
Варианты
- Лавочкин - Ла-5 - 1942 - Россия
- Лавочкин - Ла-5 М-71 - 1943 - Россия
- Лавочкин - Ла-5УТИ / У-Ла-5 - 1943 - Россия
- Лавочкин - Ла-5Ф - 1943 - Россия
- Лавочкин - Ла-5ФН - 1943 - Россия
Ла-5ФН
Являлся переделкой истребителя ЛаГГ-3 под мотор М-82. Моноплан деревянной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Первая подобная переделка была выполнена под руководством М.И.Гудкова в августе 1941 г. (Гу-82 - ЛаГГ-3 с мотоустановкой от Су-2). Первый полет ЛаГГ-3, переделанного под новый мотор под руководством С.М.Алексеева, состоялся в марте 1942 г. В апреле прошли госиспытания, а уже в августе началось серийное производство под обозначением ЛаГГ-5 (с 8 сентября 1942 г. переименован в Ла-5). Первоначально под новый мотор переделывались уже изготовленные планеры ЛаГГ-3. Ла-5 строили три завода: # 21 - в Горьком, # 99 - в Улан-Удэ и # 381 - в Москве. Всего выпустили 10 003 Ла-5 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении советских ВВС с августа 1942 г., а в марте 1944 г. их получили чехословацкие части, базировавшиеся на территории СССР.
Основные серийные модификации:
- Ла-5 с мотором М-82, переделка ЛаГГ-3, вооружение 2x20, бомбы до 200 кг, до 6 НУРС;
- Ла-5Ф (выпускался с декабря 1942 г.), облегченный (без двух бензобаков) вариант с мотором М-82Ф, поздние серии получили пониженный гаргрот и фонарь с обзором назад;
- Ла-5ФН (строился с марта 1943 г.) с мотором М-82ФН и новым капотом двигателя, с 39-й серии - металлические лонжероны по типу Ла-7.
Ла-5 начали применяться с августа 1942 г. под Сталинградом. В значительном количестве появились под Харьковом в марте 1943 г., затем на Кубани, под Ленинградом и Великими Луками. Массированное использование Ла-5ФН имело место в Курской битве. Далее применялись практически по всему фронту. В мае 1945 г. Ла-5 находились на вооружении 42 полков. Чехословацкие летчики воевали на Ла-5ФН с июля 1944 г. в Карпатах и Словакии. Самолет снят с производства в ноябре 1944 г., но участвовал в боевых действиях на всех фронтах до конца войны. В Чехословакии как S-95 служил до 1950 г.
Ла-5ФН||
Размах:||9,8 м
Длина:||8,67 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3320 кг
Максимальная скорость:||640 км/ч
Практический потолок:||9500 м
Дальность:||765 км
Описание:
- Ла-5ФН
- Ла-5
Фотографии
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Ла-5ФН дважды Героя Советского Союза гв.к-на В.И.Попкова из 5-го ГИАП. Польша, лето 1944г.
-
Мировая Авиация 115
Ла-5ФН. К концу войны многие советские летчики-истребители стали асами. На этом самолете в начале 1945 года летал капитан Виталий Иванович Попков, командир эскадрильи в 5-м гвардейском полку. За последние четыре месяца войны Попков довел свой счет с 31 до 41 победы.
-
Авиация и Время 2006-01 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Через 700 лет после Ледового побоища
Ла-5ФН майора Л.Г.Белоусова из 4-го ГИАП ВВС КБФ
-
АвиаМастер 2004-05 / М.Быков, А.Диков - Цвета советских истребительных полков /Боевая палитра/ (2)
Ла-5ФН "белая 10", 1944г. Стандартный камуфляж второй половины войны из двух оттенков серого цвета. ОЗ позднего типа с широкой белой и тонкой красной окантовкой.
-
Авиация и Время 2012-01 / А.Котлобовский, И.Сеидов - Затупившиеся мечи самураев (1)
Ла-5ФН из 583-го ИАП 249-й И АД. Аэродром Галенки, август 1945 г.
-
Мировая Авиация 1
Ла-5ФН "Белый 14", на котором летал Кожедуб во время прохождения службы в 240 ИАП, входившим в состав 5-й воздушной армии Ленинградского фронта в мае-июне 1944 года. На борту самолета видна надпись "Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Н.".
-
АвиаМастер 1999-04 / Д.Хазанов - Битва над Яссами /Хроника победы/
Ла-5ФН, построенный на средства колхозника Конева. Прославленный советский ас И.Н.Кожедуб одержал на этой машине ряд побед в небе Молдавии.
-
Мировая Авиация 231
Ла-5ФН, 159-й Краснознаменный ИАП, Карельский фронт, лето 1944 года. Данная машина принадлежала Герою Советского Союза капитану Петру Яковлевичу Лихолетову, который ранее летал на МиГ-3 и Curtiss P-40. Надпись "За Васька и Жору" - в честь боевых товарищей-летчиков, павших в боях (утверждается, что это В. Прудников и Г. Веренихин, погибшие в марте 1942 года в бою с немецкими Bf 109). Боевой счет П. Я. Лихолетова - 23 победы, одержанные лично, и семь в группе.
-
Мировая Авиация 7
Ла-5ФН. Истребитель Ла-5ФН капитана П. Я. Лихолетова из 159-го гвардейского истребительного авиационного полка, Ленинград, лето 1944 года. П. Н. Лихолетов сбил в 78 воздушных боях 25 самолетов лично и пять в группе.
-
Авиация и Время 2019-02 / Е.Бублик - Новейшие истребители в 303-й ИАД (1)
Ла-5ФН к-на А.П. Трефилова. 523-й ИАП, осень 1944 г.
-
Мировая Авиация 231
Ла-5ФН, 2-й ГвИАП, осень 1943 года. Верх данного Ла-5ФН окрашен в коричневый и зеленый цвета, нижние поверхности - голубые, передняя часть капота имеет натуральный металлический цвет. Надпись под кабиной - "Монгольский арат" - была нанесена на 12 новых Ла-5ФН, построенных на средства граждан Монголии. На капоте - знак модификации - ФН.
-
Авиация и Время 1998-02 / Д.Хазанов - Военный летчик Баевский /Портреты/
Ла-5ФН (борт 62) на котором Баевский воевал летом-осенью 1944г.
-
Авиация и Время 1998-02 / Д.Хазанов - Военный летчик Баевский /Портреты/
Ла-5ФН (борт 68, зав. N 39210568), на котором 12.12.1943г. Баевский сбил FW-189
-
Авиация и Космонавтика 2021-07 / Д.Хазанов - К 100-летию со дня рождения Георгия Баевского
Истребитель Ла-5ФН, на котором в декабре 1943г. воевал Г.А.Баевский
-
Мировая Авиация 169
Самым удачным и массовым вариантом самолета Ла-5 стал Ла-5ФН с мотором непосредственного впрыска М-82ФН, улучшившим маневренные качества самолета. Изображен истребитель летчика Ладислава Валоушека периода Словацкого национального восстания, 1944 год.
-
Авиация и Время 2014-06 / Д.Хазанов - Авиация в операции "Багратион" (2)
Ла-5ФН комэска 32-го ГИАП Героя Советского Союза м-ра В.А. Орехова. Аэродром Соколки, 28 июня 1944 г.
-
АэроХобби 1993-01 / А.Котлобовский, В.Блащук - Ла-5ФН с точки зрения Люфваффе /Аэроархив/
Трофейный Ла-5ФН, испытывавшийся в Германии на авиабазе Рехлин в 1943г.
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Ла-5ФН во время испытаний
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Во время политзанятий в 159-м ИАП. Карельский фронт, 1944г. На заднем плане - Ла-5ФН к-на П.Я.Лихолетова
-
Авиация и Космонавтика 2003-07 / В.Синайский - Война в воздухе глазами очевидца
Ла-5ФН на полевом аэродроме
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Машины 10-го ГИАП ВВС Балтфлота
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Несколько моментов из боевой жизни 4-го ГИАП ВВС Балтфлота. Аэродром Лавенсаари, 1944г.
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Летчики 254-го ИАП обсуждают боевое задание возле Ла-5ФН. 1944г.
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Прогрев двигателя с помощью специального устройства. 1-й Прибалтийский фронт, 1944г.
-
Авиация и Время 2019-03 / Е.Бублик - Новейшие истребители в 303-й ИАД (2)
Летчик 2-й эскадрильи 523-го ИАП Трефилов отправляется на боевое задание на своем Ла-5ФН. Его провожает техник Бурлачек
-
Авиация и Космонавтика 2010-02 / А.Харук - Многоцелевой самолет Fw-58 "Вайхе" /Самолеты второй мировой войны/
Словацкий Fw-58 с красными звездами на фоне Ла-5
Другие самолёты на фотографии: Focke-Wulf FW.58 Weihe - Германия - 1935
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Звено истребителей Ла-5ФН в полете.
Самолеты, подобные Ла-5, позволили ВВС РККА г г вырвать инициативу у Люфтваффе и завоевать господство в воздухе. Ла-5 стал последним цельнодеревянным истребителем С. А. Лавочкина. -
АС 1991-02 / К.Косминков - Чему же верить? /Опыт исследования/
Ла-5ФН на контрольных испытаниях в ЛИИ.
-
Авиация и Космонавтика 2020-05 / В.Урвачев - В бой идут одни "старики"
В полете истребители Ла-5ФН
-
Air Enthusiast 1997-03 / A.Walg - Wings over the Steppes (3)
The Lavochkin La-7 was also introduced in 1942, serving with the Soviet forces. The type did not enter Mongolian service.
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Лучший советский ас И.Н.Кожедуб из своих 62 побед 45 одержал на Ла-5
-
Авиация и Космонавтика 2006-06 / А.Лашков - Из истории собственных наименований воздушных судов России (4)
Ла-5ФН знаменитого советского летчика-аса Ивана Кожедуба, построенный на личные средства колхозника Василия Конева
-
Авиация и Космонавтика 2000-05 / В.Алексеенко, М.Никольский - Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне
И.Н.Кожедуб у своего именного Ла-5ФН
-
Авиация и Космонавтика 2020-05 / В.Урвачев - В бой идут одни "старики"
Иван Кожедуб (1920 г.р.), 62 воздушных победы
-
Авиация и Космонавтика 2022-06 / А.Пухлов - "Аэрокобра", "Яковлев", "Лавочкин": статистика боевой эффективности советских истребителей
Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб
-
Мировая Авиация 1
Иван Кожедуб стал известен всему народу. На фото прославленный летчик стоит на фоне истребителя Ла-5ФН, на борту которого читается надпись: "От колхозника Конева Василия Викторовича".
-
Авиация и Космонавтика 2022-06 / А.Пухлов - "Аэрокобра", "Яковлев", "Лавочкин": статистика боевой эффективности советских истребителей
Дважды Герой Советского Союза Кирилл Евстигнеев
-
Авиация и Космонавтика 2022-08 / Е.Арчаков - Легендарный Второй Гвардейский
Эскадрилья «Монгольский арат». В кабине Ла-5 Герой Советского Союза А.И. Майоров
-
Air Enthusiast 1997-03 / A.Walg - Wings over the Steppes (3)
Propaganda photograph of the ‘Mongolski Arat’ (Mongolian Proletarian People), part of the Soviet VVS 2nd Fighter Regiment of the 2nd Fighter Air Corps of the 322nd Air Division led by Lieutenant General Blagoveshenski and financed by contributions from Mongolia.
-
Авиация и Космонавтика 2013-08 / Д.Пичугин - Из истории 226-го авиационного полка
Герой Советского Союза летчик-истребитель капитан А. И. Майоров в кабине истребителя Ла-5ФН эскадрильи «Монгольский Арат»,. Белорусский фронт, 24 июля 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2011-06 / М.Никольский - 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк
Техник самолета гв.ст.сержант В.Дубровский в кабине истребителя Ла-5ФН эскадрильи "Монгольский арат"
-
Авиация и Космонавтика 2021-07 / Д.Хазанов - К 100-летию со дня рождения Георгия Баевского
Герой Советского Союза капитан Баевский после боевого вылета на Ла-5ФН, 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-05 / Д.Пичугин - 712-й гвардейский Черновицкий ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк
Герой Советского Союза гв. майор А.С. Куманичкин
-
Авиация и Космонавтика 2015-05 / Д.Пичугин - 712-й гвардейский Черновицкий ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк
Герой Советского Союза гв. капитан Шлепов. Июнь 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2022-06 / А.Пухлов - "Аэрокобра", "Яковлев", "Лавочкин": статистика боевой эффективности советских истребителей
Дважды Герой Советского Союза Виталий Попков (1922 г.р.), 40 воздушных побед.
-
Авиация и Космонавтика 2005-07 / Г.Серов - История Ла-5 или Развитие и доводка мотора М-82 в годы Великой Отечественной войны (4)
Участники войсковых испытаний Ла-5ФН из 32-го гв. ИАП (слева направо): гв. ст. л-т Орехов В.А., гв. п/п-к Давидков В.И., гв. ст. л-т Шульженко Н.Н., гв. к-н Гаранин В.И., июль-август 1943г.
-
Мир Авиации 1997-01 / В.Раткин - Герой Советского Союза Петр Васильевич Базанов /Асы мира/
Командир 2-й АЭ ст.л-т Базанов у самолета Ла-5ФН. Львовская операция, 1944г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-05 / Д.Пичугин - 712-й гвардейский Черновицкий ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк
Командир 3-й аэ Герой Советского Союза гв. капитан Лобанов
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Командир 41-го ГИАП м-р А.Г.Павлов (справа) и к-н А.В.Лобанов. На заднем плане - Ла-5ФН с красным сердцем, на котором летал Павлов
-
Авиация и Космонавтика 2015-05 / Д.Пичугин - 712-й гвардейский Черновицкий ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк
Командир дивизии Герой Советского Союза гв. полковник Давыдков и командир полка Герой Советского Союза гв. майор Павлов. Аэродром, Сухновце, июнь 1944 г.
-
Авиация и Космонавтика 2007-07 / М.Никольский - 790-й истребительный авиационный ордена Кутузова III степени полк
Истребитель Ла-5ФН из состава 3-го звена 1-й эскадрильи в характерной окраске 790-го ИАП. Аэродром Залесье, Литва, осень 1944 г. У самолета И. Мудрук (погиб в 1944 г.), И. Ткачев, П. Пахомов, А. Черенков (погиб в 1944 г.)
-
Авиация и Космонавтика 2010-06 / В.Урвачев - Летная книжка отца (3)
У истребителя Ла-5 (Г.Урвачев слева), рядом техники
-
Авиация и Время 2011-06 / Л.Качан - Один из многих
Командир 1-й эскадрильи 156-го ИАП м-р Бочаров проводит занятия с летчиками у самолета Зелёнкина. Январь 1945 г.
-
Авиация и Время 2011-06 / Л.Качан - Один из многих
Фото на память с коллегами из 1-го ЗАП. Слева направо: ст. л-т Миницкий, мл. л-т Ересько, ст. л-т Шамрин, л-т Бондаренко, л-т Чадин, л-т Зелёнкин, л-т Прошин, мл. л-т Фирсов, замполит полка подп-к Анахов и комполка подп-к Иванов. На заднем плане - самолет Зелёнкина из 813-го ИАП. Арзамас, октябрь 1943 г.
-
Авиация и Космонавтика 2000-05 / В.Алексеенко, М.Никольский - Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне
Ла-5ФН 1-го чехословацкого авиаполка
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
В ВВС Чехословакии Ла-5ФН завершили службу в 1948г.
-
Мировая Авиация 7
Истребители Ла-5ФН чехословацкого 1-го истребительного авиационного полка. Снимок сделан 11 сентября 1944 года. Готовится перелет с аэродрома Проскуров на Украине на аэродром Стубно в Чехословакии.
-
Мировая Авиация 231
Ла-5ФН во время парада в ноябре 1944 года в Пшеборске (Польша). На капоте первой машины видна надпись, которую можно перевести как "Свободной Чехословакии от Красной Армии", а на втором самолете - надпись "За Великого Сталина". Ла-5ФН поступили на вооружение 1-го чехословацкого истребительного авиаполка.
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Ла-5ФН из 1-го Чехословацкого ИАП (слева) и брошенные на аэродроме Три Дуба самолеты после немецкого авианалета (справа)
-
Мировая Авиация 7
Истребитель Ла-5 с опознавательными знаками Люфтваффе - трофей германских войск, захваченный на фронте зимой 1943-1944 годов.
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The LA-5 Single-seat Fighter (1,540 h.p. M-82F two-row radial engine).
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The LA-5 Single-seat Fighter (1,540 h.p. M-82F two-row radial engine).
-
Авиация и Время 2006-05 / С.Мороз - Победитель
Ставшие немецкими трофеями Ла-5ФН и Ла-5Ф проходили испытания на авиабазе Рехлин
-
Авиация и Космонавтика 2005-04 / Г.Серов - История Ла-5 или Развитие и доводка мотора М-82 в годы Великой Отечественной войны (3)
Выхлопные патрубки Ла-5ФН и серийный выхлопной коллектор Ла-5
Другие самолёты на фотографии: Лавочкин Ла-5 - Россия - 1942
-
Авиация и Космонавтика 2005-07 / Г.Серов - История Ла-5 или Развитие и доводка мотора М-82 в годы Великой Отечественной войны (4)
Первая поточная линия сборки самолета Ла-5 завода N 21, 1943г.
-
Авиация и Космонавтика 2005-08 / Г.Серов - История Ла-5 или Развитие и доводка мотора М-82 в годы Великой Отечественной войны (5)
Смена мотора АШ-82ФН в полевых условиях
-
Авиация и Космонавтика 2005-08 / Г.Серов - История Ла-5 или Развитие и доводка мотора М-82 в годы Великой Отечественной войны (5)
Обслуживание мотора АШ-82ФН в 41-м ГИАП, 1944г.
-
Авиация и Космонавтика 2004-10 / В.Бакурский, В.Котельников, М.Никольский, А.Фирсов - P-47 "Тандерболт" (6)
Вынужденная посадка Ла-5ФН. На дальнем плане в одном строю истребители Лавочкина и "Тандерболты"
Другие самолёты на фотографии: Republic P-47 Thunderbolt - США - 1941
-
Авиация и Время 2006-06 / С.Шумилин - "Лавочкины" для настоящих умельцев
Ла-5ФН (М 1:72), собранный из набора фирмы "Звезда"
-
Авиация и Время 2006-06 / С.Шумилин - "Лавочкины" для настоящих умельцев
Ла-5ФН (М 1:72), собранный из набора фирмы КР
-
Мировая Авиация 8
Ла-5ФН. Капитан Петр Яковлевич Лихолетов всю войну прошел в составе 159-го истребительного авиационного полка. Первую победу в воздушном бою одержал 12 июля 1941 года, сбив на истребителе МиГ-3 бомбардировщик Ju 88. Он воевал на самолетах МиГ-3, Як-7, P-40, а с 1943 года - на Ла-5ФН. П. Я. Лихолетов выполнил 382 боевых вылета, в 78 воздушных боях сбил 25 самолетов лично и пять - в группе, 4 февраля 1944 года был удостоен звания Герой Советского Союза.
-
Авиация и Космонавтика 2000-05 / И.Кудишин - Истребитель Фокке-Вульф FW-190
Ла-5ФН из 159 ГИАП. Ленинградский фронт, 1944г
-
Авиация и Космонавтика 2003-10 / Е.Алексеенко - Авиация в изобразительном искусстве
Эпизод воздушного боя Виталия Попкова на истребителе Ла-5ФН. Работа 2004 года
-
Авиация и Космонавтика 2022-07 / Aviation Art от первого лица
Карандашный эскиз к картине
-
Авиация и Космонавтика 2008-04
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.109G - Германия - 1942
-
Мировая Авиация 8
Ла-5ФН
-
Air International 1984-02 / Fighter A to Z
The La-5FN. the most proliferous of the various production versions of this Lavochkin fighter and the first to feature a fuel-injection engine.
-
Авиация и Космонавтика 1995-11 / С.Горожанин - Лучшие асы-истребители мира
Истребитель Ла-5ФН
-
Мировая Авиация 7
Ла-5ФН. Истребитель Ла-5ФН капитана П. Я. Лихолетова из 159-го гвардейского истребительного авиационного полка, Ленинград, лето 1944 года. П. Н. Лихолетов сбил в 78 воздушных боях 25 самолетов лично и пять в группе.
- Фотографии