Grumman F11F и F-11 Tiger (G-98)
Последним в непрерывающемся ряду истребителей для ВМС США, начавшимся с самолета Grumman FF в 1931 году, стал F11F Tiger. Машина первоначально носила обозначение F9F-9, указывающее на ее принадлежность к семейству Panther/Cougar, хотя это был совершенно новый самолет. Получивший фирменное обозначение G-98, этот одноместный истребитель был заказан ВМС США 27 апреля 1953 года.
Фюзеляж самолета был выполнен по так называемому "правилу площадей" для снижения сопротивления, в его хвостовой части было установлено горизонтальное оперение с рулями высоты. Ниши основных стоек шасси также размещались в фюзеляже. В составе силовой установки использовался ТРД Wright J65-W-6 тягой 34,70 кН без форсажа и 56,71 кН на форсаже. При создании тонкого крыла использовалась новая конструкция, в силовой контур которой входили панели обшивки, фрезерованные из алюминиевых плит.
Первый прототип YF9F-9, оснащенный бесфорсажным ТРД J65-W-7, взлетел 30 июля 1954 года. Второй прототип поднялся в воздух в октябре, а форсажную камеру на него установили в январе 1955 года.
В апреле 1955 года обозначение Tiger изменили на F11F-1, а серийные самолеты оснащались дефорсированным ТРД J65-W-18 из-за проблем с первоначально запланированным к установке J65-W-6. Заказанные ВМС 199 самолетов были поставлены в период с 15 ноября 1954 по 23 января 1959 года. Первые Tiger поступили на вооружение эскадрильи VA-156 в марте 1957 года, но боевая служба машины была сравнительно недолгой, и на смену ей пришли истребители F8U Crusader. В 1959 году Tiger стали переводить в учебные подразделения, но на них продолжала летать пилотажная группа "Blue Angels". С сентября 1962 года обозначение F11F-1 изменили на F-11A.
Вариант
F11F-1F: два самолета с ТРД General Electric XJ79-GE-3 тягой 42,70 кН; самолеты были переделаны из серийных F11F-1 и оснащены новым крылом и увеличенными воздухозаборниками; первая машина поднялась в воздух в июне 1956 года; в ходе испытаний один из самолетов, пилотируемый капитан-лейтенантом ВМС Джорджем Уоткинсом, установил мировой рекорд высоты - 23 449 м, также был установлен мировой рекорд скорости - 2231 км/ч
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Grumman F11F-1 Tiger
Тип: одноместный палубный истребитель
Силовая установка: один ТРД Wright J65-W-18 тягой 32,92 кН без форсажа и 46,71 кН на форсаже
Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 1212 км/ч; крейсерская скорость на высоте 11580 м - 930 км/ч; начальная скороподъемность 1565 м/мин; потолок 12 770 м; дальность полета 2052 км
Масса: пустого 6500 кг; максимальная взлетная 10 922 кг
Размеры: размах крыла 9,64 м; длина 14,30 м; высота 4,04 м; площадь крыла 23,23 м2
Вооружение: четыре 20-мм пушки M3 под воздухозаборниками и до 454 кг вооружения на четырех узлах подвески под крылом, обычно состоявшего из четырех ракет "воздух-воздух" AAM-N-7 (с 1962 года AIM-9) Sidewinder
- Описание
Фотографии
-
Air International 1991-06 / M.Spick - The Iron Tigers /Warbirds/
What is believed to be the second prototype F9F-9 which incorporated an afterburner and modified intakes.
-
Авиация и Время 2020-01 / А.Хаустов - Пилотажный истребитель "Груммана" (Самолет F11F-1 Tiger)
«Коротконосый» F11F-1 (зав. № 138628) во время испытаний на базе ВМС США Патуксент Ривер
-
Air International 1991-06 / M.Spick - The Iron Tigers /Warbirds/
A Tiger of VT-26 photographed at NARF El Centro in March 1967 when the type had received its later F-11A designation and just prior to its withdrawal from Air Training Command service.
-
Авиация и Время 2020-01 / А.Хаустов - Пилотажный истребитель "Груммана" (Самолет F11F-1 Tiger)
Истребитель F11F-1 из штурмовой эскадрильи VA-43.1960г.
-
Мировая Авиация 145
Tiger был несколько быстрее истребителя Crusader на малых высотах и отличался великолепной управляемостью, но по всем остальным характеристикам значительно проигрывал машине фирмы "Vought".
-
Авиация и Время 2020-01 / А.Хаустов - Пилотажный истребитель "Груммана" (Самолет F11F-1 Tiger)
F11F-1 из эскадрильи VF-33 в экспозиции Национального музея авиации ВМС США в Пенсаколе
-
Авиация и Время 2020-01 / А.Хаустов - Пилотажный истребитель "Груммана" (Самолет F11F-1 Tiger)
«Голубые Ангелы» летали на истребителях F11F-1 до 1969 г.
-
Air International 1991-06 / M.Spick - The Iron Tigers /Warbirds/
As demonstration aircraft, the Tigers were used by the 'Blue Angels' for a longer period than any other, from April 1957 to December 1968.
-
Авиация и Время 2020-01 / А.Хаустов - Пилотажный истребитель "Груммана" (Самолет F11F-1 Tiger)
На этом F11F-1F (зав. № 138647) был установлен мировой рекорд высоты полета
-
Air International 1991-06 / M.Spick - The Iron Tigers /Warbirds/
Aircraft 141853, an ex-‘Blue Angels’ F-11A, was modified by Grumman in 1973 to evaluate in-flight thrust control in combat using a Rohr-developed reverser. By early 1975 it, and a second unmodified aircraft, were back in storage, the last Tigers to fly.
-
Авиация и Время 2020-01 / А.Хаустов - Пилотажный истребитель "Груммана" (Самолет F11F-1 Tiger)
В полете второй прототип F9F-9
-
Air International 1991-06 / M.Spick - The Iron Tigers /Warbirds/
Airborne from Grumman's Peconic River Facility in Calverton, the unpainted prototype F9F-9 piloted by Corky Meyer is ’shadowed’ by an F9F-8 Cougar.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F9F-6 Cougar - США - 1951
-
Air Pictorial 1955-06 / Photos by request
Two members of the Grumman "cat" family of U.S. Navy fighters fly with dive brakes extended. Left is the F9F-6 Cougar; right is the former F9F-9 Tiger, which has now been re-designated the F11F.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F9F-6 Cougar - США - 1951
-
Aviation Historian 38 / P.Stoddard - Sharpening the Scimitar
Initially given the designation F9F-9, the Grumman Tiger prototype, BuAer 138604, seen here, made its first flight on July 30, 1954. It was lost in a crash after an engine flame-out on October 20 that year. The type went on to be redesignated F11F-1 and entered service in March 1957. The Tiger’s frontline career lasted only five years.
-
Air Pictorial 1956-12 / P.Bowers - U.S. Navy Aircrafts on Display
Grumman F11F-1 Tiger (138623) is intended primarily as an air superiority fighter. Production aircraft are powered by an afterburning Wright J65-W-4 turbojet.
-
Авиация и Время 2020-01 / А.Хаустов - Пилотажный истребитель "Груммана" (Самолет F11F-1 Tiger)
Истребитель Грумман F11F "Тайгер"
На этом «Тигре» (сер. № 138620) летчик Том Эттридж догнал свою пушечную очередь -
Air International 1991-06 / M.Spick - The Iron Tigers /Warbirds/
An early production F11F-1 with the taller fin and extended nose enclosing a refuelling probe.
-
Air International 1991-06 / M.Spick - The Iron Tigers /Warbirds/
Dwarfed by the slab superstructure of the USS "Saratoga" (CV 60), two short-nosed F11F-1s (138618 and 138630) from the NATC Pax River await further flights during carrier compatibility trials.
-
Air International 1991-06 / M.Spick - The Iron Tigers /Warbirds/
В сборочном цехе завода «Грумман». Слева - две линии сборки истребителей F9F-8 и TF9F-8, справа - линии сборки «Тигров»
The Grumman production lines at Bethpage in the mid-1950s with initial short-nosed F11F-1s, on the right, alongside F9F-8s and two-seat -8TДругие самолёты на фотографии: Grumman F9F-6 Cougar - США - 1951
-
Air International 1991-06 / M.Spick - The Iron Tigers /Warbirds/
Area rule conferred on the Tiger supersonic performance and the 'coke bottle' effect on the fuselage can be clearly seen in this view. Also note the wing leading edge fillet which improved stability.
-
Air International 1991-06 / M.Spick - The Iron Tigers /Warbirds/
An aircraft of VF-33, one of only two USN Atlantic Fleet squadrons to fly Tigers. The type’s short operational service ran from February 1957 to April 1961.
-
Авиация и Время 2020-01 / А.Хаустов - Пилотажный истребитель "Груммана" (Самолет F11F-1 Tiger)
Истребители F11F-1 (на переднем плане) и F4D-1 на палубе авианосца «Индепенденс». 1960 г.
Другие самолёты на фотографии: Douglas F4D Skyray - США - 1951
-
Мировая Авиация 40
Новый истребитель для ВМС. Март-ноябрь 1957г.: 8 марта на вооружение 156-й авиаэскадрильи ВМС США (VA-156) поступили первые сверхзвуковые истребители палубного базирования Grumman F11F-1 Tiger. Впервые в море истребители оказались 12 ноября в составе 21-й истребительной эскадрильи (VF-21) на борту авианосца "Рэйнджер".
-
Air International 1991-06 / M.Spick - The Iron Tigers /Warbirds/
In developed form with changes that included wing root fillets and a longer nose, the F11F-1 Tiger had an appealing, well-proportioned shape. This aircraft, BuNo 141738, displays an extended refuelling probe and dummy early-generation Sidewinder missiles.
-
Air Pictorial 1958-02
A longer nose and various other small modifications" make this Grumman F11F-1 Tiger different from its predecessors, and is itself the predecessor of the F11F-1F "Super Tiger". Our photograph shows the Tiger carrying the Philco Sidewinder air-to-air missile and two large area ruled fuel tanks. The F11F-1 is powered by a Wright J65-W-4 turbojet of 7.800-lb. s.t. and has a maximum speed of 950 m.p.h. Dimensions: Span 31ft. 7 1/2 in.; length 42 ft. 0 in.; height 12 ft. 8 1/2 in.
-
Авиация и Время 2020-01 / А.Хаустов - Пилотажный истребитель "Груммана" (Самолет F11F-1 Tiger)
Дозаправка в воздухе истребителя F11F-1 из эскадрильи VF -33
-
Air Pictorial 1957-11 / Air Pictorial's photo-review
Latest mount of the U.S. Navy's exhibition "Blue Angels" is the supersonic Grumman F11F-1 Tiger. Previous mounts, all Grumman, since 1946 inception: F6F, F8F and F9F.
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Никольский - Пилотажная группа "Блю Энжелз"
Самолеты F-11F-1 "Тайгер"
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Никольский - Пилотажная группа "Блю Энжелз"
Самолеты F-11F-1 пилотажной группы в полете
-
Авиация и Космонавтика 2016-01 / М.Никольский - Пилотажная группа "Блю Энжелз"
«Тайгеры» готовятся к вылету на пилотаж
-
Aviation Historian 17 / N.Stroud - Viva Las Vegas!
The air demonstration element of the World Congress was largely a USAF affair, but the US Navy was represented by its formation aerobatic display team, the Blue Angels, which was in its second year of operations with the Grumman F11F Tiger supersonic carrier fighter. Blue Angel No 5 is seen here on the ramp at Nellis.
-
Aeroplane Monthly 1979-05
Grumman Tigers of the US Navy's celebrated Blue Angels aerobatic team flying past the Mount Rushmore presidential carvings.
-
Авиация и Время 2020-01 / А.Хаустов - Пилотажный истребитель "Груммана" (Самолет F11F-1 Tiger)
В 1960-е годы "Голубые Ангелы" выступали на длинноносых "Тиграх"
-
Air International 1991-06 / M.Spick - The Iron Tigers /Warbirds/
Grumman’s final attempt at prolonging the Tiger’s life was the F11F-1F Super Tiger. Two were flown (138646 and 138647) and showed great promise, but there were no takers and the programme was cancelled.
-
Мировая Авиация 102
1958 год - 23449 м. 18 апреля 1958 года лейтенант-коммандер Дж. К. Уоткинс из ВМС США на Grumman F11F-1 Tiger (на снимке) на 10% улучшил рекорд, установленный в 1957 году на самолете English Electric Canberra (21 336 м).
-
Авиация и Время 2020-01 / А.Хаустов - Пилотажный истребитель "Груммана" (Самолет F11F-1 Tiger)
F11F-1F «Супер Тигр» так и не был принят на вооружение
-
Air Enthusiast 2007-07 / T.Buttler - Crusader Rivals /'Paper planes' - projects/
Manufacturer's display model of the Grumman Model 97.
-
Air International 1991-06 / M.Spick - The Iron Tigers /Warbirds/
Grumman F11F-1 (F-11A) Tiger
-
Air International 1997-01 / R.Whitford - Fundamentals of Fighter Design (6)
Evolution of air inlets showing the wide variety of configurations adopted over the years.
Другие самолёты на фотографии: Dassault Mirage G.8 - Франция - 1967Eurofighter Typhoon / EF-2000 - International - 1994General Dynamics F-111 Aardvark - США - 1964Grumman F-14 Tomcat - США - 1970Lockheed F-22 Raptor - США - 1990Lockheed YF-12 - США - 1963McDonnell Douglas F/A-18C Hornet - США - 1986McDonnell Douglas F/A-18E Super Hornet - США - 1995McDonnell Douglas F-4 Phantom II - США - 1958North American A-5 Vigilante - США - 1958SEPECAT Jaguar - International - 1969МиГ МиГ-25 / МиГ-25Р - Россия - 1964МиГ МиГ-29 - Россия - 1977Сухой Су-37 Терминатор - Россия - 1996
-
Air Enthusiast 2007-07 / T.Buttler - Crusader Rivals /'Paper planes' - projects/
Grumman G-97, dated February 20,1953. The drawing shows the fighter carrying four Sparrow missiles and an underfuselage store.
-
Air International 1991-06 / M.Spick - The Iron Tigers /Warbirds/
Grumman F-11F-1 (F-11A) Tiger.
- Фотографии