Варианты
- Northrop - BT - 1935 - США
- Douglas - SBD Dauntless - 1939 - США
SBD Dauntless
Палубный разведчик и пикирующий бомбардировщик, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ "Нортроп корпорейшн" под руководством Дж. Нортропа. Опытный образец бомбардировщика под обозначением XBT-1 вышел на испытания в декабре 1935 г. В декабре 1937 г. началась постройка небольшой серии таких машин, названных BT-1. Развитием этого типа стал самолет XBT-2. После поглощения предприятия Нортропа фирмой "Дуглас эйкрафт" и превращения его в "отделение Эль-Сегундо" машина дорабатывалась под руководством Э. Хейнемана как XSBD-1.
В конце 1938 г. самолет запустили в серийное производство. Постройка осуществлялась на заводах "Дуглас" в Эль-Сегундо (SBD) и Талсе (A-24). Всего выпущено 5936 экз. (по другим данным - 5928 экз.), из них 4925 - в палубном варианте. Самой массовой являлась модификация SBD-5 - 3025 экз.
Экипаж -2 чел. Мотор R-1820. Вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении флота (с июня 1940 г.) и ВВС армии США (с лета 1941 г.), ВВС Новой Зеландии (с июля 1943 г.), Мексики (с начала 1944 г.), флота (с октября 1944 г.) и ВВС Франции (с начала 1944 г.).
Серийно выпускались следующие модификации:
- SBD-1, первый серийный вариант с мотором R-1820-32, вооружение 3x7,62, бомбы до 460 кг;
- SBD-2, аналог предыдущего типа с увеличенным запасом топлива;
- SBD-3 с мотором R-1820-52, бронезащитой членов экипажа, протектированными бензобаками, вооружение 2x12,7+1x7,62, бомбы до 460 кг;
- A-24 "Баньши", пикирующий бомбардировщик для ВВС армии США, в целом соответствовал SBD-3, но не имел посадочного крюка и катапультных захватов, увеличенное хвостовое колесо-пневматик, отличия по оборудованию, поставлялся авиации Корпуса морской пехоты как SBD-3A;
- SBD-4, отличался от SBD-3 усовершенствованной электросистемой и новым винтом-автоматом без кока, вооружение 2x12,7+1x7,62 (часть машин на фронте переделана под 2x12,7+1x7,62), бомбы до 460 кг, имел вариант 4Р - фоторазведчик;
- A-24A, сухопутная модификация по типу A-24 на базе SBD-4, поставлялась морской пехоте как SBD-4A;
- SBD-5 с мотором R-1820-60 с измененным капотированием, новым стрелковым прицелом, вооружение 2x12,7+2x7,62, бомбы до 550 кг, имел вариант 5Е с РЛС;
- A-24B, сухопутная модификация по типу A-24 и A-24A на базе SBD-5, поставлялась морской пехоте как SBD-5A;
- SBD-6 с мотором R-1820-66 и увеличенным запасом горючего.
В начале 1941 г. новые пикировщики принял на борт авианосец "Лексингтон". Боевое крещение они приняли 8 декабря того же года. Самолеты с "Лексингтона", возвращавшиеся в Пёрл-Харбор, вступили в воздушный бой с атаковавшими базу японскими машинами и сбили две из них. Сразу после начала войны их привлекли к патрулированию близ Гавайских о-вов. При этом они обнаружили и потопили японскую подводную лодку.
В последующем "даунтлессы" неоднократно были задействованы в крупных морских сражениях. В мае 1942 г. в Коралловом море они участвовали в потоплении авианосца "Сехо" и повреждении "Секаку". Месяцем позже в ходе боя у о. Мидуэй (где SBD-2 разместили в марте) американцам удалось уничтожить сразу четыре авианосца противника. В ноябре пикировщики поддерживали десант на о. Гуадалканал. 13 ноября бомбардировщики и торпедоносцы нанесли совместный удар по линкору "Хией" и потопили его. Это был первый корабль такого класса, пущенный на дно американской авиацией. На следующий день самолеты уничтожили два крейсера.
В то же время "даунтлессы" с эскортных авианосцев приняли участие в операции "Торч" по высадке войск союзников в Северной Африке. Они наносили удары по целям на побережье и вели поиск подводных лодок в Атлантике и Средиземном море.
В 1943 г. на "даунтлессах" летали 20 эскадрилий морской авиации. В ноябре того года самолеты с авианосцев бомбили о-ва Маркус, Уэйк и Палау. Шесть эскадрилий воевали на Гилбертовых о-вах.
В феврале 1944 г. целью пикировщиков стал о. Трук, где высадили десант. В июне шли ожесточенные бои на Марианских о-вах. Действовавшие там силы поддерживали самолеты с авианосцев "Энтерпрайз" и "Лексингтон". Последней крупной операцией для палубных пикировщиков "даунтлесс" стала битва в Филиппинском море в июне 1944 г. Американские летчики потопили четыре японских авианосца и повредили еще два. Последний боевой вылет "даунтлессы" совершили с "Энтерпрайза" 5 июля. Самолеты бомбили базу противника на о. Гуам. Далее их заменили более современными "хеллдайверами".
Авиация морской пехоты продолжала использовать "даунтлессы" с береговых аэродромов и далее. Они воевали на Соломоновых о-вах и Филиппинах.
A-24 ВВС армии США в декабре 1941 г. доставили в Австралию. Оттуда их перебросили в Голландскую Ост-Индию (Индонезию). Там "баньши" сражались с японцами до марта 1942 г. A-24A и A-24B передали морской пехоте или использовали в учебных целях.
Новозеландские летчики в апреле 1944 г. стали совершать полеты с о. Бугенвиль, но вскоре сменили "даунтлессы" на более современную технику. Мексика использовала свои самолеты для поиска немецких подводных лодок в Карибском море.
Французские ВВС первоначально применяли полученные A-24B для учебных целей и для патрулирования пустынных районов Сирии. Однако в 1944 г. одну группу пикировщиков привлекли к поддержке действий партизан в Альпах. Другая группа из Тулузы бомбила опорные пункты немцев на Атлантическом побережье Франции до мая 1945 г.
Морская авиация начала воевать на SBD-5 в декабре 1944 г. Первый боевой вылет совершили против позиций немцев в Пин-де-Грав 8 декабря. В конце войны пикировщики разместили на авианосце "Диксмюнде", но до капитуляции Германии в боевых операциях корабль не участвовал.
Американский флот снял SBD с вооружения в 1946 г. ВВС использовали свои "баньши" как учебные до 1950 г. Новозеландцы сдали свои самолеты американцам еще в мае 1944 г. В Мексике они патрулировали побережье и сухопутные границы до 1959 г.
Французские ВВС эксплуатировали A-24B на базах в Северной Африке до 1953 г. Самолеты морской авиации в 1948 - 1949 гг. воевали в Индокитае. Они действовали с авианосцев "Диксмюнде" и "Арроманш", а также с береговых аэродромов в районе Хайфона. "Даунтлессы" вели разведку и бомбили вьетнамские войска. Французский флот снял их с вооружения в июле 1949 г.
SBD-3||
Размах:||12,65 м
Длина:||9,8 м
Моторы, количество х мощность:||1x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4717 кг
Максимальная скорость:||402 км/ч
Практический потолок:||8300 м
Дальность:||2160 км
Описание:
- SBD Dauntless
- Douglas SBD Dauntless и A-24
Фотографии
-
Air International 1978-12 / Model enthusiast
SBD-1 of VMSB-232 (ex-VMB-2) of US Marine Corps Air Group 21 based at Ewa, Oahu (Hawaii), in December 1941, at time of Pearl Harbor attack.
-
Мировая Авиация 188
Большинство самолетов ранней постройки, включая все 57 машин варианта SBD-1, поступили на вооружение КМП США. Здесь изображен SBD-1 из эскадрильи VMSB-232 (Marine Scout Bomber Squadron 232) 21-й авиагруппы, базировавшейся в Эва, Гавайские острова, в момент удара японцев по Перл -Харбору в декабре 1941 года.
-
АвиаМастер 2003-05 / А.Казымов - Соломоновы острова: хроника противостояния /Из истории воздушных войн/ (1)
Дуглас SBD-2 "Донтлесс" из состава эскадрильи VMSB-232 авиации морской пехоты США, аэродром Хендерсон, август 1942г.
-
Air International 1978-12 / Model enthusiast
SBD-3 of VS-41 aboard USS Ranger (CV-4) during "Operation Torch" in November 1942.
-
Мировая Авиация 188
Больше всего Dauntless поступило на вооружение авиации ВМС США. Изображен вариант SBD-3 из подразделения "Scouting Forty One" (VS-41), действовавшего с авианосца"Рейнджер" в период осуществления операции "Торч" (вторжение союзников в Северную Африку) в ноябре 1942 года.
-
АвиаМастер 2002-03 / А.Казымов - Первая битва авианосцев /Из истории воздушных войн/
Пикирующий бомбардировщик SBD-3 "Донтлесс" из разведывательной эскадрильи VS-2 с авианосца "Лексингтон".
-
АвиаМастер 2002-03 / А.Казымов - Первая битва авианосцев /Из истории воздушных войн/
Пикирующий бомбардировщик SBD-3 "Донтлесс" из разведывательной эскадрильи VS-5 с авианосца "Йорктаун".
-
Air International 1978-12 / Model enthusiast
SBD-3 of VSB-6 aboard USS Enterprise (CV-6) in February 1942. Note asymmetric wing insignia
-
АвиаМастер 2002-07 / А.Казымов - Операция "Уотчтауэр": Америка наносит ответный удар /Из истории воздушных войн/
SBD-3 "Донтлесс" из состава 7-й авиагруппы ВМС США, авианосец "Уосп", август 1942г.
-
Air International 1978-12 / Model enthusiast
SBD-4 of VMSB-243, First Marine Air Wing, operating from Munda, New Georgia, August 1943.
-
Мировая Авиация 116
Эскадрилья бомбардировщиков-разведчиков VMSB-243 из состава 1-го авиакрыла КМП на базе Мунда, остров Новая Георгия, не имела времени нанести на свои SBD-4 новые опознавательные знаки, введенные в июле 1943 года.
-
Air International 1978-12 / Model enthusiast
SBD-5 of VMS-3, US Marine Corps, based in the Caribbean area. May 1944. Note Atlantic Theatre scheme.
-
Мировая Авиация 186
SBD-5 из 5-й разведывательной эскадрильи авиации КМП США, Карибы, 1944 год. Обратите внимание на схему окраски - "темно-серая чайка" - и белые опознавательные знаки, введенные на этом ТВД в начале 1944 года.
-
Авиация и Время 2008-02 / В.Заблоцкий, А.Овчаренко - Австралийский Перл-Харбор (2)
Легкий бомбардировщик A-24 "Бенши" из 27-й БАГ армейской авиации США, ставший жертвой японского налета на Дарвин 19 февраля 1942г.
-
Air International 1978-12 / Model enthusiast
A-24B (42-54459) of 312th Bomb Group (Dive), USAAF, Makin Is, Gilbert Islands, December 1943.
-
Мировая Авиация 188
В ВВС США Dauntless получил обозначение A-24. Успеха морской авиации A-24 не повторил. Первой A-24 получила 27-я бомбардировочная группа, действовавшая в Голландской Восточной Индии. Показанный здесь самолет имел собственное имя "Banshee".
-
Air International 1978-12 / Model enthusiast
Регистрационный номер: NZ5049 [2] SBD-5 (Bu No 36897) of No 25 Sqdn Royal New Zealand Air Force (NZ5049) "Winni-Pu-III" based at Piva, Bougainville Is, April 1944.
-
Мировая Авиация 188
Регистрационный номер: NZ5049 [2] Этот SBD Dauntless (N NZ5049) с собственным именем "Winni-Pu-III" состоял на вооружении новозеландских ВВС. В начале 1944 года в боях за Бугенвиль приняли участие самолеты 25-й эскадрильи Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF), но их военная карьера оказалась недолгой.
-
Мировая Авиация 116
Помимо Новой Зеландии, Dauntless принимали участие в боевых действиях в составе ВВС "Свободной Франции". На рисунке представлен A-24B, оказывавший поддержку французским и американским силам в районе атлантического побережья Франции и французских Альп. Эта машина из состава эскадрильи GCB 1.18 "Vendee", в ноябре 1944 года базировавшейся во французском Ванне.
-
Air International 1978-12 / Model enthusiast
A-24B (42-54543) of GCB (Groupe de Chasse-Bombardement) I/18 "Vendee", Armee de I'Air, operating from Vannes, November 1944. Note unit emblem right.
-
Air International 1978-12 / Model enthusiast
SBD-5 of Flottille 4FB, Aeronavale, Cognac, January 1945. Note unit emblem above right.
-
Мировая Авиация 188
Осенью 1944 года авиация ВМС Франции начала получать вариант SBD-5, которыми оснастили флотилии 3B и 4B. В декабре 1944 года они впервые атаковали врага. После войны самолеты базировались на авианосце "Диксмюде", применялись в Индокитае в боях с Вьетминем (Лига независимости Вьетнама). SBD сняли с вооружения морской авиации Франции в 1949 году.
-
Air International 1978-12 / Model enthusiast
SBD-5 (EAN 2525) of Escuadron Aereo de Pelea 300, Fuerza Aerea Mexicana, Pie de la Cuesta, 1946.
-
Мировая Авиация 188
С появлением более современных самолетов ВВС Армии США снимали SBD с вооружения, чтобы передать их союзникам. В 1944 году в ВВС Мексики поступило несколько A-24B-DT, которые поначалу использовали для поиска субмарин в Карибском море, а затем перевели в учебно-тренировочные. Также их применяли для патрулирования сухопутных границ. ВВС Мексики сняли эти самолеты с вооружения в 1959 году.
-
Мировая Авиация 188
Регистрационный номер: XB-QUC Некоторые SBD/A-24 завершили свою карьеру на гражданской службе. Несколько самолетов использовались администрацией города Портленда, один A-24B "Sperry Gyroscop" эксплуатировался в качестве летающей лаборатории для испытаний гироскопических приборов и устройств. Изображен самолет "Compania Mexicana Aerophoto" из Мехико-Сити.
-
Мировая Авиация 83
В начале 1990-х годов Douglas SBD-5 Dauntless окрасили в цвета авиакорпуса Армии США - так были окрашены 168 Douglas A-24, поступивших на вооружение в 1941 году.
-
Мировая Авиация 182
Самолеты SBD на борту AB "Йорктаун" (CV-10) во время первого похода в Атлантику, апрель-май 1943 года. На заднем плане - AB "Рейнджер" (CV-4).
-
Aeroplane Monthly 1998-10 / H.Levy - Return to Oshkosh
Регистрационный номер: N93RW Rare Douglas A-24B Dauntless N93RW flew in from the Lone Star Flight Museum at Galveston, Texas, where it originally arrived for restoration in August 1994.
-
Мировая Авиация 188
В настоящее время в музеях и частных коллекциях находятся 22 самолета Dauntless. Один из четырех летных экземпляров (на 2012 год) принадлежит организации "Commemorative Air Force" из Техаса. Самолет с бортовой маркировкой 2-B-4 был построен для ВВС США как вариант A-24, затем машина использовалась фотографической службой Мексики. В 1970 году самолет у мексиканцев купили и окрасили как вариант SBD-3 ВМС США.
-
Aeroplane Monthly 1989-05 / Douglas SBD-5 Dauntless N670AM/Bu No 28536 /Preservation Profile/
FRANK MORMILLO’S colour plate of the Dauntless was taken in May 1988.
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / В.Бакурский - Звезды на крыльях
Эти палубные пикировщики «Донтлесс» несут не просто двухцветные знаки. Ко всему прочему знаки нанесены на каждой консоли, 1942 г.
-
Air International 1995-09 / R.Francillon - From Torpedo and Scout Bombers to Attack Aircraft (2)
Mid-1942 camouflage and markings of Douglas SBD-3s, such as those which helped turn the tide of war during the Battle of Midway, consisted of two-tone scheme of nonspecular Blue Gray and nonspecular Light Gray, oversized national insignia with red centre deleted, service markings (in this case, probably 3-S-12 for the 12th aircraft of VS-3) in white on both sides of the rear fuselage, and number 12 in white on the forward edge of the cowling to help the aircraft captain identify his aircraft when taxiing toward him.
-
Aeroplane Monthly 1998-09 / F.Mormillo - High country - low turnout
Ron Hackworth flying the “Planes of Fame" SBD-5 Dauntless over pine trees near Williams, Arizona.
-
Aeroplane Monthly 1978-03
Регистрационный номер: N54532 Douglas SBD-3 Dauntless N54532 of the Confederate Air Force was photographed by MICHAEL O'LEARY.
-
Air International 1995-11 / F.Mormillo - Flying Wing Homecoming /Veteran & Vintage/
Chase plane for the test flights out of Edwards AFB was the Planes of Fame Museum's Douglas SBD-5 Dauntless. Even this relatively high performance aircraft was pushed to the limits when pacing the N9MB, as witnessed by the oil streaks on the fuselage sides after highspeed sorties.
Другие самолёты на фотографии: Northrop N-9M - США - 1942
-
Aeroplane Monthly 1989-04
FRANK B. MORMILLO'S photograph features three aircraft of the Air Museum at Chino, a Vought F4U-1 Corsair, Seversky 2PA/AT-12 and Douglas SBD-5 Dauntless.
Другие самолёты на фотографии: Seversky SEV-2PA / AT-12 - США - 1937Vought F4U Corsair - США - 1940
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / M.Oakey, T.Harmsworth - News
The Fathers’ Day formation flying from Camarillo comprised a Wildcat, Hellcat, Bearcat, Corsair and Dauntless.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F4F Wildcat - США - 1937Grumman F6F Hellcat - США - 1942Grumman F8F Bearcat - США - 1944Vought F4U Corsair - США - 1940
-
Мировая Авиация 182
Единственный Northrop XBT-2 (№0627) стал прототипом Dauntless - его пришлось для этого существенно доработать. XBT-2 оснащался двигателем Wright XR-1820-32 мощностью 1 000 л. с., которым позже оснащались все последующие SBD.
-
Air International 1995-09 / R.Francillon - From Torpedo and Scout Bombers to Attack Aircraft (2)
The XBT-2 after it had been re-engined with a 1.000hp Wright R-1820-G133 and fitted with improved engine fairing and higher cockpit overturn structure, but before it received its last set of tail surfaces as later used on production SBDs.
-
Мировая Авиация 182
На серийном SBD-1 авиации КМП США хорошо видны перфорированные тормозные щитки. Все 57 самолетов SBD-1 были поставлены в 1940 году авиации КМП США, а ВМС первыми получили SBD-2 в 1940-1941 годах.
-
Aeroplane Monthly 1977-01 / W.Goodman - Flying for the US Marines (1)
A Douglas SBD-4 Dauntless with machine gun in rear cockpit.
-
Aeroplane Monthly 1977-01 / W.Goodman - Flying for the US Marines (1)
SBDs at El Centro, California, Marine Air Corps Station.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Самолеты SBD-1 выстроены на береговом аэродроме, конец 1941 г.
-
Мировая Авиация 186
A-24B из 531-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи ВВС Армии США запечатлены на острове Макин (острова Гилберта).
-
Aviation Historian 13 / E.Young - A Hard Rain
Douglas SBD Dauntlesses, Grumman TBF/TBM Avengers and F6F-3 Hellcats, as well as a sole Vought F4U-2 Corsair, of Air Group Six are ranged forward aboard the Essex-class aircraft carrier USS Intrepid (CV-11) during - February 1944. The Intrepid was hit by a torpedo on the night of February 17 and had to withdraw to the USA for repairs.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F6F Hellcat - США - 1942Grumman TBF/TBM Avenger - США - 1941Vought F4U Corsair - США - 1940
-
АвиаМастер 2002-07 / А.Казымов - Операция "Уотчтауэр": Америка наносит ответный удар /Из истории воздушных войн/
"Донтлессы" из эскадрилий VS-71 и VS-72 на палубе авианосца "Уосп" в районе Гуадалканала незадолго до начала десантной операции.
-
АвиаМастер 2002-03 / А.Казымов - Первая битва авианосцев /Из истории воздушных войн/
Подготовка "Донтлесса" к боевому вылету на палубе авианосца: подвеска 500-фунтовой бомбы.
-
АвиаМастер 2003-05 / А.Казымов - Соломоновы острова: хроника противостояния /Из истории воздушных войн/ (1)
Подготовка к боевому вылету пикировщиков "Донтлесс" на палубе "Энтерпрайза".
-
Мировая Авиация 188
Фотография, сделанная в мае 1943 года на палубе "Саратоги", отражает повседневный уклад жизни на авианосце, находившемся в зоне боевых действий. На переднем плане - техническое обслуживание самолета SBD, дальше - Dauntless заруливает на стоянку, а другой SBD выполняет посадку на корабль. Dauntless, несмотря на множество недостатков, внес очень заметный вклад в победу на Тихом океане. Но еще до конца войны самолеты SBD были полностью заменены более совершенными Helldiver.
-
Aeroplane Monthly 1989-05 / Douglas SBD-5 Dauntless N670AM/Bu No 28536 /Preservation Profile/
Flt Sgt N. L. Kelly and Flt Sgt B. E. Cullen standing on the wing of the same aircraft, serialled NZ5062, which they flew on 32 combat missions with the RNZAF. Note the bomb insignia painted on the engine cowling.
-
АвиаМастер 2002-07 / А.Казымов - Операция "Уотчтауэр": Америка наносит ответный удар /Из истории воздушных войн/
Заправка бензином "Донтлесса" на палубе авианосца "Уосп" перед вылетом на боевое задание. Обратите внимание на заводную рукоятку двигателя, торчащую из капота.
-
Aviation Historian 13 / E.Young - A Hard Rain
Even in the heat of battle the US Navy made sure official war photographers were on hand to document the action. One of numerous excellent images captured during the raid on Truk, this example shows a deck handler directing forward a VB-10 Dauntless with a 500 lb bomb under the fuselage, for launch from the Enterprise.
-
Мировая Авиация 186
Пикирующий бомбардировщик SBD-5 "Донтлесс" из состава флотилии 4F взлетает с палубы "Диксмюде". Операция "Леа", район порта Хайфон, октябрь 1947г.
-
Мировая Авиация 182
SBD из 41-й противолодочной эскадрильи следует к североафриканскому побережью. Операция "Torch", ноябрь 1942 года.
-
Мировая Авиация 186
"Тихоокеанские" SBD-5 участвовали во множестве ударных миссий. Под левой консолью крыла этой машины видна антенна ASB - Dauntless стал первым палубным самолетом ВМС США, оснащенным РЛС.
-
Мировая Авиация 188
Карьера варианта A-24 выдалась короткой - ВВС США сочли самолет недостаточно скоростным, их экипажи машину не любили. Довольно быстро все A-24 перевели в подразделения второй линии. A-24 применялись и в качестве учебно-тренировочных самолетов. Доработанные в вариант F-24, самолеты A-24 продержались на вооружении ВВС США до 1947 года.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Douglas SBD Dauntless.
-
Aeroplane Monthly 1988-04
FRANK MORMILLO'S picture portrays The Air Museum's Planes of Fame Douglas SBD-5 Dauntless, currently being used in a TV mini-series entitled War and remembrance. This particular Dauntless saw service with the RNZAF in the South Pacific during World War Two
-
Air International 1995-09 / R.Francillon - From Torpedo and Scout Bombers to Attack Aircraft (2)
All USN scout bombers carried their heaviest bomb on a displacement gear on the fuselage centre line as seen in this photograph of the second Douglas SBD-1 produced, BuNo 1597, in the markings of VMB-2.
-
Aeroplane Monthly 1989-05 / Douglas SBD-5 Dauntless N670AM/Bu No 28536 /Preservation Profile/
Allan Wojciak flying the fully restored Dauntless near Chino in February 1988. Note the replica machine-guns in the rear cockpit.
-
Aeroplane Monthly 1989-05 / Douglas SBD-5 Dauntless N670AM/Bu No 28536 /Preservation Profile/
Allan Wojciak flying Dauntless SBD-5 N670AM over Chino.
-
Aeroplane Monthly 1993-11
A US Navy Douglas Dauntless dive bomber over a Japanese-held target in the pacific.
-
Мировая Авиация 182
Экипаж SBD наслаждается свежим воздухом, на переднем плане - AB "Энтерпрайз", за ним - AB "Саратога". Район Гуадалканала, конец 1942 года.
-
Мировая Авиация 186
Корабельное авиакрыло авианосца ВМС США обычно включало две эскадрильи истребителей, одну - торпедоносцев-бомбардировщиков и две эскадрильи Dauntless, одна из которых была бомбардировочной (обозначение "VB"), а другая решала задачи разведки ("VS"). В реальности же серьезных различий между задачами, решавшимися этими эскадрильями, не было: летчики разведывательной эскадрильи также тренировались в нанесении бомбовых ударов, как и их коллеги из "VB". На фотографии - пара самолетов из 10-й бомбардировочной эскадрильи заходит на посадку на авианосец "Энтерпрайз". Фотография датирована временем массированного удара по острову Трук в феврале 1944 года.
-
Мировая Авиация 196
История Skyraider началась во времена Второй мировой войны, когда основным палубным пикирующим бомбардировщиком ВМС США был SBD Dauntless. Разработанный главным конструктором "Douglas Aircraft Corporation" Эдом Хайнеманом, Dauntless широко использовался на Тихоокеанском ТВД, серьезно потрепав японские авианосные силы в сражении у Мидуэя. На снимке внизу хорошо видна двухместная кабина самолета, заднюю часть которой занимал стрелок-радист. На держателях под фюзеляжем можно было подвесить до 760 кг бомб, а еще 295 кг бомб могли быть подвешены под каждой консолью крыла.
-
Aeroplane Monthly 1976-03 / S.Howe - The Confederate Air Force
The two-seat Dauntless and Helldiver (nearest).
Другие самолёты на фотографии: Curtiss SB2C Helldiver / A-25 Shrike - США - 1940
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Звено SBD-1 из эскадрильи VMSB-132 в полете недалеко от авиабазы Куантико, 1942 г.
-
Мировая Авиация 188
Самолеты разведывательной эскадрильи VMS-3 КМП США в полете строем. Эти SBD-5 окрашены в цвета "gull gray" и "off-white", введенные в начале 1944 года для Северо-африканского театра военных действий. Эскадрилья VMS-3 действовала на Карибах.
-
АвиаМастер 2002-03 / А.Казымов - Первая битва авианосцев /Из истории воздушных войн/
Палубные пикировщики "Донтлесс". На счету экипажей этих машин большинство японских кораблей, потопленных авиацией США в сражениях 1942 года.
-
Мировая Авиация 135
Самолеты Douglas SBD Dauntless повторно атакуют горящий японский корабль (в правом нижнем углу снимка). Хорошо видны открытые тормозные щитки и стабилизаторы бомб под фюзеляжем.
-
Мировая Авиация 182
SBD из 6-й противолодочной эскадрильи над авианосцем "Энтерпрайз", октябрь 1941 года. 6-я противолодочная и 6-я бомбардировочная эскадрильи стали первыми в ВМС, получившими Dauntless.
-
Мировая Авиация 186
SBD авиации КМП США с бомбами на центральном и подкрыльевых держателях направляются на штурмовку японских позиций на Рабауле. Выпуск Dauntless завершился 22 июля 1944 года, ему на смену пришел Curtiss SB2C Helldiver.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Douglas A-24 Dauntless.
-
Мировая Авиация 188
Атолл Трук был главным бастионом японцев, отсюда шло снабжение гарнизонов Рабаул и Эниветок. 17-18 апреля самолеты Wildcat, TBF-1, SB2C-1 и SBD-5 наносили удары по Труку. Было задействовано 252 самолета, они сбросили 200 000 т бомб. На фотографии - два SBD уже возвращаются на авианосец, а еще тройка - заходит на цели на острове Парам.
-
АвиаМастер 2002-03 / А.Казымов - Первая битва авианосцев /Из истории воздушных войн/
Так пикировал "Донтлесс"...
-
Мировая Авиация 188
Регистрационный номер: JS997 JS997 - один из девяти SBD-5 Dauntless DB.Mk 1, полученных в декабре 1943 года для оценочных испытаний в ВВС и ВМС Великобритании. Как и планировалось, самолеты тестировались на нескольких британских авиабазах, прежде всего в Фарнборо, где звено IAD проверяло способность бомбометания с пикирования. 787-я эскадрилья, FAA Fleet Fighter Development Unit в Уиттеринге, одно время использовала два Dauntless. От Dauntless отказались и ВВС, и ВМС Великобритании. Самолет, по мнению британцев, не отвечал требованиям к пикирующему бомбардировщику, сложившимся в ходе войны.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
SBD-5, поднятый в 1988 г. со дна озера Мичиган, выставлен в музее на борту авианосца "Йорктаун"
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Douglas SBD-6 Dountless Naval Scout Bomber (Wright R-1830-66 engine).
-
АвиаМастер 2002-07 / А.Казымов - Операция "Уотчтауэр": Америка наносит ответный удар /Из истории воздушных войн/
Чернокожий механик рисует на борту "Донтлесса" из эскадрильи VS-71 отметку очередной воздушной победы, одержанной над проливом Железное дно. Август 1942г.
-
Aeroplane Monthly 1983-06 / P.Sammons - The tools for the job (2)
Douglas SBD-4 Dauntless dive bombers on the line. Production lines were located at El Segundo, California and at Tulsa, Oklahoma. The Dauntless was a refinement of the Northrop BT-1 and by the time it went into production Northrop had become the El Segundo Division of Douglas.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Сборка пикировщиков SBD-5 в Эль-Сегундо, конец 1943 г.
-
Air Pictorial 1958-08 / Scrapbook
In May Forum Mr. P. H. Green says he's never seen a photograph of the first production Gloster Meteor Mk. 1 (EE210/G). He has now, and complete with U.S. Army Air Force insigne which he queries. This photograph was taken at Muroc (now Edwards A.F. Flight Test Centre) in the spring of 1944. In the background of my photo are (right to left) two Army Air Force Douglas A-24 Dauntless dive-bombers, a Vultee BT-13A Valiant basic trainer and the tail of a P-51 Mustang. Don't ask me for the block numbers.
Другие самолёты на фотографии: Gloster Meteor / G.41 - Великобритания - 1943Vultee BT-13 / SNV Valiant - США - 1939
-
Air-Britain Aeromilitaria 1983-03
Folding the wings of an anonymous Swordfish at Hatston. This photograph shows good details of some of the appendages which were hung on Swordfish.
On the centre-section struts is a torpedo sighting bar which permitted aiming-off according to the estimated speed of the target.
Under the wings are racks for varying sizes of bombs which could also take other stores, e.g. flares. The locks which held the wings in position during flight appear quite insignificant but there were few cases of these becoming unlocked in flight.
On the upper wing are the slats which gave the Swordfish its slow approach speed and enabled it to operate from small carriers in weather which grounded (or decked?) its more advanced contemporaries.
In the background is a Gipsy engine which appears to be attached to a Puss Moth. Behind it can be seen parts of what appears to be a Dauntless.Другие самолёты на фотографии: Fairey Swordfish - Великобритания - 1934
-
Aeroplane Monthly 1977-11 / H.Best-Devereux - Oshkosh Silver Jubilee
This particularly convincing Douglas SBD-3 Dauntless was built over a five-year period at a cost of $15,000. The plans were scaled up from a rubber-powered scale model and the all-metal craft first flew on May 25 this year.
-
Aeroplane Monthly 1999-09 / M.Oakey, T.Harmsworth - News
More naval warbirds like the Palm Springs Dauntless, BuNo 36176, could be recovered after the recent American court ruling on salvage of World War Two US Navy aircraft.
-
Aeroplane Monthly 1996-03 / M.Oakey - Vintage news
Регистрационный номер: N51382 Douglas A-24B Dauntless N51382, formerly at the Weeks Air Museum at Tamiami, has recently arrived at Polk City. The A-24 was used as a wind-generating machine by cinema giant MGM.
-
Aeroplane Monthly 1998-09 / R.Werneth - Michigan menagerie
This Douglas SBD Dauntless, seen in the museum's restoration shop, was salvaged from Lake Michigan and is on loan from the Museum of Naval Aviation.
-
Мировая Авиация 182
Хвост SBD, вернувшегося на свой авианосец, изрешечен вражескими пулями. Снимок датирован 1942 годом.
-
Авиация и Космонавтика 1997-01 / И.Кудишин - "Палубники" из далекой войны
Санта Круз - авианосец "Энтерпрайз" уклоняется от японских торпед, и от резкого крена с палубы сваливается "Донтлесс"
-
АвиаМастер 2003-05 / А.Казымов - Соломоновы острова: хроника противостояния /Из истории воздушных войн/ (1)
"Донтлесс", сгоревший на аэродроме Хендерсон в результате японской бомбардировки.
-
АвиаМастер 2003-05 / А.Казымов - Соломоновы острова: хроника противостояния /Из истории воздушных войн/ (1)
Остатки "Донтлесса" с аэродрома Хендерсон на острове Гуадалканал ныне являются экспонатами местного историко-краеведческого музея.
-
Aeroplane Monthly 1985-07 / P.Anderson - Mitchell across the Pacific
Wreckage of a Dauntless dive-bomber at the Betikana Mission on the northern side of Henderson.
-
Авиация и Время 2008-02 / В.Заблоцкий, А.Овчаренко - Австралийский Перл-Харбор (2)
Американский A-24 "Бенши", уничтоженный японской авиацией в Дарвине 19 февраля 1942г.
-
Мировая Авиация 188
SBD-1 Dauntless. На этом рисунке представлен Douglas SBD в яркой окраске еще мирного времени, типичной для самолетов ВМС и КМП США предвоенного периода. Это самолет командира эскадрильи VMB-1, второй (вслед за VMB-2) освоившей Dauntless. В начале 1941 года эскадрилья базировалась в Куантико, штат Виржиния, в конце года ее переименовали в VMSB-232. Машины этой эскадрильи побывали под огнем в первый же день войны на Тихом океане. Часть самолетов SBD-2 были в воздухе во время перелета от авианосца "Энтерпрайз" к Перл-Харбору, часть - на аэродроме Эва, Гавайские острова. Самолеты этой эскадрильи первыми понесли потери, но и первыми в этой войне потопили японскую субмарину.
-
Мировая Авиация 188
SBD-3 Dauntless
-
Air International 1995-09 / R.Francillon - From Torpedo and Scout Bombers to Attack Aircraft (2)
Three-view drawing of the Douglas XBT-2.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Douglas Dountless Naval Scout Bomber.
-
Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны
Douglas SBD-3 Dountless
-
Мировая Авиация 116
Douglas SBD Dauntless
Тип фотографий
- Все фото (105)
- Боковые проекции (25)
- Цветные фото (14)
- Ч/б фото (51)
- Реставрация (3)
- Обломки (6)
- Рисунки, схемы, чертежи (6)