Описание
Страна : Россия
Год : 1984
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления
Варианты
- Ильюшин - Ил-76 - 1971 - Россия
- Бериев - А-60 - 1981 - Россия
- Ильюшин - Ил-78 - 1983 - Россия
- Бериев - А-50 - 1984 - Россия
- Ильюшин, Бериев - 976 СКИП - 1986 - Россия
- Ильюшин - Ил-82 - 1989 - Россия
- Ильюшин - Ил-76МФ - 1995 - Россия
- Xian - KJ-2000 - 2003 - Китай
- Ильюшин - Ил-76МД-90А / Ил-476 - 2012 - Россия
- Бериев - А-100 - 2017 - Россия
А-50
Принятый на вооружение в 1984 году самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), А-50 получил в НАТО кодовое обозначение "Mainstay". Эта машина была создана на базе транспортного самолета Ил-76, эксплуатация которого началась в середине 1970-х годов, и предназначалась для замены самолетов ДРЛО Ту-126 "Moss". В кабине самолета оборудовали места для работы 10 операторов (всего в экипаж входит 15 человек) радиотехнического комплекса "Шмель", антенну РЛС которого разместили в обтекателе над фюзеляжем. Кроме того, с самолета сняли хвостовую турель, вместо которой разместили антенны системы радиотехнической разведки, установили спутниковые системы связи и навигации, усовершенствованную аппаратуру госопознавания и систему РЭП. От застекленной носовой части транспортного самолета сохранились только две прозрачные панели по бортам, а сверху фюзеляжа, перед центропланом, разместили вытянутый обтекатель антенн спутниковых систем. В основании киля появился большой воздухозаборник системы охлаждения радиоэлектронной аппаратуры, а в носовой части установили штангу системы дозаправки.
Темпы выпуска самолета (пять машин в год) резко снизились в 1990 году из-за экономических проблем, с которыми столкнулся СССР. Весовые ограничения не позволяли А-50 взлетать с полным запасом топлива, а дозаправка в воздухе была затруднена из-за проблем с аэродинамикой машины, что сокращало время патрулирования. Кроме того, работоспособность экипажа падала из-за отсутствия мест для полноценного отдыха.
Самолет модернизировали, оснастив его РЛС "Шмель-Б" и новым бортовым оборудованием. Эти машины получили обозначение А-50У и А-50М, хотя до сих пор официально не ясно, насколько корректными являются эти названия. В 1991 году два А-50 патрулировали над Черным морем, отслеживая действия авиации антииракской коалиции во время операции "буря в пустыне". Использовались эти самолеты и во время чеченской кампании. Усовершенствованный А-50ЭИ, поставленный Индии, был оснащен израильской РЛС Phalcon с фазированной антенной решеткой. Попытка поставить аналогичный самолет Китаю сорвалась из-за активных протестов правительства США, и китайцы приступили к разработке собственной РЛС AESA на базе РЛС для флота, созданной в 1990-х годах. Китайский самолет ДРЛО, известный как KJ-2000, поднялся в воздух в 2003 году. По заявлениям китайцев, РЛС, установленная на KJ-2000, превосходит по своим характеристикам станцию Phalcon. Если это правда, то Китай получил действительно значительно более совершенный самолет ДРЛО.
Варианты
А-50У: усовершенствованный вариант А-50, оснащенный РЛС "Шмель-М", способной работать как в активном, так и в пассивном режимах, и обнаруживать цели класса истребитель на дальности до 230 км. Некоторые источники утверждают, что А-50У и М - один и тот же самолет
А-50И: планер А-50, предназначенный фирме "Israel Aircraft Industries", которая должна была оснастить его РЛС Ella Phalcon по заказу Китая. Проект не был реализован из-за политического давления США
А-50М: модернизированный вариант А-50У с РЛС "Шмель-2" и более мощной бортовой ЭВМ
Ил-76СКИП: самолетный командно-измерительный пункт, вероятно, предшественник А-50. Используется ВВС для контроля за испытаниями ракет. Сохранил остекленную носовую часть транспортного Ил-76, вместо хвостовой турели установлен обтекатель антенны. На законцовках крыла установлены большие контейнеры с аппаратурой, штанга дозаправки отсутствует; известно о двух прототипах и пяти серийных доработанных самолетах
А-50ЭИ: вариант для ВВС Индии на базе Ил-76ТД, оснащенный израильской РЛС Phalcon и бортовым оборудованием российского производства
KJ-2000: китайский самолет ДРЛО, оснащенный РЛС AESA собственного производства, к настоящему времени построено четыре машины
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А-50
Тип: самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления
Силовая установка: четыре ТРДД ПНПП "Авиадвигатель" Д-30КП, тягой по 117,68 кН каждый
Масса: максимальная взлетная 190000 кг
Размеры: размах крыла 50,50 м; высота 14,76 м; площадь крыла 300 м'
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 37
Помимо огромного обтекателя антенны РЛС, А-50 отличается от других вариантов Ил-76 наличием большого воздухозаборника в основании киля. Через него поступает воздух для охлаждения многочисленного радиоэлектронного оборудования. Интересно, что на китайских KJ-2000 и индийских А-50ЭИ этот воздухозаборник отсутствует.
-
Air International 1987-07 / World Warplane Inventory
Provisional illustration of A-50 Mainstay with triple vertical tail.
-
Мировая Авиация 52
А-50 стал первым действительно эффективным самолетом ДРЛОиУ ВВС СССР и России. В 2008 году в эксплуатации находилось около 20 машин этого типа.
-
Авиация и Космонавтика 2010-06
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-27 - Россия - 1981
-
Мировая Авиация 37
Первым западным самолетом, сфотографировавшим А-50 из Шяуляя, стал в декабре 1987 года норвежский Р-3 Orion. Этот снимок был сделан шведским истребителем Viggen над Баренцевым морем.
-
Авиация и Время 2010-03
Самолет РЛДН А-50 в сопровождении Су-27
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-27 - Россия - 1981
-
Мировая Авиация 37
В задней части обтекателей шасси А-50 установлены две аэродинамические поверхности, которые компенсируют возмущения, создаваемые обтекателем РЛС.
-
Авиация и Космонавтика 2007-09
Воздушный парад в ознаменование 95-летия ВВС России. 11 августа 2007г.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-31 - Россия - 1975
-
Air International 2019-05 / P.Butowski - Early warning, Russian style /Military/
Beriev A-50 Mainstay, side number 50, with a MiG-31 Foxbat over Moscow on a May day parade flypast.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-31 - Россия - 1975
-
Мировая Авиация 37
Россия имеет около 30 самолетов А-50, обычно действующих совместно с истребителями-перехватчиками МиГ-31 "Foxhound". Передача данных между самолетами осуществляется по закрытым каналам связи.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-31 - Россия - 1975
-
Мировая Авиация 15
Четверка истребителей Су-27 выполняет полет в строю с самолетом ДРЛОиУ А-50, символизируя мощь ПВО России. В действительности А-50 чаще взаимодействует с перехватчиками МиГ-31, чем с истребителями Су-27.
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-27 - Россия - 1981
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
Beriev A-50 (`Mainstay') AEW&C aircraft (1999)
-
Авиация и Космонавтика 2017-01
7 декабря 2016 года на заводском аэродроме ТАНТК им. Г.М. Бериева выполнен облет очередного серийно модернизированного самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50У (№41) для В КС России. Кроме бортового номера эта машина получила собственное имя «Таганрог».
-
Авиация и Космонавтика 2014-03 / С.Дроздов - А-50: самолет, смотрящий вдаль /Самолеты России/
Другие самолёты на фотографии: Сухой Су-27 - Россия - 1981
-
Air International 2017-04 / Airscene
On March 6, 2017, Taganrog-based TANTK Beriev reported it delivered the fourth major upgraded A-50U airborne early warning and control aircraft to the Russian Air and Space Force.
-
Air International 2020-07 / P.Butowski - Russian Review
Russian Aerospace Forces A-50U '42 Red'/RF-50610 over Moscow on May 9, 2020. This is the most recent of the modernised A-50Us.
-
Air International 2019-05 / P.Butowski - Early warning, Russian style /Military/
Following upgrade by Beriev at Taganrog, A-50U RF-50610, side number 42, was delivered to the Russian Air Force on March 28, 2019.
-
Air International 2019-05 / P.Butowski - Early warning, Russian style /Military/
ТАНТК им. Г.М. Бериева передал ВКС России очередной модернизированный самолет А-50У
After its upgrade to U-model standard, Beriev returned A-50U RF-93952, side number 45, to the Russian Air Force on December 6, 2018. -
Авиация и Космонавтика 2019-01
ТАНТК им. Г.М. Бериева передал ВКС России очередной модернизированный самолет А-50У
-
Air International 2013-04 / News
Beriev A-50U '47' red/RF-92957 is the first upgraded Mainstay-B. It is seen taking off from Ivanovo-Severny, where the fleet is based.
-
Air International 2011-12 / News
31 октября 2011г. ВВС России приняли от ТАНТК им. Г.М. Бериева первый серийно модернизированный самолет ДРЛО А-50У. Самолет совершил перелет из Таганрога к месту своего постоянного базирования. А-50У получил новую элементную базу бортового радиотехнического комплекса, оборудован универсальными средствами отображения информации на основе дисплеев с жидкокристаллическими индикаторами, оснащен новым комплексом связи. В отличие от базового самолета, А-50У имеет отсеки отдыха для экипажа, буфет с бытовым оборудованием и туалет
The first production Beriev A-50U upgrade ('47'/RF-92957, c/n 0043453577/40-05) leaves Taganrog on October 31, 2011 for its operational base at Ivanovo. The only external airframe difference is the lack of strakes on the main landing gear nacelle. -
Air International 2012-03 / News
The first upgraded Beriev A-50U Mainstay airborne early warning and control system entered service with the Russian Air Force on January 17, 2012. It was delivered to the air arm on October 31, 2011 and completed a series of state acceptance tests at Ivanovo before officially entering service.
-
Air International 2020-07 / P.Butowski - Russian Review
Another of the six 'Mainstays' upgraded so far is A-50U '47 Red'/RF-92957. The absence of rear-fuselage auxiliary fins is clear from this angle.
-
Авиация и Космонавтика 2013-10 / А.Юргенсон - МАКС-2013
Модернизированный самолет ДРЛО и управления А-50У
-
Авиация и Время 2013-05 / А.Совенко - МАКС-2013 в цифрах и фактах
Еще одна новинка - А-50У
-
Air International 2014-06 / P.Butowski - Russi'a Force Multiplier /Military/
Around a dozen Mainstays are in service, all are based at Ivanovo, 250km from Moscow.
-
Air International 2013-10 / Tankers (1)
A Russian Air Force Il-78M Midas refuels an Indian Air Force A-50EI Mainstay airborne early warning aircraft during flight trials in Russia.
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-78 - Россия - 1983
-
Авиация и Космонавтика 2011-12 / А.Заблотский - 95 лет таганрогскому авиастроению
Другие самолёты на фотографии: Ильюшин Ил-78 - Россия - 1983
-
Air International 2011-01 / News
The third IAI/Beriev A-50Ehl Phalcon AWACS for the Indian Air Force (KW-3553, c/n 2053421736) is seen on approach to Ben Gurion International Airport, Tel Aviv, in Israel on November 3, 2010, after making its maiden flight following modification. The third aircraft is the last of the original order and will be delivered in 2011. India has plans to order up to nine additional examples.
-
Air International 2011-04 / M.Ayton - Typhoon's Epic Deployment /Military/
RAF aircrew from No.8 Squadron flew on an Indian Air Force A-50EI Mainstay AWACS aircraft during Exercise Indra Dhanush III.
-
Мировая Авиация 37
После отказа от попытки создать собственные самолеты ДРЛОиУ Индия в 2003 году заказала три А-50ЭИ. Первый самолет (фото) был поставлен в мае 2009 года. А-50ЭИ оснащен израильской РЛС Phalcon и российским бортовым оборудованием. На самолете установлены двигатели ПС-90.
-
Авиация и Космонавтика 2011-11 / В.Ильин - Российские тактические боевые самолеты на авиасалоне МАКС-2011 и их оценка мировыми СМИ
Як-130 под крылом А-50
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-130 - Россия - 1996
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / В.Морозов - Авиация Литвы: 1919-2018гг. (3)
Пилоты 114-го ОАП ДРЛО ВВС СССР на фоне самолетов ДРЛО А-50 и Ту-126. а. Зокняй. 1984-1985 гг.
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-126 - Россия - 1962
-
Авиация и Космонавтика 2011-07 / Д.Пичугин - Воздушный КП
Современный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-50
-
Air International 1988-02 / Airscene
The AEW&C version of the Il-76, the Mainstay, photographed over the Barents Sea from a Norwegian P-3B Orion.
-
Авиация и Время 1995-05 / Н.Новичков, Ю.Шварев - Российская авиация в чеченской войне /Авиация в локальных конфликтах/
Самолеты ДРЛО А-50 установили радиолокационный контроль практически над всей территорией Чечни
-
Air International 1991-06 / Military Aircraft Directory (2)
ILYUSHIN IL-76 “MAINSTAY”
-
Авиация и Время 2009-03 / Е.Гордон - Заслон на дальних рубежах
МиГ-31Б в одном строю с самолетом ДРЛО А-50
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-31 - Россия - 1975
-
Авиация и Время 2012-05 / С.Дроздов - На руинах Великого и Могучего (5)
Самолеты ДРЛО А-50 входят в состав 6950-й АвБ
-
Авиация и Время 2014-01
5 февраля 2014г. пресс-служба ТАНТК им. Г.М. Бериева сообщила, что в Таганроге, на заводском аэродроме этой фирмы, состоялась церемония передачи ВВС России очередного серийно модернизированного самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50У. Кроме бортового номера «37», эта машина получила собственное имя «Сергей Атаянц», в честь Сергея Аванесовича Атаянца - авиаконструктора ТАНТК, непосредственно руководившего созданием А-50.
-
Авиация и Время 2010-02
Второй самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-10 Phalcon ВВС Индии (борт KW-3552)
-
Air International 2014-06 / P.Butowski - Russi'a Force Multiplier /Military/
The A-50U upgrade to the Mainstay provides new large LCD screens for systems operators.
-
Мировая Авиация 37
На Западе первоначально считали, что А-50 будет действовать совместно с такими истребителями, как МиГ-29. На этом "предположительном" рисунке самолет изображен с остеклением в носовой части, как у Ил-76.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-29 - Россия - 1977
-
Air International 1984-09 / ??? - SovAir: The New Wave
These provisional general arrangement drawings depict the Ilyushin Mainstay AWACS aircraft, which is now entering SovAir service.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
Beriev A-50 AEW&C version of Ilyushin Il-76, known to NATO as `Mainstay' (1993)
- Фотографии