RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Россия

Год : 1975

Одноместный штурмовик

Су-25

   Осенью 1969 года проект Т-8 ОКБ П.О. Сухого (будущий Су-25 "Грач") был признан победителем в конкурсе на штурмовик нового поколения для советских ВВС (главным конкурентом Т-8 был штурмовик Ил-102). Причем с самого начала работ по перспективному штурмовику разработчик пошел по пути создания простого в производстве и неприхотливого в обслуживании боевого самолета, способного работать по оперативным вызовам Сухопутных войск и приспособленного к эксплуатации минимально подготовленным летным и наземным составом.
   Первый летный прототип, Т-8-1 (Т-8-0 предназначался для прочностных испытаний), был облетан 22 февраля 1975 года, а в декабре того же года был достроен и приступил к испытаниям второй прототип Т-8-2, отличавшийся сварной кабиной из титановой брони. Позже на него установили бесфорсажные двигатели Р-95Ш (ранее - бесфорсажный РД-9Б), причем для исключения возникавших вибраций хвостовой части машины реактивные сопла двигателей отклонили вниз на 3°, а горизонтальное хвостовое оперение поставили под углом поперечного V в +5° (модификация Т-8-2Д). Следующим шагом стала переработка крыла, которое получило уступы на передней кромке и контейнеры на законцовках, в хвостовой части которых разместили тормозные щитки, и усовершенствование системы управления. К началу госиспытаний прототип был оснащен доработанной прицельно-навигационной системой по типу Су-17М3, позволяющей применять различные образцы управляемого вооружения, а пушечный контейнер заменили на 30-мм двуствольную пушку АО-17А (ГШ-2-30).
   18 июня 1979 года был облетан первый предсерийный самолет Т-8-3, собранный на тбилисском авиазаводе, на котором были реализованы все концептуальные решения, заложенные ранее разработчиком в проект нового штурмовика. В апреле - июне 1980 года опытные самолеты Т-8-1Д и Т-8-3 прошли опытную эксплуатацию в Афганистане, продемонстрировав свой высокий боевой потенциал, а 30 декабря была завершена программа госиспытаний - акт был подписан в марте 1981 года, но официально на вооружение Су-25 был принят только в 1987 году. При этом уже в апреле 1981 года Су-25 стали поступать в строевые части, дислоцированные в Афганистане, а с июня они активно принимали участие в боевых действиях. В 1982 году на Су-25 впервые использовали вооружение с лазерной системой наведения - ракеты Х-25МЛ и Х-29Л.
   Начиная с предсерийного Т-8-11, штурмовики оснащались бустерным управлением, а с 1987 года стали устанавливать двигатели Р-195 - вариант Р-95Ш со сниженным уровнем теплового излучения (внешнее отличие - размещенные в хвостовой части мотогондолы дополнительные воздухозаборники для охлаждения реактивной струи и затурбинные стекатели, частично экранирующие тепловое излучение лопаток).
   Восемь лет боевого применения Су-25 в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. По данным разработчика, за это время летчиками-штурмовиками было выполнено 139 пусков управляемых ракет, из которых 137 (!) поразили назначенные цели, а всего Су-25 совершили около 60 000 боевых вылетов, в которых было потеряно 23 самолета.
<...>
   На экспорт предлагались боевые Су-25К (Болгария, Ирак, КНДР и ЧССР) и Су-25ТК, а также учебно-боевые Су-25УБК. Су-25БМ - вариант с двигателями Р-195, оборудованный для буксировки воздушных мишеней ТЛ-70 под левой консолью и способный нести на крыльевых пилонах пороховые ракеты-мишени. Выпущено 50 самолетов.
   Всего выпущено около 1300 самолетов семейства Су-25, большинство из которых после распада СССР осталось в России, и в настоящее время они проходят модернизацию под стандарт Су-25СМ. Су-25 разных модификация также достались военным Беларуси, Грузии и Украины, а также поставлялись в Гамбию, Демократическую Республику Конго, Иран, Македонию, Перу, Судан, Чад, Экваториальную Гвинею, Эритрею, Эфиопию и др. Грузия совместно с израильскими компаниями разработала модернизированный вариант Су-25КМ "Скорпион" (прототип облетан в 2001 году).


Варианты вооружения

   Су-25 вооружен встроенной двухствольной 30-мм пушкой ГШ-30-2 (с левой стороны внизу фюзеляжа; боезапас 250 снарядов), а также может нести на 10 подкрыльевых узлах внешней подвески различные средства поражения в контексте суммарной нормальной/максимальной массы боевой нагрузки 1400/4400 кг. На внешних узлах - УР "воздух-воздух" Р-60/60М; на внутренних и средних узлах - подвесные топливные баки; на всех, кроме внешних, - различные УР классов "воздух-поверхность" (включая "воздух - РЛС"), обычные и управляемые авиабомбы, блоки НАР калибров 57 (максимум 256 ракет), 80 (160), 122 (40), 240 или 266 мм (по 8 ракет последних двух калибров), контейнеры малогабаритных грузов и пр., а на двух внутренних пилонах с каждой стороны - пушечные контейнеры СППУ-22 и СППУ-687.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Су-25

   Тип: одноместный штурмовик
   Силовая установка: два ТРД Р-195 максимальной тягой 44,13 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость с нормальной боевой нагрузкой 950 км/ч; практический потолок 7000 м; боевой радиус 300 км; практическая дальность с нормальной боевой нагрузкой на высоте без ПТБ - 640 км, а с четырьмя ПТБ - 800-1250 км; разбег на бетонной/грунтовой ВПП - 550/600 м; пробег на бетонной/грунтовой ВПП - 600/700 м
   Масса: пустого 9315 кг; снаряженного 11600 кг; нормальная взлетная 14600 кг; максимальная взлетная 17600 кг
   Размеры: размах крыла 14,36 м; длина с ПВД 15,36 м; высота 4,8 м; площадь крыла 30,1 м2
   Вооружение: см. текст

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 104

    Су-25К из 2-го смешанного авиаполка словацких ВВС на авиашоу в Кошице. На словацкие Су-25 часто наносили яркие декоративные рисунки, одна из таких машин представлена на снимке. С 1996 года и до списания в 2003 году самолеты Су-25К ВВС Словакии базировались в Малацки-Кучине.

  • Мировая Авиация 116

    Словакия отказалась от использования Су-25 из-за сокращения военного бюджета. Из 12 Су-25, полученных словаками при разделе имущества чехословацких ВВС, десять были проданы Армении.

  • Air International 1995-08 / T.Festner - Slovakian Air Power

    Sukhoi Su-25Ks of 2 Letka, 33rd Air Base on the flight line at Trencin where they were based before the reorganisation. The 33rd Air Base now operates from Malacky and Trencin houses the maintenance contractor of the Slovak Air Force, LOT.

  • Мировая Авиация 88

    В ответ на натовское прозвище Frogfoot ("лягушачья лапка") один чешский Су-25К раскрасили в декоративный "лягушачий" камуфляж и нарисовали на хвосте жабу, разбивающую молотком танк. Самолет в этой шуточной окраске с успехом демонстрировался на различных авиашоу в Чехии и других европейских странах.

  • Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY

    Sukhoi Su-25 (`Frogfoot-A') close support aircraft of Czech Air Force (1998)

  • Мировая Авиация 116

    Чехословацкий Су-25 выкатывают из бетонного укрытия. Если бы холодная война превратилась в настоящую, эти самолеты должны были наносить удары по бронетехнике НАТО.

  • Мировая Авиация 104

    Самолет Су-25К чешских ВВС, вооруженный шестью 20-зарядными контейнерами Б-8М1 для 80-мм ракет и несущий баки объемом 800л на внутренних пилонах. ЧССР стала первым экспортным заказчиком штурмовиков Су-25. В 1984-1985 годах 30-й "Остравский" штурмовой авиаполк получал машины этого типа в Гоадец-Кралове.

  • Мировая Авиация 104

    Из-за установки двуствольной 30-мм пушки ГШ-30-2 по левому борту передней части фюзеляжа у самолета смещена немного вправо передняя опора шасси. Защитный щиток снижает риск попадания грязи в двигатель при действиях с неподготовленных ВПП.

  • Air International 1985-07 / Airdata File

    Having now seen three years of operational service in Afghanistan, the Su-25 Frogfoot close air support aircraft is being more extensively deployed by the Soviet Air Forces and is also being supplied to other WarPac members, the first recipient being Czechoslovakia which received this type last year. An Su-25 in Czechoslovak service is seen here.

  • Мировая Авиация 229

    С 1980-х годов Су-25 использовались в нескольких странах Африки. На данном Су-25К летали летчики южноафриканской компании "Executive Outcomes", сражаясь в 1993-1995 годах с силами UNITA. На самолет подвешено шесть блоков НАР УБ-32-57, каждый блок снаряжался 32 ракетами С-5 калибра 57 мм.