Су-27 и Су-27УБ
Су-27, несомненно, является гордостью авиакосмической промышленности России. Помимо базового тяжелого истребителя на его основе были созданы многочисленные варианты, включая палубный истребитель, двухместный многоцелевой истребитель, двухместный дальний истребитель и усовершенствованный одноместный истребитель.
Работы над проектом Т-10 начались в 1969 году, когда ОКБ П. О. Сухого (ОКБ-1, ММЗ "Кулон") приступило к созданию нового перехватчика. Требовался маневренный истребитель с большой дальностью полета, мощным вооружением с современным БРЭО, который мог бы бороться как с ударными самолетами НАТО на всех высотах, так и с истребителями типа новейших F-15.
При содействии специалистов по аэродинамике из ЦАГИ была выбрана конфигурация, внешне близкая к истребителю МиГ-29. Т-10 получил крыло с высокой несущей способностью с развитыми корневыми наплывами оживальной формы. Для повышения маневренности самолет был выполнен статически неустойчивым, что потребовало использования электродистанционной системы управления (ЭДСУ), как минимум, в канале тангажа.
Первый прототип Т-10, оснащенный парой ТРДФ АЛ-21Ф-В, совершил первый полет 20 мая 1977 года, пилотируемый летчиком-испытателем Владимиром Ильюшиным. В НАТО самолет получил временное обозначение "Ram-J", впоследствии замененное на "Flanker-A".
За первыми четырьмя прототипами (Т-10-1/-4) последовали еще пять (Т-10-5, -6, -9, -10 и -11); последний был построен в Комсомольске-на-Амуре. Начиная с Т-10-3, самолет оснащался ТРДДФ АЛ-31Ф. На первом этапе испытаний были выявлены серьезные проблемы. Второй прототип был потерян в катастрофе, а масса самолета постоянно росла.
<...>
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 12
Т-10-1. Это первый прототип самолета Т-10 ОКБ им. П.О. Сухого в том виде, в каком он появился на конечной стадии разработки. Он имел ряд отличий от последующих серийных Су-27, получивших в странах НАТО название "Flanker".
-
Мировая Авиация 13
Т-10-1 с макетами ракет "воздух-воздух" Р-60 ближнего боя на пилонах под крылом и макетами ракет Р-27 средней дальности на пилонах под фюзеляжем между гондолами двигателей. Передние створки ниш основных опор шасси использовались в качестве воздушных тормозов.
-
Мировая Авиация 12
Первый Т-10 сохранился до наших дней в виде экспоната знаменитой коллекции авиамузея в Монино. Видны противофлаттерные грузы в килях и передней кромке крыла.
-
Авиация и Космонавтика 2014-03 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (17)
Т10-1 на испытаниях в ЛИИ. Самолет оборудован дополнительными балансировочными грузами и макетами ракет.
-
Air International 2017-04 / P.Butowski - Flanker /Military/
The first T-10 prototype T10-1 was first flown on May 20, 1977, by Sukhoi’s chief test pilot Vladimir Ilyushin.
-
Авиация и Космонавтика 2014-02 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (16)
Т10-1 в ЛИИ.
Можно сколько угодно рассказывать о том, как уродливо выглядел поначалу суховский Т-10 (на фото), но факт остаётся фактом, даже до переделки он по всем характеристикам превосходил микояновский 9-12, который пошёл в серийное производство, чего нельзя сказать о последнем ни применительно к официальным ТТЗ на ПФИ, ни к подготовленным позже ТТЗ на ЛФИ... -
Мировая Авиация 13
На крыле и килях первого опытного Т-10 были смонтированы противофлаттерные грузы. Самолет внешне сильно отличается от привычного всем облика серийного истребителя Су-27.
-
Авиация и Космонавтика 2014-03 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (17)
Т10-1 после первого полета
-
Авиация и Космонавтика 2014-03 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (17)
В.С.Ильюшин перед первым полетом на Т10-1 и после приземления
-
Мировая Авиация 166
На Т10-3 Виктор Пугачев проводил испытания на определение перегрузок при торможении самолета аэрофинишером. На Т10-3 его коллега Николай Садовников 28 августа 1982 года впервые выполнил взлет с макета ТАКР.
-
Авиация и Космонавтика 2008-10 / А.Фомин - Крылья над палубой (2)
Отработка укороченного взлета с трамплина Т-1 на комплексе "Нитка" третьего опытного самолета Су-27 летом 1982г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (19)
Т10-3 на трамплинном комплексе
-
Авиация и Космонавтика 2014-07 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (20)
Опытный самолет Т10-5 с подвеской УР К-27ЭТ и К-73
-
Авиация и Космонавтика 2014-07 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (20)
Самолет Т10-5 с подвеской УР К-27ЭТ и К-73
-
Авиация и Космонавтика 2014-07 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (20)
Самолет Т10-5, январь 1983 г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-07 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (20)
Самолеты Т10-10 и Т10-11 в ряду опытных самолетов типа Т-10С на этапе «Б» ГСИ
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-27 - Россия - 1981
-
Авиация и Космонавтика 2014-07 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (20)
Т10-10 в авиационном музее Луганска
-
Авиация и Космонавтика 2014-01 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (15)
Подвеска К-73 в исходном варианте компоновки на Т10-1
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (12)
Сборка самолета Т10-1. Январь 1977 г. Противофлаттерные балансиры еще не предусмотрены
-
Авиация и Космонавтика 2014-02 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (16)
Т10-1 на сборке в цехе 15. Январь 1977г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-02 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (16)
Самолет Т10-3 на сборке в цехе 15. На самолете заметен развал килей. Обратите внимание на противофлаттерные балансиры, установленные по рекомендации ЦАГИ на законцовках крыла, на килях и цельноповоротных консолях горизонтального оперения. Конец 1978 - начало 1979 г. Слева - фюзеляж Т10-4
-
Авиация и Космонавтика 2014-07 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (20)
Самолет типа T10-5 в сборочном цехе ДМЗ
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (12)
Установка противофлаттерных балансиров на крыле и ЦПГО
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (12)
Титановые панели хвостовой части фюзеляжа
-
Авиация и Время 2003-03 / В.Калабанов, С.Мороз, И.Приходченко - Догнать и перегнать!
Опытный самолет Т10-1 в сборочном цехе
-
Авиация и Время 2003-03 / В.Калабанов, С.Мороз, И.Приходченко - Догнать и перегнать!
Т10-1 во время заводских испытаний
-
Авиация и Время 1998-05 / В.Глазков - Семейство Су-27: давайте разберемся /Авиасалон/
Опытный самолет Т-10-1 и его крыло
-
Мир Авиации 1999-01 / О.Самойлович - Лучший в мире истребитель /Страницы истории/
Первый опытный самолет Т10-1.
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (19)
Опытный самолет Т10-3 с двигателями АЛ-31Ф на летных испытаниях
-
Мировая Авиация 12
Этот самолет, продемонстрированный по советскому телевидению, был первым Су-27, увиденным на Западе. Показав посадку и взлет Т-10-1, фильм продемонстрировал очевидное сходство самолета с американскими истребителями того поколения.
-
Авиация и Космонавтика 2008-10 / А.Фомин - Крылья над палубой (2)
Отработка укороченного взлета с трамплина Т-1 на комплексе "Нитка" третьего опытного самолета Су-27 летом 1982г.
-
Мировая Авиация 12
Т-10 отличался скругленной формой законцовок крыла. Крыло серийного самолета было изменено - на законцовках появились узлы подвески ракет, также игравшие роль противофлаттерных грузов.
Reportedly now equipping three air defence regiments, the Sukhoi Su-27 Flanker illustrated by this new photograph is believed to be a pre-series aircraft as it shows the original vertical tail position and wingtips. -
Авиация и Космонавтика 2014-03 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (17)
Первый полет Т10-1. Съемка с самолета сопровождения
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (19)
Испытания Т10-3 на аэрофинишере С-1
-
Авиация и Космонавтика 2008-10 / А.Фомин - Крылья над палубой (2)
Отработка торможения аэрофинишером самолета Т10-3 на комплексе "Нитка", 1983г.
-
Авиация и Космонавтика 2008-10 / А.Фомин - Крылья над палубой (2)
Испытания по торможению Т10-3 с помощью аварийного барьера "Надежда"
-
Авиация и Время 2003-03 / В.Калабанов, С.Мороз, И.Приходченко - Догнать и перегнать!
Т10-5 использовался для отработки вооружения Су-27
-
Авиация и Космонавтика 2014-07 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (20)
Т10-5 после испытаний в г. Калинине (ныне – г. Тверь)
-
Авиация и Время 2003-03 / В.Калабанов, С.Мороз, И.Приходченко - Догнать и перегнать!
Т10-10 долго использовался как учебное пособие в КИВВС
-
Авиация и Время 2001-04 / С.Сонько - Авиационный музей в Луганске
Авиационный музей в Луганске
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-24 - Россия - 1970
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (12)
Статические испытания носовой части фюзеляжа
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (12)
Элерон из композиционных материалов
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (12)
Панель воздухозаборника из композиционных материалов
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (19)
Приборная доска самолета Т10-3
-
Авиация и Космонавтика 2014-06 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (19)
Левый борт кабины самолета Т10-3
-
Авиация и Космонавтика 2013-01 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (3)
Модель первого варианта Т-10, 1970 год
-
Мир Авиации 1999-01 / О.Самойлович - Лучший в мире истребитель /Страницы истории/
Модель Т10 в самом первом компоновочном варианте.
-
Авиация и Космонавтика 2013-09 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (11)
Продувочные модели 13Т10-1,13Т10-3 и 13Т10-2
-
Мир Авиации 1999-01 / О.Самойлович - Лучший в мире истребитель /Страницы истории/
Продувочные модели классической (вверху) и интегральной (внизу) схем, представленных в аванпроекте самолета Су-27.
-
Авиация и Время 2003-03 / В.Калабанов, С.Мороз, И.Приходченко - Догнать и перегнать!
Модели "самолета изменяемой компоновки"
-
Авиация и Космонавтика 2013-09 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (11)
Штопорная модель ШТ-10-1 в аэродинамической трубе Т-105 ЦАГИ
-
Авиация и Космонавтика 2013-09 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (11)
Исследования спектра обтекания модели Су-27 в АДТ Т-203 Сиб.НИА
-
Авиация и Космонавтика 2013-09 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (11)
Модель МТ10-1 на испытаниях в АДТТ-1 МАИ
-
Авиация и Космонавтика 2013-09 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (11)
Подвеска СЛМТ-10 на ЛЛ Ту-16 № 10
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-16 - Россия - 1952
-
Авиация и Космонавтика 2013-09 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (11)
Пуск СЛМТ-10 с наземной ПУ
-
Авиация и Время 2003-03 / В.Калабанов, С.Мороз, И.Приходченко - Догнать и перегнать!
СЛМТ-10 - динамически подобная модель Т-10
-
Авиация и Космонавтика 2014-01 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (15)
Стенд полунатурного моделирования КПМ-2700
-
Авиация и Космонавтика 2014-01 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (15)
Стенд воздушного боя КПМ-2300 в НИИАС
-
Авиация и Космонавтика 2014-05 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (18)
Полноразмерный деревянный макет Су-27, 1976 г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-05 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (18)
Доработанный макет Су-27, предъявленный комиссии ВВС в 1977г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-02 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (4)
Рисунок Су-27 (Т10-1), представленный на НТС МАП в 1971 году
-
Авиация и Космонавтика 2013-02 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (4)
Иллюстрация по Т10-2 из аванпроекта
-
Авиация и Космонавтика 2013-01 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (3)
Компоновочная схема Т-10/1, май 1971 года (2-я редакция)
-
Авиация и Космонавтика 2013-01 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (3)
Компоновочная схема Т10/2, сентябрь 1971 года (3-я редакция)
-
Авиация и Космонавтика 2013-03 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (5)
Компоновочная схема и график площадей Т10/3, август 1972 года (2-я редакция)
-
Авиация и Космонавтика 2013-05 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (7)
Компоновочная схема Т10/5, март 1973 года
-
Авиация и Космонавтика 2013-04 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (6)
Компоновочная схема Т10/6. Январь 1974 года (1-я редакция)
-
Авиация и Космонавтика 2013-04 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (6)
Сравнительная схема топливных емкостей двух вариантов компоновки Т10/6
-
Авиация и Космонавтика 2013-05 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (7)
Компоновочная схема Т10/7, август 1973 года (1-я редакция)
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (8)
Компоновочная схема Т10/11
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (14)
Схемы каналов поперечного и путевого управления
-
Авиация и Космонавтика 2013-01 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (3)
Общий вид первого варианта Т-10 (1-я редакция), 1970 год
-
Авиация и Космонавтика 2013-01 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (3)
Общий вид Т-10/1, май 1971 года (2-я редакция)
-
Авиация и Космонавтика 2013-01 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (3)
Общий вид с элементами компоновки Т10/2 для разработки аванпроекта, май 1971 года (2-я редакция)
-
Авиация и Космонавтика 2013-01 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (3)
Общий вид Т10/2, сентябрь 1971 года (3-я редакция)
-
Авиация и Космонавтика 2013-01 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (3)
Структура формообразования интегральной несущей поверхности Т-10
-
Авиация и Космонавтика 2013-02 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (4)
Два варианта компоновки самолета, представленные в аванпроекте Су-27, 1972 год
-
Мир Авиации 1999-01 / О.Самойлович - Лучший в мире истребитель /Страницы истории/
Общие виды классической (вверху) и интегральной (внизу) схем, представленных в аванпроекте самолета Су-27.
-
Авиация и Космонавтика 2013-02 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (4)
Характер графиков площадей поперечных сечений для обоих вариантов
-
Авиация и Космонавтика 2013-03 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (5)
Общий вид Т10/3, декабрь 1971 года (1-я редакция)
-
Авиация и Космонавтика 2013-03 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (5)
Общий вид Т10/3, август 1972 года (2-я редакция)
-
Авиация и Космонавтика 2013-05 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (7)
Т10/4 в варианте корабельного базирования. Общий вид, совмещенный с компоновкой, июнь 1972 года
-
Авиация и Космонавтика 2013-05 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (7)
Общий вид Т10/5, март 1973 года
-
Авиация и Космонавтика 2013-04 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (6)
"Пакетный" вариант, общий вид Т10-6 (1-я редакция)
-
Авиация и Космонавтика 2013-04 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (6)
Общий вд Т10/6 (2-я редакция)
-
Авиация и Космонавтика 2013-05 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (7)
Общий вид Т10/7, август 1973 года (1-я редакция)
-
Авиация и Космонавтика 2013-05 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (7)
Общий вид Т10/7, февраль 1974 года (2-я редакция)
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (8)
Компоновка Т10/10 (июнь-июль 1974г.)
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (8)
Компоновка Т10/11, сентябрь 1974г.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (8)
Общий вид Т10/12, ноябрь 1974 года
-
Авиация и Космонавтика 2013-02 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (4)
Совмещенные плановые проекции истребителя F-15 ВВС США и вариантов самолетов, участвовавших в конкурсе по ПФИ
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F-15A/C Eagle - США - 1972МиГ МиГ-29 - Россия - 1977Яковлев Як-41 / Як-141 - Россия - 1989
-
Мировая Авиация 232
Т10-1. Первый полет в конфигурации прототипа
-
Авиация и Космонавтика 2008-09 / А.Фомин - Крылья над палубой (1)
Аванпроект палубного истребителя Су-27К
Тип фотографий
- Все фото (116)
- Боковые проекции (1)
- Цветные фото (33)
- Ч/б фото (19)
- Кабина (4)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (59)