История Авиации 2000-02
Д.Хазанов - Долгий путь на фронт улучшенной "девятки" /Самолеты второй мировой/ (1)
Когда командование допустило Литвяк к полетам на "свободную охоту", она нарисовала на капоте своего Як-1 яркую, издалека заметную, белую лилию.
Зимой 1941-1942гг. стало ясно, что Як-1 и Як-7 являются единственными советскими истребителями способными более или менее успешно сражаться с "Мессершмиттами", а потому их было решено запустить в массовое производство, сняв с конвееров не оправдавшие ожиданий высотный МиГ-3 и обесценивший все свои достоинства (мощное вооружение и неплохую живучесть) ЛаГГ-3.
Зимой 1941-1942гг. стало ясно, что Як-1 и Як-7 являются единственными советскими истребителями способными более или менее успешно сражаться с "Мессершмиттами", а потому их было решено запустить в массовое производство, сняв с конвееров не оправдавшие ожиданий высотный МиГ-3 и обесценивший все свои достоинства (мощное вооружение и неплохую живучесть) ЛаГГ-3.
Первый прототип Як-9 с двигателем ВК-107А в цехе ОКБ-115. Осень 1942г. Новый истребитель ВВС КА был нужен "как хлеб, как воздух" и поначалу казалось, что все возникшие проблемы решены. На неокрашенном капоте видна надпись "За Советскую Родину".
Жизнь первого прототипа "супер-Яка" с мотором ВК-107А оказалась к сожалению довольно короткой (не более полутора месяцев), чем, по-видимому, и объясняется весьма малое количество его фотографий.
Один из восьми опытных Як-9Д "второй очереди" выпуска Новосибирского авиазавода, на которых весной 1943г. в цехе ОКБ-115 велась отладка работы двигателей ВК-107А.
Пара Як-9У в полете.
Конструкторская мысль противника не стояла на месте, а промышленность Третьего Рейха еще зимой 1941-1942гг. смогла заменить в истребительных эскадрах Люфтваффе все оставшиеся Bf109E-4 и E-7 на более мощные Bf109F-4, которые появились на Восточном фронте еще в августе 1941г.
Летом 1942-го немцы бросили в бой новейшие Bf109G-2, продемонстрировавшие подавляющее преимущество перед советскими и союзными истребителями любых типов.