PZL P.37 Los
Страна: Польша
Год: 1936


Средний бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
P.37 Los
P.Z.L. P.37 Los
Flight, December 1938
The Paris Aero Show
Фотографии

P.37 Los

Средний бомбардировщик, двухместный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 3 человека. Спроектирован в КБ фирмы "Панствове заклады лотниче" (PZL) под руководством Е.Домбровского. Первый полет опытный образец PZL-37/I совершил 1 июля 1936 г. Серийное производство развернули с октября 1937 г. на заводах PZL в Варшаве и Мельце. Всего выпущено 126 экз.
Вооружение 3x7,69, бомбы до 2580 кг.
PZL-37 состоял на вооружении в Польше с января 1938 г., в Румынии - с октября 1939 г.
Основные серийные модификации:
   - PZL-37A с моторами "Пегасус" XIIB и однокилевым оперением;
   - PZL-37A с моторами "Пегасус" XIIB и двухкилевым оперением;
   - PZL-37B с моторами "Пегасус" XX и двухкилевым оперением.
Первое боевое применение - в сентябре 1939 г. при обороне Польши от немецкой агрессии. Румынские ВВС использовали "лоси" в войне с Советским Союзом с июня 1941 г. по май 1944 г.
Производство PZL-37B было прекращено в сентябре 1939 г. после захвата заводов немцами. Самолеты польских ВВС частично эвакуировали в Румынию, где их интернировало румынское правительство. В Румынии "лоси" сняли с вооружения в июне 1944 г.


PZL-37B||
Размах:||17,93 м
Длина:||12,92 м
Моторы, количество х мощность:||2x910 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8900 кг
Максимальная скорость:||445 км/ч
Практический потолок:||9250 м
Дальность:||2600 км

P.Z.L. P.37 Los

В начале Второй мировой войны самолет P.37 Los оказался единственным бомбардировщиком польских ВВС, соответствовавшим требованиям того времени.
   Компания P.Z.L. разработала проект перспективного бомбардировщика P.Z.L.3 в ответ на техническое задание польского Управления аэронавтики, но финансовые трудности, сопровождавшие деятельность компании в 1930 году, не позволили ей перевести проект в стадию практической реализации.
   Следующей разработкой компании стал вариант гражданского транспортного самолета P.Z.L.30, который не вызвал интереса у покупателей и был переделан в прототип бомбардировщика. Позднее самолет, доработанный компанией L.W.S., пошел в серию под обозначением L.W.S.4 Zubr.
   Затем специалисты компании P.Z.L. спроектировали двухмоторный бомбардировщик-моноплан, и в 1935 году компания получила контракт на постройку трех прототипов. Первый из них под обозначением P.31/I был облетан в конце июня 1936 года. Успешные испытания самолета, оснащенного двумя звездообразными двигателями Bristol Pegasus XII мощностью 873 л. с., позволили получить контракт на 30 бомбардировщиков под обозначением P.37A Los A. Производство их было завершено в 1938 году – первые 10 самолетов имели однокилевое хвостовое оперение, а последние 20 - двухкилевое. Последний вариант хвостового оперения был испытан на прототипе P.37/II, который также использовался в процессе отработки различных двигателей производства "Fiat", "Gnome-Rhone" и "Renault" в классе мощности 1000 л. с.
   P.37A был продемонстрирован в 1938 году на выставке в Белграде и на Парижском авиасалоне, где вызвал большой интерес со стороны заказчиков. В итоге были получены экспортные заказы на 35 бомбардировщиков модификации P.37C, оснащенных двигателями Gnome-Rhone 14N.07 мощностью 970 л.с.: Болгария заказала 15 самолетов, а Югославия - 20. Румыния и Турция заказали, соответственно, 30 и 10 бомбардировщиков P.37D с двигателями Gnome-Rhone 14N.20/21 мощностью 1050 л. с.
   Кроме того, Турция заказала комплектующие для 15 самолетов и приобрела лицензию на их производство. Поставки этих экспортных бомбардировщиков были запланированы на июнь 1940 года, но в результате ни один из них передан заказчикам не был.
   В начале 1938 года стартовали поставки в ВВС Польши самолетов модификации Los A, причем все самолеты оснащались двойным управлением для использования в качестве учебных для переподготовки пилотов. Поставки P.37B Los B, который отличался измененным фонарем кабины, двухколесными основными стойками шасси и двигателями Pegasus XX, были начаты в конце 1938 года. В общей сложности было заказано 150 самолетов, но затем приоритет был отдан поставкам истребителей, и объем заказа сократили до 100 машин. Однако до начала Второй мировой войны успели передать лишь 70 машин. Из всех самолетов Los B, находившихся на вооружении на тот момент, только 36 были полностью укомплектованы для боевого применения, но чуть позже их количество выросло еще на 9 машин.
   Считается, что 26 самолетов из указанного количества были уничтожены в боевых вылетах, а 17 сентября 1939 года уцелевшие самолеты и еще 20 других бомбардировщиков P.37 были отправлены в Румынию, где поступили на вооружение национальных ВВС. Усовершенствованный вариант P.37 планировался к разработке и постройке под обозначением P.49 Mis и должен был оснащаться двигателями мощностью до 1600 л. с. Прототип находился в стадии сборки, но из-за быстрого продвижения немецких войск был уничтожен.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   P.Z.L. P.37/II Los

   Тип: средний бомбардировщик с экипажем из трех человек
   Силовая установка: два звездообразных ПД Bristol Pegasus XX мощностью 925 л. с. (690 кВт), сборка которого выполнялась P.Z.L.
   Летные характеристики: максимальная скорость 445 км/ч; практический потолок 9145 м; дальность полета с бомбовой нагрузкой 2200 кг - 1500 км
   Масса: пустого 4280 кг; максимальная взлетная 8900 кг
   Размеры: размах крыла 17,95 м; длина 5,09 м; площадь крыла 53,50 м2
   Вооружение: три 7,7-мм пулемета в носовой, надфюзеляжной и подфюзеляжной стрелковых установках, плюс до 2580 кг бомб

Flight, December 1938

The Paris Aero Show

MILITARY TYPES REVIEWED

Bombers and General-Purpose Types

   Poland’s reply to machines of this type is the P.Z.L. Elan, which is in large-scale production for Government. The version Polish-built Pegasus XXs somewhat peculiar N.A.C.A. cowlings, which rapidly diminish in diameter. Another unorthodox feature is the four-wheeled undercarriage, which is not evident at the Salon, being retracted into the nacelles and completely covered by fairings.
   The monoplane wing is an extraordinarily low aspect ratio and makes the fuselage appear very short, though it is, in fact, of excellent shape. The nose portion has a good deal of transparency and carries a gun with a limited arc of fire. Two other guns are fitted farther aft. Large cells in the fuselage and wing will accommodate a load of about 5.680 lb. of bombs, though with this load the range is only about 800 miles. Actually the projectile load for a range of 1,365 miles is 3,880 lb.
Бомбардировщик P.37b Los X/I группы в Улеже.
PZL P.37 Los В. Бомбардировщик PZL P.37 Los являлся самым современным самолетом польских ВВС. 36 машин данного типа состояли на вооружении четырех эскадрилий (211-я и 212-я эскадрильи Х/1 полка, 216-я и 217-я эскадрильи XV/1 полка) бомбардировочной бригады. Изображена двухкилевая модификация самолета - Los Е.
PZL P.37 Los. Данный самолет (№ 72.91 / код "864-N") изображен на момент вторжения германских войск в Польшу в сентябре 1939 года.
PZL Р-37 «Лось» тактический №206 из 77-й бомбардировочной эскадрильи, сбитый в воздушном бою над аэродромом Болгарийка
Бомбардировщик PZL P.37B Los.
The P.Z.L. P.27 Medium Bomber (two P.Z.L. "Pegasus" engines).
Второй прототип PZL P.37/II (№ 72.2) во время испытаний в конце 1937 года. Самолет заменил собой первый прототип, разбившийся 20 июня 1938 года, и имел ряд отличий, включая новые двигатели Bristol Pegasus XX, двухкилевое хвостовое оперение и новое шасси.
POLISH POLISH, 1938: The new P. Z. L. P37 high-performance bomber is one of the latest additions to European military types. Its performance is comparable with the Bristol Blenheim. The wings, including the covering, are of metal construction. Slotted flaps, complete with recessed king-posts and hinges, extend from the fuselage to the ailerons. The leading edges are slotted from the wing-tips to the engine nacelles.
PZL-37Abis польских ВВС
Another view of the Los, showing the fine fuselage entry with its abundance of transparent panelling. The cowlings of the Pegasus engines are of unusual formation and the four-wheeled undercarriage is another unorthodox feature.
The Polish twin-engine PZL-37 bomber (which is shown fitted with Pegasus engines);
A portion of the P.Z.L. stand with the Wolf light twin-engined fighter in the foreground and the Elan twin-engined bomber. The sharp tapering of the cowlings on the Elan are noteworthy.
One of the best Continental bombers in production to-day is the Polish P.Z.L. Los with two Bristol Pegasus engines. The low aspect ratio of the wing is a notable feature.
PZL P.37Abis (№ 72.14) имел гражданскую регистрацию SP-BNL и использовался для маркетинговых и демонстрационных целей. Самолет был построен весной 1938 года и демонстрировался на выставке в Белграде с мая по июнь 1938 года, а также на 16-м парижском авиасалоне в том же году. Накануне войны он был передан 212-му бомбардировочному звену ВВС Польши.
P.37 был хорошим бомбардировщиком, но поставлялся в польские ВВС в очень незначительном количестве, чтобы оказать заметное влияние на ход боевых операций в годы Второй мировой войны.
The Los (two Bristol Pegasus built under licence) is a standard bomber type of Poland's Air Force. In many respects it is comparable with our Handley Page Hampden.
Бомбардировщик "Лось" к началу войны только начинал осваиваться в войсках
Бомбардировщики "Лошь" и истребители P.11a и P.11c на полевом аэродроме.
Главной причиной тяжелых потерь бомбардировщиков Los в сентябре 1939 года стало их применение преимущественно в отсутствие истребительного прикрытия. На начало германского вторжения в 1939 году польские ВВС располагали только четырьмя звеньями бомбардировщиков Los.
В начале военных действий ВВС Польши располагали небольшим количеством P.37 Los. Эта машина была хорошим бомбардировщиком, но не смогла оказать ощутимого воздействия на захватчиков. Несколько Р.37 смогли уйти в Румынию.
Фотография приемки новых бомбардировщиков Los. Весной 1939 года выпуск самолетов передали с авиазавода № 1 в Варшаве на новый завод в Милеце (авиазавод №2). Первый построенный здесь Los был облетан 4 июля 1939 года. До начала войны предприятие почти успело завершить сборку еще пяти машин.
Бомбардировщики PZL P.37A Los.
Ион Кулури в кабине своего PZL-37 «Лось» №210
Pilot’s of the Polish Air Force before departing in their Los bombers. It would appear that their personal equipment, like their flying material, is of good quality. Points to note are the padded helmets and the Irvin parachute harness (including back type).
Устаревшие истребители P.11 не могли эффективно вести борьбу за господство в воздухе, что предопределило и быструю гибель даже таких довольно современных бомбардировщиков как "Лось" и "Карась".
P.11c fighters of the 1st (Warsaw) Air Regiment at Okecie airfield - with Lo's bombers in the background - at the end of February 1939. In the spring, the Warsaw fighter squadrons were formed into the Pursuit Brigade.
Twenty-two usable PZL 37 medium bombers (201 to 222) which fled to Romania in 1939 were sufficient to form ‘Escadrilas’ 76 and 77 for the invasion of the USSR in 1941, but losses and lack of spares led to the breaking up of ‘Escadrila’ 77 early in the campaign. In May 1944, ‘Escadrila’ 76 was briefly pressed back into action as the Red Army reached the Romanian frontier, but further losses and the enduring shortage of spares soon cut operations short.
Взлетает PZL-37 (борт №210). Командира звена 77-й эскадрильи Иона Кулури
Румынский PZL-37B «Лось» 4-й группы в полете. 22 июня румыны потеряли, как минимум, два PZL-37 "Лось"
На нижней поверхности "Лося" хорошо видны закрашенные "шаховницы" и буква "N"
The bomb cells on the Polish twin-engine PZL-37 bomber;
Кабина трофейного "Лося". Фотоснимки сделаны в НИИ ВВС осенью 1939г.
В кабине этого "Лося" было двойное управление
"Лось" с крылом, поврежденным истребителем И-15 на рулежке
Обломки PZL Р-37 «Лось» №206, сбитого истребителями 67-го ИАП западнее аэродрома Болгарийка
PZL-37B
P.Z.L. P.37B Los B