RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Чехословакия

Год : 1959

Двухместный учебный самолет для обучения начинающих пилотов и переподготовки летчиков

Aero L-29 Delfin

   Самолет Aero L-29 Delfin (по классификации НАТО - "Maya"), строился для военно-воздушных сил стран Варшавского договора. Заказы были огромными. Выпуск более 3500 машин одного типа свидетельствовал о том, что ее конструкция оказалась довольно удачной.
   Эта модель создавалась как учебный реактивный самолет, который должен был заменить собой устаревшие поршневые учебные самолеты, на которых до этого обучались и проходили переподготовку летчики ВВС Чехословакии.
   Инженеры предприятия "Aero" спроектировали учебный самолет, отличавшийся высокой надежностью и простотой в управлении. Послушный L-29 оказался прекрасной учебной машиной, позволявшей совершать даже грубые ошибки пилотирования, которые часто допускали начинающие курсанты.
   Крыло L-29 было достаточно толстым в сечении, прямым и трапециевидным. Это обеспечивало простоту конструкции и оптимальное распределение аэродинамических нагрузок. В основании крыла по обеим сторонам фюзеляжа находились воздухозаборники двигателя. Предкрылков не было, имелись элероны с аэродинамической компенсацией на внешней части крыла и щелевые закрылки на его остальной части. Это позволило сажать самолет на очень низкой скорости (всего 135 км/ч) и улучшало его эксплуатационные качества.
   Под разделенным на секции фонарем кабины инструктор и курсант сидели тандемом в разработанных конструкторами фирмы "Aero" синхронизированных катапультных креслах. При этом инструктор располагался чуть выше курсанта. Оба места были оборудованы ручным управлением.
   В центральной части фюзеляжа L-29, возле крыла, размещались два основных топливных бака (один кольцеобразный, а второй цилиндрический). Они находились возле точки центра тяжести самолета, что сокращало протяженность бензопроводов и помогало сохранить центровку по мере расходования горючего. Силовая установка L-29 состояла из турбореактивного двигателя Motorlet М 701, который мог быть демонтирован за полтора часа.
   Широкая база шасси с шинами низкого давления позволяло самолету взлетать и садиться с любых аэродромов, специально подготовленная взлетно-посадочная полоса не требовалась. Попасть внутрь машины можно было по встроенным в фюзеляж ступенькам. На L-29 устанавливался фотопулемет для обучения стрельбе, а на двух пилонах под крылом допускалось брать до 200 кг боеприпасов для учебного бомбометания.
   Прототип XL-29, оснащенный турбореактивным двигателем Bristol Siddeley Viper, совершил свой первый полет 5 апреля 1959 года. После проведения летных испытаний был построен второй прототип с чехословацким турбореактивным двигателем Motorlet М 701 (именно он был выбран для серийного производства самолетов L-29 в середине 1960 года). Затем выпустили несколько предсерийных машин L-29, чтобы оценить и сравнить их с конкурирующими моделями - польским PZL TS-11 Iskra и советским Як-30.
   L-29 показал себя с самой лучшей стороны, после чего именно его выбрали в качестве стандартного учебного самолета для военно-воздушных сил всех стран Варшавского договора (за исключением Польши, которая предпочла заказать для своих ВВС отечественный TS-11). Существовало еще два варианта основной модели L-29. Первым стал одноместный L-29A Delfin Acrobat, который строился в очень небольших количествах для аэробатики, а вторым - штурмовик L-29R, так и не запущенный в серию.
   Стандартный учебный L-29 заступил на службу в 1963 году и был первым серийным самолетом, который выпускался в Чехословакии. Благодаря большому количеству заказов из СССР и стран Варшавского договора, было произведено 3600 машин. Основная их часть поступила в Болгарию, Чехословакию, ГДР, Венгрию и Румынию, при этом около 2000 самолетов получили ВВС СССР и ДОСААФ. Остальные самолеты пошли на экспорт в Афганистан, Египет, Гвинею, Индонезию, Ирак, Мали, Нигерию, Сирию и Уганду.
   В начале 2008 года L-29 сняли с вооружения.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Aero L 29 Delfin "Maya"

   Тип: двухместный учебный самолет для обучения начинающих пилотов и переподготовки летчиков
   Силовая установка: один турбореактивный двигатель Motorlet (Walter) М 701с 500 мощностью 8,73 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость 655 км/ч на высоте 5000 м и 620 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 545 км/ч на высоте 5000 м; начальная скороподъемность 840 м в минуту; время подъема на высоту 5000 м - 8 минут; потолок 12 000 м; дальность полета с двумя дополнительными сбрасываемыми топливными баками 894 км; дальность полета при обычной заправке 640 км; продолжительность полета 2 часа 30 минут со сбрасываемыми топливными баками и 2 часа без них
   Масса: пустого - 2364 кг; нормальная взлетная - 3280 кг; максимальная взлетная - 3540 кг
   Размеры: размах крыла 10,29 м; длина 10,81 м; высота 3,13 м; площадь крыла 19,85 кв. м
   Вооружение: до 200 кг бомб на подвесках под крылом

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии