Варианты
- Яковлев - Як-1 / И-26 - 1940 - Россия
- Яковлев - Як-1Б - 1942 - Россия
Як-1Б
Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева. Опытный образец И-26-1 впервые взлетел 13 января 1940 г. Серийное производство начато в марте 1940 г. Госиспытания проводились дважды: в июне (неудачно) и октябре - декабре 1940 г. Выпускался заводами #301 в Москве, #292 в Саратове, несколько самолетов на заводе # 47 в Ленинграде (эвакуирован в Чкалов). Сборка из привозных узлов велась также на заводах #30 и #301 в Москве. Всего изготовлено 8734 экз. (по другим данным, 8670 экз.). Состоял на вооружении в СССР с октября 1940 г., в Польше (польских частях на территории СССР) - с августа 1943 г., в Югославии - с ноября 1944 г. С января 1943 г. на Як-1 стали летать французские летчики.
Основные серийные модификации:
- Як-1 с мотором М-105П (с 1941 г. - М-105ПА, с июня 1942 г. - М-105ПФ), вооружением 1x20+2x7,62, с октября 1941 г. установлены 6 НУРС (с мая 1942 г. 4 НУРС, с 43-й по 65-ю серии), с ноября 1941 г. по конец 1942 г. комплектовался лыжным шасси, с 5-й серии устанавливались бомбодержатели (2x100 кг);
- Як-1 облегченный для ПВО, 60-я и 96-я серии, вооружение 1x20, хвостовое оперение от Як-7;
- Як-1 с М-105ПФ, серийно строился с июня 1942 г., с 80-й по 127-ю серии с бомбодержателями;
- Як-1Б (Як-1СБ) с мотором М-105ПФ, новым маслорадиатором, винтом, противопыльным фильтром, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 1x20+1x12,7, пониженный гаргрот, новый фонарь, улучшенное бронирование, выпускался с ноября 1942 г.;
- Як-1 с моторами М-106-1ск или М-106ПМ, малая серия.
Як-1 к началу Великой Отечественной войны имелись в небольшом количестве в приграничных округах, полках ПВО и авиации Балтийского и Черноморского флотов. С июля 1941 г. концентрировались в ПВО Москвы. Впервые применены в значительных масштабах осенью 1941 г. под Москвой. С осени 1942 г. - самый распространенный советский истребитель, использовался на всех фронтах.
Польские части начали применять Як-1 с июля 1944 г. в районе Сарн и Хелма. До января 1945 г. они действовали на территории Польши. Югославы воевали на Як-1 с конца января 1945 г., действовали в районе г.Вуковар, а затем у югославско-австрийской границы.
Снят с производства в июле 1944 г. Снят с вооружения в СССР в 1945 г., в Польше - в начале 1946 г. В Югославии в 1947 г. их передали в учебные части и сняли с вооружения в начале 1950 г.
Як-1||
Размах:||10,0 м
Длина:||8,48 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1050 л. с.
Взлетная масса, максимальная:||2950 кг
Максимальная скорость:||569 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||650 км
Описание:
- Як-1Б
- Як-1 и Як-7
Фотографии
-
Мировая Авиация 252
Обзор пилота Як-1Б был значительно улучшен за счет введения пониженного гаргрота и каплевидного фонаря. Снимок сделан во время госиспытаний.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Як-1 с улучшенным обзором (войсковые испытания)
-
АвиаМастер 2006-03 / В.Кондратьев - Фанера победила дюраль /Цифры и факты/
Первый экземпляр "Як-1 с улучшенным обзором, бронированием и вооружением
-
Авиация и Время 1995-04 / К.Косминков - Як-1. Трудное рождение первенца /Домашний авиамузей/ (1)
Як-1 М-105ПА с доработанным фонарем кабины, лето 1942г.
-
Авиация и Время 1995-05 / К.Косминков - Як-1. Трудное рождение первенца /Домашний авиамузей/ (2)
Як-1 М-105ПФ летчика И.И.Петренко. Лето 1943г.
-
Мировая Авиация 15
Як-1, запущенный в серию в конце 7940 года, летом 1941-го сошелся в воздушных боях с германским истребителем Bf 109F. Як-1 стал родоначальником целого семейства истребителей, в которое вошли такие великолепные машины как Як-9 и Як-3, превосходившие по своим качествам Bf 109 поздних модификаций и как минимум не уступавшие Fw 190.
-
История Авиации 23 / В.Антипов, И.Уткин - Драконы с "птичьим крылом" /В строю советских ВВС/ (5)
Як-1Б (борт. N 18) - типичный "расходный" самолет 812-го авиаполка, на котором осенью 1943г. летали в основном молодые летчики. Чаще всего на этом истребителе поднимался в небо войны лейтенант Василий Шишкин, который 26 сентября сбил на нем He111, а спустя почти месяц, 25 октября, вылетев на этой машине, командир 2-й эскадрильи капитан Егор Анкудинов сбил Ju87. К сожалению, сказать, когда именно и при каких обстоятельствах на борту возле эмблемы корпуса была нарисована "птичка", ни авторы, ни редакция не могут.
-
Авиация и Космонавтика 2024-04 / В.Морозов - О войне в небе, женщинах‑пилотах и модных режиссерах
Комсомольское собрание в 586-м ИАП. На заднем плане Як-1Б, 1944 г
-
АвиаМастер 2004-05 / М.Быков, А.Диков - Цвета советских истребительных полков /Боевая палитра/ (2)
Летчики 3-го гиап на фоне "яков" в стандартном черно-зеленом камуфляже, лето 1943г.
-
История Авиации 2002-05 / В.Антипов, И.Уткин - Драконы с "птичьим крылом" /В строю советских ВВС/ (1)
Истребители Як-1 из состава 3-го авиационного корпуса генерала Е.Я. Савицкого
-
Мировая Авиация 237
Як-1 эскадрильи "Нормандия" в воздухе.
Фонари кабин ранних Яков были изготовлены из мутного плексигласа и часто заклинивали при пикировании, поэтому летчики предпочитали летать с открытыми фонарями. Конструкцию фонарей Як-1Б и Як-1М (на снимке) изменили, а качество изготовления повысили. -
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Истребители Як-1б эскадрильи «Нормандия» во время переучивания в Иваново. Начало 1943 г.
-
История Авиации 36 / М.Павловский - Ролан Де Ла Пуап /Асы мира/
Первоначально Як-1Б эскадрильи «Нормандия» отличались от аналогичных истребителей советских ВВС только небольшой бортовой кокардой французских ВВС, нарисованной под кабиной.
-
Авиация и Время 2006-02 / А.Котлобовский - Французы на Востоке (1)
Як-1Б из состава "Нормандии". Весна 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Первый состав эскадрильи «Нормандия» (на фото присутствуют почти все летчики). Иваново, зима 1942-1943 гг.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Пилоты «Нормандии» Ж. Риссо, Р. Дервиль (погиб 13 апреля 1943 г.) и Н. Кастелен (погиб 17 июля 1943 г.) на фоне Як-1б. Начало апреля 1943 г.
-
Мировая Авиация 251
Приведенный на фотографии Як-1М в октябре 1943 года находился в составе 1-й эскадрильи авиаполка «Нормандия-Неман». В мае того же года командование авиаполка остановило свой выбор именно на данном истребителе, который обеспечивал летчику хороший обзор из кабины и оснащался доработанным воздухозаборником маслорадиатора. Боеспособные Як-1Б сохранялись в "Нормандии" наряду с более новыми истребителями
-
Авиация и Время 2006-02 / А.Котлобовский - Французы на Востоке (1)
Французский техник Андре Салиба готовит Як-1Б к вылету
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / В.Морозов - "Нормандия-Неман" - явные и тайные страницы биографии (1)
Первый командир «Нормандии» Ж. Тюлян и А. Дюран на фоне Як-1б. На Яке нарисована «акулья пасть» и просматривается совершенно нетипичный для ВВС РККА мелкопятнистый камуфляж. Полевой аэродром в р-не Козельска, май 1943 г.
-
История Авиации 36 / М.Павловский - Ролан Де Ла Пуап /Асы мира/
Французские летчики аспиранты Дюран и Риссо позируют на фоне истребителя Альбера Дюрана, который как "Як" Ролана де Ла Пуапа нес изображение акульей пасти.
-
Авиация и Время 2006-02 / А.Котлобовский - Французы на Востоке (1)
Марсель Лефевр на крыле своего "Яка"
-
Авиация и Время 2006-02 / А.Котлобовский - Французы на Востоке (1)
Марсель Альбер во время Курской битвы
-
Авиация и Время 2006-04 / А.Котлобовский - Французы на Востоке (2)
Роже Марши позирует у крыла своего "Яка"
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
Редкий снимок именного самолета, на котором он виден целиком. В ряде публикаций машину причисляют к эскадрилье "Нормандия"
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
Як-1 эскадрильи "Нормандия" - подарок колхозников Красноярского района Саратовской области. Из кабины вылезает французский летчик Марсель Ив Бизьен. Январь 1943г.
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
Были саратовские истребители Як-1 с надписями на борту и в эскадрилье "Нормандия". Иваново, январь 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-06 / А.Пухлов - "Аэрокобра", "Яковлев", "Лавочкин": статистика боевой эффективности советских истребителей
Дважды Герой Советского Союза Сергей Луганский
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / М.Никольский - Як-истребитель
Командир 152 ИАП С.Д.Луганский у самолета Як-1, подаренного земляками
-
Мир Авиации 1998-01 / В.Раткин - Герой Советского Союза Николай Козлов /Асы мира/
Н.Козлов у своего Як-1б, ноябрь 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2017-05 / Д.Пичугин - 43 отдельный морской
Зам. командира 2-ой аэ Герой Советского Союза л-т Н. В. Бородин перед боевым вылетом
-
Авиация и Космонавтика 2022-07 / В.Торубаров - Испытатель
Степан Микоян в кабине истребителя Як-1, 1942 год
-
Авиация и Космонавтика 2021-05 / А.Каневский - Та самая Лида Литвяк
Лидия Литвяк на крыле своего Як-1Б
-
Авиация и Космонавтика 2021-03 / Е.Арчаков - Женщины в небе войны
Лидия Литвяк у самолета Як-1Б
-
Авиация и Космонавтика 2024-01 / А.Пухлов - 10 января 1943 года. Последний рейс сталинградского "Кондора"
Капитан Козлов Николай Александрович на крыле своего Як-1Б. Аэродром Борисоглебск, февраль 1943 г.
-
Мир Авиации 1998-01 / В.Раткин - Герой Советского Союза Николай Козлов /Асы мира/
Командир 3 АЭ 910 иап (907-го иап ???) он Н.Козлов у своего Як-1б, Борисоглебск, февраль 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-03 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Три тарана 1942 года
Автор первой победы 910-го ИАП ОСНАЗ ПВО в Сталинградском небе ст. лейтенант Петр Шавурин (в центре) с сослуживцами у самолета ЯК-1Б, зима 1942-43 гг.
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
В.И.Шишкин в кабине именного Як-1
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
Як-1, купленный колхозником Ферапонтом Головатым и переданный летчику Борису Еремину
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
В кабине Як-1 - летчик Борис Еремин, рядом - даритель самолета колхозник Ферапонт Головатый, ноябрь 1942г.
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
Именной Як-1 Ферапонта Головатого, выставленный на площади города Саратов, ноябрь 1942г.
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
Як-1 Ферапонта Головатого в экспозиции Саратовского музея, 70-е годы
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
А.Селиванова (в центре), в войну купившая 3 самолета для фронта, и А.С.Суравешкин (в кителе с медалями), летавший на одном из этих самолетов, в музее города Саратова у самолета Як-1. 9 мая 1970г.
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
А.Селиванова у первого купленного ею самолета Як-1
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
Летчик А.И.Севрюков в кабине именного Як-1
-
Мир Авиации 2007-02 / А.Красильников - Саратовские самолеты. Надписи на борту /История/
Летчик А.Н.Катрич в кабине подаренного ему Як-1
-
Авиация и Космонавтика 2024-04 / В.Морозов - О войне в небе, женщинах‑пилотах и модных режиссерах
Регламентные работы на Як‑1Б 586‑го ИАП, 1943–1944 гг.
-
Авиация и Космонавтика 2024-01 / А.Пухлов - 10 января 1943 года. Последний рейс сталинградского "Кондора"
Один из первых серийных Як-1Б в цехе окончательной сборки Саратовского авиазавода
-
Авиация и Время 1995-04 / К.Косминков - Як-1. Трудное рождение первенца /Домашний авиамузей/ (1)
Як-1 М-105ПФ с доработанным фонарем кабины в цехе Саратовского авиазавода
-
Авиация и Космонавтика 2023-04 / А.Заблотский - Маленькая драма большой войны
Сборка истребителей на Саратовском авиационном заводе
-
Авиация и Время 1995-04 / К.Косминков - Як-1. Трудное рождение первенца /Домашний авиамузей/ (1)
Як-1 с двигателем М-106, ЛИИ, декабрь 1942г.
-
Авиация и Космонавтика 2024-01 / А.Пухлов - 10 января 1943 года. Последний рейс сталинградского "Кондора"
Опытный Як-1 с двигателем М-106
Тип фотографий
- Боковые проекции (40)
- Ч/б фото (57)
- Обломки (1)
- Модели, рисунки, схемы (13)