Ильюшин Ил-103
Страна: Россия
Год: 1994


Четырехместный легкий самолет
Описание
Фотографии
Ил-103

   В 1990 году ОКБ имени С.В. Ильюшина приступило к разработке легкого поршневого самолета, который мог бы использоваться в качестве многоцелевого самолета для гражданских целей (перевозка четырех пассажиров или 400 кг груза на расстояние до 1000 км; воздушное наблюдение за авто- и железными дорогами, нефте- и газопроводами, лесными массивами и пр.), а также в качестве учебно-тренировочного самолета для первоначальной подготовки летчиков военно-воздушных сил и других силовых ведомств. Причем изначально предполагалась его сертификация как для отечественного рынка, так и по западной системе сертификации. Первый полет опытного самолета, получившего название Ил-103, состоялся 17 мая 1994 года. В качестве силовой установки был использован зарубежный двигатель Teledyne Continental IO-360, опционально на борту могла присутствовать и зарубежная авионика. Самолет имел нормальную аэродинамическую схему с низкорасположенным прямым крылом и просторной кабиной "автомобильного" типа.

   Поршневой двигатель с тянущим воздушным винтом располагался в носовой части фюзеляжа, а трехопорное шасси с передней опорой выполнялось неубирающимся. В целом самолет был цельнометаллический за исключением отдельных элементов - законцовок крыла, рулей высоты и их триммеров, а также части руля направления, которые изготавливались с применением современных композиционных материалов.
   Первый серийный Ил-103 вышел на испытания в январе 1995 года, в том же году на заводе была заложена серия из 10 таких машин. Шесть из них к началу 1998 года были поставлены заказчикам. В марте 1996 года Ил-103 получил сертификат летной годности по нормам FAR-23 и АП-23.
   Самолет предлагался в двух вариантах - двухместный учебно-тренировочный самолет или четырех- /пятиместный туристический самолет. Для российского рынка был разработан вариант Ил-103-01, а для зарубежных заказчиков предлагались две модификации-Ил-103-10 и Ил-103-11, которые имели менее сложное БРЭО. Впоследствии к ним добавился Ил-103ЛЛ - летающая лаборатория, совершившая первый полет в 2003 году и оснащенная на тот момент зарубежной авионикой и отечественным жидкокристаллическим индикатором. В 2000 году в воздух поднялся первый Ил-103СХ - сельскохозяйственный вариант самолета, а в июне 2002 года разработчик анонсировал модификацию Ил-103П - патрульный самолет, проектировавшийся в расчете на заказ со стороны Казахстана. В настоящее время Ил-103 находится в эксплуатации у ряда гражданских операторов, а также у военных ведомств Беларуси, Лаоса, Перу и Южной Кореи. По имеющимся данным, выпущено не менее 66 таких самолетов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ил-103

   Тип: четырехместный легкий самолет
   Силовая установка: один 6-цилиндровый поршневой двигатель Teledyne Continental IO-360-ES2B мощностью 210 л. с. (157 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость 220 км/ч; крейсерская скорость 180 км/ч; скороподъемность 190 м/мин; практический потолок 3000 м; дальность на крейсерской скорости с пилотом и грузом 270 кг - 800 км
   Масса: пустого 900 кг; максимальная взлетная 1310 кг
   Размеры: размах крыла 10,56 м; длина 7,81 м; высота 1,42 м; площадь крыла 14,71 м2
   Полезная нагрузка: до четырех пассажиров; максимальная полезная нагрузка 270 кг
Ил-103 - один из первых отечественных самолетов, предназначенных для продвижения как на внутреннем, так и на зарубежном рынке. На снимке - первый опытный самолет.
Ilyushin Il-103 four-seat tourer and trainer (1999)
Joint production and development of the Il-103 is now expected to take place in Hungary
LMZ's production line for the Ilyushin Il-103 (1998)
Ил-103
Ил-103
Сельскохозяйственный вариант Ил-103
МиГ-29 демонстрирует высокие летные характеристики, сопровождая на малой скорости самолет Ил-103
Instrument panel of the Il-103-10 (1999)
Instrument panel of the less comprehensive -11 (1999)
Mock-up of the Ilyushin Il-103 four-seat light aircraft.
Ilyushin Il-103 two/five-seat multipurpose light aircraft (1998)