RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Россия

Год : 1989

Многоцелевой истребитель ВВП

Як-141

   Создание нового истребителя вертикального взлета и посадки, предназначенного для базирования на авианесущих кораблях проектов 11 433 («Новороссийск»), 11 434 («Баку»), 11 435 («Тбилиси»), а также ТАКР проекта 1143 («Киев» и «Минск») после их модернизации, было начато в 1975 году. Сфотографированному в Жуковском западным спутником-разведчиком в середине 1980-х годов самолету (еще не поднявшемуся в воздух) было присвоено временное обозначение «Ram-T», которое в 1988 году изменили на «Freestyle».
   Силовая установка машины включала ТРДДФ Р-79В-300, сопло которого могло поворачиваться на угол до 95° (для обеспечения торможения или движения «задним ходом» на режиме висения), и два подъемных двигателя РД-41, установленные под углом 15° к вертикали. При переходе к горизонтальному полету их сопла могли поворачиваться назад на угол до 24°, а при торможении - на 2° вперед.
   При взлете с коротким разбегом сопло основного двигателя отклонялось на угол 65° при одновременном увеличении тяги подъемных ТРД. Поскольку при таком взлете использовался форсаж, поверхность ВПП могла получить повреждения. Поэтому при взлете с берегового аэродрома поверх бетона требовалось укладывать стальные плиты.
   Самолет был оснащен трехканальной цифровой системой дистанционного управления и резервной механической системой. Серийные машины предполагалось оснастить РЛС, оптико-локационной станцией, нашлемным прицелом и другим оборудованием, использующимся на истребителях МиГ-29 и Су-27.
   Четыре пилона располагались под крылом и один - под фюзеляжем. Предусматривалась возможность подвески 2000-литрового конформного ПТБ. По левому борту размещалась 30-мм пушка ГШ-30-1 с боезапасом 120 снарядов.
   Первый из двух летных прототипов (еще два использовались для статиспытаний) совершил первый полет в марте 1987 года под обозначением Як-141. Первый полет на режиме висения был выполнен в декабре 1989 года, а вертикальная посадка на палубу ТАКР «Адмирал Горшков» - в сентябре 1991 года. Летные испытания успешно продолжались до октября, когда второй прототип получил серьезные повреждения при посадке. Вскоре прекратилось финансирование программы российским ВМФ.
   ОКБ А.С. Яковлева пыталось продолжить разработку самолета за счет собственных средств, предполагая найти партнеров среди зарубежных заказчиков. Недолгое время ОКБ сотрудничало с фирмой «Lockheed» в рамках программы разработки самолета X-35 JSF, в той ее части, которая касалась разработки варианта СВВП.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Як-141

   Тип: многоцелевой истребитель ВВП
   Силовая установка: один подъемно-маршевый ТРДДФ Р-79В-300 тягой 107,67 кН без и 152,00 кН на форсаже и два подъемных ТРД РД-41 тягой по 41,78 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 1800 км/ч; начальная скороподъемность 15 000 м/мин; потолок 15 500 м; дальность полета с ПТБ - 2100 км
   Масса: пустого 11650 кг; максимальная взлетная (при разбеге 120 м) - 19500 кг
   Размеры: размах крыла 10,10 м; длина 18,36 м; высота 5,00 м; площадь крыла 31,7 м2
   Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-301 (120 патронов); до 2600 кг боевой нагрузки на четырех пилонах под крылом и одним под фюзеляжем, включая ракеты «воздух-воздух» Р-73, Р-77 или Р-27

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии