Яковлев Як-1 / И-26
Варианты:
Яковлев - Як-1 / И-26 - 1940 - Россия
Страна: Россия
Год: 1940


Одноместный истребитель
Описание:
Як-1 / И-26
Як-1 и Як-7
Фотографии

Як-1 / И-26

Одноместный истребитель, моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в ОКБ-115 под руководством А.С.Яковлева. Опытный образец И-26-1 впервые взлетел 13 января 1940 г. Серийное производство начато в марте 1940 г. Госиспытания проводились дважды: в июне (неудачно) и октябре - декабре 1940 г. Выпускался заводами #301 в Москве, #292 в Саратове, несколько самолетов на заводе # 47 в Ленинграде (эвакуирован в Чкалов). Сборка из привозных узлов велась также на заводах #30 и #301 в Москве. Всего изготовлено 8734 экз. (по другим данным, 8670 экз.). Состоял на вооружении в СССР с октября 1940 г., в Польше (польских частях на территории СССР) - с августа 1943 г., в Югославии - с ноября 1944 г. С января 1943 г. на Як-1 стали летать французские летчики.
Основные серийные модификации:
   - Як-1 с мотором М-105П (с 1941 г. - М-105ПА, с июня 1942 г. - М-105ПФ), вооружением 1x20+2x7,62, с октября 1941 г. установлены 6 НУРС (с мая 1942 г. 4 НУРС, с 43-й по 65-ю серии), с ноября 1941 г. по конец 1942 г. комплектовался лыжным шасси, с 5-й серии устанавливались бомбодержатели (2x100 кг);
   - Як-1 облегченный для ПВО, 60-я и 96-я серии, вооружение 1x20, хвостовое оперение от Як-7;
   - Як-1 с М-105ПФ, серийно строился с июня 1942 г., с 80-й по 127-ю серии с бомбодержателями;
   - Як-1Б (Як-1СБ) с мотором М-105ПФ, новым маслорадиатором, винтом, противопыльным фильтром, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 1x20+1x12,7, пониженный гаргрот, новый фонарь, улучшенное бронирование, выпускался с ноября 1942 г.;
   - Як-1 с моторами М-106-1ск или М-106ПМ, малая серия.
Як-1 к началу Великой Отечественной войны имелись в небольшом количестве в приграничных округах, полках ПВО и авиации Балтийского и Черноморского флотов. С июля 1941 г. концентрировались в ПВО Москвы. Впервые применены в значительных масштабах осенью 1941 г. под Москвой. С осени 1942 г. - самый распространенный советский истребитель, использовался на всех фронтах.
Польские части начали применять Як-1 с июля 1944 г. в районе Сарн и Хелма. До января 1945 г. они действовали на территории Польши. Югославы воевали на Як-1 с конца января 1945 г., действовали в районе г.Вуковар, а затем у югославско-австрийской границы.
Снят с производства в июле 1944 г. Снят с вооружения в СССР в 1945 г., в Польше - в начале 1946 г. В Югославии в 1947 г. их передали в учебные части и сняли с вооружения в начале 1950 г.


Як-1||
Размах:||10,0 м
Длина:||8,48 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1050 л. с.
Взлетная масса, максимальная:||2950 кг
Максимальная скорость:||569 км/ч
Практический потолок:||10000 м
Дальность:||650 км

Як-1 и Як-7

Разработка средневысотного истребителя-перехватчика Як-1 началась в ноябре 1938 года, и в конечном итоге привела к созданию целого семейства истребителей. Они выпускались в больших количествах и сыграли важную роль в войне.
   Самолет, первоначально называвшийся И-26, имел деревянное крыло и фюзеляж смешанной конструкции; основные стойки шасси убирались в ниши в крыле. Поднявшийся в воздух 13 января 1940 года, первый прототип вскоре потерпел катастрофу, но программу испытаний без задержек продолжили на втором опытном самолете, получившем ряд доработок.
   Партия предсерийных Як-1 была облетана к концу года, а вскоре за ними последовали первые 64 серийные машины. В ходе производства в конструкцию самолета вносились многочисленные изменения. Так с 1942 года был увеличен размах крыла. На Як-1б был введен новый фонарь кабины и пониженный гаргрот, а Як-1М получил доработки, направленные на снижение массы самолета.
   На Як-1 летали многие известные советские летчики-истребители; с 1942 года этими самолетами была вооружена большая часть истребительных полков советских ВВС.
   В середине 1943 года самолет был снят с производства; всего была построена 8721 серийная машина всех модификаций.
<...>


Варианты Як-1

   И-26: два прототипа
   Як-1: первый серийный вариант; с октября 1941 года оснащался ПД М-105ПА
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Як-1 (раннего выпуска)

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один V-образный ПД М-105П мощностью 1050 л. с. (783 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость у земли 540 км/ч; потолок 10000 м; дальность полета 700 км
   Масса: пустого снаряженного 2347 кг; максимальная взлетная 2847 кг
   Размеры: размах крыла 10,00 м; длина 8,47 м; высота 2,64 м; площадь крыла 17,15м2
   Вооружение: одна 20-мм мотор-пушка ШВАК и один 12,7-мм пулемет УБС в фюзеляже, две 100-кг бомбы под крылом
Як-1 старшего лейтенанта М.Д. Баранова. На изображенном самолете М.Д. Баранов летал летом 1942 года, будучи летчиком 183-го ИАП. Баранов слыл умелым и храбрым пилотом. Свои лучшие качества он проявил в воздушном бою 6 августа 1942 года, сбив два истребителя Bf 109 и пикировщик Ju 87, а после протаранил третий Bf 109. После тарана летчик выпрыгнул с парашютом. До своей гибели на истребителе в 1943 году, Баранов сбил 24 самолета противника.
Як-1 М-105ПА Героя Советского Союза ком. звена 183-го ИАП М.Д.Баранова, Сталинградский фронт, осень 1942г.
A Yak-1 flown by Snr Lt M D Baranov of the 183 IAP in the summer of 1942. The inscription "Death to Fascists" was applied crudely aft of the 27 white stars indicating "kills".
Як-1, 1941г.
Як-1 из состава 8-го ИАП ВВС КБФ, лето-осень 1941г.
Як-1 б/н 18 из 744-го ИАП 240 ИАД. Северо-Западный фронт, 1942г. На этом истребителе Павел Заварухин сбил 3 самолета противника, в том числе один - тараном.
Як-1 М-105ПА летчика 296-го ИАП Б.Н.Еремина, аэродром Бригадировка (севернее Изюма), зима 1941-42гг.
Як-1 М-105ПФ из 30-го ГИАП, на котором И.В.Кузнецов воевал в феврале 1942г.
Як-1 Героя Советского Союза Евгения Петренко, 20-й ИАП, 1942г.
Як-1 старшего сержанта О.Яковлевой, октябрь 1942г.
Истребитель Як-1 Лидии Литвяк, 1942г.
Як-1 одного из истребительных полков ВВС 4-й Ударной армии.
На этом Як- 7 Литвяк воевала весной 1943 года. Его номер "44" нанесен не белой, как обычно, а желтой краской
A Yak-1 flown by Lilya Litvak of the 73 IAP. Lilya Litvak was the most successful Soviet female fighter pilot, claiming 12 "kills" prior to her death on 1 September 1943.
Як-1 "белая 49" капитана Николая Цагойко, лето 1943г. Истребитель ранней серии не имеет радиостанции.
Истребитель Як-1, на котором летом 1942 года воевал В.И.Клименко. Самолет покрыт стандартным черно-зеленым камуфляжем, нижние поверхности голубые. Носовая законцовка кока и полоса на киле - белые. Звезды без обводок.
A Yak-1 flown by Lt Col A E Golubov of the 18 IAP (Fighter Aviation Regiment) at Khationki in the spring of 1943.
На этом Яке весной 1943 года летал подполковник А. Е. Голубов, который сбил в течение войны 39 самолетов противника.
Як-1 подполковника В.Ф. Голубова. В ноябре 1942 года В. Ф. Голубов был переведен из полка, вооруженного ЛаГГами, на должность командира 8-го гвардейского истребительного авиаполка, летавшего на Яках. В число лично сбитых Голубовым самолетов вошли уничтоженные 13 октября 1943 года два Не 111 и Ju 88, сбитый на Як-3 14 июня 1944 года. В июле 1944-го истребитель Голубова был сбит зенитным огнем, летчик получил ранения, но после лечения вернулся в строй. За время войны он одержал 10 побед в воздушных боях. В.Ф. Голубов вышел в отставку в 1955 году в звании генерал-майора.
A Yak-1 of an unidentified IAP with a temporary winter finish operating in the Central Sector in the winter of 1941-42. Note curved rearview panels and lack of radio mast.
Як-1 из состава 1-й эскадрильи 45-го ИАП
Як-1 из 8-го иап ВВС ЧФ, осень 1941г.
Истребитель Як-1 ранних серий
Первый опытный истребитель Яковлева - И-26-1 на колесном шасси, аэродром ЛИИ
Прототип истребителя А.С.Яковлева И-26 выглядел весьма элегантно и был целиком окрашен в красный цвет с красно-белыми полосами на руле поворота
Второй опытный экземпляр И-26 на госиспытаниях, июнь 1940 г.
Второй опытный образец истребителя - И-26-2, весна 1940г.
Второй опытный И-26
13 января 1940г.: первый полет выполнил самолет И-26, прототип истребителя Як-1. Этот самолет разбился в апреле следующего года.
И-26-1 на лыжном шасси, зима 1939-40гг.
Як-1 на контрольных испытаниях в НИИ ВВС
Як-1 N 0105 из первой серийной партии
Як-1 первой серии выпуска, Кубинка, весна 1941г.
Характерным внешним отличием истребителей Як-1 и Як-1М являлись двухсекционные щитки основных опор шасси. Створки шасси Як-1М были значительно больше, чем у Як-1. Однако наиболее заметным отличием Як-1М от Як-1 стал пониженный закабинный гаргрот, что дало возможность установить каплевидный фонарь, улучшивший обзор назад. На фотографии: Як-1, построенный на 292-м саратовском авиазаводе.
Як-1 первых серий
Як-1 N 1569, оснащенный форсированным двигателем ВК-105ПФ
Як-1 М-105ПФ, осень 1942г.
Первые Як-1 производства военного времени поставлялись камуфлированными в черный и зеленый цвета, нижние поверхности были окрашены в голубой цвет. Як-1 и Як-7 отличались технологичностью изготовления и простотой обслуживания.
The YAK-1 Single-seat Fighter (1,100 h.p. M-105P engine).
Сталинградский фронт. Истребитель Як-1 заправляется на земле после возвращения с задания.
Як-1 капитана П.И.Павлова выруливает на старт. 21 ИАП ВВС КБФ, лето 1942г.
Истребители Як-1 из 8-го ИАП ВВС ЧФ, Севастополь, лето 1942г.
Когда командование допустило Литвяк к полетам на "свободную охоту", она нарисовала на капоте своего Як-1 яркую, издалека заметную, белую лилию.
Зимой 1941-1942гг. стало ясно, что Як-1 и Як-7 являются единственными советскими истребителями способными более или менее успешно сражаться с "Мессершмиттами", а потому их было решено запустить в массовое производство, сняв с конвееров не оправдавшие ожиданий высотный МиГ-3 и обесценивший все свои достоинства (мощное вооружение и неплохую живучесть) ЛаГГ-3.
Истребитель Як-1 В.И.Клименко вылетает на боевое задание с аэродрома "Сукромля".
Истребители Як-1 из 1-го ГИАП вылетают на боевое задание с аэродрома "Сукромля".
Пара Як-1 М-105ПА на старте. Ленинградский фронт, зима 1942-43гг.
Як-1 в полете
МиГ-3 из 122-го ИАП, пилотируемый летчиком В. Рыбалко, во время вылета на прикрытие войск. На заднем плане - Як-1 из другого полка. Ржевско-Сычевская операция, август 1942 г.
Як-1 командира эскадрильи 8-го ИАП, Героя Советского Союза М.В.Авдеева
Сержант В.И.Обартели в боевом дежурстве на аэродроме. Сталинградский фронт, 1942г.
Як-1 командира эскадрильи 20-го ИАП старшего лейтенанта Петренко с нестандартным размещением отметок воздушных побед поверх хвостового ОЗ. Аэродром "Ваенга-1", лето-осень 1942г.
В.Д. Лавриненков перед своим Як-1. Сталинградский фронт, октябрь 1942 г. К концу войны Дважды Герой Советского Союза майор Лавриненков станет одним из самых результативных летчиков-истребителей ВВС Красной Армии по числу сбитых двухмоторных самолетов люфтваффе (пять He-111, шесть Ju-88, один Bf-110 и один Fw-189)
Героя Советского Союза М.Д.Баранова (справа) поздравляют с очередной победой. Сталинградский фронт. 1942г.
Михаил Баранов у своего Як-1
Летчики 3-й эскадрильи 152-го гвардейского ИАП у истребителя Як-1.
Комиссар полка Кузнецов, летчики Клименко, Забегайло, Тихонов и механик у самолета Забегайло. Июль 1942г.
Летчицы 586-го иап на аэродроме Анисовка, 1942 г.
У истребителя Як-1 советские летчицы-асы Лидия Литвяк, Екатерина Буданова и Мария Кузнецова
Летчицы 586-го ИАП. На фоне Як-1 (слева направо): Г. Бурдина,Т. Памятных, В. Хомякова, В. Лисицина. 1942 г.
В ВВС РККА в годы войны имелись три полностью женских авиаполка, в том числе летавший осенью 1942 года на Як-1 в 586-м ИАП. На фотографии летчицы полка, защищавшие саратовское небо от налетов немецкой авиации, слева направо: Галина Бурдина, Тамара Памятных, Валерия Хомякова и Валентина Лисицына. Аэродром "Анисовка", сентябрь 1942г.
Техники и вооруженцы 586-го иап
Механик сержант Антонина Шахова и мастер по вооружению красноармеец Мария Щербатюк готовят самолет к вылету. Сталинградский фронт, 1942г.
Работа девушек-оружейниц на истребителе Як-1
Эксплуатация Як-1 быстро доказала, что по комплексу летно-технических данных именно он является наиболее опасным противником "мессеров" из первой тройки истребителей нового типа, принятых на вооружение перед войной, а потрясающая технологичность и ремонтопригодность позволяют строить и ремонтировать эти самолеты в массовых количествах с минимумом затрат.
Продувки Як-1 с убираемым лыжным шасси в ЦАГИ в аэродинамической трубе Т-101
Як-1 N 3885 оснащался мотором М-105ПА. Фотография самолета сделана в ноябре 1941 года. Определенный интерес представляет лыжное шасси и подвешенные под крылом реактивные снаряды РС-82 калибра 82 мм.
Як-1
Як-1 с двигателем М-105ПА на лыжном шасси и шестью РС-82 на испытаниях в НИИ ВВС зимой 1941г.
Як-1
Группа пилотов у Як-1 на лыжном шасси
После воздушного боя Клименко с инженером полка Тимченко рассматривает следы от пуль на стойке шасси его "Яка".
Авария самолетов Як-1 из состава 1-й эскадрильи 45-го ИАП 24 июня 1941 г. на аэродроме Забрат. Командир звена младший лейтенант Ю.П. Шумский «нарулил» на стоящий самолет.
Аварийная посадка Як-1, зима 1941-42гг.
Самолет Як-1 сержанта Ткачева из 21 ИАП ВВС КБФ после воздушного боя 11.09.42г.
Дефект ВМГ Як-1 - выбивание масла из уплотнений редуктора и суфлерного бачка двигателя М-105ПА
Як-1, выпущенный заводом N 301 (сер. N 0102, первой серии), после аварийной посадки. Кубинка, весна 1941г.
На месте катастрофы первого И-26
Подбитый Як-1, совершивший вынужденную посадку в крымской степи.
More Russian treasure has arrived in the UK - this Yak-1 fighter, believed to be a unique survivor of its type, is destined to fly again.
Як-1 Сергея Яхонтова
Макеты истребителей Як-1, построенные для съемок фильма "Литвяк"
Рабочие моменты съемок фильма «Литвяк»
The YAK-1 Single-seat Fighter.
Серийный Як-1 вып. конца 1941г. - первой половины 1942г.
Серийный Як-1 вып. 1941г.