МиГ МиГ-29
Варианты:
МиГ - МиГ-29 - 1977 - Россия
Страна: Россия
Год: 1977


Одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе с возможностью атаки наземных целей
Описание
Фотографии:

Цветные фото (218)
МиГ-29

   В конце 1960-х годов в СССР приступили к работам по созданию перспективных истребителей 4-го поколения, а в 1971 году ВВС сформулировали тактико-технические требования к новому самолету, получившему условное обозначение "перспективный фронтовой истребитель". Главными особенностями должны были стать высокая маневренность, комплекс БРЭО нового поколения и современные авиационные средства поражения. Впоследствии было решено разделить программу на две составляющие - перспективный фронтовой истребитель (по ней создан Су-27) и легкий фронтовой истребитель (первоначально - "перспективный легкий массовый истребитель"), по которой и был, собственно, создан МиГ-29.
   ОКБ А. И. Микояна приступило к проектированию будущего МиГ-29 в 1970 году. Был рассмотрен целый ряд вариантов. Вначале приоритет отдавался классической схеме, но затем предпочтение было отдано так называемой интегральной аэродинамической схеме машины - в этом случае фюзеляж и крыло самолета образовывали единый несущий корпус, что обеспечивает меньшее аэродинамическое сопротивление и большую подъемную силу при полете на больших углах атаки.
   В 1973 году заказчик подготовил уточненные тактико-технические требования к новому самолету, в том же году был готов и уточненный аванпроект МиГ-29, а 15 июля 1974 года для последующего проектирования была окончательно утверждена интегральная схема машины с единым несущим планером. Самолет представлял собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме среднеплан с трапециевидным крылом, имеющим выраженный наплыв и механизацию по передней и задней кромкам, с двухкилевым хвостовым оперением с цельноповоротным стабилизатором, а также двумя двигателями в изолированных мотогондолах в хвостовой части и подфюзеляжными воздухозаборниками.
   Крыло - трехлонжеронное, каждая консоль оборудована трехсекционными отклоняемыми носками по передней части, щелевыми закрылками и элеронами - по задней части. Горизонтальное оперение - цельноповоротный дифференциально отклоняемый стабилизатор, установлен по обе стороны гондол двигателей с отрицательным углом поперечного V. Управление по тангажу - синхронным отклонением обеих половин стабилизатора, по крену - дифференциальным отклонением в противоположные стороны. Кили были установлены на хвостовом отсеке фюзеляжа по обе стороны гондол двигателей.
   МиГ-29 оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями РД-33 разработки ОКБ им. В. Я. Климова с форсажными камерами, которые по ряду параметров не уступали, а по многим параметрам и превосходили зарубежные аналоги. Во избежание повреждения двигателей посторонними предметами, которые могут попасть с ВПП аэродрома в воздухозаборники при работе силовой установки самолета на земле, при рулении и взлете (посадке), основные воздухозаборники закрываются подвижными защитными перфорированными панелями. Значительная часть потока воздуха при этом поступает в двигатели через открываемые пятисекционные створки на верхней поверхности наплывов крыла.
   Построено 14 опытных самолетов, первый полет состоялся 6 октября 1977 года, а 27 октября 1983 года завершены государственные совместные испытания. Производство первого серийного варианта, "9-12", развернуто на московском МАПО в 1982 году, а серийное производство двигателей РД-33 - на московском заводе "Красный Октябрь" (сегодня завод им. Чернышева). С конца 1983 года МиГ-29 начал поступать в строевые части.
   Первые 70 серийных самолетов оснащались дополнительными противоштопорными подфюзеляжными гребнями, но с 1984 года от них отказались. Кроме того, на истребителях была внедрена система автоматического демпфирования крена и улучшения поперечной управляемости на больших углах атаки с помощью рулей направления увеличенной площади.
   Система управления вооружением (СУВ), типа С-29, включала радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29 с бортовой РЛС Н019 и цифровым вычислителем Ц100, а также оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 с ОЭПС-29 (с нашлемной системой целеуказания), цифровым вычислителем Ц100 и системой навигации СН-29. Базовый вариант вооружения - две УР средней дальности Р-27Р, по две УР ближнего боя Р-73 и Р-60, плюс встроенная 30-мм пушка с боекомплектом 150 снарядов, а для поражения наземных целей могли применяться авиабомбы и НАР.
   Следом за первой серийной модификацией, "9-12", последовали экспортные варианты "9-12А" (для стран - членов Организации Варшавского договора) и "9-12Б" (для остальных стран), которые, соответственно, отличались измененным РЛПК и применением ракет Р-27Р1 и Р-27Т1 тоже с измененными ТТХ или измененной СУВ и ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1 с измененными в сторону ухудшения ТТХ.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   МиГ-29

   Тип: одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе с возможностью атаки наземных целей
   Силовая установка: два ТРДДФ РД-33 форсированной тягой 8300 кгс
   Летные характеристики: максимальная скорость полета на большой высоте 2400 км/ч; максимальная скорость полета у земли 1500 км/ч; максимальная скороподъемность 19800 м/мин; практический потолок 18 000 м; практическая дальность полета без ПТБ - 1500 км
   Масса: пустого 10900 кг; нормальная взлетная 14900 кг; максимальная взлетная 18 500 кг
   Размеры: размах крыла 11,36 м; длина 17,32 м; высота 4,73 м; площадь крыла 38,1 м2
   Вооружение: одноствольная 30-мм пушка ГШ-30-1 (в левом наплыве крыла), плюс до 3000 кг боевой нагрузки на шести подкрыльевых узлах подвески
Россия
Первый прототип 9-12 имел удлиненную носовую стойку шасси, вынесенную далеко вперед, в отличие от последующих вариантов, кроме того, оснащенных двуствольными пушками ГШ-23-2 калибра 23 мм. Позднее 901-й получил нижний киль.
МиГ-29 пока еще лучший фронтовой истребитель (На фото первый опытный экземпляр)
Опытный истребитель МиГ-29
Истребитель МиГ-29 (9-12)
This view shows clearly the primary engine air intakes and the twin dielectric fairings on the forward fuselage strokes for forward-sector Sirena 3 RWR and ECM. These latter also appear on the two-seat MiG-29UB (uchebny boyevoi, or combat trainer) which has a secondary combat role.
МиГ-29 с полной боевой загрузкой. Ракеты Р-27Р (АА-10 "Alamo") размещены на внутренних, а Р-73 (АА-11 "Archer") - на средних и внешних покрыльевых пилонах.
Возрождение интереса к IRST для западных истребителей в основном проявилось после установки современных датчиков на советских МиГ-29 (на фотографии) и Су-27.
MiG-29 No 12 which was used by Maj V Chilin for solo demonstrations. The MiG-29s displayed superior manoeuvrability to that of the MiG-21bis and were noticeably quieter.
MiG-29 No 08. The short wheelbase is also noteworthy and the positioning of the nosewheels would undoubtedly create FOD problems but for the intake ramp doors.
Самолеты 120-го ИАП ПВО, размещенного на забайкальском аэродроме Домна, несут эмблемы в виде акульей пасти.
The single-seat MiG-29 seen in company with the two-seat MiG-29UB (foreground) on the hard standing at Farnborough.
The MiG-29 seen taking-off at Farnborough, air induction having switched from the lateral louvres to the main intakes at around 108 kts (200 km/h), take-off weight being "approximately 15 000 kg" with about two-thirds internal fuel.
Widely regarded as the star of the Farnborough International airshow last September, the single-seat MiG-29 climbs away on full afterburner.
Ремонт и модернизация МиГ-29 на протяжении двух десятилетий не относились к числу приоритетных программ, что обернулось значительным сокращением количества пригодных к полетам самолетов данного типа. В последние годы ситуация с Миг-29 изменилась в лучшую сторону. Потенциал МиГ-29 еще далеко не исчерпан. Модернизированные МиГ-29 получили новое вооружение и БРЭО.
The MiG-29 climbing away with undercarriage retracted and doors closing. This photograph gives the impression that the jet pipes are splayed.
The key to the MiG-29's high angle of attack capability lies in the intake and wing leading edge root extension design which ensure a clean flow of air at the engine compressor.
The MiG-29 seen making a knife-edge pass with crossed aileron and rudder deflection, the upper intake louvres operating differentially to maintain stable inlet flow for the RD-33 turbofans.
Unlike some of its contemporary Western fighters, the MiG-29 achieves a high degree of agility by dint of clever aerodynamic design alone. That said, it lacks the 'carefree handling' bestowed by fly-by-wire systems.
Первая официальная демонстрация МиГ-29 западным наблюдателям состоялось в августе 1986 года, когда шесть истребителей из Кубинки нанесли визит дружбы соседней Финляндии.
Первый относительно качественный снимок МиГ-29 появился на Западе после перехвата советского истребителя в международном воздушном пространстве в 1985-1986 годах. На фотографии - самолет не самой первой производственной серии: отсутствуют фальшкили. Борт "01" голубого цвета несет полный комплект вооружения - две УР "воздух-воздух" Р-27 и четыре Р-60. Под фюзеляжем между гондолами двигателей подвешен ПТБ.
На фоне земли
МиГ-29С в характерном трехцветном камуфляже. Самолет вооружен ракетами Р-27 и Р-73, но может также нести ракеты Р-77.
Усовершенствованная РЛС Н-019М "Топаз" самолета МиГ-29С способна одновременно сопровождать две цели и обстреливать их ракетами Р-77 (AA-12 "Adder", носящими на Западе неофициальное название "AMRAAMski").
Опытный МиГ-29СЭ был впервые публично продемонстрирован в ЛИИ в Жуковском. По некоторым сообщениям, этим самолетом заинтересовалась Малайзия.
MiG-29 RF-92179 loaded with four SAB-250 bombs which are used as targets for infrared air-to-air missiles. The primary use of the SAB-250 bomb is to illuminate terrain for reconnaissance, however they are also a practical target solution.
Four of the MiG-29s, Nos 02, 03, 07 and 08 flown by Lt Col V Iachin and Majors V Solovyev, V Kravets and A Arastov, photographed during their formation aerobatic demonstration at the Rissala Air Base
МиГ-29 летят на авиасалон Фарнборо-88
A sight unimaginable a few years ago; F-16A ADFs of the Minnesota ANG formate on a MiG-29 and MiG-29UB. The MiG-29s were transiting to display at a number of American air shows having appeared at Airshow Canada 1991 at Abbotsford, British Columbia.
Истребитель МиГ-29 разработан в рамках концепции парка истребителей двух типов - легкого дешевого и тяжелого дорогого. В США на вооружение ВВС были приняты легкий F-16 и тяжелый F-15, после чего аналогичным путем пошли в СССР, приняв на вооружение легкий МиГ-29 и тяжелый Су-27. МиГ-29 разработан согласно требованиям к легкому фронтовому истребителю, сформулированным в 1972 году.
The MiG-29 on final approach shortly before streaming its cruciform tail braking chute
On final approach, with leading- and trailing-edge flaps extended, the MiG-29 reveals details of its undercarriage geometry.
On finals for the Russian air base at Zerbst, this early-production MiG-29 'Fulcrum A' (identified by the ventral fins) carries an R-27 (AA-10 'Alamo') practice round on its inboard wing pylon.
МиГ-29 из состава 120-го ГВИАП. Фото сделаны во время проверки 14-й Армии ВВС и ПВО военной инспекцией Министерства Обороны
The very deep profile of the MiG-29, with its considerable amount of wetted area in consequence, and the limited clearance between the runway and engine air intakes are clearly seen in this photograph of No 12 streaming its braking chute
МиГ-29 из состава 120-го ГВИАП. Фото сделаны во время проверки 14-й Армии ВВС и ПВО военной инспекцией Министерства Обороны
Ground test equipment coupled to a MiG-29. The shield covering the NO-19 Slot Back radar may provide target test inputs to the system.
One of six Kubinka Wing MiG-29 ‘Fulcrums’, four ‘Fulcrum As’ and two ‘Fulcrum Bs’, which flew to Reims, France, on 13 May 1991 for a goodwill visit to Mirage F.1 - equipped ECTT.2/30 which flew with the Soviet Air Force during World War Two. The aircraft, which included this example, coded 44, carry the colours of the new Soviet ‘Swifts’ aerobatic team which will fly four of the type. Intake badge depicts the unit insignia, a stylised Swift over an orange disc - an encouraging practice which the Soviets are now considering adopting as standard. A second team, ‘Blue Lightning’ with six Su-27 ‘Flankers’, has also been formed.
Превосходная маневренность и высокая тяговооруженность МиГ-29 сделали его отличным самолетом для российской пилотажной группы "Стрижи", оснащенной как одноместными машинами, так и двухместными МиГ-29УБ.
МиГ-29
Впервые штанга дозаправки топливом была установлена на МиГ-29СД
Несмотря на увеличенный запас топлива у самолетов семейства МиГ-29С, в качестве варианта доработки предлагается установка заправочной штанги. На снимке - МиГ-29С следует за самолетом-заправщиком Ил-78М во время испытаний в ГЛИЦ в Ахтубинске.
МиГ-29СД применялся ОКБ для испытаний по дозаправке в воздухе с убираемой штангой, которая устанавливается на малазийских МиГ-29N, а также машинах нового поколения МиГ-29СМТ/УБТ.
Во время экспериментальной дозаправки МиГ-29 от Ил-78. Зима, 1995-1996гг.
Разработанный в годы холодной войны, МиГ-29 был важным этапом в истории советского авиастроения, сочетая великолепную маневренность с возможностью использования широкого набора вооружения. Пройдя в последние годы серию модернизаций, этот самолет так и не смог реализовать свой полный потенциал, но это было следствием не технических, а совсем других причин.
Выброс топлива при дозаправке и его воспламенение
Процесс атаки и уничтожения грузинского БЛА Hermes 450 в небе Южной Осетии был хорошо заснят его же собственными средствами наблюдения. Черная точка на первом кадре - истребитель МиГ-29, снимок рядом - желто-белый шлейф от ракеты, вероятнее всего, Р-73. Третий кадр - последний, поступивший с борта БЛА.
Украина
МиГ-29
Высший пилотаж на МиГ-29 демонстрирует военный летчик 1 класса старший инспектор-летчик службы безопасности полетов авиакорпуса полковник А.Головань, освоивший за годы службы 8 типов самолетов
Этот снимок обошел все средства массовой информации. МиГ-29 (в цветной окраске расформированной еще в 2002 г. пилотажной группы «Украинские Соколы») проходит над колонной техники одной из аэромобильных бригад ВСУ, выдвигающейся «для усмирения ДНР и ЛНР». Интересно, что МиГ несет полный комплект ракет «воздух-воздух», словно на колонну ожидается нападение воздушного противника. Апрель-май 2014 г.
МиГ-29 и МиГ-29УБ из 40-й истребительной бригады Воздушных сил Украины. Васильков, 3 августа 2012 г.
Пара B-1B в сопровождении Су-27 и МиГ-29 ВВС Украины в полете над Черным морем, 29 мая 2020 г.
Украина стала одной из стран СНГ, на вооружение ВВС которой после распада СССР поступили истребители МиГ-29. В 2008 на вооружении ВВС Украины числилось порядка 200 самолетов МиГ-29 вариантов "9-12", "9-13" и "УБ" ("9-51"). В составе ВВС организована пилотажная группа "Украинские Соколы", выступающая на самолетах МиГ-29.
После распада Советского Союза Украина унаследовала 225 самолетов МиГ-29 "Fulcrum" модификаций, имеющих в НАТО обозначение А, В и С. Сохранившиеся самолеты остаются в эксплуатации. По мнению экспертов, их общая эксплуатационная пригодность считается низкой, в результате налеты летчиков невелики. Эти МиГ-29 (один типа УБ и три одноместных) были частью украинской национальной пилотажной группы "Сокол".
New fin marking for the Ukrainian Air Force seen on one of the MiG-29s that visited the London Ontario International Airshow in the summer.
Казахстан
Авиация Казахстана на выставке вооружений "Кадекс-2012" (Астана, Караганда, май 2012 г.)
Югославия
Малочисленные югославские "МиГи" в первые дни войны оказали упорное сопротивление воздушной мощи Североатлантического альянса. На заднем плане снимка - вертолет "Газель".
МиГ-29 являются наиболее современными истребителями, находящимися в составе Югославских ВВС, но их ничтожно мало, а потому основную тяжесть воздушных боев той войны пришлось вынести их старшим братьям - МиГ-21.
Сербия
До конфликта в Косово ВВС Югославии использовали 14 истребителей МиГ-29 экспортной модификации 9-12Б (местное обозначение L.18) и два УБ в составе 204-го истребительного полка, базирующегося в Батажнике. Большая часть была уничтожена во время вторжения объединенных сил НАТО, пять уцелевших ныне используются Сербией.
ВВС Сербии
Line-up of the MiG-29s at Batajnica Air Base. From the left is MiG-29 type 9-12B 18101, one of four of the remaining original Serbian MiG-29s which is now inoperative. Note that not all of them carry the same weapons load.
The three active MiG-29s on the main flightline at Batajnica. Nearest to the camera is the MiG-29UB trainer 18301, with MiG-29s 18108 and 18102 behind.
All overhauled Serbian MiG-29s received additional modifications including anti-collision lights (one on top of the fuselage spine, the other on the bottom of the port-side engine nacelle) and a reinforcement plate on each wingtip.
Заместитель командира 101-й истребительной эскадрильи майор Деян Беда (справа) и летчик МиГ-29 майор Александр Маринкович
Illuminated by a floodlight, MiG-29 18102 is seen as part of the QRA flight (note a pair of R-60MK missiles) at Batajnica, during a foggy winter night.
Ground crews prepare MiG-29 18102 for training on a cold winter day, using the AMK-24/56-131 truck-mounted conditioner to pre-heat the aircraft’s systems. Note the single UZR-73 train­ing round (an inert training variant of the R-73 air-to-air missile, capable of acquiring targets), suggesting an air-to-air training sortie.
MiG-29 18101 was the first aircraft to come out of overhaul in 2008 and is seen taking off from Batajnica Air Base on a regular training flight in a winter setting in mid-February 2009. Due to a serious technical defect, this aircraft has been grounded and inoperative for some time now.
Serbian Air Force MiG-29B 18108 (c/n 2960525100) carrying an under-fuselage drop tank and two R-60 air-to-air missiles is seen on August 26, 2011 taking off from Graf Ignatievo. The aircraft took part in a live firing sortie against an SPM-100 parachute-flare target over Shabla range on the Black Sea shore.
MiG-29 18102, performing during an open day at Batajnica Air Base on October 1, 2016, presents the standard QRA load of a pair of R-60MK air-to-air missiles on the outermost pylons and the PTB-1500 auxiliary fuel tank below the fuselage.
Delays to the overhaul and modernisation of Serbia’s Mikoyan MiG-29 Fulcrum fleet have prevented the aircraft from formally rejoining the 101 Fighter Squadron, as they are still undergoing tests. An initial five are being upgraded in Russia to allow them to use International Civil Aviation Organisation standard navigation and communication equipment under a $50.1 million (£25.7 million) deal. The fighters are being returned to operational standard to maintain pilot proficiency before a new type is purchased. Pictured is MiG-29 Fulcrum-A 18101, one of the modernised examples in the new camouflage scheme with low-visibility insignias, participated in the airshow at Cenej airfield, some 50 miles (80km) north-west of Belgrade in Serbia on June 1, 2008.
Head-on with a MiG-29.
МиГ-29 ВВС Сербии
Чехия
После распада Чехословакии парк МиГ-29 был разделен между Чехией и Словакией. Чешские самолеты были списаны в 1994 году.
The Czech MiG-29 lifts off for its ill-fated flight on the Sunday afternoon.
Dutch F-16s and a Czech MiG-29 show their Tiger colours and remarkably similar national markings.
A ground crewman checks correct operation of the retractable FOD protection screens in the engine air intakes of a Czechoslovakian Air Force MiG-29. Note the metal fairing in front of the IRST to protect the sensor when not in use.
Словакия
МиГ-29 ВВС Словакии
МиГ-29 ВВС Словакии
МиГ-29 ВВС Словакии
Словакии после распада ЧССР достались 21 одноместный истребитель МиГ-29 ("9-12") и два двухместных МиГ-29УБ. В настоящее время на вооружении ВВС Словакии (подразделение 31/1 Дуелф) состоит 20 самолетов МиГ-29, которые используются для решения задач ПВО. Самолеты МиГ-29 ВВС Словакии проходят ремонт и модернизацию под эгидой РСК МиГ. МиГ-29, которые после распада ЧССР достались Чехии, были проданы Польше (в обмен на вертолеты).
Словацкий МиГ-29
После раздела Чехословакии Словакия получила половину материальной части, принадлежавшей ранее ВВС республики, включая девять МиГ-29 "Fulcrum А". Поскольку машины были неновыми, в 1994 году было закуплено шесть дополнительных "Fulcrum", включая модификацию УБ. Двенадцать самолетов были улучшены до стандарта, известного как МиГ-29УБС.
Словакия, как член НАТО, модифицировала свои самолеты МиГ-29, чтобы сделать их совместимыми с западным оборудованием и соответствовать западным стандартам.
In the early 2000s, RSK MiG promoted a MiG-29 life extension programme for up to 4,000 hours and 40 years, compared with the type's original 2,000 hours and 25 years life. The upgrade was purchased by some export customers including the Slovakian and Bulgarian Air Force. This photo shows a single-seat Slovakian aircraft in a digital camouflage applied as a part of the upgrade programme, which also included integration of Western navigation, communication and IFF avionics.
On December 21, 2007, Slovak Air Force MiG-29 0921 from 1 SLK at Sliac was unveiled in this new 'digital' camouflage scheme, variations of which are also to be adopted by the rest of the fleet. The aircraft is the last of 12 that have been upgraded locally at Trencin by RSK MiG, but the first in new colours.
The MiG-29 was conceived as a light-weight agile fighter with BVR capability. The aircraft can be armed with up to six missiles - two BVR R-27Rs with semi-active radar-homing seekers and four heat-seeking R-60s or R-73s for close air combat. The missile payload is complemented by a 30mm GSh-301 cannon with 150 rounds.
МиГ-29 ВВС Словакии
Словацкие МиГ-29. Когда‑то они летали. В апреле 2023 г. все 13 самолетов были переданы Украине, правда, в нелетном состоянии. Возможно, они будут восстановлены на авиаремонтных предприятиях Украины или пойдут на запчасти.
Slovak Air Force MiG-29UB (`Fulcrum-B') two-seat combat trainer in `low-visibility tiger' colour scheme and accompanied by a MiG-29 `Fulcrum-A' (1999)
Mixed formation of MiG-21s and MiG-29s displayed at the Slovak International Air Display SIAD '94, which took place on August 19-20, 1994 at Bratislava MR Stefanik airport.
Eight L-39Cs of the Slovak Air Force White Albatrosses demonstration team, in formation with a MiG-29, arriving at RAF Fairford for the International Air Tattoo '95, in July 1995.
Истребитель МиГ-29 ВВС Словакии
The upgrades on the MiG-29 fleet had no real impact on the aircraft’s overall combat capabilities as the Fulcrum’s original 1980s-era sensors and weapons remained unchanged.
The Slovak Air Force has a fighter force of 12 Fulcrums, including ten single-seaters and two two-seaters, tentatively slated to remain in service until the end of decade.
Slovakia’s marking on the tail of a MiG-29.
Венгрия
Наряду с JAS 39C/D Gripen, самолеты "Fulcrum", которыми вооружали 59-й тактический истребительный полк, представляли собой новейшее вооружение ВВС Венгрии. Истребители Gripen 59-го полка (эскадрилья "Пума") и МиГ-29 (эскадрилья "Донго/Оса") размещались на базе в Кечкемете.
Hungarian AF/59th TFW/2 Sqn MiG-29 '15', which was written off in April 17, 2008, is seen here on November 2, 2006.
Венгерский МиГ-29А ("9-12А") из состава 59 HRE с выпущенным тормозным парашютом, авиабаза Кешкемет. Экспортная модификация МиГ-29А строилась на той же сборочной линии, что и самолеты для советских ВВС.
МиГ-29 ВВС Венгрии в окраске для участия в авиашоу
Германия
После объединения Германии ее ВВС унаследовали 24 МиГ-29 от ВВС и войск ПВО бывшей ГДР. Изначально предназначенные для выполнения задач ПВО Восточной Германии, истребители МиГ-29 "Fulcrum" были единственными боевыми самолетами, оставшимися на службе в германских ВВС. Эти истребители оказались участниками различных военно-воздушных учений. Самолеты прошли модернизацию для интеграции в систему НАТО, но в 2002 году 22 истребителя были переданы Польше.
Включение МиГ-29, принадлежавших ВВС Германской Демократической Республики, в состав Люфтваффе предоставило Западу доступ к современным российским ракетам "воздух-воздух" (ААМ). На фотографии показан запуск Р-27Р (АА-10 "Alamo") над базой американских ВВС Элджин во Флориде в 2003 году.
Германские Люфтваффе унаследовали МиГ-29 от ВВС ГДР, самолеты часто принимали участие в учениях НАТО в роли самолетов-"агрессоров". На фотографии: специально окрашенный истребитель командира эскадры JG 73 Steinhoff, учения в США, 2003 год. С 2003 года бывшие германские "Fulcrum" безвозмездно передавались Польше. В немецких ВВС их сменили американские машины.
МиГ-29 ВВС Германии
Emphasising the integration of the type into the unified Luftwaffe is this photo showing MiG-29 ‘Fulcrum’ 29+09 lining up for take-off from Bremgarten on 9 April 1991 alongside an AKG51 RF-4E. The ‘Fulcrum’ had made a fuel stop there en route to Decimomannu, Sicily. Note former East German serial 699 still carried on the fin tip.
Польша
Among participants of the Tactical Leadership Programme (TLP) 2013-2 flying course held at Albacete AB in Spain between March 4 and 27, 2013 were three Sily Powietrzne Rzeczypospolitej Polskiej (Polish Air Force) Mikoyan MiG-29A Fulcrum-As. Three aircraft (59, c/n 2960532359; 111, c/n 2960535111; and 114, c/n 2960534114) were deployed for the course by 1 Eskadra Lotnictwa Taktycznego (1 Tactical Air Squadron) from Minsk-Mazowiecki. MiG-29A 59 is seen on the apron at Albacete awaiting its next mission. The aircraft is dedicated to 'ace' Squadron Leader Zdzistaw Henneberg, who fought the Luftwaffe with the Polish, French and Royal Air Force between 1939 and his death in April 1941. His name is carried on the Fulcrum's starboard fin. At the conclusion of TLP 2013-2, a total of 24 pilots from Belgium, France, Italy, Greece, the Netherlands, Poland and the United States received graduation diplomas.
A Polish MiG-29 preparing for the next flight from the highway strip at Kliniska.
В ВВС Польши находятся десять МиГ-29 "Fulcrum А" (9-12) и два двухместных "Fulcrum В", приобретенные еще в 1989 году; позднее они были дополнены десятью МиГами, полученными от Чешской республики, и 22 истребителями из Германии. Самолеты были модернизированы и регулярно участвовали в учениях НАТО.
Under the name Operation ‘Orlik’ the Polish Air Force has now participated six times the Baltic Air Policing Mission, five of these as the lead nation.
Celebrating the first visit to Poland by Dijon/Logvic-based Mirage 2000Bs from the Armee de l’Air's EC.1/2 Cigones, Polish Air Force/1st PLM MiG-29 Fulcrum 115 had the French unit's badge emblazoned across the upper fuselage and in smaller fashion on the fins when the French unit visited 1 PLM's base at Minsk Mazowiecki on September 11, 1994.
Polish Air Force Mikoyan MiG-29A Fulcrum 67 (c/n 2960526367/3814) taxiing at RAF Brize Norton during deployment to the Oxfordshire base for NATO Summit flypast.
The Tbilisi Aircraft Manufacturing R-73 missile, referred to by NATO as the AA-11 Archer, is the air-to-air weapon of choice for the Polish MiG-29s conducting air policing.
МиГ-29
Отсутствие ВВС России огорчало. Впрочем, надо было видеть, с каким интересом посетители взирали на нашу технику, еще эксплуатирующуюся в ряде европейских стран
В июне 1989 года Польша стала вторым (не считая Советского Союза) членом Варшавского договора, имевшим истребители МиГ-29 "Fuclrum". Использовались они, в основном, для противовоздушной обороны. В 2002 году было решено в качестве дружеского жеста передать Польше самолеты МиГ-29, принадлежавшие бывшей ГДР.
МиГ-29А ВВС Польши
На вооружении 1-й эскадрильи 1-го истребительного авиаполка ВВС Польши состоит 19 истребителей МиГ-29 ("9-12"), девять из которых были закуплены в Чехии. На вооружении полка также состоит четыре двухместных МиГ-29УБ, один из которых ранее принадлежал ВВС Чехии.
Военно-воздушные силы Польши, как и ВВС многих других стран бывшего Варшавского договора, считают, что появление в их рядах МиГ-29 ознаменовало качественный скачок. На фотографии изображен бывший чехословацкий 9.12А "FULCRUM-A".
Истребители МиГ-29А ВВС Польши из состава 23-й авиабазы Минск-Мазовецкий.
Polish Air Force MiG-29s, assigned to 1. Eskadra Lotnictwa Taktycznego at Minsk Mazowiecki, flew as dedicated Red air fighters in TLP’s flying course 2013-2.
Разработанный в 1970-е годы самолет МиГ-29 до сих пор состоит на вооружении многих стран мира, включая ВВС России. Постоянно ведется совершенствование истребителя. Вариант МиГ-29ОВТ по своим данным сопоставим с новейшими западными истребителями и Су-27 последних модификаций.
A Polish Air Force MiG-29 showing clearly the two powerful engine intakes.
Истребители МиГ-29А ВВС Польши из состава 23-й авиабазы Минск-Мазовецкий.
Истребитель МиГ-29 ВВС Польши
МиГ-29 ВВС Польши
МиГ-29 ВВС Польши
Опознавательный знак польских ВВС практически не менялся на протяжении целого столетия!
A Polish Air Force MiG-29 in close formation with two Italian Typhoons over northwest Lithuania during a joint training mission, illustrating the co-operation between NATO allies on the Baltic Air Policing mission.
An Italian Air Force Eurofighter Typhoon breaks from formation with another Polish MiG-29
The Bulgarian Fishbeds participated in their last international exercise in October 2015, were they flew air combat missions with Polish Air Force MiG-29s during a joint Bulgarian-Polish training event at Graf-Ignatievo.
A MiG-29 from the 1st TFS in formation with a French Air Force Mirage 2000 from the squadron's sister unit, CG 11/2 ‘Cigogne’. Note the new MiG-29 camouflage scheme, which the aircraft receive after undergoing major overhaul at WZL No 2 aircraft repair plant at Bydgoszcz.
Бывшие союзники по Варшавскому договору получали МиГ-29 модификации "9-12А" и стандартные двухместные МиГ-29УБ. На снимке:учебный самолет из эскадрильи "Warszawa" польских ВВС.
Истребители МиГ-29 - активные участники международных учений, проводимых в Болгарии. В полете истребители МиГ-29 ВВС Болгарии и Польши (сотрудничество Болгарии и Польши в области технической поддержки МиГ-29 ограничились капитальным ремонтом 6 двигателей РД-33)
The current BWS MiG-29 fleet comprises 15 aircraft of which only seven are maintained in airworthy status, including three aircraft allocated for QRA duty.
Болгария
В составе ВВС Болгарии имеются 12 МиГ-29 и три МиГ-29УБ, еще четыре машины находятся в глубоком резерве
Bulgarian Air Force MiG-29s 24 and 33 from 2/3 Iztrebitelna Avio Eskadrila fly in formation with USAF/31st Fighter Wing/510th Fighter Squadron F-16CGs 88-0541 'AV' and 88-0529 'AV' from Aviano Air Base, Italy, during the bilateral Bulgarian-USAF Exercise Viper Javelin. Held at Graf Igantievo Air Base, Bulgaria, between October 24-29, 2005, Viper Javelin involved six Aviano F-16s which flew over 25 sorties practicing intercepts against Bulgarian MiG-21s and MiG-29s, five and six of which, respectively, participated, flying over 50 sorties.
Bulgarian MiG-29s provided simulated threats for participating aircrews to practise threat evasion manoeuvring. This one is over the Thracian plain near the city of Stara Zagora.
В Болгарии размещалась единственная эскадрилья МиГ-29 на авиабазе Граф Игнатьев. Используя свои МиГи в качестве перехватчиков, Болгария решила модернизировать самолеты, чтобы увеличить их срок эксплуатации. Первые из 16 переоборудованных самолетов вернулись в эксплуатацию в ноябре 2007 года.
Совместные учения ВВС США и ВВС Болгарии "Редопи Джевлин"
Бывший главком ВВС, генерал-майор Румен Радев, ныне президент Болгарии
Румыния
Основой румынских сил ПВО были 17 самолетов МиГ-29 "Fulcrum А" и четыре МиГ-29 УБ, размещенные на военной базе в деревне Михаил Когэлничану. Эти самолеты были сняты с вооружения в 2003 году.
Малайзия
Malaysian Air Force `MiG-29N' (1998)
Быстро развивающаяся система ПВО Малайзии представлена 18-ю МиГ-29 (модификаций, известных на Западе как N/NUB), полученными в 1995 году. Ранее они принадлежали 17-й и 19-й эскадрильям, базировавшимся в Куатане; первая была вскоре расформирована.
Совместный полет F-22 ВВС США и МиГ-29 ВВС Малайзии, учения «Cope Taufan 2014»
F-15 и МиГ-29, учения «Cope Taufan 2014»
Куба
Куба была тесно связана с Советским Союзом и часто получала от него помощь, поэтому покупка МиГ-29, самолета с наибольшим потенциалом, была плановой. Было закуплено шесть МиГ-29 и два МиГ-29 УБ, но только три экземпляра остались боевыми.
Индия
Similar views of the F-16 and MiG-29 make an interesting comparison. The most notable similarities are the aerodynamically clean lines, integral cannon (in the port wing root) and LEX (albeit with different profiles). Significant differences, visible in these views, are the F-16's flight refuelling receptacle (on the fuselage spine), wing tip mounted AIM-9 Sidewinders, absence of a windscreen arch on the bubble canopy and the MiG-29's twin-engine and twin-fin configuration, IRST (immediately in front of the cockpit) and complex upper-surface air bleed louvre system.
Индия была одной из первых стран, не входящих в состав Варшавского договора, купившей Миг-29 "Fulcrum". В 1986 году было куплено 42 одноместных и восемь двухместных самолетов, в 1989 году было приобретено еще 20 одноместных самолетов, а в 1996 году еще восемь МиГ-29С и два МиГ-29УБ. Модернизация истребителей была намечена на 2008 год. В ноябре 1999 года Индия и Россия подписали договор о поставке 12 одноместных МиГ-29К и четырех двухместных КУБ. Эти модификации предназначались для боевых действий с авианосцев и береговых баз.
An increasing awareness by the MiG-29 marketeers of commercial factors and the requirements of potential overseas customers, particularly quality, through life costs and in-service support, is making the aircraft an increasingly attractive competitor on the world combat aircraft market. This Indian Air Force MiG-29 is on the strength of 47 Squadron, the Archers.
В 1986 году Индия получила 70 одноместных "Fulcrum". Имевшие заводское обозначение "9-12Б", эти самолеты имели отличные от советских самолетов системы связи и госопознавания и несли службу в 28-й, 47-й и 233-й эскадрильях ВВС Индии. Расписные МиГ-29 ВВС Индии активно используются в тренировочных воздушных боях.
На этом известном снимке запечатлена линейка самолетов фирмы «МиГ», состоящих на вооружении ВВС Индии: МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, МиГ-27 и МиГ-25
МиГ-29 ВВС Индии
Late production MiG-29 operated by No. 28 Squadron, Indian Air Force, at Pune (1999)
МиГ-29 и МиГ-21
США
США покупают российские самолеты. Июнь 1997г. Предприняв беспрецедентный шаг, Соединенные Штаты Америки решили приобрести 21 самолет МиГ-29 "FULCRUM-A", "В" и "С" плюс 500 ракет класса "воздух - воздух" у Молдовы. В данном случае США действовали в рамках программы укрепления национальной безопасности, направленной на то, чтобы остановить утечку оружия в "страны-изгои", где оно могло использоваться против американцев. Самолеты "Fulcrum" были доставлены на базу ВВС Райт-Паттерсон (штат Огайо) и приведены в нерабочее состояние.
Северная Корея
31 января 2012г. Центральное телеграфное агентство КНДР распространило информацию о визите нового лидера страны Ким Чен Ына в авиаполк 1017, оснащенный истребителями МиГ-29, которые сегодня являются самыми современными боевыми самолетами ВВС КНДР. По данным экспертов, общее количество МиГ-29/УБ составляет 35 единиц. Кроме того, в составе северо-корейских ВВС имеется около 160 J-7/ F-7, 110 J-5, 100 J-6, 80 Н-5, 60 МиГ-23, 30 МиГ-21, 30 Су-25 и 20 Су-7
Новый Вождь КНДР товарищ Ким Чен Ын фотографируется с лучшими воинами 56-го ГвИАП (западные авторы именуют это "визитом в часть N 1017 ВВС КНА", но реально это 56-й ГвИАП) во время посещения этого полка 31 января 2012г. Силуэты двух переходящих знамен Трудовой Партии Кореи на борту истребителя МиГ-29 указывают на то, что его экипаж является "Передовиками Движения Трех Революций" - идеологической, технической и культурной, то есть, отличниками боевой и политической подготовки. Камуфляж МиГ-29 ВВС КНА абсолютно нехарактерен для этого типа самолетов и более всего напоминает окраску МиГ-29 ВВС Молдовы начала 1990-х гг.
МиГ-29 56-го ГвИАП ВВС КНА. Съемки телевидения КНДР, 2000-е гг.
МиГ-29 56-го ГвИАП ВВС КНА. Съемки телевидения КНДР, 2000-е гг. На фото слева на заднем плане видны Су-25К 55-го ГвИБАП. По-видимому, оба эти полка базируются на одном аэродроме
Боевая тревога в 56-м ГвИАП, 2010-2012 гг.
Сирия
МиГ-29 - самый современный истребитель ВВС Сирии
Иран
Бангладеш
МиГ-29 ВВС Бангладеш
In 1998, Bangladesh ordered 24 MiG-29s, but due to payment problems only eight were delivered, spending a period of time grounded due to a lack of spare parts. They were put back in service with Indian help.
A Bangladesh Air Force MiG-29 with its chute extended lands at Cox's Bazar Airport in June 2020, shortly after the new ramp was officially opened
Судан
At a press conference in Moscow on November 14, 2008, the Sudanese Defence Minister Abdel Rahim Mohamed Hussein confirmed that the Sikakh al Jawwiya As'Sudaniya (Sudanese Air Force) would receive 12 more Mikoyan MiG-29 Fulcrums. The deal was actually finalised in May 2008 and it is likely that some have already been handed over. A total of ten MiG-29SEs (including this example) and two MiG-29UBs were previously delivered in 2004.
Йемен
Один из МиГ-29 ВВС Йемена, 2012-2013 гг. Считается, что экс-молдавский МиГ мог использоваться в Йемене вплоть до недавнего времени
Эритрея
Eritrea operates an unknown number of Su-27SKs and Su-27UBKs, although six Su-27s were reported to have been seen in mid-2003. The splinter camouflage of this Su-27UBK makes an interesting comparison with that adopted by the Eritrean Air Force for its MiG-29s, one of which is seen parked alongside.
Детали
Шасси МиГ-29 имеет прочную конструкцию и рассчитано на эксплуатацию самолета с грунтовых аэродромов. Колеса шасси снабжены пневматиками большого диаметра с низким давлением. На двухколесной основной опоре установлен грязеотбойный щиток.
Планер имеет так называемую "интегральную" компоновку с несущим фюзеляжем, плавно переходящим в крыло. Нижняя поверхность фюзеляжа между гондолами двигателей выполнена плоской. В хвостовой части фюзеляжа находятся расщепляющийся воздушный тормоз и отсек тормозного парашюта.
МиГ-29 первого поколения имели по шесть подкрыльевых пилонов. На внешние пилоны БДЗ-УМК2Б (по два под каждой консолью) могли крепиться авиационные пусковые устройства АПУ-470, АПУ-73-1Д и АПУ-68-85Э для ракет "воздух-воздух", бомб и блоков НАР.
Верхняя поверхность фюзеляжа одноместного МиГ-29 ВВС Словакии. На фотографии хорошо видны закрытые верхние входы воздухозаборника двигателя и жалюзи отвода пороховых газов пушки ГШ-301.
Перед козырьком фонаря кабины установлены оптолокационная система С-31Э2 КОЛС и лазерный дальномер. КОЛС входит с комплекс ОЭПС-29, в которую также включен нашлемный прицел летчика. Ниже КОЛС смонтирован ПВД.
The Klimov RD-33 powers all known versions of the MiG-29 Fulcrum. A development, designated RD-33/191 adopted by the Luftwaffe has an improved hot end which has increased the time between overhauls by 50%.
MIG-29s under construction by MAPO (1999)