Яковлев Як-2 / Як-4 / ББ-22
Страна: Россия
Год: 1939


Двухмоторный легкий бомбардировщик
Описание:
Як-2 / Як-4 / ББ-22
Як-2 и Як-4
Фотографии

Як-2 / Як-4 / ББ-22

Легкий бомбардировщик, двухмоторный моноплан смешанной конструкции с двухкилевым оперением. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 2 человека. Создан в ОКБ-116 под руководством А.С.Яковлева. Опытный самолет С-22 впервые поднялся в воздух 23 февраля 1939 г. Серийное производство начато в декабре 1939 г. Выпускался на заводах # 1 и # 81 в Москве. Всего построен 201 экз., из них на фронт поступило около 180.
Вооружение 1x7,62, бомбы до 600 кг.
Состоял на вооружении советских ВВС с февраля 1941 г.
Последовательно выпускались две основные модификации:
   - Як-2 (ББ-22) с моторами М-103А, последние серии завода # 1 с увеличенным остеклением кабины, поздние серии завода # 81 с пониженным гаргротом;
   - Як-4 (ББ-22бис) с моторами М-105, измененной мотоустановкой, пониженным гаргротом, новой задней стрелковой точкой, подвесными бензобаками.
Эти самолеты с начала Великой Отечественной войны применялись на фронте как разведчики и легкие бомбардировщики. Большая их часть была сосредоточена на Украине. Як-2 и Як-4 действовали на Юго-Западном фронте под Остругом и Киевом в июне - июле 1941 г. С конца июля они воевали на Западном фронте. Как разведчики в небольших количествах действовали на различных участках фронта. Почти все Як-2 и Як-4 были потеряны в боях к осени 1941 г., но отдельные машины этого типа сохранялись на фронте до середины 1942 г. Як-4 снят с производства в феврале 1941 г.


Як-2||
Размах:||14,0 м
Длина:||10,17 м
Моторы, количество х мощность:||2x960 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||5200 кг
Максимальная скорость:||567 км/ч
Практический потолок:||8800 м
Дальность:||800 км

Як-2 и Як-4

«Самолет 22» создавался А. С. Яковлевым в качестве скоростного разведчика. Прототип, оснащенный парой двигателей М-103, совершил первый полет 22 февраля 1939 года. Двухместный низкоплан имел деревянное крыло, фюзеляж смешанной конструкции, убираемое шасси и двухкилевое оперение.
   Вскоре Яковлеву поручили переделать самолет в бомбардировщик, которому было присвоено обозначение ББ-22 (от Ближний Бомбардировщик). В результате пришлось значительно изменить внутреннюю компоновку самолета, предусмотрев размещение в фюзеляже бомбоотсека.
   Первый серийный ББ-22 был закончен постройкой 31 декабря 1939 года, а в воздух он поднялся 30 февраля 1940 года. К этому времени серийное производство разворачивалось на двух заводах, а к испытаниям готовились прототипы двух опытных машин - фоторазведчика Р-12 и дальнего истребителя сопровождения И-29 (или ББ-22ИС). В конце 1940 года обозначение ББ-22 изменили на Як-2. С двумя моторами М-103 В.Я Климова по 960 л. с. (716 кВт) он развивал у земли максимальную скорость 530 км/ч, потолок составлял 8800 м, а дальность полета - 800 км. При размахе 14,00 м полная взлетная масса машины составляла 5023 кг.
   В 1940 году машину подвергли ряду доработок, изменив положение мест экипажа, улучшив обзор и усилив бронезащиту. Также установили двигатели М-105, улучшили защиту топливной системы и установили внешние бомбодержатели. Новый вариант был запущен в серию осенью 1940 года под обозначением Як-4. Всего выпустили около 600 машин обоих вариантов, большую часть из которых составили Як-4.
   Летные характеристики самолетов значительно снизились из-за установки дополнительного оборудования. Много самолетов было потеряно в первые дни германского вторжения в СССР. Но уцелевшие машины продолжали нести службу, в основном используясь в качестве скоростных разъездных самолетов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Як-4

   Тип: двухмоторный легкий бомбардировщик
   Силовая установка: два ПД М-105 мощностью по 1050 л.с. (783 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 545 км/ч; потолок 9500 м; дальность полета 1200 км
   Масса: пустого снаряженного 4000 кг; максимальная взлетная 5200 кг
   Размеры: размах крыла 14,00 м; длина 9,34 м; площадь крыла 29,70 м2
   Вооружение: два 7,7-мм пулемета ШКАС и до 800 кг бомб
Як-2 из 315-го РАП. Юго-Западный фронт, июль 1941г.
Як-2 316-го РАП. Командир экипажа л-т И.М.Агарков. Юго-Западный фронт, июль-август 1941г.
Як-4 314-го РАП. Бобруйск, июнь 1941г.
Як-4
Более известный как создатель истребителей, А. С. Яковлев также разработал легкий бомбардировщик Як-2. На снимке: представлен прототип Як-22.
Опытный "самолет 22"
Самолет «22» (в серии Як-2 и Як-4) осваивался заводом № 1 с большим трудом
Опытный "самолет 22"
Опытный ББ-22 постройки завода N 115 на испытаниях
ББ-22 Яковлева устарел раньше, чем вылечился от "детских болезней"
Раскапотированный мотор М-103 самолета ББ-22
Первый опытный экземпляр самолета ББ-22бис
ББ-22бис над аэродромом НИИ ВВС
Як-2 в полете
Як-2 постройки завода N 81 на испытаниях в НИИ ВВС
Як-2 в разведывательном полете
Один из серийных Як-2 был переоборудован под установку комбинированной артиллерийско-бомбардировочной батареи КАББ-МВ (Можаровского-Веневидова), включавшей 2 пушки ШВАК и 2 пулемета ШКАС, которые могли отклоняться вниз для атаки целей с горизонтального полета. Машина прошла испытания, но серийно не строилась
Серийный Як-4
Этот Як-4 достался немцам с незначительными повреждениями
Опытный самолет ББ-22бис после аварии 23 мая 1940г.
Разбитый Як-2 - трофей гитлеровцев
Як-2, совершив 20 июля вынужденную посадку под Киевом, стал трофеем немцев
Поврежденный Як-4 314-го РАП на аэродроме Бобруйск
И-29 - двухмоторный истребитель А.С.Яковлева, 1940г.
Як-4 (ББ-22 бис)