North American A-5 Vigilante
Страна: США
Год: 1958


Дальний разведчик корабельного базирования
Описание
Фотографии:

Цветные фото (25)
North American A3J/A-5 Vigilante

   Самолет NA-247 был создан по тактико-техническому заданию ВМС США на всепогодный штурмовик с высокими летными характеристиками. Первоначально самолет носил обозначение NAGPAW (от North American General Purpose Attack Weapon - "Многоцелевая ударно-наступательная система вооружения компании "North American"). 29 июня 1956 года самолет стал победителем тендера, и компания получила контракт на постройку двух прототипов под обозначением YA3J-1. Название Vigilante самолету присвоили несколько позже, а обозначение A3J впоследствии изменили на A-5. Самолет имел свободнонесущее стреловидное крыло без элеронов - управление по крену осуществлялось интерцепторами и дифференциально отклоняемым управляемым цельноповоротным стабилизатором. Кроме того, Vigilante стал первым в США самолетом, оснащенным управляемыми воздухозаборниками двигателей. Первый из опытных самолетов был оснащен двумя новыми двигателями General Electric YJ79-GE-2 с тягой на форсированном режиме по 66,71 кН и совершил первый полет 31 августа 1958 года. Испытания самолета на авианосце "Саратога" были завершены в июле 1960 года. Первой серийной модификацией стал вариант A3J-1 (позже обозначенный A-5A), его первым получателем в июне 1961 года стала 7-я эскадрилья тяжелых штурмовиков (VAH-7) авиации ВМС США. Основным вооружением самолета была атомная бомба, размещавшаяся в бомбоотсеке между соплами двигателей. Всего было выпущено 57 самолетов A3J-1. Следующей модификацией стал промежуточный вариант дальнего бомбардировщика A3J-2 (A-5B), имевший увеличенный запас топлива и улучшенную аэродинамику. Ввиду изменений в политике ВМС США было построено всего шесть самолетов данной модификации, которые затем были переоборудованы в невооруженные дальние разведчики A3J-3P (RA-5C), оснащенные РЛС бокового обзора, камерами и аппаратурой РЭП. Первый RA-5C поднялся в воздух 30 июня 1962 года, за ним последовали 55 новых серийных машин и 53 самолета, переоборудованных по данному стандарту из A3J-1. Первой самолеты RA-5C Vigilante получила 5-я разведывательно-штурмовая эскадрилья (RVAH-5), в июне 1964 года базировавшаяся на авианосце "Рейнджер". Впоследствии самолеты поступили также в 1-ю, 7-ю, 9-ю и 11-ю разведывательно-штурмовые эскадрильи.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   North American RA-5C Vigilante

   Тип: дальний разведчик корабельного базирования
   Силовая установка: два ТРДФ General Electric J79-GE-10 тягой на форсированном режиме 79,42 кН
   Летные характеристики: макс. скорость М=2,1; практический потолок 14 750 м; дальность 4828 км
   Масса: пустого 17009 кг; максимальная взлетная 29937 кг
   Размеры: размах крыла 16,15 м; длина 23,32 м; высота 5,91 м; площадь крыла 70,05 м2
Снимок первого прототипа Vigilante сделан вскоре после церемонии его выкатки в мае 1958 года. Первый полет прототип выполнил в последний день августа, самолет пилотировал летчик-испытатель компании NAA Дик Венцель.
Авианосец "Саратога" развернулся под ветер, моряки наблюдают за подготовкой к взлету одного из предсерийных A3J-1, которому предстоит очередной испытательный полет. Vigilante стал одним из самых больших и тяжелых палубных самолетов в истории авиации. Тяжелее его был только A3D Skywarrior.
На A3J-2 (A-5B), как и на A3J-1 позднего выпуска, стояли более мощные двигатели J79-GE-8, а в конструкцию был внесен ряд важных изменений, включая установку предкрылков, увеличение площади закрылков, за счет чего стало возможным увеличить максимальную взлетную массу на 60% - до 36287 кг. Также увеличили емкость внутренних топливных баков.
Звено самолетов A3J из эскадрильи VAH-7 с авианосца "Энтерпрайз". Тройку самолетов возглавляет "AE/700" - самолет командира эскадрильи. Снимок сделан над авиабазой Стэнфорд. Лишь две эскадрильи первой линии получили на вооружение A-5A - VAH-7 и VAH-1.
This Navy A-5A Vigilante was used by NASA to simulate approaches for the ill-fated American Supersonic Transport program.
"Виджилент" A-5A № 147858 непродолжительное время использовался в NASA
RA-5C
Благодаря своей весьма "совершенной" конструкции, "Виджиленты" обладали чрезвычайно низкой надежностью, но одновременно имели довольно высокие характеристики и представляли собой трудную мишень для ПВО ДРВ.
RA-5C (зав. № 149313) из RVAH-6 в экспериментальном камуфляже. Авиабаза ВМС "Норт Айленд", апрель 1966 г.
Разведчики RA-5C на палубе «Энтерпрайза». Фото 1967-1968 гг.
RA-5C «Виджилент» на палубе американского авианосца «Саратога», 1965-1966 гг.
Один из первых RA-5C так называемой 156-й серии. 20 ноября 1979 г. именно этот самолет совершил последний полет в истории "Виджилентов"
21 сентября 1979 года этот RA-5C стал последним из самолетов Vigilante, выполнившим взлет с катапульты авианосца.
В полете над Тихим океаном RA-5C «Виджилент» из эскадрильи RVAH-5 ВМС США. Фото конца 1960-х - начала 1970-х гг.
Пара RA-5C Vigilante из RVAH-3 (Vigilante RAG) - это два из 43 бомбардировщиков A-5A, модернизированных в разведчики RA-5C. В RA-5C доработали еще 18 A-5B; всего построено и конвертировано 140 самолетов RA-5C (79 построено заново).
RA-5C № 156 608 из эскадрильи RVAH-7, снимок сделан во время последнего дальнего похода эскадрильи. Последний в карьере катапультный взлет Vigilante выполнил с авианосца "Рейнджер" 21 сентября 1979 года в Ки-Уэсте. Этот же самолет 14 ноября выполнил и последнюю посадку с зацеплением гаком аэрофинишера. Последний полет был выполнен 20 ноября: самолет перелетел из Ки-Уэста в Дэвис-Монтан, где был поставлен на хранение.
RA-5C (зав. № 156638) из RVAH-1. Тихий океан, авианосец "Энтерпрайз", 1977 г.
Большой и сложный в пилотировании, Vigilante не пользовался особой любовью командования и молодых летчиков. Однако в варианте тактического разведчика он даже сегодня, спустя 20 лет после снятия с вооружения, во многом остается непревзойденным.
RA-5C (зав. № 156640) из эскадрильи RVAH-3. 6 июня 1976 г.
Первый серийный RA-5C и первый вновь построенный разведчик Vigilante (в прототипы модернизировали A-5B). Машина № 150823 "позирует" для фотосъемки. На самолете подвешены четыре 1514-литровых сбрасываемых бака. На практике такой вариант внешней подвески практически не использовался, так как для выполнения большинства заданий вполне хватало емкости внутренних баков. На фотографии хорошо видны выпущенные предкрылки, улучшавшие маневренность на малых скоростях полета.
Самолет из состава эскадрильи RVAH-6 "Fleurs" касается палубы авианосца "Америка", Южно-Китайское море, 1972-1973 годы. Восемь из девяти вооруженных RA-5C эскадрилий прошли через Вьетнам.
North American RA-5C Vigilante.
RA-5C (зав. № 150834) из RVAH-13 приземляется на авианосец "Китти Хок" после разведмиссии над Вьетнамом, начало 1966 г.
В 1966 году на борту авианосца "Китти Хок" проводились испытания различных камуфляжных схем для самолетов авиации ВМС. Эта схема была признана наиболее эффективной и наиболее близка к "юго-восточноазиатской" схеме камуфляжа ВВС США. На снимке: один из самолетов RVAH-13 садится на палубу авианосца "Китти Хок".
С палубы авианосца «Энтерпрайз» взлетает (???) RA-5C из эскадрильи RVAH-13. Во Вьетнаме часть «Виджилентов» этой эскадрильи получили экспериментальную камуфляжную окраску. Тонкинский залив. Фото 1966-1967 гг.
Testing of the North American A-5 (formerly A-3J) Vigilante started at Patuxent River in the late 1950s and continued through the 1970s. RA-5C, BuNo 156643. was the last Vigilante built. It spent its entire operational life in fleet squadrons, however, during its final years, it was often borrowed and utilised as a Naval Air Test Center automatic carrier landing system certification aircraft. It is seen in the colour scheme adopted by the Flight Test Division up to the mid 1970s.