Мировая Авиация 169
-
Самым удачным и массовым вариантом самолета Ла-5 стал Ла-5ФН с мотором непосредственного впрыска М-82ФН, улучшившим маневренные качества самолета. Изображен истребитель летчика Ладислава Валоушека периода Словацкого национального восстания, 1944 год.
Изображен самолет лучшего аса союзников по антигитлеровской коалиции И. Н. Кожедуба из 176-го гвардейского иап, зима 1944-1945 годов. И. Н. Кожедуб на Ла-7 сбил (официально) 17 самолетов врага из всех своих 64 побед. Также ас был вынужден сбить два американских P-57, атаковавших его как противника.
Ла-7
Представлен ЛаГГ-3 лейтенанта Ю. Щипова из 9-го истребительного полка Черноморского флота, 1944 год. На фюзеляж нанесены отметки о сбитых самолетах противника и личная эмблема - голова льва на фоне сердца.
ЛаГГ-3
КАБ GBU-15 до сих пор используются ВВС США, их носителями являются F-15E. Эта КАБ подвешена под крылом F-4. В GBU-15 можно превратить обычную бомбу Mk 84 (на фотографии) и BLU-109 с проникающей боевой частью. На вооружении ВВС США также состоит аналогичная КАБ по принципу наведения ракета ACM-130.
Применение первых HOBO с F-4 - управление осуществлял оператор, а летчик был сосредоточен на пилотировании. Сброс бомбы выполнялся в пологом пикировании после захвата цели головкой самонаведения.
Пушка M61 стояла или стоит почти на всех американских истребителях, начиная с F-104. На фотографии - пушка M611 от F/A-18 Hornet.
Снимок сделан 30 августа 1974 года в ходе миссии "Cold Juice I". C-5A из 56-й военно-транспортной эскадрильи дозаправляется от KC-135A 11-й эскадрильи самолетов-заправщиков на маршруте между авиабазами Дувер, штат Делавэр, и Кларк, Филиппины. В дальнейшем 56-я эскадрилья базировалась в Альтусе, штат Оклахома. Экипажи этой эскадрильи выполнили семь полетов в рамках "Cold Juice", в которых C-5A впервые брали топливо в воздухе - их путь пролегал через Тихий океан.
Первые AB 212 ASW ВМС Италии были окрашены полностью в темно-серый цвет, носовая часть фюзеляжа и законцовка хвостовой балки окрашивались в красный цвет. Затем большинство вертолетов перекрасили в светло-серый цвет, но вертолетам подразделений NLA вернули темно-серую окраску.
ВВС Италии используют AB 212, прежде всего, как боевые поисково-спасательные вертолеты. Данная машина была доработана в вертолет поддержки и боевого охранения (ICO) и не так давно использовалась международными Силами безопасности в Афганистане.
В 2006 году ВВС Италии перебросили три модернизированных AB 212 ICO в Афганистан для работы в интересах итальянского контингента Международных сил в районе Кабула. Вооруженные вертолеты вели разведку, выполняли транспортные перевозки, эвакуировали раненых и больных, обеспечивали действия спецназа.
На учениях "Феникс Экспресс 2007" испанский вертолет AB212 ASW работал совместно с моряками Туниса, вертолет базировался на корабле "Контрамаэстре Касадо". На вооружении 3-й эскадрильи ВВС Испании состоит десять вертолетов AB212, эскадрилья дислоцирована на военно-морской базе Рота. Вооруженные пулеметами и ракетами вертолеты выполняют задачи огневой поддержки испанской морской пехоты. Аэромобильные силы армии Испании эксплуатируют AB212 (местное обозначение HU.18) на Тенерифе как десантно-штурмовые машины.
Итальянская морская пехота использует AB212 ВМС Италии с патрульного корабля "Грантиере". По четырем обтекателям в носовой части фюзеляжа легко определить, что на фотографии один из четырех вертолетов РЭБ AB212 GE. Спасательная лебедка входит в состав штатного оборудования итальянских AB 212.
AB 212 ASW - основной вертолет ВМС Италии с 1963 года. Под обтекателем над кабиной установлена антенна РЛС MM/APS-705. Вооружение включает две самонаводящиеся противолодочные торпеды типа Mk 44, Mk 46 или MQ44.
Венесуэла закупила шесть AB 212ASW, вооруженных ПКР OTO-Melara Sea Killer II/Marte. Вертолеты базируются на Пуэрто-Кабелло, регулярно выполняют полеты с фрегатов типа "Лупо". ПКР Sea Killer I (и более старыми управляемыми по проводам AS 12) были вооружены иранские АВ 212ASW, которые боролись с судоходством в Персидском заливе в 1985-1986 годах во время ирано-иракской войны.
Перу получила в 1976 году шесть AB 212 ASW. Штатно вертолеты базируются на восьми (сначала на четырех) фрегатах типа "Лупо". Сравнительно недавно на двух вертолетах установили многорежимные РЛС Telephonies RDR-1700B.
11 сентября 1987г. в Стратфорде, штат Коннектикут, выполнил первый полет S-70A-9 для Австралии.
Взлетает Ла-5 из 3-го ГИАП ВВС Балтфлота. Лето 1944г. (лето-осень 1943г.?)
A converted LaGG-3 airframe to initial La-5 (sometimes referred to as LaG-5) standards
В серию Ла-9 запустили осенью 1946 года. На фотографии - второй опытный самолет. На серийных машинах устанавливали четыре пушки калибра 23 мм.
Ла-7УТИ - двухместный учебно-тренировочный истребитель с вооружением из одной 20-мм пушки.
26 апреля 1987г.: первый из пяти прототипов Gripen доставили в Линкопинг на церемонию по случаю 50-летия основания концерна "Svenska Aeroplan Aktiebolag" (Saab).
25 августа 1987г.: первый полет Grumman A-6F с двигателями General Electric F404 и новой РЛС; он превосходил A-6E, но программу закрыли.
Управляемая ракета AGM-53 Condor разработана компанией "Rockwell" раньше, чем Walleye. Некоторые технологии Condor использованы при создании Walleye.
Прототип V6 первым из самолетов Me 262 был оснащен шасси с носовой опорой. Машина выполнила всего 28 испытательных полетов: первый 17 октября 1943 года, а последний, в котором разбилась, 9 марта 1944 года.
Me 262 V7 - второй предсерийный самолет, от V6 он отличался гермокабиной с новым сбрасываемым фонарем.
Построено всего два самолета Me 262A-1a/U4, его вооружение - мощная 50-мм пушка Mauser MK 214A, ствол которой выдавался вперед на 2 м. Наземные испытания самолета начались 23 марта 1945 года. Его планировали запустить в серию как Me 262E-1, но не удалось.
На вооружение поступило небольшое количество разведчиков типа Me 262A-1a/U3. Вместо пушек в носовой части фюзеляжа стояли два фотоаппарата Rb 50/30 или один Rb 20/30 и один Rb 75/30.
Для повышения точности бомбометания на Me 262A-2a/U2 в новой деревянной носовой части фюзеляжа стоял гиростабилизированный прицел Lofte 7H. Бомбардир размещался в носовой части лежа.
На четвертом прототипе Ла-250 установили работоспособную РЛС и вооружение из УР К-15. Была предусмотрена возможность крепления подфюзеляжного топливного бака, как на рисунке.
Сохранился единственный экземпляр Ла-250 (четвертый прототип), который находится в музее ВВС в подмосковном Монино.
Два Ла-180 являлись прототипами двухместного учебно-тренировочного варианта Ла-15УТИ, не пошедшего в серию.
В 1948 году на испытаниях прототип Ла-176 несколько раз превысил скорость звука.
SB2C-3 Helldiver. Изображен самолет эскадрильи VB-7 палубной авиагруппы CVG-7 с авианосца "Хэнкок".
Экипажи двух SB2C-3 из эскадрильи VB-1 с авианосца "Йорктаун" открыли фонари кабин, чтобы подышать свежим воздухом. Снимок сделан летом 1944 года в конце боевого похода. В задних кабинах видны спаренные 7,62-мм пулеметы.
SB2C кружат над авианосцем "Хорнет", пока с палубы убирают два TBF Avenger, Китайское море.
В рамках ленд-лиза 450 Helldiver заказали ВМС Великобритании. Заказ на эти SBW-1B, похожие на SB2C-1, получила компания "Canadian Car & Foundry". Поставки начались в конце 1943 года, но были прекращены в 1944 году на 26-м самолете - испытания в Британии дали неудовлетворительные результаты. Под обозначением Helldiver DB.Mk I (на фото) самолеты поступили в 1820-ю эскадрилью, в боевых действиях они участия не принимали, и часть расформировали в декабре 1944 года.
После победы Helldiver эксплуатировались во Франции (на фото), Греции, Италии, Португалии и Таиланде. Последние боевые вылеты Helldiver состоялись в начале войны в Индокитае в 1954 году с палубы французского авианосца "Арроманш".
После победы Helldiver эксплуатировались во Франции, Греции, Италии, Португалии и Таиланде (на фото).
22 февраля 1987г.: первый полет выполнил европейский Airbus A320 - первый в новом семействе авиалайнеров с одним проходом в салоне.
21 мая 1987г.: первые пять EMB-312 Tucano переданы ВВС Аргентины в Сан-Жозе дос Кампос, Бразилия.
Три последних прототипа Ла-150 модернизировали в Ла-150Ф с двигателями, оснащенными форсажной камерой. Ла-150Ф стал первым советским самолетом, на котором установили ТРДФ.
Lavochkin La-150, which unsuccessfully rivalled the Yak-17.
13 февраля 1987г.: первый Fokker 50, развитие Fokker F27, выполнил успешный полет в аэропорту Шипхол.
C-5A Galaxy. Изображен C-5A с маркировкой 436-го авиакрыла (авиабаза Довер, штат Мэриленд), входившего в 21-ю Воздушную армию Военно-транспортного командования ВВС США. Авиакрыло обеспечивало перевозки из восточной части США в Европу. 436-е крыло сыграло важную роль в стратегических операциях в период после окончания холодной войны. На киле нанесены эмблемы эскадрилий 436-го авиакрыла - 9-й и 20-й. C-5 состояли на вооружении трех авиакрыльев.
Огромная вместимость и возможность дозаправки в воздухе сделали Galaxy основным тяжелым военно-транспортным самолетом США, способным достигнуть любой точки земного шара. В то же время C-5 не отличается высокой боеготовностью из-за сложного технического обслуживания. Процент пригодных к полетам машин снизился в 1990-е - 2000-е годы. Надежность самолета удалось повысить путем установки системы самотестирования бортового оборудования MADAR II (Malfunction Detection Analysis and Recording). Снимок полностью окрашенного в серый цвет C-5B сделан над Испанией, самолеты Galaxy получили такую окраску в середине 1990-х.
Серийный C-5M Super Galaxy выполнил первый полет 19 сентября 2010 года. C-5M - новейший вариант самолета C-5, являющийся результатом двухэтапной программы модернизации, АМР (Avionics Modernization Program) и RERP (Reliability Enhancement and Reengining Program). В 2009 году во время испытаний C-5M в одном полете установили 41 мировой рекорд, в том числе 33 рекорда по массе.
Морские пехотинцы из 2-го легкобронированного разведывательного батальона загружаются в Galaxy на авиабазе Черри-Пойнт, штат Северная Каролина, пункт назначения - база Ховард в Панаме. Военнослужащие КМП США находятся (на ротационной основе) в зоне Панамского канала для его охраны. Galaxy был принят на вооружение Военно-транспортного командования ВВС США, деятельность которого у многих ассоциировалась с войной в Юго-Восточной Азии. После завершения холодной войны американская военно-транспортная авиация широко применялась в гуманитарных операциях.
Снимок сделан в 1970 году, когда началась эксплуатация Galaxy. C-5A демонстрирует свою способность "приседать". Открыты носовой и хвостовой грузовые люки. Самолет комплектовался системой ADS (Aerial Delivery System), предназначенной для сброса грузов с парашютами. Данная система использовалась крайне редко.
C-5B перед погрузкой гуманитарной помощи для Индии, авиабаза Андерсон, остров Гуам. На фотографии хорошо видна огромная грузовая кабина самолета. В ходе гуманитарной операции 2001 года C-5 доставляли помощь из США на Гуам в Тихом океане, где ее перегружали на C-17A Globemaster III, чтобы отвезти в пострадавшие от стихийного бедствия районы.
Топливозаправщик покидает C-5 на авиабазе Довер, штат Делавэр. Самолет прибыл из Сиди-Слиман, где проводились американо-марокканские учения "African Eagle" (проходят раз в два года). C-5 способен перевозить один основной боевой танк M1 "Абрамс" и два бронеавтомобиля M2.
C-17 и C-5 часто используются совместно. 26 января 2001 года в северной части Индии произошло землетрясение. На фотографии: из C-5 выезжает 2,5-тонный грузовик, остров Гуам. Машину загрузят в C-17, который доставит ее в Ахмедабад. Наземное обслуживание самолетов осуществлял личный состав 633-й транспортной эскадрильи, базирующейся в Кадене, Япония.
Обломки первого прототипа C-5A (66-8303) на авиабазе Мариэтта, штат Джорджия. Самолет сгорел из-за замыкания в электропроводке. Снимок сделан вскоре после того, как пожар потушили. Аварийность C-5A в целом была невысокой - в 1981 году летало 77 самолетов из 81 построенного. В 1981-м "Lockheed" предложила C-5N (New) как альтернативу C-17A (будущий Globemaster III), только что выигравшему конкурс CX. C-5A внешне не отличается от C-5B, хотя в конструкцию последнего внесена масса изменений на основе длительного опыта эксплуатации Galaxy в ВВС США.
C-5B Galaxy. На рисунке представлен C-5B Galaxy из 443-го тренировочного авиакрыла Военно-транспортного командования ВВС США, летавший в конце 1980-х - начале 1990-х годов с авиабазы Альтус, штат Оклахома. В результате реорганизации ВВС США в 1992 году значительное количество C-5 передали в новое Аэромобильное командование (AMC). В 2011-м году на вооружении состояло 111 самолетов C-5. Ведутся работы по модернизации самолетов с целью продления ресурса как минимум на десять лет, в перспективе планируется возможность эксплуатации этих машин до 2030 года. Galaxy остается самым большим самолетом Вооруженных сил США, эти машины, несомненно, будут принимать участие во всех крупных военных и гуманитарных операциях Соединенных Штатов.
C-5B Galaxy
Эксплуатация Global Express началась в 1999 году. Самолет разработан в партнерстве с девятью крупными фирмами из шести стран, разделившими с "Bombardier" технический и финансовый риск.
Дальность полета и скорость XRS больше, чем у стандартного Global Express. Эксплуатация XRS началась в 2006 году. Дополнительный запас топлива размещен в центроплане.
Борт 9003 (C-FJGX) цвета натурального металла с февраля 1997 года испытывал авионику, автопилот (категории II) и штатное оборудование серийных самолетов.
Global 5000 выполнил свой первый полет в 2003 году, он отличается от базового Global Express более коротким фюзеляжем и баками меньшей емкости. Дальность полета у 5000-го уменьшилась, но взлетно-посадочные характеристики улучшились. Обновлен интерьер салона.
Стрельба истребителя F-86A Sabre из шести 12,7-мм пулеметов. Browning - оружие надежное, с большей, чему пулеметов винтовочного калибра, массой пули.
11 августа 1987г.: ВВС Саудовской Аравии получили первый заказанный Hawk. Все самолеты поставлены в рамках контракта Al Yamamah II.
6 февраля 1987г.: "Aerospatiale" начала летные испытания Super Puma Mk II с новой втулкой несущего винта, лопастями увеличенной хорды и слегка удлиненным фюзеляжем.
"American Airlines" стала второй компанией, купившей Electra. Этот N6101A Flagship New York - первый из 35 заказанных компанией самолетов. Машина разбилась через 11 дней после начала эксплуатации.
L-188A N5501 - первый самолет, полученный компанией "Eastern", его эксплуатация началась в январе 1959 года.
Голландский национальный перевозчик KLM стал одним из главных покупателей L-188C с увеличенной дальностью. PH-LLA Mercurius - первый из 12 самолетов, поставлявшихся с сентября 1959 года.
Австралийские государственные компании QANTAS и TEAL закупили L-188C. Этот VH-ECB Pacific Explorer - второй из четырех самолетов QANTAS.
Эксплуатация этого грузового L-188CF, N347HA, началась еще в августе 1959 года в компании "Eastern Airlines". В 1978 году лайнер переоборудовали, а в 1989-м его купила "Channel Express Air Services", тогда же он получил регистрацию G-OFRT.
"Western Airlines" приобрела несколько L-188A. Этот N7142C - один из пяти в грузопассажирской конверсии L-188PF. Вариант появился в конце 1960-х годов после выхода на традиционные для Electra линии Boeing 737. Позже переоборудованный в пассажирский, этот самолет эксплуатировался на Аляске.
На этом снимке хорошо видны все улучшения Hudson Mk VI, направленные на повышение боевой эффективности: восемь направляющих для НАР и поисковая РЛС.
517-я, 519-я, 520-я и 521-я эскадрильи британских ВВС вели морскую разведку вплоть до окончания войны. Поисково-спасательные задачи выполняла 251 -я эскадрилья, самолеты которой были оборудованы спасательными плотами.
Официальная фотосессия A-29. Из 153 таких самолетов, принятых ВВС Армии США, 20 передали ВМС США как PBO-1. На данных самолетах нет турелей Boulton Paul, обычно монтировавшихся на Hudson.
AT-18 предназначался для тренировок воздушных стрелков, самолеты оснащались турелями Martin с двумя 12,7-мм пулеметами и оборудованием для буксировки мишеней. AT-18A - учебно-штурманский самолет.
С окончанием войны на гражданском рынке появилось большое количество "демобилизованных" самолетов. Этот A-29, служивший в ВВС Австралии, после был куплен владельцами ежедневной газеты в Сиднее.
На единственном прототипе Ла-200Б стояла РЛС "Сокол" с диаметром антенны 1 м. Воздух для мощного ТРДФ поступал через три воздухозаборника в носовой части фюзеляжа. Экипаж из двух человек размещался в кабине бок о бок. Дальность полета с подвесными баками составляла 2800 км.
Первый из двух прототипов Ла-200 взлетел 9 сентября 1949 года. Второй прототип отличался от первого обтекателем РЛС меньшего размера, установленным на верхней части воздухозаборника.
Трехдвигательный Gulfstream. 6 марта/29 апреля 1987г.: по контракту с НАСА отделение "Lockheed" в штате Джорджия доработала Gulfstream II в вариант РТА (Propfan Test Assessment). Модернизация серьезно затронула крыло, на левой плоскости которого смонтировали гондолу под двигатель Allison 570-M78 с винтовентилятором. На законцовке правой плоскости установили балансир, компенсирующий массу мотогондолы. Кроме того, была смонтирована контрольно-записывающая аппаратура (КЗА), всего 598 датчиков. Большинство работ по модернизации выполнено на заводе в Саванне. 6 марта самолет доставили на основное предприятие "Lockheed" для установки КЗА. Первый полет лаборатория выполнила 29 апреля. Испытания вентиляторов различного типа проводились под эгидой Исследовательского центра им. Льюса в Кливленде, штат Огайо. После завершения данного этапа испытаний, на заводе "Lockheed" в Бербэнке была установлена новая звукоизоляция салона с целью проведения испытания по замеру уровня шума внутри самолета.
10 июня 1987г.: совершил полет Boeing Vertol Model 360, на котором в инициативном порядке были широко использованы конструкционные материалы.
1 апреля 1987г.: 29-я эскадрилья первой в британских ВВС официально перешла на Tornado F.Mk 3. Ранее на ее вооружении стояли Phantom FGR.Mk 2.
AGM-62 Walleye II в небольшом количестве состояли на вооружении ВМС США до 2002 года. Для управления бомбой использовался контейнер с аппаратурой обмена информацией AN/AWW-1/13, закреплявшийся на левом подфюзеляжном пилоне самолета Hornet.
В 1987 году состоялись первые полеты экспортных S-70. Япония закупила SH-60 (S-70B), XSH-60J (на фото) выполнил первый полет 31 августа. Первые два вертолета построила фирма "Sikorsky", потом их доставили на "Mitsubishi", где собирались все последующие вертолеты для Японии. Два S-70A-5 предназначались Филиппинам.
30 апреля 1987г.: впервые полетел Promavia Jet Squalus, созданный инженером Стелио Фрати. Бельгийская "Promavia SA" планировала заняться маркетингом самолета.
29 декабря 1987г.: совершил полет демонстратор концепции Scaled Composites AT3 (Advanced Technology Tactical Transport) конструкции Рутана.
Ла-156 стал первым советским самолетом, спроектированным под реактивный двигатель с форсажной камерой. На высоте 2000 м самолет развивал максимальную скорость 905 км/ч.
Ла-174ТК с прямым крылом по характеристикам уступал Ла-172 со стреловидным крылом. "ТК" значит "тонкое крыло", толщина составляла всего 6%.
Lawson L-4 предполагалось использовать для ночных рейсов на линии из Чикаго в Нью-Йорк. Самолет был сильно поврежден еще до первого полета.
Возможно, лучшая современная авиапушка M 791 установлена на французском Rafale. Если не брать в расчет американские "ракетные" истребители (первые F-102 и F-4), "беспушечные" истребители можно пересчитать по пальцам.
Хотя Rafale не является истинно "малозаметным" самолетом, тщательный подбор его формы и используемых материалов позволил сократить эффективную площадь рассеивания по сравнению с истребителями предыдущего поколения.
Первые боевые вылеты над Афганистаном Rafale выполнили с таджикской авиабазы, но затем отряд из трех Rafale перебросили в Кандагар. На фотографии: Rafale B с КАБ GBU-12 на двухбалочном бомбодержателе.
11 августа 1987г.: на модернизированном IAI F-4E, известном в Израиле как Kurnass 2000, установлены РЛС Norden и интерфейс 1553B, усилена конструкция планера.