Мировая Авиация 230
-
Частью сил, противостоявших нацистам на Кавказе в начале - середине 1943 года, были средние бомбардировщики Ил-4 (на снимке) и истребители Як-1 из состава авиации Черноморского флота. Ил-4 широко использовался для ночных операций.
ЛаГГ-3. Зимой 1942-1943 годов на этом ЛаГГ-3 в зимнем камуфляже летал капитан (позднее полковник) Герасим Афанасьевич Григорьев из 6-й ИАД, входившей в систему ПВО Москвы. Обратите внимание на отметки о 15 победах на фюзеляже. С двигателем М-105ПФ максимальная скорость ЛаГГ-3 достигала 566 км/ч на высоте 3900 м, что позволяло ему сохранять определенный паритет с германским истребителем Bf 109E.
ЛаГГ-3 был близок по летным характеристикам к Як-1, но уже не отвечал требованиям к истребителю и в основном использовался в качестве истребителя-бомбардировщика и штурмовика.
Войсковые испытания Ми-26 начались в 1983 году, а его полномасштабное развертывание в подразделениях тяжелых вертолетов последовало в 1985 году. Борт «09 желтый» относится к машинам раннего выпуска; он несет серый камуфляж, который по-прежнему используется и на некоторых современных Ми-26.
Борт СССР-06141 был одним из нескольких прототипов или предсерийных вертолетов. Он был представлен на Парижском авиасалоне в 1981 году с бортовым выставочным кодом «Н-351» желтого цвета. Несущий винт Ми-26 имеет восемь лопастей с лонжеронами из нержавеющей стали и стеклопластиковыми хвостовиками с сотовым заполнителем.
Ми-26Т раннего выпуска, поставленный советской государственной авиакомпании «Аэрофлот». В сентябре 1989 года он посетил с визитом голландский аэропорт Шипхол. Модификации базового гражданского варианта включают вертолеты с усовершенствованным бортовым оборудованием, соответствующим западным стандартам, и с более комфортабельной кабиной, «как у авиалайнера».
Небольшое число вертолетов-заправщиков Ми-26ТЗ несет службу в ВВС России и Казахстана. Этот вариант несет дополнительные 14 040 л топлива в четырех внутренних баках, а также 1000л смазочных масел, которые на земле могут быть перекачаны через шланги различной длины в заправляемую авиационную или наземную технику.
Этот Ми-26ТС авиакомпании «Вертикаль-Т» был потерян в катастрофе в декабре 2006 года на пути из Кандагара в Тарин Ковт, Афганистан. Выполнявшая чартерный рейс машина перевозила припасы для голландских военнослужащих.
Ми-26Т базирующейся в Твери российской авиакомпании «Вертикаль-Т» готовится к выгрузке австралийского бронеавтомобиля Bush master в Тарин Ковте, Афганистан, март 2010 года.
Самолет TS-2703 - один из трех модернизированных Су-27СКМ, поставленных Индонезии в сентябре 2010 года. Этот вариант создавался как экспортный одноместный многоцелевой истребитель с модернизированной кабиной и усовершенствованными системами самообороны. Наиболее заметным внешним изменением стала штанга системы дозаправки по левому борту.
Индонезийские Су-27 и двухместные Су-30 несут очень эффектный камуфляж двух оттенков серого цвета. На снимке они летят в одном строю с F/A-18A Hornet 77-й эскадрильи австралийских ВВС во время учений "Pitch Black 2012", в которых принимали участие семь стран.
Индонезия приобрела смешанный парк из Су-27СК, Су-27СКМ и двухместных Су-30МК/Су-30МК2. Все они сведены в 11-ю эскадрилью индонезийских ВВС.
Малайзия имеет на вооружении самолеты как российского, так и западного производства. На снимке: пара учебных MB.339 на одной стоянке с Су-30МКМ в Лангкави. Получение двухместных дальних ударных самолетов значительно расширило оборонные возможности Малайзии.
Малазийские и алжирские Су-30МК близки по конструкции индийским Су-30МКИ, но оснащены российским и французским оборудованием вместо израильского, установленного на индийских машинах. Малазийские Су-30МКМ несут службу в 11-й эскадрилье, базирующейся в Гонг Кедак.
На протяжении холодной войны совершавшие патрульные полеты Ту-22М регулярно перехватывались западными истребителями. На снимке: Ту-22М в сопровождении шведского Saab Draken в небе над Балтикой.
На фотографии - Ту-22М2 с подвешенными под воздухозаборниками многозамковыми держателями для свободнопадающих бомб. Ту-22М может нести обычные бомбы калибра до 3000 кг. Альтернативный вариант вооружения - три ракеты Х-22: одна в полуутопленном положении под фюзеляжем и три под крылом.
Известный как «двойка», Ту-22М2 стал первым крупносерийным вариантом - до 1983 года было построено 211 самолетов.
Совковые воздухозаборники, появившиеся на Ту-22М3 («Backfire-C»), позволили ему развивать скорость, превышающую М=2. Принятый на вооружение в 1983 году, М3 стал вторым и последним основным серийным вариантом; были построены 268 машин.
Ту-22 "Blinder" сейчас снят с вооружения, но Ту-22М и в начале XXI века остается в строю. Он предоставляет военно-воздушным силам и морской авиации России уникальные возможности, поскольку "Backfire" принадлежит к среднему классу фронтовых бомбардировщиков. Машин подобного класса давно уже нет ни на вооружении ВВС США, ни у их союзников по НАТО. Часть этих самолетов досталась Украине, но они были утилизированы к 2004 году.
Впервые Ту-22М был публично продемонстрирован на Западе в 1992 году на авиасалоне в Фарнборо. Он стал звездой салона. Самолет не имел бортовых номеров и не нес внешней подвески, за исключением бомбодержателей и пилонов для ракет.
Все советские бомбардировщики вплоть до Ту-22М имели хвостовое оборонительное вооружение. На снимке: двуствольная установка УКА-9А-802 Ту-22М3 с радиолокационным прицелом ПРС-4, закрытым белым радиопрозрачным обтекателем.
Транспортный самолет Dakota C.Mk III (FD857) из 267-й эскадрильи RAF, совершавший вылеты в Югославию из итальянского Бари. Эмблемой эскадрильи был крылатый конь Пегас, изображенный в носовой части фюзеляжа.
Авиакомпания «Air France» давно занимается доставкой почты, купив еще в августе 1933 года французскую почтовую авиакомпанию «Aeropostale». После войны «Air France» использовала для доставки почтовых грузов самолеты Douglas DC-3.
Транспортные Dakota RAF и ВВС США были незаменимы при операциях по доставке снабжения и вывозу раненых и беженцев из Югославии. На снимке Dakota Mark III из 267-й эскадрильи разгружается в Бари в Италии. К приему раненых и больных партизан и гражданских готовится санитарная группа из 31-го мобильного полевого госпиталя RAF.
Советские (позднее российские) Ту-95МС перехватывались истребителями НАТО в ходе выполнения полетов вдоль границ стран-участниц блока. Первое знакомство Запада с новым советским бомбардировщиком состоялось в 1987 году, когда F-15C ВВС США перехватили Ту-95МС в районе Аляски.
Для поддержки операций партизан в Югославии союзники собрали в Италии крупную авиационную группировку. На снимке Spitfire и Hurricane, собранные для ремонта в 110-м подразделении технического обслуживания в итальянском Бриндизи. Американские самолеты представлены истребителями P-38 и P-47 из 15 ВВС (справа в центре). На заднем плане видны Halifax и Lysander из 148-й (специальной) эскадрильи RAF.
An R.A.F. maintenance base in Southern Italy. Aircraft wearing the colours of the R.A.F., U.S.A.A.F. and the co-belligerent Italian Air Force are seen in the picture.
По этому снимку можно судить об ужасной зиме 1942-1943 годов под Сталинградом. Укутанные пехотинцы разгружают Ju52/3mg5e в зимней окраске из Blindflugzeug 2 (2-й Школы полетов по приборам). Острая нехватка транспортных машин заставила привлечь к службе и учебные самолеты. Самолеты были окрашены быстросмываемой белой краской, как того требовали условия снежной русской зимы. Герман Геринг, командовавший Люфтваффе, памятуя об удачном опыте снабжения войск, окруженных под Демянском, рассчитывал, что его самолеты будут способны обеспечить всем необходимым и 6-ю армию, попавшую в Сталинградский котел. Но этого не произошло.
Kfir C2. Эквадор располагает одной эскадрильей самолетов Kfir - Escuadron de Caza 2113, получившей как одноместные C2, так и двухместные учебные TC2. Kfir были задействованы в конфликте из-за спорных территорий с Перу в 1995 году и вместе с Mirage F1 одержали три подтвержденных воздушных победы.
Благодаря установке на Mirage III ПГО и американского двигателя компания IAI улучшила взлетно-посадочные и маневренные характеристики французского истребителя, одновременно обойдя эмбарго на поставку силовой установки.
Тайский морской пехотинец дает указания вертолету Bell 412 Королевских ВВС Таиланда во время учений по эвакуации, проводившихся в феврале 2011 года. ВВС эксплуатируют смешанный парк из вертолетов Bell 212 и Bell 412EP/HP. Кроме того, Армия Таиланда располагает более чем 50 вертолетами Bell 212, сведенными в три аэромобильные роты.
UH-1N подразделения HMLA-167 КМП США взлетает с иракской авиабазы Эль-Такаддум в феврале 2009 года. Подразделение легких ударных вертолетов, оснащенное Huey и AH-1W, занято непосредственной поддержкой, воздушным сопровождением конвоев и другими вспомогательными задачами в интересах воинских контингентов в Ираке и Афганистане.
UH-1N широко использовались в ходе операций КМП США в Юго-Восточной Азии. Первые из новых построенных UH-1Y Venom начали боевую службу в 2009 году. На снимке один UH-1N и три AH-1W Super Cobra из 22-го экспедиционного подразделения (MEU) КМП над армейским аэродромом Удаири в Кувейте в 2009 году. Это подразделение находилось в резерве американского объединенного центрального командования.
7,62-мм пулемет M240 (FN Herstal MAG 58) по большей части заменил использовавшийся со времен Вьетнама M60D, став стандартным основным стрелковым вооружением UH-1N. M240 имеет скорострельность 1000 выстрелов в минуту при дульной скорости пули 840 м/с. Слева от стрелка виден блок LAU-68, снаряженный семью 70-мм НАР Hydra 70.
AB 212ASW. Начиная с 1968 года, ВМС Италии (Marina Militare Italiana, MMI) получили 68 вертолетов AB 212, выпущенных фирмой «Agusta». В конце 2012 года в строю оставались около 50 AB 212ASW и модернизированных AB 212NLA, использующихся для решения противолодочных, противокорабельных и транспортно-десантных задач. На рисунке представлен вертолет из 5-й вертолетной группы 6-го отряда, к середине 1980-х годов уже использовавшего Sikorsky SH-3D/H. ВМС приобрели для замены AB 212 вертолеты NH 90, первые новые машины были получены в июне 2011 года.
Bell 212
Bell P-39 Airacobra I. На этом самолете, поставленном по ленд-лизу, летал капитан Иван Бочков из 19-го ГИАП. Бочков погиб в бою с пятью Bf 109G вскоре после битвы за Сталинград. Он выполнил 350 боевых вылетов и одержал семь воздушных побед.
Этот S.55SA из 1-й гидроэскадрильи ВВС Румынии в 1930-х годах базировался в Констанце.
Август 1924г.: Savoia Marchetti S.55, вероятно, самая удачная межвоенная летающая лодка, применявшаяся по всему миру до конца 1930-х годов.
Самолет I-AABF, послуживший прототипом для S.55P, был доработан в 1938 году, получив более глубокосидящие корпуса и ПД Asso 500.
На этом S.M.79C (I-BIMU) полковник Аттило Бизео и лейтенант Бруно Муссолини (сын итальянского диктатора) заняли третье место на проводившейся в 1937 году гонке по маршруту Истр-Дамаск-Париж, показав среднюю скорость 343 км/ч.
Первыми югославскими боевыми самолетами были Spitfire из 352-й (Y) эскадрильи RAF. Снимок сделан перед первым боевым вылетом 18 августа 1944 года из Канн в Италии. Spitfire и Mustang Балканских ВВС были основными истребителями-бомбардировщиками на этом ТВД.
В 1944-1945 годах RAF оказывали серьезную поддержку югославским партизанам. Без их помощи силы Тито вряд ли добились таких успехов. Особенно эффективными были ракетно-бомбовые удары эскадрилий, вооруженных Bristol Beaufighter. На фоне клубов дыма виден идущий на малой высоте Beaufighter.
Морские ударные самолеты Beaufighter были важной боевой компонентой Балканских ВВС. Они наносили удары по судоходству в контролируемых немцами прибрежных водах, портах и гаванях. В числе других самолетов, состоявших на вооружении BAF, были Spitfire, Hurricane, Mustang, Lysander, Halifax, Baltimore, Dakota, Liberator и Macchi C.202.
Модернизация самолета позволит сохранить в строю 55 российских Ту-95МС до 2030-2040 годов. На смену им должен прийти бомбардировщик нового поколения ПАК-ДА, разрабатываемый ОКБ Туполева.
С 2013 года российские Ту-95МС начнут получать на вооружение крылатую ракету нового поколения Х-101, оснащенную системой спутникового наведения. Дальность ее полета составляет порядка 10 000 км, а промах не превышает 10 м. Ракеты Х-101 с фугасной БЧ будут дополнены ракетами Х-102 с ядерной БЧ.
Планеры Ту-95МС были построены в 1980-1990-х годах и отработали лишь малую часть ресурса. Таким образом, самолеты могут оставаться в строю еще не менее 20-30 лет.
Этот Ту-95МС был одним из двух российских «Bear-H», перехваченных в феврале 2008 года истребителями F/A-18 Hornet ВМС США. Бомбардировщики приближались к американскому авианосцу «Нимитц» (CVN 68), когда он крейсировал к югу от Японии. В качестве стандартной меры предосторожности, корабль поднял истребители для сопровождения российских самолетов.
В ноябре 2007 года новейшие истребители ВВС США F-22, только недавно прибывшие на базу Элмендорф на Аляске, были срочно подняты на перехват российских Ту-95МС. Обратите внимание на ПТБ, который несет американский истребитель.
TNT эксплуатирует парк из 46 самолетов, от больших 777 и 747-400 Freighter (для линий большой протяженности) до небольших 737-300/-400 и BAe 146. В мае 2011 года компания сформировала два отдельных подразделения - «TNT Express» и «TNT Post». На снимке: 777F и два 737-400 на стоянке основной базы TNT в бельгийском Льеже.
Доставка грузов - круглосуточный бизнес. Этот Saab SF.340B принадлежал «Business Air», ныне не существующей британской компании, базировавшейся в международном аэропорту Бирмингема. Многие небольшие курьерские компании используют чартерные самолеты для ночной доставки грузов.
Для увеличения объемов перевозок TNT сотрудничает с крупными авиакомпаниями. В 2012 году TNT располагала флотом из 18 грузовых самолетов BAe 146 в вариантах -200QT и -300QT.
20 августа 1952г.: в Коувс на воду спустили первую летающую лодку Saunders-Roe SR.45 Princess (G-ALUN), два дня спустя ее поднял в воздух Джеффри Тайсон.
Этот самолет G-ALUN был единственным SR.45 Princess, вышедшим на летные испытания, показавшие, что машина обладает высокими летными характеристиками и отличной управляемостью.
Skeeter AOP.Mk 12 был первым вертолетом армейской авиации Великобритании. Машина на снимке, XM563, впервые взлетела 25 сентября 1959 года и позднее успела послужить в 652-й и 654-й эскадрильях.
Флот DHL состоит из пяти авиакомпаний, каждая из которых обслуживает определенный регион. Наиболее распространенным самолетом является Boeing 757, в 2012 году составлявший почти половину парка из 96 самолетов.
Серийные SR.A/1 должны были иметь вооружение из четырех 20-мм пушек Hispano и нести две 454-кг бомбы.
Биплан S.62 отличался от своего предшественника, летающей лодки S.59, более прочной конструкцией и получил кабину для второго стрелка, располагавшуюся за крылом в верхней части корпуса.
S.78 был последней летающей лодкой-бипланом, в значительных количествах использовавшейся итальянскими ВВС.
SR.53 использовал ЖРД для разгона и быстрого набора высоты, а ТРД применялся в крейсерском полете и для обеспечения работы генератора. На снимке: XD145 - один из двух летавших прототипов.
Этот камуфлированный Saro London служил в 240-й эскадрилье Берегового командования британских ВВС. В 1940 году это подразделение действовало в составе 15-й авиагруппы из Странраера на юго-западе Шотландии. Для увеличения продолжительности полета на фюзеляже установлен дополнительный топливный бак.
Лодки London Mk II отличались более мощными ПД Pegasus X с круглыми кольцевыми капотами (вместо многоугольных) и четырехлопастными винтами (вместо двухлопастных). Впоследствии все самолеты London Mk I были доработаны до стандарта варианта Mk II.
Летающая лодка Saro Lerwick Mk I из 209-й эскадрильи. Она была недостаточно надежной в эксплуатации.
Экипаж Lerwick состоял из шести человек, а вооружение включало один пулемет Vickers K в носовой установке, пулеметы Browning в верхней (два) и хвостовой (четыре) турелях и до 907 кг бомб.
Быстрый и надежный S.75 стал первым самолетом "Savoia-Marchetti" с убирающимся шасси. Этот военный вариант получил укороченное вертикальное оперение, использовавшееся на S.M.82.
"Sabena" использовала S.73 на важной линии между Брюсселем и колонией в Бельгийском Конго. Авиакомпания эксплуатировала самолеты, изготовленные SABCA, так и машины итальянской постройки (на снимке).
В 1937-1940 годах чехословацкая авиакомпания CSA владела парком из шести самолетов S.73. Машины, получившие регистрацию от OK-BAB до OK-BAG, налетали более 1,2 млн километров.
Королевские ВВС Брунея приобрели этот единственный Bell 214ST и девять вертолетов Model 212, сведенных в 7-ю вертолетную эскадрилью в Бандар-Сери-Бегаван. Они используются для доставки войск, санитарных операций, VIP-перевозок, борьбы с пожарами и поисково-спасательных операций.
«Bell» сохранила обозначение Model 214 и для своего следующего проекта, двухдвигательного Model 214ST SuperTransporter (с турбовальными ГТД General Electric CT7). Эта машина имела очень мало общего с Model 214A, и скорее являлась дальнейшим развитием линии Model 212.
Использующийся в основном коммерческими фирмами, например, обслуживающими прибрежные нефтяные платформы, Model 214ST в небольших количествах строился и для военных, включая вооруженные силы Брунея, Венесуэлы, Ирака (самый крупный оператор - 45 машин), Омана, Перу и Таиланда.
Хотя дерегулирование воздушных перевозок в 1977 году позволило «Federal Express» использовать большие самолеты, наподобие DC-10, заметную часть ее парка продолжают составлять машины небольших размеров. Обычно они обслуживают региональные подразделения. На снимке: самолет Cessna 208B Caravan I Super Cargomaster, принадлежащий «Fedex Express», разгружается на острове Биф из Британских Виргинских островов.
В 2010 году это Bell 214B-1, зарегистрированный в США, был разобран и морем отправлен в Австралию для использования в качестве пожарного. Он работает по заданиям Пожарного департамента Нового Южного Уэлса, а здесь сфотографирован во время учений на базе австралийских ВВС в Ричмонде.
FedEx является крупнейшим в мире перевозчиком грузов и располагает огромным парком грузовых самолетов. Его основу составляют MD-11F (на снимке) и DC-10, общее количество которых превышает 130 машин.
Были построены четыре поплавковых S.M.87, летом 1940 года попавшие в один из авиаотрядов компании "Ala Littoria". На снимке: четвертый самолет, еще сохранивший обозначения "Ala Littoria" и гражданский регистрационный номер.
Итальянская авиакомпания SAM использовала шесть S.71, включая прототип I-AAYP (на снимке). У самолета отсутствуют обтекатели, обычно устанавливавшиеся на основных стойках шасси.
Создававшийся как военный вариант самолета S.71, S.72 был крупнее предшественника, но не вызвал интереса у итальянских военных.
Як-1. В ходе производства Як-1 совершенствовался. Заменили двигатель на более мощный (М-105ПА - на М-105ПФ и М-106), подверглось изменению и стрелково-пушечное вооружение. Зимний камуфляж этой машины был нанесен в заводских условиях и отличался высоким качеством покрытия.
Единственный построенный Shrimp был масштабной моделью (1:2) запланированного к постройке морского разведчика. Размах крыла самолета составлял 15,24м.
Самолет A.4 Medina существовал только в виде прототипа. Он имел ряд интересных особенностей, включая отсутствие расчалок и поперечное V только на верхнем крыле.
Хотя летные характеристики Valkyrie были удовлетворительными, его деревянный корпус был сочтен недостатком для военной летающей лодки.
REPRESENTATIVE TYPES OF BRITISH AIRCRAFT: 2. The Saunders "Valkyrie" flying-boat with three Rolls-Royce "Condor" engines.
S.56 пользовался большой популярностью в США, где он строился по лицензии "American Aeronautical Corporation" в амфибийном варианте. Эта машина сфотографирована на фоне ангара компании-производителя.
В 1925 году 18 S.57 были поставлены итальянским ВВС, использовавшим их для обучения. Часть самолетов попала в строевые эскадрильи для ознакомительных полетов.
Десять S.59bis использовались аргентинскими военными в 1927-1935 годах. На них стояли 450-сильные (336 кВт) ПД Dietrich, а вооружение включало два 7,65-мм пулемета и четыре 12-кг бомбы.
По сути, S.66 представлял собой увеличенный вариант S.55, оснащенный тремя, а не двумя двигателями. Самолет на снимке принадлежал авиакомпании «Ala Littoria».
В число вертолетов Huey, имеющихся у британских военных, входят и Bell 212, взятые в аренду у компании «Bristows». Bell 212 эксплуатируются 7-м звеном британской армейской авиации в Брунее, а вертолеты Bell 412EP Griffin HT.Mk 1 (на снимке) служат в эскадрилье 60(R) Военной вертолетной школы. Базирующиеся в Шобери, HT.Mk 1 используются для подготовки пилотов британских ВВС к полетам на многомоторных машинах. Пара вертолетов Griffin обычно приписана к Учебному поисково-спасательному подразделению (SARTU) на базе Вэли в Уэльсе и оснащена лебедками и надувными поплавками. Griffin HAR.Mk 2 также используется в качестве поисково-спасательного 84-й эскадрильей ВВС на Кипре.
Правительство Канады одобрило программу по созданию двухдвигательного вертолета Huey. Первый экземпляр Model 212 был передан вооруженным силам Канады в 1969 году. Вертолеты Bell 412CF Griffon были закуплены в 1995-1997 годах для замены CH-136 Kiowa, CH-135 Twin Huey и CH-118 Iroquois. В настоящее время 10 эскадрилий вооружены CH-146 Griffon. В 2009 году восемь Griffon были развернуты в Афганистане, получив в качестве вооружения 7,62-мм пулемет Dillon, установленный в дверном проеме кабины.
Особой популярностью пользуется вариант Model 412, несущий службу в ВВС 38 стран. ВВС и Армия Словении используют восемь вертолетов Model 412EP. Большая часть из них приписана к 15-му вертолетному батальону на авиабазе Бринк (аэропорт Любляны). Два вертолета осуществляют поисково-спасательные операции в горах.