Aero L-29 Delfin
Страна: Чехословакия
Год: 1959


Двухместный учебный самолет для обучения начинающих пилотов и переподготовки летчиков
Описание
Фотографии
Aero L-29 Delfin

  Самолет Aero L-29 Delfin (по классификации НАТО - "Maya"), строился для военно-воздушных сил стран Варшавского договора. Заказы были огромными. Выпуск более 3500 машин одного типа свидетельствовал о том, что ее конструкция оказалась довольно удачной.
  Эта модель создавалась как учебный реактивный самолет, который должен был заменить собой устаревшие поршневые учебные самолеты, на которых до этого обучались и проходили переподготовку летчики ВВС Чехословакии.
  Инженеры предприятия "Aero" спроектировали учебный самолет, отличавшийся высокой надежностью и простотой в управлении. Послушный L-29 оказался прекрасной учебной машиной, позволявшей совершать даже грубые ошибки пилотирования, которые часто допускали начинающие курсанты.
  Крыло L-29 было достаточно толстым в сечении, прямым и трапециевидным. Это обеспечивало простоту конструкции и оптимальное распределение аэродинамических нагрузок. В основании крыла по обеим сторонам фюзеляжа находились воздухозаборники двигателя. Предкрылков не было, имелись элероны с аэродинамической компенсацией на внешней части крыла и щелевые закрылки на его остальной части. Это позволило сажать самолет на очень низкой скорости (всего 135 км/ч) и улучшало его эксплуатационные качества.
  Под разделенным на секции фонарем кабины инструктор и курсант сидели тандемом в разработанных конструкторами фирмы "Aero" синхронизированных катапультных креслах. При этом инструктор располагался чуть выше курсанта. Оба места были оборудованы ручным управлением.
  В центральной части фюзеляжа L-29, возле крыла, размещались два основных топливных бака (один кольцеобразный, а второй цилиндрический). Они находились возле точки центра тяжести самолета, что сокращало протяженность бензопроводов и помогало сохранить центровку по мере расходования горючего. Силовая установка L-29 состояла из турбореактивного двигателя Motorlet М 701, который мог быть демонтирован за полтора часа.
  Широкая база шасси с шинами низкого давления позволяло самолету взлетать и садиться с любых аэродромов, специально подготовленная взлетно-посадочная полоса не требовалась. Попасть внутрь машины можно было по встроенным в фюзеляж ступенькам. На L-29 устанавливался фотопулемет для обучения стрельбе, а на двух пилонах под крылом допускалось брать до 200 кг боеприпасов для учебного бомбометания.
  Прототип XL-29, оснащенный турбореактивным двигателем Bristol Siddeley Viper, совершил свой первый полет 5 апреля 1959 года. После проведения летных испытаний был построен второй прототип с чехословацким турбореактивным двигателем Motorlet М 701 (именно он был выбран для серийного производства самолетов L-29 в середине 1960 года). Затем выпустили несколько предсерийных машин L-29, чтобы оценить и сравнить их с конкурирующими моделями - польским PZL TS-11 Iskra и советским Як-30.
  L-29 показал себя с самой лучшей стороны, после чего именно его выбрали в качестве стандартного учебного самолета для военно-воздушных сил всех стран Варшавского договора (за исключением Польши, которая предпочла заказать для своих ВВС отечественный TS-11). Существовало еще два варианта основной модели L-29. Первым стал одноместный L-29A Delfin Acrobat, который строился в очень небольших количествах для аэробатики, а вторым - штурмовик L-29R, так и не запущенный в серию.
  Стандартный учебный L-29 заступил на службу в 1963 году и был первым серийным самолетом, который выпускался в Чехословакии. Благодаря большому количеству заказов из СССР и стран Варшавского договора, было произведено 3600 машин. Основная их часть поступила в Болгарию, Чехословакию, ГДР, Венгрию и Румынию, при этом около 2000 самолетов получили ВВС СССР и ДОСААФ. Остальные самолеты пошли на экспорт в Афганистан, Египет, Гвинею, Индонезию, Ирак, Мали, Нигерию, Сирию и Уганду.
  В начале 2008 года L-29 сняли с вооружения.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Aero L 29 Delfin "Maya"

  Тип: двухместный учебный самолет для обучения начинающих пилотов и переподготовки летчиков
  Силовая установка: один турбореактивный двигатель Motorlet (Walter) М 701с 500 мощностью 8,73 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 655 км/ч на высоте 5000 м и 620 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 545 км/ч на высоте 5000 м; начальная скороподъемность 840 м в минуту; время подъема на высоту 5000 м - 8 минут; потолок 12 000 м; дальность полета с двумя дополнительными сбрасываемыми топливными баками 894 км; дальность полета при обычной заправке 640 км; продолжительность полета 2 часа 30 минут со сбрасываемыми топливными баками и 2 часа без них
  Масса: пустого - 2364 кг; нормальная взлетная - 3280 кг; максимальная взлетная - 3540 кг
  Размеры: размах крыла 10,29 м; длина 10,81 м; высота 3,13 м; площадь крыла 19,85 кв. м
  Вооружение: до 200 кг бомб на подвесках под крылом
Большая часть поверхности L-29 в ВВС СССР не окрашивалась, в красный цвет красили законцовки крыла и низ носовой части фюзеляжа, красная полоса наносилась на заднюю часть фюзеляжа, перед фонарем кабины на фюзеляж накрашивалась антибликовая полоса черного цвета. Двузначные номера наносили на борта фюзеляжа в районе кабины.
Самолет - участник инцидента 15 января 1998г. Aero L-29 ES-YLE (з/н 294872). На момент инцидента находился в частном владении.
К 2008 году в Египте все еще сохранился большой парк построенных в бывшей Чехословакии учебных самолетов Delfin ("Дельфин"), хотя в 2000 году на смену им уже были заказаны учебные самолеты К-8 Karakorum.
L-29 "Дельфин" иракского национального авиационного колледжа, авиабаза Тикрит, 1982г.
ВВС ЧССР получили с 1963 года не менее 400 L-29. В новом тысячелетии Delfin продолжали эксплуатировать ВВС Чехии и Словакии. Карьера самолета в ВВС ЧССР (на снимке) длилась 40 лет.
Максимальная скорость L-29 с внешними подвесками ограничена М=0,7, без внешних подвесок - М=0,75. Ограничение по максимальной эксплуатационной перегрузке +8g.
В конце 1970-х годов L-29 считался самым удачным чехословацким самолетом. Он эксплуатировался по всему миру (особенно широко - в странах бывшего Варшавского договора) и принимал участие в целом ряде военных конфликтов.
Aero L-29 Delfin two-seat jet trainers, production of which has now ended after the manufacture of more than 3,000
Авиашоу SIAF-2016
На авиасалоне МАКС-99 всеобщее внимание посетителей неизменно привлекали "тигр" и "дельфин" - два ярко раскрашенных учебно-тренировочных самолета L-29, принадлежащие одному из российских аэроклубов.

L-39 развил успех своего предшественника - УТС L-29 Delfin, являвшегося стандартным реактивным УТС стран ОВД (кроме Польши). На снимке: L-39ZA ВВС Чехии в полете парой с самолетом Delfin с "тигровым окрасом". Законцовка киля L-39 также окрашена "под тигра". Самолеты принимали участие в ежегодных учениях НАТО "Tiger Meet", снимок сделан в 1991 году, когда учения проходили в Фэйрфорде, Великобритания.
Спонсируемая южноафриканским горнодобывающим и химическим концерном пилотажная группа "Sasol Tigers" выступает на трех L-29.
Л-29 в полете над Куркачи
The L 29 Delfin basic trainer is to be succeeded in EAF service by a turboprop-powered aircraft, selection of a type reportedly being imminent. Replacement of the L 29 will coincide with the introduction of a new training syllabus.
Египет вошел в число крупнейших импортеров L-29, закупив порядка 120 самолетов. Египетские L-29 принимали участие в войне 1 973 года с Израилем. После войны египетские летчики обучались на L-29 азам применения бомб и неуправляемых ракет.
Самолеты Л-29
The ex-Warsaw Pact air force of Bulgaria has adopted a new roundel formed by the national colours of red white and blue. It is seen here applied to a MiG-23UB and two L 29 Delfin trainers at Dobro Slavci air base near Sofia. The close proximity of the fuselage and fin marking would appear to render one or the other redundant and it will be interesting to see if this is changed in the future.
К ноябрю 2008 года L-29 Biojet I налетал над США на био-дизельном топливе 2900 км.
8 и 9 сентября 2018г. под Харьковом на аэродроме Коротич, на территории аэроклуба имени В.С. Гризодубовой, прошел очередной авиафестиваль KharkivAviaFest 2018. Его звездами стали летчики тройки L-29.
В 1961 году L-29 вместе с Як-30 и польским T-11 Iskra принял участие в конкурсе на УТС для ВВС стран Варшавского договора. На снимке: предсерийный L-29.
Самолеты L-29, TS-11 и Як-30 на сравнительных испытаниях. Аэродром Монино, осень 1961 г.
Aero L-29 Delfin two-seat jet trainer, more than 3,000 of which have been built
Aero L-29 Delfins.
Экзотический гость салона - L-29 "Дельфин", раскрашенный "под тигра"
Photograph of the L-29 Delfin tandem two-seat jet trainer
В Марах-2 "гостили" машины и ВТА, и ДОСААФ. L-29.
L-29 Delfin jet trainers in Soviet Air Force insignia
Л-29 Армавирского ВВАУЛ на аэродроме Сангачалы. 1986 г.
Л-29 Воронежского УАЦ
Большинство L-29 поступили в ВВС СССР и ДОСААФ.
Учебно-тренировочные Л-29 и Л-39, учебные Ту-134УБ-Л и Ту-134УШС, транспортные Ан-12А и Ан-24Т
Л-29 Барнаульского ВВАУЛ
Перед полетом на Л-29
Л-29 Запорожского УАЦ
Вот такую "птицу" встретили летчики в воздухе. L-29 ES-YLE (з/н 294872) на стоянке аэродрома "Храброво"
L-29 ВВС Нигерии принимали участие в конфликте с Биафрой, обычно на самолетах летали наемники из Великобритании, Родезии и ЮАР. Нигерийские летчики в боевых вылетах занимали место курсанта.
Бывший советский аэродром "Марнеули" стал основным местом базирования грузинских ВВС. В частности тим размещались учебно-боевые самолеты Л-29 "Дельфин" и Л-39 "Альбатрос", которые видны на снимках, сделанных в 2007 году
Марина Попович в кабине Л-29. Начало 1970-х гг.
Автор статьи (Иван Кудишин) в кабине "Элки", октябрь 1998г.
Кабина L-29 скомпонована так, чтобы летчику было проще в последующем адаптироваться к кабинам истребителей МиГ. Курсант и инструктор размещаются на катапультных креслах Aero KK-1. В контуре системы управления гидроусилители отсутствуют, проводка системы управления - механическая.
Обломки L-29 на авиабазе "Ханкала". Опознавательный знак ВВС Чеченской Республики: на фоне красной звезды внутри желтого круга - зеленое поле с золотым львом, изображавшимся ранее на иранских флагах
"Разбарахоленные" еще до начала боевых действий L-29 и L-39C Ханкала, ориентировочно 1994 г.
Three-view drawing of the L-29 tandem two-seat jet trainer
L-29 Delfin tandem two-seat jet trainer, with additional side elevation {centre) of single-seat L-29A aerobatic version
Aero L-29 Delfin