
Як-141
Создание нового истребителя вертикального взлета и посадки, предназначенного для базирования на авианесущих кораблях проектов 11 433 («Новороссийск»), 11 434 («Баку»), 11 435 («Тбилиси»), а также ТАКР проекта 1143 («Киев» и «Минск») после их модернизации, было начато в 1975 году. Сфотографированному в Жуковском западным спутником-разведчиком в середине 1980-х годов самолету (еще не поднявшемуся в воздух) было присвоено временное обозначение «Ram-T», которое в 1988 году изменили на «Freestyle».
Силовая установка машины включала ТРДДФ Р-79В-300, сопло которого могло поворачиваться на угол до 95° (для обеспечения торможения или движения «задним ходом» на режиме висения), и два подъемных двигателя РД-41, установленные под углом 15° к вертикали. При переходе к горизонтальному полету их сопла могли поворачиваться назад на угол до 24°, а при торможении - на 2° вперед.
При взлете с коротким разбегом сопло основного двигателя отклонялось на угол 65° при одновременном увеличении тяги подъемных ТРД. Поскольку при таком взлете использовался форсаж, поверхность ВПП могла получить повреждения. Поэтому при взлете с берегового аэродрома поверх бетона требовалось укладывать стальные плиты.
Самолет был оснащен трехканальной цифровой системой дистанционного управления и резервной механической системой. Серийные машины предполагалось оснастить РЛС, оптико-локационной станцией, нашлемным прицелом и другим оборудованием, использующимся на истребителях МиГ-29 и Су-27.
Четыре пилона располагались под крылом и один - под фюзеляжем. Предусматривалась возможность подвески 2000-литрового конформного ПТБ. По левому борту размещалась 30-мм пушка ГШ-30-1 с боезапасом 120 снарядов.
Первый из двух летных прототипов (еще два использовались для статиспытаний) совершил первый полет в марте 1987 года под обозначением Як-141. Первый полет на режиме висения был выполнен в декабре 1989 года, а вертикальная посадка на палубу ТАКР «Адмирал Горшков» - в сентябре 1991 года. Летные испытания успешно продолжались до октября, когда второй прототип получил серьезные повреждения при посадке. Вскоре прекратилось финансирование программы российским ВМФ.
ОКБ А.С. Яковлева пыталось продолжить разработку самолета за счет собственных средств, предполагая найти партнеров среди зарубежных заказчиков. Недолгое время ОКБ сотрудничало с фирмой «Lockheed» в рамках программы разработки самолета X-35 JSF, в той ее части, которая касалась разработки варианта СВВП.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Як-141
Тип: многоцелевой истребитель ВВП
Силовая установка: один подъемно-маршевый ТРДДФ Р-79В-300 тягой 107,67 кН без и 152,00 кН на форсаже и два подъемных ТРД РД-41 тягой по 41,78 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 1800 км/ч; начальная скороподъемность 15 000 м/мин; потолок 15 500 м; дальность полета с ПТБ - 2100 км
Масса: пустого 11650 кг; максимальная взлетная (при разбеге 120 м) - 19500 кг
Размеры: размах крыла 10,10 м; длина 18,36 м; высота 5,00 м; площадь крыла 31,7 м2
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-301 (120 патронов); до 2600 кг боевой нагрузки на четырех пилонах под крылом и одним под фюзеляжем, включая ракеты «воздух-воздух» Р-73, Р-77 или Р-27
- Описание
Фотографии
-
АвиаМастер 2003-07 / В.Колногоров - Последний самолет Советского Союза /Монография/
Первый летный экземпляр самолета Як-41М.
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
Второй летный экземпляр Як-141 во время испытаний
-
АвиаМастер 2003-07 / В.Колногоров - Последний самолет Советского Союза /Монография/
Второй летный экземпляр самолета Як-41М.
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
Як-141 с подвешенным вооружением. На снимке запечатлен второй лётный образец, изделие 48-3 (бортовой номер «77»). Испытания машины начались 27 марта 1989 г.
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
Андрей Александрович СИНИЦЫН
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
Демонстрация Як-141 на авиасалоне Фарнборо в 1992 г.
-
АвиаМастер 2003-07 / В.Колногоров - Последний самолет Советского Союза /Монография/
Як-141 в "презентационной" окраске, подготовленный для участия в авиашоу.
-
Air International 1992-12 / J.Fricker - YAK-141
Of all the aircraft shown by Russia at this year's Farnborough air show, the most technically advanced was Yakovlev's venture into supersonic V/STOL, the Yak-141 'Freestyle'. The Bureau made no secret of the fact that this surviving prototype was displayed to engender some interest in the project and that unless support was forthcoming from a prospective user, development will he halted and the design cancelled. The aircraft is shown hovering with flaps and slats extended.
-
Мировая Авиация 252
Як-141 присущи многие черты современного сверхзвукового истребителя, в том числе и возможность укороченного/вертикального взлета и посадки. Предполагалось, что самолет сможет не только обеспечивать ПВО кораблей, но и решать ударные задачи.
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
В компоновочной схеме американского СВВП F-35B прослеживаются характерные черты Як-141
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
Демонстрация Як-141 на авиасалоне Фарнборо в 1992 г.
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
На этом снимке видны сопла всех трех двигателей самолета при его вертикальном взлете
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
Самолет переходит в горизонтальный полет. Заметно отклонение сопла подъемно-маршевого двигателя
-
Air International 1992-10 / Farnborough 92 Report
Underside of the sole surviving Yak-141 'Freestyle' prototype during its only flying display, on the Thursday of the Show, although a pre-show validation flight had also been undertaken. Apparent between the tail booms in this view is the huge downward deflected exhaust nozzle of the R-79 turbofan.
-
Air International 1992-12 / J.Fricker - YAK-141
The aircraft is shown landing with flaps and slats extended.
-
Air International 1992-12 / J.Fricker - YAK-141
Only one public display was performed by the Yak-141 at this year's Farnborough and during its hover and transition stages it remained much higher that the altitude more usually associated with the only other pure V/STOL aircraft, the Harrier.
-
Мировая Авиация 13
Март 1989г.: первый полет прототипа сверхзвукового самолета вертикального взлета и посадки Як-141; полет выполнил летчик-испытатель Андрей Синицын.
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
Як-141 в экспозиции Центрального музея ВВС в Монино
-
Air International 1992-12 / J.Fricker - YAK-141
A view of the aerodynamic and recirculation strakes just forward of the main undercarriage leg. Also visible is the semi-buried 30mm cannon offset to port.
-
Air International 1992-12 / J.Fricker - YAK-141
The main undercarriage doors form part of the lower strake which has additional transverse surfaces extending when the main engine nozzle deflects to act as extra recirculation dams.
-
Air International 1992-12 / J.Fricker - YAK-141
Main engine nozzle with an avionics pod (left) and a brake parachute housing.
-
Air International 1992-12 / J.Fricker - YAK-141
The heavily-forged main gear legs which were designed with carrier landings in mind. The tyre shows the usual wear seen on many Russian aircraft.
-
Air International 1992-12 / J.Fricker - YAK-141
Underwing pylons were fitted to the display aircraft and pictures have shown them carrying missiles although weapons trials have not proceeded very far.
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
Первая машина (изделие 48-1), предназначенная для наземных испытаний силовой установки и бортовых систем рядом с СВВП Як-38
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-38 - Россия - 1970
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
Як-41 (изделие 48-1) на испытательном стенде
-
АвиаМастер 2003-07 / В.Колногоров - Последний самолет Советского Союза /Монография/
Як-41М на испытательном стенде.
-
Мир Авиации 1994-00 / Ю.Лунев - Вертикалка
Як-141 на стенде сил и моментов.
-
АвиаМастер 2003-07 / В.Колногоров - Последний самолет Советского Союза /Монография/
Вертикальный взлет Як-41М с палубы "Баку".
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
Самолет Як-141 готовится к взлету со сверхкоротким разбегом. Видны выпущенные из палубы задерживатели, в которые самолет упирается колесами основных стоек шасси. На снимке запечатлен второй Як-41 (изделие 48-2, первый лётный образец). Он был собран в декабре 1985 г. и получил бортовой номер «75».
-
Мир Авиации 1994-00 / Ю.Лунев - Вертикалка
Взлет Як-141 с палубы ТАКР "Адмирал Горшков".
-
АвиаМастер 2003-07 / В.Колногоров - Последний самолет Советского Союза /Монография/
Як-41М в полете - памятная фотография участнику испытаний.
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
Второй лётный образец, изделие 48-3 на палубе ТАКР «Адмирал Горшков». Обратите внимание на складываемые консоли крыла
-
Мир Авиации 1994-00 / А.Морин - Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота
Второй лётный образец, изделие 48-3 на палубе ТАКР «Адмирал Горшков».
-
Мир Авиации 1994-00 / Ю.Лунев - Вертикалка
Шеф-пилот ОКБ А.А.Синицын после очередного испытательного полета на Як-41М.
-
Air International 1992-12 / J.Fricker - YAK-141
Yak-141 instrument panel. On the top left of the coaming is a combined angle of attack/g meter, the centre dial below the top black panel indicates the main nozzle position and below that is an abbreviated weapons control panel.
-
АвиаМастер 2003-07 / В.Колногоров - Последний самолет Советского Союза /Монография/
Кадр видеозаписи пожара Як-41М на палубе ТАКР "Баку".
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
Як-141 во время аварии на палубе ТАКР «Адмирал Горшков», 5 октября 1991 г.
-
АвиаМастер 2003-07 / В.Колногоров - Последний самолет Советского Союза /Монография/
Сгоревший самолет после аварии.
-
Авиация и Космонавтика 2021-12 / А.Почтарёв, Г.Данилов - Один из раритетов Монинского музея
Як-141 после пожара на аэродроме ВВС Северного флота
-
АвиаМастер 2003-07 / В.Колногоров - Последний самолет Советского Союза /Монография/
Макеты раннего проектного варианта истребителя Як-41 на летной палубе модели ТАКР проекта 11434, изготовленной в Невском ПКБ.
-
АвиаМастер 2003-07 / В.Колногоров - Последний самолет Советского Союза /Монография/
Макеты различных компоновочных вариантов самолета Як-41, исследовавшиеся на стадии проектных работ.
-
Авиация и Космонавтика 2008-10 / А.Фомин - Крылья над палубой (2)
Модель одного из вариантов сверхзвукового СВВП Як-41
-
АвиаМастер 2003-07 / В.Колногоров - Последний самолет Советского Союза /Монография/
Макет перспективного СВВП Як-45.
-
АвиаМастер 2003-07 / В.Колногоров - Последний самолет Советского Союза /Монография/
Вариант группового взлета самолетов Як-41М с ТАКР "Баку".
-
Авиация и Космонавтика 2013-02 / Плунский, Антонов, Зенкин, Гордюков, Бедретдинов - Истребитель Су-27 (4)
Совмещенные плановые проекции истребителя F-15 ВВС США и вариантов самолетов, участвовавших в конкурсе по ПФИ
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F-15A/C Eagle - США - 1972МиГ МиГ-29 - Россия - 1977Сухой Т-10 - Россия - 1977
-
АвиаМастер 2003-07 / В.Колногоров - Последний самолет Советского Союза /Монография/
Схемы проектных вариантов самолета Як-141М.
-
Air International 1992-12 / J.Fricker - YAK-141
General arrangement drawing of the Yak-141.
-
АэроХобби 1992-02 / А.Совенко, В.Заярин - Як-141: критический момент биографии /Авиасалон/
Проекции Як-141 из справочника Jane's 1991
- Фотографии