RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1939

Двухместный пикирующий бомбардировщик/разведчик

Варианты

SBD Dauntless

Палубный разведчик и пикирующий бомбардировщик, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ "Нортроп корпорейшн" под руководством Дж. Нортропа. Опытный образец бомбардировщика под обозначением XBT-1 вышел на испытания в декабре 1935 г. В декабре 1937 г. началась постройка небольшой серии таких машин, названных BT-1. Развитием этого типа стал самолет XBT-2. После поглощения предприятия Нортропа фирмой "Дуглас эйкрафт" и превращения его в "отделение Эль-Сегундо" машина дорабатывалась под руководством Э. Хейнемана как XSBD-1.
В конце 1938 г. самолет запустили в серийное производство. Постройка осуществлялась на заводах "Дуглас" в Эль-Сегундо (SBD) и Талсе (A-24). Всего выпущено 5936 экз. (по другим данным - 5928 экз.), из них 4925 - в палубном варианте. Самой массовой являлась модификация SBD-5 - 3025 экз.
Экипаж -2 чел. Мотор R-1820. Вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении флота (с июня 1940 г.) и ВВС армии США (с лета 1941 г.), ВВС Новой Зеландии (с июля 1943 г.), Мексики (с начала 1944 г.), флота (с октября 1944 г.) и ВВС Франции (с начала 1944 г.).
Серийно выпускались следующие модификации:
   - SBD-1, первый серийный вариант с мотором R-1820-32, вооружение 3x7,62, бомбы до 460 кг;
   - SBD-2, аналог предыдущего типа с увеличенным запасом топлива;
   - SBD-3 с мотором R-1820-52, бронезащитой членов экипажа, протектированными бензобаками, вооружение 2x12,7+1x7,62, бомбы до 460 кг;
   - A-24 "Баньши", пикирующий бомбардировщик для ВВС армии США, в целом соответствовал SBD-3, но не имел посадочного крюка и катапультных захватов, увеличенное хвостовое колесо-пневматик, отличия по оборудованию, поставлялся авиации Корпуса морской пехоты как SBD-3A;
   - SBD-4, отличался от SBD-3 усовершенствованной электросистемой и новым винтом-автоматом без кока, вооружение 2x12,7+1x7,62 (часть машин на фронте переделана под 2x12,7+1x7,62), бомбы до 460 кг, имел вариант 4Р - фоторазведчик;
   - A-24A, сухопутная модификация по типу A-24 на базе SBD-4, поставлялась морской пехоте как SBD-4A;
   - SBD-5 с мотором R-1820-60 с измененным капотированием, новым стрелковым прицелом, вооружение 2x12,7+2x7,62, бомбы до 550 кг, имел вариант 5Е с РЛС;
   - A-24B, сухопутная модификация по типу A-24 и A-24A на базе SBD-5, поставлялась морской пехоте как SBD-5A;
   - SBD-6 с мотором R-1820-66 и увеличенным запасом горючего.
В начале 1941 г. новые пикировщики принял на борт авианосец "Лексингтон". Боевое крещение они приняли 8 декабря того же года. Самолеты с "Лексингтона", возвращавшиеся в Пёрл-Харбор, вступили в воздушный бой с атаковавшими базу японскими машинами и сбили две из них. Сразу после начала войны их привлекли к патрулированию близ Гавайских о-вов. При этом они обнаружили и потопили японскую подводную лодку.
В последующем "даунтлессы" неоднократно были задействованы в крупных морских сражениях. В мае 1942 г. в Коралловом море они участвовали в потоплении авианосца "Сехо" и повреждении "Секаку". Месяцем позже в ходе боя у о. Мидуэй (где SBD-2 разместили в марте) американцам удалось уничтожить сразу четыре авианосца противника. В ноябре пикировщики поддерживали десант на о. Гуадалканал. 13 ноября бомбардировщики и торпедоносцы нанесли совместный удар по линкору "Хией" и потопили его. Это был первый корабль такого класса, пущенный на дно американской авиацией. На следующий день самолеты уничтожили два крейсера.
В то же время "даунтлессы" с эскортных авианосцев приняли участие в операции "Торч" по высадке войск союзников в Северной Африке. Они наносили удары по целям на побережье и вели поиск подводных лодок в Атлантике и Средиземном море.
В 1943 г. на "даунтлессах" летали 20 эскадрилий морской авиации. В ноябре того года самолеты с авианосцев бомбили о-ва Маркус, Уэйк и Палау. Шесть эскадрилий воевали на Гилбертовых о-вах.
В феврале 1944 г. целью пикировщиков стал о. Трук, где высадили десант. В июне шли ожесточенные бои на Марианских о-вах. Действовавшие там силы поддерживали самолеты с авианосцев "Энтерпрайз" и "Лексингтон". Последней крупной операцией для палубных пикировщиков "даунтлесс" стала битва в Филиппинском море в июне 1944 г. Американские летчики потопили четыре японских авианосца и повредили еще два. Последний боевой вылет "даунтлессы" совершили с "Энтерпрайза" 5 июля. Самолеты бомбили базу противника на о. Гуам. Далее их заменили более современными "хеллдайверами".
Авиация морской пехоты продолжала использовать "даунтлессы" с береговых аэродромов и далее. Они воевали на Соломоновых о-вах и Филиппинах.
A-24 ВВС армии США в декабре 1941 г. доставили в Австралию. Оттуда их перебросили в Голландскую Ост-Индию (Индонезию). Там "баньши" сражались с японцами до марта 1942 г. A-24A и A-24B передали морской пехоте или использовали в учебных целях.
Новозеландские летчики в апреле 1944 г. стали совершать полеты с о. Бугенвиль, но вскоре сменили "даунтлессы" на более современную технику. Мексика использовала свои самолеты для поиска немецких подводных лодок в Карибском море.
Французские ВВС первоначально применяли полученные A-24B для учебных целей и для патрулирования пустынных районов Сирии. Однако в 1944 г. одну группу пикировщиков привлекли к поддержке действий партизан в Альпах. Другая группа из Тулузы бомбила опорные пункты немцев на Атлантическом побережье Франции до мая 1945 г.
Морская авиация начала воевать на SBD-5 в декабре 1944 г. Первый боевой вылет совершили против позиций немцев в Пин-де-Грав 8 декабря. В конце войны пикировщики разместили на авианосце "Диксмюнде", но до капитуляции Германии в боевых операциях корабль не участвовал.
Американский флот снял SBD с вооружения в 1946 г. ВВС использовали свои "баньши" как учебные до 1950 г. Новозеландцы сдали свои самолеты американцам еще в мае 1944 г. В Мексике они патрулировали побережье и сухопутные границы до 1959 г.
Французские ВВС эксплуатировали A-24B на базах в Северной Африке до 1953 г. Самолеты морской авиации в 1948 - 1949 гг. воевали в Индокитае. Они действовали с авианосцев "Диксмюнде" и "Арроманш", а также с береговых аэродромов в районе Хайфона. "Даунтлессы" вели разведку и бомбили вьетнамские войска. Французский флот снял их с вооружения в июле 1949 г.


SBD-3||
Размах:||12,65 м
Длина:||9,8 м
Моторы, количество х мощность:||1x1000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4717 кг
Максимальная скорость:||402 км/ч
Практический потолок:||8300 м
Дальность:||2160 км

Показать полностью

Описание:

  • SBD Dauntless
  • Douglas SBD Dauntless и A-24
  • Air International 1978-12 / Model enthusiast

    SBD-1 of VMSB-232 (ex-VMB-2) of US Marine Corps Air Group 21 based at Ewa, Oahu (Hawaii), in December 1941, at time of Pearl Harbor attack.

  • Мировая Авиация 188

    Большинство самолетов ранней постройки, включая все 57 машин варианта SBD-1, поступили на вооружение КМП США. Здесь изображен SBD-1 из эскадрильи VMSB-232 (Marine Scout Bomber Squadron 232) 21-й авиагруппы, базировавшейся в Эва, Гавайские острова, в момент удара японцев по Перл -Харбору в декабре 1941 года.

  • АвиаМастер 2003-05 / А.Казымов - Соломоновы острова: хроника противостояния /Из истории воздушных войн/ (1)

    Дуглас SBD-2 "Донтлесс" из состава эскадрильи VMSB-232 авиации морской пехоты США, аэродром Хендерсон, август 1942г.

  • Air International 1978-12 / Model enthusiast

    SBD-3 of VS-41 aboard USS Ranger (CV-4) during "Operation Torch" in November 1942.

  • Мировая Авиация 188

    Больше всего Dauntless поступило на вооружение авиации ВМС США. Изображен вариант SBD-3 из подразделения "Scouting Forty One" (VS-41), действовавшего с авианосца"Рейнджер" в период осуществления операции "Торч" (вторжение союзников в Северную Африку) в ноябре 1942 года.

  • АвиаМастер 2002-03 / А.Казымов - Первая битва авианосцев /Из истории воздушных войн/

    Пикирующий бомбардировщик SBD-3 "Донтлесс" из разведывательной эскадрильи VS-2 с авианосца "Лексингтон".

  • АвиаМастер 2002-03 / А.Казымов - Первая битва авианосцев /Из истории воздушных войн/

    Пикирующий бомбардировщик SBD-3 "Донтлесс" из разведывательной эскадрильи VS-5 с авианосца "Йорктаун".

  • Air International 1978-12 / Model enthusiast

    SBD-3 of VSB-6 aboard USS Enterprise (CV-6) in February 1942. Note asymmetric wing insignia

  • АвиаМастер 2002-07 / А.Казымов - Операция "Уотчтауэр": Америка наносит ответный удар /Из истории воздушных войн/

    SBD-3 "Донтлесс" из состава 7-й авиагруппы ВМС США, авианосец "Уосп", август 1942г.

  • Air International 1978-12 / Model enthusiast

    SBD-4 of VMSB-243, First Marine Air Wing, operating from Munda, New Georgia, August 1943.

  • Мировая Авиация 116

    Эскадрилья бомбардировщиков-разведчиков VMSB-243 из состава 1-го авиакрыла КМП на базе Мунда, остров Новая Георгия, не имела времени нанести на свои SBD-4 новые опознавательные знаки, введенные в июле 1943 года.

  • Air International 1978-12 / Model enthusiast

    SBD-5 of VMS-3, US Marine Corps, based in the Caribbean area. May 1944. Note Atlantic Theatre scheme.

  • Мировая Авиация 186

    SBD-5 из 5-й разведывательной эскадрильи авиации КМП США, Карибы, 1944 год. Обратите внимание на схему окраски - "темно-серая чайка" - и белые опознавательные знаки, введенные на этом ТВД в начале 1944 года.

  • Авиация и Время 2008-02 / В.Заблоцкий, А.Овчаренко - Австралийский Перл-Харбор (2)

    Легкий бомбардировщик A-24 "Бенши" из 27-й БАГ армейской авиации США, ставший жертвой японского налета на Дарвин 19 февраля 1942г.

  • Air International 1978-12 / Model enthusiast

    A-24B (42-54459) of 312th Bomb Group (Dive), USAAF, Makin Is, Gilbert Islands, December 1943.

  • Мировая Авиация 188

    В ВВС США Dauntless получил обозначение A-24. Успеха морской авиации A-24 не повторил. Первой A-24 получила 27-я бомбардировочная группа, действовавшая в Голландской Восточной Индии. Показанный здесь самолет имел собственное имя "Banshee".

  • Air International 1978-12 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: NZ5049   [2]

    SBD-5 (Bu No 36897) of No 25 Sqdn Royal New Zealand Air Force (NZ5049) "Winni-Pu-III" based at Piva, Bougainville Is, April 1944.

  • Мировая Авиация 188
    Регистрационный номер: NZ5049   [2]

    Этот SBD Dauntless (N NZ5049) с собственным именем "Winni-Pu-III" состоял на вооружении новозеландских ВВС. В начале 1944 года в боях за Бугенвиль приняли участие самолеты 25-й эскадрильи Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF), но их военная карьера оказалась недолгой.

  • Мировая Авиация 116

    Помимо Новой Зеландии, Dauntless принимали участие в боевых действиях в составе ВВС "Свободной Франции". На рисунке представлен A-24B, оказывавший поддержку французским и американским силам в районе атлантического побережья Франции и французских Альп. Эта машина из состава эскадрильи GCB 1.18 "Vendee", в ноябре 1944 года базировавшейся во французском Ванне.

  • Air International 1978-12 / Model enthusiast

    A-24B (42-54543) of GCB (Groupe de Chasse-Bombardement) I/18 "Vendee", Armee de I'Air, operating from Vannes, November 1944. Note unit emblem right.

  • Air International 1978-12 / Model enthusiast

    SBD-5 of Flottille 4FB, Aeronavale, Cognac, January 1945. Note unit emblem above right.

  • Мировая Авиация 188

    Осенью 1944 года авиация ВМС Франции начала получать вариант SBD-5, которыми оснастили флотилии 3B и 4B. В декабре 1944 года они впервые атаковали врага. После войны самолеты базировались на авианосце "Диксмюде", применялись в Индокитае в боях с Вьетминем (Лига независимости Вьетнама). SBD сняли с вооружения морской авиации Франции в 1949 году.

  • Air International 1978-12 / Model enthusiast

    SBD-5 (EAN 2525) of Escuadron Aereo de Pelea 300, Fuerza Aerea Mexicana, Pie de la Cuesta, 1946.

  • Мировая Авиация 188

    С появлением более современных самолетов ВВС Армии США снимали SBD с вооружения, чтобы передать их союзникам. В 1944 году в ВВС Мексики поступило несколько A-24B-DT, которые поначалу использовали для поиска субмарин в Карибском море, а затем перевели в учебно-тренировочные. Также их применяли для патрулирования сухопутных границ. ВВС Мексики сняли эти самолеты с вооружения в 1959 году.

  • Мировая Авиация 188
    Регистрационный номер: XB-QUC

    Некоторые SBD/A-24 завершили свою карьеру на гражданской службе. Несколько самолетов использовались администрацией города Портленда, один A-24B "Sperry Gyroscop" эксплуатировался в качестве летающей лаборатории для испытаний гироскопических приборов и устройств. Изображен самолет "Compania Mexicana Aerophoto" из Мехико-Сити.

Тип фотографий

  • Все фото (105)
  • Боковые проекции (25)
  • Цветные фото (14)
  • Ч/б фото (51)
  • Реставрация (3)
  • Обломки (6)
  • Рисунки, схемы, чертежи (6)