
Описание
Страна : США
Год : 1994
Беспилотный
Средневысотный многофункциональный тактический БЛА большой продолжительности полета
Варианты
- GA-ASI - RQ-1 / MQ-1 Predator - 1994 - США
- GA-ASI - MQ-1C Grey Eagle/Sky Warrior - 2004 - США
Семейство General Atomics RQ-1 и MQ-1 Predator
General Atomics Predator стал первым тактическим многоцелевым БЛА, принятым на вооружение ВВС США. Контракт на постройку средневысотного БЛА большой продолжительности полета "Tier II" был заключен в январе 1994 года, а в июле 1994 года аппарат выполнил первый полет. Predator является развитием GNAT-750. Необходимость в БЛА данного назначения была столь велика, что эксплуатация Predator началась в Албании в июле 1995 года еще до окончания НИОКР по данной теме. Из Албании БЛА Predator отслеживали положение в Сербии. Заказ на первую малосерийную партию БЛА поступил в августе 1997 года.
В это время Министерство обороны ввело для БЛА обозначение "Q”, и Predator получил обозначение RQ-1, хотя это стало несколько необычно - RQ-1A обозначалась вся система, включая наземное оборудование и демонстратор технологии в исходной конфигурации, в то время как собственно БЛА обозначался RQ-1K. Оснащенный мотором Rotax 912UL мощностью 80 л. с. с двухлопастным толкающим винтом, RQ-1K представлял собой свободнонесущий низкоплан с перевернутым V-образным хвостовым оперением и полностью убираемым трехопорным шасси с носовой опорой. Под носовой частью фюзеляжа установлена цветная телекамера, используемая для дистанционного управления аппаратом. Навигация осуществляется в автоматическом режиме с использованием инерциальной навигационной системы с коррекцией по сигналам GPS. Штатно на БЛА установлено целевое оборудование в виде РЛС с синтезированной апертурой Northrop Grumman ZPQ-1 и ИК/оптоэлектронным оборудованием Wescam Versatron 14TS. Обозначение RQ-1P закреплено за наземным комплексом управления с двумя линиями передачи данных, со временем дальность управления довели до 740 км. На первых трех БЛА также установили аппаратуру спутниковой связи TSQ-190(V)Trojan SPIRIT II SATCOM, получившую обозначение RQ-1U. В случае нарушения работы линии передачи данных Predator способен вернуться на базу в автоматическом режиме.
Разработка улучшенного Predator Block 1 была завершена в 1998-2001 годах. В беспилотную авиационную систему RQ-1B входит БЛА RQ-1L с улучшенной радиосвязной аппаратурой и оснащенный более мощным мотором Rotax 914UL или 914F с турбонагнетателем, имеется противообледенительная система для полетов на больших высотах. На БЛА поздней постройки вместо системы Wescam 14TS ставилась мультиспектральная оптоэлектронная обзорная система Raytheon AAS-52(V), в состав которой входит и лазерный целеуказатель.
Наземная станция управления также подвергалась модернизации и получила обозначение RQ-1Q GCS, вариант со спутниковой линией связи обозначается RQ-1W Predator Primary Satellite Link.
Дальнейшие улучшения привели к появлению варианта Block 10 и 20. БЛА Block 10 отличаются крылом увеличенного размаха, что позволило улучшить характеристики аппарата в условиях жары и высокогорья. Новая номенклатура наземной аппаратуры включает MD-1A GCS. MD-1B - станция управления взлетом и посадкой БЛА Predator, используемая совместно с MQ-1/RQ-1 и новым MQ-9 Predator В. MD-1C - контейнерная станция двойного управления, способная передавать управление БЛА после взлета полноценной станции управления. MD-1D - станция управления несколькими аппаратами, посредством которой один пилот-оператор и четыре оператора целевого оборудования могут управлять четырьмя БЛА одновременно.
Возможно, наиболее важной модернизацией системы Predator стала разработка вооруженного варианта, начатая в 2000 году. В феврале 2001 года с БЛА впервые был произведен пуск ПТУР AGM-114C Hellfire с лазерным наведением. В феврале 2002 года обозначение вооруженного Hellfire аппарата изменили с RQ-1L на MQ-1L, соответственно обозначение системы Predator изменилось на MQ-1B. Проводились также испытания на применение с БЛА данного типа и другого управляемого вооружения. С 2001 года невооруженные и вооруженные БЛА интенсивно используются в Ираке, Афганистане, Йемене, Боснии и Сербии. "General Atomics" заключила контракты на изготовление более 400 аппаратов RQ/MQ-1, из которых 360 поставлено к 2010 году. Помимо США, данные БЛА Predator закупили Великобритания, Италия и Турция.
Altus - гражданский вариант Predator с крылом несколько большего размаха, предназначенный для забора проб воздуха и выполнения других научно-исследовательских заданий. Масса полезной нагрузки Altus, размещаемой в носовом отсеке, составляет 150 кг. Носовая часть фюзеляжа выбрана для установки научного оборудования, как не подверженная тепловому воздействию от двигателя или протечек топлива. Силовая установка - мотор Rotax 912 с турбонагнетателем Thermo-Mechanical Systems. Один Altus I с одноступенчатым турбонагнетателем используется училищем ВМС США, а еще один Altus II с двухступенчатым турбонагнетателем используется НАСА как аппарат исследования окружающей среды и по программам разработки обзорных систем.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
General Atomics MQ-1L Predator
Тип: средневысотный многофункциональный тактический БЛА большой продолжительности полета
Силовая установка: один 4-цилиндровый мотор воздушного/жидкостного охлаждения Rotax 914F взлетной мощностью 115 л. с. (86 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 217 км/ч; максимальная крейсерская скорость на оптимальной высоте 166 км/ч; экономичная крейсерская скорость на оптимальной высоте 130 км/ч; практический потолок 7620 м; дальность 3700 км; тактический радиус 740 км; продолжительность полета 24 ч
Масса: пустого 513 кг; максимальная взлетная 1021 кг
Размеры: размах крыла 14,83 м; длина 8,23 м; высота 2,06 м; площадь крыла 11,45 м2
Вооружение: две ПТУР AGM-114 Hellfire или другое вооружение (УР "воздух-воздух" FIM-92 Stinger и УР "воздух-поверхность" Griffin) на пилонах под крылом
Полезная нагрузка: одна мультиспектральная обзорная система Raytheon AAS-52(V) на гиростабилизированной турели под носовой частью фюзеляжа - включает оптоэлектронную и инфракрасную аппаратуру, а также лазерный целеуказатель
- Описание
Фотографии
-
Air International 2012-05 / R.Dorr - Booth Flying /Military/
MQ-1B 07-3211/'HO' painted with the tail flash of the 6th Reconnaissance Squadron, loaded with two Hellfire missiles over the White Sands Missile range.
-
Air International 2012-05 / R.Dorr - Booth Flying /Military/
The white sandy ground of the New Mexico desert forms a picturesque backdrop of MQ-1B 07-3211.
-
Air International 2013-11 / J.Dorschner - Gulf Surveillance /Military/
Predator обладает значительной продолжительностью полета, позволяющей ему кружить над полем боя подобно стервятнику. Отсутствие на борту летчика позволяет использовать аппарат для выполнения заданий повышенной опасности.
The General Atomics Predator A is the basis for the enhanced Predator XP variant due to enter service with the UAE. -
Авиация и Время 2016-03 / А.Совенко - XXI век. В небе - роботы (1)
MQ-1 "Предэйтор", вооруженный двумя управляемыми ракетами AGM-114 "Хеллфайр", над Афганистаном
-
Air International 2002-06 / T.Ripley - UAVs in action, 1964 to 2002 /Military/ (2)
A programme to arm Predators with AGM-118 Hellfire missiles was begun during the Kosovo war, but it was not until the opening days of the Afghan campaign that the system was used in anger.
-
Авиация и Космонавтика 2005-01 / В.Беляев - "Хищник" выходит на охоту
MQ-1L в полете с ракетой "Хеллфайр"
-
История Авиации 2000-01 / А.Булах - Незавоеванная победа /Авиация в локальных войнах/ (2)
Туговато пришлось в небе Югославии натовским беспилотным разведчикам. Малая скорость делала их вполне подходящей мишенью для зенитной артиллерии. На снимке показан американский БПЛА "Предатор".
-
Air International 2002-08 / A.Brookes - The air war in Afghanistan /Military/
БПЛА "Предэйтор" с ракетами "Хеллфайр"
Although use of armed Predators is still in the development stage, the type made its combat debut in Afghanistan. Predator is capable of carrying two 100lb Hellfire missiles and the UAV was used in anger for the first time in Operation Enduring Freedom, during which over 40 Hellfires were reportedly fired. -
Мировая Авиация 139
Predator создавался как разведывательный БЛА, но вскоре был разработан его ударный вариант. На фотографии - БЛА ВВС США, вооруженный УР "воздух-поверхность" Hellfire.
-
Air International 2008-09 / D.Carrara - Cleared Hot. Forward Air Control /Military/
Основным вооружением MQ-1 является УР "воздух-поверхность" AGM-114 Hellfire. Комбинация БЛА/Hellfire многократно использовалась для нанесения ударов по террористам Аль-Каиды в Афганистане, Пакистане и Йемене. В перспективе Predator предполагается вооружить легкими УР с лазерным наведением AGM-175 Griffin.
With UAVs now being used to fire weapons, FACs can find themselves directing their 'pilots' onto targets. This USAF MQ-1B Predator is pictured about to depart for a mission over Iraq carrying Hellfire missiles. -
Air International 2011-12 / News
The OH-58D Kiowa Warrior, AH-64D Apache Longbow and MQ-1C Gray Eagle at Michael Army Airfield, Utah, September 16, 2011, after the completion of the Manned Unmanned Systems Integration Capability exercise.
Другие самолёты на фотографии: Bell Model 406 / OH-58D Kiowa Warrior - США - 1983McDonnell Douglas AH-64D Apache Longbow - США - 1991
-
Мировая Авиация 170
General Atomics RQ-1A/B/C Predator. Впервые тактический БЛА типа Predator был применен на Балканах - в июле 1995 года первый БЛА из 11-й разведывательной эскадрильи ВВС США был перебазирован в Гьядри (Албания). Затем Predator дислоцировались в Тасар (Венгрия); дополнительно к турели Skyball с ОЭ/ИК аппаратурой они оснащались РЛС с синтезированной апертурой луча TESAR (Tactical Endurance Synthetic Aperture Radar). RQ-1 также применялись в Афганистане, Ираке, Пакистане и Ливии. Армейский вариант MQ-1C Grey Eagle имеет крыло большего размаха и другой двигатель, он был направлен в Ирак в 2010 году.
-
Air International 2012-05 / R.Dorr - Booth Flying /Military/
A USAF maintenance troop works on the 115hp Rotax 914F engine of MQ-1B Predator 07-3216/'HO' assigned to the 6th Reconnaissance Squadron.
-
Air International 2013-10 / S.Bennett - Killing Them Softly /Military/
Airmen pre-flight an MQ-1 Predator unmanned aerial vehicle.
-
Air International 2011-01 / L.Nordeen, D.Isby - Rise of the UAV /Military/
Скорость полета Predator невелика, меньше, чем у вертолета, поэтому БЛА очень уязвим от обстрела с земли. Максимальная скорость MQ-1 всего 217 км/ч.
General Atomics RQ-1 Predators from the 432nd Wing at Creech AFB have become the UAV workhorse of current military operations. In addition to continued combat sorties in Iraq and Afghanistan, US Air Force Predators were recently used in conjunction with the international relief efforts after the 2009 earthquake in Haiti surveying areas to determine where assistance was needed or to detect impending landslides. -
Мировая Авиация 139
Гражданский Altus от военного БЛА легко отличить по тонкому и длинному крылу. На фотографии - единственный Altus II, который используется НАСА.
-
Air International 2013-08 / R.Niccoli - Working for the Future /Military/
An MQ-1C Predator inside a shelter at Herat, Afghanistan.
-
Air International 2011-10 / R.Niccoli - Italian ISR /Military/
RQ-1B Predator A IP02 of Task Group Astore taxiing at Herat AB in Afghanistan during February 2008, before a mission for the ISAF forces.
-
Air International 2011-10 / R.Niccoli - Italian ISR /Military/
RQ-1B IP03 is one of the original five Predators purchased by the Italian Air Force and upgraded to MQ-1C standard.
-
Air International 2011-10 / R.Niccoli - Italian ISR /Military/
MQ-1C IP06 of 28° Gruppo over Sardinia in February 2010.
-
Air International 2011-10 / R.Niccoli - Italian ISR /Military/
Col Fabio Giunchi, a former F-104S, Tornado IDS and F-16 pilot, is now the commander of 32° Stormo at Amendola.
-
Air International 2011-10 / R.Niccoli - Italian ISR /Military/
Antennas, ground control stations and equipment used by 28 Gruppo to control the MQ-1s and MQ-9s are located in a secure compound at Amendola AB.
-
Авиация и Время 2001-06 / В.Романенко - Бомбы для диктатуры Талибана
Беспилотные разведчики "Предейтор" использовались с большой интенсивностью
-
Авиация и Космонавтика 1996-02 / В.Ильин - "Беспилотники" бросают вызов
"Предейтор" - дальнейшее развитие ДПЛА "Нэт" 500
-
Авиация и Время 2016-05 / А.Совенко - XXI век. В небе - роботы (3)
MQ-1 «Предетор» с противотанковой ракетой AGM-114 «Хэллфайр»
-
Авиация и Космонавтика 2002-09 / Новости мировой авиации
Вооруженный ракетами "Хеллфайр" БПЛА "Предейтор" применялся в Афганистане. БПЛА эксплуатировали сотрудники ЦРУ и испытатели ВВС
-
Авиация и Время 2008-02 / В.Беляев - БПЛА: первое знакомство
Беспилотный боевой самолет MQ-1B "Предейтор"
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Хаустов, А.Совенко - Глобализация авиастроения - веление времени
Ударный ДПЛА RQ-1 Predator в этом году принят на вооружение ВВС США
-
Авиация и Космонавтика 2005-01 / В.Беляев - "Хищник" выходит на охоту
MQ-1L вид спереди
-
Авиация и Космонавтика 2005-01 / В.Беляев - "Хищник" выходит на охоту
RQ-1L в контейнере для перевозки
-
Авиация и Космонавтика 2005-01 / В.Беляев - "Хищник" выходит на охоту
Турель с системами наблюдения EO/IR
-
Авиация и Космонавтика 2005-01 / В.Беляев - "Хищник" выходит на охоту
Пункт управления БПЛА
-
Авиация и Космонавтика 2005-01 / В.Беляев - "Хищник" выходит на охоту
Внутри пункта управления
-
Авиация и Время 2008-02 / В.Беляев - БПЛА: первое знакомство
Пилот-оператор БПЛА "Икхана" (гражданиский вариант "Предейтора") на своем рабочем месте
-
Авиация и Время 2016-03 / А.Совенко - XXI век. В небе - роботы (1)
В кабине управления беспилотного разведывательно-ударного аппарата MQ-1 «Предейтор»
-
Air International 2012-05 / R.Dorr - Booth Flying /Military/
This shot, taken inside a ground control station, shows the myriad of screens and controls used by the two-man RPA crew to fly either a Predator or a Reaper from the 'booth'.
-
Air International 2011-10 / R.Niccoli - Italian ISR /Military/
An Italian Predator crew use a variety of screens to control an MQ-1C over Afghanistan, in the ground control station at Amendola.
-
Air International 2011-10 / R.Niccoli - Italian ISR /Military/
A 28° Gruppo crew control an MQ-1C on a mission over Afghanistan, using the remote split operation capability from a ground control station at Amendola.
-
Air International 2021-01 / M.Ellis - The great American boneyard
Rows of A-10s, F-15s, F-16s and T-38s. Note the contingent of MQ-1 Predators, which started being inducted into AMARG in August 2018 following their retirement from the USAF in March that year. More than 70 Predators have been retired to date, although their numbers are decreasing. VX-30, the Navy’s West Coast test facility for unmanned air systems (UAS), now takes many of them
Другие самолёты на фотографии: Fairchild-Republic A-10 Thunderbolt II - США - 1972General Dynamics F-16A/C/E Fighting Falcon - США - 1974McDonnell Douglas F-15A/C Eagle - США - 1972Northrop T-38 Talon - США - 1959
-
Air International 2002-06 / T.Ripley - UAVs in action, 1964 to 2002 /Military/ (2)
Remains of a Predator lost in September 2001 over Afghanistan. This image was broadcast on Al Jazerra television
-
Авиация и Космонавтика 2005-01 / В.Беляев - "Хищник" выходит на охоту
Компоновка БПЛА RQ-1L - MQ-1L
- Фотографии