Мировая Авиация 243
-
Су-2 поначалу высоко оценили летчики тех подразделений, на вооружение которых он поступил. Однако, несмотря на свою высокую по тем временам скорость, самолет оказался уязвим от зенитного огня и истребителей противника и уступил место в строю штурмовику Ил-2.
Бе-200ЧС, противопожарный вариант Бе-2000, может забрать 12 т воды всего за 12 секунд при высоте волн до 1,20м.
Двухместные учебно-тренировочные Су-7 получили в НАТО обозначение "Moujik" ("Мужик"), Всего их было выпущено 411 штук.
Надежный и стойкий к боевым повреждениям штурмовик Су-25 остается на сегодня основным самолетом непосредственной огневой поддержки ВВС России.
Учебно-боевой самолет Су-25УБ остается в эксплуатации ряда стран мира. На фотографии - один из двух самолетов Су-25УБК болгарских ВВС.
Этот Ту-160 назван в честь Николая Кузнецова и выставлялся в экспозиции подмосковного авиашоу МАКС-2011. Н.Д. Кузнецов - знаменитый советский конструктор авиационных и ракетных двигателей. На фотографии хорошо видна двухколесная тележка носовой стойки шасси с аэродинамическими дефлекторами и щитками, препятствующими попаданию грязи в воздухозаборники двигателей.
Ту-160 - главное ударное средство авиационной компоненты Стратегических ядерных сил России. Пилотируемый самолет - носитель ракет с ядерными боевыми частями имеет большую "стратегическую гибкость", чем баллистические ракеты морского или наземного базирования, но зато они являются более уязвимыми в случае превентивного удара противника с применением ядерных и обычных средств поражения. Самолет "Василий Решетников" назван в честь командующего Дальней авиацией ВВС СССР в 1969-1980 годы.
Как и любой другой образец высокотехнологичной техники, Ту-160 требует своевременного и тщательного технического обслуживания силами наземного персонала. Самолеты Ту-160 были основной ударной силой 184-го ГвТБАП, но до их получения в полк поступили Ту-22М3. Свой первый ракетоносец дислоцированный в Прилуках авиаполк получил в апреле 1987 года, а всего в двух эскадрильях на 1991 год имелось 19 таких машин.
Один из первых серийных Ту-160 в Прилуках. Особенности конструкции самолета Ту-160 позволили разместить в фюзеляжных и крыльевых топливных баках 148 000 кг топлива. На крейсерской скорости порядка М=0,77, когда отъемные части крыла имеют стреловидность 35° (среднее положение), это дает возможность самолету совершить без дозаправки полет на дальность около 14000 км.
Установленные на Ту-160 двигатели НК-32 являются, пожалуй, самыми мощными из всех, что размещались на боевых самолетах, и обеспечивают ракетоносцу превосходные взлетно-посадочные и летные характеристики. С целью обеспечения нормального расхода воздуха на режимах взлета и посадки на боковой стенке каждого воздухозаборника имеется пять (на ранних машинах, как на фотографии) или шесть створок подпитки, открывающихся автоматически.
"Сердцем" конструкции Ту-160 является его мощный и прочный центроплан, отъемные части крыла оснащены развитой механизацией, включая предкрылки по всему размаху их носовой части, двухщелевые закрылки и флапероны на хвостовой части, а также интерцепторы.
Один из ранних ракетоносцев Ту-160 из 1096-го ТБАП ВВС России готовится принять топливо от самолета-заправщика Ил-78. Обратите внимание, что крыло находится в заднем положении, а поворотные гребни - подняты (что необычно при выполнении реальной дозаправки). Самолеты-заправщики Ил-78 входили изначально в состав тех же дивизий, что Ту-160 и Ту-95МС.
В хвостовой части размещены многочисленные антенны бортового комплекса обороны и других систем. В хвостовом конусе расположена антенна системы РЭБ, а под черными панелями - пусковые устройства отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей.
Ту-160. Данный стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 стал одним из 19 самолетов, переданных, начиная с апреля 1987 года, 184-му Гвардейскому тяжелому бомбардировочному авиаполку (ГвТБАП) в Прилуках (Украина). После распада Советского Союза авиабаза в Прилуках отошла к Украине, после длительных переговоров оставшиеся после сокращений в рамках договора СНВ-1 восемь бомбардировщиков Ту-160 в 1999-2000 годах были переданы России в счет украинского госдолга. Еще один бомбардировщик остался в Полтавском музее авиации и космонавтики.
Ту-160
С самолета P-3 Orion из "Aero Union" демонтировано все целевое поисковое и противолодочное оборудование, а под фюзеляжем установлен бак емкостью 11356 л. Сброс противопожарной смеси выполняется через восемь управляемых бортовым компьютером створок.
TM379 - прототип Seafire Mk 45, созданный на базе Spitfire Mk 21. Для эксплуатации с кораблей самолет оснастили посадочным гаком, флотской радиостанцией и креплением для запуска с катапульты.
Як-24 имел обширное остекление пилотской кабины, в которой располагались два пилота и радист/стрелок, который вел огонь из установленного под кабиной 12,7-мм пулемета (боезапас - 150 патронов). Данный Як-24 принимал участие в испытаниях по вертолету-заправщику и сегодня находится в Центральном музее ВВС в Монино.
Получивший в НАТО кодовое обозначение «Horse», Як-24 долгое время страдал от проблем с вибрациями и боковой управляемостью. На снимке представлен вертолет раннего выпуска.
Як-24 стал амбициозным проектом советской авиационной промышленности, но опередил свое время - по ряду причин эксплуатанты предпочли его более простым и надежным в эксплуатации Ми-6.
"Желтый 85" был одной из четырех предсерийных машин, показанных в Тушино и имевших V-образный стабилизатор. Также виден триммер руля направления.
Як-24 впервые показали на авиационном параде в Тушино в июле 1955 года. На фотографии - из грузовой кабины вертолета выезжает ГАЗ-69 с буксируемой пушкой.
Этот "желтый 62" стал последним серийным Як-24 (обратите внимание на стабилизатор с концевыми шайбами). В 1959 году вертолет был оснащен выдвижной подфюзеляжной платформой с кинокамерами, обеспечивающими круговой обзор. Данная машина использовалась для съемок документального фильма о Ленинграде.
В 1959 году "желтый 35" привлекался к работам в качестве летающего крана - перевез множество металлических и деревянных конструкций для восстановления поврежденного в годы Второй мировой войны комплекса зданий Царского Села под Ленинградом (ныне Санкт-Петербург).
"Желтый 35" получил ряд усовершенствований, планировавшихся для Як-24У, исключая, конечно, более широкий фюзеляж. Як-24У предназначался для перевозки полезной нагрузки большей массы и имел более широкий, на 40 см, фюзеляж.
DC-6 из французской службы Securite Civile в противопожарной конфигурации с баками и распылительными устройствами, установленными вне герметичного фюзеляжа. Такой подход упрощает доработку самолета в противопожарный.
МиГ-23М поставлялись в строевые части фронтовой авиации ВВС СССР на замену истребителям МиГ-21 и применялись в основном для завоевания превосходства над полем боя, но также применялись и для штурмовки наземных целей. Самолеты также поступали в истребительную авиацию советской ПВО (на фотографии - в светло-серой окраске), где эксплуатировались наряду с МиГ-21, Су-9, Су-11 и Су-15 в роли перехватчиков.
Экспортный МиГ-23МС отличался сокращенным составом БРЭО и вооружения. В частности, самолет оснащался РЛС РП-21 (по типу МиГ-21), установленной под укороченным носовым обтекателем, а поставки осуществлялись в ряд стран, включая Ливию (на рисунке).
Данный МиГ-23М, сфотографированный в середине 1980-х годов, несет ракеты Р-23 и Р-60, а также подфюзеляжный топливный бак. МиГ-23М стал первой по-настоящему серийной модификацией МиГ-23. Всего ВВС и ПВО страны получили около 1300 истребителей.
Данный Hercules оборудован модульной авиационной противопожарной системой, включающей пять баков для реагента Phos-Check (на фотографии) и два компрессора для сжатия воздуха. Сброс реагента производится через сопла на рампе.
Су-11 совмещал в себе планер Су-9 и новую РЛС РП-11 "Орел" с дальностью обнаружения 5-23 км, а также обладал возможностью применения ракет К-8М (Р-8М). Данный самолет находится в Музее ВВС России в Монино.
Су-9 (на фотографии) и Су-11 стали наиболее многочисленными серийными сверхзвуковыми истребителями в ИА ПВО СССР и составляли ядро советской ПВО в 1960-1970 годы.
Sukhoi Su-9 all-weather fighter, with four underwing mountings for "Alkali” missiles
PZL P.37 Los. Данный самолет (№ 72.91 / код "864-N") изображен на момент вторжения германских войск в Польшу в сентябре 1939 года.
PZL P.37Abis (№ 72.14) имел гражданскую регистрацию SP-BNL и использовался для маркетинговых и демонстрационных целей. Самолет был построен весной 1938 года и демонстрировался на выставке в Белграде с мая по июнь 1938 года, а также на 16-м парижском авиасалоне в том же году. Накануне войны он был передан 212-му бомбардировочному звену ВВС Польши.
Главной причиной тяжелых потерь бомбардировщиков Los в сентябре 1939 года стало их применение преимущественно в отсутствие истребительного прикрытия. На начало германского вторжения в 1939 году польские ВВС располагали только четырьмя звеньями бомбардировщиков Los.
Фотография приемки новых бомбардировщиков Los. Весной 1939 года выпуск самолетов передали с авиазавода № 1 в Варшаве на новый завод в Милеце (авиазавод №2). Первый построенный здесь Los был облетан 4 июля 1939 года. До начала войны предприятие почти успело завершить сборку еще пяти машин.
МиГ-23УБ польских ВВС.
Командование вооруженных сил стран НАТО высоко оценивало боевой потенциал советских фронтовых бомбардировщиков Су-24 - дислоцированные в Восточной Европе самолеты могли в сжатые сроки нанести мощные удары по войскам НАТО, в том числе ядерным оружием. На рисунке - Су-24М.
Беларусь после распада СССР получила 22 Су-24М и 12 Су-24МР. По некоторым данным, все Су-24 были сняты с вооружения белорусских ВВС в 2012 году. Этот Су-24М запечатлен на авиашоу в польском Радоме в 2009 году.
Опытный Су-24МК запечатлен с максимальной бомбовой нагрузкой и окрашен в темно-коричневый/зеленый цвет (верхние поверхности), который применялся на самолетах ВВС Алжира.
Су-17М4 с конца 1970-х по начало 1990-х годов являлись одними из самых многочисленных типов истребителей-бомбардировщиков советских ВВС. На рисунке - самолет, вооруженный УР "воздух-поверхность" Х-23, 57-мм пушечными контейнерами и УР "воздух-воздух" К-73.
Су-5 представлял собой опытный одноместный истребитель-перехватчик с комбинированной силовой установкой - поршневым двигателем ВК-107А и вспомогательным компрессорным воздушно-реактивным двигателем (ВРДК).
Су-26 стал первым в целом семействе спортивных и учебно-тренировочных самолетов разработки ОКБ им. П. О. Сухого. Су-26М, Су-29/29М и Су-31 принимали участие во множестве чемпионатов и показательных выступлений на авиашоу. Последний Су-26, Су-26М-3, был приобретен в 1999 году западным покупателем за 215 тысяч долларов.
Су-31 стал дальнейшим развитием спортивного самолета Су-26М. На данном самолете литовский пилот Юргис Кайрис выступал на авиашоу в Польше в 2009 году.
В 1990 году Ангола получила пару двухместных Су-22УМ-3К - для обучения летчиков для своих 14 Су-22М-4К. Самолеты входили в состав 26-го авиаполка и применялись против отрядов УНИТА.
Польский Су-22УМ3К выруливает для взлета во время международного авиашоу "Royal International Air Tattoo" в Великобритании, 2010 год. По состоянию на 2013 год около 170 самолетов Су-22 оставались на вооружении Анголы, Вьетнама, Йемена, Польши и Сирии.
Су-9 во многом напоминал немецкий реактивный истребитель Me 262 и оснащался двумя ТРД РД-10, позволявшими ему развивать скорость до 885 км/ч. В серию самолет, однако, не пошел.
Су-25УТГ был разработан специально для подготовки летчиков палубной авиации отечественного Военно-Морского Флота и проходил испытания на борту тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов".
Специализированный Бе-12П забирает в баки 6000 л воды за 75 секунд. Самолет может сбросить 42 т воды на удалении 10 км от места ее забора.
Су-7БКЛ был разработан специально для эксплуатации с небетонированных ВПП, для чего оснащался колесно-лыжным шасси. Самолет мог брать до четырех подкрыльевых ПТБ. Чехословацкие Су-7БКЛ прошли доработку по типу Су-7БМК.
После Египта вторым крупнейшим эксплуатантом Су-7 стала Индия, чьи ВВС получили с 1968 года более 150 единиц Су-7БМК. Они поступили в шесть эскадрилий и внесли большой вклад в ход войны с Пакистаном в 1971 году.
The Su-7BM, seen early in its IAF service career, was acquired for the roles of offensive air support, counterair, short-term interdiction and tactical reconnaissance.
Модернизация МиГ-23-98 предусматривала повышение возможностей истребителя по ведению воздушного боя на дальних дистанциях. Планировалось применение новой РЛС и ракет Р-27 и Р-77 (четыре видны на демонстраторе).
Внутрифирменное обозначение МиГ-23МЛ - "изделие 23-12", самолет хорошо отличим по обрезанному килю. Новая машина отличалась лучшими маневренными характеристиками, особенно на больших углах атаки. На фотографии - в целом внешне идентичный МиГ-23МЛА, имевший возможность применения усовершенствованных ракет Р-24Р/Т.
(Поднятый с боевого дежурства МиГ-23МЛД вооружен ракетами P-24 и Р-60 ???)
В Корее Seafire FR.Mk 47 активно привлекались для обстрела береговых целей. Оснащенный дополнительными ракетными ускорителями VP461 несет по одной 227-кг бомбе под каждой консолью крыла, плюс подфюзеляжный ПТБ емкостью 227 л.
Вторым этапом в программе Seafire стало создание Mk 46, на котором внедрили воздушные винты Rotol противоположного вращения. Этот LA542 - второй из 24 серийных самолетов Mk 46.
Прототип Mk 47, PS944, показан со сложенным вручную крылом, что позволило эксплуатировать самолет на авианосцах. Большинство Mk 47 имело гидравлический привод складывания крыла.
Mk 47 с полной боевой нагрузкой в виде двух 227-кг бомб и тремя подвесными топливными баками общей емкостью около 614 л - подфюзеляжным на 409 л и двумя подкрыльевыми баками по 102 л.
Ранний серийный Seafire Mk 47 зацепился гаком за трос аэрофинишера во время посадки на британский авианосец.
Seafire FR.Mk 47, "180/P", с полной боевой нагрузкой выполняет взлет с палубы авианосца "Триумф", находящегося у берегов Кореи (июль 1951 года). При полной боевой нагрузке взлет осуществлялся с помощью дополнительных ракетных ускорителей.
Supermarine Seafire Mk 47 on board HMS Triumph.
Третий Mk 47, PS946, отличим по новому крылу, внедренному на Spitfire Mk 21 и затем устанавливавшемуся на всех модификациях Spitfire/Seafire. PS946 стал первым самолетом, оснащенным двигателем Griffon 88 с непосредственным впрыском топлива.
Су-15 отличался высокой скороподъемностью и скоростью полета на больших высотах, и поэтому стал отличным выбором для авиации Войск ПВО СССР. Впрочем, вначале перехватчик не имел возможности перехвата низковысотных целей.
На базе перехватчика Су-15ТМ был создан двухместный учебно-тренировочный самолет Су-15УМ, который не имел РЛС и ряда других систем, но мог применять ракеты Р-60 и нести пушечные контейнеры.
Бразильские A-1 и TA-1 вначале несли двухтоновый серый камуфляж и двухбуквенный тактический код в стиле ВВС США. Код "SC" на этом TA-1 из состава 1-й эскадрильи 16-го авиакрыла означает принадлежность к авиабазе Санта-Круз. Знаменитая эскадрилья "Adelphi" стала первым подразделением бразильских ВВС, вооруженным самолетами AMX (самолеты получены в 1989 году) и решавшим ударные и разведывательные задачи.
Ghibli из состава 51-го полка итальянских ВВС отошел от американского самолета-заправщика KC-10A Extender, Афганистан, декабрь 2009 года. Из внешних подвесок на самолете видны только два подвесных топливных бака. Данные машины ценили за возможность передачи разведданных на наземные КП в реальном масштабе времени.
Участие в операции "Allied Force" в 1999 году стало звездным часом для AMX, показавшего себя надежным и эффективным самолетом - с большой продолжительностью полета и современным навигационным и иным оборудованием.
В итальянских ВВС самолеты AMX решают преимущественно задачи огневой поддержки и нанесения бомбоштурмовых ударов, но также привлекаются к борьбе с судоходством противника, хотя ПКР не несут. В боевом составе ВВС Италии находятся 49 самолетов A-11B (в трех эскадрильях) и 12 двухместных TA-11A/B в учебном подразделении.
Итальянские самолеты AMX принимали участие в американских учениях "Red Flag", ежегодно проводимых на авиабазе Неллис в штате Невада. На фотографии - AMX во время очередного вылета в рамках учения 2009 года.
Начиная с 2012 года, итальянские Ghibli обозначаются как A-11. Ранние одноместные машины стали A-11A, а модернизированные - A-11B.
Бразильские A-1 отличаются от итальянских машин наличием спаренной 30-мм пушки DEFA. Приведенный A-1 несет новейший темно-зеленый/средне-серый камуфляж и запечатлен на авиабазе Натал во время учения в ноябре 2010 года.
После завершения подготовки первых летчиков бразильские ВВС в октябре 1989 года получили первые три самолета AMX, которые были направлены в аэрокосмический технический центр в Сан-Жосе-дус-Кампусе.
Do 18D поступил на вооружение Люфтваффе в 1938 году. Данная машина в августе 1939 года принадлежала 3-й эскадрилье 406-й разведывательной группы (3./Ku.Fl. Gr.406), дислоцировавшейся в германском Хёрнуме. Хорошо видны открытые стрелковые точки.
D-ANHR стал единственным представителем Do 18F - самолет специальной постройки, с увеличенной дальностью полета и крылом увеличенного размаха. Он также стал одним из последних Do 18, собранных в Манцеле.
D-ANHR in its original form as the Do 18F, this being a special extended-range model with an enlarged wing, and one of the last Do 18s off the Manzell assembly line.
На фотографии - Do 18V3 "Aeolus". В один из дней самолет "Zephir" совершил первый полет с Азорских островов в Нью-Йорк, a "Aeolus" в тот же день отправился из Хорты в Гамильтон на Бермудах, а на следующий день - в Нью-Йорк.
Один из Do 18E компании DLH в готовности к пуску с катапульты тендера - применение последних позволило увеличить дальность действия коммерческих летающих лодок. Тендеры находились в Батурсте (Гамбия) и Фернандо-де-Норонья (Бразилия) и обслуживали южно-атлантический маршрут.
Этот D-ARUN "Zephir" являлся предсерийным Do 18D, но достраивался как Do 18E. Самолет за 22 часа 12 минут преодолел расстояние от Хорты на Азорских островах до Нью-Йорка. Компания DLH также получила еще три самолета, которые оснащались двигателями Jumo 6C и получили названия "Zyklon","Aeolus" и "Pampero". Do 18 имел экипаж из двух пилотов и радиста.
D-ARUN Zephir. a pre-production Do 18D completed to Do 18E standards for DLH and flown non-stop Horta-New York.
На фотографии - предсерийный Do 18D-01. Отличительной особенностью летающих лодок фирмы "Dornier" были стабилизирующие спонсоны.
The first pre-production Do 18D (D-AJII) delivered for trials to Fliegerstaffel (F) List in 1936
Do 18D-2 несет на капоте обозначения 2-й эскадрильи 506-й разведывательной группы (2./Ku.Fl.Gr.506). До войны группы имели три эскадрильи - 1-я и 3-я оснащались машинами малой дальности, а 2-я эскадрилья располагала самолетами дальней разведки Do 18D. Всего имелось пять таких эскадрилий.
A Do 18D-2 of 2./Ku.Fl.Gr 406 (60 + A42) displaying the "Iron Hand" Staffel emblem on the side of the forward engine cowling.
Противопожарные самолеты Grumman TBM Avenger (B33 и E68) из авиационной службы долины Хемет, Калифорния, демонстрируют тушение пожара с воздуха. Оба самолета в 1975-1976 годах передали Канаде после вступления в силу запрета на полеты в США одномоторных противопожарных самолетов. E33 (N9711Z/C-GLEH) списали в мае 1984 года.
Вертикальное оперение Philippine Mars окрашено в белый цвет, а вертикальное оперение Hawaii Mars - в красный. Оба самолета особенно эффективны для нанесения первого удара по очагу пожара, но и потом они способны поддерживать высокий темп борьбы с огнем.
Martin JRM-3 Mars. Компания "Forest Industries Flying Tankers" (FIFT) из Порт- Элберни, Британская Колумбия, приступила к использованию для борьбы с пожарами гигантских самолетов Mars в 1960 году. В 2007 году летающие лодки продали "Coulson Forest Products", они эксплуатируются до сих пор.
Первый опытный самолет семейства CSeries, FTV1, был представлен на заводе компании "Bombardier" в Мирабеле под Монреалем в марте 2013 года. Окончательная сборка авиалайнеров будет осуществляться на новой сборочной линии компании - рядом с имеющейся линией, где собираются самолеты CRJ700 и CRJ900.
Приборное оборудование пилотской кабины построено на базе комплекта авионики "Pro Line Fusion" компании "Rockwell Collins" с 15-дюймовыми многофункциональными индикаторами. Впервые на самолетах "Bombardier" применены боковые ручки управления, а опционально возможна установка индикаторов на фоне лобового стекла.
Широкий фюзеляж позволяет разместить в пассажирском салоне эконом-класса кресла по пять в ряд по схеме 2+3, при этом на каждый ряд кресел имеется свой иллюминатор увеличенного размера. Багажные полки имеют на 25% увеличенную вместимость по сравнению с аналогами.
Сегодня существуют две модификации авиалайнеров семейства CSeries - модель CS 100 вместимостью 110 пассажиров и удлиненный CS300 на 130 пассажиров в базовом варианте. Компания также предлагает вариант CS300 "повышенной вместимости" - на 160 мест.
Планами компании "Bombardier" предусматривалось выполнение первого полета первого опытного авиалайнера в июне 2013 года, однако срок был перенесен. По программе летных испытаний планируется привлечь 5 машин и налетать 2400 часов.
Заказы на авиалайнеры CSeries канадская компания-разработчик получила даже несмотря на финансово-экономический кризис в 2008-2009 годах. Руководство "Bombardier" надеется, что удача не отвернется от компании и возрождающаяся мировая экономика приведет к новым заказам.
Официальный старт программе создания самолетов серии CS дан в июле 2008 года после того, как "Bombardier" получила от "Lufthansa" письмо о намерении приобрести 60 самолетов (плюс 30 в опционе). На сегодня имеется твердый контракт на 30 CS100, которые поступят в эксплуатацию компании "Swiss".
На данных рисунках показаны модели CS100 (три вида) и CS300 (только боковой вид).