Бериев А-50
Варианты:
Бериев - А-50 - 1984 - Россия
Страна: Россия
Год: 1984


Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления
Описание
Фотографии
А-50

   Принятый на вооружение в 1984 году самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), А-50 получил в НАТО кодовое обозначение "Mainstay". Эта машина была создана на базе транспортного самолета Ил-76, эксплуатация которого началась в середине 1970-х годов, и предназначалась для замены самолетов ДРЛО Ту-126 "Moss". В кабине самолета оборудовали места для работы 10 операторов (всего в экипаж входит 15 человек) радиотехнического комплекса "Шмель", антенну РЛС которого разместили в обтекателе над фюзеляжем. Кроме того, с самолета сняли хвостовую турель, вместо которой разместили антенны системы радиотехнической разведки, установили спутниковые системы связи и навигации, усовершенствованную аппаратуру госопознавания и систему РЭП. От застекленной носовой части транспортного самолета сохранились только две прозрачные панели по бортам, а сверху фюзеляжа, перед центропланом, разместили вытянутый обтекатель антенн спутниковых систем. В основании киля появился большой воздухозаборник системы охлаждения радиоэлектронной аппаратуры, а в носовой части установили штангу системы дозаправки.
   Темпы выпуска самолета (пять машин в год) резко снизились в 1990 году из-за экономических проблем, с которыми столкнулся СССР. Весовые ограничения не позволяли А-50 взлетать с полным запасом топлива, а дозаправка в воздухе была затруднена из-за проблем с аэродинамикой машины, что сокращало время патрулирования. Кроме того, работоспособность экипажа падала из-за отсутствия мест для полноценного отдыха.
   Самолет модернизировали, оснастив его РЛС "Шмель-Б" и новым бортовым оборудованием. Эти машины получили обозначение А-50У и А-50М, хотя до сих пор официально не ясно, насколько корректными являются эти названия. В 1991 году два А-50 патрулировали над Черным морем, отслеживая действия авиации антииракской коалиции во время операции "буря в пустыне". Использовались эти самолеты и во время чеченской кампании. Усовершенствованный А-50ЭИ, поставленный Индии, был оснащен израильской РЛС Phalcon с фазированной антенной решеткой. Попытка поставить аналогичный самолет Китаю сорвалась из-за активных протестов правительства США, и китайцы приступили к разработке собственной РЛС AESA на базе РЛС для флота, созданной в 1990-х годах. Китайский самолет ДРЛО, известный как KJ-2000, поднялся в воздух в 2003 году. По заявлениям китайцев, РЛС, установленная на KJ-2000, превосходит по своим характеристикам станцию Phalcon. Если это правда, то Китай получил действительно значительно более совершенный самолет ДРЛО.


Варианты

   А-50У: усовершенствованный вариант А-50, оснащенный РЛС "Шмель-М", способной работать как в активном, так и в пассивном режимах, и обнаруживать цели класса истребитель на дальности до 230 км. Некоторые источники утверждают, что А-50У и М - один и тот же самолет
   А-50И: планер А-50, предназначенный фирме "Israel Aircraft Industries", которая должна была оснастить его РЛС Ella Phalcon по заказу Китая. Проект не был реализован из-за политического давления США
   А-50М: модернизированный вариант А-50У с РЛС "Шмель-2" и более мощной бортовой ЭВМ
   Ил-76СКИП: самолетный командно-измерительный пункт, вероятно, предшественник А-50. Используется ВВС для контроля за испытаниями ракет. Сохранил остекленную носовую часть транспортного Ил-76, вместо хвостовой турели установлен обтекатель антенны. На законцовках крыла установлены большие контейнеры с аппаратурой, штанга дозаправки отсутствует; известно о двух прототипах и пяти серийных доработанных самолетах
   А-50ЭИ: вариант для ВВС Индии на базе Ил-76ТД, оснащенный израильской РЛС Phalcon и бортовым оборудованием российского производства
   KJ-2000: китайский самолет ДРЛО, оснащенный РЛС AESA собственного производства, к настоящему времени построено четыре машины


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   А-50

   Тип: самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления
   Силовая установка: четыре ТРДД ПНПП "Авиадвигатель" Д-30КП, тягой по 117,68 кН каждый
   Масса: максимальная взлетная 190000 кг
   Размеры: размах крыла 50,50 м; высота 14,76 м; площадь крыла 300 м'
Помимо огромного обтекателя антенны РЛС, А-50 отличается от других вариантов Ил-76 наличием большого воздухозаборника в основании киля. Через него поступает воздух для охлаждения многочисленного радиоэлектронного оборудования. Интересно, что на китайских KJ-2000 и индийских А-50ЭИ этот воздухозаборник отсутствует.
Provisional illustration of A-50 Mainstay with triple vertical tail.
А-50
А-50 стал первым действительно эффективным самолетом ДРЛОиУ ВВС СССР и России. В 2008 году в эксплуатации находилось около 20 машин этого типа.
А-50
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Первым западным самолетом, сфотографировавшим А-50 из Шяуляя, стал в декабре 1987 года норвежский Р-3 Orion. Этот снимок был сделан шведским истребителем Viggen над Баренцевым морем.
Самолет РЛДН А-50 в сопровождении Су-27
В задней части обтекателей шасси А-50 установлены две аэродинамические поверхности, которые компенсируют возмущения, создаваемые обтекателем РЛС.
Воздушный парад в ознаменование 95-летия ВВС России. 11 августа 2007г.
Beriev A-50 Mainstay, side number 50, with a MiG-31 Foxbat over Moscow on a May day parade flypast.
Россия имеет около 30 самолетов А-50, обычно действующих совместно с истребителями-перехватчиками МиГ-31 "Foxhound". Передача данных между самолетами осуществляется по закрытым каналам связи.
Четверка истребителей Су-27 выполняет полет в строю с самолетом ДРЛОиУ А-50, символизируя мощь ПВО России. В действительности А-50 чаще взаимодействует с перехватчиками МиГ-31, чем с истребителями Су-27.
А-50
Beriev A-50 (`Mainstay') AEW&C aircraft (1999)
А-50У
7 декабря 2016 года на заводском аэродроме ТАНТК им. Г.М. Бериева выполнен облет очередного серийно модернизированного самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50У (№41) для В КС России. Кроме бортового номера эта машина получила собственное имя «Таганрог».
On March 6, 2017, Taganrog-based TANTK Beriev reported it delivered the fourth major upgraded A-50U airborne early warning and control aircraft to the Russian Air and Space Force.
Russian Aerospace Forces A-50U '42 Red'/RF-50610 over Moscow on May 9, 2020. This is the most recent of the modernised A-50Us.
Following upgrade by Beriev at Taganrog, A-50U RF-50610, side number 42, was delivered to the Russian Air Force on March 28, 2019.
ТАНТК им. Г.М. Бериева передал ВКС России очередной модернизированный самолет А-50У
After its upgrade to U-model standard, Beriev returned A-50U RF-93952, side number 45, to the Russian Air Force on December 6, 2018.
ТАНТК им. Г.М. Бериева передал ВКС России очередной модернизированный самолет А-50У
Beriev A-50U '47' red/RF-92957 is the first upgraded Mainstay-B. It is seen taking off from Ivanovo-Severny, where the fleet is based.
31 октября 2011г. ВВС России приняли от ТАНТК им. Г.М. Бериева первый серийно модернизированный самолет ДРЛО А-50У. Самолет совершил перелет из Таганрога к месту своего постоянного базирования. А-50У получил новую элементную базу бортового радиотехнического комплекса, оборудован универсальными средствами отображения информации на основе дисплеев с жидкокристаллическими индикаторами, оснащен новым комплексом связи. В отличие от базового самолета, А-50У имеет отсеки отдыха для экипажа, буфет с бытовым оборудованием и туалет
The first production Beriev A-50U upgrade ('47'/RF-92957, c/n 0043453577/40-05) leaves Taganrog on October 31, 2011 for its operational base at Ivanovo. The only external airframe difference is the lack of strakes on the main landing gear nacelle.
Another of the six 'Mainstays' upgraded so far is A-50U '47 Red'/RF-92957. The absence of rear-fuselage auxiliary fins is clear from this angle.
Модернизированный самолет ДРЛО и управления А-50У
А-50У
Еще одна новинка - А-50У
Around a dozen Mainstays are in service, all are based at Ivanovo, 250km from Moscow.
A-50i
A Russian Air Force Il-78M Midas refuels an Indian Air Force A-50EI Mainstay airborne early warning aircraft during flight trials in Russia.
The third IAI/Beriev A-50Ehl Phalcon AWACS for the Indian Air Force (KW-3553, c/n 2053421736) is seen on approach to Ben Gurion International Airport, Tel Aviv, in Israel on November 3, 2010, after making its maiden flight following modification. The third aircraft is the last of the original order and will be delivered in 2011. India has plans to order up to nine additional examples.
RAF aircrew from No.8 Squadron flew on an Indian Air Force A-50EI Mainstay AWACS aircraft during Exercise Indra Dhanush III.
После отказа от попытки создать собственные самолеты ДРЛОиУ Индия в 2003 году заказала три А-50ЭИ. Первый самолет (фото) был поставлен в мае 2009 года. А-50ЭИ оснащен израильской РЛС Phalcon и российским бортовым оборудованием. На самолете установлены двигатели ПС-90.
A-50i
А-50
Як-130 под крылом А-50
Пилоты 114-го ОАП ДРЛО ВВС СССР на фоне самолетов ДРЛО А-50 и Ту-126. а. Зокняй. 1984-1985 гг.
А-50 на стоянке
Современный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-50
The AEW&C version of the Il-76, the Mainstay, photographed over the Barents Sea from a Norwegian P-3B Orion.
А-50 в полете
Самолеты ДРЛО А-50 установили радиолокационный контроль практически над всей территорией Чечни
Самолет ДРЛО А-50 российских ВВС
ILYUSHIN IL-76 “MAINSTAY”
А-50
МиГ-31Б в одном строю с самолетом ДРЛО А-50
А-50У
Самолеты ДРЛО А-50 входят в состав 6950-й АвБ
5 февраля 2014г. пресс-служба ТАНТК им. Г.М. Бериева сообщила, что в Таганроге, на заводском аэродроме этой фирмы, состоялась церемония передачи ВВС России очередного серийно модернизированного самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50У. Кроме бортового номера «37», эта машина получила собственное имя «Сергей Атаянц», в честь Сергея Аванесовича Атаянца - авиаконструктора ТАНТК, непосредственно руководившего созданием А-50.
A-50i
Второй самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-10 Phalcon ВВС Индии (борт KW-3552)
 
The A-50U upgrade to the Mainstay provides new large LCD screens for systems operators.
На Западе первоначально считали, что А-50 будет действовать совместно с такими истребителями, как МиГ-29. На этом "предположительном" рисунке самолет изображен с остеклением в носовой части, как у Ил-76.
These provisional general arrangement drawings depict the Ilyushin Mainstay AWACS aircraft, which is now entering SovAir service.
Beriev A-50 AEW&C version of Ilyushin Il-76, known to NATO as `Mainstay' (1993)