Лавочкин Ла-5ФН
Варианты:
Лавочкин - Ла-5ФН - 1943 - Россия
Страна: Россия
Год: 1943


Одноместный истребитель
Описание:
Ла-5ФН
Ла-5
Фотографии

Ла-5ФН

Являлся переделкой истребителя ЛаГГ-3 под мотор М-82. Моноплан деревянной конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Первая подобная переделка была выполнена под руководством М.И.Гудкова в августе 1941 г. (Гу-82 - ЛаГГ-3 с мотоустановкой от Су-2). Первый полет ЛаГГ-3, переделанного под новый мотор под руководством С.М.Алексеева, состоялся в марте 1942 г. В апреле прошли госиспытания, а уже в августе началось серийное производство под обозначением ЛаГГ-5 (с 8 сентября 1942 г. переименован в Ла-5). Первоначально под новый мотор переделывались уже изготовленные планеры ЛаГГ-3. Ла-5 строили три завода: # 21 - в Горьком, # 99 - в Улан-Удэ и # 381 - в Москве. Всего выпустили 10 003 Ла-5 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении советских ВВС с августа 1942 г., а в марте 1944 г. их получили чехословацкие части, базировавшиеся на территории СССР.
Основные серийные модификации:
  - Ла-5 с мотором М-82, переделка ЛаГГ-3, вооружение 2x20, бомбы до 200 кг, до 6 НУРС;
  - Ла-5Ф (выпускался с декабря 1942 г.), облегченный (без двух бензобаков) вариант с мотором М-82Ф, поздние серии получили пониженный гаргрот и фонарь с обзором назад;
  - Ла-5ФН (строился с марта 1943 г.) с мотором М-82ФН и новым капотом двигателя, с 39-й серии - металлические лонжероны по типу Ла-7.
Ла-5 начали применяться с августа 1942 г. под Сталинградом. В значительном количестве появились под Харьковом в марте 1943 г., затем на Кубани, под Ленинградом и Великими Луками. Массированное использование Ла-5ФН имело место в Курской битве. Далее применялись практически по всему фронту. В мае 1945 г. Ла-5 находились на вооружении 42 полков. Чехословацкие летчики воевали на Ла-5ФН с июля 1944 г. в Карпатах и Словакии. Самолет снят с производства в ноябре 1944 г., но участвовал в боевых действиях на всех фронтах до конца войны. В Чехословакии как S-95 служил до 1950 г.


Ла-5ФН||
Размах:||9,8 м
Длина:||8,67 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3320 кг
Максимальная скорость:||640 км/ч
Практический потолок:||9500 м
Дальность:||765 км

Ла-5

<...>
  Внедрение двигателя М-82ФН привело к появлению самолета Ла-5ФН. На режим максимальной мощности мотор выходил за две минуты. В конструкции Ла-5ФН использовали металлические лонжероны крыла. К весне 1943 года СССР добился превосходства над противником в авиации. Впервые в больших количествах Ла-5ФН задействовали на Курской дуге. Ла-5 применялись и как истребители-бомбардировщики, вооруженные 82-мм РС-82, 50-, 25- или 100-кг бомбами.
  Производство Ла-5 завершилось в 1944 году, было выпущено 9920 экземпляров машины. Ла-5 оставались на вооружении советских ВВС до окончания войны.
<...>


Варианты

  Ла-5ФН: серийный вариант с М(АШ)-82ФН с непосредственным впрыском топлива, измененным фонарем кабины
  Ла-5ФН с ТК: вариант самолета с турбокомпрессорами двигателя; построено несколько экземпляров
  Ла-5ФН/41 : самолет с крылом смешанной конструкции от Ла-7

  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ла-5ФН

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один звездообразный мотор воздушного охлаждения АШ-82ФН мощностью 1460 л. с.
  Летные характеристики: макс. скорость 648 км/ч на высоте 6250 м; скороподъемность 1002 м/мин; практический потолок 11200 м; дальность на крейсерской скорости 765 км
  Масса: пустого 2706 кг; максимальная взлетная 3168 кг
  Размеры: размах крыла 9,80 м; длина 8,67 м; высота 2,54 м; площадь крыла 17,50 м2
  Вооружение: две 20-мм пушки ШВАК, РС-82, до 200 кг бомб на внешней подвеске
Ла-5ФН дважды Героя Советского Союза гв.к-на В.И.Попкова из 5-го ГИАП. Польша, лето 1944г.
Ла-5ФН. К концу войны многие советские летчики-истребители стали асами. На этом самолете в начале 1945 года летал капитан Виталий Иванович Попков, командир эскадрильи в 5-м гвардейском полку. За последние четыре месяца войны Попков довел свой счет с 31 до 41 победы.
Ла-5ФН майора Л.Г.Белоусова из 4-го ГИАП ВВС КБФ
Ла-5ФН "белая 10", 1944г. Стандартный камуфляж второй половины войны из двух оттенков серого цвета. ОЗ позднего типа с широкой белой и тонкой красной окантовкой.
Ла-5ФН из 583-го ИАП 249-й И АД. Аэродром Галенки, август 1945 г.
Ла-5ФН "Белый 14", на котором летал Кожедуб во время прохождения службы в 240 ИАП, входившим в состав 5-й воздушной армии Ленинградского фронта в мае-июне 1944 года. На борту самолета видна надпись "Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Н.".
Ла-5ФН, построенный на средства колхозника Конева. Прославленный советский ас И.Н.Кожедуб одержал на этой машине ряд побед в небе Молдавии.

Ла-5ФН, 159-й Краснознаменный ИАП, Карельский фронт, лето 1944 года. Данная машина принадлежала Герою Советского Союза капитану Петру Яковлевичу Лихолетову, который ранее летал на МиГ-3 и Curtiss P-40. Надпись "За Васька и Жору" - в честь боевых товарищей-летчиков, павших в боях (утверждается, что это В. Прудников и Г. Веренихин, погибшие в марте 1942 года в бою с немецкими Bf 109). Боевой счет П. Я. Лихолетова - 23 победы, одержанные лично, и семь в группе.
Ла-5ФН. Истребитель Ла-5ФН капитана П. Я. Лихолетова из 159-го гвардейского истребительного авиационного полка, Ленинград, лето 1944 года. П. Н. Лихолетов сбил в 78 воздушных боях 25 самолетов лично и пять в группе.
Ла-5ФН
Ла-5ФН к-на А.П. Трефилова. 523-й ИАП, осень 1944 г.
Ла-5ФН, 2-й ГвИАП, осень 1943 года. Верх данного Ла-5ФН окрашен в коричневый и зеленый цвета, нижние поверхности - голубые, передняя часть капота имеет натуральный металлический цвет. Надпись под кабиной - "Монгольский арат" - была нанесена на 12 новых Ла-5ФН, построенных на средства граждан Монголии. На капоте - знак модификации - ФН.
Ла-5ФН (борт 62) на котором Баевский воевал летом-осенью 1944г.
Ла-5ФН (борт 68, зав. N 39210568), на котором 12.12.1943г. Баевский сбил FW-189
Самым удачным и массовым вариантом самолета Ла-5 стал Ла-5ФН с мотором непосредственного впрыска М-82ФН, улучшившим маневренные качества самолета. Изображен истребитель летчика Ладислава Валоушека периода Словацкого национального восстания, 1944 год.
Ла-5ФН
Ла-5ФН комэска 32-го ГИАП Героя Советского Союза м-ра В.А. Орехова. Аэродром Соколки, 28 июня 1944 г.
Трофейный Ла-5ФН, испытывавшийся в Германии на авиабазе Рехлин в 1943г.
Опытный Ла-5 "Дублер" с М-82ФНВ
Ла-5ФН во время испытаний
Ла-5ФН
Ла-5ФН
Во время политзанятий в 159-м ИАП. Карельский фронт, 1944г. На заднем плане - Ла-5ФН к-на П.Я.Лихолетова
Ла-5ФН на полевом аэродроме
Машины 10-го ГИАП ВВС Балтфлота
Ла-5ФН
Несколько моментов из боевой жизни 4-го ГИАП ВВС Балтфлота. Аэродром Лавенсаари, 1944г.
Летчики 254-го ИАП обсуждают боевое задание возле Ла-5ФН. 1944г.
Прогрев двигателя с помощью специального устройства. 1-й Прибалтийский фронт, 1944г.
Летчик 2-й эскадрильи 523-го ИАП Трефилов отправляется на боевое задание на своем Ла-5ФН. Его провожает техник Бурлачек
Словацкий Fw-58 с красными звездами на фоне Ла-5
Звено истребителей Ла-5ФН в полете.
Самолеты, подобные Ла-5, позволили ВВС РККА г г вырвать инициативу у Люфтваффе и завоевать господство в воздухе. Ла-5 стал последним цельнодеревянным истребителем С. А. Лавочкина.
Ла-5ФН на контрольных испытаниях в ЛИИ.
В полете истребители Ла-5ФН
Лучший советский ас И.Н.Кожедуб из своих 62 побед 45 одержал на Ла-5
Ла-5ФН знаменитого советского летчика-аса Ивана Кожедуба, построенный на личные средства колхозника Василия Конева
И.Н.Кожедуб у своего именного Ла-5ФН

Иван Кожедуб (1920 г.р.), 62 воздушных победы
Иван Кожедуб стал известен всему народу. На фото прославленный летчик стоит на фоне истребителя Ла-5ФН, на борту которого читается надпись: "От колхозника Конева Василия Викторовича".
Герой Советского Союза летчик-истребитель капитан А. И. Майоров в кабине истребителя Ла-5ФН эскадрильи «Монгольский Арат»,. Белорусский фронт, 24 июля 1944 г.
Герой Советского Союза гв. майор А.С. Куманичкин
Герой Советского Союза гв. капитан Шлепов. Июнь 1944 г.
Виталий Попков (1922 г.р.), 40 воздушных побед.
Участники войсковых испытаний Ла-5ФН из 32-го гв. ИАП (слева направо): гв. ст. л-т Орехов В.А., гв. п/п-к Давидков В.И., гв. ст. л-т Шульженко Н.Н., гв. к-н Гаранин В.И., июль-август 1943г.
Командир 2-й АЭ ст.л-т Базанов у самолета Ла-5ФН. Львовская операция, 1944г.
Командир 3-й аэ Герой Советского Союза гв. капитан Лобанов
Командир 41-го ГИАП м-р А.Г.Павлов (справа) и к-н А.В.Лобанов. На заднем плане - Ла-5ФН с красным сердцем, на котором летал Павлов
Командир дивизии Герой Советского Союза гв. полковник Давыдков и командир полка Герой Советского Союза гв. майор Павлов. Аэродром, Сухновце, июнь 1944 г.
Летчики 3-го звена 1 АЭ, аэродром Залесте, Литва, осень 1944г. Слева направо: И.Б.Мудрук (погиб в 1944г.), И.Ткачев, П.Пахомов, А.Черенков (погиб в 1944г.)
У истребителя Ла-5 (Г.Урвачев слева), рядом техники
Командир 1-й эскадрильи 156-го ИАП м-р Бочаров проводит занятия с летчиками у самолета Зелёнкина. Январь 1945 г.
Фото на память с коллегами из 1-го ЗАП. Слева направо: ст. л-т Миницкий, мл. л-т Ересько, ст. л-т Шамрин, л-т Бондаренко, л-т Чадин, л-т Зелёнкин, л-т Прошин, мл. л-т Фирсов, замполит полка подп-к Анахов и комполка подп-к Иванов. На заднем плане - самолет Зелёнкина из 813-го ИАП. Арзамас, октябрь 1943 г.
Ла-5ФН 1-го чехословацкого авиаполка

В ВВС Чехословакии Ла-5ФН завершили службу в 1948г.
Истребители Ла-5ФН чехословацкого 1-го истребительного авиационного полка. Снимок сделан 11 сентября 1944 года. Готовится перелет с аэродрома Проскуров на Украине на аэродром Стубно в Чехословакии.
Ла-5ФН во время парада в ноябре 1944 года в Пшеборске (Польша). На капоте первой машины видна надпись, которую можно перевести как "Свободной Чехословакии от Красной Армии", а на втором самолете - надпись "За Великого Сталина". Ла-5ФН поступили на вооружение 1-го чехословацкого истребительного авиаполка.
Ла-5ФН из 1-го Чехословацкого ИАП (слева) и брошенные на аэродроме Три Дуба самолеты после немецкого авианалета (справа)
Истребитель Ла-5 с опознавательными знаками Люфтваффе - трофей германских войск, захваченный на фронте зимой 1943-1944 годов.
Ставшие немецкими трофеями Ла-5ФН и Ла-5Ф проходили испытания на авиабазе Рехлин
Выхлопные патрубки Ла-5ФН и серийный выхлопной коллектор Ла-5
Первая поточная линия сборки самолета Ла-5 завода N 21, 1943г.
Смена мотора АШ-82ФН в полевых условиях
Обслуживание мотора АШ-82ФН в 41-м ГИАП, 1944г.
Ла-5 N 39210206
Вынужденная посадка Ла-5ФН. На дальнем плане в одном строю истребители Лавочкина и "Тандерболты"
Ла-5ФН (М 1:72), собранный из набора фирмы "Звезда"
Ла-5ФН (М 1:72), собранный из набора фирмы КР
Ла-5ФН. Капитан Петр Яковлевич Лихолетов всю войну прошел в составе 159-го истребительного авиационного полка. Первую победу в воздушном бою одержал 12 июля 1941 года, сбив на истребителе МиГ-3 бомбардировщик Ju 88. Он воевал на самолетах МиГ-3, Як-7, P-40, а с 1943 года - на Ла-5ФН. П. Я. Лихолетов выполнил 382 боевых вылета, в 78 воздушных боях сбил 25 самолетов лично и пять - в группе, 4 февраля 1944 года был удостоен звания Герой Советского Союза.
Ла-5ФН из 159 ГИАП. Ленинградский фронт, 1944г

Эпизод воздушного боя В. Попкова на истребителе Ла-5ФН
Ла-5ФН
The La-5FN. the most proliferous of the various production versions of this Lavochkin fighter and the first to feature a fuel-injection engine.
Ла-5ФН
Ла-5ФН

Истребитель Ла-5ФН
Ла-5ФН. Истребитель Ла-5ФН капитана П. Я. Лихолетова из 159-го гвардейского истребительного авиационного полка, Ленинград, лето 1944 года. П. Н. Лихолетов сбил в 78 воздушных боях 25 самолетов лично и пять в группе.