Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 / И-301
Варианты:
Лавочкин, Горбунов, Гудков - ЛаГГ-3 / И-301 - 1940 - Россия
Страна: Россия
Год: 1940


Одноместный истребитель
Описание:
ЛаГГ-3 / И-301
ЛаГГ-1
ЛаГГ-3
Фотографии:

Ч/б фото (84)

ЛаГГ-3 / И-301

Одноместный истребитель, моноплан деревянной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-301 под руководством С.А.Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И.Гудкова. Работу над проектом начали в феврале 1939 г. Опытный образец истребителя И-22 впервые поднялся в воздух 28 марта 1940 г. Государственные испытания проводились в июне того же года. И-22 был позднее переименован в ЛаГГ-1, а его вариант с увеличенным запасом горючего - с октября 1940 г. в ЛаГГ-3. Серийное производство ЛаГГ-3 начато в январе 1941 г. Этот самолет выпускали четыре завода: #21 - в Горьком, #23 - в Ленинграде, #31 - в Таганроге (впоследствии эвакуирован в Тбилиси), #153 -в Новосибирске. Всего построено 6528 экз. Самолет официально состоял на вооружении с марта 1941 г. Мотор М-105П (на первых сериях), с 4-й серии - М-105ПА, с 28-й серии (лето 1943 г.) - М-105ПФ. Вооружение 3x12,7+2x7,62 (ранние машины), 1x20 + 1x12,7 + 2x7,62 (с 4-й серии), 1x20+1x12,7 или 1x20+2x12,7 (облегченные с М-105ПФ), у 34-й серии - 1x37+1x12,7; 6-8 НУРС. В полевых условиях иногда монтировались дополнительные подкрыльные 2x12,7. С 7-й серии уменьшен объем бензобаков, с 11-й - снят два крыльевых бака, с 15-й - введены автоматические предкрылки. ЛаГГ-3 начал применяться на фронте с начала августа 1941 г. под Ленинградом и Кременчугом. Осенью использовался на Брянском, Калининском и Западном фронтах, а также в ПВО Москвы. Максимальная численность ЛаГГ-3 в действующей армии была достигнута в 1942 г., когда они действовали по всему фронту, а также на Балтийском и Черноморском флотах. Участвовали в сражениях под Сталинградом и на Кубани. ЛаГГ-3 активно эксплуатировался на передовой до середины 1944 г. В августе 1945 г. участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке. Снят с производства в середине 1944 г.


ЛаГГ-3||
Размах:||9,8 м
Длина:||8,82 м
Моторы, количество х мощность:||1x1050 л.с.
Взлетный вес, максимальный:||3150 кг
Максимальная скорость:||535 км/ч
Практический потолок:||9600 м
Дальность:||570 км/ч

ЛаГГ-1

Семен Алексеевич Лавочкин проектировал самолеты со студенческой скамьи. После окончания Московского высшего технического училища в 1927 году работал с рядом авиаконструкторов. В 1935 году поступил на работу в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ). С. А. Лавочкин успел потрудиться в нескольких бригадах и на ряде должностей, прежде чем в мае 1939 года возглавил совместно с М. И. Гудковым и В. П. Горбуновым ОКБ, организованное по их инициативе. Первой разработкой нового коллектива стал одноместный фронтовой истребитель. В конструкции самолета широко использовалась дельта-древесина (пластифицированная древесина), считавшаяся в то время очень перспективным материалом, в частности, из-за экономии дефицитного дюралюминия.
   За год, к весне 1940-го, был выпущен истребитель И-22 (И-301), получивший в дальнейшем обозначение ЛаГГ-1 (Лавочкин, Горбунов, Гудков). 30 марта летчик А. И. Никашин выполнил первый полет на прототипе.
   Испытания прошли успешно, но, тем не менее, был выявлен ряд недостатков. Для запуска самолета в серийное производство требовалось провести доработки, но главное - появилось требование увеличения дальности полета до 1000 км за счет увеличения количества топлива. Модернизированный истребитель позже пошел в серийное производство и обозначался как ЛаГГ-3.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   ЛаГГ-1

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: V-образный двигатель жидкостного охлаждения М-105П (пушечный) мощностью 1050 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость (на высоте 4950 м) 605 км/ч; практический потолок 9600 м; дальность на крейсерской скорости 600 км
   Масса: пустого 2478 кг; максимальная взлетная 2968 кг
   Размеры: размах крыла 9,80 м; длина 8,81 м; высота 4,40 м; площадь крыла 17,62 м2
   Вооружение: одна пушка ВЯ калибра 23 мм в развале блока цилиндров мотора (проходила через ось редуктора) и два 12,7-мм синхронных пулемета в носовой части над мотором

ЛаГГ-3

Все усилия ОКБ сосредоточились на устранении самых серьезных недостатков самолета И-301. Анализ конструкции планера позволил снизить массу. Экономии веса способствовала замена 23-мм пушки ВЯ на 20-мм пушку ШВАК с боекомплектом в 120 снарядов и 12,7-мм пулеметов на 7,62-мм типа ШКАС (650 патронов). Проведение государственных испытаний модернизированного И-301 начались 14 июня 1940 года. На втором прототипе увеличили запас топлива: в отъемных частях крыла установили по дополнительному баку. Истребитель приняли, серийное производство началось в 1941 году. Имевшийся к тому времени запас планеров ЛаГГ-1 доработали в ЛаГГ-3. Серийные машины оказались тяжелее и утратили преимущества прототипов.
   С 1941 году на самолете внедрили автоматические предкрылки, что благотворно сказалось на управляемости, устойчивости на взлете и посадке, на работе триммеров, рулей и элеронов, а также маневренности.
   В воздушных боях вскоре начавшейся войны ЛаГГ-3 во многом уступали Messerschmitt Bf 109. В 1942 году появился самолет с мотором ВК-105ПФ в 1180 л. с., облегченный за счет планера, оборудования и вооружения (одна пушка МП-20 и пулемет УБС). Характеристики машины незначительно, но улучшились; была построена малая серия.
   Истребителю ЛаГГ-3 явно не хватало мощности двигателя. Любовью у летчиков самолет не пользовался, но в начальный период войны он был одним из основных истребителей ВВС РККА. За счет высокой прочности машина обладала очень хорошей боевой живучестью. Всего было построено 6528 самолетов ЛаГГ-3.
   Состав вооружения машины часто менялся: калибр пушки - с 20 мм на 23 мм, варьировалось число и расположение пулеметов (до четырех 7,62-мм и 12,7-мм), подвешивалось до шести РС-82. 37-мм пушкой Ш-37 оснащалась модификация М. И. Гудкова К-37 (1942 год). Небольшая серия машин вооружалась также пушкой НС-37. Испытывался самолет и с мотором ВК-107, но более перспективным стал вариант с двигателем М-82А - будущий Ла-5.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   ЛаГГ-3

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один V-образный 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения, М-105ПФ2 - до 1240 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость 560 км/ч на высоте 5000 м; практический потолок 9600 м; дальность 650 км
   Масса: пустого 2680 кг; максимальная взлетная 3346 кг
   Размеры: размах крыла 9,80 м; длина 8,81 м; площадь крыла 17,62 м2
   Вооружение: см. текст
Опытный истребитель И-301. Весна 1940 г.
Опытный экземпляр И-301 на госиспытаниях, июнь 1940 г.
Дальность полета и потолок ЛаГГ-1 сочли недостаточными, нарекания вызвала и маневренность прототипа. После проведения доработок истребитель получил обозначение ЛаГГ-3.
Первый опытный экземпляр И-301, апрель-май 1940 г.
Опытный истребитель И-301, целиком покрытый темно-вишневым бакелитовым лаком и отполированный до зеркального блеска сразу получил кличку "рояль"
Первый опытный истребитель "301"
Опытный истребитель И-301 «дублер». Осень 1940 г.
Один из опытных вариантов истребителя ЛаГГ-3
Первый серийный ЛаГГ-3, выпущенный таганрогским авиазаводом N 31 в феврале 1941г.
Построенный в Таганроге ЛаГГ-3 (зав. № 213191) с подвесными 100-л топливными баками, предназначенный для авиации флота. Сентябрь 1941 г.
Истребитель ЛаГГ-3
Серийный ЛаГГ-3 образца 1941 года с подвеской реактивных снарядов РС-82
Истребители ЛаГГ-3 состояли на вооружении 790-го ИАП с 1942 по 1944 гг.
Истребители ЛаГГ-3 состояли на вооружении 790-го ИАП с 1942 по 1944г.
ЛаГГ-3 1-й серии из состава 24-го ИАП, входившего летом и осенью 1941г. в состав 6-го ИАК ПВО. В середине июля в составе полка находилось 74 истребителя этого типа находившихся на трех аэродромах - Вязьма, Инютино и С.Лыкшино. В дополнение к ним в боевом составе 24-го ИАП еще оставались 11 И-16 и три И-153.
ЛаГГ-3 первых серий из состава 44-го ИАП перед боевым вылетом. Ленинградский фронт, 1941 г.
Запуск от автостартера двигателя ЛаГГ-3 "красная 46" из 3-го ГвИАП ВВС Балтфлота. Февраль 1942 г.
ЛаГГ-3 м-ра Л.А. Гальченко. 609-й ИАП, Карельский фронт, аэродром Африканда, лето 1942 г.
Батальонный комиссар Я.М.Басовин (справа) поздравляет летчиков капитана М.В.Тикунова (в центре) с третьим сбитым и старшего лейтенанта Г.А.Григорьева (слева) с десятым сбитым самолетом противника. Московская зона ПВО, лето 1942 г., 178-й ИАП (6 ИАК ПВО). ЛаГГ-3, представленный на фото, из ранних выпусков (до 7-й серии).
Комэск 5-го ГвИАП Г.Д. Онуфриенко и техники самолета возле «пятиточечного» ЛаГГ-3. 1941 г.
Летчики 5-го ГвИАП возле «пятиточечного» ЛаГГ-3. Калининский фронт, декабрь 1941 г.
Группа механиков 2-й эскадрильи 164-го ИАП у ЛаГГ-3. Аэродром Булацеловка Харьковской области, 1 мая 1942г. Слева направо: Яровенко, Н.Шаров, Ваня Калишенко (сын полка), Козлов, Лукин, Парамонов, Панкратов, Белодеденко, Локтев, Должников, в кабине - летчик Придсен.
564-й иап, 1942 год. В кабине ЛаГГ-3 капитан А.С. Грошев
«ЛаГГи» из 564-го ИАП 6-го корпуса ПВО взлетают по тревоге
ЛаГГ-3 35-й серии
Техник старшина Заикин докладывает ст. лейтенанту Беседину о готовности матчасти к боевому вылету
После выполнения боевого задания, район Краснодара, 1943г.
С.С. Ячменев (справа) с авиамехаником возле своего ЛаГГ-3 с «несчастливым» номером. Март 1942 г.
Истребитель ЛаГГ-3 66-й серии
ЛаГГ-3 "красная 30", январь 1943г. На самолете летал ГСС С.Львов.
Истребители черноморского 9-го ИАП. Геленджик, 1943 г.
ЛаГГ-3 последних серий 9-го ГИАП Черноморского флота, 1944г.
«ЛаГГи» над карельскими озерами (предположительно)
ЛаГГ-3 стал одним из самых массовых советских истребителей в первой половине Великой Отечественной войны. Самолет принял на себя основную тяжесть боев и в дальнейшем внес значимый вклад в достижение превосходства в воздухе.
Новые советские самолеты, такие как ЛаГГ-3, могли уже на равных противостоять новейшим немецким машинам, воевавшим на советско-германском фронте.
The LAGG-3 Single-seat Fighter (1,100 h.p. M-105P engine).
Летчик 9-го ИАП ВВС ЧФ Юрий Шнуров в кабине ЛаГГ-3
ЛаГГ-3 уступал новейшим немецким истребителям, но все равно внес важный вклад в оборону Ленинграда, осажденного врагом. Данный самолет запечатлен в районе Ленинграда в конце 1941 года, он принадлежал 44-му истребительному авиаполку. Видно, что сдвижной сегмент фонаря снят, несмотря на суровые условия той зимы.
ЛаГГ-3 одного из советских истребительных авиаполков, участвовавших в Великолукской наступательной операции.
Комиссар 92-го ИАП И.М. Мороз (справа) перед вылетом на боевое задание. Снимок сделан незадолго до боя 14 марта 1942 г.
ЛаГГ-3 И.Каберова из 3-го гвардейского авиаполка ВВС КБФ, зима 1943г.
ЛаГГ-3 35-й серии из 3-го ГвИАП ВВС КБФ выруливает на взлет. В кабине - к-н И.А. Каберов. Район Ладожского озера, зима 1942-43 годов
На таком самолете летали Герои Советского Союза Каберов И. А. и Костылев Г. Д., воевавшие в 3-м гвардейском ИАП авиации Краснознаменного Балтийского флота. Отношение летчиков к ЛаГГ-3 было противоречивым, но самолет позволил заполнить временную нишу до поступления на фронт истребителей, сопоставимых с германскими.
Летчик Н.Пузанов у ЛаГГ-3, 1942г., Карельский фронт, 145-й ИАП (впоследствии 19-й ГИАП), изображенный на фото ЛаГГ-3 - 11-й серии выпуска.
ЛаГГ-3 из 609-го ИАП: заправка пневмосистемы сжатым воздухом
К весне 1944г. ВВС Черноморского флота представляли собой причудливый конгломерат различных типов боевых самолетов, заметную часть из которых составляли хотя и заслуженные, но уже безнадежно устаревшие ветераны такие как МБР-2, Ил-4 и ЛаГГ-3. Немало головной боли тыловым службам доставляла и разнотипность парка. Достаточно сказать, что в составе ВВС ЧФ имелось пять типов истребителей ("Аэрокобра", "Киттихауки", ЛаГГ-3, Як-1 и Як-9) и три типа двухмоторных бомбардировщиков ("Бостон", Ил-4 и Пе-2)!
ЛаГГ-3 поздних серий из 926-го ИАП. Лето 1943 г.
ЛаГГ-3 был близок по летным характеристикам к Як-1, но уже не отвечал требованиям к истребителю и в основном использовался в качестве истребителя-бомбардировщика и штурмовика.
ЛаГГ-3 29-й серии. НИИ ВВС, май 1942г.
ЛаГГ-3 23-й серии со 100-литровыми ПТБ
ЛаГГ-3 с дополнительными топливными баками
Истребитель ЛаГГ-3 609-го ИАП. ПО своим тактико-техническим данным ЛаГГ-3 превосходил "Харрикейн", но он был более сложным в обслуживании и требовал значительно больше часов на проведение регламентных работ. Кроме того, ЛаГГ-3 был тяжел в управлении и не прощал ошибок в технике пилотирования, особенно неустойчиво он вел себя на низких скоростях
Позже ЛаГГ-3 получили на вооружение реактивные снаряды РС-82 (на фотографии - под консолями крыла) или PC-132 (по шесть PC), а также авиабомбы малого калибра. При сопровождении использовались подвесные топливные баки. 5-й гвардейский авиаполк, Калининский фронт, февраль 1942 г.
Пара истребителей перед вылетом. Калининский фронт, зима 1941-42 годов
Истребитель ЛаГГ-3 из 255-го ИАП в полете с выпущенными щитками
ЛаГГ-3 заходит на посадку на фоне Кавказских гор
ЛаГГ-3 8-й серии на лыжном шасси
ЛаГГ-3 из 170-го ИАП
ЛаГГ-3 23-й серии. Под крылом направляющие под РС-82 и зажигательные приборы ЗАП-6
Заправка истребителя топливом от автозаправщика
ЛаГГ-3 34-й серии с пушкой НС-37
Опытный ЛаГГ-3 с дополнительными пульсирующими воздушно-реактивными двигателями ВРД-1
Летчик А.М. Кулагин из 249-го ИАП возле своего ЛаГГ-3 66-й серии
Герой Советского Союза Андрей Кулагин - самый результативный летчик-ас, воевавший на истребителе ЛаГГ-3
Штурман 2 ИАП А.В.Шашко (по другим данным - Шишко) на фоне ЛаГГ-3.
Герасим Григорьев у истребителя ЛаГГ-3
Техник позирует на фоне защищенных снежной обваловкой «ЛаГГов» 92-го ИАП
Заместитель командира эскадрильи ст. лейтенант Беседин с техником старшиной Заикиным у своего самолета
Г.Костылев на своей "Сказке-Коломбине" обсуждает ход воздушного боя
Командир 2-й АЭ Павел Бабайлов (слева) и командир 3-й АЗ Сергей Беседин у самолета Бабайлова. Аэродром Фанталовская.Томанский полуостров, зима 1943-1944 гг.
Летчики 270-го ИАП на фоне ЛаГГ-3 23-й серии
«Четырехточечный» ЛаГГ-3 из финского авиаполка LeLv-32. Сентябрь 1943 г.
Трофейный ЛаГГ-3 первых серий, использовавшийся финнами
Финский летчик Эйно Коскинен во время проверки двигателя LG-3 после его ремонта в марте - апреле 1943 года. Свою победу Коскинен одержал на другом трофейном ЛаГГ-3.
Among the aircraft fully described and illustrated in Kalevi Keskinen's excellent volume reviewed alongside are (on photo) the LaGG-3, shown in service with HLeLv.32 in 1944 and the Bf.109G-10 serving with HLeLv.31 in 1947.
ЛаГГ-3 23-й серии из финского авиаполка LeLv-32 после очередного ремонта. Тампере, январь 1943 г.
В 1942 году ЛаГГ-3 приземлился на территории Маньчжоу-Го. Самолет стал трофеем японцев, которые провели оценочные испытания на авиабазе Мутанчанг в Маньчжоу-го и сочли, что летные данные советской машины уступают Mitsubishi A6M Reisen.
Трофейный ЛаГГ-3
ЛаГГ-3 8-й серии, испытанный в Исследовательском центре авиации японской Императорской армии. Осень 1942 г.
"ЛаГГи" в цехе окончательной сборки авиазавода N 31
ЛаГГ-3 66-й серии: основные опоры шасси и подвешенные бомбы ФАБ-50
Техник прогревает опору лыжного шасси
Хвостовое оперение раннего ЛаГГ-3 с двумя балансирами на руле направления
Открытый люк на левом борту фюзеляжа
Ремонтировать цельнодеревянную конструкцию ЛаГГ-3 в полевых условиях было не так уж и просто
Техник 19-го ИАП проверяет уровень масла. Февраль 1942 г.
Оружейники 737-го ИАП снаряжают пулемет УБС
Отсек вооружения ЛаГГ-3 4-й серии
Отсек вооружения ЛаГГ-3 34-й серии. Виден пулемет УБС, его патронный ящик, а также 37-мм снаряды
Двигатель М-105П