RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1941

Торпедоносец/бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования с экипажем из трех человек

Варианты

TBF/TBM Avenger

Палубный бомбардировщик и торпедоносец, впоследствии самолет ПЛО и радиолокационного дозора, цельнометаллический одномоторный свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Грумман эйркрафт инджиниринг" под руководством Б. Холла и Э. Коча. Опытный образец торпедоносца, XTBF-1, совершил свой первый полет 1 августа 1941 г.
Серийное производство самолета началось в январе 1942 г. "Эвенджер" строился на заводах фирм "Грумман" (Бетпейдж) как TBF и "Истерн эйркрафт" (Трентон) как TBM. Всего изготовлено 9837 экз. (в том числе 4664 экз. разных вариантов TBM-3).
В годы Второй мировой войны "Эвенджер" состоял на вооружении в США - с февраля 1942 г. и в Великобритании - с начала 1943 г., Новой Зеландии - с 1944 г.
В войну выпускались следующие основные модификации:
   - TBF-1 с мотором R-2600-8, вооружение 1x12,7+1x7,62, в Трентоне строился аналогичный TBM-1, самолеты поздних серий оснащались РЛС с антеннами под крылом;
   - TBF-1B ("Тарпон" I), экспортный вариант для Великобритании с отличиями по оборудованию, впоследствии все машины для английского флота проходили доработку на заводе фирмы "Блэкберн эйркрафт" с изменением остекления и оборудования;
   - TBF-1C/TBM-1C (в Англию поставлялся как "Тарпон" II) с вооружением 3x12,7+1x7,62;
   - TBF-1D/TBM-1D с РЛС, размещенной в обтекателе на правом крыле;
   - TBM-3 ("Тарпон" III) с мотором R-2600-20 и вооружением 3x12,7+ 1x7,62;
   - TBM-3D, вариант TBM-3 с РЛС, размещенной по типу TBM-1D;
   - TBM-3E, облегченный вариант с вооружением 3x12,7, измененным капотированием двигателя и РЛС в подкрыльном контейнере;
   - TBM-3W, самолет радиолокационного дозора с РЛС в подфюзеляжном обтекателе, в боях Второй мировой войны применить не успели.
Бомбовая нагрузка всех вариантов (кроме TBM-3W) - 900 кг или одна торпеда (908 кг) на внутренней подвеске; с конца 1943 г. введены 8хНУР под крыльями.
Первым новые самолеты получил авианосец "Хорнет". За лето 1942 г. на эти машины постепенно перешли все торпедоносные эскадрильи американского флота. "Эвенджеры" получили боевое крещение в битве за Мидуэй (июль 1942 г.), летая с береговых аэродромов. С августа 1942 г. TBF-1 уже стал основным палубным торпедоносцем американского флота, полностью вытеснив TBD-1. С февраля 1943 г. "эвенджеры" также стали применяться как палубные противолодочные самолеты. Машины семейства TBF/TBM в массовых масштабах использовались до конца войны как с авианосцев, так и с берега. Ими потоплены линкоры "Мусаси" и "Ямато", авианосцы "Дзуйкаку", "Дзуйхо" и другие крупные японские корабли.
В британском флоте они были впервые применены в налетах на о. Новая Георгия летом 1943 г. При этом летали "тарпоны" с американского авианосца "Саратога". Позднее в основном служили как охотники за подводными лодками в Атлантике (с суши и с авианосцев), участвовали в прикрытии северных конвоев. С января 1944 г. обозначение "Тарпон" в Англии изменили на "Эвенджер", согласно американскому. В 1945 г. самолеты опять были переброшены на Тихий океан, где применялись в операциях в Индонезии и при захвате Окинавы как бомбардировщики и штурмовики.
Новозеландские самолеты участвовали в операциях на Тихоокеанском театре. Они летали только с берега.
"Эвенджер" снят с производства в конце 1945 г. Служил в американском флоте до 1956 г. (в основном в частях резерва), в Англии снят с вооружения в июне 1946 г., но вновь принят в строй в 1953 г. и до 1961 г. применялся в системе ПЛО.
После войны "эвенджеры" поставлялись также в Канаду и Францию.


TBF-1||
Размах:||16,55 м
Длина:||12,21 м
Моторы, количество х мощность:||1x1700 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7200 кг
Максимальная скорость:||435 км/ч
Практический потолок:||6800 м
Дальность:||1970 км

Показать полностью

Описание:

  • TBF/TBM Avenger
  • Grumman TBF/TBM Avenger (G-40)
  • Мировая Авиация 62

    Первый прототип XTBF-1 в полете над Лонг-Айлендом во второй половине 1941 года. В этот самолет позже внесли ряд изменений, самым примечательным стало добавление форкиля в основании киля.

  • Aeroplane Monthly 1977-02 / W.Goodman - Flying for the US Marines (2)

    Mike DeMartino poses the Grumman TBM Avenger from the Planes of Fame Museum for Ron Burda during the Fresno Warbird gathering, September 1976.

  • Мировая Авиация 66

    Организация "Мемориальные воздушные силы (CAF) является одним из многочисленных владельцев самолетов времен войны и демонстрирует свои Avenger на разных авиашоу. На 2009 год в мире насчитывалось 42 самолета Avenger, потенциально пригодных для полетов, а еще некоторое их количество проходило реставрацию. Многие сохранившиеся самолеты ранее использовались для борьбы с пожарами.

  • Мировая Авиация 20

    Торпедоносцы TBF-1 "Эвенджер" в полете, 1942г.
    Исчезновение торпедоносцев Grumman Avenger из звена 19 стало одной из причин возникновения интереса к Бермудскому треугольнику. Хотя часть обломков самолетов была обнаружена на морском дне, истинных причин случившегося установить так и не удалось.

  • Air International 1995-08 / R.Francillon - From Torpedo and Scout Bombers to Attack Aircraft (1)
    Регистрационный номер: G-BTDP

    Seen here displaying at the Great Warbirds Airshow at West Mailing in June 1991. TBM-3R Avenger G-BTDP/BuAer 53319, wearing its original USN colours with code '319/RB', is owned by Anthony Haig-Thomas and regularly appears on the UK airshow circuit.

  • Aeroplane Monthly 1997-03 / M.Oakey - Vintage news

    FRANK B. MORMILLO photographed the Planes of Fame 40th birthday Grumman “Cat” flight (plus their F3F-2 biplane precursor and an Avenger) from the museum’s B-25J Mitchell, flown by Chris Fahey and Matt Nightingale.

    Другие самолёты на фотографии: Grumman F3F - США - 1935Grumman F4F Wildcat - США - 1937Grumman F6F Hellcat - США - 1942Grumman F7F Tigercat - США - 1943Grumman F8F Bearcat - США - 1944

  • Мировая Авиация 115

    Торпедоносец TBM-3E Avenger (фото) был куплен в 1992 году и продан австралийскому владельцу в 1999-м. Самолет был оформлен как машина с прозвищем "Plonky", на которой на Тихом океане летал известный новозеландский летчик Фред Ладд.

  • Aeroplane Monthly 1996-07 / J.King - Wanaka warbirds

    Although designed as a carrier-borne torpedo bomber, the Grumman Avenger was used by the RNZAF as a wartime bomber and later as a drogue tug. Rex Dovey shows it off over Lake Wanaka the day after the show.

  • Мировая Авиация 66

    На службе в авиации Королевского флота Великобритании Avenger первоначально получил имя Tarpon. Этот снимок звена Tarpon TR.Mk 1 из 846-й эскадрильи был сделан 10 декабря 1943 года, когда подразделение базировалось в Шотландии. В январе 1944 года эскадрилья была развернута на борту эскортного авианосца "Трекер", а с июля 1944 года - на авианосце "Трампитер" для действий у побережья Норвегии и в Арктике, где она оставалась до апреля 1945 года. В июле 1943 года экипажи британских Tarpon прошли обучение на базе Скуантум в Массачусетсе.

  • Aeroplane Monthly 1978-07

    The two Fleet Air Arm Grumman Avengers were photographed by CHARLES E. BROWN about 1944.

  • Aeroplane Monthly 1990-08 / C.Sloat - CAF's "Son-of-a-Bitch 2nd Class"
    Регистрационный номер: C-GCWG

    The Helldiver photographed on the same day in company with the CAF’s Spitfire IX MK297, flown by Howard Pardue, and the Canadian Warplane Heritage Grumman TBM-3G Avenger C-GCWG, flown by Don McNall.

    Другие самолёты на фотографии: Curtiss SB2C Helldiver / A-25 Shrike - США - 1940Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI - Великобритания - 1942

  • Aeroplane Monthly 1983-08
    Регистрационный номер: JR456   [3], NL7075C   [3]

    Several hundred Grumman/Eastern TBF/TBM Avengers earned their keep in the USA during the Fifties and Sixties in a variety of tasks, including fire bombing and agricultural work. A ban by the Forest Service on the use of single engined aircraft as fire bombers virtually brought the Avenger’s career to a halt overnight, though many were exported to Canada for similar work, fighting the spruce bud worm. Several aircraft have been restored to their original military configuration and one of the latest restorations is the Eastern TBM-3E NL7075C, restored in Royal Navy markings JR456 featured here. The aircraft is flown by warbird collector Bob Pond and features fully operational bomb bay, doors and rear turret.

  • Мировая Авиация 66

    Торпедоносцы Avenger и истребители Grumman Hellcat с запущенными двигателями готовятся к взлету с палубы авианосца "Йорктаун" (CV-5). Характерным признаком самолетов авиагруппы "Йорктаун" был окрашенный в зеленый цвет обтекатель воздушного винта. Один Avenger сохранил опознавательные знаки на верхней поверхности правой консоли крыла. Авианосец "Йорктаун" был потоплен в июне 1942 года в районе острова Мидуэй.

    Другие самолёты на фотографии: Grumman F6F Hellcat - США - 1942

  • Air Enthusiast 1999-03 / A.Warnes - Hatzerium album

    NF.13 157. Grumman Avenger to the left and Boeing KC-97G to the right.

    Другие самолёты на фотографии: Boeing C-97 / Model 377 Stratocruiser - США - 1944Gloster, Armstrong Whitworth Meteor NF.11 - Великобритания - 1950

  • Aeroplane Monthly 2000-04 / 2000 Airshows & Museums Guide
    Регистрационный номер: CF-KCG   [2]

    Avenger CF-KCG in Duxford’s American Air Museum has been restored to represent an aircraft flown by Lt (JG) George Bush, later President of the USA.

  • Aeroplane Monthly 1997-02 / M.Oakey - Vintage news
    Регистрационный номер: CF-KCG   [2]

    Aircraft suspended from the AAM’s concrete-shell roof include Avenger CF-KCG

  • Мировая Авиация 99

    Уикс со своим любимым Grumman TBF Avenger. Его страсть к полетам привела к созданию одного из лучших авиамузеев мира. Этот Avenger - это TBM-3E, построенный в 1939 году и по-прежнему способный летать.

  • Мировая Авиация 122
    Регистрационный номер: N6827C   [3]

    TBM-3F N6827C принадлежал компании "TBM Inc.", сентябрь 1972 года. Как и многие другие пожарные TBM, он был впоследствии восстановлен и стал летающим раритетом. Несколько лет самолет принадлежал британской "Old Flying Machine Company", но затем продан "Alpine Fighter Collection" из Уанаки, Новая Зеландия, а к 2002 году "перебрался" в штат Квинсленд, Австралия.

  • Мировая Авиация 122
    Регистрационный номер: N8397H

    TBM-3E Avenger N8397H принадлежал "Cisco Aircraft inc." с 1963 года, а затем сменил целый ряд владельцев, прежде чем попал в музей "War Eagles" в Санта-Тереза, штат Нью-Мексико. Снимок датирован 1964 годом.

  • Мировая Авиация 122
    Регистрационный номер: CF-XOM

    В 1990-х годах музей "Olympic Flight" (Олимпия, штат Вашингтон) располагал TBM-3U N325GT, который до того принадлежал "Hicks and Lawrence" (снимок 1972 года; регистрационный номер CF-XOM; Тиллсонбург, провинция Онтарио).

  • Мировая Авиация 122
    Регистрационный номер: N6447C

    В 2010 году среди экспонатов музея "Tillamook Air Museum" в Вашингтоне числился TBM-3E Avenger N6447C, изображенный на фотографии в Мозес-Лейк, штат Вашингтон.

  • Мировая Авиация 122
    Регистрационный номер: N7075C

    TBM-3E N7075C ранее принадлежал "Reeder Flying Service" - на фотоснимке, датированном августом 1977 года, он находится на аэродроме компании в Твин-Фоллс, штат Айдахо. Впоследствии самолет был восстановлен в компании Боба Понда "Planes of Fame East" и сегодня находится в его музее в Палм-Спрингс, штат Калифорния.

  • Мировая Авиация 122
    Регистрационный номер: N7961C

    Данный самолет в конце 1969 года принадлежал калифорнийской компании "Daro Inc.". Позже он был продан канадской "Evergreen Aviation" (C-GLEJ), а в 1974 году - перепродан "Forest Protection Limited".

  • Мировая Авиация 122

    Самолет компании "Forest Protection Limited" сбрасывает огнегасящую смесь, июль 1998 года. Отсеки для смеси и соответствующие органы управления были разработаны компанией "Conair Aviation". Баки вмещали до 2273 л реагентов и имели три режима работы.

  • Мировая Авиация 122

    Возраст не был помехой для канадских Avenger - самолеты были оснащены приемниками GPS и другой аппаратурой. Однако без инцидентов все же не обходилось - 16 августа 1998 года самолет "14" (C-GLEK) из-за отказа двигателя упал в лесу. Пилот - Роберт Ле Бланк - остался жив.

  • Мировая Авиация 243
    Регистрационный номер: C-GLEH, N9711Z

    Противопожарные самолеты Grumman TBM Avenger (B33 и E68) из авиационной службы долины Хемет, Калифорния, демонстрируют тушение пожара с воздуха. Оба самолета в 1975-1976 годах передали Канаде после вступления в силу запрета на полеты в США одномоторных противопожарных самолетов. E33 (N9711Z/C-GLEH) списали в мае 1984 года.

Тип фотографий

  • Все фото (230)
  • Боковые проекции (20)
  • Цветные фото (28)
  • Ч/б фото (146)
  • Кабина (4)
  • Обломки (18)
  • Модели, рисунки, схемы, чертежи (14)