Aero L-159 ALCA
Страна: Чехословакия
Год: 1997


Single-seat light multirole combat aircraft and two-seat combat-capable trainer
Описание
Фотографии
Aero L-159 ALCA

   Работы над совершенствованием L-59 были продолжены в 1994 году в соответствии с требованиями ВВС Чехии. Был сделан заказ на 72 одноместных легких истребителя-штурмовика L-159A, созданных на основе двухместного L-59, который в качестве промежуточного варианта превратился в прототип одноместного L-159. Он сошел со сборочной линии 12 июня 1997 года, а свой первый полет совершил в сентябре того же года. Серийный L-159 имел семь подвесок для размещения 2340 кг боеприпасов. Шесть из них располагались под крылом, а седьмая - под фюзеляжем.
   Для оснащения L-159 были рассмотрены несколько вариантов двигателей. Фирма "Aero" остановила свой выбор на турбовентиляторном двигателе AlliedSignal (Garrett)/ITEC F124-GA-100 мощностью 28,02 кН, позволяющим существенно улучшить летные характеристики L-159 по сравнению с прежним L-39. Так, новая модель могла развивать скорость до 900 км/ч и имела скороподъемность на уровне моря до 2819 м в минуту, что намного превышало показатели L-39. На экспортных L-159, по желанию заказчиков, вместо GA-100 устанавливали и турбовентиляторные двигатели Rolls-Royce Adour или ДВ-2С.
   В числе других новинок отметим дополнительный топливный бак емкостью 297 кг, расположенный на месте второй (задней) кабины, и несколько увеличенную по ширине заднюю часть фюзеляжа. В одноместной кабине установили катапультное кресло zero/zero, а также радикально пересмотрели расположение электронного оборудования, в систему которого интегрировали цифровые базы данных Rockwell Collins и MIL 1553B. На самолете появились автоматическая система управления полетом HOTAS, дисплей Flight Visions FV-3000 HUD, навигационный лазер INS с подключением GPS, жидкокристаллические многофункциональные дисплеи AlliedSignal Bendix/King и приборы ночного видения. Была значительно улучшена защита самолета, включающая в себя РЛС GEC-Marconi Sky Guardian 200 RWR и Vinten Vicon 78 серии 455 ECM.
   На фирме "Aero" создали также двухместный вариант L-159 - современный легкий боевой самолет L-159A. В самой Чехии остались всего 24 самолета L-159A, остальные же были отданы в аренду или проданы за рубеж. Четыре стандартных самолета L-159A фирма "Aero" модернизировала в L-159T1 - двухместный учебно-боевой самолет.
Фирма "Aero" собрала два прототипа L-159 ALCA, первый из которых был сделан в двухместной версии. Этот самолет в одноместной конфигурации с установленным в задней кабине пилота испытательным оборудованием прошел в Норвегии испытания на боевое применение.
First prototype L 159 during an early test flight (1998)
Plan view of the prototype L-159 in a vertical climb, illustrating its responsiveness and ease of handling. While not the easiest of manoeuvres to fly, Miroslav Schutzner had no difficulty in formating with the L-139 photo-aircraft.
Nine L-39s were parked in front of the Aero Vodochody hangars at Odolena Voda. Situated some 6 miles north of Prague, the factory currently employs a staff of2,400.
Прототип L-159 во время перелета на испытания в Норвегию, апрель 1999г. Самолет имеет фирменную демонстрационную окраску. Позже он был перекрашен в типовой для L-159A серо-голубой камуфляж
During a two-month deployment to Norway in mid-1999, the prototype L-159 carried out a number of weapons trials. Among the weapons fired were CRV-7 high-velocity air-to-ground rockets (seen here), AIM-9 Sidewinders and Mavericks (TV and IR guided).
Прототип L-159B в сине-белой окраске участвовал во многих авиасалонах до 2006г.
Прямой конкурент нового "Яка" на мировом рынке - чешско-американский легкий боевой самолет L-159
Прототип L-159B в сине-белой окраске участвовал во многих авиасалонах до 2006г. На Farnborough-2006 он был представлен в новой окраске
Two-seat Czech Air Force (CzAF) Aero Vodochody L-159T1 6069 lifts off from the factory airfield at Vodochody at 1444hrs on March 8, 2007 for its maiden flight after being rebuilt from a single-seat CzAF L-159A. The aircraft is the first of four planned conversions and will serve as the prototype whilst test flying is undertaken.
Aero Vodochody’s new L-159T2 made its first flight on August 2, 2018, at the company's Vodochody airport, the first of three aircraft ordered by the Czech Air Force in 2016. According to Aero, the three L-159T2s are due to be delivered to the 21. Tactical Air Force Base at Caslav by the end of the year and used by the Czech Air Force for advanced flying training and operational missions. The L-159T2 features a new central and forward fuselage, a Leonardo Grifo radar, electronic countermeasures, and radar warning receivers.
The first PP16 L-159 undergoes a flight test on June 31, 2020. It was delivered back to its home base at Caslav in the middle of the Czech Republic September 16
Second (single-seat) L 159 prototype 5832 immediately prior to its first flight (1999)
Aero Vodochody’s prototype L159B tandem, two-seat advanced jet trainer, 6073, seen during its first flight on June 1, 2002, flown by chief test pilot Miroslav Schutzner and test pilot Rostislav Strain, from the Vodochody factory airfield.
AERO VODOCHODY announced on February 1, 2007 that it has completed assembly of the first of four two-seat L-159T1 training aircraft for the Czech Air Force (CzAF).
У L-159T1 хорошо видно, что проект L-159 ALCA "унаследовал" некоторые элементы от L-39 Albatros. Наиболее очевидное отличие - удлиненная носовая часть для установки многофункциональной РЛС Grifo-L.
В двухместных самолетах задняя кабина установлена с превышением по высоте для обеспечения инструктору хорошего обзора передней полусферы.
As the L-159B brakes to a halt after a demonstration sortie, Miroslav Schutzner prepares to fly the L-159A. Note the cooling air vent in the nose of the L-159A for the Grifo radar, absent on the two-seater.
Taking off from Albacete AB on September 19, 2014 is Czech Air Force Aero Vodochody L-159A Advanced Light Combat Aircraft 6063, one of three from 212 Takticka Letka deployed to Spain to participate in TLP flying course 2014-5.
В чешских ВВС L-159 используется, прежде всего, в качестве легкой ударной машины с широким ассортиментом вооружения. Этот самолет несет пару ракет AGM-65 Maverick, используемых для ударов по бронетехнике и иным точечным целям.
2 августа 1997г. Усовершенствованный легкий боевой самолет Aero L-159 ALCA, совершавший первый полет, достиг высоты 4572 м и развил скорость 609 км/ч.
The Aero L159 ALCA was designed in close co-operation with many of the world's leading aerospace companies to be capable to fulfill a wide range of combat and advanced training missions according to latest requirements. The L159 through its excellent performances and capabilities became one of the most advanced aircraft in its category.
Одноместный L-159A ВВС Чехии (на заднем плане) в паре с двухместным L-159T1. Хотя в заказ на поставку 72 самолетов ALCA не входили двухместные машины, впоследствии четыре из них получили вторую кабину.
Международный авиасалон в Чехии Брно-2005 "CIAF"
Aero Vodochody is currently overhauling the Czech Air Force fleet of single-seat L-159s. In the past, it has even converted single-seaters into dual-seaters for its domestic customer
L-159A - новые боевые самолеты чешского производства для возрожденных ВВС Ирака
Aero L-159A 6053/DU-C seen departing RAF Fairford after the Royal International Air Tattoo 2017.
The L-159s participated in the final part of the FWITs air-to-air phase, which lasted until July 14, 2017; this year’s course runs between April 24 and November 9.
Draken International L-159E ALCAs were used as 'Red Air' during the manoeuvres
During the 2017 Fighter Weapons Instructor Training course at Leeuwarden, Draken International supplied four L-159 ALCAs, which received Skyline Aviation titles and the North Sea Agressor badge on the tail.
An ecstatic Mark Jefferies in the rear cockpit of the prototype L-159, having just completed an evaluation sortie with Miroslav Schutzner.
Designed for operation from unprepared strips and the possibility of heavy landings by student pilots, the L-159 has a ‘substantial’ trailing link main undercarriage.
Inside the rear fuselage of one of the first hatch of L-159s to he delivered to the Czech Republic Air Force. Note the engine mounting rails (in line with the worker’s head) which facilitate ease of fitting and removal of the engine. The front engine mount is the main support and the rear mountings take the vertical loads only.
Первый взлет прототипа L-159A
Чешский L-159 летает уже 3 года
Прототип L-159 в полете с тремя подвесными пушками Plamen
Первые четыре серийные L-159A
Один из самолетов 212-й эскадрильи перед вылетом с авиабазы Часлав
Пара самолетов 212-й эскадрильи во время учений Flying Rhino 2004
Основной боевой самолет Чехии L-159
Испытания L-159 на грунтовом аэродроме. Август 2004г.
L-159A из 212-й эскадрильи во время авиашоу CIAF-2005
L-159 в демонстрационном полете с американскими ракетами "Сайдуиндер" и "Мейврик"
Во время испытаний катапультного кресла VS-2 с опытного L-159B. 2003 год
Блок НАР и ракеты CRV-7
Управляемые ракеты AIM-9P Sidewinder и AGM-65B Mawerick
Пушечный контейнер GIAT NC 621
Корректируемая бомба GBU-16
Контейнер для лазерной подсветки цели TIALD
Разведконтейнер Vicon 18 Srs 601
Радиолокатор Grifo L
Штанга дозаправки на опытном L-159B
Фирма "Boeing" несла ответственность за комплект БРЭО самолета L-159 и кабину пилота. Строевые самолеты L-159A имеют второй многофункциональный дисплей на свободном месте справа, дисплей предупреждения об угрозах и панель управления вооружением над левым экраном и под ним.
Приборное оборудование кабины L-159A
Prototype L-159A cockpit with a full, production avionics fit including a Flight Visions’ FV-3000 HUD, Allied Signal Smart LCD colour multi-function head-down displays and Mason Electric HOTAS controls. The displays and lighting are fully night vision goggle compatible. The HUD is one of the few systems not taken 'off the shelf' and is being proposed for the F-14 upgrade and JSF.
Instrument panel of the L 159 (1997)
Aero Vodochody L-159A
L 159 weapon options (1999)
Aero L 159 light attack aircraft (1996)
Three-view drawing of the Aero Vodochody L-159A, with additional side view of L-159B lead-in fighter trainer.