RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Россия

Год : 1984

Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления

А-50

   Принятый на вооружение в 1984 году самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), А-50 получил в НАТО кодовое обозначение "Mainstay". Эта машина была создана на базе транспортного самолета Ил-76, эксплуатация которого началась в середине 1970-х годов, и предназначалась для замены самолетов ДРЛО Ту-126 "Moss". В кабине самолета оборудовали места для работы 10 операторов (всего в экипаж входит 15 человек) радиотехнического комплекса "Шмель", антенну РЛС которого разместили в обтекателе над фюзеляжем. Кроме того, с самолета сняли хвостовую турель, вместо которой разместили антенны системы радиотехнической разведки, установили спутниковые системы связи и навигации, усовершенствованную аппаратуру госопознавания и систему РЭП. От застекленной носовой части транспортного самолета сохранились только две прозрачные панели по бортам, а сверху фюзеляжа, перед центропланом, разместили вытянутый обтекатель антенн спутниковых систем. В основании киля появился большой воздухозаборник системы охлаждения радиоэлектронной аппаратуры, а в носовой части установили штангу системы дозаправки.
   Темпы выпуска самолета (пять машин в год) резко снизились в 1990 году из-за экономических проблем, с которыми столкнулся СССР. Весовые ограничения не позволяли А-50 взлетать с полным запасом топлива, а дозаправка в воздухе была затруднена из-за проблем с аэродинамикой машины, что сокращало время патрулирования. Кроме того, работоспособность экипажа падала из-за отсутствия мест для полноценного отдыха.
   Самолет модернизировали, оснастив его РЛС "Шмель-Б" и новым бортовым оборудованием. Эти машины получили обозначение А-50У и А-50М, хотя до сих пор официально не ясно, насколько корректными являются эти названия. В 1991 году два А-50 патрулировали над Черным морем, отслеживая действия авиации антииракской коалиции во время операции "буря в пустыне". Использовались эти самолеты и во время чеченской кампании. Усовершенствованный А-50ЭИ, поставленный Индии, был оснащен израильской РЛС Phalcon с фазированной антенной решеткой. Попытка поставить аналогичный самолет Китаю сорвалась из-за активных протестов правительства США, и китайцы приступили к разработке собственной РЛС AESA на базе РЛС для флота, созданной в 1990-х годах. Китайский самолет ДРЛО, известный как KJ-2000, поднялся в воздух в 2003 году. По заявлениям китайцев, РЛС, установленная на KJ-2000, превосходит по своим характеристикам станцию Phalcon. Если это правда, то Китай получил действительно значительно более совершенный самолет ДРЛО.


Варианты

   А-50У: усовершенствованный вариант А-50, оснащенный РЛС "Шмель-М", способной работать как в активном, так и в пассивном режимах, и обнаруживать цели класса истребитель на дальности до 230 км. Некоторые источники утверждают, что А-50У и М - один и тот же самолет
   А-50И: планер А-50, предназначенный фирме "Israel Aircraft Industries", которая должна была оснастить его РЛС Ella Phalcon по заказу Китая. Проект не был реализован из-за политического давления США
   А-50М: модернизированный вариант А-50У с РЛС "Шмель-2" и более мощной бортовой ЭВМ
   Ил-76СКИП: самолетный командно-измерительный пункт, вероятно, предшественник А-50. Используется ВВС для контроля за испытаниями ракет. Сохранил остекленную носовую часть транспортного Ил-76, вместо хвостовой турели установлен обтекатель антенны. На законцовках крыла установлены большие контейнеры с аппаратурой, штанга дозаправки отсутствует; известно о двух прототипах и пяти серийных доработанных самолетах
   А-50ЭИ: вариант для ВВС Индии на базе Ил-76ТД, оснащенный израильской РЛС Phalcon и бортовым оборудованием российского производства
   KJ-2000: китайский самолет ДРЛО, оснащенный РЛС AESA собственного производства, к настоящему времени построено четыре машины


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   А-50

   Тип: самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления
   Силовая установка: четыре ТРДД ПНПП "Авиадвигатель" Д-30КП, тягой по 117,68 кН каждый
   Масса: максимальная взлетная 190000 кг
   Размеры: размах крыла 50,50 м; высота 14,76 м; площадь крыла 300 м'

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 37

    Помимо огромного обтекателя антенны РЛС, А-50 отличается от других вариантов Ил-76 наличием большого воздухозаборника в основании киля. Через него поступает воздух для охлаждения многочисленного радиоэлектронного оборудования. Интересно, что на китайских KJ-2000 и индийских А-50ЭИ этот воздухозаборник отсутствует.

  • Air International 1987-07 / World Warplane Inventory

    Provisional illustration of A-50 Mainstay with triple vertical tail.

  • Авиация и Время 2010-02

    Второй самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-10 Phalcon ВВС Индии (борт KW-3552)

  • Фотографии