Яковлев Як-41 / Як-141
Страна: Россия
Год: 1989


Многоцелевой истребитель ВВП
Описание
Фотографии
Як-141

   Создание нового истребителя вертикального взлета и посадки, предназначенного для базирования на авианесущих кораблях проектов 11 433 («Новороссийск»), 11 434 («Баку»), 11 435 («Тбилиси»), а также ТАКР проекта 1143 («Киев» и «Минск») после их модернизации, было начато в 1975 году. Сфотографированному в Жуковском западным спутником-разведчиком в середине 1980-х годов самолету (еще не поднявшемуся в воздух) было присвоено временное обозначение «Ram-T», которое в 1988 году изменили на «Freestyle».
   Силовая установка машины включала ТРДДФ Р-79В-300, сопло которого могло поворачиваться на угол до 95° (для обеспечения торможения или движения «задним ходом» на режиме висения), и два подъемных двигателя РД-41, установленные под углом 15° к вертикали. При переходе к горизонтальному полету их сопла могли поворачиваться назад на угол до 24°, а при торможении - на 2° вперед.
   При взлете с коротким разбегом сопло основного двигателя отклонялось на угол 65° при одновременном увеличении тяги подъемных ТРД. Поскольку при таком взлете использовался форсаж, поверхность ВПП могла получить повреждения. Поэтому при взлете с берегового аэродрома поверх бетона требовалось укладывать стальные плиты.
   Самолет был оснащен трехканальной цифровой системой дистанционного управления и резервной механической системой. Серийные машины предполагалось оснастить РЛС, оптико-локационной станцией, нашлемным прицелом и другим оборудованием, использующимся на истребителях МиГ-29 и Су-27.
   Четыре пилона располагались под крылом и один - под фюзеляжем. Предусматривалась возможность подвески 2000-литрового конформного ПТБ. По левому борту размещалась 30-мм пушка ГШ-30-1 с боезапасом 120 снарядов.
   Первый из двух летных прототипов (еще два использовались для статиспытаний) совершил первый полет в марте 1987 года под обозначением Як-141. Первый полет на режиме висения был выполнен в декабре 1989 года, а вертикальная посадка на палубу ТАКР «Адмирал Горшков» - в сентябре 1991 года. Летные испытания успешно продолжались до октября, когда второй прототип получил серьезные повреждения при посадке. Вскоре прекратилось финансирование программы российским ВМФ.
   ОКБ А.С. Яковлева пыталось продолжить разработку самолета за счет собственных средств, предполагая найти партнеров среди зарубежных заказчиков. Недолгое время ОКБ сотрудничало с фирмой «Lockheed» в рамках программы разработки самолета X-35 JSF, в той ее части, которая касалась разработки варианта СВВП.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Як-141

   Тип: многоцелевой истребитель ВВП
   Силовая установка: один подъемно-маршевый ТРДДФ Р-79В-300 тягой 107,67 кН без и 152,00 кН на форсаже и два подъемных ТРД РД-41 тягой по 41,78 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 1800 км/ч; начальная скороподъемность 15 000 м/мин; потолок 15 500 м; дальность полета с ПТБ - 2100 км
   Масса: пустого 11650 кг; максимальная взлетная (при разбеге 120 м) - 19500 кг
   Размеры: размах крыла 10,10 м; длина 18,36 м; высота 5,00 м; площадь крыла 31,7 м2
   Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-301 (120 патронов); до 2600 кг боевой нагрузки на четырех пилонах под крылом и одним под фюзеляжем, включая ракеты «воздух-воздух» Р-73, Р-77 или Р-27
Первый летный экземпляр самолета Як-41М.
Второй летный экземпляр Як-141 во время испытаний
Второй летный экземпляр самолета Як-41М.
Як-141 с подвешенным вооружением. На снимке запечатлен второй лётный образец, изделие 48-3 (бортовой номер «77»). Испытания машины начались 27 марта 1989 г.
Андрей Александрович СИНИЦЫН
Демонстрация Як-141 на авиасалоне Фарнборо в 1992 г.
Як-141 в "презентационной" окраске, подготовленный для участия в авиашоу.
Of all the aircraft shown by Russia at this year's Farnborough air show, the most technically advanced was Yakovlev's venture into supersonic V/STOL, the Yak-141 'Freestyle'. The Bureau made no secret of the fact that this surviving prototype was displayed to engender some interest in the project and that unless support was forthcoming from a prospective user, development will he halted and the design cancelled. The aircraft is shown hovering with flaps and slats extended.
Як-141 присущи многие черты современного сверхзвукового истребителя, в том числе и возможность укороченного/вертикального взлета и посадки. Предполагалось, что самолет сможет не только обеспечивать ПВО кораблей, но и решать ударные задачи.
В компоновочной схеме американского СВВП F-35B прослеживаются характерные черты Як-141
Демонстрация Як-141 на авиасалоне Фарнборо в 1992 г.
На этом снимке видны сопла всех трех двигателей самолета при его вертикальном взлете
Самолет переходит в горизонтальный полет. Заметно отклонение сопла подъемно-маршевого двигателя
Underside of the sole surviving Yak-141 'Freestyle' prototype during its only flying display, on the Thursday of the Show, although a pre-show validation flight had also been undertaken. Apparent between the tail booms in this view is the huge downward deflected exhaust nozzle of the R-79 turbofan.
The aircraft is shown landing with flaps and slats extended.
Only one public display was performed by the Yak-141 at this year's Farnborough and during its hover and transition stages it remained much higher that the altitude more usually associated with the only other pure V/STOL aircraft, the Harrier.
Март 1989г.: первый полет прототипа сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки Як-141; полет выполнил летчик-испытатель Андрей Синицын.
Як-141 в экспозиции Центрального музея ВВС в Монино
A view of the aerodynamic and recirculation strakes just forward of the main undercarriage leg. Also visible is the semi-buried 30mm cannon offset to port.
The main undercarriage doors form part of the lower strake which has additional transverse surfaces extending when the main engine nozzle deflects to act as extra recirculation dams.
Main engine nozzle with an avionics pod (left) and a brake parachute housing.
The heavily-forged main gear legs which were designed with carrier landings in mind. The tyre shows the usual wear seen on many Russian aircraft.
Underwing pylons were fitted to the display aircraft and pictures have shown them carrying missiles although weapons trials have not proceeded very far.
Первая машина (изделие 48-1), предназначенная для наземных испытаний силовой установки и бортовых систем рядом с СВВП Як-38
Як-41 (изделие 48-1) на испытательном стенде
Як-41М на испытательном стенде.
Як-141 на стенде сил и моментов.
Вертикальный взлет Як-41М с палубы "Баку".
Самолет Як-141 готовится к взлету со сверхкоротким разбегом. Видны выпущенные из палубы задерживатели, в которые самолет упирается колесами основных стоек шасси. На снимке запечатлен второй Як-41 (изделие 48-2, первый лётный образец). Он был собран в декабре 1985 г. и получил бортовой номер «75».
Взлет Як-141 с палубы ТАКР "Адмирал Горшков".
Як-41М в полете - памятная фотография участнику испытаний.
Второй лётный образец, изделие 48-3 на палубе ТАКР «Адмирал Горшков». Обратите внимание на складываемые консоли крыла
Второй лётный образец, изделие 48-3 на палубе ТАКР «Адмирал Горшков».
Шеф-пилот ОКБ А.А.Синицын после очередного испытательного полета на Як-41М.
Як-141
Yak-141 instrument panel. On the top left of the coaming is a combined angle of attack/g meter, the centre dial below the top black panel indicates the main nozzle position and below that is an abbreviated weapons control panel.
Кадр видеозаписи пожара Як-41М на палубе ТАКР "Баку".
Як-141 во время аварии на палубе ТАКР «Адмирал Горшков», 5 октября 1991 г.
Сгоревший самолет после аварии.
Як-141 после пожара на аэродроме ВВС Северного флота
Макеты раннего проектного варианта истребителя Як-41 на летной палубе модели ТАКР проекта 11434, изготовленной в Невском ПКБ.
Макеты различных компоновочных вариантов самолета Як-41, исследовавшиеся на стадии проектных работ.
Модель одного из вариантов сверхзвукового СВВП Як-41
Макет перспективного СВВП Як-45.
Вариант группового взлета самолетов Як-41М с ТАКР "Баку".
Совмещенные плановые проекции истребителя F-15 ВВС США и вариантов самолетов, участвовавших в конкурсе по ПФИ
Як-141
Схемы проектных вариантов самолета Як-141М.
General arrangement drawing of the Yak-141.
Проекции Як-141 из справочника Jane's 1991