Embraer, Aermacchi AMX
Страна: International
Год: 1984


Одноместный самолет непосредственной авиационной поддержки и разведывательный
Описание
Фотографии:

Цветные фото (72)
AMX International

   В апреле 1978 года фирмы "Aeritalia" и "Aermacchi" объединили свои средства, чтобы выполнить тактико-технические требования ВВС Италии к многоцелевому самолету - истребителю-разведчику. Программа получила дополнительный импульс в 1980 году, когда к ней присоединилась Бразилия. Были разработаны единые требования к самолету, включившие использование короткой ВПП, высокую дозвуковую крейсерскую скорость и наличие навигационной и "боевой" авионики, что позволило заключить в июле 1981 года соглашение о совместной поставке 266 самолетов. В это количество входило 79 ударных (штурмовых) и учебных самолетов AMX для Бразилии (обозначены A-1 и A-1B соответственно) и 187 для Италии, плюс шесть прототипов с поточных линий "Aeritalia", " Aermacchi " и бразильской "Embraer". Было также заключено соглашение о лицензионном производстве турбовентиляторных двигателей Rolls-Royce Spey Mk807 в Италии.
   Первый AMX поднялся в воздух в испытательном центре фирмы "Aeritalia" в мае 1984 года, первые два прототипа бразильской сборки появились в октябре 1985 года. К сожалению, 1 июня 1984 года первый итальянский прототип разбился на взлете из-за проблем с двигателем, но все же разработки были завершены созданием еще четырех прототипов.
   Конструкция истребителя включала в себя систему управления по принципу "двух ручек" (с помощью РУД и ручки управления), инерциальную навигационную систему, индикатор отображения информации на фоне лобового стекла и дисплеи на панели приборов, цифровую базу данных, комплекс активных и пассивных средств РЭБ и оборудование для дозаправки в воздухе.
   К середине 1998 года заказ был увеличен до 332 самолетов, включая 66 двухместных AMX-T (известных в Бразилии под обозначением A-1B). При сохранении размеров и боевых возможностей одноместного AMX (в Бразилии A-1) в учебной модификации топливный бак за кабиной был заменен на второе катапультируемое кресло Martin-Baker Mk 10L, что привело к уменьшению дальности полета. Первый из трех прототипов AMX-T впервые поднялся в воздух в Италии 14 марта 1990 года, а первый полет бразильского двухместного прототипа из-за финансовых проблем был отложен до 14 августа 1991 года. Модификации AMX-T, оснащенные РЛС, ценились в Бразилии и Италии за свою всепогодность, высокую боеготовность и возможность использования в морской авиации. В Италии успешно прошли испытания применения с самолета противокорабельной ракеты Exocet. В роли разведывательного самолета AMX может нести наружные контейнеры с фото- или ИК-аппаратурой или оснащаться любыми блоками датчиков, крепящимися снаружи в передней части фюзеляжа.
   Пилоты итальянских ВВС приступили к учебным полетам на AMX в 1988 году, в боевую эскадрилью первый самолет был поставлен 7 ноября 1989 года. Бразильское подразделение A-1 получило этот самолет 17 октября 1989 года.
   К концу 2008 года в Италии насчитывалось 60 боеготовых AMX, а в Бразилии - 52. Большая часть итальянских самолетов (55) были оснащены новой авионикой и оборудованием для боеприпасов JDAM (Joint Direct Attack Munition). Итальянские машины хорошо показали себя в союзных силах НАТО и были направлены с ними в Афганистан. Самолеты останутся в эксплуатации до 2015 года, пройдя модернизацию в 2009 году.
   Бразилия осуществляет более активную программу модернизации, разработанную совместно фирмой "Embraer" и израильской "Elbit systems". 53 одноместных и два двухместных самолета оснащены контейнерами с прицельным оборудованием Litening, системой Reccelite и ракетами "воздух-воздух" A-Darter Denel. Модернизированные самолеты получили обозначения A-1M и A-1BM - одно- и двухместный соответственно.
   Венесуэла стала единственным иностранным покупателем, заказав в сентябре 1998 года 12 усовершенствованных самолетов AMX-T в качестве ударных и учебно-тренировочных. Но к апрелю 2007 года заказ все еще не был выполнен, а затем из-за американского эмбарго заказ пришлось аннулировать.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   AMX International AMX

   Тип: одноместный самолет непосредственной авиационной поддержки и разведывательный
   Силовая установка: один турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce Spey RB.168 Mk 807, производства Fiat/Piaggio/Alfa Romeo Avio/CELMA тягой 49,06 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 914 км/ч на высоте 10 975 м; максимальная скороподъемность 3124 м/мин от уровня моря; практический потолок 13 000 м; длина разбега при максимальной взлетной массе 982 м; перегоночная дальность полета 3336 км с двумя 1100-литровыми сбрасываемыми баками; радиус действия на малых высотах с боевой подвеской 907 кг - 556 км, при действиях по схеме "большая - малая - большая высота" с боевой нагрузкой 2722 кг-926 км
   Масса: пустого 6700 кг; максимальная взлетная 13000 кг
   Размеры: размах крыла 10,0 м по направляющим ракет на законцовках крыла; длина 13,58 м; высота 4,576 м; площадь крыла 21,0 м2
   Вооружение: одна встроенная 20-мм пушка M61A1 (или две встроенные 30-мм пушки DEFA 554) плюс боевая нагрузка до 3800 кг на внешней подвеске
Prototypes
The second prototype of the Aeritalia/Aermacchi/Embraer AMX light attack aircraft which made its international debut at the recent Paris Air Show.
15 мая 1984г.: с аэродрома фирмы "Aeritalia" в Турине поднялся в воздух первый прототип итало-бразильского легкого штурмовика АМХ.
Пилоты по достоинству оценили кабину AMX и ее оборудование. Летчик имеет хороший обзор из кабины, а органы управления скомпонованы по принципу HOTAS. Индикатор на лобовом стекле OMI/Selenia обеспечивает летчика всей полетной и навигационной информацией, позволяя также применять оружие, а слева на приборной доске находится многофункциональный индикатор компании «Alenia».
The first Brazilian prototype of the Aeritalia/Aermacchi/Embraer AMX light fighter.
В рамках программы испытаний AMX осуществлялось применение различных типов авиационных средств поражения. На фотографии - сброс 454-кг авиабомб Mk 83.
Прототипы AMX несли итальянские и бразильские опознавательные знаки. Самолет на переднем плане оснащен приборно-измерительной штангой, а итальянская машина на заднем плане имеет черный носовой обтекатель, под которым установлена БРЛС.
Бразильские ВВС требовали обеспечить самолету возможность дозаправки в полете - шестой прототип AMX проходил соответствующие испытания, принимая топливо от KC-130H (на снимке) и KC-137 на высоте 1219 - 9144 м.
Italy
An AMX taking off from Herat with no weapons, for a familiarisation flight.
The AMX’s typical load for multi-role missions in Afghanistan: a RecceLite or Litening II pod on the centreline, two Lizard LGBs, and two 580 litre (127 imp gal) underwing fuel tanks.
Итальянский истребитель AMX сближается с американским заправщиком над Адриатикой, июль 1995 года. AMX активно участвовали в операциях над бывшей Югославией. Они летали на разведку и бомбометание, используя контейнеры Orpheus с разведывательным оборудованием и управляемые бомбы Elbit Opher с инфракрасным наведением.
Ghibli из состава 51-го полка итальянских ВВС отошел от американского самолета-заправщика KC-10A Extender, Афганистан, декабрь 2009 года. Из внешних подвесок на самолете видны только два подвесных топливных бака. Данные машины ценили за возможность передачи разведданных на наземные КП в реальном масштабе времени.
AMX, который часто называли «карманный Tornado», является одним из немногих современных боевых самолетов, изначально создававшихся под задачи штурмовика. Данный самолет принадлежит 32-му авиаполку ВВС Италии.
Two 'Black Cats' AMXs approach a US Air Force tanker in June 2012 during the second phase of their deployment, when the aircraft were cleared to be armed with Lizard laser-guided bombs.
Участие в операции "Allied Force" в 1999 году стало звездным часом для AMX, показавшего себя надежным и эффективным самолетом - с большой продолжительностью полета и современным навигационным и иным оборудованием.
A pair of AMXs assigned to Task Group Black Cats over Afghanistan in 2010 - pictured during a reconnaissance mission with RecceLite pods.
В итальянских ВВС самолеты AMX решают преимущественно задачи огневой поддержки и нанесения бомбоштурмовых ударов, но также привлекаются к борьбе с судоходством противника, хотя ПКР не несут. В боевом составе ВВС Италии находятся 49 самолетов A-11B (в трех эскадрильях) и 12 двухместных TA-11A/B в учебном подразделении.
Eight AMX were tasked with flying combined sorties during Spring Flag. The four closest aircraft seen here, formatting on the RAF VC10 tanker, are on the strength of 32° Stormo, and the farthest pair are from 51° Stormo, Istrana.
Итальянские самолеты AMX принимали участие в американских учениях "Red Flag", ежегодно проводимых на авиабазе Неллис в штате Невада. На фотографии - AMX во время очередного вылета в рамках учения 2009 года.
Начиная с 2012 года, итальянские Ghibli обозначаются как A-11. Ранние одноместные машины стали A-11A, а модернизированные - A-11B.
An AMX of 132° Gruppo equipped with a Litening III targeting pod returns to a hot Istrana air base
Итальянский AMX из состава 51-го авиаполка выполняет посадку на авиабазе Неллис (учения «Red Flag», 2009 год). Крыло AMX имеет развитую механизацию - расположенные по всему размаху предкрылки и закрылки Фаулера.
The AMI supports the ISAF mission in Afghanistan with a small force of AMX fighters for close air support and reconnaissance missions.
An AMX of the ‘Black Cats’ Task Group with a Rafael RecceLite pod on the centreline.
An AMX on the ramp at Herat, awaiting the next mission. The Black Cats logged 10,526 flying hours in 3,583 sorties during their time in theatre.
В состав силовой установки AMX включили надежный двухконтурный турбореактивный двигатель Spey, позволяющий самолету развивать скорость до М=0,86. На фотографии - итальянский самолет, вооруженный УАБ Opher (израильская модификация авиабомб Mk 80 с установкой тепловизионной системы наведения).
Two AMXs on the Herat runway before a close air support mission on behalf of ISAF forces.
An AMX-T of 101 Gruppo/32º Stormo fitted with a refuelling probe (1999)
The Task Group 'Black Cats' celebrates 6,000 flight hours in theatre at Al Jaber air base, Kuwait, on March 15, 2019
The flight line used by the AMX at Istrana for daily operations. The retirement of the fleet is planned for later this year, although rumours suggest some aircraft could be maintained in flying condition to participate in the Italian Air Force 100th anniversary celebrations in 2023
Typical attack configuration (six Mk 82 bombs and two AIM-9L Sidewinder AAMs) on an aircraft of 103° 'Gruppo', 51° 'Stormo' based at Istrana, the first unit to operate the type.
Third AMI unit with the AMX was 14° 'Gruppo' of 2° 'Stormo' which converted in the autumn of 1991 and is now also based at Istrana. This summer, 13° 'Gruppo' of 32° 'Stormo' received its first aircraft and moved to Villafranca for conversion with the SAS-AMX. When completed, the SAS will be disbanded and the training duties on the type performed by 13 °'Gruppo' at Amendola.
Eight AMXs lined up at Herat on July 22, 2010. Taken on the occasion of an aircraft change, with the four new aircraft on the ramp together with the four destined to fly back to Italy.
This line up illustrates the international flavour of Anatolian Eagle; Royal Jordanian Air Force F-16s, Aeronautica Militare AMX and Pakistan Air Force JF-17s. All three air forces have been regular attendees since the first edition in 2001.
Aircraft currently offered by Aermacchi comprise the SF-260 (nearest), M-260TP Redigo, S.211, MB-339 and AMX (1999)
A 4° Stormo F2000 just prior to touchdown at Decimomannu during Exercise Spring Flag in May 2007, with Italian Air Force AMXs awaiting departure and a Hercules in the distance. This F2000 is carrying an IRIS-T air-to-air missile, which is undergoing operational testing and will replace the Sidewinder.
An AMX being loaded with Lizard LGBs.
A Lizard laser-guided bomb comprises a Rafael LGB kit fitted to a 500 lb (226 kg) Mk82 general purpose bomb.
The 51° Stormo Commander, Colonel Maurizio D’Andrea, taken post-flight at Istrana air base.
Brazil
Single-seat AMX of the 16º Grupo, Brazilian Air Force (1998)
На вооружении ВВС Бразилии состоят 120-кг и 250-кг бомбы Avibras AV-BAFG, разработанные, соответственно, на основе американских Mk 81 и Mk 82. На фотографии - AMX (A-1) с инертными бомбами AV-BAFG-250.
На фотографии - серийный самолет бразильской сборки, поднявшийся в воздух 12 августа 1989 года и через два месяца поставленный ВВС Бразилии в 1-ю эскадрилью 16-й истребительной авиагруппы в Санта Крузе (около Рио-де-Жанейро).
Этот первый серийный A-1 бразильского производства. AMX испытывал много проблем при проектировании, большинство которых было связано с нежеланием США поставлять современные системы авионики.
Brazilian Air Force AMX International A-1A 5511 carrying an AEQ SMKB-82 under its port wing during the test campaign for the weapon. The aircraft has a camera system mounted under the centreline station to record separation of the munition.
Бразильские A-1 отличаются от итальянских машин наличием спаренной 30-мм пушки DEFA. Приведенный A-1 несет новейший темно-зеленый/средне-серый камуфляж и запечатлен на авиабазе Натал во время учения в ноябре 2010 года.
A-1M 5530 is the prototype for the upgraded AMX currently being developed for the Brazilian Air Force.
CRUZEX 2013 was the first in the series to feature the newly-modernised A-1M AMX, introduced into Brazilian Air Force service in September.
AMX-T
An impressive line-up of Brazilian beasts.
Pre-flight checks on a Brazilian Air Force A-1B.
После завершения подготовки первых летчиков бразильские ВВС в октябре 1989 года получили первые три самолета AMX, которые были направлены в аэрокосмический технический центр в Сан-Жосе-дус-Кампусе.
В ВВС Италии самолетами AMX были оснащены пять эскадрилий, включая одну тренировочную, летавшую на самолетах AMX-T (на фотографии).
Forty-three FAB A-1 attack aircraft are being modernized by Embraer.
Two AMX pilots post-flight. With the impending retirement of the type, many flyers from the AMX fleet have already converted to the Typhoon or the Lightning, and been assigned to various squadrons