Douglas F-3A
Варианты:
Douglas - F-3A - 1940 - США
Страна: США
Год: 1940


Дальний разведчик
Описание:
F-3A
F-3A
Фотографии

F-3A

Ночной фоторазведчик, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Трехколесное убирающееся шасси с носовой стойкой. Экипаж - 3 чел. Разведывательный вариант среднего бомбардировщика A-20 "Хэвок". Проектирование последнего было начато в "Нортроп авиэйшн корпорейшн" под руководством Дж. Нортропа и Э. Хейнемана. Впоследствии эта фирма была поглощена "Дуглас эйркрафт" и доводкой самолета руководил Э. Уэйденхеймер. Самолет "модель 7В", ставший опытным образцом бомбардировщика A-20, впервые взлетел 26 октября 1938 г. Серийное производство велось с октября 1939 г.
Первый опытный образец разведчика, XF-3 (на базе модификации A-20), построили в марте 1940 г. За ним последовала опытная серия из трех YF-3, отличавшихся друг от друга. От серийного производства разведчика 0-53 (на базе бомбардировщика A-20B) отказались. Лишь в январе 1944 г. модификационным центром в Дэггете была начата пробная переделка бомбардировщиков A-20J, выпускавшихся заводом "Дуглас" в Эль Сегундо. Серийную доработку вели с июля 1944 г. Всего выпущено 46 F-3A на базе бомбардировщиков типов A-20J и A-20K.
F-3A состояли на вооружении только ВВС армии США, с мая 1944 г.
Экипаж - 4 чел. Двигатели R-2600-23 (на базе A-20J) или R-2600-29 (из A-20K). Вооружение 3x12,7; бомбы только осветительные (для ночной фотосъемки).
YF-3 начиная с 1942 г. применяла для аэрофотосъемки на Аляске картографическая служба американской армии. F-3A с мая 1944 г. и до конца войны действовали на фронте во Франции и Германии. На них летала 155-я ночная разведывательная эскадрилья. В качестве разведчиков служили также бомбардировщики A-20B, они использовались американскими частями в Англии с осени 1942 г.
Бомбардировщики "Бостон" разных модификаций иногда применялись как разведчики и британскими Королевскими ВВС в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
В СССР в больших количествах переделывали в разведчики самолеты модификаций "Бостон" III и IIIA (первоначально предназначенные для британских ВВС и отличавшиеся по оборудованию и вооружению), A-20B, A-20C, A-20G, позднее также A-20J и A-20K, устанавливая дополнительные бензобаки (в бомбоотсеке) и фотоаппаратуру (в бомбоотсеке и кабине стрелка-радиста). На самолетах A-20B и A-20C иногда при этом заменяли вооружение на отечественное. Существовало много вариантов комплектации и размещения фотоаппаратов. У нас все эти машины обычно именовали на английский манер - "бостонами".
У советских разведчиков на базе A-20 экипаж - 4 чел., вооружение 7x7,62, 6x7,62+1x7,69, 9x7,62, 4x12,7, 5x12,7, 9x12,7. На некоторых машинах устанавливались гранатометы ДАГ-10 или пусковые балки НУР РС-82 (для стрельбы назад). Самолеты полностью или частично сохраняли бомбовую подвеску (с нагрузкой от 400 до 1800 кг).
Первые разведчики на базе A-20 начали эксплуатироваться с апреля 1942 г. на Кавказе. С лета того же года применялись и сухопутной, и морской авиацией на различных фронтах и флотах. Переоборудованные машины входили в состав дальнеразведывательных полков Ставки ВГК (стратегической разведки), отдельных разведывательных полков и эскадрилий и обычных бомбардировочных полков.
Первый случай широкого использования разведчиков на базе A-20 - съемка позиций немцев перед наступлением под Сталинградом. Позднее их применяли в Белоруссии, на Украине, в Карелии и Прибалтике.
В морской авиации A-20 как разведчики служили с мая 1942 г., когда на Черном море организовали внештатную разведывательную эскадрилью, включавшую машины типов A-20B и "Бостон" III. С февраля 1943 г. они появились на Балтике, а с марта того же года - на Северном флоте. В мае 1943 г. один из североморских "бостонов" впервые сфотографировал порт Нарвик в Норвегии.
В завершающей фазе войны эти самолеты активно фотографировали объекты в глубоком тылу немцев. Они снимали Констанцу, Сулин, Плоешти, Варшаву, Бухарест, Афины, Белград, Будапешт. Иногда попутно наносились и бомбовые удары. Машины, переделанные из бомбардировщиков A-20, к концу Великой Отечественной войны являлись самым массовым типом дальнего разведчика в советских ВВС. Они участвовали в подготовке Берлинской операции в марте - апреле 1945 г. и в боевых действиях на Дальнем Востоке в августе того же года. Авиация Тихоокеанского флота получила разведчики A-20K в середине 1945 г. Во время войны с японцами они снимали южную часть Сахалина, Курильские о-ва и собственно Японию - о. Хоккайдо.
Производство F-3A прекратили в сентябре 1944 г. С вооружения ВВС армии США их сняли в конце 1945 г.
Переделка самолетов в Советском Союзе продолжалась и после окончания Великой Отечественной войны. В качестве разведчиков они эксплуатировались в ВВС и морской авиации до середины 1950-х гг. Во время войны в Корее советские A-20 вели разведку над морем вблизи района боевых действий. Они также служили в отдельных аэрофотосъемочных эскадрильях, где все вооружение с самолетов демонтировалось.
С апреля 1946 г. A-20 передавали авиаотрядам Главного управления геодезии и картографии. Эти машины летали в основном на Крайнем Севере и в Сибири до 1952 г., где участвовали в картографической съемке отдаленных районов.


A-20K в варианте разведчика (советская переделка)||
Размах:||14,63 м
Длина:||18,7 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 1850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||10851 кг (без бомб)
Максимальная скорость:||468 км/ч
Практический потолок:||7150 м
Дальность:||953 км (с 1400 кг бомб)

F-3A

XF-3: три прототипа самолета-разведчика, переделанные из A-20
   YF-3: два экспериментальных самолета-разведчика, похожие на XF-3, но со звездообразными ПД R-2600-23 и с ручной турелью на два 12,7-мм пулемета
   F-3A: 46 самолетов-разведчиков, переделанных из A-20J и A-20K
YF-3 из 2-й аэрофотосъемочной эскадрильи ВВС армии США, аэродром Лэдд-филд (Аляска), конец октября 1942 г.
Разведчик A-20B готовится к вылету, Воронежский фронт, конец 1942 г.
Личный состав 15-го орап ВВС Балтийского флота у A-20C
Экипаж Г. Ильюшкина вернулся с воздушной разведки на самолете "Бостон" III
Douglas F-3A