Bell Model 406 / OH-58D Kiowa Warrior
Варианты:
Bell - Model 406 / OH-58D Kiowa Warrior - 1983 - США
Страна: США
Год: 1983
Вертолет

Легкий разведывательный и ударный вертолет с двумя членами экипажа
Описание:
Bell Model 406 (OH-58D Kiowa и Kiowa Warrior)
Bell Model 406CS Combat Scout
Фотографии

Bell Model 406 (OH-58D Kiowa и Kiowa Warrior)

В сентябре 1981 года проект Bell Model 406 выиграл конкурс Армии США по программе AHIP (совершенствование вертолетов армейской авиации) на разработку вертолета, способного осуществлять сбор данных, вести разведку, поддерживать ударные вертолеты и корректировать артиллерийский огонь. Первый из пяти прототипов OH-58D впервые поднялся в воздух 6 октября 1983 года.
  Bell Model 406 отличался надвтулочным прицелом, специальной авионикой, роговидной ручкой управления, четырехлопастным, "гибким" несущим винтом из композитных материалов и эластомерными подшипниками.
  По плану предполагалась модернизация 592 армейских вертолетов OH-58A до стандарта OH-58D, но их число уменьшили сначала до 477, а затем до 207 машин. В конечном итоге было переоборудовано 398 вертолетов, 12 из которых участвовали в войне в Персидском заливе. Поставки начались с двух OH-58D в декабре 1985 года. Авиачасти, базирующиеся в Европе, получали эти машины с июня 1987 года. В рамках операции "Prime Chance" ("Главный шанс") с сентября 1987 года 15 OH-58D приспособили для операций против иранских быстроходных патрульных катеров в Персидском заливе, установив на них пусковые установки для ракет "воздух-воздух" Stinger и "воздух-поверхность" Hellfire, помимо гондол с пулеметами калибра 12,7 мм и пусковых установок НАР.

  Варианты вооружения OH-58D Prime Chance сохранились и на армейских OH-58D, обозначенных OH-58D(I) Kiowa Warrior. К этому стандарту привели все OH-58D. Основные изменения: установка универсальных пилонов под вооружение по бокам фюзеляжа, двигатель повышенной мощности, РЛС защиты задней полусферы, блок выброса ИК-ловушек, приемник предупреждения о лазерном облучении, наклоненный киль и комплексная авионика, увеличение максимальной массы и использование легких материалов. Переоборудованные Kiowa Warrior выпускались с 208-й машины с мая 1991 года.
  18 из них некоторое время летали с носовой частью, выполненной с элементами технологии "стелс".
  Все Kiowa Warrior модифицировались до стандарта MPLH (многоцелевой легкий вертолет): приседающее шасси, складные лопасти несущего винта, складные стабилизатор и киль для перевозки в транспортных самолетах C-130 сил быстрого реагирования.
  "Bell" предложила дальнейшее совершенствование Kiowa Warrior путем установки новой авионики, в том числе системы FLIR, встроенных нашлемных индикаторов Honeywell и современной навигационной системы. Компания также разработала OH-58X LUV (легкий вертолет общего назначения) с удлиненной носовой частью и "антирадарным" покрытием лобового стекла.
  В феврале 1992 года OH-58D приобрел Тайвань, заказавший 12 вертолетов, а затем еще 14. Машины поставлялись с июля 1993 года, причем, только новые.
  В 2009 Армия в ожидании нового разведывательного вертолета продолжала модернизировать OH-58D. Отказ от Bell Model 407 на основе ARH-70A Arapaho в 2008 году, вероятно, продлит срок эксплуатации OH-58D.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell OH-58D(I) Kiowa Warrior

  Тип: легкий разведывательный и ударный вертолет с двумя членами экипажа
  Силовая установка: турбовальный двигатель Allison 1703-AD-700 мощностью 650 л. с. (410 кВт)
  Характеристики: максимальная скорость 247 км/ч на 1220 м; крейсерская скорость 211 км/ч на оптимальной высоте: начальная скороподъемность 469 м/мин; практический потолок 4570 м; статический потолок 3050 м с учетом влияния земли и 2105 м без учета влияния земли; дальность полета 413 км
  Масса: пустого вертолета 1492 кг; максимальная взлетная 2495 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 10,67 м; общая длина 12,58 м; длина фюзеляжа 10,44 м; высота 3,93 м; ометаемая площадь 89.38 м'
  Вооружение: четыре ракеты FIM-92 Stinger или AGM-114 Hellfire, или четыре ПУ под семь неуправляемых 70-мм ракет Hydra 70 класса "воздух-поверхность", или гондола с пулеметом калибра 12,7 мм, или смешанное

Bell Model 406CS Combat Scout

Model 406CS Combat Scout - более легкий и упрощенный экспортный вариант OH-58D - прошел летные испытания в июне 1984 года. В том же году он участвовал в конкурсе в Саудовской Аравии. Combat Scout сохранил винты и силовую установку OH-58D, но имел худшие боевые возможности, так как экспорт надвтулочного прицела, ракет Hellfire и специального электронного оборудования тогда был запрещен. Позже вооружение включало подвесные контейнеры под пушки GIAT калибра 20 мм, четыре противотанковые ракеты TOW 2 или Hellfire, или комбинацию ракет Stinger класса "воздух-воздух", пусковых установок для 70-мм ракет, или контейнеры под пулеметы калибра 7,62 мм или 12,7 мм.
  Model 406CS оснащалась кабиной с цифро-аналоговым приборным оборудованием (обычные приборы и электронные дисплеи для наведения ракет TOW) и специальными системами связи. Также использовался установленный сверху фюзеляжа прицел Saab-Emerson HeliTOW со складывающейся оптической трубкой прямого наблюдения, складные лопасти несущего винта и приседающее шасси, что обеспечивало возможность перевозки в C-130. Вертолет можно было оснастить лазерным дальномером-целеуказателем и усовершенствованной трансмиссией, что приводило к увеличению взлетной массы на 227 кг.
  Осенью 1988 года командование армейской авиации Саудовской Аравии закупило 15 Model 406CS. Летные испытания начались 2 февраля 1990 года, поставки - с июня. Эти вертолеты часто упоминают под неверным обозначением MH-58D.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell Model 406CS Combat Scout

  Тип: разведывательный и ударный легкий вертолет с двумя членами экипажа
  Силовая установка: турбовальный двигатель Allison 250-C30U мощностью 650л.с.(410кВт)
  Характеристики: максимальная скорость 242 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 222 км/ч на оптимальной высоте; статический потолок 6250 м при влиянии земли и 4420 м без влияния земли; дальность попета 404 км
  Масса: пустого вертолета 1030 кг; максимальная взлетная 2268 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 10,67 м; общая длина 12,85 м; длина фюзеляжа 10,48 м; высота 3,93 м; ометаемая площадь 89,38 м'
  Вооружение: см. по тексту
OH-58D Kiowa Warrior. Данный OH-58D принадлежит 4-му батальону 17-го кавалерийского полка. Подразделение допущено к базированию на кораблях для решения задач, аналогичных операции "Prime Chance".
OH-58D
Will the AH-64 Apache ... really replace the OH-58 Kiowa Warrior?
Поставки первых OH-58D начались в декабре 1985 года, а в июне 1987 года эти вертолеты были впервые развернуты в Европе. Первые машины были "чистыми" разведчиками, неспособными нести вооружение.
Надвтулочный прицел OH-58D содержит телевизионную камеру, тепловизор и лазерный дальномер-целеуказатель.
OH-58D оказались незаменимыми в ходе возглавляемых американцами операций в Ираке. Вертолет оказался самым востребованным из армейских машин, его использовали в качестве разведчика, ударного, для сопровождения конвоев и даже для поиска фугасов на дорогах. На снимке: OH-58D из аэромобильной бригады 1-4 1-й пехотной дивизии приземляется на передовой базе Макензи в Ираке 23 октября 2004 года в ходе операции "Iraqi Freedom".
The US Army’s last operational OH-58D unit was 1st Squadron, 17th Cavalry Regiment. Its Kiowa Warriors were retired following its final deployment to Yongin, South Korea, in 2016.
Kiowa Warrior вооружались ПТУР Hellfire, НАР Hydra 70 (на фото), а также ПЗРК Stinger.
Kiowa Warrior вооружались ПТУР Hellfire (на фото), НАР Hydra 70, а также ПЗРК Stinger.
После того как Kiowa Warrior был принят на вооружение в середине 1980-х годов, дважды появлялись претенденты на его замену в качестве вертолета-разведчика - это были RAH-66 Comanche и ARH-70 Arapaho. Обе программы были закрыты из-за высокой стоимости, и OH-58 так и остался основным разведывательным вертолетом Армии США. Ныне надежды связаны с проектом OH-58F, который позволит машине оставаться в строю как минимум еще 12 лет.
OH-58D из состава Оперативной группы "Destiny" 101-й авиабригады Армии США отстреливает пулемет над пустыней Регистан на юге Афганистана в январе 2010 года. Рядом с выхлопом двигателя видна "лампа" помеховой станции Loral ALQ-144, предназначенной для защиты от ракет ПЗРК. Первые вертолеты были оснащены приемниками системы предупреждения об облучении AN/APR-39(V)1 или -39A(V) 1. Первый этап модернизации предусматривал установку передатчика помех ALQ-144, а на втором должны быть установлены датчики системы предупреждения AN/APR-44(V)3 и система обнаружения лазерного облучения AN/AVR-2.
В ходе операции "Prime Chance" вертолеты OH-58D армии США действовали против иранских патрульных катеров, атаковавших танкеры в Персидском заливе. Вертолеты базировались на кораблях ВМС США.
С сентября 1987 года 15 OH-58D прошли доработки в рамках проекта "Prime Chance" для борьбы с иранскими быстроходными катерами, препятствовавшими перевозкам нефти в Персидском заливе. OH-58D получили возможность использовать ракеты Stinger и Hellfire, а также 12,7-мм пулеметы и семизарядные блоки НАР. Они успешно использовались 14-й разведывательной эскадрильей 17-го полка, базирующегося в Форт Брегг, Северная Каролина.
В конце 1990 года OH-58D развернули в Саудовской Аравии, туда перебросили части 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий Армии США. OH-58D сфотографирован на фоне передвижного узла связи, операция "Desert Shield".
Важной задачей OH-58D являлось (и продолжает являться) сопровождение сухопутных конвоев в Ираке и Афганистане. На снимке: OH-58D сопровождает транспортный конвой афганской народной армии и ее австралийских инструкторов, 2010 год. Проводка конвоя из Таринкота в Кандагар позволила 4-й бригаде афганской армии продолжать операции в провинции Урузган. Вертолет несет асимметричную подвеску из ракет Hellfire на правом пилоне и блоков 70-мм НАР на левом для огня на поражение в случае нападения мятежников.
OH-58D интенсивно применялись в Ираке и Афганистане. Налет на вертолете доходил до 85-90 часов в месяц, что в шесть раз больше среднего налета вертолета в мирное время. На фотографии: пара OH-58D сопровождает бронеавтомобиль Caiman 6x6.
На октябрь 2010 года американская Армия располагала 331 вертолетом OH-58D. Боевые машины сосредоточены в 6-м и 17-м полках, по четыре эскадрильи в каждом. Пара вертолетов на снимке принадлежит армейским силам Национальной гвардии штата Теннеси. Производство с низким темпом новых OH-58F предполагается начать в 2015 году, а первая полностью оснащенная этими вертолетами боевая эскадрилья появится только в 2016 году.
OH-58D Kiowa Warriors of the 1st Squadron, 17th Cavalry Regiment, 82nd Combat Aviation Brigade, conduct a farewell flyover of Fayetteville, North Carolina on April 15, 2016. The squadron subsequently deployed to South Korea.
Several replacements for the OH-58 had been sought and then discarded, often after considerable investment
Вертолеты Apache полностью окрашены устойчивой к химическим реагентам полиуретановой краской "Aircraft Type 1 Green". Маркировка на фюзеляжах вертолетов сведена к минимуму, к неудовольствию экипажей, которые расценивают это как принижение роли авиации в армии США. Не так давно на вертолеты разрешили наносить полноцветные эмблемы частей и подразделений. Боевые возможности вертолета AH-64D в сравнении с вертолетом AH-64A возросли на порядок.
Демонстрационный образец Bell Model 406CS в пустынном камуфляже со стандартным вооружением: контейнер с пулеметом калибра 7,62 мм и пусковая установка с 70-мм ракетами по правому борту.
Bell’s Model 406CS Combat Scout made its public debut at Farnborough, although it had already participated in a month-long fly-off (as one of four contenders) in Saudi Arabia, where the Army Aviation Command is seeking such a helicopter.
Компания "Bell" построила 18 вертолетов OH-58D в стелс-варианте - OH-58D OA (Optimized Aircraft), предназначенных для спецопераций. Они не имеют вооружения и отличаются слегка заостренной носовой частью, что снизило фронтальную ЭПР. OH-58D OA переданы 82-й воздушно-десантной дивизии и эксплуатируются 1-м батальоном 17-го кавалерийского полка.
OH-58D Армии США были развернуты на Балканах для поддержки операций ООН. Этот вертолет с надписью SFOR занимался непосредственной огневой поддержкой в Боснии и Герцеговине в 2002 году. Вертолеты, действовавшие в Косово, несли на борту надпись KFOR.
К началу операции "Буря в пустыне" OH-58D считался относительно новой машиной и применялся довольно ограниченно. Применение OH-58D совместно с вертолетами Apache оказалось весьма эффективным в ходе нескольких ударов по иракским командным пунктам. Доработанные по программе AHIP, вертолеты OH-58D действовали с борта фрегата "Nicholas" (FFG-47) и других кораблей; они атаковали удерживаемые иракцами платформы в Персидском заливе, а также помогали при захвате многочисленных иракских пленных.
Ключевой фактор успеха OH-58D как разведчика - обзорно-прицельная система McDonnell Douglas MMS, смонтированная на стабилизированной платформе над втулкой несущего винта.
Прицел над втулкой несущего винта. Над втулкой несущего винта в шарообразном композитном обтекателе на стабилизированной платформе смонтирована прицельная система (MMS), которая является "глазами" вертолета Bell OH-58D. Система включает в себя дневную ТВ-камеру с 12-кратным увеличением, оптический прицел, ИК-систему, а также лазерный дальномер/целеуказатель. Он позволяет подсвечивать лучом лазера цели для применения ПТУР AGM-114 Hellfire, размещенных на вертолетах Apache, и управляемых снарядов Copperhead, предназначенных для поражения различных защищенных, в том числе подвижных целей. Надвтулочный прицел имеет угол обзора по горизонтали 360°, а по вертикали +/-30°. Вертолеты OH-58D Kiowa Warrior также оснащены системой ATHS (Automatic Target Hand-off System), которая в автоматическом режиме позволяет с высокой точностью передавать координаты целей командирам полевых артиллерийских батарей.
Kiowa Warrior вооружались ПТУР Hellfire, НАР Hydra 70, а также ПЗРК Stinger (на фото, крайние в ряду - остальное это контейнеры с 7,62-мм пулеметами и ПТУР Hellfire).
Единственный зарубежный эксплуатант Kiowa Warrior - Тайвань, армейская авиация которого приобрела в 1993-1999 годах 39 новых машин данного типа.
OH-58F - модернизация "Foxtrot". OH-58F отличается модернизированным прицельным оборудованием, размещенным в носовой части, а не над втулкой винта, как у варианта D. Позднее на вертолет может быть установлен двигатель Honeywell HTS900, позволяющий выполнять полеты при наружных температурах в 35°С. На снимке изображен демонстрационный вертолет Bell OH-58F Block II, совершивший первый полет 14 апреля 2011 года. Армия США планирует получить 368 машин варианта OH-58F. Большая часть из этого количества будет получена путем модернизации вертолетов OH-58D, но, возможно, некоторое число старых OH-58A и OH-58C тоже будут доработаны до стандарта F. Кроме того, будет построено и некоторое количество новых машин. Первый OH-58F был выпущен в октябре 2012 года.
At first, the service looked at replacing its OH-58D fleet with the OH-58F - the OH-58F pictured made its first flight in April 2013. However, the programme was cancelled in early 2014.
Detail of OH-58D(I) Kiowa Warrior armed with Stinger AAMs (1997)
OH-58D Kiowa Warrior ополчения иракских курдов
Вертолет OH-58D над сбитым МиГ-29 ВВС Югославии
Вертолет OH-58D
OH-58D "Кайова"
Bell OH-58D(I) Kiowa Warrior with weapons and mast-mounted sight (1996)
Bell OH-58D Kiowa Warrior. Изображен OH-58D Армии США в момент выдачи целеуказаний ударному вертолету AH-64A, наносящему удар ракетами Hellfire. Представленная на рисунке машина (серийный номер 85-24707) была одним из 207 вертолетов варианта OH-58A Kiowa, модернизированных в вариант OH-58D, первоначально она имела серийный номер 71-20668. Армия планировала переделать не менее 592 вертолетов OH-58A, но затем это число сократили в пользу вновь построенных Kiowa Warrior.
Bell OH-58D Kiowa Warrior
Bell OH-58D MPLH configurations: (top) six external troops, one internal with equipment; (centre) 907 kg (2,000 lb) underslung load; (bottom) two casualties and one internal medical attendant (1997)
Bell OH-58D rotor head (1995)
Bell OH-58D Kiowa Warrior
Bell OH-58D(I) Kiowa Warrior scout and attack helicopter (1997)