "Копье-25" и способны нести современные образцы вооружения.
-
Мировая Авиация 130
За исключением двух внешних все подкрыльевые узлы могут использоваться для подвески тяжелого вооружения, а средние пилоны предназначены обычно для контейнеров РЭБ. Штурмовик Су-25 может нести и средства для воздушного боя - например, ракеты Р-60.
-
Air International 2017-05 / A.Mladenov - Fighting Workhorse /Military/
The RuASF intends to keep its existing fleet of Su-25SMs in active service until the early 2030s as the Frogfoots have a lot of unused life in them and the type is subject to a rolling life extension effort.
-
Авиация и Космонавтика 2015-02
Взлет пары Су-25СМ. Аэродром Приволжский
-
Авиация и Космонавтика 2009-01
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-25УБ - Россия - 1981
-
Авиация и Космонавтика 2015-02
Плановые полеты Су-25. Аэродром Приморско-Ахтарск
-
АвиаМастер 2000-06 / М.Жирохов - Карабах. Хроника воздушной войны /Горячая точка/
Самолеты 80-го ОШАП на аэродроме Ситал-Чай, 1992 год. Вскоре эти штурмовики были эвакуированы с территории Азербайджана под угрозой захвата боевиками.
-
Мировая Авиация 110
Угловатый Су-25 стал знаменитым в Афганистане. На этом самолете подвешены два дополнительных топливных бака и четыре мощных неуправляемых ракеты С-24.
-
Air International 1992-10 / F.Rozendaal, R.van Woezik, T.Festner - Bear Tracks in Germany (1)
Штурмовики Су-25 из состава 368-го ОШАП на аэродроме Деммин.
A grey day at Demmin with two Su-25 'Frogfoot As' on the flight-line and a two-seater landing in the distance. 'Red 16' carries flare launchers on the rear of the engine casing.Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-25УБ - Россия - 1981
-
Авиация и Космонавтика 2011-12 / М.Путников - Оперативно-стратегическое учение "Центр-2011"
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-25УБ - Россия - 1981
-
Air International 2017-05 / A.Mladenov - Fighting Workhorse /Military/
A Su-25SM belonging to the 368th ShAP at Budyonnovsk seen during its landing roll with twin-dome parachute deployed.
-
АвиаПарк 2008-04 / Н.Черемухин - Осетинский экзамен: Авиация и ПВО в "пятидневной войне"
Серийный Су-25СМ российских ВВС
-
Air International 2017-05 / A.Mladenov - Fighting Workhorse /Military/
This pair of Su-25s - one upgraded and one non-upgraded machine - belong to the 960th ShAP based at Primirsko-Akhtarsk in the Southern Military District.
-
Авиация и Космонавтика 2015-02
Су-25 в полете над Азовским морем
-
Авиация и Космонавтика 2017-12 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (6)
Один из двух Су-25 в "песочном" камуфляже - N 27. Баграм, 1986г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (10)
Нач.ТЭЧ 2 аэ ст.л-т Н.М. Скибо. Баграм, 1988 г.
-
Air International 2017-05 / A.Mladenov - Fighting Workhorse /Military/
A Su-25SM of the 960th ShAP taking off from Hmeimim Air Base in Syria with a weapon payload of four OFAB-250-270 freefall bombs.
-
Авиация и Космонавтика 2018-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (10)
Стоянка Су-25 второй эскадрильи. Баграм, 1988 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (10)
Подвоз боеприпасов к самолетам. Баграм, 1988 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-12 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (6)
Борт №30 на стоянке с подвеской 2 ФАБ-500, 2 КМГУ и 2 ПТБ-800. Баграм, 1986 г
-
Авиация и Космонавтика 2015-10
Штурмовик Су-25 из состава ГСВГ. Борт 30 - из 357-го ОШАП (аэродром Брандис).
-
Air International 2018-06 / A.Mladenov - Russian Bears sharpen their claws /Military/
The Su-25SM is the mainstay of the FA's attack force, equipping six front-line squadrons, while the enhanced but long-delayed Su-25SM3 is now expected for service introduction this year.
-
Авиация и Космонавтика 2021-02 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Узбекистана
Российские Су-25 на аэродроме Какайды. 1993 год
-
Мировая Авиация 130
В составе 16-й Краснознаменной воздушной армии Группы Советских войск в Германии (ГДР) числились два авиационных полка, имевших на вооружении штурмовики Су-25. Уникальные самолеты воевали в Афганистане, ряде других вооруженных конфликтов.
-
Авиация и Космонавтика 2017-08 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (3)
Летчики 2 аэ: вверху: А. Коляко, С. Койнов, С. Конорев, В. Бондаренко, В. Ешмяков, В. Щелков; средний ряд: А. Артющенко, П. Шабалин, А. Калугин, Ф. Ибрагимов; нижний ряд: С. Рогачев, В. Чемерилов, С. Тарасенко, В. Повесма. Баграм, июнь 1985 г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-12 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (6)
Демонтаж лазерной станции «Кленс-ПС». На переднем плане м-р Бутенко. Баграм, 1986 г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-10
Штурмовик Су-25 из состава ГСВГ. Борт 38 - из 368-го ОШАП (аэродром Темплин).
-
Авиация и Космонавтика 2017-12 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (6)
Второй борт в "песочном" камуфляже (N 38) заруливает на стоянку после боевого вылета
-
АвиаМастер 2002-06 / М.Жирохов, В.Марковский - Вторая чеченская... /Кавказский фронт/
На ВПП выруливает Су-25 с четырьмя блоками НАР Б-8М.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
Russian Sukhoi Su-25 (`Frogfoot-A') armed with a Kh-23 (AS-7 `Kerry') ASM (1999)
-
Авиация и Космонавтика 2018-07 / Д.Пичугин - "Авиадартс" 2018
"Авиадартс-2018"
-
Air International 2018-08 / Airscene
A pair of Su-25s firing 122mm S-13 rockets at the Dubrovichi shooting range.
-
Мировая Авиация 110
Штурмовик проектировался с учетом получения боевых повреждений от огня стрелкового оружия, малокалиберных пушек и даже ракет ПЗРК. В Афганистане Су-25 показал себя очень живучим самолетом. Относительные потери штурмовиков были меньше, чем самолетов любого другого типа.
-
My photos 2017-10 / Russia - Монино - Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-144 - Россия - 1968
-
Авиация и Космонавтика 2014-06
Воздушный парад в честь Дня Победы и 70-летия освобождения города-героя Севастополя
-
Air International 2017-05 / A.Mladenov - Fighting Workhorse /Military/
This Su-25BM, serialled 73, is the first Frogfoot upgraded with the Gefest i T SVP-24-25 digital navigation/attack system operated by the Lipetsk-based combat training and aircrew conversion centre.
-
Air International 2013-08 / News
Sukhoi Su-25 Frogfoot '73' red, carrying an unguided rocket pod waits for a sortie at Voronezh-Baltimor during the Aviadarts competition.
-
Мировая Авиация 113
После Су-27 и Су-24, Су-25 является третьим по численности самолетом во фронтовой авиации России. В авиации СССР всегда придавали большое значение тактическим ударным самолетам, и это же характерно для воздушных сил России.
-
Мировая Авиация 113
Около 700 Су-25 были поставлены фронтовой авиации и авиации ВМФ СССР. Насколько известно, в советское время Су-25 были полностью вооружены 10 полков (в том числе два - в ВМФ). Сегодня около 260 Су-25 продолжают нести службу в России. Большая часть из них принадлежит ВВС, а оставшиеся - ВМФ.
-
Авиация и Космонавтика 2017-09 / Д.Пичугин, А.Зинчук - Воздушный парад над Санкт-Петербургом
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-25УБ - Россия - 1981
-
АвиаПарк 2008-04 / Н.Черемухин - Осетинский экзамен: Авиация и ПВО в "пятидневной войне"
Штурмовики Су-25СМ в Липецком ЦБП и ПЛС
-
Air International 2017-05 / A.Mladenov - Fighting Workhorse /Military/
The first-generation Frogfoot is likely to serve with most of its current operators well beyond 2020, while in Russia it could remain in use until the early 2030s.
-
Air International 2012-04 / News
Frogfoot '87' red/RF-92255 is one of the aircraft already upgraded to Su-25SM3 standard.
-
Air International 2017-05 / A.Mladenov - Fighting Workhorse /Military/
This is the pattern aircraft for the Su-25SM3 upgrade, (c/n 10095, re-worked from the Su-25SM-4 prototoype), pictured in the late 2000s with the new radar jamming system of the Vitebsk-25 self-protection in two pods on the outermost wing hardpoints, 250kg freefall bombs and B13 pods for firing 122mm rockets. The missile approach warning sensors were not installed at that time.
-
Мировая Авиация 229
Чаще всего в боях с Су-25 применялись неуправляемые авиационные средства поражения, хотя самолет способен наносить точечные удары УР "воздух-поверхность" и КАБ с лазерным наведением.
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (8)
Сохранившаяся в оригинальном исполнении эмблема грача на Су-25 зав. № 25508107070. Кубинка, ремфонд 121 АРЗ, 2009 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-10 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Эмблема грача на правом воздухозаборнике Су-25 № 06
-
Мировая Авиация 104
Во время афганской войны советские летчики дали Су-25 прозвище "Грач". Происхождение этого грача неизвестно, но почти все самолеты, служившие в Афганистане, носили такие эмблемы. Многие самолеты сохранили их и после возвращения на базы в СССР и Восточной Германии.
-
Авиация и Космонавтика 2018-10 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Рисунок огнедышащего грача с НАР С-24 в лапах
-
Авиация и Космонавтика 2017-11 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (5)
Су-25 в индивидуальном укрытии с потернами. Баграм, 1985 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (10)
Фото, подаренное к-ну П.В. Шабалину главным конструктором Су-25 В.П. Бабаком
-
Авиация и Космонавтика 2017-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (4)
Начальник ПДС полка ст. л-т Т.А.Кононенко после боевого вылета. Баграм, 1985г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (8)
Командир 2 аэ п/п-к Г.Г. Стрепетов и ст. летчик ст. л-т А.В. Почкин. Фото из журнала «Авиация и Космонавтика» №7 1987 г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-09 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (10)
Зам. к-ра 1 аэ по ПЧ м-р А.А. Арасланов и к-р 1 аэ п/п-к А.В. Поляков. Баграм, 1988 г.
-
Air International 2018-06 / A.Mladenov - Russian Bears sharpen their claws /Military/
Since the early part of this decade, the RuASF has sharply intensified aircrew training, including employment practice of air-to-surface weapons in attack and bomber regiments. The Su-25 Frogfoot fleet is easy to maintain and overhaul, and the type has ample life-extension reserves to remain in frontline service until the early 2030s. The Su-24M Fencer has been among the most problematic aircraft types in the FA fleet, with difficult maintenance and complex flight performance; the type has suffered from serious attrition in the past decade.
-
Авиация и Космонавтика 2018-10 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
Перед вылетом. Баграм, 1988г.
-
Авиация и Космонавтика 2018-10 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (11)
"Грач" рулит на взлет. Баграм, 1988г.
-
Мировая Авиация 243
Надежный и стойкий к боевым повреждениям штурмовик Су-25 остается на сегодня основным самолетом непосредственной огневой поддержки ВВС России.
-
Air International 2017-05 / A.Mladenov - Fighting Workhorse /Military/
Currently the RuAF has between 160 and 170 Su-25s in active service or undergoing deep maintenance and upgrade.
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (2)
На маршруте до цели.
-
Авиация и Космонавтика 2017-07 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (2)
«Грачи» идут домой.
-
Мировая Авиация 110
Для противодействия ПЗРК, особенно FIM-82A Stinger, количество тепловых ловушек на Су-25 увеличили вдвое, со 128 до 256, путем установки четырех блоков на мотогондолах.
-
Авиация и Космонавтика 2014-10 / В.Морозов - Авиация в боевых действиях на Юго-Востоке Украины, весна-лето 2014г. /Авиация в боевых действиях/
Штурмовик Су-25 во время боевого вылета
-
Air International 2018-02 / V.Trendafilovski - Russian military aviation in Crimea /Military/
Two Su-25SMs of 37 SAP firing live S-25-O air-to-ground rockets at Pogonovo range near Voronezh on June 17, 2017 during the Aviadarts 2017 competition.
-
АвиаМастер 2002-06 / М.Жирохов, В.Марковский - Вторая чеченская... /Кавказский фронт/
Звено "Грачей" вернулось с боевого задания, аэродром Моздок, январь 2000г.
-
Air International 2018-06 / Airscene
Six Su-25 Frogfoots trailing red, blue and white smoke approach Red Square, Moscow with St Nicholas Tower in the foreground.
-
Авиация и Космонавтика 2010-06
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-29 (9-13) - Россия - 1984
-
Авиация и Космонавтика 2015-06 / Участники Парада Победы 9 мая 2015 г.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-29 (9-13) - Россия - 1984
-
Авиация и Космонавтика 2023-10
Авиадартс-2021. Отборочный этап в ЮВО.
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / А.Коротков - Они были первыми
Су-25 на стоянке 80 ошап
-
Мир Авиации 2003-03 / В.Морозов - Воздушные рабочие войны /Война в воздухе/
Стоянка Су-25 в Буденновске. На снимке справа - один из трех имеющихся в полку самолетов бывшей пилотажной группы "Небесные гусары" (борт "87", синий). Февраль 2002г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-06 / В.Савицкий - Будни ВКС в Сирии
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-34 / Су-32 / Су-27ИБ - Россия - 1990
-
Авиация и Космонавтика 2017-12 / А.Коротков - В Баграме и Кандагаре (6)
Фотоконтрольный прибор «Пеликан». Баграм, 1986 г.
-
Air International 1992-10 / M.Badrocke - Russian Revelations
Under the Sukhoi Su-25K 'Frogfoot' was this large box-like store housing night vision equipment. Its production status is unknown.
-
АвиаПарк 2008-04 / Н.Черемухин - Осетинский экзамен: Авиация и ПВО в "пятидневной войне"
Штурмовики Су-25 в процессе модернизации в цехе 121-го АРЗ
-
Air International 2011-01 / News
Sukhoi Su-25 '06' white is seen undergoing overhaul at the 121 ARZ, Kubinka, at the time of the facility's 70th anniversary.
-
Авиация и Космонавтика 2006-07
Аэросвит-2006
-
Авиация и Космонавтика 2014-10 / В.Морозов - Авиация в боевых действиях на Юго-Востоке Украины, весна-лето 2014г. /Авиация в боевых действиях/
Штурмовики Су-25 ВВС Украины. Фото 2013 г.
-
Air International 2015-04 / A.Mladenov, K.Grozev - Ukraine's Asymmetric Battlefield /Military/
Su-25M1 '04' was gunned down on July 23, 2014 while attacking separatist positions at Saur-Mogila height. Its wreckage was found not far from the city of Shakhtyorsk in the Donetsk region.
-
Авиация и Время 2014-02 / А.Котлобовский, Р.Мараев - Невозможная война
В прошедших в конце марта широкомасштабных учениях Воздушных сил Украины приняли участие и штурмовики Су-25М1 из состава 299-й бригады тактической авиации
-
Авиация и Время 2012-06 / С.Дроздов - На руинах Великого и Могучего (6)
Су-25М1 (на заднем плане) и Су-25 из 299-й бригады тактической авиации Воздушных сил Украины. Аэродром Кульбакино, 5 декабря 2012 г.
-
Air International 2015-04 / A.Mladenov, K.Grozev - Ukraine's Asymmetric Battlefield /Military/
Su-25M1 '08' took a hit during a combat mission near Starobeshevo (reportedly a mobile SAM system). Pilot, Capt Vladislav Voloshin, ejected and was recovered by Ukrainian troops.
-
Авиация и Космонавтика 2018-11 / М.Никольский - Настоящие штурмовики сегодня
Су-25М1 ВВС Украины
-
Авиация и Время 2018-05 / В.Романенко - Чистое небо-2018
Штурмовик Су-25М1К из 299-й бригады тактической авиации
-
Авиация и Время 2012-04 / С.Дроздов - На руинах Великого и Могучего (4)
Штурмовик Су-25 из 206-й штурмовой авиабазы BBC и войск ПВО Беларуси
-
Air International 2014-09 / News
Belarusian Air Force and Air Defence Corps Sukhoi Su-25 Frogfoot-A ‘32’ white at Lipetsk during Aviadarts-2014.
-
Авиация и Время 2012-01 / С.Дроздов - На руинах Великого и Могучего (2)
Су-25 из 121-й штурмовой эскадрильи ВВС Армении
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / С.Дроздов - Военная авиация Армении
Штурмовики Су-25 с опознавательными знаками Армении и МиГ-25, угнанный из Азербайджан
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-25П / МиГ-25ПД - Россия - 1964
-
Авиация и Космонавтика 2019-04 / С.Дроздов - Военная авиация Армении
Ан-124 доставил в Армению Су-25 из Словакии
Другие самолёты на фотографии: Антонов Ан-124 Руслан - Россия - 1982
-
Авиация и Время 2020-06 / А.Котлобовский - Над горами карабахскими. Авиация во Второй Карабахской войне
Азербайджанские Су-25 из 411-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи сыграли важную роль в ходе победной кампании
-
Авиация и Космонавтика 2018-08 / С.Дроздов - Крылья над берегами Каспия
Су-25 ВВС Азербайджана
-
Авиация и Космонавтика 2018-08 / С.Дроздов - Крылья над берегами Каспия
На этом снимке можно насчитать, как минимум, 15 азербайджанских Су-25
-
Air International 2019-10 / P.Butowski - Aviadarts 2019 /Military/
Winner of the attack category was Kazakh Air Defence Force Su-25 02.
-
Авиация и Космонавтика 2010-12 / Д.Пичугин - Взаимодействие 2010
Су-25 ВВС Казахстана на учениях "Взаимодействие 2010"
-
Авиация и Космонавтика 2015-02
Взлетает Су-25 ВВС Казахстана. Аэродром Шагол, Челябинск
-
Авиация и Космонавтика 2010-12 / Д.Пичугин - Взаимодействие 2010
Су-25 ВВС Казахстана на учениях "Взаимодействие 2010"
-
Авиация и Космонавтика 2010-12 / Д.Пичугин - Взаимодействие 2010
Су-25 ВВС Казахстана на учениях "Взаимодействие 2010"
-
Авиация и Космонавтика 2010-12 / Д.Пичугин - Взаимодействие 2010
Учения "Взаимодействие 2010"
-
Авиация и Космонавтика 2020-11 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Туркменистана
Взлетает Су-25 ВВС Туркмении, прошедший ремонт в Кубинке
-
Авиация и Космонавтика 2012-05
Су-25 ВВС Туркменистана
-
Авиация и Время 2012-03 / С.Дроздов - На руинах Великого и Могучего (3)
Су-25 из 67-го смешанного авиаполка ВВС Туркменистана. Сентябрь 2011 г.
-
Air International 2012-05 / News
A batch of three Sukhoi Su-25 Frogfoots of the Turkmenistan Air Force departed Kubinka air base outside Moscow on March 31, 2012 having been overhauled by the 121 Aviatsionny Remontny Zavod (aviation repair facility). The aircraft (including '05' blue, seen here) returned to Mary, where they are based. This is the second batch to have been worked on at Kubinka.
-
Авиация и Космонавтика 2020-11 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Туркменистана
Учения с участием Су-25 и Ми-8 (???) ВВС Туркменистана
-
Авиация и Космонавтика 2021-02 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Узбекистана
В полете пара узбекских Су-25
-
Авиация и Космонавтика 2021-02 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Узбекистана
Су-25 ВВС Узбекистана
-
Мировая Авиация 104
Су-25К из 2-го смешанного авиаполка словацких ВВС на авиашоу в Кошице. На словацкие Су-25 часто наносили яркие декоративные рисунки, одна из таких машин представлена на снимке. С 1996 года и до списания в 2003 году самолеты Су-25К ВВС Словакии базировались в Малацки-Кучине.
-
Мировая Авиация 116
Словакия отказалась от использования Су-25 из-за сокращения военного бюджета. Из 12 Су-25, полученных словаками при разделе имущества чехословацких ВВС, десять были проданы Армении.
-
Air International 1995-08 / T.Festner - Slovakian Air Power
Sukhoi Su-25Ks of 2 Letka, 33rd Air Base on the flight line at Trencin where they were based before the reorganisation. The 33rd Air Base now operates from Malacky and Trencin houses the maintenance contractor of the Slovak Air Force, LOT.
-
Мировая Авиация 88
В ответ на натовское прозвище Frogfoot ("лягушачья лапка") один чешский Су-25К раскрасили в декоративный "лягушачий" камуфляж и нарисовали на хвосте жабу, разбивающую молотком танк. Самолет в этой шуточной окраске с успехом демонстрировался на различных авиашоу в Чехии и других европейских странах.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
Sukhoi Su-25 (`Frogfoot-A') close support aircraft of Czech Air Force (1998)
-
Мировая Авиация 116
Чехословацкий Су-25 выкатывают из бетонного укрытия. Если бы холодная война превратилась в настоящую, эти самолеты должны были наносить удары по бронетехнике НАТО.
-
Мировая Авиация 104
Самолет Су-25К чешских ВВС, вооруженный шестью 20-зарядными контейнерами Б-8М1 для 80-мм ракет и несущий баки объемом 800л на внутренних пилонах. ЧССР стала первым экспортным заказчиком штурмовиков Су-25. В 1984-1985 годах 30-й "Остравский" штурмовой авиаполк получал машины этого типа в Гоадец-Кралове.
-
Мировая Авиация 104
Из-за установки двуствольной 30-мм пушки ГШ-30-2 по левому борту передней части фюзеляжа у самолета смещена немного вправо передняя опора шасси. Защитный щиток снижает риск попадания грязи в двигатель при действиях с неподготовленных ВПП.
-
Air International 1985-07 / Airdata File
Having now seen three years of operational service in Afghanistan, the Su-25 Frogfoot close air support aircraft is being more extensively deployed by the Soviet Air Forces and is also being supplied to other WarPac members, the first recipient being Czechoslovakia which received this type last year. An Su-25 in Czechoslovak service is seen here.
-
Авиация и Космонавтика 2017-12 / А.Младенов, К.Грозев - ВВС Болгарии. В ожидании перемен
Су-25К в своей естественной среде - в маловысотном полете, вооружение - четыре блока УБ-32М и две учебные ракеты «воздух-воздух» УЗР-60Т
-
Air International 2012-03 / News
Sukhoi Su-25Ks 246 (c/n 25508110046) and 253 (c/n 25508110053) of 22 Shturmova Aviacionna Basa (ground attack air base), Bulgarian Air Force. The aircraft will remain in service for at least another year.
-
Air International 2018-10 / Airscene
Bulgarski Voenno Vzdushni Sili Su-25K 253 with its drag chutes extended after landing at Bezmer Air Base, home of the 22 Shturmova Aviacionna Basa (22.ShtAB or 22 Wing).
-
Air International 2016-11 / Airscene
Bulgarski Voenno Vzdushni Sili (BVVS or Bulgarian Air Force) Su-25K Frogfoot, serial number 197, painted with special tail markings to commemorate 30 years of service with the BVVS.
-
Мировая Авиация 88
Су-25 - штурмовик, проверенный в боях по всему миру и сражавшийся во многих войнах. Летчики десятков стран оценили эту грозную боевую машину. На снимке: болгарский штурмовик Су-25К (экспортный вариант Су-25).
-
Мировая Авиация 116
Болгарский Су-25 на фоне C-130E американских ВВС на базе Безмер, Болгария, во время учений "Thracian Spring" в 2008 году. Созданные для уничтожения техники НАТО в Европе, Су-25 ныне действуют с бывшими противниками.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed C-130 Hercules - США - 1954
-
Авиация и Космонавтика 2017-09 / М.Йорданов - Учения "Шабла-2017"
Другие самолёты на фотографии: Aero L-39 Albatros - Чехословакия - 1968
-
Air International 2020-11 / News: Commercial, Military
A newly refurbished Bulgarian Air Force Su-25K 246 at Bezmer Air Base awaiting re-assembly after being returned from Belarus on board an Il-76TD, on September 22, 2020. Accompanied by Su-25UBK 002, they were the first two of eight fighters being upgraded by Air Repair Plant 558 (ARZ558) at Baranovichi in Belarus.
-
Мировая Авиация 116
Болгария. Единственным оператором Су-25 в Европе остается Болгария, получившая 36 Су-25К и четыре Су-25УБК. Они состоят на вооружении 22-го истребительно-бомбардировочного авиаполка (22 ИБАП), базирующегося в Безмере. Самолеты поделены между двумя эскадрильями. В конце 2008 года Болгария провела программу продления ресурса 12 Су-25. Эти машины (включая шесть Су-25, доработанных в соответствии со стандартами НАТО) будут оставаться на вооружении до конца 2010 или начала 2011 года.
-
Авиация и Космонавтика 2014-02 / В.Морозов - Самый горячий фронт холодной войны /Зарубежные ВВС/
Ким Чен Ир осматривает Су-25К 55-го ГвИБАП. Начало 2000-х гг. Съемка телевидения КНДР
-
Авиация и Космонавтика 2014-02 / В.Морозов - Самый горячий фронт холодной войны /Зарубежные ВВС/
Митинг на фоне Су-25К 55-го ГвИБАП. Хорошо видны белые бортовые номера. Вызывает удивление ВГК на пилоте справа - зачем ему высотное снаряжение на дозвуковом "Граче"? 2000-е гг. Съемка телевидения КНДР
-
Авиация и Космонавтика 2014-02 / В.Морозов - Самый горячий фронт холодной войны /Зарубежные ВВС/
МиГ-29 56-го ГвИАП ВВС КНА. Съемки телевидения КНДР, 2000-е гг. На фото слева на заднем плане видны Су-25К 55-го ГвИБАП. По-видимому, оба эти полка базируются на одном аэродроме
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-29 - Россия - 1977
-
Авиация и Космонавтика 2017-02 / А.Голец - Авиашоу "Вонсан-2016"
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-21С / МиГ-21М / МиГ-21СМ - Россия - 1963
-
Авиация и Космонавтика 2014-07 / Д.Пичугин - Военно-воздушные силы страны Инков /Зарубежные ВВС/
Штурмовики Су-25 ВВС Перу, авиабаза Талара, 2005 г.
-
Мировая Авиация 229
С 1980-х годов Су-25 использовались в нескольких странах Африки. На данном Су-25К летали летчики южноафриканской компании "Executive Outcomes", сражаясь в 1993-1995 годах с силами UNITA. На самолет подвешено шесть блоков НАР УБ-32-57, каждый блок снаряжался 32 ракетами С-5 калибра 57 мм.
-
История Авиации 34 / С.Франчук - Война в стране какао /По следам наших птиц/
Су-25 в ангаре. Судя по всему, эта машина уже в летном состоянии
-
АвиаМастер 2001-03 / М.Жирохов - Дельталеты против танков /Горячая точка/
Группа грузинских летчиков на фоне Су-25. Внизу - общий вид той же машины.
-
Мировая Авиация 231
После объявления независимости Грузия быстро создала свои ВВС, основу ударной авиации которых составили штурмовики Су-25, прошедшие модернизацию на Тбилисском авиазаводе (модернизированный вариант предлагался предприятием на экспорт и известен как Су-25КМ «Скорпион»).
-
Авиация и Время 2013-05 / С.Франчук - Боевые крылья Грузии
Единственный "оригинальный" Су-25 в старой окраске. Марнеули, октябрь 2004 г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-09 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Грузии
Штурмовики Су-25 достаточно долго состояли на вооружении ВВС Грузии
-
Air International 2008-11 / A.Brookes - Georgia Air War Analysed /Military/
One or two of the nine Georgian Air Force combat capable Sukhoi Su-25 Frogfoots were lost during the conflict.
-
Мировая Авиация 202
Воздушная война в Южной Осетии. 8-12 августа 2008г.: 8 августа в Южную Осетию вошли грузинские войска - регулярные части и резервисты при поддержке танков, артиллерии и РСЗО. С воздуха наступление поддерживали штурмовики Су-25, вертолеты Ми-8 и Ми-24, которые нанесли удары по столице Южной Осетии Цхинвали. Грузинские войска были быстро остановлены Российской армией. Численность группировки ВС РФ составила от 6000 до 10000 человек с бронетехникой и артиллерией. В тот же день части Северо-Кавказского военного округа вошли на территорию Грузии. Наступление поддерживали Су-25 и Су-24 4-й Воздушной армии, а также вертолеты Ми-24. Ударную авиацию прикрывали истребители МиГ-29 и Су-27. В операции принимали участие части ВДВ, самолеты ДРЛОиУ, РЭБ. Несмотря на полное доминирование в воздухе ВВС РФ, Грузия заявила о десяти сбитых российских самолетах. Россия признала потерю четырех самолетов (три Су-25 и один Ту-22М3). Был сбит как минимум один грузинский Су-25, несколько грузинских самолетов уничтожено на земле. 11 августа президент РФ Д. А. Медведев объявил о завершении военной операции, а на следующий день при содействии Евросоюза было заключено перемирие. Вывод российских войск из Грузии начался 19 августа.
-
Мировая Авиация 229
В военных событиях августа 2008 года в Южной Осетии Су-25 использовались и Россией, и Грузией. На снимке - грузинский Су-25КМ "Скорпион", модернизированный с помощью израильской компании "Elbit Systems" и получивший "стеклянную" кабину и оборудование, совместимое со стандартами НАТО. Модернизация обеспечила совместимость СУВ самолета с американскими КАБ серии "Paveway".
-
АвиаПарк 2008-04 / Н.Черемухин - Осетинский экзамен: Авиация и ПВО в "пятидневной войне"
Первый экземпляр Су-25КМ с рекламно-декоративной эмблемой, изображавшей некий гибрид самолета и скорпиона, представлял грузинскую авиапромышленность и предлагался потенциальным заказчикам на Парижском авиасалоне 2001 года
-
АвиаПарк 2008-04 / Н.Черемухин - Осетинский экзамен: Авиация и ПВО в "пятидневной войне"
Первый экземпляр Су-25КМ "Скорпион" ВВС Грузии.
"Scorpion" оснащен новой системой применения оружия (WDNS), значительно увеличивающей точность при использовании обычных боеприпасов. Управление самолетом осуществляется в соответствии с концепцией HOTAS, а у пилота имеется нашлемный индикатор. Изготовлено всего восемь таких машин, находящихся на вооружении ВВС Грузии и Туркменистана. -
Авиация и Время 2002-04 / "Фарнборо-2002"
На авиасалоне Farnborough-2002 Тбилисский авиазавод и Израильская фирма Elbit Systems продемонстрировали модернизированный штурмовик Су-25 "Скорпион"
-
Авиация и Время 2013-05 / С.Франчук - Боевые крылья Грузии
Штурмовая эскадрилья на стоянке. Марнеули, июль 2007 г.
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-25УБ - Россия - 1981
-
Авиация и Время 2008-05 / М.Жирохов - Маленькая миротворческая война
Шеренга Су-25КМ и Су-25УБ ВВС Грузии на авиабазе "Марнеули", 2007г.
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-25УБ - Россия - 1981
-
Air International 2005-09 / News: Headline, Military, Civil, Accidents
Seen on the ramp at Banjul-Yundum International Airport, Gambia, in July 2005 was the Gambian Air Force’s sole aircraft, former Georgian Air Force Su-25 '81 Blue', which arrived at Banjul in April 2004, still in full Georgian markings, but has now had a Gambian flag applied to the fin. To its right are Air Tractor AT-802As DOSA-1 and DOSA-2, which were handed-over to the Gambian Government at Banjul on April 23 after completing a ferry flight from the USA. They will be used for pest control and fire-fighting.
Другие самолёты на фотографии: Air Tractor AT-800 - США - 1990
-
АвиаПарк 2008-04 / Н.Черемухин - Осетинский экзамен: Авиация и ПВО в "пятидневной войне"
Сборка "скорпионов" на тбилисском авиазаводе "Тбилавиамшени"
-
Авиация и Космонавтика 2018-11 / М.Никольский - Настоящие штурмовики сегодня
Су-25 в цеху авиазавода в Тбилиси
-
Air International 2017-05 / A.Mladenov - Fighting Workhorse /Military/
A look at the final assembly hall of the TAM plant in Tbilisi, Georgia. This image dating from the late 2000s shows newly-built single- and two-seat airframes, most likely intended for delivery to Azerbaijan
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-58 - Россия - 1994
-
АвиаПарк 2008-04 / Н.Черемухин - Осетинский экзамен: Авиация и ПВО в "пятидневной войне"
Сборка Су-25 на заводе "Тбилавиамшени", справа - легкомоторные самолеты Як-58
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-58 - Россия - 1994
Тип фотографий