Ил-78
Ил-78 - созданный на базе планера Ил-76 самолет-заправщик, предназначенный для дозаправки военных самолетов в воздухе. Самолет создан в начале 1980-х годов на базе модификации Ил-76МД, в конструкцию которого внесли ряд изменений: в ДальшеMore>>>
грузовой кабине установили два топливных бака в сумме на 28 000 кг топлива; кабину стрелка кормовой пушечной установки переоборудовали в кабину оператора системы дозаправки, оснастив ее необходимыми приборами; под каждой из консолей крыла и в хвостовой части фюзеляжа с левой стороны установили унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А "Сахалин"; усовершенствовали бортовое радиоэлектронное оборудование (в зависимости от режима дозаправки скорость передачи топлива составляет 900-2200 л/мин). Два дополнительных топливных бака могут быть удалены, после чего самолет становится транспортным. Испытания Ил-78 проводились в 1983 году, после чего он был принят на вооружение советских Вооруженных сил.
В отличие от Ил-76 самолет-заправщик Ил-78 оборудован радиотехнической системой ближней навигации РСБН-7С "Встреча", позволяющей осуществлять взаимный поиск и сближение самолета-заправщика и предназначенного для заправки самолета на дистанции 300 км, в сложных метеоусловиях и в любое время суток.
В 1987 году создан усовершенствованный вариант Ил-78М с возросшими до 210 000 кг максимальной взлетной массой и до 80000 кг массой передаваемого топлива (у предшественника - 60 000 кг; на Ил-76М добавлен третий фюзеляжный топливный бак). Однако в противовес Ил-78, модернизированный самолет Ил-78М уже не является "конвертируемым" - демонтировать топливные баки для переоборудования самолета в транспортный вариант уже нельзя.
По имеющимся данным, на 2011 год было выпущено 53 самолета-заправщика Ил-78/Ил-78М, которые поступили на вооружение военно-воздушных сил России, Украины, Индии, Ливии, КНР и др.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ил-78
Тип: самолет-заправщик/транспортный самолет с экипажем из семи человек
Силовая установка: четыре ТРДД Д-30КП серия 2 тягой по 117,68 кН
Летные характеристики: крейсерская скорость на оптимальной высоте 750 км/ч; скорость при передаче топлива на высотах 2000-9000 м - 430-590 км/ч; на рубеже от аэродрома базирования 1000 км - передача 60 000 кг топлива, на рубеже 2500 км - около 30 000 кг топлива
Масса: пустого 98 000 кг; максимальная взлетная 190000 кг
Размеры: размах крыла 50,50 м; длина 46,59 м; высота 14,76 м; площадь крыла 300,00 м2
Полезная нагрузка: см. выше
A early version of the Il-78M Midas seen at Zinchuk AB in the Ukraine.
Ил-78 из группы сопровождения, во время визита в США на авиабазу Барксдейл, штат Луизиана
Ил-78 на авиационном празднике, проходившем в Китае на аэродроме города Чжанцзяцзи
Топливные баки, монтируемые в грузоотсеках Ил-78
«Линейка» Ил-78 и Ил-78М на аэродроме Дягилево
Il-78M flight refuelling tanker (1999)
Подготовка к вылету с отработкой дозаправки топливом в полете
Экипаж самолета-заправщика Ил-78
Воздушный парад в честь 65-й годовщины победы
A Russian Air Force Il-78M assigned to the 203rd Aviation Regiment takes off from Ryazan-Dyagilevo AB.
The UPAZ-1 air-refuelling pod is clearly visible on the aft fuselage of this Il-78M Midas taking off from Ryazan-Dyagilevo AB on a snowy winter's day.
Самолет-заправщик Ил-78М в составе ВКС России
Ил-78М из состава 6950-й АвБ ВВС России. Рязань, 9 августа 2012 г.
Ил-78М из 230-го авиаполка самолетов-заправщиков, дислоцирующегося в Энгельсе, отрабатывает подготовку к дозаправке самолетов в воздухе. В рабочее положение приведены все три заправочных агрегата УПАЗ-1М.
A Russian Air Force Il-78M with a TU-95MS Bear bomber
Заправка Ту-95МС от летающего танкера Ил-78
A Tu-95MS uploads fuel via a drogue of an Il-78 Midas tanker.
A Tu-95MS Bear-H approaches an Il-78M Midas for fuel. The global 'power projection' missions are performed with one or two refuellings; a record-breaking flight of 42 hours and 20 minutes in July 2010 involved four.
A Tu-95MS and an Il-78 simulated an aerial refuelling, passing by at 300 knots and 1,000ft
9 мая в Москве, несмотря на дождливую погоду и низкую облачность состоялась воздушная часть парада в честь 76-й годовщины Победы.
Воздушный парад в честь Дня Победы и 70-летия освобождения города-героя Севастополя
Most long-range operations are performed with one air refuelling; ultra-long operations of more than 20 hours requiring two.
Отработка дозаправки истребителей Су-27. В отличие от Ил-76 заправщик не оснащен кормовой стрелковой установкой, а место стрелка занимает оператор дозаправки. Также в отличие от Ил-76, самолет Ил-78 оснащен системой слива топлива в полете.
МиГ-31 заправляется от крыльевого УПАЗ
Ил-78. Дозаправка истребителей-перехватчиков МиГ-31
Во время экспериментальной дозаправки МиГ-29 от Ил-78. Зима, 1995-1996гг.
Отработка дозаправки топливом в полете.
Пара Су-24 получает топливо от Ил-76М
Два Су-24 подходят к Ил-78 для приема топлива или отработки "сухого контакта". Минимальная дистанция приближения к заправщику самолета любого типа составляет 13 м.
Two Su-24M Fencer bombers with an Il-78M.
The Il-78M is the RuAF’s primary tanker, seen here with Su-24s and three Yak-130s. A dozen Il-78Ms will be updated to Il-78M2 standard.
An Su-27UB Flanker plugged into the port side drogue of a Russian Air Force Il-78M Midas.
A Russian Air Force Il-78M Midas refuels an Indian Air Force A-50EI Mainstay airborne early warning aircraft during flight trials in Russia.
An Su-30SM seconds from plugging into the aerial refuelling drogue extended from the under wing pod of IL-78M 50 Blue, RF-95275 during a mission over the Eastern Mediterranean.
Уникальной особенностью Ил-78 является средний контейнер с аппаратурой дозаправки, смонтированный по левому борту в хвостовой части фюзеляжа. По скорости одновременной перекачки топлива из всех трех контейнеров Ил-78 превосходит западные аналоги.
NPP Zvezda's UPAZ-1 pod can transfer 1,000 litres of fuel per minute to tactical aircraft such as the Su-24 Fencer and Su-27 Flanker.
UPAZ Aerial Refuelling Pod
Индия
На вооружении ВВС Индии состоит шесть Ил-78МКИ. Ил-78 экспортировался в очень ограниченном количестве, однако, самолеты такого же типа состоят на вооружении главного противника Индии - Пакистана.
An Il-78MKI Midas air-to-air refuelling tanker took part in the exercise, though a second aircraft was also used to escort the Su-30MKIs from India to the UK. During Indradhanush 07 each country used their respective tankers as the complexities of obtaining clearances for interoperability outweighed any potential benefits.
В ВВС Индии Ил-78 именуется MARS (Mid-Air Refuelling System). Ил-78МКИ спроектирован на основе Ил-78МЭ специально для ВВС Индии. Самолеты, построенные в Узбекистане, оборудованы израильскими системами перекачки топлива.
Индийские Ил-78МКИ на стоянке
Су-30МКИ и летающий танкер Ил-78
Заправка индийским Ил-78МКИ двух Су-30МКИ
Су-30МКИ в совместном полете с летающим танкером Ил-78
India currently operates Il-78s in the tanker role, but Russia sees a future market in the country for A-50s.
Алжир
Су-30МКА выполняют дозаправку топливом в полете
Пакистан
В полете Ил-78 ВВС Пакистана
Китай
This Ilyushin Il-78 Midas is the first example for the People’s Liberation Army Air Force.
США
Ил-78, арестованный в США
Ливия
Единственный ливийский Ил-78 поставленный во времена СССР
Ил-78М-90А
The Il-78M-90A tanker seen in mid-July after the initial part of its design testing at Ulyanovsk.
The first and, so far, only Il-78M-90A is scheduled to complete its factory tests this May.
Roll-out at Aviastar-SP of the first ordered Il-78M-90A tanker took place on November 29, 2017. The aircraft has exactly the same equipment standard as that of the Il-76MD-90A transport, including a multisensor payload in the nose and an integrated self-protection suite.
Новейший топливозаправщик Ил-78М-90А в июле 2018г. планируется передать на заводские летные испытания