Мировая Авиация 26
-
Из 40 воздушных побед Бонга более 35 составили одноместные японские истребители. Легендарные "Зеро" не составляли проблемы для Бонга, поскольку при всей их отличной маневренности они не были столь быстрыми и хорошо вооруженными, как P-38. Бонгу обычно хватало одного-двух попаданий, чтобы вражеский самолет загорелся.
B-17G "Летающая крепость". "Short Arm" представляет собой окончательный стандартный вариант "Летающей крепости" последних серий, поставляемый в 8-ю Воздушную армию США в конце 1944 года и воплотивший в себе все улучшения и доработки, взятые с более ранних модификаций. B-17G был одним из наиболее защищенных бомбардировщиков тех времен, его вооружение состояло из 13 крупнокалиберных пулеметов.
Самолетам авиации Армии США поначалу давали патриотические имена. Однако более прижились неофициальные и куда менее пафосные названия, например, SNAFU, которое носил этот B-17F (SNAFU - аббревиатура американской поговорки,
ее примерный перевод - "Ситуация нормальная: все плохо").
Ясная погода способствовала точности бомбометания, но и делала самолеты хорошими целями для вражеских зенитчиков. Эти B-17F готовы сбросить бомбы по сигналу командира группы.
На B-17G удалось решить проблему установки мощного оборонительного вооружения в носовой части фюзеляжа. Эта модификация была оснащена четырьмя 12,7-мм пулеметами в двух установках (в носовой и верхней части, каждая с двумя пулеметами), а также двумя фюзеляжными установками 12,7-мм пулеметов с ручным управлением.
В 1998 году около 13 "Крепостей" были пригодны к полетам, включая этот самолет, хранящийся в музее ВВС США. В других музеях представлено еще 30 самолетов.
Перл-Харбор, рейд Дулитла на Токио и стратегические бомбардировки Европы - вот сценарии реконструкции боевых действий в исполнении МВС. На фотографии: Т-6 Texan, изображающий японский Zero, атакует уже дымящийся B-17.
Самолет № 9323Z с именем "Sentimental Journey", он же бывший DB-17P и противопожарный самолет, ныне летает в составе "Мемориальных воздушных сил" в Мезе, Аризона. Это один из 48 B-17, сохранившихся в полной комплектации. Из них 13 способны летать. Они представляют собой оригинальные B-17G или их модификации.
Во время подготовки к десанту в Нормандии тысячи новых B-17 были доставлены в Соединенное Королевство и оставались на авиаремонтных базах и складах техники до отправки в подразделения. Эти ряды машин дают представление о том, какое воздействие оказывалось на Германию в последние дни войны. А когда война закончилась, похожие картины наблюдались на пунктах сбора металлолома.
B-17F из 91-й бомбардировочной группы, которая участвовала в печально известном рейде на Швайнфурт. Самолет "Memphis Belle", входивший в состав этой группы, стал первым B-17, пережившим 25 боевых вылетов.
B-17F 390-й бомбардировочной группы летят на Германию вместе с истребителями, прикрывающими их сверху. По их инверсионному следу можно определить положение строя бомбардировщиков, но при изменении высоты на несколько сотен метров он мог исчезнуть.
В ясную погоду бомбардировки были более успешными, но в этом случае B-17 становились заметной целью для зенитной артиллерии. Самолеты B-17F 390-й бомбардировочной группы над Францией, 1943 год.
Холодным февральским утром наземная команда на базе 8-й Воздушной армии в Фрамлингхэме (Англия) готовит B-17G к дневной бомбардировке.
Для этого экипажа отдых после тяжелой 12-часовой операции уже близок, но потери в группах B-17 были огромными. В какой-то момент сам принцип дневных бомбардировок был подвергнут сомнениям.
Бомбы калибром 1000 фунтов (454 кг) загружают в B-17G 8-й Воздушной армии в ночь на 6 июня 1944 года. Самыми тяжелыми бомбами, которые поднимал B-17, были 908-килограммовые. Стандартная бомбовая нагрузка состояла из 227-кг или 908-кг бомб.
Самолеты B-17G нашли себе применение и после войны. Этот SB-17 несет под фюзеляжем радар Н2Х и сбрасываемую с воздуха лодку для спасения приводнившихся летчиков. ВМС США использовали B-17 в качестве самолета ДРЛО (под обозначением PB-1W), оснащенного поисковой РЛС.
"ТНЕ LAST STRAW". Необычную комбинацию носового вооружения можно увидеть на самолете с собственным именем "The Last Straw" ("Последняя соломинка"), который, возможно, представляет собой модификацию B-17F с носовой частью от B-17E. Спаренная пулеметная установка была размещена после удаления прозрачной панели и замены ее на брезент. Пулеметы наводились через окошко в куполе, теоретически не мешая использованию бомбардировочного прицела.
ПОДФЮЗЕЛЯЖНАЯ ТУРЕЛЬ В НОСОВОЙ ЧАСТИ B-17G. Носовая башенная турель Bendix впервые появилась на B-17G. Два дистанционно управляемых 12,7-мм пулемета обеспечивали необходимую оборону от вражеских истребителей, знавших о том, что B-17 уязвим под этим углом и ранее атаковавших его спереди. Еще одним преимуществом стало смещение центра тяжести, что уменьшило нагрузку на хвостовую часть. Конструкция этой турели отличалась только на модификациях самолета B-40.
ВЕРХНЯЯ УСТАНОВКА. По ходу промышленного выпуска B-17F форма верхней установки менялась от закрытой модели с ограниченным обзором до более открытой с прозрачным куполообразным верхом, как показано на фотографии. Существовал еще и промежуточный вариант с большой площадью остекления.
НИЖНЯЯ ТУРЕЛЬ. Только самый низкорослый член экипажа мог выполнять незавидную роль стрелка нижней шарообразной турели. Вход осуществлялся изнутри фюзеляжа, а аварийный люк располагался в задней части башни. Из-за тесноты стрелок не мог надеть парашют.
БОРТОВАЯ ПУЛЕМЕТНАЯ УСТАНОВКА. Значительным улучшением на поздних B-17G было разнесенное по фюзеляжу положение стрелков. В самолетах ранних модификаций стрелки сидели спиной друг к другу. Помещение было тесным, гильзы падали на пол, стрелки могли поскользнуться. Вдобавок к этому беспорядку здесь проходили трубки с кислородом и отопительный трубопровод.
СТРЕЛОК БОРТОВОЙ УСТАНОВКИ. Холод на больших высотах составлял еще одну проблему для стрелков B-17. Этот член экипажа сфотографирован на земле, на американской учебной базе бомбардировщиков "где-то в Англии".
СТРЕЛОК ХВОСТОВОЙ ТУРЕЛИ. Изначально хвостовая турель имела ограниченные высоту и обзор. Эту проблему решило появление так называемой башни "Cheyenne". Ниже пулеметов установлены сигнальные лампы, используемые при полете строем. Этот стрелок сидит в метель на английском аэродроме, готовый к боевому вылету на Германию.
Рейды B-17 часто бывали очень опасными, в боевых вылетах погибло много экипажей. В эту "Летающую крепость" попал зенитный снаряд, ее правая плоскость перебита пополам между двигателями, а пламя, охватившее машину, не позволяет летчикам выпрыгнуть с парашютами. Снимок сделан слетевшего рядом самолета во время бомбардировки города Ниш в Югославии.
B-17G-15-BO. Самолет Boeing B-17G №42-31367 имел собственное имя "Chowhound" ("Обжора"), полученное от прозвища своего первого экипажа. Он начал боевой путь в 322-й эскадрилье 91-й бомбардировочной группы 29 января 1944 года. Вскоре художник группы Тони Старкер нарисовал на носу фюзеляжа диснеевского пса Плуто. На 12 марта 1944 года самолет совершил 15 боевых вылетов и одержал 19 воздушных побед. Последним командиром экипажа был старший лейтенант Джек Томпсон. В 13-м боевом вылете этого экипажа на Кан (Нормандия) 8 августа 1944 года самолет сбила немецкая зенитка, экипаж попал в плен. "Chowhound", как и большинство B-17 на Европейском ТВД, нес стандартный оливково-серый цвет (хаки) на верхних поверхностях и нейтрально-серый снизу. Центральная часть киля часто окрашивалась в умеренно-зеленый цвет и оставалась таковой до появления в июле 1944 года цветных обозначений групп, занявших большую часть поверхности киля. В 91-й бомбардировочной группе идентификационным цветом был красный, такая же краска наносилась и на стабилизатор. С февраля 1944 года новые самолеты начали поступать с заводов в неокрашенном виде.
B-17F Flying Fortress
"FiFi" считался многими энтузиастами одним из самых лучших самолетов МВС. B-29 исполняет роль в сценах, изображающих события на Тихоокеанском ТВД, часто попадая в окружение японских истребителей. В середине 1997 года самолет снова поднялся в воздух после серьезного пожара в двигателе. До первой реставрации "FiFi" использовался в ВМС США в качестве мишени.
XP-80A сильно отличался от прототипа "Lulu Belle", основное отличие - новый двигатель General Electric I-40 (позже выпускался под обозначением J33).
В конце 1944 года Бонг согласился на должность старшего летчика-испытателя в компании "Lockheed" в Бурбанк, Калифорния. Печально, но, совершив все свои победы на P-38 Lightning, Бонг имел мало опыта в управлении другими самолетами и погиб 6 августа 1945 года во время испытаний реактивного P-80.
Первым военным самолетом Нолана был P-40, купленный им в 1953 году. Позже, в 1961 году, он был приобретен МВС, но разбился на Ребел филд 13 марта 1965 года. Заменивший его P-40 был куплен в 1966 году и до сих пор остается в эксплуатации.
Самолет P-63F Kingcobra, принадлежащий МВС, один из двух экземпляров модификации F. Эта модификация оснащалась более мощным вариантом двигателя Allison V-12 и имела более крупное вертикальное хвостовое оперение.
Tornado Королевских ВВС регулярно участвовали в маневрах на территории США, совершая бомбометания со средних и малых высот. На фотографии GR.Mk 1, ожидающий взлета и пролетающий мимо него B-52.
В 1998 году британские Tornado были направлены в Кувейт для участия в операции "Bolton" в ответ на отказ Ирака разрешить инспекторам ООН доступ к предполагаемым центрам производства вооружений. Этот самолет, оснащенный системой TIALD, принадлежит 14-й эскадрилье.
В июле 1983 года 15-я эскадрилья первой среди британских авиачастей в Германии сменила свои самолеты Buccaneer на Tornado.
27-я эскадрилья была одним из трех подразделений, базировавшихся в самом Соединенном Королевстве и "пересевших" с бомбардировщиков Vulcan на Tornado GR.Mk 1.
Четверка самолетов эскадрильи №31, базировавшейся в Брюггене. В эпоху холодной войны экипажи этих машин готовились к нанесению ядерных ударов.
Panavia Tornado GR.1s of No. 31 Squadron based at Bruggen, one of the seven Tornado strike squadrons assigned to R.A.F. Germany
Первоначальной задачей 20-й эскадрильи было подавление вражеской ПВО (SEAD) с помощью ракет ALARM. Ее экипажи совершили свои первые боевые вылеты во время операции "Буря в пустыне". Большинство самолетов GR.Mk 1 могли нести 2250-литровые топливные баки "Big Jug" от самолетов F.Mk 3.
Этот A6M2 Zero, найденный в джунглях Соломоновых островов, представляет собой летающий экземпляр одного из редчайших истребителей мира. Сейчас он оснащен двигателем Pratt&Whitney R-180 и винтом Hamilton Standart.
На этом P-38J с изображением своей жены Мардж на носовой части Бонг летал во время боевых действий в составе 5-й истребительной воздушной армии, базировавшихся в Кейп-Глостер в марте 1944 года.
Ричард Аира Бонг одержал все 40 своих побед на самолете P-38 Lightning. Этот двухмоторный истребитель имел большую дальность полета и нес мощное вооружение.
Говорили, что за штурвалом своего Lightning Бонг преображался, как доктор Джекил и мистер Хайд. Он разработал новую тактику боя, которой обучил других летчиков, находившихся под его командованием.
Воздушные операции во Вьетнаме проводились как противоповстанческая кампания против Вьетконга. Для беспорядочных вылетов против неуловимого противника, скрывающегося под покровом джунглей, устаревшие винтовые самолеты вроде A-1 Skyraider были более эффективны, чем скоростные реактивные машины.
A310 впервые поднялся в воздух в апреле 1982 года, и к сентябрю того же года фирма получила 102 заказа, благодаря исключительным летным качествам, которые выявились в ходе испытательных полетов.
"British Caledonian" слилась с компанией "British Airways" в 1988 году. Вскоре ВА продала остальные A310.
"Lufthansa" продемонстрировала свою политику обновления парка самолетов, купив девять A310 в 1982 году и получив при этом модификацию "200" (на фотографии). Позднее их заменили модификацией "300".
Как и в производстве A300, окончательная сборка A310 производилась на заводе "Aerospatiale" в Тулузе-Бланьяке на юге Франции.
Шесть самолетов A310-200 принадлежали датской авиакомпании KLM. Они летали на короткие расстояния по Европе. Летом 1996 года их продали фирме "Fed Ех" и переделали в грузовые машины.
Самолет 114CN.2 считался ночным бомбардировщиком, однако пламя выхлопов из открытых выхлопных труб мешало обзору пилота в ночное время.
The ANF-Mureaux 114 fighter
Модифицированный гоночный самолет Balilla, благодаря двигателю Curtis К-2 мощностью 400 л.с. (298 кВт), приводящему во вращение четырехлопастный винт, добился некоторого успеха в США.
Ansaldo Balilla Racer.
Су-29, разработанный на базе одноместного самолета Су-26М, оснащен звездообразным двигателем М-14 мощностью 294 кВт, обеспечивающим отличную энерговооруженность. Конструкция выдерживает перегрузки + 12/10 g. Различные модификации Су-26 побеждали на четырех последних чемпионатах мира по высшему пилотажу.
В ВВС Италии самолетами AMX были оснащены пять эскадрилий, включая одну тренировочную, летавшую на самолетах AMX-T (на фотографии).
Самолет "В. И." подпоручика Иванова
Высший пилотаж сегодня. Современные летчики-спортсмены летают на специально построенных машинах, сконструированных для пилотажа высшего уровня. Новые модели, такие как Extra 300 и САР 232, создаются с использованием передовых технологий. Крылья этих самолетов, сделанные из углеродного волокна, легкие и прочные, что позволяет выдерживать перегрузку +10g. Аэродинамический профиль крыла симметричен, что сохраняет летные качества в перевернутом полете. Силовая установка также может устойчиво работать при любом положении самолета в воздухе. На время соревнований пилоты часто устанавливают на концевую часть крыла визирное приспособление, как видно на этом самолете Extra 300, пилотируемом Петером Безенгей в 1994 году на соревнованиях Кубка мира Breitling. При выполнении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий движения это устройство помогает пилоту выдерживать положение машины относительно горизонта.
Большой фонарь кабины позволяет пилоту видеть линию горизонта и во время вертикального полета. На сиденье пилот располагается полулежа, чтобы лучше переносить перегрузки.
Американские войска во Вьетнаме широко использовали вертолеты. Их основными задачами были десантные (быстрая высадка подразделений у вражеских объектов под огневым прикрытием), транспортные и санитарно-эвакуационные.
Патрульная эскадрилья VP-47 совершила четыре вылета на P5M-2 в Ивакуни, Япония. В 1964 году VP-47 оказалась первой патрульной эскадрильей, дислоцированной во Вьетнаме.
Единственным французским подразделением, использовавшим Marlin, была 27-я флотилия, в составе которой они летали с апреля 1959-го до августа 1964 года, когда все десять самолетов были возвращены ВМС США.
Marlin, созданный на базе удачного самолета Mariner фирмы "Martin", стал последней летающей лодкой на службе ВМС США. В отличие от Mariner, самолет Marlin эксплуатировался не только в США, но и во Франции.
Последними летающими лодками ВМС США были SP-5B эскадрильи VP-40, базировавшейся в Камрань (Вьетнам) до июля 1967 года. Ракеты и установленные в проеме двери пулеметы использовались для борьбы с северовьетнамскими кораблями.
На XP5M-1 испытывались узлы и детали, в том числе водные тормоза, предназначенные для Marlin, но построен он был в основном из компонентов Mariner. Серийные P5M-1 Marlin имели низко расположенное хвостовое оперение, Т-образное оперение появилось на P5M-2.
С 1962 по 1964 год патрульная эскадрилья VP-47 размещалась на базе Уидби-Айленд, Вашингтон. На фотографии: один из SP-5B этого подразделения.
На фотографии видны узлы подвески на гондолах двигателей. Сбрасываемый алюминиевый топливный бак обычно размещался в отсеке с левого борта, а пара торпед, глубинные бомбы, мины или бомбы - с правого.
На этом Pitts S-1 Чарли Хиллард, выполняя свою программу, продемонстрировал первую силовую бочку и выиграл чемпионат мира по высшему пилотажу в 1972 году.
Подобно чемпионату мира по высшему пилотажу отличной ареной для демонстрации пилотажа стали соревнования Red Bull Air Races. Участники должны были пролететь заданным курсом, выполняя при этом определенные фигуры пилотажа и набирая очки. На фотографии самолет MXS соревнуется с гоночным болидом "Формула 1".
Самолет-победитель. САР 231 становился победителем чемпионатов мира по высшему пилотажу в 1990,1994 и 1998 годах. Все его пилоты были французами; на фотографии - Патрик Парис, победитель соревнования на Кубок мира Brietling 1998 года.
Самолеты семейства Tauro - типичные сельскохозяйственные машины. Они продавались с ограниченным успехом и производство прекратили в начале 1980-х годов.
Anahuac Tauro 300 agricultural aircraft (300 hp Jacobs R-755-A2M1 engine)
Убираемые вручную стойки основного шасси самолета Kingfisher располагались по бортам фюзеляжа.
Anderson EA-1 Kingfisher amphibian (100 hp Continental O-200 engine)
К моменту первого полета AG-14 на рынке США появилось большое количество аналогичных легких самолетов, что значительно снизило его продажи.
Несмотря на свой скромный вид, B-4B был отличным спортивно-пилотажным бипланом. На 2009 год некоторое количество самолетов еще оставалось официально зарегистрировано в Великобритании.
Спаренные пулеметные установки в носовой и средней части фюзеляжа обеспечивали самозащиту ANF Les Мигеаих 120. Этот самолет был забракован, несмотря на успешное решение выявившихся в ходе работ проблем.
Большие обтекатели закрывали колеса шасси внешне весьма красивого истребителя ANF Les Mureaux 170C.1.
Архаичное неубирающееся шасси и далекое от совершенства крыло Mureaux 180C.2 сочеталось с закрытой кабиной, свойственной наиболее современным истребителям того периода.
The ANF-Mureaux 180 in final form
Несмотря на хорошие летные данные, легкий истребитель модели 190 не прошел испытаний из-за нерешенных проблем с силовой установкой.
Весной 1941 года британские Королевские ВВС получили 20 самолетов B-17C, но они оказались неудачными. Однако B-17F использовались Королевскими ВВС с большим успехом под обозначением Fortress Mk II, а B-17G - под обозначением Fortress Mk III. B-17G служили в береговой охране и являлись основными носителями специального электронного оборудования в 100-й бомбардировочной группе Королевских ВВС.
Вместе с самолетами HA-1112 МВС приобрели один из бомбардировщиков CASA-2111 (испанский вариант германского Не 111), ранее принадлежавший ВВС Испании и использованный на съемках фильма "Битва за Британию". Самолет, оснащенный двигателем Merlin, изначально имел стандартную камуфляжную окраску Люфтваффе для Европы, как на снимке, но позже сменил ее на песчаную североафриканскую окраску. К несчастью, этот самолет разбился 10 июля 2003 года по пути на авиашоу, оба пилота погибли. На тот момент он был последним пригодным к полету экземпляром.