Мировая Авиация 4
-
Серийные машины. Уязвимость при атаке сзади и отсутствие в 1941-1942 годах достаточного числа истребителей для сопровождения штурмовиков привели к тому, что многие Ил-2 прямо на передовой стали переделывать в двухместные. Идя навстречу требованиям фронтовиков, в мае 1942 года конструктор Ильюшин предложил модель двухместной машины Ил-2М, на которой место стрелка было оборудовано позади топливного бака, располагавшегося за спиной пилота. При этом рассматривались не менее пяти вариантов кабины Ил-2. Место стрелка оснастили пушкой УБТ. На этой стадии установили стандартный вес броневой защиты штурмовика в 990 кг. Толщина брони колебалась от 4 до 12 мм. Несмотря на то, что с появлением второго члена экипажа несколько ухудшились технические характеристики самолета (его скорость упала с 396 км/ч у Ил-2 до 370 км/ч у Ил-2М), новая машина хорошо зарекомендовала себя в боях. С июля 1942 года на Ил-2 появились более мощные двигатели АМ-38Ф в 1720 л. с, которые работали на дизельном топливе (прежний двигатель АМ-38 имел мощность 1550 л. с). На Ил-2/АМ-38Ф, известном также под названием Ил-2 тип 3, можно было ставить и двухъярусную подвеску для размещения 32 реактивных снарядов РС-82. Кроме того, угол стреловидности крыла был доведен до 15°. Новая модель Ил-2 прошла испытания в декабре 1942 года, а уже в январе следующего года первые боевые машины поступили на Сталинградский фронт. Последняя серийная модель Ил-2 имела обозначение Ил-2М3.
Ил 2 с 37-мм пушками. Начиная с 1943 года, под крылом некоторых Ил-2М3 стали устанавливать 37-мм автоматические противотанковые пушки НС-37 (ОКБ-16), имевшие боезапас в 50 выстрелов и способные пробить броню даже немецких "Тигров". Появление тяжелых пушек заставило отказаться от ракетного и бомбового вооружения, однако вместо этого на самолете добавились две пушки ШВАК и одна пушка УБТ для стрелка.
МиГ-29 с полной боевой загрузкой. Ракеты Р-27Р (АА-10 "Alamo") размещены на внутренних, а Р-73 (АА-11 "Archer") - на средних и внешних покрыльевых пилонах.
Включение МиГ-29, принадлежавших ВВС Германской Демократической Республики, в состав Люфтваффе предоставило Западу доступ к современным российским ракетам "воздух-воздух" (ААМ). На фотографии показан запуск Р-27Р (АА-10 "Alamo") над базой американских ВВС Элджин во Флориде в 2003 году.
США покупают российские самолеты. Июнь 1997г. Предприняв беспрецедентный шаг, Соединенные Штаты Америки решили приобрести 21 самолет МиГ-29 "FULCRUM-A", "В" и "С" плюс 500 ракет класса "воздух - воздух" у Молдовы. В данном случае США действовали в рамках программы укрепления национальной безопасности, направленной на то, чтобы остановить утечку оружия в "страны-изгои", где оно могло использоваться против американцев. Самолеты "Fulcrum" были доставлены на базу ВВС Райт-Паттерсон (штат Огайо) и приведены в нерабочее состояние.
1 июля 1997г. Прототип многоцелевого боевого истребителя Су-30МКИ (1-й вариант двухместного Су-27), предназначенный для ВВС Индии, совершил свой первый полет.
Ту-22М0 "Backfire А". "33-й синий" - один из девяти предсерийных Ту-22М0 "BACKFIRE-A", построенных в Казани с 1969 по 1971 год. У этих самолетов в основании киля отсутствовало защитное вооружение, вместо него здесь устанавливалась аппаратура радиоэлектронного противодействия и тормозной парашют. Самым большим недостатком Ту-22М0 оказалась его силовая установка, состоявшая из двух двигателей НК-144-22. Они разрабатывались для сверхзвукового лайнера Ту-144 и отличались высоким расходом топлива, что уменьшало радиус действия Ту-22. К моменту создания прототипа Ту-22М0 в основание киля была добавлена дистанционная кормовая пушка для защиты задней полусферы. В передней части фюзеляжа на первых Ту-22М размещалась штанга для дозаправки топливом в воздухе. Но позже ее демонтировали в соответствии с подписанным договором об ограничении наступательных вооружений ОСВ-2.
Ту-22М1 "BACKFIRE-A". Ту-22М1 (по натовской классификации - "BACKFIRE-A") был выпущен в 1971-1972 годах в количестве всего девяти машин. На этой модели изменилась конфигурация хвостовой части, появились более мощные двигатели НК-22. Кроме того, изменилась конструкция шасси, основные части которого стали убираться не в гондолы под крылом, а внутрь корневой части крыла и частично фюзеляжа.
Когда Ту-22М огибали побережье Скандинавии, их встречали норвежские истребители. На снимке изображен истребитель норвежских ВВС F-16A, эскортирующий советский Ту-22М2.
В пределах своего радиуса действия Ту-22М мог поражать цели противокорабельными ракетами Х-22 (AS-4 "Kitchen"), обладающими огромной разрушительной мощью.
Ту-22М2
Ту-22М3 с работающим в форсированном режиме двигателем взлетает с заснеженного аэродрома на севере. Самолет, прозванный летчиками "Тройкой", поступил на вооружение в 1983 году. Он был оснащен новыми двигателями, имел увеличенный размах крыла. У самолета была снижена масса и улучшены эксплуатационные и тактические характеристики. Ту-22М3 стал носителем нового вида оружия-ракеты X-15 (AS-16 "Kickback"). Благодаря твердотопливному двигателю и аэродинамическому профилю, на конечной стадии полета она развивала скорость до 1,5 км/сек и могла поражать как надводные, так и наземные цели.
Этот Ту-22М3 был сфотографирован в 2007 году в Монино. Он оснащен характерными сдвоенными подкрыльевыми пилонами ВД-45К для переноски ракет Х-22. Основным внешним отличием самолета являются по-особому скошенные воздухозаборники двигателей НК-25.
Ту-22М3 возвращается на базу после учебного полета. Остальные типы российских боевых машин находятся в стадии обновления, а флот Ту-22М продолжает нести свою службу. Только в 2007 году российские бомбардировщики различных типов более 120 раз перехватывались иностранными истребителями от побережья Аляски до побережья Шотландии. Возвращение на дальнее патрулирование Ту-22М и других машин свидетельствует об увеличении армейских запасов горючего: если в 90-х годах прошлого столетия налет экипажа бомбардировщика составлял в среднем не более 40 часов в год, то к 2007 году этот показатель вырос до 100 часов.
Этот Ту-22М входит в состав 924-го морского ракетоносного авиационного полка (МРАП) ВМФ России, базирующегося в Оленегорске. В годы холодной войны боевой задачей данного подразделения являлось уничтожение кораблей НАТО, нарушивших морскую границу СССР. Соединения Ту-22М должны были атаковать вражеские корабли ракетами Х-22 (AS-4 "Kitchen").
Базировавшиеся в Иордании и Кувейте самолеты британских Королевских ВВС Harrier GR. Mk 7 применяли ракеты Maverick с инфракрасной головкой наведения для поражения иракской бронетехники, артиллерии и пусковых установок ракет класса "земля - земля".
Бомбардировщик Armstrong Whitworth Whitley. Нос этого летящего на высокой скорости самолета опущен необычно низко.
Способность самолета B-1B Lancer переносить сразу до 24 авиабомб JDAM превратипа его в главный бомбардровщик войны. На долю машин этого типа выпало лишь около двух процентов от общего числа боевых вылетов, но при этом они сбросили почти треть всех использованных в ходе операции бомб JDAM.
Взлет бомбардировщика B-2A, самолеты-заправщики выруливают на ВПП, остров Диего-Гарсия, операция "Iraqi Freedom". Этот B-2 действовал совместно с машинами B-1 и B-52 в кампании против Ирака. На той же авиабазе в Индийском океане находились тяжелые бомбардировщики B-52H и заправщики KC-135.
Истребитель Bf 109E-4 (с заводским номером 1480) базировался в августе 1940 года в Соме (Франция). На этом самолете летал пилот второй группы 3-й истребительной эскадры обер-лейтенант Франц фон Верра. Сбитый над Британией 5 сентября 1940 года фон Верра был вынужден совершить аварийную посадку близ Винчет Хилл в графстве Кент. Там его взяли в плен. Позже летчик прославился тем, что он, единственный из всех взятых западными союзниками пленных, сумел сбежать из лагеря для военнопленных и вернуться в Германию.
Желтые носы были отличительным знаком всех Bf 109, находившихся в районе Ла-Манша. Обратите внимание на извилистую линию вдоль фюзеляжа, которая означала, что данная машина входила в третью группу воздушной эскадры.
"Желтый 14" из третьей группы JG 2 был самолетом лейтенанта Франца Фиби. Здесь Фиби сфотографирован во время боевого вылета.
Самолеты эскадрильи Bf 109 выстроились над Ла-Маншем, фотография сделана в сентябре 1940 года.
Майор Гюнтер Лютцов (слева) и капитан Вильгельм Балтазар обсуждают новости на авиабазе в Девре (Франция). На заднем плане виден Bf109, на котором летал Балтазар. Отметки на киле самолета говорят о том, что к тому моменту капитан одержал 27 побед в воздушных боях и поразил 14 наземных целей.
Истребитель Bf 109E-4 (с заводским номером 1480) базировался в августе 1940 года в Соме (Франция). На этом самолете летал пилот второй группы 3-й истребительной эскадры обер-лейтенант Франц фон Верра. Сбитый над Британией 5 сентября 1940 года фон Верра был вынужден совершить аварийную посадку близ Винчет Хилл в графстве Кент. Там его взяли в плен. Позже летчик прославился тем, что он, единственный из всех взятых западными союзниками пленных, сумел сбежать из лагеря для военнопленных и вернуться в Германию.
F-16 стал основным боевым самолетом ВВС США во время воздушных боев над Ираком. На начальной стадии операции в общей сложности задействовали 131 самолет (60 F-16C и 71 F-16CJ). Самолеты базировались на четырех авиабазах, расположенных в Иордании, Кувейте, Катаре и Саудовской Аравии. Самолеты передней линии атаки были вооружены ракетами AGM-88 HARM, остальные несли авиабомбы JDAM.
"Некрашеный" F-16. Декабрь 1997г. В рамках программы развития истребительной авиации (JSF) фирма "Lockheed Martin" провела серию испытаний по созданию "некрашеного" самолета. Замена краски клейкой черной пленкой позволила существенно снизить массу самолета и эксплуатационные расходы. Участки золотистой пленки на этом F-16 (внизу) были нанесены в честь празднования 50-летия ВВС США.
Лейтенант Якоб Крат (младший) воевал на этом F-84E-25-RE в составе 523-й истребительной эскортной эскадрильи (FES) 27-й истребительной эскортной авиагруппы (FEG). Он оказался самым удачливым из всех пилотов, летавших на F-84, сбив два МиГ-15 и один Як.
Признанным асом майор Эдвин Л. Геллер стал во время Второй мировой войны. Он летал на нескольких F-86F и использовал необычную тактику ведения боя.
Когда в войска "миротворческих сил ООН" поступил F-86F, они, наконец, получили истребитель, способный противостоять советскому истребителю МиГ-15. И даже в этом случае паритет в воздухе удерживался с большим трудом.
К 2008 году в Египте все еще сохранился большой парк построенных в бывшей Чехословакии учебных самолетов Delfin ("Дельфин"), хотя в 2000 году на смену им уже были заказаны учебные самолеты К-8 Karakorum.
В конце 1970-х годов L-29 считался самым удачным чехословацким самолетом. Он эксплуатировался по всему миру (особенно широко - в странах бывшего Варшавского договора) и принимал участие в целом ряде военных конфликтов.
Aero L-29 Delfin
L-60 Brigadyr, отличавшийся необычайно коротким пробегом при взлете, нашел широкое применение в военной и гражданской авиации.
4 апреля 1997г. Первый из 142-х истребителей-бомбардировщиков Королевских ВВС Великобритании Tornado GR.Mk 1 был улучшен до стандарта GR.Mk 4 и совершил свой пробный 39-минутный полет.
В районе конфликта активно действовали тридцать самолетов Королевских ВВС Великобритании GR.Mk 4/4А Tornado. Оснащенные системой воздушной разведки RAPTOR, они были вооружены снарядами PGM, ALARM и Storm Shadows.
В операции "Освобождение Ирака" приняли участие все три типа самолетов F-14. Самолеты F-14D направляли авиабомбы JDAM с помощью маловысотной ночной тепловизионной прицельно-навигационной системы LANTIRN. Эта пара F-18B, несущая бомбы с лазерным наведением (LGB) VF-32, поднялась в воздух с палубы авианосца ВМС США "Гарри Трумэн".
9 августа 1952 года лейтенант Питер Кармайкл (второй справа) стал единственным британским пилотом, одержавшим победу в небе над Кореей на самолете английского производства. На этом поршневом истребителе Sea Fury он сумел сбить МиГ-15.
На Кубе используется оригинальная модель учебного L-39C Albatros. Первый из 25-ти таких самолетов поступил сюда в 1982 году.
Эти чешские L-39ZA вооружены установленной внутри фюзеляжа пушкой и боеприпасами, укрепленными на подкрыльевых подвесках.
Aero L-39 Albatros
Як-40 используется некоторыми операторами как VIP-транспорт. Этот югославский самолет был сфотографирован еще до начала гражданской войны в этой стране. Но и сейчас он продолжает нести службу в Сербии.
Этот Як-40 принадлежит государственной транспортной компании "Россия". Компания продолжает эксплуатировать эти самолеты на местных линиях и совершать рейсы из аэропортов Внуково (Москва) и Пулково (Санкт-Петербург).
Этот Як-40 RA-87905 в 2005 году принадлежал авиакомпании "Полет", а затем был передан в другую российскую компанию авиаперевозок - "Волга-Днепр".
Этот Як-40 принадлежит базирующейся в Киеве компании "Аэростар", одной из тех, которые во множестве возникли на постсоветском пространстве. Авиакомпания предлагает данный лайнер для чартерных VIP-рейсов.
Этот Як-40, представляющий Сумское НПО им. Фрунзе, совершает посадку в аэропорту Внуково.
Первый прототип Як-40 с регистрационным номером "СССР -1966". Воздухозаборник его центрального двигателя, в отличие от серийного самолета, был прямым, также отсутствовали створки реверсивного устройства среднего двигателя.
Предложив достаточно большое по площади крыло, конструкторы Як-40 избежали необходимости устанавливать сложную дополнительную механизацию для улучшения взлетно-посадочных характеристик.
Model 649 Constellation. L-649 - первая "Конни", способная нести расположенный в нижней части фюзеляжа грузовой контейнер "Speedpak". Изображенный лайнер Constellation строился как Model 649-84-24, но еще на стапеле был доведен до стандарта Model 649-79-12 и передан авиакомпании "Eastern Air Lines". В марте 1947 года самолет получил номер NX101A. На нем был установлен пробный грузовой контейнер "Speedpak", а сама машина первое время использовалась для тренировочных полетов. Позже, когда в 1950 году лайнер улучшили до конфигурации L-749A, он поменял свой номер на NC101A.
Компания "Eastern Air Lines" приобрела 14 лайнеров L-649 по цене 650 000 долларов. Эти самолеты начали совершать рейсы из Нью-Йорка в Майами в 1947 году.
L-649 и L-749 производились одновременно. Поначалу лайнеры именовали "Золотые Констеллейшн" ("Gold Plate Constellations"), но это название не прижилось.
Модификации "Конни" L-749 и L-749A, предназначенные для выполнения дальних перелетов, продавались авиакомпаниям BOAC, "Air France", KLM, TWA и "Pan Am". Характеристики этих лайнеров оказались настолько привлекательными, что получить их захотели и другие операторы. Вскоре авиакомпании QANTAS, "Air India", "Avianca" и SAA поняли, что только новые Constellation помогут им закрепиться на арене международных пассажирских перевозок.
L-649 был более совершенен, нежели Model 049. Салон лайнера стал тише и комфортнее, улучшились его обогрев, охлаждение и вентиляция. Все эти качества высоко оценили пассажиры.
20 февраля 1997г. ВВС США и производитель Teledyne Ryan показали первый Global Hawk (Tier II Plus) - высотный беспилотный летательный аппарат (UAV) большой дальности. Длина его составляла 13,53 м, а размах крыльев - 35,41 м.
Первые серийные машины. К тому моменту, когда появилось обозначение Ил-2, штурмовик конструктора С. В. Ильюшина уже находился в серийном производстве. Первые машины выпускались для 4-го полка легкой бомбардировочной авиации. К сожалению, первый период эксплуатации этого самолета был омрачен постоянно возникавшими серьезными проблемами. Много штурмовиков разбилось из-за неопытности пилотов, а отсутствие защиты задней полусферы стрелка обернулось массовой потерей этих машин летом 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз. Очень ненадежными оказались клеевые швы и задняя часть фюзеляжа Ил-2 (этот недостаток частично исправили с помощью стальных лонжеронов). С середины 1941 года была усилена огневая мощь самолета: на Ил-2 начали устанавливать реактивные снаряды РС-132 (вместо РС-82), а также заменили пушками ВЯ-23 прежние пушки ШВАК.
Commander 560F был похож на 680F, но оснащался двигателями IGO-540, что позволило снизить массу самолета.
2 августа 1997г. Усовершенствованный легкий боевой самолет Aero L-159 ALCA, совершавший первый полет, достиг высоты 4572 м и развил скорость 609 км/ч.
17 мая 1997г. Беспилотный истребитель X-36 совершил полет в Исследовательском летно-испытательном центре НАСА (Эдвардс).
L-39MS/-59 представлял собой попытку вдохнуть новую жизнь в самолет Albatros. Основным инструментом для этого служил более мощный и экономичный турбовентиляторный двигатель.
Легкий HC-2 был самым удачным чехословацким вертолетом. Два члена экипажа помещались в кабине, лишенной дверей.
Красный крест на белом щите указывает на то, что этот A.100 входил в состав бомбардировщиков 3-го авиаполка чехословацких ВВС.
Aero A.100
То, что Super Hornet намного больше прежнего Hornet, видно с первого взгляда. А вот более мелкие изменения, к числу которых относится новая конструкция пилонов, расположенных в районе воздухозаборников, можно обнаружить только при внимательном рассмотрении.
F/A-18F Super Hornet из 41-й ударной истребительной эскадрильи (VFA-41) выполняет полет над Персидским заливом. Этому самолету отведена решающая роль во время боевых действий. Он оснащен ракетами "воздух - воздух" AIM-9X для ведения атак и ракетой AGM-65 Maverick для нанесения точных ударов по наземным целям.
Установленные на Super Hornet компьютеры автоматически приводят в нужное положение во время взлета закрылки и предкрылки машины. Пилоту нужно лишь передвинуть вперед до упора рычаги управления двигателями.
Посадка "Rhino" на палубу авианосца считается самым ответственным моментом полетов. Впрочем, при неблагоприятных условиях Super Hornet может совершить посадку и в полностью автоматическом режиме.
17 марта 1997г. Первый серийный вертолет AH-64D Apache Longbow совершил 30-минутный пробный полет в штате Аризона.
Самолет Super Hornet имеет большие габаритные размеры и кажется более громоздким, нежели его меньший по величине "предшественник" Hornet. Этот F/A-18E входит в состав VFA-22.
Высокоточные управляемые ракеты (PGM) в операции "Освобождение Ирака". В ходе операции "Освобождение Ирака" (если сравнивать ее с "Бурей в пустыне") намного шире использовались ракеты PGM. Всего за начальный период войны было сброшено 19948 управляемых и 9250 неуправляемых ракет, при этом управляемые бомбы JDAM (фото) составили почти четверть от общего числа ракет. Практически все реактивные самолеты, принимавшие участие в конфликте, применяли тот или иной тип управляемого оружия. Во время войны впервые использовались новые боеприпасы, включая ракеты, запускаемые вне зоны действия ПВО противника (MBDA) Storm Shadow, кластерные (кассетные) бомбы CBU-105, CBU-107 и управляемые ракеты AGM-86D. Оснащенные специальной боеголовкой для поражения подземных или бетонированных целей, они запускались с борта бомбардировщиков B-52H.
14 марта 1997г. Свой первый полет осуществил прототип EF2000 DA.4 (ZH590) (на фотографии). В тот же день прощальный рейс совершил последний из оставшихся DH Comet, принадлежавший компании MoD (Перу).
Z-35 Heli-Trener предназначался для проведения аэрофотосъемки, а также использовался как медицинский транспорт, сельскохозяйственный вертолет, вертолет для проведения геологоразведки и патрулирования линий электропередач.